Часть IV - Жизнь Разумная. Разум и сознание

Часть IV - Жизнь Разумная. Разум и сознание
Часть IV - Жизнь Разумная. Разум и сознание
Владимир Фокас 2
Понимание человека как сложной эволюционирующей системы, обладающей высокой потенциальностью, разделяет сегодня большинство ученых. Наука же о человеке как микрокосме только создается и сегодня представляет собой массу ограниченных и разнонаправленных сведений, зачастую не согласующихся друг с другом. Условно можно выделить пять уровней изучения человека:

I. Человек как существо материальное (биологическое).

II. Человек как Homo sapiens (существо разумное).

III. Человек как существо социальное.

IV. Человек как существо биоэнергетическое.

V. Человек как существо психодуховное.

Два последних уровня исследования являются более «молодыми» и в целом определяют направления развития человековедения; два первых имеют более длительный период существования; третий является как бы переходной зоной между двумя выше указанными, определяя общественные характеристики человека и человечества в целом. Основой же всей системы, несомненно, является сфера разума и сознания.

Материальным субстратом высшей нервной деятельности является головной мозг, а также проводящие пути и органы чувств. Это поле работы анатомов, физиологов, нейрофизиологов. Клеточный уровень не менее сложен; клетки и их «сообщества» - это не просто анатомическая система, это целое множество динамических взаимодействующих систем. Законы этого взаимодействия изучают биохимики, биофизики, гистологи, систематики.

«Подсистемой» можно считать биохимический уровень с химической энергией обмена, а так же электролитными, гормональными и нейромедиаторными взаимодействиями. Истинно энергетический уровень отражают близкие и дальние связи клеточного уровня, суммарная излученная энергия («биополе») и так называемая «система чакр».

Итальянский психолог Р. Ассаджиоли еще более 50 лет назад предложил название «психофизика» для раздела науки, исследующего эти процессы, и явления; сейчас он разделился на 2 направления: биоэнергетика и биоэнергоинформатика; их целью является изучение среды (в первую очередь, электромагнитной), полей и энергий живых систем, а также проблемы управления собственной биоэнергетикой человека.

Информационный уровень–самый сложный;по существу, это многоярусная система, включающая в себя множество программ и подпрограмм, способы кодировки, декодирования и трансляции суммарной информации, принимаемой, обрабатываемой, накапливаемой и передаваемой человеком.

Одно из определений жизни расценивает ее как систему непрерывного получения, переработки и передачи информации; под информацией понимается все, что может быть воспринято живой структурой на любом – сознательном и бессознательном – уровне.

Наследственность и вся система генома являются, по сути определенным образом закодированной информацией; точно так же высшая нервная деятельность,в первую очередь – деятельность по приему, декодированию, переработке, накоплению и передаче информации, получаемой от органов чувств.

Большие сложности возникают при попытке понять, что же такое память; она многоуровневая, многомерна и не может быть каким-то образом строго локализированна: область ее «хранения» – от клеточного до «полевого», от физического до психического (психодуховного) уровней. Явными программами являются безусловными (врожденные) рефлексы, основные витальные инстинкты; в какой-то мере относятся к программам (приобретенным) рефлексы условные и социальные.

В целом «информационная составляющая» человека простирается от самых древних и примитивных к средним (биокомпьютер с его программами) и высшим информационным уровням, где программ как таковых уже не существует; трактовка высших уровней как комплекса саморазвивающихся программ высочайшей сложности должна восприниматься с большой осторожностью. На сегодняшний день это поле деятельности новейшей психологии, в первую очередь, аналитической психологии, психосинтеза, трансперсональной психологии.

Пониманию человека как существа психодуховного будет посвящен последний раздел этой книги. Учение о человеке как о существе космическом, едином с Космосом и всей
Вселенной – одно из самых древних и в то же время одно из только нарождающихся в современной науке; эта тема будет освещаться во многих разделах данного обзора.

Необходимо так же сказать и о практических направлениях в излучении человека – его биологии, энергетики, парапсихологических (экстрасенсорных) способностей; перспективах биологического и психодуховного усовершенствования. К ним относятся генная инженерия, биотехническая инженерия, клонирование, различные психотехники, в том числе и с выходом в измененные состояния сознания с возможностью информационного контакта с различными уровнями Вселенского поля сознания (общего энергоинформационного поля Вселенной).

Мышление есть процесс переработки информации, поступающей как от органов чувств, так и из областей личностного и коллективного бессознательного (над-  и подсознательного). Загадочным и во многом неясным представляется еще один источник информации – единое энергоинформационное поле Вселенной, условно разделяемое на планетарное (земное) и космическое.

Вся приходящая информация делится по степени сложности на различные сигнальные системы, самые простые из которых – ощущения, а самые сложные – знаковые (слово, символ, число) и абстрактные (идея, принцип, термин). Мощность разума зависит от нескольких основных факторов:

1) способность к переработке максимального количества самой разнообразной информации;

2) скорость ее обработки;

3) наличие «аналоговой базы» (суммарного объема знания);

4) способность удерживать, закреплять и воспроизводить информацию (память);

5) скорость и особенность мыслительного процесса, тип мышления, набор методов;

6) возможность внечувственного (экстрасенсорного) восприятия.

Такой подход к рассмотрению системы (сферы) разума дал основание утверждать:

«В разуме нет ничего такого, чего ранее не было бы в органах чувств».

Человек – социальное существо; вне социума развития разума невозможно. Этот факт уже в XIX в. был подтвержден исследованиями «феномена Маугли». Дети, воспитанные животными, обладали чисто животной психикой, соответствующей тому виду, в котором шло развитие ребенка; они с огромным трудом адаптировались к жизни и восприятию в человеческом обществе, сохраняя в себе как базовые все паттерны той среды, в которой шло их развитие в первые годы жизни.

С другой стороны, нет никаких ограничений ни по расовому, ни по «племенному» признаку; ребенок, взятый на воспитание из племен с первобытным укладом жизни (бушмены, майори), в процессе обучения превращался во вполне цивилизованного человека, по своему развитию не уступающего практически ни в чем (а в ряде случаев и превосходящего) своих сверстников. Таким образом, именно процесс воспитания и обучения является одним из определяющих факторов развития и становления человека; он идет непрерывно, до последних моментов жизни, определяя его суммарный жизненный опыт.

Реальностью последних лет стали методики воздействия на ребенка не только с первых дней жизни, но и в период его внутриутробного существования, давшие поразительный эффект. Такие дети не только развиваются быстрее и интенсивнее, но и оказываются значительно стрессоустойчивее и вообще здоровее, чем дети, воспитание и обучение которых начинается только после момента их рождения. Сложнее обстоит дело с передачей способностей от родителей к детям по наследственной линии. В последнее время принята точка зрения, согласно
которой ни интеллект, ни те или иные виды одаренности не зависят целиком от наследственности и не ею определяются.

Структурной динамической единицей мышления является мысль, единицей познания – идея. Идея и мысль не тождественны друг другу. Мысль ни в коем случае не есть первопричина, первичность – она всегда вторична и является следствием осознания. Когда мы говорим: «Мне в голову пришла мысль», - мы лишь констатируем завершение начального этапа мышления, т.е. проявления образа, идеи, символа; мысль – их своеобразная «одежда», форма, иногда очень далекая от первоначальной идеи, запустившей процесс мышления и осознания. Идеи же – жители ментального (разумного) поля, «надсознательная продукция». В настоящее время среда существования идей чаще именуется энергоинформационным полем.

А вот что у человека истинно свое, так это система анализа и переработки информации, иерархия личностных эталонов, психологических предпочтений, иерархия ценностей; все это позволяет ему выстроить модель мира и определить свое место в ней. От этого и зависти его жизненная стратегия и тактика. «Свое» – это не зеркальное отражение действительности и не прямое «озвучивание» приходящего извне материала; это всегда процесс творчества, формирующий наше разумное «Я».

Творческая активность разума сочетается с задачей поддержания определенного гомеостаза – равновесия, устойчивости и адекватности требованиям среды для надежного функционирования всей системы в целом. Разум – организатор нашего бытия в реальном мире и гарант оптимального функционирования человека в материальной действительности.

С возрастом разум становится, как правило, все более косным, консервативным и с трудом поддается переобучению. Привнесение в это поле идей, несовместимых с его существованием (например: «Человек – иллюзорное, инструментальное существо», «Разум смертен, душа – бессмертна» и т.п.), встречает мощное сопротивление и обычно самим разумом не воспринимается.

Такая перестройка его деятельности, применяемая в большинстве восточных духовных практик (а в супраментальной йоге еще и с исходом в тотальную трансформацию всех уровней разума с переводом его на совершенно иной тип функционирования) – крайне трудный и мучительный процесс.

Разум – великий труженик, ежесекундно исследующий невероятное количество связей и взаимосвязей, отвергающий устаревшие и формирующий новые. Он обязан адекватно отвечать на требования жизни, как бы непривычны и жестоки они ни были; именно поэтому разум есть высший организатор и координатор всего материального бытия человека. В  работе всей системы разума отчетливо прослеживаются две его составляющие – высшая и низшая; кроме того, есть определенные структуры, ответственные за «механическое» мышление.

Человек – далеко не полновластный хозяин этого процесса; работая по ассоциативному принципу, мышление запускается по малейшему поводу и даже без него. Любой раздражитель может породить цепь ассоциаций, которая, как правило, уводит человека далеко от первичного фактора, запустившего этот процесс. Привычка «размышлять» по любому, даже самому незначительному поводу – одно из крайне неприятных свойств разума. Кроме того,он часто попадает под власть«навязчивых вторжений» (мысли, обрывки мелодий, фиксированные ассоциации неприятного содержания, бессмысленные споры с воображаемым собеседником и т.п.).

Возможность разума воспринимать и оценивать окружающую действительность определяется доминирующей парадигмой мышления, или системой убеждений, ценностей, знаний, техник и технологий. Парадигма, принятая большей частью общества (или референтной, т.е. значимой для человека группой), как правило,становится обязательной и единственно верной точкой зрения для всех членов этого общества (группы), независимо от степени ее истинности. Именно парадигма формирует порог допуска, принятия тех или иных идей, определяя, что «может быть», а чего «не может быть никогда».

Наличие многих систем анализа, оригинальных подходов и приемов, пользование различными видами логики (формальной, неформальной, структурно-многомерной), способность к высокой интеграции и синтезу значительно расширяет как возможности разума, так и само понятие реальности, в которой он функционирует. Однако есть ограничения, являющиеся для разума непреодолимыми в силу его материальности и укорененности именно в материальном, вещественном мире.

Вычленившись из природы и в определенной степени встав над ней, он потерял способность прямого чувственно-образного восприятия, получив взамен возможность широкого абстрагирования. Разумная деятельность человека ограничена большим количеством установок, правил, традиций и вплетена в сложную и заимообусловленную систему межличностных, групповых, профессиональных, общественных, национальных, государственных, расовых и, наконец, общечеловеческих отношений.

Конфликт на любом из этих уровней ведет к серьезным последствиям и вынуждает разум постоянно прибегать к компромиссам, определяющим как «внутреннее», так и «наружное» бытие человека. Конфликт «внутренней» и «наружной» разумности стал в наше время серьезной проблемой. Зачастую зыбкой, неустойчивой и ненадежной становится не только внутренняя, но и физическая, вещественная реальность.

Разум современного человека испытывает серьезные трудности, связанные с необходимостью правильной ориентировки не только в мире обычном, но и мире виртуальном огромном и неконтролируемом потоке недостоверной, обрывочной информации, включающей в себя неполные, искаженные знания о душе, духе, реинкарнации и Карме, энергетических и «параллельных» мирах и формах жизни, о парапсихологических и УФО-феноменах. Расставшись с религиозной мифологией, человечество получило взамен целый комплекс мифологий – научной, социальной, политической и псевдодуховной.

Современный человек – это существо, битком набитое противоречивой и неистинной «информацией» и практически не разбирающееся ни в одной из областей знания; поверхностная информированность заменила знание религиозное, историческое, культурное, научное и духовное. Обычная линейная логика утверждает: мир, наблюдаемый и воспринимаемый нами, представляет собой описание мира, существующего в действительности. Мысль о прямом влиянии нашего восприятия на саму действительность, на реальность бытия кажется не только безумной, но и совершенно невероятной.

Однако квантовая физика утверждает, что достигшее определенного критического предела упрощение в «плотной частоте» нашего бытия начинает упрощать, уплощать не только тонкий, надрациональный уровень, но и феноменальный, рациональный, вещественный. Дальнейшее упрощение может привести если не к полной деградации, то к значительной утрате целостности и выживаемости мира тонкого. Отсюда возникновение массы проблем в мире физическом, а также и огромное количество разнообразных парапсихологических и УФО-феноменов, ставших реалиями конца XX века.

Мир не хочет упрощаться, уплощаться, переходить в трех- и двухмерность и деградировать, но это происходит в восприятии и осмыслении его преобладающим большинством человечества. Скоро, кроме «Красной Книги Природы», придется создавать «Красную Книгу Тонкого Мира», резервации и заповедники для сохранения хотя бы чего-нибудь из прежнего богатства.

Недавно проведенное исследование показало: российские гимназисты начала XX века при сочинении на вольную тему использовали 76 фабул и обладали словарным запасом в 16000 слов; школьники конца XX века использовали 11 фабул при словарном запасе в 6500 слов.  Из 100 гимназистов 43 выбирали темой своих сочинений философию, историю, поэзию; из 100 школьников эти темы выбраны только 5-ю!..

Дело даже не в качестве преподавания и школьных программ – мир сегодня настолько оскуднел, что многое из написанного перестало сопрягаться с реальностью, а поэзия, живопись и музыка вымирают для огромного большинства «обычных»людей, ибо уровень связей, на котором они существуют, для современного человека практически неразличим.

Современная литература и TV базируются на сплошных повторах пустых и примитивных сюжетов; это значит, что люди именно так видят сегодня мир и себя в этом мире. И теперь уже этот новый, нами же созданный скудный и убогий мир определяет наши желания и мечты, мысли и поступки, цели и средства достижения этих целей – это сегодняшняя реальность, от которой просто некуда деться… Все это в целом формирует внутренний мир и внутреннюю реальность современного человека, определяя тем самым реалии внешнего мира и правила существования в нем.

Не мир плох, а плохи мы сами; не мир требует от нас агрессивности, жестокости и жесткости для выживания в нем, а то, какое «внутреннее пространство» мы для себя выстроили…Как же человек познает мир? Процесс мышления у Homo sapiens проходит 4 стадии: восприятие, поиск аналогий, доказательство и умозаключение. Говорить о том, что мы воспринимаем, значит говорить о мире, бытии, Вселенной, неотъемлемой частью которой мы являемся.

Основными «датчиками» являются органы чувств; высшим органом – сознание в совокупности. Термин «осознание» означает, что определенные сигналы-раздражители восприняты; дальнейшая их расшифровка и интерпретация – дело разума. Условно восприятие разделяют на сенсорное (чувственное) и экстрасенсорное(сверхчувственное);к последнему относятся ясновидение, яснослышание, телепатия, «кожное зрение», разного рода сиддхи (способность видеть ауру, чакры; способность видеть внутренние органы и системы человека и их заболевания и т.п.), а также возможность прямого получения информации из единого энергоинформационного поля Вселенной (Вселенского поля сознания).

В начале XX века человечество было убеждено, что реальна и достоверна только информация, получаемая от органов чувств (первая сигнальная система) и собственно структур разума (вторая сигнальная система). Возможность получения информации с «надфизического» уровня считалась прерогативой религиозного мистицизма и расценивалась как психопатология. Реальность представлялась как единое целое, имеющее исключительно физические параметры, которые могут быть измерены и поняты.

Спустя сто лет картина резко изменилась – появились понятия вероятностной Вселенной, многомерности пространства, параллельных миров, нелинейного течения времени, энергоинформационных полей и энергоинформационных форм жизни. Неизмеримо расширилось и внутреннее пространство человека – он заново открыл в себе микрокосм(вернее,начал воспринимать себя как микрокосм); реальность «путешествий внутри себя» стала неоспоримой; были экспериментально подтверждены такие виды информации, как кармическая и биоэнергетическая.

Все это в целом позволило приступить к созданию определенной модели человеческого бытия, до этого не имевшей аналогов в научной истории, но обладавшей глубокими религиозными, эзотерическими и духовными корнями. Согласно этой модели, все сущее имеет определенную энергетическую структуру, обусловливающую то, что мы называем «материей». «Материя» имеет различную плотность, зависящую от частоты колебаний, длины волны и т.д.

Имеется практически безграничный спектр разных видов материи, проявлением части которых является та или иная форма жизни. Частоты земной планетарной жизни включают в себя и спектр частот человеческого бытия. Как система, человеческий разум представляет собой полупроницаемую резонирующую структуру, состоящую из множества подсистем различных степеней сложности, объединенных в иерархическую вертикаль.

Понятие «разум» уже понятия «сознание» и определяет оперативную способность человека к образованию связей самого разнообразного характера. Это социальные и культурные связи; понятия, образы, фиксирующие материальные предметы; целые комплексы идей не только конкретного, но и абстрактного содержания. Разум обладает свойствами оценки (анализа), соотнесения (синтеза) и прогнозирования, т.е. выстраивания модели мира и последствий своей в нем деятельности. Иными словами разум – это система оценки, анализа, синтеза и прогноза в различных формах человеческой деятельности и их кооперациях.

Разум может функционировать лишь в «человеческой полосе» спектра; его диапазон зависит от множества факторов: как каждый из органов чувств имеет свою «полосу восприятия» (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), так и каждый человек имеет свою определенную полосу восприятия и «звучания». «Выше» и «ниже» человеческой расположены иные частоты, аналогичные «сверхвысоким» и «сверхнизким», восприятие которых для нас чрезвычайно затруднено.

Технические приспособления позволяют частично решить эту проблему, однако мы все равно остаемся в пределах привычного – хотя уже расширенного – условно «материального» мира, «материальной» Вселенной, имеющей определенные физические параметры пространства-времени-энергии и законы их взаимодействия.

Основной энергией, определяющей нынешний уровень нашего существования, является электромагнитная; о гравитационной мы имеем какие-то предположения, а об остальных видах энергии мы можем только догадываться. Совсем иное дело – реальность нашего внутреннего существования. Здесь мы сталкиваемся с множеством феноменов, не могущих быть объясненными ни чисто материальными, ни чисто энергетическими причинами. Так появилось понятие «психокосма», определяющее статус человека как голографической части вселенского психокосма, единой основой которого является вселенское энергоинформационное поле.

В трансперсональной психологии принята несколько иная концепция, более созвучная с древним знанием – концепция вселенского поля сознания, частью которого является вселенское энергоинформационное поле. Энергоинформационное поле порождает множество форм жизни и, наоборот, любая форма жизни неизбежно порождает свое энергоинформационное поле как составляющую общего поля. Все это, воздействуя на человека и пройдя порог осознания, приходит в сферу разума, где расшифровывается, анализируется и интерпретируется.

Таким образом, тезис: «В разуме нет ничего такого, чего ранее не было бы в органах чувств», – ныне можно трактовать так: «В разуме есть все то, что имеет признаки информации разной степени сложности, независимо от источника получения этой информации».

О пороге восприятия было уже сказано выше; порог допуска определяется приемлемостью той или иной информации для индивидуального разума. Далее наступает стадия поиска аналогий, основой которых является суммарная база информации. Здесь важно подчеркнуть значение именно понятия информации, т.е. комплекса идей, концепций, допущений, разнородных – и даже противоречивых – фактов, собственных ментальных моделей и предпочтений.

Об истинном знании как абсолютно точном, неопровержимом, однозначно трактуемом и могущем надежно применяться в практике речи не идет. В определенной (и очень большой) степени человек есть то, что он «есть внутри»; человек «наружный» почти всегда жестко обусловлен требованиями окружающей среды, жизненных обстоятельств и тем самым более условен.

Внутри современного человека есть буквально все – от суеверий и предрассудков до обрывков научного, полунаучного и псевдонаучного знания, от святой веры в науку и научно-технический прогресс до их отрицания или страха перед их достижениями, от безоговорочной веры в Бога до полного непонимания того, что же это такое, от непоколебимой уверенности в существовании разумных форм космической жизни до детской убежденности в возможности прямого контакта с Космическим или Высшим Разумами.

На этом странном, выбравшем все и вся, хаотичном и богато унавоженном псевдознанием (информацией) поле может произрастать (и произрастает) все, что угодно, порождая новые мифы и суеверия. Осознав нечто, разум приступает к поиску аналогий, т.е. полного или
частичного соответствия тому, чем он располагает. Эталоном является истинное знание; однако понимание того, что любая истина относительна – аксиома, и поэтому разуму приходится производить сверку и поиск аналогий как по «вертикали», так и по «горизонтали», выстраивая определенную «вероятностную» модель.

Если новая информация не превышает порога допустимости – она принимается; в противном же случае отвергается полностью, порождая сакраментальное: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Крайне редко – в результате длительной напряженной работы или при включении механизма инсайта – такая информация может быть принята к рассмотрению и, если она несет в себе мощный заряд достоверности, разум вынужден отказаться от уже сформированных моделей и приступает к построению новой.

Вторая сторона эталона определяется феноменом психологического предпочтения и целиком зависит от доминирующей парадигмы мышления, а также от индивидуальной шкалы ценностей и приоритетов. Допустим, человек воспринял (или допустил для анализа) идею духовности. Не найдя аналога, разум начинает поиск в «родственных секторах», находит понятие религиозности и ставит между ними знак тождества. В дальнейшем любое упоминание о необходимости развития духовности и духовной эволюции неизбежно будет ассоциироваться с религиозностью, церковью (конфессией), священнослужителями и т.п.

Иерархия ценностей определяет индивидуальную значимость воспринимаемой человеком информации. Если значимым для него является прежде всего материальный мир и его ценности, то предпочтение будет отдаваться всему научному или, по крайней мере, «наукообразному»; «духовность» же для такого человека останется пустым понятием, не наполненным каким-либо значимым для него содержанием.

Самое забавное здесь в том, что, будучи изложена в современных терминах (например, энергоинформационных), идея Бога, Дух, Душа будут восприняты им с пониманием и удовлетворением, т.к. приобретают в такой интерпретации какую-то «вещественность» и «научную» базу. Абсолютная ясность и точность древних источников знания сегодня сменилась шершавым и маловразумительным языком некоего компьютерного механизма, выдающего тексты подобного рода:

«Преобразование информации, в том числе ее прием и передача, есть работа времени. Чем интенсивнее преобразование, тем выше напряженность времени. Если преобразование идет в сторону информационного усложнения, т.е.большей организованности, то вектор времени имеет положительное направление. Попадающие в это поле сущности тоже вступают в процесс образования информационных структур и систем. Если преобразование движется в сторону упрощения, распада сложных информационных систем, к росту энтропии и хаоса, то время отрицательно и сущности, попадающие в него, также стремятся к распаду. Так что никаких богов – только информационно-полевая компонента вечной жизни».

При чем здесь боги – непонятно, а вот чего уж точно нет, так это каких-либо признаков жизни, о которой как будто повествует автор. Сравните этот отрывок с изложением этого же процесса в Арканах Таро – и вы тут же почувствуете, где присутствует дыхание самой жизни, а где – описание ее подобия, тени.

Система приоритетов определяет, в первую очередь, практическую значимость и пригодность информации. Ее девиз: «А что я буду с этого иметь?» или: «А что я, моя семья, мои близкие будут с этого иметь?»; крайне редко: «А что человечество будет с этого иметь?» и почти никогда: «А что я, человек, могу отдать взамен полученной информации, знания, прозрения, откровения?..»

Далее включаются системы значительно более тонких эталонов-аналогов. Они определяются как способом ввода информации, так и системами ее восприятия. Их, как минимум, четыре: логически-смысловой, образно-художественный, эмоционально-чувственный и духовный. Народная мудрость определяет это как понимание умом, сердцем, душой и как касание Божественного, Глас Божий, Божье откровение.

Одна и та же информация, закодированная различным образом, может восприниматься на одних уровнях и не восприниматься на других. Информативность слова научного, поэтического, религиозного, духовного для разных людей колеблется в огромных пределах. То же самое происходит и при восприятии музыки (светской и духовной), живописи (образа), движения (танца), мифологии (древней и современной). Само устройство разума человека предполагает множество вариантов восприятия языка символов, высочайшим из которых является Слово.

* * *

СЛОВО – самый всеобъемлющий из всех символов Универсума, первооснова Бытия. Пути его передачи многочисленны и зачастую непостижимы – оно идет и как звуковая волна, превращаясь в структурах мозга в электромагнитные колебания и во что-то еще, нам неведомое; оно может восприниматься зрением через любую знаковую систему – буквы, иероглифы, клинопись; оно может передаваться через тактильные ощущения и узелковое письмо; может быть закодировано в любых других символах. Однако в основе своей Слово всегда истинно и чисто, ибо несет в себе Присутствие.

Когда мы читаем его, тень написавшего Слово незримо находится рядом с нами, она говорит с нами, учит, поддерживает, дает силы и веру. Иногда мы даже можем слышать голос, видеть улыбку, чувствовать касание… Когда мы смотрим на великую картину Иванова «Явление Христа народу», мы не только видим – мы оказываемся там, внутри, нас охватывает высокое чувство свидетельства чуда, и вдруг мы начинаем слышать Слово Христа, обращенное лично к нам…

Когда мы вбираем в себя образ Бога-Отца, глядящего на нас с купола Софийского Собора – мы где-то в безмерной глубине самих себя начинаем понимать, что все мы – действительно Его дети, единственные и бесконечно любимые, и снова слышим Слово, адресованное нам и только нам…

Слушаем музыку… и постепенно в нас начинает звучать Слово… А Слово столь же часто рождает Музыку… Иначе и быть не может, ибо и образ, и музыка, и символ – это все Слово…

Как прекрасно живое, трепетное слово ребенка – и как мертво казенное слово чиновника и лживое слово политикана…

Какое это мучение – заставить слова успокоиться, замереть, «выстроиться по ранжиру»!.. У них – свои законы, свои симпатии и антипатии; они сами выбирают свою форму, ритм, звучание.

Слово – живое существо, обитающее в своей – хоть и нашей – Вселенной… И первым было Слово не: «Да будет Свет!», - а иное: «Аз есмь!» –- и с него началась жизнь Вселенной, с него начинается истинная, а не иллюзорная жизнь человека.

Никто никогда не спутает слово разума и слово сердца, во все времена и у всех народов ассоциировавшегося с душой человеческой… Умение чувствовать сердцем, понимать сердцем, говорить и слышать сердцем – не поэтическая метафора, а реальность Слова Души… Учиться этому трудно и очень долго, ибо слово разума – лишь тень Слова истинного, изначального. Свое Слово есть у человека, Земли, звезд, Вселенной. Информация – это лишь «одежда» Слова, а мысль – его умаленный образ…

Владение Словом – основа любой магии, признак великого совершенства, ибо Слово – это не только средство познания, но и единственное универсальное средство трансформации мира плотной материи. Человек получает Слово – и возвращает его назад, обогатив своей любовью, силой и пониманием.

Это высшее творчество, единственный случай, когда впервые создается то, чего раньше не было… Слово, правильно рожденное, выросшее и произнесенное – мост между тем, кто его произносит и тем, кому оно предназначено. И тогда оно непременно будет услышано – человеком, Богом или Вселенной, – и породит Слово ответное, еще более мощное…

Слово – часть души, а поэзия – ее язык. Мысль – язык разума; его творческие возможности ниже.

Слово – последнее, завершающее звено космического восхождения, и оно же – его начало…

Слово – это не просто символ, понятие, «закодированная информация» и средство общения, это суть того, что в Веданте именуется Силой-Сознанием, Вак-Шакти – Словом Матери…

Будьте же бережны и терпеливы с ним, этим прекрасным и светозарным ребенком…

* * * 

Приходится только удивляться мудрости и прозорливости древних, считавших обязательными для обучения математику, поэзию, риторику (технику владения искусством говорить), философию, логику (умение мыслить), музыку и танец. И все это, наряду с военным искусством и культурой тела, входило в программу Олимпийских игр! Пьянство и невежество считалось уделом плебса, а стремление к самосовершенствованию и жизни в гармонии с Космосом являлось нормой для любого культурного и образованного человека.

Конечно, в античной Элладе имели место и тирания, и рабство, и бесчисленные войны, однако все это присутствует и в нашем современном мире, а вот требования к понятию истинно развитого человека значительно снизились по сравнению с Древней Грецией, и наши Вузы и университеты продолжают выбрасывать в жизнь тысячи «полуобразованщиков», которые затем определяют лицо государства, его политику и масскультуру.

Перейдем к следующему этапу функционирования разума – доказательности. Чтобы новый массив информации был принят, оценен по достоинству и усвоен, должна быть доказана его истинность. Разум отчетливо понимает опасность ошибки, принятия заблуждения за истину, ибо информация становится руководством к действию. Будучи применена в жизни, ошибочная информация может дорого стоить, и чем более важные задачи предстоит решать на ее основе, тем более строгой должна быть доказательная база.

Вещи, никак не затрагивающие личного существования и личного блага, усваиваются проще; все, что касается личного, «материально значимого» – без доказательств не принимается никогда. Отсюда и вся сложность проблемы, встающей перед разумом при попытках доказать недоказуемое (Бог, Дух, Душа, внутренняя реальность, вероятностная Вселенная, высшее «Я» и т.д.).

Существует лишь два выхода: ограничить рамки своего существования строго доказуемым материальным «здесь и сейчас» или громоздить вавилонские башни доказательств, системы доказательства доказательств, подтверждений подтверждения доказательств – можно продолжать эту цепь до бесконечности.

Ведь будучи материальным по самому своему происхождению, разум может оценивать, доказывать и вообще функционировать только в вещественном, феноменальном мире; выйти за его пределы ему не дано. Есть, правда, и третий путь – путь мифологии (личностной, религиозной, общественной или научной). Разум нередко прибегает к этой своеобразной «защите», формируя собственную виртуальную реальность. Последняя же представляет собой (по сути) чисто ментальную спекулятивную абстракцию; такова, например, «математическая Вселенная», где все можно «доказать» и «объяснить», или виртуальная реальность научной фантастики.

Люди настолько свыклись с ее правилами игры, что чисто психологические феномены (например, осознанный контакт с внутренним, личностным «Я», высшим «Я» или коллективным внесознательным будет восприниматься как контакт с «представителями Ноосферы» или «внеземными цивилизациями»). К этому же типу «псевдодоказательности» относится и подмена
сути явления термином или описанием процесса. Обратите внимание, как часто разум в попытках сформулировать какое-либо понятие мыслит так: «Счастье – это когда…»; «Счастье – это если»; «Духовность – это если человек…». Далее идет «разворачивание» темы не по сути, а по признаку; особенно часто грешат этим «молодые» науки.

Современный человек не приучен к дисциплине мышления и практически не использует богатейший опыт философии. Как часто мы видим выстраивание сложнейших систем, базирующихся не на доказанности факта, явления, процесса, а не предположении! Это касается, в первую очередь, таких фундаментальных  понятий, как материя, время, пространство. Их индивидуализированные в соответствии с собственным видением интерпретации создают целые миры и вселенные, обладающие собственными законами и собственной реальностью.

Разум же просто не может функционировать без строгого контроля над истинной природой своего существования, в жестких рамках допустимости и доказательности процессов и явлений. Говорить о последнем этапе работы мышления еще более сложно. Любое умозаключение строго индивидуально и несет в себе все ошибки, компромиссы и предпочтения предыдущих этапов.

Умозаключение всегда – некий вероятностный математический компромисс, включающий (или отвергающий) практическое подтверждение. У разных людей «процент допустимости» сделанного умозаключения различен; кто-то «готов играть» при достоверности 60-70%, кто-то – при вероятности «50 на 50», а есть и такие, кому достаточно 30-40%. Особое значение имеет тип мышления, ответственный за обработку и окончательную оценку информации.

Психологи условно выделяют следующие стратегии мышления: рационалист, прагматик, аналитик, идеалист и синтезатор. Опыт показывает, что одна и та же информация, обработанная представителями с преобладанием одного из указанных типов мышления, как правило, приводит к разным умозаключениям и по-разному претворяется (или не притворяется) в жизнь. Остается только удивляться тому, что несмотря на столь выраженные различия (или благодаря им?), человечество не только функционирует, но и быстро развивается (правда, в какую сторону – это вопрос особый).

Следует признать, что человек – как и человечество в целом – это замкнутая колебательная система, обладающая как «автоколебаниями», так и способная к феноменам «резонанса», «флаттера» и «взаимопогашения». Чрезмерная усложненность, разнородность, перегруженность разного рода информацией, огромное количество «паразитных токов» и «блуждающих зарядов» (эгрегоров) ставят сегодня коллективный разум человечества на грань серьезной болезни,могущей привести его к катастрофе.

На чисто «физическом» плане экологические проблемы планеты Земля уже достаточно серьезно осознаются большинством людей, однако не менее (если не более) значимые проблемы «психологической экологии» остаются пока как бы «за скобками» в большинстве государств мира. Проблемы же, связанные с биоэнергоинформационным загрязнением, как и вообще весь спектр вопросов, касающийся Планетарного Разума, осознают лишь единицы. Всему человечеству еще предстоит серьезная и трудная работа в этом плане.

* * *

Если человеческий разум – вещь сверхсложная, то сознание – вещь непостижимая. После многовековых споров, дискуссий и исследований этого поразительного феномена сложилось несколько систем его интерпретации. В последнее время все больше сторонников приобретает следующая трактовка понятия «сознание», объединяющая древние и современные знания. Сознание является особого рода объектом, не поддающимся обычным способам исследования и объяснения.

Это как бы двойственный феномен – оно «действенно», т.е. в определенном смысле «материально», и «внедейственно», т.е. «идеально»; оно определяет индивидуальность и самость (ограниченность) человека и, с другой стороны, является частью всеобщего поля сознания. Сознание функционирует в виде важнейшей «неорганной» части жизни человека, но жизни, не ограниченной пределами тела, а, напротив, выводящей личность за его пределы.

Другая функция сознания – воспринимать и «вводить» в человеческую психику силы, не заключенные в пределах тела и не имеющие «грубоматериальной» основы. Жизнь сознания как части вселенского целого есть переход из одной реальности в другую, функционирование на границе мира «физического человека», физических качеств вещи (предмета), физико-биологических свойств обоих – и мира представлений, понятий, тонкой реальности идеального мира.

Возможность выхода сознания за рамки предметно-телесных определений имеет единый смысл – соединение «человеческих» измерений с «надчеловеческими» вселенскими. В своих «приливах» (или «выходах») сознание дает идеальные, сверхчувственные выражения жизни, в «отливах» – оставляет образные, знаковые (символические) отпечатки тонких и тончайших связей и взаимодействий.

Постулат: «Материя первична, сознание вторично» – сегодня полностью себя дискредитировал вследствие изменения понимания и первой, и второго. Нынешнее «согласительное» (однако принятое далеко не всеми) толкование этого положения выглядит следующим образом: «Сознание – это информация, заключенная в энергоинформационном поле как отдельного человека, так и Вселенной».

Ранее взаимосвязь разума и сознания виделась так: «Сознание есть особое свойство разума адекватно воспринимать и отражать материальную реальность». Подобное определение носит заведомо консенсуальный (договорной) характер, ибо отражает не реальность, а наше о ней представление. Здесь возникает ряд вопросов:

Что такое разум? Что такое свойство (качество)? Каков механизм этого «восприятия» и «отражения»? Насколько он адекватен, т.е. достоверен? Что мы понимаем под реальностью? Может ли реальность быть «материальной» и «нематериальной»? Что мы понимаем под материей»?

Современная интерпретация понятия «разум», предложенная В.С. Троицким, председателем комиссии по внеземным цивилизациям, гласит: «Разум – это способность живой материи к обмену информацией с внешней средой, кодируемая понятиями».

Однако эта формулировка отражает только одну – информационную – сторону и удовлетворить нас не может, ибо не учитывает таких важных функций разума, как организованная и творческая деятельность; да и само понятие разума как закономерной эволюционной стадии развития расы здесь также не отражено. Одновременно вызывает множество вопросов и термин «живая материя».

Свойство, качество – это всегда активно проявленное начало; в приведенном выше определении сознание представляется как нечто вторичное по отношению к разуму. В таком случае речь идет лишь об осознании, но не о сознании как феномене. Вопрос этот настолько сложен, что в рамках научно-популярного обзора подробно рассмотрен быть не может, однако сделать попытку понять, о чем же идет речь, все-таки необходимо.

Древние, как и современные психотехники доказывают наличие у человека центра «чистого самосознания», не связанного со сферой разума. Эта структура не есть мышление, не есть эмоциональная или другие сферы; ее можно было бы назвать «молчаливым наблюдателем», никогда не вмешивающимся в разумную деятельность и не контролирующим ее. В йоге этот центр именуется Джива-Атман (индивидуальный дух живого существа).

Понятие «сознание» семантически наиболее соответствует понятию «дух», до недавнего времени категорически отвергавшемуся как определенная реальность. В Малой советской энциклопедии понятие «Дух» рассматривается исключительно с метафизических и религиозных позиций, «духовенство» – как общность служителей церкви, а о «духовности» вообще не сказано ни слова – есть лишь понятие «разумность».

Достижения современной науки (в первую очередь, квантовой физики) и концепция энергоинформационного поля позволили по-другому взглянуть на эту проблему. Энергоинформационное поле отражает как бы полевую (волновую) сущность сознания, а роль переносчика (или носителя) информации исполняют субатомные (лептонные) частицы.

В последние годы доказана возможность кодирования потока фотонов. В опытах авторов проекта в виде информации для кодирования на фотонном потоке выступала музыка. Самое интересное, что скорость переноса информации в этом случае (точнее, скорость возникновения информации «на выходе») превышала скорость света!

Все это позволило космопсихологии выдвинуть гипотезу о существовании единого поля сознания Вселенной, неотъемлемой частью которого являются индивидуальное сознание каждого человека и суммарное поле сознания всего человечества; скорость передачи информации в этом поле не зависит от расстояния и мгновенна.

Многолетние работы по изучению измененных состояний сознания привели к разработке концепции о хилотропическом и холотропическом модусах сознания, с возможностью выхода последнего во Вселенское поле сознания.

Понимание материи как особого состояния энергии – «уплотненной волны» - приводит к ошеломляющему выводу: границы, какой-либо «перегородки» между «плотным», «тонким» и «сверхтонким» уровнями реальности не существует, все текуче и взаимопереходяще.

Физическая Вселенная, линейное время и линейная причинно-следственная связь как единственная универсальная реальность – это лишь наше представление, но не истинная реальность мироздания. Рост необъяснимых с точки зрения ньютоно-картезианской модели мира феноменов сделал невозможным дальнейшее их игнорирование.

Человечество вплотную подошло к необходимости выработки более углубленного понимания таких фундаментальных вопросов, как эволюция Вселенной, развитие в ней жизни и разума, разнообразие различных разумных форм жизни в Космосе и несводимость их только к чисто «материальным»; проблема Планетарного Разума, Сверхразума и Высшего Разума; проблема «жизни и смерти»; возможность путешествий (а, следовательно, и реального существования) в Психокосме; трансформация человека как белково-нуклеиновой формы жизни с энергоинформационной составляющей в полевую и др. Это уже не проблемы неопределенно далекого будущего, а насущные проблемы дня сегодняшнего для поиска путей развития человечества в наступающем дне завтрашнем.

В свете вышесказанного проблема исследования связи разума и сознания приобретает еще большую остроту. Технологии изменения состояний сознания позволяют выходить как в личностный, так и в Большой Психокосм. Спектр восприятия сознания значительно расширился, разум же перестал успевать за темпом его роста. Все это порождает крайне серьезные проблемы, ибо разум и сознание – это единая сбалансированная система, не могущая адекватно функционировать в условиях дисгармонии.

На человеческом уровне разум должен смириться с множественностью личности, оставаясь единым; должен принять абсолютную реальность существования внутренней вселенной и перестать выталкивать свои составляющие за собственные пределы; понять, что он, разум – не царь, не Бог, а лишь президент с ограниченными полномочиями.

Следующая ступень необходимого понимания – это то, что разум, достигший определенного уровня развития, совершает не количественный, а качественный скачок, включаясь уже в систему Планетарного Разума. Далее следует этап включения Планетарного Разума в Разум звездной системы, затем – галактической и вселенской. Основой этого процесса является постулат Гермеса Трисмегиста: «Все, что находится вверху, аналогично тому, что находится внизу, и то, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху, чтобы осуществить чудеса Единой Вещи», – предполагающий единство законов развития разумной жизни в Космосе.

Здесь следует еще раз подчеркнуть недопустимость подмены ертикального вектора развития горизонтальным: высшим Земным Разумом является Разум Планетарный, но не Организация Объединенных Наций, высшим Разумом галактики является Сверхразум, но не содружество разумов различных носителей разумной жизни этой галактики и т.д. Рассмотрев проблемы разума и сознания, далее перейдем к еще более сложной теме – что же есть Разумный Принцип Жизни Универсума?

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии