Часть III - Восточная духовная традиция

Индийская школа философии по праву считается старейшей в мире. Время написания Ригведы многие исследователи относят к 5000 – 4500 годам до н.э., остальных Вед и Упанишад – 3000 – 2500 г.г. до н.э. Школы, которые развились на основе огромного количества священных книг  и комментариев к ним, именуются Ведантой, Пурва – мимансой, Санкхьей, Йогой, Ньяей и Вайшешикой.

Термин «миманса» означает «исследование» или «метод изучения великих Учителей». Все шесть школ принято считать взаимодополняющими. Они также образуют определенную эволюционную последовательность, в которой каждая школа развивает главную концепцию. Каждая из шести школ связана с именами прославленных мудрецов и святых.

Ведический период индийской философии продолжался примерно с 2500 г. до н.э. до 600 г. до н.э. За это время индийские системы прошли теологические, ритуалистические и мистические этапы. Эпический период охватывает время с 600 г. до н.э. до 200 г. н.э. и завершает создание целостной религиозной концепции.В этот период возникло два вероучения - джайнизм и буддизм.

Система ВЕДАНТЫ основана на сутрах Бадараяны, о котором практически ничего не известно. Ее философию можно кратко сформулировать  следующим образом: «Нет ничего достойней обретения, нет ничего достойней наслаждения, нет ничего достойней познания, кроме одного Брахмана, ибо тот, кто знает Брахмана, есть Брахман». В данном случае «Брахман» означает абсолютную реальность.

МОКША, или вечное блаженство, есть освобождение от внешних оболочек, которые беспрестанно меняются и переходят от настоящего к будущему.

МАЙЯ – не материальная иллюзия, а феномен отношения абсолютного (Реальное) и относительного (Жизнь). Просветление – осознание того, что душа является принадлежностью абсолютной Реальности, а жизнь, тело, ум – относительной. Покров иллюзии – это порождение того, что менее значительно, чем Брахман. Цель нравственности и дисциплины – не борьба «добра» со «злом», не «разгадка тайны бытия», а приобщение к Истине и завершенности Брахмана.

ПУРВА-МИМАНСА является общей системой, занимающейся раскрытием сути долга, закона жизни (Дхарма). Цель этого понимания – гармонизация жизни, поведения и ритуалов. Каждый поступок человека, каждое слово и мысль производят соответствующий результат; спасение души оказывается следствием причины, приводимой в действие искателем Истины.

Идеал САНКХЬИ – развитие во всех формах, высвобождение в проявленное состояние скрытых потенциальных возможностей. За «проявленным» скрывается в ожидании выражения беспредельная сила. Освобождение есть свобода от низшей природы в человеке и передача права существования высшей. Свобода рождается через процесс «свободного распознавания». Человек обретает свое истинное место во Вселенной путем осознания Высших Качеств.

Разумное «Я» - лишь наблюдатель жизни; Пракрити (природа) деятельна и изменчива. Практически Санкхья учит  тому, что неоплатоники называли «победой «я» над обстоятельствами». Создателем системы Санкхья является Капила.

Система НЬЯЯ сформировалась как единое целое около 150 г. до н.э. и была составлена логиком Готамой (не следует путать с Гаутамой Буддой). Ньяя признает четыре источника истинного знания – восприятие, умозаключение, аналогию и доказательство. Многое в разработке силлогизмов напоминает категории Аристотеля. Как и его система, эта школа избегает изучения Бога как Первопричины, считая его априори всемогущим, а его качества – поддерживающими Вселенную. Однако Бог не имеет атрибутов, приводящих его к вовлечению в сферу существования.

Правильность знания не очевидна и нуждается в доказательствах. То, что не оправдывает разумных ожиданий, не может считаться истинным. Религиозные спекуляции должны сдерживаться, а непрагматические идеи и доктрины – просеиваться через сито логического распознавания. Личность и тело – отдельные сущности; тело прирастает жизнью, а личность – знанием. Индивидуальная система познания Ньяя была развита в европейской философии Фрэнсисом Бэконом.

Система ВАЙШЕШИКИ ассоциируется с именем Канабхакши и была создана во II-III веках н.э. Именно в космогонии этой системы излагается атомистическая  теория. Вселенная проходит периоды творения и разрушения циклически. Частицы, из которых состоят элементы, остаются отдельными и диссоциированными.  Возникновение новой Вселенной – результат соединения атомов-душ и атомов - физических объектов; их слияние порождает Первоначало, за которым следует проявление всех структурных форм.

Растворение (инволюция) представляет собой обратный процесс. Полное уничтожение невозможно, т.к. все формы разлагаются на атомы (неделимый физический план) и души (неделимый психический план). Души человеческих существ индивидуальны; общность душ – вечна. Отделенные друг от друга в физическом мире, они все же обладают первичным знанием, пониманием, ощущением, действием и неудержимой тягой друг к другу.

Таким образом, «атом» по Канабхакше – это и «я». Нечто существующее, не имеющее причины и вечное. Основным принципом школы является анализ, направленный на открытие характерных особенностей физического и психического миров как атомных взаимодействий.

Создание системы ЙОГИ приписывается Патанджали (иногда называемому Шешой, или Божественным Змеем). Первоначально концепция Йоги являла собой протест против тирании разума. Истинное приобщение к реальности обретается путем максимального ограничения ментальной (рассудочной) деятельности и достижения состояния сиддхи (совершенства) через йогический (медитативный) транс (самадхи). Существует свыше десяти основных систем йоги, подходящих людям с теми или иными интересами и склонностями и предназначенных каждая для строго определенных задач и целей.

Слово «Йога» означает «слияние»; но это не значит слияния или идентичности с любым личным представлением о Божественном. Через переживание самадхи совершенная жизнь в духе и жизнь духа познается как трансцендентность всех объективных процессов. Йог достигает правильного восприятия вечных истин, по сути лишенных каких-либо признаков или атрибутов. Цель заключается в удержании сознания в недифференцированном  Бытии.

Можно считать, что шесть школ, или систем, образуют три дополняющие друг друга пары: НЬЯЯ – ВАЙШЕШИКА, САНКХЬЯ – ЙОГА И ДВЕ МИМАНСЫ, т.к. члены каждой пары согласуются друг с другом либо по общему метафизическому мировоззрению, либо по исторической основе, либо по тому и другому. Уже говорилось о том, что шесть основных школ индийской философии составляют, в сущности, целостную систему, отражающую эволюцию человеческого разума, однако каждая из них акцентирует отдельный аспект бытия и до настоящего времени имеет самостоятельное значение.

В конце XIX в. индийская философия, буддизм и ламаизм проникают в Европу и Новый Свет, вливаясь в европейскую школу философии, мистики и метафизики. На стыке этих направлений появляются новые системы: теософия, антропософия, оккультизм восточного типа как слияние тибетской и европейской школ магии. Одновременно происходит оценка и процесс взаимовлияния индийской, китайской и японской философии с европейской; восточной и западной космогонии, религий Востока (буддизм, брахманизм) и христианства.

Таким образом, в результате интегративного процесса появляются учения нового типа, объединяющие Восток и Запад – теософия, Агни-йога, Супраментальная Йога, - сочетающие в себе философские, космогонические, религиозные, мистические и морально-этические аспекты.
Еще одной отличительной чертой этих учений является их практическая направленность; в целом их можно было бы определить как основы миропонимания  новой эпохи.

Создателем Супраментальной (Интегральной) Йоги является великий индийский мыслитель, ученый, философ, поэт Шри Ауробиндо Гхош (1872 – 1950 г.г.).

*** 

 СУПРАМЕНТАЛЬНАЯ ЙОГА.

Создателем Супраментальной (Интегральной) Йоги является великий индийский мыслитель, ученый, философ, поэт Шри Ауробиндо Гхош (1872 – 1950 г.г.).

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ШРИ АУРОБИНДО

Шри Ауробиндо (имя, данное отцом – Ауробиндо Акройд Гхош) родился в Калькутте 15 августа 1872 г. В возрасте 7 лет он был отправлен отцом в Англию, чтобы получить европейское образование. Там Шри Ауробиндо прожил 14 лет – сначала в Манчестере, где получил начальное образование, а затем в Кембридже. Он был блестящим студентом Королевского колледжа и окончил его с отличием.

Вернувшись на родину, Шри Ауробиндо посвящает себя борьбе за независимость Индии. В первом полугодии десятилетии XX в. он ведет активную политическую и революционную деятельность, в результате чего становится первым национальным лидером, связанным с Индийским Конгрессом, чьим требованием была полная независимость Индии. По его мнению, Индия имела особую миссию в мировом сообществе наций, и для исполнения ее независимость была абсолютно необходима.

Занимаясь революционной борьбой, Шри Ауробиндо одновременно ведет насыщенную
 внутреннюю жизнь, все более погружаясь в индийскую философию и йогу. Во время тюремного заключения (1908 – 1909 г.г.), в котором Шри Ауробиндо оказался по обвинению в руководстве революционной подпольной организацией, он обретает огромный духовный опыт. В частности, ему открылось, что Индия будет свободна (значительный факт: Индия получила независимость 15 августа 1947 г., в день его рождения), но ему следует также найти путь к свободе для человечества – не только к политической, но и к свободе от низшей эгоцентричной природы человека.

Шри Ауробиндо начинает работать над собственным духовным учением, которое он позже назвал Супраментальной Йогой. Здесь он утверждает, что процесс эволюции на Земле, прошедший путь от камня к растению, животному и человеку, пойдет дальше, и эта грядущая эволюция может быть ускорена путем определенных йогических процедур – индивидуальных и коллективных. Только сделав такой следующий шаг в эволюции, человек может осуществить свое вечное искание и разрешить все свои проблемы. Духовное видение стало главным содержанием его жизни,и, подчинившись зову свыше, Шри Ауробиндо решил оставить политическую деятельность, чтобы полностью посвятить себя новой задаче.

В 1910 г. он уезжает в Пондичерри (Пондишери в другом прочтении).  В 1914 г. с ним впервые встречается Мирра Альфасса, впоследствии известная как Мать. В 1910 г. Шри Ауробиндо издает журнал «Арья», где публикует значительную часть своих философских произведений. В это же время он достигает целого ряда высших йогических  реализаций. Чтобы сделать свою садхану (метод, система, практика йоги) максимально эффективной, Шри Ауробиндо в 1926 г. уходит в абсолютное уединение, поручив заботы о прибывающих со всей Индии учениках Матери.

Дальнейшая жизнь Шри Ауробиндо заключается исключительно в грандиозной внутренней работе и литературном творчестве (Полное собрание сочинений Шри Ауробиндо насчитывает 30 томов). Его поэму «Савитри», которую он писал в течение 50 лет, в Индии назвали «пятой Ведой».

5 декабря 1950 г. Учитель оставил свое физическое тело.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ МАТЕРИ

Мать родилась в Париже 21 февраля 1878 года. С раннего детства она сильно отличалась от других детей. Еще совсем в юные годы Мирра Альфасса непроизвольно входила в медитативные состояния и имела тонкие восприятия духовных реальностей.

Ничего не зная о Шри Ауробиндо и его учении, она самостоятельно двигалась тем же путем и имела видения незнакомого человека, которого она считала «индусским божеством» и которого впоследствии узнала  в Шри Ауробиндо.

В 1908 г. Мать знакомится с польским оккультистом Максом Теоном. Вместе с ним и его женой она уезжает в Алжир, где продолжает свое изучение духовных дисциплин. Вернувшись в Париж, Мирра спустя некоторое время выходит замуж за Поля Ришара – ученого и публициста.

В 1910 г. Ришар побывал в Пондичерри с политическими целями (тогда Пондичерри являлся французским анклавом в британской Индии), где познакомился с Шри Ауробиндо, был поражен его духовной мощью и по возвращении рассказал о нем Матери.

В 1914 г. Мирра приехала в Пондичерри (Пондишери) вместе с мужем. Увидев Шри Ауробиндо, она признала в нем своего духовного учителя. В связи с началом первой мировой войны Мирра вместе с мужем вернулась во Францию. В 1916 – 20 г.г. она и Поль Ришар живут в Японии, где она продолжает свою духовную практику и изучает японскую культуру и японский язык.

24 апреля 1920 г. Мирра окончательно возвращается в Пондичерри, чтобы воплотить в жизнь учение Шри Ауробиндо. После того, как Учитель ушел в уединение, все руководство делами и ашрамом (общиной духовных учеников) оказалось на плечах Матери. В результате ее опеки ашрам быстро разрастается.

В 1968 г. по инициативе Матери и под эгидой ЮНЕСКО закладывается фундамент «Города Будущего» - Ауровиля, где должно было на практике воплотиться духовное учение Шри Ауробиндо. Это интернациональное поселение, принимающее жителей со всего мира, желающих посвятить жизнь божественной работе по трансформации человеческой природы.

Шри Ауробиндо всегда подчеркивал, что сознание Матери и его собственное – одно и то же, что их путь един. Он дал ей имя «Мать», увидев в ней воплощение динамической божественной силы, совершающей работу на  земном плане.

Мать оставила свое физическое тело в 1973 г.

УЧЕНИЕ ШРИ АУРОБИНДО И МЕТОД САДХАНЫ

Свое начало учение Шри Ауробиндо берет в мировоззрении древних мудрецов Индии, считавших, что по ту сторону видимых феноменов вселенной существует Реальность, Бытие, Сознание, Я  всех объектов, единое за внешним. Это Единое, Дух, объединяет все существа, но разделено определенной отдельностью сознания, неведением его подлинного Я, и его реальность в разуме, жизни и теле. С помощью определенной психологической дисциплины можно удалить эту завесу, создающую чувство отделенности сознания, и осознать подлинное Я, Божество внутри нас и во всем.

Учение Шри Ауробиндо утверждает, что Единое Существо и Сознание заключены здесь, в материи. Эволюция – это способ, посредством которого оно освобождает себя. Сознание возникает в том, что кажется бессознательным, и, возникнув однажды, через внутреннее побуждение стремится расти все выше и выше, одновременно расширяясь и двигаясь в своем развитии к наибольшему совершенству. Жизнь является первой ступенью для такого освобождения сознания, разум – второй; но, достигнув разума, эволюция не заканчивается, она ждет проявления в чем-то большем – в сознании духовном и супраментальном.

Следующая ступень эволюции должна быть направлена на развитие Сверхразума и Духа в качестве господствующей силы в сознательном существе, ибо лишь тогда Божество полностью раскроет себя в объектах, и жизнь сможет проявить свое совершенство. Однако, если предыдущие ступени эволюции Природа осуществляла без участия сознательной воли в растении и в животной жизни, то в человеке она получает возможность развиваться посредством сознательной воли в самом ее орудии.

Это, однако, не значит, что все целиком может быть сделано с помощью ментальной воли человека, так как разум доходит лишь до определенной точки, после чего способен только двигаться по кругу. Следует изменить состояние, совершить такой поворот сознания, в результате которого разум должен будет превратиться в нечто более высокое. Такой метод можно найти в древней психологической дисциплине и в практике Йоги. В прошлом таким образом пытались уйти от мира и исчезнуть среди высот Я, или Духа.

Шри Ауробиндо учит, что нисхождение высшего начала возможно, и оно не только освободит духовное Я от мира, но освободит его в самом мире, заменив неведение ума, его крайне ограниченное знание, супраментальной Истиной – Сознанием, которая станет подходящим инструментом для внутреннего Я, позволит человеческому существу реализовать себя не только во внутреннем аспекте, но и в динамическом, перейти из его все еще животного состояния на уровень более божественный.

Психологическая дисциплина Йоги может использоваться вплоть до достижения окончательного результата – с ее помощью раскрываются для превращения, трансформации, все части существа, благодаря нисхождению и деятельности супраментального начала – высшего, но все еще скрытого. Но добиться этого сразу же или за короткое время либо с  помощью быстрого чудесного превращения, - невозможно. Множество ступеней должен преодолеть идущий, пока не станет возможным супраментальное нисхождение.

Человек по большей части живет в своем поверхностном уме, жизни и теле, но в глубинах его есть внутреннее существо, обладающее значительно большими возможностями, которые ему  следует пробудить, - ибо сейчас он воспринимает лишь крайне ограниченное воздействие с его стороны, побуждающее его постоянно искать все большую красоту, гармонию, силу и знание.

Первое действие Йоги, таким образом, - раскрытие пространств этого внутреннего существа, достижение направленности жизни оттуда вовне, управление внешней жизнью с помощью внутреннего света и силы. Поступая так, человек раскрывает в себе подлинную душу, вовсе не являющуюся поверхностной смесью ментальных, витальных и  физических элементов, а представляющую собой нечто из скрытой позади Реальности, - искру единого Божественного Огня.

Он должен научиться жить в своей душе, очищать и направлять остальные части своей природы с помощью ее стремления к Истине. Впоследствии может прийти раскрытие сверху и нисхождение высшего принципа Бытия. Но и тогда  это не есть немедленное явление полного Супраментального Света и Силы, ибо существует несколько областей сознания, лежащих между обычным человеческим умом и супраментальной Истиной-Сознанием. Эти промежуточные области следует раскрыть, чтобы привести их силу в разум, жизнь и тело. Лишь после этого полная сила ИстиныСознания может действовать в природе.

Процесс такой самодисциплины, или садханы, следовательно,  долгий и трудный, но даже незначительное продвижение здесь – уже достижение, так как приближает окончательную свободу и совершенство. На  этом пути есть много необходимых вещей, открытых более древними системами, - раскрытие ума и его расширение, обретение чувства Я и Бесконечного, проникновение в то, что называется космическим сознанием, контроль над желаниями и страстями; внешний аскетизм при этом необязателен, но победа над желаниями и привязанностями, контроль тела и его потребностей, его алчности и инстинктов, - необходимы.

Существует сочетание принципов древних систем: ПУТЬ ПОЗНАНИЯ через различение умом Реальности и видимости, ПУТЬ СЕРДЦА через преданную любовь и самоотдачу, и ПУТЬ ТРУДА, обращающий волю к Истине и отвлекающий ее от эгоистических мотивов и интересов, чтобы служить Реальности более великой, чем эго. Все существо целиком должно пройти такую тренировку, чтобы оно могло соответствовать грядущей трансформации, когда приходит возможность для более великого Света и Силы работать в природе.

Мать и Ее Сила – центральные понятия в Интегральной Йоге. В традиции индийской духовной мысли - представление мироздания как союза двух начал, деятельного и пассивного, творящего и созерцающего, как Силу и Сознание. Созерцательность и пассивность, а также право давать или не давать согласие на какое-либо действие изначально приписывались мужскому началу. В индийской Тантре – это Ишвара, в философской школе Санкхья – Пуруша.

Женское начало здесь олицетворяет активность, порождающую силу, всякое действие, а также игру Природы. И в Санкхье, где наиболее последовательно воплощена эта дуалистическая система, Природа (Пракрити), которая разворачивает свою игру и мировое действо для вовлечения в нее пассивного Пуруши - явно ипостась, несущая символику женского начала. В индийском пантеоне каждый бог имеет супругу – собственную Шакти (Силу), в онтологическом смысле олицетворяющую его динамический аспект.

Наиболее ярко такое видение выражено в культе Шивы и Кали (которая в разных своих воплощениях носит имена Ума, Дурга, Шакти). Именно Кали – богиню ужасающую в своей свирепости по отношению к врагам Божественного, творящую быстрое и эффективное возмездие, но воздающую добром, наделяющую Силой всякого, кто угоден Божеству - чаще всего в индийской традиции именовали Матерью. Матери Кали всю свою жизнь преданно служил Рамакришна, Ее Силою питался его духовный опыт.

Шри Ауробиндо, синтезировавший в своем учении достижения индийской духовной практики, говорит о Матери, имея в виду именно динамику Божества, Его энергетизм, Силу Его творчества, разрушения, трансформации. Этот элемент шактизма, в большой степени свойственный Тантре, для учения Шри Ауробиндо гармоничен и обязателен, так как главная цель интегральной Йоги – трансформация природы существа, ума, жизни и тела, а не бегство в пассивную созерцательность освобожденного Пуруши.

Благодаря Силе Матери осуществляются все достижения в садхане, именно она открывает существо, наполняет более высокими энергиями и  трансформирует. В своих главных четырех ипостасях  (подробнее об этом см. статью Шри Ауробиндо «Мать», изданную на русском языке в 1991 году Санкт-Петербургским университетом) Божественная Мать осуществляет многообразную деятельность, направляя эволюцию мира к высшим ее стадиям. Именно как воплощенная динамичность, Сила Матери находится повсеместно, на всех планах бытия, работая в самых глубинах материи.

В процессе садханы мы научаемся ощущать Ее работу в себе и в мире, призывать Ее Милость, так как только с нашего добровольного согласия, после нашей искренней самоотдачи, Сила Матери начинает свою работу в нас, которая заключается в постепенной трансформации всех планов нашего существа, в «обожествлении» их.

Милость Матери – это ощущаемая нами в садхане поддержка Силы, которая стремится ускорить прогресс человечества. Однако только искреннее согласие Ишвары (сознающего субъекта) открывает путь для Шакти, иначе Ее усилия (как мы можем это заметить, наблюдая за эволюцией материи),  безусловно, успешные в любом случае, требуют миллионов лет для своей реализации.

Учение Шри Ауробиндо, открывая человека Силе Матери, превращает его из пассивного объекта высших энергий в активного соучастника эволюционного процесса, сотрудника Божества в Природе.

В некоторых человеческих существах, наиболее открытых и пластичных, Сила Матери осуществляет Себя с огромной интенсивностью. Они становятся реальными проводниками божественной мощи, перестраивающей и преобразующей земное бытие в интересах духовного прогресса. По индийской традиции такие проводники, осознавшие производимую через них работу и наделенные, благодаря этому, внутренней озаренностью, почитаются как Аватары – земные воплощения Божества.

В этой дисциплине воодушевление Учителя, его контроль и участие на трудных этапах необходимы, так как в противном случае пройти их без значительного торможения и ошибок, которые могут лишить вас шансов на успех, практически невозможно. Учителем является тот, кто поднялся к высшему сознанию и бытию, и его часто признают представителем такого сознания и бытия, либо их воплощением. Он не только помогает своим учением, а в еще большей степени –
влиянием и примером, но и своею силою передает собственный опыт другим.

Таково учение  Шри Ауробиндо и его практический метод. Его задача не заключается в том, чтобы развить какую-либо религию, объединить древние религии, либо основать некую новую религию, ибо любая из подобных задач увела бы его в сторону от основной цели.

Единственная цель его Йоги – это внутреннее саморазвитие, с помощью которого любой, кто следует этим путем, может со временем раскрыть единое Я во всем и развить сознание более высокое, чем ментал, - духовное и супраментальное сознание, которое преобразует  и
обожествит человеческую природу.

ОТВЕТЫ ШРИ АУРОБИНДО УЧЕНИКАМ. 

ЗОВ И ГОТОВНОСТЬ.

Как можно узнать, обладает ли человек какими-то духовными возможностями?

Никто не знает. Когда душа подтолкнет его, он обращается к Богу. Вот все.

*** 

Пожалуйста, скажите мне, обладаю ли я какими-то способностями к духовной реализации?

Чтобы ответить на такой вопрос, требуется время. Если вы пошли по пути духа, надо просто идти дальше, полагаясь не на свои способности, а на Силу Матери.

*** 

Разве не правда, что тот, кто пошел по пути йоги, не имея полного знания собственной натуры и своих возможностей, сталкивается с трудностями?

А кто пошел по пути йоги, имея полное знание или какое-нибудь знание? Все в неведении – только через саму йогу они могут получить знание.

*** 

Некоторые люди говорят, что пока вся ваша природа не очищена, не может быть никакого настоящего начала йоги. Это правда?

Такое утверждать нелепо.

*** 

Правда ли, что только тот, у кого есть какие-то переживания и реализации в садхане, принят Матерью, а тот, у кого таких переживаний нет, кто живет в обычном сознании, не принят ею?

Почему он должен быть не принят Матерью? Что вы имеете в виду под «принятием»?

*** 

Если садхак не может полностью открыть себя Матери из-за препятствий, существующих в его природе, он не будет принят Матерью?

В таком вопросе нет смысла. Те, кто следует йоге здесь, приняты Матерью – ибо «принятый» означает «допущенный к йоге, принятый в качестве ученика». Ну, а прогресс в йоге и сиддхи в йоге зависят от степени раскрытия [сознания].

*** 

Если садхак сталкивается с серьезными трудностями в своей садхане вновь и вновь и не способен отвергнуть свою низшую природу, что поможет ему сохранить веру и приверженность пути?

А кто способен отвергнуть низшую природу полностью? Все, что человек может, - это стремиться и отвергать низшие импульсы, призывая Божество сделать все остальное.

*** 

Какой должна быть конечная цель садхака? Разве он не должен стать йогином?

Находиться в полном слиянии с Божеством и есть конечная цель. Если человек обрел в некоторой степени постоянное единение [с Божеством], его можно назвать йогином, но слияние должно стать полным. Есть йоги, которые имеют такое слияние только на духовном плане, другие – на уровне ума и сердца, иные и в витале. В нашей йоге цель – прийти к такому единению и в физическом сознании, а также на супраментальном плане.

*** 

ФУНДАМЕНТ.

На ранних стадиях садханы до тех пор, пока существо не готово, всегда присутствуют трудности, помехи росту, а также задержки в открытии внутренних дверей.

Если вы ощущаете во время медитации чувство покоя и проблески внутреннего Света, и если ваше внутреннее пробуждение растет настолько сильно, что внешнее влияние уменьшается, а витальное беспокойство теряет силу – это уже большой прогресс.

Дорога Йоги длинна, каждый дюйм ее должен быть преодолен вопреки внешним сопротивлениям, и нет качеств более необходимых садхаку, чем терпение и упорство, направленное в одну сторону, с верой, что остается твердой, несмотря на все затруднения, промедления и кажущиеся неудачи.

***

Эти препятствия обычно присутствуют на начальных стадиях  садханы. Они существуют из-за того, что природа существа еще недостаточно восприимчива.

Вам следует найти, где данное препятствие существует – в уме или витале, и постараться расширить сознание в этом месте, призвать туда больше чистоты и мира и при этом искренне и всецело предложить эту часть вашего существа Божественной Силе.

***

Каждая часть вашего существа и далее желает следовать своим старым побуждениям и отказывается, насколько это возможно, допустить радикальное изменение и прогресс, потому что это подчинило бы ее чему-то более высокому, чем она сама, и лишило бы ее своего суверенитета на своем собственном поле деятельности, в своей отдельной империи. Вот что делает трансформацию такой долгой и трудной.

Ум притупляется, потому что в низшем его основании лежит физический ум с его пассивностью и инерцией, поскольку инерция в материи является фундаментальным принципом.

Постоянная и длительная процедура высшего переживания создает в этой части ума чувство истощения, или неудобства, или вялости. Транс, или самадхи – это путь бегства.

При этом тело делается спокойным, физический ум находится в состоянии оцепенения, а внутреннее сознание теряет свободу продолжать свой опыт.

Вред от всего этого состоит в том, что транс становится совершенно необходимым состоянием, а проблема пробуждения сознания, тем не менее, не решается. Оно остается несовершенным.

***

Необходимо наблюдать и знать свои дурные наклонности, так как они являются источником вашего волнения, и если вы хотите стать свободным, вы должны их отвергнуть.

Но не все время думайте о ваших недостатках и ошибочных побуждениях. Больше концентрируйте свое внимание на том, чем вы должны быть, на идеале, веря, что, поскольку эта цель постоянно перед вами, она должна сбыться, и она сбудется.

Постоянное наблюдение своих неудач и ошибочных побуждений приносит депрессию и смятение веры. Больше обращайте свои глаза к приходящему свету и меньше – к непосредственной темноте. Вера, бодрость, уверенность в окончательной победе – вот, что помогает. Все это делает прогресс легким и быстрым.

Больше цените хорошие переживания, приходящие к вам. Одно переживание подобного рода более важно, чем все оплошности и неудачи.

Когда хорошее прекращается – не ропщите и не позволяйте себе расхолаживаться, но будьте внутренне спокойны и вновь, в более сильной форме, устремляйтесь к еще более глубокому и еще более полному переживанию.

Устремляйтесь всегда, но с большим спокойствием, открывая себя Божественному всецело и просто.

*** 

Огонь – это Божественный огонь стремления и внутренней тапасьи.* Когда вновь и вновь со все возрастающей силой и величием огонь нисходит в темноту человеческого невежества, он кажется сначала поглощенным и растворенным в этой темноте.

Но вот все больше и больше это нисхождение преобразует темноту в свет, а невежество и несознательность человеческого ума – в духовное сознание.

*** 

В вашем отношении к своим трудностям и ошибочным побуждениям, что уязвляют вас, вероятно, присутствует ошибка слишком сильного отождествления себя с ними.

Вы рассматриваете их как части вышей собственной природы, но вам следует отступиться от них, отстраниться и обособить себя от них, считать их движениями универсальной несовершенной и нечистой Природы; силами, что входят в вас и пытаются сделать вас инструментом своего самовыражения.

Такое отстранение и обособление даст вам возможность совершить открытие в себе, которое позволит жить все больше и больше в той части самого себя, в том внутреннем или психическом существе, которое не подвержено нападению или угнетению ошибочных побуждений, которое находит их чуждыми себе и автоматически отвергает их притязания, а чувствует себя всегда обращенным к Божественным Силам и высшим планам сознания или в контакте с ними.

Найдите эту часть своего существа и живите в ней. Возможность совершить это и даст вам истинное основание Йоги.

Благодаря такому отстранению вам легче будет за поверхностной борьбой обрести в себе спокойную уравновешенность, которая поможет вам более эффективно призывать помощь для освобождения.

Божественное присутствие, спокойствие, мир, чистота, свет, радость, расширение сознания ждут свыше, чтобы снизойти в вас.

Найдите этот покой позади себя, и ваш ум также станет спокойнее, и благодаря этому спокойствию вы сможете призвать снизойти сначала чистоту и мир, а затем и Божественную Силу. 

Если вы ощутите этот мир и чистоту, нисходящие в вас, вы можете вновь и вновь призывать их до тех пор, пока они не начнут утверждаться в вас.

Вы почувствуете также Силу, работающую в вас, чтобы изменить ваши побуждения и трансформировать ваше сознание. В этой работе вы будете осознавать присутствие и силу Матери Мира.

Раз это произошло – все остальное будет делом времени и постепенной эволюции вашей истинной и божественной природы.

*** 

Какой бы ни была тяжелой борьба, необходимо сражаться до конца и здесь. Беда в том, что вы никогда не встречались лицом к лицу с препятствиями и не преодолевали их.

В самой основной части вашей природы есть сильное образование эгоистического индивидуализма, которое подмешивает в ваше духовное устремление прилипчивый элемент гордости и духовного честолюбия.

Это образование никогда не согласится, чтобы его разбили для того, чтобы дать место чему-то более истинному и божественному. Таким образом, когда вы спускаете эту Силу на себя, это образование всегда препятствует вам и делает всю работу своим собственным способом.

Оно начинает строить свое собственное построение в соответствии с идеями ума или какими-то требованиями эго, пытаясь создать свое собственное «творение» своим собственным путем при помощи своей собственной силы, своей собственной садханы, своей собственной тапасьи.

Здесь никогда не может быть какой-либо действительной преданности, простого и свободного предания себя в руки Божественной Матери. И тем не менее, это - единственный успешный путь в супраментальной Йоге.

Быть йогом, саньясином, тапасьи – не цель здесь. Цель – в трансформации, а трансформация может быть сделана только силой бесконечно большей, чем ваша  собственная.

Это может быть сделано только будучи воистину подобным сыну в руках Божьей Матери.

*** 

Враждебные силы имеют определенную выборочную и испытательную функцию. Это – испытания состояния индивидуума, работы, самой Земли и ее готовности к духовному нисхождению и осуществлению.

На каждом шагу путешествия присутствуют эти силы, свирепо нападающие, критикующие, намекающие, вызывающие упадок духа или подстрекающие к мятежу, увеличивающие неверие, собирающие трудности.

Нет сомнения, они дают преувеличенное толкование правам, предоставленным им их функцией, создавая  горы даже из того, что оказывается на проверку кротовыми ямами.

Небольшой пустяковый ложный шаг или ошибка – и они появляются на дороге, воздвигая через барьер величиной с Гималаи.

Но это исстари допускается не просто как испытание или тяжелое испытание, но как испытание, вынуждающее нас искать более великую силу, более совершенное знание, более интенсивную чистоту и силу стремления, веру, что не подавляет, более мощное нисхождение Божественной Милости.

*** 

Сознание обычно … сосредоточено в мозговом, сердечном, пупочном центрах (ментальный, витальный и чувственный, соответственно).

Когда вы чувствуете, как оно или нечто из него поднимается  и занимает положение над головой, это – освобождение заключенного сознания из телесной формы. Это ваш ментал поднимается туда, приходит в соприкосновение с чем-то более высшим, чем обычный ум, и оттуда накладывает для трансформации высшую ментальную волю на все остальное.

Когда ментальное сознание сможет занимать свое место наверху постоянно или по желанию, тогда первое освобождение завершится (сиддха). 

Оттуда сверху ментальное существо может свободно открыться высшим планам или космическому существованию и его силам – и может также  более свободно и мощно воздействовать на низшую природу.

***

Садхана должна быть совершенна в теле. Она не может быть сделана душой без тела. Когда тело спадает, душа странствует в других мирах, но, в конце концов, она возвращается назад к другой жизни в другом теле.

Тогда все трудности, которые она не решила, встретятся ей опять в новой жизни.

Итак, какая польза в оставлении тела?Более того, если тело сбрасывается преднамеренно, то душа сильно страдает в других мирах, и когда она рождается вновь, то это происходит в худших, но не в лучших условиях.

Благоразумнее встретить трудности лицом к лицу в этой жизни и в этом теле – и победить их.

***

Говоря о верности духовному свету и божественному зову, я не имел в виду, что это относится к чему-то в прошлом.

Я просто утверждал, что во всех критических ситуациях, при любых нападениях необходимо отказаться внимать всевозможным внушениям, побуждениям, соблазнам – и противостоять им, призывая Истину, властный и манящий Свет.

ЧТО ТАКОЕ САДХАНА?

САДХАНА ((sadhana) – метод, система, практика йоги.

Садхана – это раскрытие сознания  Божеству, превращение нынешнего сознания в сознание психическое и духовное.

В этой йоге означает также предложение всего сознания и всей его деятельности Божеству, чтобы Оно владело им, пользовалось им и трансформировало его. Нет необходимости в том, чтобы все это происходило благодаря большому личному усилию, в беспокойствах и борьбе.

Секрет садханы – знать, как добиться того, чтобы все исполнялось Силой, находящейся выше или по ту сторону нас, вместо того, чтобы делать все усилиями ума.

Разнообразие в садхане: Каждый  садхак  обладает собственной натурой или какими-то особенностями, и движение в йоге двух садхаков, даже если они чем-то сходны между собой, редко бывает в точности одинаковым. Садхак – тот, кто практикует садхану.

Словарь Йоги Шри Ауробиндо (составленный на основе трудов Шри Ауробиндо М.П. Пандитом), Шри Ауробиндо Ашрам, 1973 год.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА И ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ.

Наше существо – сложное соединение многих различных элементов. Мы смутно осознаем только поверхностные.

Помимо тела и его ощущений мы до некоторой степени сознаем в себе разные психологические элементы – мысли, чувства, желания, порывы и т.д., которые обычно смешиваются в общую массу и в таком виде называются «разумом».

Однако, с точки зрения Интегральной Йоги, наше существо состоит из разных, явно отличных друг от друга частей. Шри Ауробиндо писал об этом  так:

«Слово «разум», употребляемое в обычном смысле, имеет в виду, не различая, сознание в целом, так как человек – ментальное существо и ментализирует все…»

«Каждый план нашего существа – ментальный, витальный, физический – имеет собственное сознание, отделенное от других, хоть и связанное с ними взаимодействием, но в бодрствующем состоянии нашим внешним умом и чувством все они смешиваются вместе.»

Три части человека, указанные выше (ментальная, витальная и физическая), составляют внешнее существо, каждая часть которого  имеет свою собственную природу и свои характеристики. Ниже приведено краткое описание каждой из этих частей, сделанное Шри Ауробиндо:

«… в языке этой йоги слова «разум» и «ментал» употребляются для специального обозначения той части природы, которая имеет дело с познанием и интеллектом, с понятиями, ментальными или мысленными восприятиями, реакцией мысли на объект, с подлинно ментальными действиями и образованиями, ментальным видением и волей и т.д., то есть, с тем, что является частью интеллекта.

Следует быть внимательным, чтобы отличить ум от витала, несмотря на то, что в витальное глубоко проникает элемент ума.

ВИТАЛ – это жизненная природа, состоящая из желаний, ощущений, чувств, страстей, энергии действия, воли, направленной на исполнение желания, из реакций души желания в человеке и из всего, что относится к обладанию и другим, родственным обладанию инстинктам – злобы, страха, алчности, похоти и т.д., то есть, из того, что принадлежит данной области природы.

УМ И ВИТАЛ перемешаны на поверхности сознания, но сами по себе это совершенно различные силы, и как только вы оказываетесь за обычным поверхностным сознанием, их отдельность становится видна, открывается их различие, и можно при помощи знания анализировать эту смесь на поверхности».

«ТЕЛО… обладает собственным сознанием и действует, опираясь на него, не имея никакого отношения к метальной воле и даже вопреки этой воле, а наш поверхностный ум почти ничего не знает о сознании тела, чувствует его только приблизительно, видит только последствия его работы, испытывая величайшие затруднения при выяснении причин действий.»

(Нужно заметить, что сознание тела – только часть всего физического сознания. Последнее распространяется также на витал и на ментал).

Так как различные части человеческого существа взаимосвязаны и воздействуют друг на друга, внутри каждой составной части образуются подразделы.

Помимо чистого ума существует его часть, взаимодействующая с витал и называемая ВИТАЛЬНЫМ УМОМ.

ФИЗИЧЕСКИЙ УМ – это аспект разума, который близок по своим характеристикам к физическому сознанию. Среди главных характеристик физического – инертность, склонность действовать механически, подобно автомату, склонность к повторению, скованность и беспорядочное движение.

ВИТАЛЬНЫЙ УМ испытывает влияние витальных сил и движений, так что не может мыслить свободно и независимо от этих влияний. Функция витального ума – не мышление и не рассуждение, а мечты и воображение, связанные с успехом или провалом задуманного, радостью или страданием, удачей или неудачей.
    
ВИТАЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ относится к части физического, смешанного с виталом. Именно эта часть имеет отношение к нервным реакциям и рефлекторным ощущениям. Она также является носителем боли.
    
Мы  еще  не  упоминали ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ - часть существа, которая с эволюционной точки зрения является более  ранней  и более  примитивной, чем  физическое сознание.

Оно включает в себя  те  скрытые  области  ментала,  витала  и  физического, которые не  проявляются  в  бодрствующем сознании.

Следующие отрывки из писем Шри Ауробиндо  развивают  сказанное  выше  о природе подсознательного и касаются некоторых наиболее выжных нарушений, связанных с этой частью существа.

***      

"Та  наша  часть,  которую  мы  совершенно  точно  можем называть подсознательной, поскольку она находится ниже уровня разума и сознательной  жизни,  низшая  и  темная,  охватывает чисто  физические  и  витальные  элементы  конституции нашего телесного  существа, нементализированные,   не   учитываемые разумом,  не контролируемые им в действии.

Она может включать в себя  скрытое  и  темное  сознание,  действующее,  но  не воспринимаемое  нами, работающее на уровне клеток и нервов, а также всей телесной субстанции, и регулирующее  их  жизненный процесс   и  автоматические  реакции. 

Она охватывает также те низшие функции  скрытого  чувственного  ума,  который  больше действует в животной и растительной жизни".

*** 
    
"...  Подсознательное  -  главная  причина того, что все повторяется, и если происходят изменения, то только  внешние. Именно   поэтому   люди говорят,   что   характер  изменить невозможно, поэтому непрестанно  возвращается  то,  от  чего, казалось  бы, вы избавились  навсегда. 

Здесь находятся все семена и самскары («пучки ассоциаций») ума, витала и  тела... А также  все,  что подавлено,  от чего не удалось избавиться полностью, попадает туда и остается в виде семени, готового очнуться и прорасти в любое мгновение".

*** 
    
"Это известный закон психологии,  что  все,  подавленное сознательным  умом,  остается в  подсознательном  существе и возникает вновь либо в  бодрствующем  состоянии, когда  снят  контроль,  либо  во  сне.  Сам по себе ментальный контроль не может ничего устранить полностью из человеческого существа".    

*** 
 
"Сильная привычка к повторному возникновению одних и тех же явлений в нашем физическом существе,  из-за  чего  от  них трудно  избавиться,  в значительной степени обязана поддержке подсознательного.   Подсознание   наполнено   иррациональными привычками".

*** 
    
"Именно подсознательное в основном несет ответственность за   наши   болезни:  хронические или  повторно  возникающие заболевания развиваются,  безусловно,  благодаря  воздействию подсознательного  и  его  упорной  привычке к повторению, его памяти обо всем, что оставляет впечатление в сознании  тела".

*** 
    
С точки зрения Интегральной  Йоги  ПСИХИЧЕСКОЕ  ЗДОРОВЬЕ заключается  в  том  состоянии сознания,  где вы свободны от беспокойных   влияний  физического, витала, ментала и подсознательной  части  вашего  существа.

В Интегральной Йоге говорится о нескольких подобных частях, которые находятся  по ту  сторону или выше внешнего разума, витала и тела.

Особенно важной в  Интегральной  Йоге  является  та  область,  которая называется психическим  существом.  Так  как слово "психика" обычно используется в различных значениях, мы  приводим  ниже слова  Шри Ауробиндо, разъясняющие употребление этого термина в Интегральной Йоге.
    
"Слово  ПСИХИКА  используется  в  английском  языке  для называния  всего,  что отличается от внешнего разума, жизни и тела, или находится глубже их, оно  также  указывает  на  все оккультное или супрафизическое; но такое употребление ведет к путанице  и  к  ошибкам,  и мы должны полностью отказаться от него".

*** 
    
"В терминологии йоги под словом психика имеется  в  виду элемент  души  в  природе, чистый  дух  или частица божества, которая находится по ту сторону разума, жизни и тела (это  не эго),  но  которую  мы  осознаем  весьма  смутно.  Это  часть божества, постоянно сохраняющаяся при переходе из одной  жизни в  другую  и накапливающая опыт жизни при помощи своих внешних инструментов. 

По  мере   накопления   этот   опыт   начинает проявляться  в  развивающейся 
психической  личности, которая всегда стремится к добру, истине  и  красоте,  пока  в  конце концов не окажется достаточно сильной и готовой обратить свою природу  к  Божеству. 

Она  (личность) тогда сможет полностью выйти на  передний  план,  прорвавшись  сквозь ментальные  и физические  экраны,  управлять инстинктами и трансформировать природу.

Природа  больше  не  вынуждает  действовать   душу, напротив,  Душа, Пуруша  заставляет природу  исполнять свои требования".

*** 
    
"Слово душа  очень  широко  употребляется  в  английском языке, так как часто называет любые проявления нефизического сознания,  включая  даже  витал  со  всеми  его  желаниями  и страстями.

Вот  почему  следует  слово  ПСИХИЧЕСКОЕ  СУЩЕСТВО употреблять  таким  образом,  чтобы различать божественное от инструментальной части природы".

*** 
    
"ДУША - искра Божественного Духа,  которая  поддерживает существование  индивидуальной природы;  разум,  жизнь, тело - инструменты проявления внешней природы.

У  большинства  людей душа  скрыта  за  покровами действующей внешней природы; они принимают витальное существо за душу, потому что именно витал оживляет  и
заставляет  двигаться  тело. 

Но  это  витальное существо  состоит  из  желаний  и исполняющих сил, добрых или злых.

Это душа желаний,  а  не  истинная  душа. Когда  же  истинная  душа  (психе) выходит на передний план и начинает влиять на действия инструментальной природы, а затем и управлять  ими,  человек  побеждает   желания   витала   и превращается в часть божественной природы".

*** 
    
Как  указано  выше,  психика  скрыта за внешней природой разума, жизни и тела. Однако, психика  оказывает  постоянное, хоть  и  непрямое  влияние  на внешнее существо.

Есть краткие моменты или  длящиеся  некоторое   время   периоды в жизни большинства  из нас,  когда  мы  находимся под более сильным влиянием психики.

В эти моменты  или  периоды  мы  испытываем определенное  состояние  комфорта,
переживаемое в разное время по-разному - как чувство покоя, веры, радости,  силы,  любви, вдохновения  или просто доброго отношения ко всему.

Критерием такого  состояния  психологического  благополучия,   каковое возникает  от контакта с собственной психикой и обязано своим происхождением не просто  "хорошему самочувствию",  является независимость  психического  состояния  от  внешних условий - приятного окружения, хорошего здоровья и т.д. 

Наоборот,  это состояние  часто  возникает  вопреки  неблагоприятным внешним условиям.
    
Тип изменения сознания, который наиболее  предпочтителен в Интегральной   Йоге,   это своего   рода  "психизация", заключающаяся в переходе разума, витала  и физического  под управление   психики.   

Такое   изменение  может  происходить постепенно, если эта задача – раскрытие самого сокровенного существа - становится в нашей жизни самой главной.

Перед тем, как раскрыть свое глубинное существо, человек обычно входит в контакт  с  областями,  что лежат между внутренним и внешним.

Такая  связь  с  промежуточными   уровнями,   называемыми  в Интегральной  Йоге сублиминальными (т.е. лежащими за пределом восприятия)  или  внутренними   областями существа, освобождает  человека  от беспокойств  внешнего сознания.

Но лишь через психизацию можно не только  полностью избавиться  от  тревог, а и трансформировать внешнее сознание так, чтобы  исчезли  все  нарушения  и  воцарилось состояние ментального здоровья.

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии