Сказка

– Как хорошо вздремнуть после обеда! – говорит бабушка пятилетнего Серёжи. – Прыгай, внучок, в кроватку и замри, как мышка.
Разогнавшись от двери, мальчик падает на кровать, дрыгает ногами и хохочет. Бабушка ложится рядом и, укрыв пледом его и себя, произносит:
– Довольно, угомонись. Тебе почитать сказку о царе Салтане?
– Почитай, – отвечает Серёжа, вытягиваясь и затихая.
Надеты очки, открыт том Пушкина в яркой обложке. Чтица растягивает, выпевает слова рифмованных строк. Мальчик внимательно слушает, потом со вздохом говорит:
– Рубашка почему-то липнет.
Бабушка касается его груди.
– Вроде не потный. Хочешь, пижамку наденем  – всё телу приятней.
– Не надо. Лучше почитай "Конька-Горбунка".
– Не всё сразу. Сначала давай покончим с царём Салтаном, – и бабушка с умилением декламирует: "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах на поднятых парусах"! А дальше в сказке появится белка с золотыми орешками, и Черномор с богатырями, и лебедь волшебная. Страсть, как будет интересно!
Серёжа с любопытством смотрит на неё и молчит.
– Хочешь, сам расскажи что-нибудь, – предлагает она.
– Я не знаю, что рассказывать. И спать уже не хочу. Бабуль, а можно поиграть?
– Потом, после сна. А сон придёт, если закрыть глазки и тихонько разговаривать. Ты сказку про царевну-лягушку знаешь?
– Никакая она не царевна, а Василиса Премудрая! – возражает Серёжа. – А Кощей её в лягушку превратил.
– Это от обиды, что замуж за него не пошла, – проявляет осведомлённость бабушка.
– И вовсе не поэтому, – опять возражает внук и объясняет: – Василиса пришла к Кощею домой и говорит: "Дай мне чай с конфетами". Он налил чай и принёс конфет. Самую большую коробку! Василиса её всю съела. Потом Кощей стал показывать всякие красивые вещи и блескучие камешки: зелёные, красные и жёлтые. Целых десять мешков! Тогда Василиса ему говорит: "Ты меня не купишь. Даже за сто мешков! Посмотри на себя в зеркало сначала. Ты же старый, как старик!".
– Это где ты такую сказку слышал? – удивляется бабушка.
– В садике. И Лида рассказывала.
(Лида – старшая сестра Серёжи).
– Вона откуда ветер дует! – усмехается бабушка и уточняет: – По-твоему, девушка без приглашения явилась домой к Кощею, вдоволь наелась его конфет, а потом ещё и посмеялась над ним?
– Да, посмеялась. Так он же злодей! А она вовсе не девушка была, а Василиса Премудрая. Красивая такая и с трудным характером, – Серёжа чешет лоб и вздыхает. – Мама запретила ей ходить к Кощею, а она всё равно пошла и глянула в зеркало...
– Постой-ка, разве не Кощей должен был посмотреть в зеркало?
В голове мальчика всё ясно. И, как ему кажется, события он излагает последовательно. В досаде он хлопает по одеялу руками и восклицает:
– Да Кощей в зеркало никогда не смотрит! Он же лысый скелет! У него кожа нигде не растёт! Потому его зубы наверх торчат, и щёки провалистые. А когда ест кашу, видно, как она в живот падает. А вместо глаз у него две лампочки горят, – увлёкшись описанием сказочного героя, он теряет нить повествования и умолкает.
– Да уж! – приходит на выручку бабушка. – С такой обличностью в зеркало лучше не смотреть. Сам себя перепугаешься до смерти.
– А Василиса посмотрела, – подхватывает Серёжа. – Только в другое зеркало. В кривое. Его Ворон принёс. Он друг Кощея и служит ему в плохих делах. А тут мама говорит Василисе…
– Извини, что опять перебиваю. Её мама тоже в гостях у Кощея была?
В глазах Серёжи – недоумение: как не знать, что ни одна мама на свете не пойдёт в гости к такому злодею?!
– Да она его терпеть не терпела! – восклицает он. – Просто шла в магазин и увидела в его доме окно открытое. А на окне Василиса Премудрая сидела. Тогда мама как крикнет:
     "Не смотри в кривое зеркало, дурочка глупая!" А она завредничала, поглядела, сразу стала лягушкой и бросилась в воду. Болото такое: там много-много камней. А в одном месте было глубоко. Она туда и бросилась, – покончив с драматическим эпизодом, Серёжа понижает голос. – А были ещё три брата: один в зелёном пиджаке ходил, другой – в красном, а третий был Иван. Потом папа их, король тридесятого царства, приказал стрелять из лука. Один брат стрельнул – попал в девицу в синем платье, а другой – в красном…
– Неужто они прямо в девиц стреляли?! – вскрикивает бабушка.
– Да нет же! – в их ворота. А ворота всегда белые, потому что краска такая. Только у синей девицы они с цветочками, а-а-а, – тут Серёжа сладко зевает, – а у красной девицы в самой середке два голубя клювами целуются. А когда ворота открывают – они  разлетаются во все стороны. А Иван стрелял в болото, где лягушка сидела. Она ему говорит: "Поженись на мне, а то будешь длинными слезами плакать"!
– Какими слезами?
– Длинными. Как сильный дождик.
– Ну и шантажистка! Маленькая зелёная лягушонка – и ещё угрожает! – вполголоса возмущается бабушка.
– Да она ж Василиса Премудрая! – терпеливо напоминает внук. – А лягушачья кожа к ней сверху прилипла. А Кощей еще сказал: "Если за три дня никто на тебе не поженится, лягушкою помрёшь!". А она уже два дня так ходила и не знала куда подеваться. Тогда Иван поженился на ней. И братья его с девицами – тоже. А потом король приказал сшить ковры. Красная девица сшила, он сказал: "Этот киньте на коня". А синяя – сшила, он сказал: "Постелите это на кухне". А лягушкин ковер отдал назад…
– Почему? Он, что, королю не понравился?
– Нет, понравился. Лягушкин ковёр был самый красивый, – говорит Серёжа и удивлённо умолкает: как можно от такой красоты отказываться? Тут же вспомнив недавний ремонт в своей квартире, он излагает другую версию событий:
– Во дворце обои лепили. На все стены. Ещё двери красили. Тогда король приказал положить ковёр в шкатулку. Чтоб не замазался.
– Ковры большие и тяжёлые, – не унимается бабушка. – Глянь, какой над кроватью висит! Разве его затолкаешь в шкатулку?
– Она была вот такая! – показывая размеры шкатулки, Серёжа разводит руки в стороны и протяжно зевает. – А ковёр сложили четыре раза, сверху придавили коленкой и закрыли крышку. Потом все легли спать. А утром король позвал их к себе на бал. Тогда лягушка обернулась Василисой Премудрой. Ну, яркая такая, в жёлтом платье и с длинной косой. Сама танцует на бале и руками машет да машет. А из рукавов лебеди на пол падают и сразу плывут. А все на них удивляются, – маленький рассказчик устало вздыхает. – А девицы, которые на братьях поженились, плохие были. Они знали, что лягушачью шкуру нельзя палить, а не сказали Ивану. Он побежал домой и спалил её…
Серёжа отворачивается к стене, и, засыпая, с паузами бормочет:
– Сразу прилетел Ворон и унёс Василису к Кощею… за синее море, высокие горы. Тогда Иван заплакал …горючими слезами… потому что сильно её полюбил...
 


Рецензии