Алтай

Я люблю горы. Полюбила  две недели назад. Раньше просто не знала, что люблю. А тут меня друзья повезли на Алтай. У них – традиция, а я - дополнительный повод, там еще юбилей и 10 лет свадьбы. И чет меня так торкнули эти Алтайские горы! Оля спрашивает, «ты че никогда в горах не была?» начала думать. Да была.

Меня когда-то брат с женой возили в Дружинино – на лыжах кататься – самое сердце Урала, между прочим. Потом на Камчатке мы целый месяц ходили по горам, давно, еще в школе. Потом в Финляндии горы. Потом мы ездили в Боровое. И там чудесные горы. И в Турции горы, и в Сочах. Но, знаете, и березы везде.

Мои искушенные спутники смеются: «Ой, березы, березы! - Ну, так да. У меня в болотах – одна ольха! - У нас на даче тоже одна ольха. Одна штука»  Да нет, у меня  под окнами растут самые красивые березы в Питере. Это правда. В центре - березам негде. В парках лучше растут липы, елки, на озерах – сосны. А все жилые массивы засажены березками. Нашим – по тридцать лет. Они ровесницы домам, в которых мы живем.  Тут старше нет.

 А алтайским березам – по семьдесят и поболе. Это и рост, и стволы – соответственно. Просто монументальные деревья! Про наши еще можно сказать «березка», но как-то уже с натяжечкой, уже не девушки, а алтайскую березу так  уже и вовсе неловко, фамильярно как-то даже.  И то, что у нас называется перелески,  у них - все из вот этих монументальных берез - прозрачный насквозь лес. Может мне так свезло, мы ехали в первые дни зелени. И все это были нежнейшие клейкие листочки. Но  мне показалось, что я ничего свежее этих вековых берез не видела в жизни! Я еще специально переспросила, это уже алтайский пейзаж? Да. Алтайский. Распаханные поля, и березовые перелески. И на этих полях, между прочим, собрали в прошлом году рекордный урожай зерновых. Житница страны, так то!

Но когда мы добрались до Горного Алтая, мне пришлось безжалостно чистить память своего телефона. Да вот ведь кто-нибудь поставил бы матери карту памяти, а то столько фоток потерялось классных, пока сбрасывались в диск.  И те, где я в Олином красивом халате, и еще  там, ну, ладно…

Я вообще, выросла в казахском мелкосопочнике, а сейчас живу в псковских  болотах. А Алтай – это такое высокое небо!  Одно дело, когда небо подпирает старая седая сопка или твой деревенский дом, и совсем другое, когда небоскреб, даже при том, что мы были в предгорьях.

 Опытные туристы, узнав о наших планах, деликатно пытались стереть с лиц разочарование. Они там ездят на Алтай на неделю. Успевают уехать аж  к перевалам. Но Оля сказала, « Нам хватит!», и как всегда, оказалась права.

Эти старые горы, поросшие короткошерстной травой - плюшевые, или бархатные бока, с жесткой щетиной ельника по хребту, с чахленькими волосиками деревцов, сбегающими вниз по оврагам, почти физическое ощущение шелковой шерстки в подбрюшье. Дракон-пушистик. Мишутка. Малюсенькие домики внизу, просто мизерные человечки, машинки, лошадки.

 Просто нереальные в сопоставление туши гор! Запертая между ними Катунь: жуткая скорость на порогах, обманчивая медлительность на равнине. Если ей мешает гора, она хищно, без рефлексии выгрызает кус неподатливой плоти и катит дальше. Плюс четыре - в любое время года. Хороший клистир против мании величия. Кинг Конг жив! Не знаю, как мужчины,а на женщину здесь накатывает какое-то сладострастное согласие с собственной мизерностью, бессилием. Это лечит. Остужает. Меняет масштаб. Вправляет мозги.

До этого путешествия я думала, что Алтай – это такой русский бренд, типа Хохломы. Оказывается, алтайцы совсем не славяне, скорее, монголоиды, и они совсем не доброжелательны, и даже не любят русских. У них автономия. Хотя все в республике заточено под туристов.

 Все трассы заставлены псевдо деревенскими скворешниками турбаз. Завалены сувенирами китайского происхождения. За всем этим чувствуется еще советское представление о достатке, все немножко чересчур, немножечко вульгарно, немножечко безвкусно. Какие-то фигуры из гипса. Пятиэтажный Иисус позолоченный и распятый прямо в сердце Алтайских гор. Повыдергивать бы кому-то ручки, за такие художества! И за это еще денег берут! С ума сойти!
 
  Но есть и образцы хорошего  вкуса. Например, горное озеро Ая. Теплое. Голубое. Живопи-исное! И там с детьми можно. Инфраструктура. Хотя, в сезон там, наверное, невозможная толчея! А мы жили в классном месте! По-европейски добротная гостиница, с отоплением зимой, с удобствами и душем в номере, с рестораном внизу,  с тапочками. Ну, и там баня, бильярд, все как надо, полный набор.

 Просто хозяева этой гостиницы – приятели моей Олечки. Там везде чувствуется Ленкина рука. И это был очень приятный бонус. Мне тоже хочется сделать им что-то приятное. Алтайский край, п. Катунь, ул. Советская 27, гостиница  «Солнечная».  8-960-960-33-40 solar-hotel.ru


Рецензии