По зову благодарной памяти. Часть 1

Параллельно с московской викториной я задумала и свою на страницах  главной газеты «Рудный Алтай».
 Мне любезно такую возможность предоставили, и 3 октября 1998 года в газете появилась вступительная статья – приглашение к участию в  литературной викторине, посвящённой 200-летию Великого поэта: «По зову благодарной памяти».
 Небольшой рассказ содержал вопрос, на который так же нужно было ответить  рассказом.
Эта форма «Памяти поэта» оказалась достаточно востребованной. Свои ответы присылали филологи, музыканты, техническая интеллигенция, молодежь рабочая и учащаяся.
 Лучшими оказались ответы учителя литературы из Аягоза  Валентины Балахненко, с которой мы позже познакомились и подружились.
 В 2009 году она со своей семьей побывала на презентации моей второй книги, которую прочла заранее и очень тепло о ней отозвалась, причем, её отзыв не был  только вежливой данью Презентации.
 В своём выступлении В.Балахненко сумела аргументированно рассказать о многих станицах книги, которые можно и до;лжно использовать в процессе обучения и воспитания, чем меня очень порадовала.
Викторина  активно жила на страницах газеты до 6 июня 1999 года; семь рассказов-вопросов, столько же ответов, вступительная  и заключительная статьи – таковой была наша благодарная память Великому поэту в год его 200-летнего юбилея.

 По зову благодарной памяти
 
Ровно через десять месяцев величайшему гению поэзии Александру Сергеевичу Пушкину исполнится двести лет.
Странной, неординарной, впрочем, так наверное и должно быть, была судьба поэта: маленький, неловкий увалень, молчаливый, но наблюдательный, он не был любимцем в своей семье; ему предпочитали общительного Лёвушку. Затем шесть лет лицея хоть и прекрасные, воспетые поэтом множество раз, подарившие ему любовь,  дружбу и чудное знакомство с Музой, всё же не дарили материнской лаской.
Позже, почти сразу, же начались гонения, ссылки – Молдавия, Одесса, Михай-ловское.
Его никогда не выпускали за границу – ни «подышать свежим воздухом», ни подлечиться.
Прекрасные дети его гения – его произведения, всегда проходили очень строгую и пристрастную двойную цензуру, где последнюю волю диктовал царь Николай I.
А зависть? А травля? А Дантес?
И при всём этом его душевное здоровье позволяло писать восторженно, возвышенно, оптимистично:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
И даже смерть – полный творческих и физических сил, он принял мужественно, с огромным достоинством.
Такая жизнь и такая смерть утвердили в правах его слова:
…Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
  Мой прах переживёт и тленья убежит…
«Рудный Алтай» начинает свой цикл памяти великого гения. Необычность его в том, что на страницах газеты ежемесячно будет появляться небольшой рассказ-вопрос.
Задача читателей прислать свой рассказ-ответ, или рассказ-вопрос. Лучшие работы будут опубликованы.
«Рудный Алтай», 3 октября 1998 г.

Три встречи с Пушкиным
(вопрос № 1)
Они – современники. Он – моложе всего на два года. Литература, язык – вольный, русский, национальный – вот что их объединяло и влекло друг к другу. Они долго жили, думали, творили где-то рядом, но познакомились лишь зимой 1832-го года в Петербурге.
 Он шёл к уже великому Пушкину со своей первой книгой.
…«Ваше собрание не простая затея, не увлечение. У Вас есть цель. Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумлёнными современниками и потомками!».

1833 год. Оренбург. Он – чиновник особых поручений при губернаторе.
 Неожиданно пожаловал Пушкин, собиравший материалы для «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки». Вместе едут в Бердскую слободу (вспомним «Капитанскую дочку»), и Пушкин по дороге рассказывает ему сказку. Он её записывает и издаёт ещё при жизни поэта.
 А вскоре, во вторую свою сорокадневную «Болдинскую осень»  14 октября 1833 года напишет Пушкин свою «Сказку о рыбаке и рыбке», пришлёт ему рукопись, как гласит легенда, с дарственной надписью: «Твоя от твоих».

На исходе январь 1837 года, и судьбой уже всё решено.
Пушкин пришёл к нему в новеньком сюртуке:
 «Эту выползину я теперь не скоро сброшу. В этой выползине я такое напишу!».

А когда это случилось, он пришёл сам и оказался очень нужным.  Именно ему было предназначено принять последний вздох поэта. Ему на память о Пушкине досталась та самая выползина – сюртук с дырочкой от смертельной пули.
Его имя?
«Рудный Алтай», 3 октября 1998 г.


Рецензии
не знаю известно вам или нет---Пушкина убили именно за то, что хотел обнародовать правду о Пугачеве. Пугачев и Петр третий--одно и тоже лицо
его к архивам не допускали, но он нашел свидетелей в сибири, несмотря на то, что охранка ездила за ним по пятам
ведь прошло только 50 лет после восстания и народ прекрасно знал правду...
Шукшина тоже отравили, когда он заинтересовался Пугачевым и Разиным...и был уже утвержден сценарий по Разину....и не дали
сколько столетий римская инквизиция беспредельничает на нашей земле!
а народ слеп и не понимает причины всех наших бед---экспансия ложного православия---основной виновник наших проблем
с теплом

Ирина Коноваленко   25.12.2016 17:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.