7. Трансперсональные измерения психики...

Эмпирическое переживание жизни и смерти открывает доступ к областям человеческой психики, лежащим за пределами биографии и личного бессознательного - лучше всего назвать их трансперсональными. Обычно трансперсональные переживания следуют за драматической встречей с рождением и смертью, однако это не обязательно. Эмпирическое соприкосновение с трансперсональными элементами и темами возможно и без прохождения перинатального уровня; более того, оно может происходить спонтанно в виде «пиковых состояний» или «трансперсонального криза».

Общим их знаменателем является выход сознания за границы Эго и преодоление барьера времени и пространства. Эти переживания включают очень широкий спектр явлений, происходящих на различных уровнях реальности. Полный спектр трансперсональных переживаний соизмерим с самим существованием, т.е. Бытием в его космическом понимании.

Мы уже говорили о двух модусах сознания - хилотропическом и холотропическом, в которых человек воспринимает мир и себя. В абсолютно хилотропическом модусе трансперсональные переживания невозможны; они появляются на стык двух модусов, когда человек подготовлен к их появлению и может интегрировать их в повседневную жизнь. В первую очередь это касается спонтанных переживаний, однако даже в ходе психоделических сеансов переработка трансперсональных впечатлений непроста.

Грубая эмпирическая сфера - отображает мир обычного бодрствующего сознания, основанный на свидетельствах органов чувств и ограниченный линейно-логическими (ментальными) построениями, трёхмерным пространством, линейным временем, жёстким детерминизмом и примитивным (биокомпьютерным) уровнем обработки информации. Тонкая эмпирическая сфера отображает несколько трансфеноменальных уровней - тонкий каузальный (причинный) и предельный, или абсолютный.

Создать трансперсональную картографию на основе современных знаний о сознании - очень трудная задача. Мало того, что этот спектр чрезвычайно богат, разветвлён, смешан, взаимопроникающ - на самых верхних уровнях он практически не может быть отображён при помощи любой знаковой системы.

У развитого холотропного сознания есть возможность соприкасаться со всеми аспектами существования, включая постнатальную биографию человека (прозрение будущего), биологическое рождение, жизнь эмбриона и плода, историю предков, кармическую и эволюционную память - не только свою, но и всего человечества, как и Космоса в целом.

Все эти невероятные события рекунструируются не по энграммам в нервной системе, а путём холотропического восприятия с трансценденцией пространства-времени. Это не путешествие в прошлое, будущее (как мы это понимаем в линейном восприйтии времени), а состояние, близкое к «вневремнью» или «пространственно-временной петле», описанной в научной фантастике. В целом трансперсональные переживания разделены на три группы.

I. РАСШИРЕНИЕ ОПЫТА В ПРЕДЕЛАХ ОБЩЕПРИНЯТОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРОСТРАНСТВА И
ВРЕМЕНИ:

1. С ВЫХОДОМ ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ГРАНИЦ:

а) переживание двуединства;
б) отождествление с другими людьми;
в) групповое сознание;
г) отождествление с животными;
д) отождествление с растениями;
е) единение с жизнью и всем творением;
ж) переживание неодушевлённой материи;
з) планетарное сознание;
и) внеземные переживания;
к) отождествление с физической Вселенной;
л) парапсихические феномены, выходящие за пределы пространства.
2. Выход за пределы линейного времени:
а) опыт внутриутробного существования;
б) опыт предков;
в) расовое и коллективное бессознательное;
г) переживание прошлых воплощений;
д) филогенетические переживания;
е) переживание космогенеза;
ж) переживание планетарной эволюции;
з) парапсихологические феномены, выходящие за пределы времени.

П. ЭМПИРИЧЕСКИЙ ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ОБЩЕПРИНЯТОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ.

1.   Спиритические и медиумические переживания.
2.   Энергетические феномены тонкого тела.
3.   Встреча с духами животных.
4.   Встреча с духовными Учителями и сверхчеловеческими существами.
5.   Посещение других Вселенных и встречи с их обитателями.
6.   Переживание мифологических и сказочных сюжетов.
7.   Встречи с божествами.
8.   Переживание универсальных архетипов.
9.   Интуитивное понимание универсальных символов.
10. Творческое вдохновение и прометеев импульс.
11. Опыт Демиурга и переживание Космического Творения.
12. Опыт Космического Сознания.
13. Сверхкосмическая и метакосмическая пустота.

III. ПСИХОИДНЫЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ.

1.   СИНХРОННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ СОЗНАНИЕМ И МАТЕРИЕЙ.

2.   СПОНТАННЫЕ ПСИХОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ:

а) сверхнормальные физические способности;
б) спиритические феномены и физический медиумизм;
в) полтергейст;
г) НЛО-феномены

3.  НАМЕРЕННЫЙ ПСИХОКИНЕЗ:

а) ритуальная магия;
б) целительство и ведовство;
в) сиддхи;
г) лабораторный психокинез

Данная классификация представляет собой полный список трансперсональных переживаний.

Переживания, подразумевающие расширение сознания в пределах общепринятой реальности, приблизительно соответствуют астрально-психической области тонкого плана; характеризующиеся выходом за пределы обычной реальности и пространства-времени - высшему тонкому плану.

Опыт окончательного Божества, или Демиурга, соответствует нижнему каузальному плану, а переживание «бесформенного» сознания, превосходящего всякую дуальность -  высшему.

Абсолют, или Предельное, переживается как «Таковость», «То» всех уровней или как сознание в его первоначальном состоянии.

Необходимо напомнить, что трансперсональные переживания часто комбинируются, объединяясь в специфические группы, отображающие эмпирическую логику психологического процесса и глубокие внутренние связи различных феноменов в мире сознания.

Так, переживания мифологических и сказочных сюжетов могут сочетаться с переживаниями универсальных архетипов и встречами с духами животных, а опыт Демиурга и Космического Творения - с встречами со сверчеловеческими существамb и духовными Учителями; творческое вдохновение, прометеев импульс могут стать базой и реализатором практически всех трансперсональных феноменов. Как правило, эти группы (или ассоциации) очень устойчивы и способны к динамическому развитию. Кратко опишем наиболее значимые варианты и типы трансперсональных переживаний.

При опыте выхода за пределы пространственных границ возможно эмпирическое отождествление с кем и чем угодно, в том числе и с Космосом в целом. Это состояние не следует путать с истинным «путешествием» за пределы общепринятой физической реальности.

Наиболее часты отождествления с великими историческими личностями - Наполеоном. Клеопатрой, Чингисханом, Христом, Буддой, Магометом, М.Л. Кингом, Лениным, Леонардо да Винчи и др. Однако возможен и трансперсональный элемент. Приведу пример:

«Однажды моя жена очень плохо почувствовала себя с утра и решила остаться в постели. Внезапно она ощутила, что превращается в Грегори - она воспринимала как свои его т ело, мысли, боль, его особый британский юмор (Грегори - наш добрый знакомый, который страдал неоперабельным раком лёгких; он подвергался разнообразным методам лечения и после установления этого диагноза прожил ещё - с подъёмами и спадами - более 2,5 лет).

Она была связана с его болью и каким-то образом каждой клеткой своего тела знала, что она (он) умирает. Это её удивило, потому что не соответствовало её знанию реального положения дел. Ему действительно было плохо, но не было никаких оснований думать о серьёзном ухудшении. Позже нам сообщили, что когда врач проводил с ним утренний сеанс лечения, Грегори внезапно отказался и сказал: «Я не хочу больше этого делать. Я хочу умереть».

Время этого эпизода точно совпадало с моментом, когда Кристина пережила отождествление с Грегори. Ясно, что этот опыт был бы бесценным для диагноза и терапии, если бы полностью поддавался управлению».

В отдельных случаях сознание человека может расшириться до охвата всей жизни на планете - с жизнью как космическим явлением. Переживания такого рода не оставляют у человека ни капли сомнения в том, что жизнь не может быть механической случайностью, а есть результат творческого космического начала.

Иногда это отождествление касается только «горизонтали» - взаимодействия различных форм жизни, их синергизма и антагонизма, а иногда поднимается до понимания эволюционного измерения:

«Я почувствовал глубокую связь с планетарной жизнью. Я отождествился с различными видами её, но постепенно стал расширяться, распространяться не только в пространстве, но и во времени; я стал эволюционным деревом, я был самой жизнью!

Я чувствовал космическое происхождение всех энергий и переживаний, бесконечное любопытство экспериментатора, жажду самовыражения. Больше всего меня волновал вопрос - будет ли продолжена жизнь на планете? Является ли она жизнеспособной или это - злокачественный нарост на теле Земли? Возможно ли, что в план эволюции органических форм была заложена фундаментальная ошибка? Могут ли ошибаться Творцы Вселенной?

Мысль об этом повергла меня в ужас. Я пережил весь спектр деструктивных сил, действующих в природе и людях, увидел опасность современной технологии, отравленную природу, ощутил угрозу самому существованию Земли.

Я был бесчисленными жертвами военной машины, узниками концлагерей, умирающими в газовых камерах, и людьми, сожжёнными огнём Хиросимы; я был рыбой, отравленной в реках и океане, растениями, убитыми гербицидами, насекомыми, погубленными химикалиями; животными, умирающими от ран.

Это сменялось трогательными видениями улыбающихся младенцев, очаровательных детей, животных и птенцов в аккуратных гнёздышках, мудрых дельфинов и китов, путешествующих в кристально чистой воде океанов, прекрасных говорящих зверей, зрелищем изумительных лесов, полей, смеющихся цветов.

Я почувствовал глубокую эмпатию с жизнью, осознал экологическую опасность и неуклонную решимость присоединиться к силам, защищающим жизнь на планете».

Далее расширение сознания может достичь планетарного уровня. С этой точки зрения Земля ощущается одним огромным организмом, космическим существом, различные аспекты которого (геологический, биологический, социокультурный, технологический) рассматриваются как проявление концентрированного стремления к совершенству, более высокому уровню эволюции, интеграции и самоактуализации.

Эти переживания, как правило, включают в себя мифологические и духовные измерения как неотъемлемые составляющие Матери-Земли, Божественного Существа, светоносной Геи. Приходит абсолютное убеждение, что всем происходя-щим на Земле руководит высший планетарный Разум, к решениям которого надо относиться с полным доверием, не пытаясь вмешиваться в его деятельность и не судить по нашим меркам.

Грегори Бейтсон, достигший в своей работе блестящего синтеза точек зрения кибернетики, теории информации, теории систем, теории эволюции, антропологии и психологии, пришёл к выводу о существовании сознательного (психического) процесса на всех уровнях сложности - клеток, органов, тканей, организмов, групп животных и людей, Земли и Вселенной в целом, начиная с клеточного сознания и разума до Вселенского Сознания и Разума.

Это положение полностью соответствует представлению Спинозы о Deus sive natura - т.е. имманентном Боге. Джеймс Лавелок ввёл в науку понятие меторга, определяя Землю как единый организм. («Гея: новый взгляд на жизнь на Земле»). К аналогичным выводам пришли Т. Роззак («Личность - Планета») и П. Рассел («Глобальный Мозг»). Приведём пример переживания планетарного сознания:

«Сначала я чувствовала себя Матерью-Богиней, Матерью-Геей, но затем я действительно превратилась в планету Земля. Мне было ясно, что я (Земля) - живой организм, разумное существо, старающееся понять самое себя, растущее и пытающееся вступить в общение с другими космическими существами.

Соли и минералы, горные цепи были моим скелетом, биосфера - моей плотью.

Водная система была моей кровью.

Коммуникации между людьми, животными, растениями, океанами, различными географическими зонами - как старые, так и новейшие - были моей нервной системой, импульсами, питавшими мой мозг. С другой стороны, я могла воспринимать и космическую «связь».

Всем своим телом я чувствовала вред, наносимый мне технологией, огромными городами, загрязнением почвы, воды и воздуха. Я воспринимала древние очистительные ритуалы, ощущала их целительную силу и была очень благодарна за них. Я была совершенно уверена что совершение ритуалов чрезвычайно для меня важно».

Во внеземных переживаниях сознание охватывает небесные тела, фрагменты Вселенной, астрономические процессы. Человек чувствует себя путешествующим на Луну. Солнце, другие планеты, звёзды и галактики.

Он может наблюдать взрыв сверхновой, проходить сквозь «чёрные дыры» - это может происходить в форме простого наблюдения или форме переживания в поле всех существующих процессов.

Д. Лилли, основоположник исследований нечеловеческого разума и межвидовой коммуникации, не раз посещал в своих сеансах и вступал в контакт (как правило, общение было телепатическим) со странными существами и присутствиями.

Завершающим и интегрирующим этапом в этой группе переживаний будет отождествление со всей физической Вселенной (точнее, с астрономической Вселенной, как мы её понимаем и воспринимаем). И, наконец, к парапсихологическим феноменам, выходящим за пределы
пространства, относятся переживания вне тела (ПВТ), ясновидение и яснослышание на расстоянии, «путешествия в пространстве» и телепатия. Эти переживания могут сочетаться с выходом за пределы линейного времени.

О состояниях, связанных с ПВТ, в современной научной литературе написано очень много. Эту проблему изучали К. Юнг, Р. Моуди, К. Ринг, М. Сейбом, К. Ройс, X. Путхофф, С. Гроф. Подлинность ПВТ научно доказана в контролируемых клинических экспериментах Ч. Тартом. а ясновидение на расстоянии впервые осуществили Р. Тарт и X. Путхофф.

Гением «видения на расстоянии» является медиум Инго Сванн, безошибочно описывающий любое место земного шара, если ему были даны его координаты (описание опыта ПВТ и телепатии подробно описаны в книге С. Грофа «Области человеческого бессознательного»).

Выход за пределы линейного времени предполагает выход за время личного, т.е. биологического существования. Это относится к внутриутробным переживаниям, опыту предков, расовой памяти. Когда такие переживания воспринимаются как личные, но принадлежащие к не к биологической, а к духовной истории, они относятся к кармическим. или опыту прошлых воплощений.

При дальнейшем углублении процесса человек может выйти на воспоминания коллективного бессознательного любого исторического периода культуры, цивилизации, географической зоны. Наиболее интересная и вызывающая максимальное количество споров и противоречий группа трансперсональных феноменов - это переживание прошлых воплощений (ППВ).

Как правило, они очень драматичны и связаны с мощным эмоциональным зарядом отрицательного или положительного качества. Человек сохраняет чувство индивидуальности и самотождественности, но воспринимает себя в другой форме, времени и ситуации. Это чувство «повторного переживания» является фундаментальным и неразложимым. Соотносимость - иногда абсолютная - именно с «Я», а не своим предком, обладает качеством совершенной подлинности и реальности.

ППВ может включать в свою структуру других людей, реже - животных. Биологическое рождение в случаях ППВ часто выступает в роли трансформирующей ситуации, где особые мифологические поля кармических записей (именуемых в духовной литературе «Хрониками Акаши» или «Зеркалом Акаши») входят в биопсихологическую жизнь человека. Говоря проще, люди, связанные в своей прошлой жизни максимально выраженными эмоциональными всплесками наивысшей силы, порождают кармическую связь в следующих воплощениях.

Самому переживанию опыта прошлых (личных) воплощений часто предшествуют сложные прозрения, негласные инструкции (чаще во сне) о Законе Кармы как важной части космического порядка, об обязательной ответственности за прожитые жизни и о стратегии освобождения от кармических цепей — надо найти в себе силы простить и быть прощённым.

Представление о Карме и перевоплощении (перерождении) составляют основу буддизма, индуизма, джайнизма, даосизма, Каббалы; в наше время - теософии и антропософии.
Аналогичные представления существовали в раннем христианстве, и лишь в V в. н.э. решением II-го Константинопольского Собора они были признаны ересью. (Более подробно с этой темой можно познакомиться в книге С. Грофа «Человек перед лицом смерти».

Сам С. Гроф делает осторожное заключение, что «описанные характеристики и переживания прошлых воплощений не означают, что мы действительно имели какую-то «прошлую жизнь». Однако этот феномен не может быть адекватно объяснён нынешней наукой вообще. Некоторые существенные черты кармических воспоминаний могут быть объяснены без предположения о том, что некая отдельная сущность переживает биологическую смерть и несёт ответственность за свои «прошлые дела».

Наряду с этим С. Гроф приводит пример, когда совершенно необразованный пациент (разнорабочий по профессии), страдавший неизлечимой болезнью, в ходе психоделической терапии приобрёл ценные и сложные сведения о циклах рождения и смерти, Законе Кармы - и уверенность в непрерывности жизни. Он умер в состоянии полного душевного равновесия. Наиболее полным научным исследованием по данной теме в настоящее время считается работа Стивенсона «Двадцать случаев реинкарнации».

Переживания космогенеза часто являются логическим продолжением переживания планетарной эволюции. Человек может наблюдать или отождествляться с различными эпизодами космогенеза, творением материи, рождением галактик и т.д. Интерпретация таких переживаний лучше всего даётся людям, имеющим глубокие познания в математике, физике, космогонии. Они рассказывают о ярких и неожиданных прозрениях в различных областях математики, астрофизики и астрономии, которые не могли быть осознаны ими в обычных состояниях сознания.

Эти инсайты в необычных состояниях сознания указывают, что сознание в союзе с творческим разумом необходимым образом вовлечены в космогенез; они проливают свет на одно из недавно выдвинутых астрофизиками представлений - антропный принцип - гласящий: «Намерение создать Вселенную, в которой будет существовать жизнь, присутствовало в процессе творения изначально». (Девис,
1984)

Следующим, ещё более высоким уровнем является опыт Демиурга и переживание Творца. В этом опыте человек встречается с Творцом Вселенной или даже отождествляется с ним, понимая процесс творения, мотивы, специфические механизмы, цели и проблемы; может почувствовать силы, лежащие в основе творения или инициирующие его.

Испытуемые воспринимают эти силы по-разному - как переизбыток творческой энергии, неодолимый «художественный импульс», жажду познания, огромную любовь к творимому и даже как «убегание» от монотонной скуки вечного космического одиночества.

Переживания этого рода являются серьёзным испытанием. Люди перестают чувствовать себя жертвами слепых сил и враждебных обстоятельств, поняв, что на другом уровне они тождественны силе, которая их создала.

Другие чувствуют потребность найти смысл своего существования в этой форме; мысль о том, что люди являются не просто актёрами в великой Космической Игре, может как обескуражить, так и возвысить. Часто возникает представление о том, что у людей в этой игре своё особое предназначение, поддерживающее эволюцию и устраняющее нежелательные, но неизбежные «побочные продукты творения».

Демиург может восприниматься как высшая сила существования или как Бог одной из мировых религий. Однако он может выступать и как Творец множества Вселенных, т.е. Бытия в целом; может быть понимание, что Вселенная создана в ходе великой Космической Игры нескольких Творцов. Приводим иллюстрацию:

«... Последовало колоссальное расширение сознания. Я оказался в межзвёздном пространстве, перед моими глазами рождались и распадались галактики, вспыхивали сверхновые. Я двигался быстрее света; галактики сливались в слепящие реки огня.

Я приближался к центральному взрыву энергии, из которого возникало всё во Вселенной. Это был ИСТОЧНИК ВСЕГО СОЗДАННОГО, это была гигантская печь Вселенной.

Чувство жара и интенсивность света росли в невероятной степени. Это был Созидающий и Очищающий Огонь. Я перестал быть проявлением энергии, став самой энергией. Переживание наполняло меня величайшим экстазом и ЧУВСТВОМ бесконечной мощи.

Внезапно я понял принцип, лежащий в основе организации Космоса - это было УНИВЕРСАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, разыгрывающее бесконечный ряд драм, подобных театру или кино.

Оно разыгрывало драму потери, чтобы вновь найти себя. Оно погружалось в разделение, боль, зло, агонию, распад, чтобы в конце пути пережить невыразимую радость нахождения и восстановления себя, своей целостности и блаженства. Его истинной природой были неразделимое единство, отсутствие негативности и дуальностей любого рода.

Чтобы отправиться в этот немыслимый путь. Ему пришлось создать пространство, материю, время, бесчисленные мириады форм, жизнь, а с ней - категории добра и зла, боли и наслаждения, сотворения и разрушения.

Это было средоточием всей творческой энергии и разумности Вселенной, состояние предельного космического экстаза, Оно содержало все формы и все тайны Творения...»

Люди, пережившие опыт отождествления с космическим сознанием, как бы
охватывают всеобщность существования и достигают основы всех реальностей, её высшего и предельного Принципа. Этот опыт безграничен, непостижим и невыразим.

Единственным средством оказывается написание употребляемых слов с большой буквы, как это делают психотические пациенты, отчаянно пытаясь рассказать о своём невыразимом мире. Люди, имевшие это переживание, часто говорят, что поэтический язык при всём его несовершенстве более пригоден для этой цели. Можно упомянуть бессмертное искусство трансцендентальных писателей и поэтов Шри Ауробиндо, Руми, Кабира, Хильдегарда фон Бингена.

В опыте посещения других вселенных и встречах с их обитателями люди оказываются в странных чуждых мирах, обладающих собственной реальностью вне пределов нашего Космоса. Они кажутся существующими на других уровнях реальности и в других измерениях, параллельных или сосуществующих с нашим. Населяющие их существа имеют странные формы, действуют на основе непонятных нам законов; их разум настолько чужд и непостижим, что мысли, поступки и эмоции их не могут быть ни восприняты, ни интерпретированы людьми. Подобные сообщения часто включают описание таинственных технических средств, ментальной коммуникации, уроков мышления в высших измерениях и т.д.

Особый интерес представляет факт удивительного обилия перинатальной тематики и перинатальных элементов в переживаниях этого рода, а также полное отсутствие реально значимых знаний, могущих быть отнесёнными к технологии или физическим наукам. Наиболее интересный материал о «похищениях» людей и пребывании их на «космических кораблях» и в «иных мирах» собрал В. Лоусон. Прекрасно иллюстрированные и проанализированные примеры внеземных контактов приведены в книгах Джона Лилли. Следует подчеркнуть, что к интерпретации фактов такого контакта надо подходить с большой осторожностью.

Ещё одну особую форму необычных состояний представляют собой творческое состояние и прометеев импульс. Психология творчества имеет массу доказательств того, что необычайно сильные всплески - вплоть до гениальных прозрений - приходят из трансперсональных источников. Это относится к любому творческому процессу - научному, религиозному, художественному, философскому.

ДИНАМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА МОГУТ БЫТЬ РАЗБИТЫ НА ТРИ ГРУППЫ:

1. ИНСАЙТ (озарение); обычно приходит после напряжённой, часто многолетней работы над определённой темой, не могущее быть решённой с помощью обычной логики. Таких примеров в человеческой истории множество.

2. «ОЗАРЕНИЕ СВЫШЕ» - здесь общая форма идеи или вообще вся система мышления приходит из трансперсональной области внезапно, по особому вдохновению и воспринимается как «озарение свыше». Могут понабиться годы, десятилетия и даже века, пока эти идеи смогут быть восприняты и поняты остальными.

Таковы невероятно сложные древние философские системы, учение о распространении информации во Вселенной (джайнистская школа), идея взаимопроникновения всех вещей (школа аватамисаки), атомистическая теория Демокрита, идея возникновения жизни в океане Анаксагора и все без исключения космогонические теории древности. Всё это было уже известно задолго до выведения волновой теории Вселенной, открытия холономиче-ских принципов и особой роли света (фотонов) в контексте теории ноосферы Вернадского и - позднее - теории процессов А. Янга.

3. ПРОМЕТЕЕВ ИМПУЛЬС - это случаи истинного творческого импульса, когда вдохновение приходит в виде практически готового продукта для передачи его людям, а человек, получивший его, испытывает непреодолимую потребность это знание отдавать.

Очень близко к этой группе примыкает архетипическое переживание, которое можно определить как интуитивное понимание универсальных символов. К. Юнг считал их наилучшей возможной интерпретацией содержания, принадлежащего к более высокому уровню сознания и невыразимого иным способом.

Как правило, они относятся к сложным трансцендентальным реальностям. Интересно то, что универсальные символы часто появляются в переживаниях людей, ранее не проявлявших интереса к эзотеризму и мистицизму.

Наиболее часто это символы креста, разделённого на четыре части круга, индо-иранская свастика (прямая и об-ратная), цветок лотоса (или какого-либо необычного цветка), а также символы кристалла, буддийского колеса, шестиконечной звезды Давида (в тантрической традиции - символ союза мужской и женской энергии). В результате переживаний такого рода человек может обрести понимание сложных эзотерических учений (каббалы), функции и значения мандал, мантр, карт Таро, теории геометрических тел и числового порядка Вселенной.

Очень интересен пример так называемого аутосимволического отождествления или присутствия. Оно может быть связано с интуитивным пониманием мистической роли животных в определённых культурах - коровы в Индии, кошки в Египте, ястреба в Персии, тигра в странах Юго-Восточной Азии и Японии.

Переживание отождествления с различными животными представляет собой относительно зашифрованное «послание», касающееся личности человека. Таковы Бык, Жеребец, Волк. Лев, Тигр. Духи животных и животные-Учителя хотя связаны с определёнными биологическими видами, принадлежат к миру архетипических и мифологических форм, олицетворяя душу вида.

На вершине этой иерархии стоят Великие Символы, сочетающие в себе земную мудрость, силу и космические процессы. Таковы Змея, Кит, Ворон, Единорог, птица Феникс, нордический Волк, Горгона, Пегас, Великий Дракон. Последний считается наивысшим символом, сочетающим в себе все стихии — огонь, воздух, землю и воду.

Как уже говорилось, высшие животные-символы могут исполнять роль Учителей человека, воспитателей архетипического ребёнка или его «кормильца» (Коза, вскормившая Зевса, Волчица, вскормившая Ромула и Рема). В восточной (алтайской, монгольской, китайской) традиции в этой роли часто выступает Кобылица.

Особо интересная группа животных появляется в роли перевозчика божественных существ. Таковы мышь, на которой едет индийский бог Ганеша, бык Шивы, тигр Дурги (Кали), павлин, поддерживающий супругу Брамы Сарасвати, быки нордической богини Фрики, жеребцы Гелиоса, дельфины Посейдона.

В целом роль животных-символов олицетворяет извечную связь витальной (жизненной, животной) Силы, Души, энергии с человеческой, а через человека - с божественной или особое триединство сил-энергий - витальной, ментальной и психической. В эзотеризме и оккультизме появление животных-символов означает приглашение к обучению после прохождения человеком определённых обрядов посвящения (например, змей Тифон, обучавший Гермеса).

Удивительной иллюстрацией к этому разделу служит история Зоны Нимюэ из Сиэтла, которая в течение 44 (!) лет была вовлечена в мощный спонтанный внутренний процесс. В течение этого времени она множество раз переживала прямой контакт с духами животных, элементалъными существами, представляющими различные силы и стихии природы, внеземными существами и архетипическими божествами, практически прожив вторую жизнь в этом удивительном мире.

Одними из её Учителей-Хранителей были Волк, Медведь и Тюлень. Кроме них, она упоминает о Ментифиле - властителе царства гномов, Орове - хранителе драгоценных камней, лорде клоунов и шутов, а также об особом Земном Зеркале - магической голо-грамме, созданной Хадриане - старейшем из гномов, Камопансете - правителе эльфийского Дома и Путарх-Ахале - «Малым народом».

Встречи с Учителями, Защитниками и Проводниками из духовного мира - наиболее ценные и значимые феномены трансперсональной области. Испытуемый воспринимает их как существа с более высоких планов и энергетических уровней. Иногда они появляются спонтанно, на определённой стадии развития человека. Они могут появиться во время внутреннего кризиса, отвечая на мольбу о неотложной помощи. Во многих случаях они продолжают являться человеку либо по собственной инициативе, либо по просьбе своего «протеже»-ученика в течение многих лет.

Иногда они имеют человеческую форму с определённо божественными качествами, иногда являются в виде источника, излучающего свет или мощные энергетические поля. Восприятия такого рода нечасты, чаще ощущается «постоянное присутствие». В большинстве случаев послания, инструкции, беседы передаются телепатически.

Помощь, оказываемая Учителями, принимает различные формы. Иногда это помощь в трудных и опасных ситуациях внешнего мира, иногда - в критических ситуациях на внутреннем плане. Они обеспечивают моральную, интеллектуальную и духовную поддержку, помогают борьбе с враждебными силами и злом, могут создавать мощные защитные энергетические поля, помогать бороться с болезнями.

Иногда Учителя остаются анонимными, иногда предпочитают какой-либо термин - «Учитель», «Проводник», «Защитник». «Друг», иногда называют свои имена или предлагают человеку называть их по своему выбору. Иногда (но очень редко) в роли Учителя могут выступать великие религиозные персонажи - Иисус, Кришна. Магомет, Зороастр, Шри Махариши, Моисей, Рама-Кришна. Личности такого высочайшего ранга крайне редко оказываются «личными Учителями», разве что в метафизическом смысле «Учителя» или «Гуру».

Наиболее интересным аспектом опыта встречи и работы с Учителями является организация доступа к информации, которую человек ранее не имел, или проявление этой информации как бы «само собой». В этом аспекте следует упомянуть о феномене «канализации» или «канализировании», подразумевающем чёткий и устойчивый канал между человеком и трансперсональными областями. В этом случае процесс передачи идёт через автоматическое письмо, записи под «психическую диктовку» в состоянии транса или без него.

Источник чётко указывает на свою непринадлежность к физическому плану; его иерархический ранг может варьировать от божества или «ангела» до представителя иных миров, от сверхчеловека до «развоплощённого» человека. Нередко у одного итого же человека может быть одновременно несколько контактов на различных уровнях. Историческими примерами «передачи» духовных учений могут быть Коран (Магомет), Ветхий Завет (Моисей), Книга мормонов (Смит). Алиса Бейли утверждает, что автором большинства её духовных произведений является сущность, именующая себя «Тибетцем». Аналогичная ситуация имела место с«Тайной доктриной» Е. Блаватской. Тому же источнику приписывает свою психологическую систему психосинтеза и Р. Ассаджиоли.

Среди наиболее известных современных текстов - «Говорит Сет» (Роберте), «Послание Михаэля» (Ярбро), «Курс чудес» (Шукман), «Откровения трансформации Новой Эры» (Спенслер), «Книга Эммануэля» (Роудгаст), «Звёздная передача» (Рафаэль), «Ратма» (Найт). Проявления феномена «передачи», или «канализирования» в религии, философии, искусстве, науке подробно описываются в книге Артура Хастингса.

Последняя группа трансперсональных феноменов - психоидные, самые сложные, но в тоже время и самые убедительные - они могут наблюдаться другими людьми, фиксироваться и даже измеряться. Это странные «гибриды», находящиеся в зоне между сознанием и материей. Психоидные явления настолько часто описываются в мистической литературе разных времён и культур, что заслуживают самого серьёзного внимания.

Некоторые их аспекты могут рассматриваться с точки зрения психологии, другие - с точки зрения физики. Обращают на себя внимание поразительно частые случаи отказов электронного (и любого другого) оборудования, стирания записей, засвечивания фотоплёнок, странные происшествия, препятствующие фиксации наиболее убедительных доказательств.

Стало аксиомой, что с любыми исследователями трансперсональных областей рано или поздно начинают происходить самые невероятные вещи, иногда по-настоящему опасные для жизни. Это полтергейст, самовозгарание, стигматы и другие необъяснимые раны, феномены «стирания памяти»; очень часты «синхронные события» (явления), связывающие трансперсональные феномены или переживания с физическими явлениями феноменального мира. Здесь сознание особым образом взаимодействует с миром материи, создавая осмысленные гештальты. Известны парапсихические события, в которых психические процессы, влияя на физический мир, нарушают обязательные с точки зрения материалистической науки законы (НЛО, полтергейст, светимость духовных учителей и святых, материализация и дематериализация, левитация. телепатия и психокинез).

Майкл Мерфи и Pea Уайт приводят данные исследований, произведённых в Эсаленском институте («Парапсихологические аспекты спорта»). Они однозначно свидетельствуют о способностях человеческого тела, граничащих с невозможным как с точки зрения физиологии, так и физики. Эти исследования по трансформации тела — самые невероятные свидетельства о связи тела и психики, зафиксированные когда-либо в истории человечества.

Субъективный опыт видения физических или «метафизических» космических, кораблей (или «тарелок УФО»), контактов с их экипажами и даже «личных встреч» с инопланетянами часто встречается в необычных состояниях сознания. Нередко субъективные сообщения сочетаются с их физическим подтверждением. Официальная позиция соответствующих органов ВВС США и специального комитета по НЛО скорее всего мотивирована политическими соображениями и не соответствует действительности.

Огромный материал, собранный по проблеме НЛО, чрезвычайно противоречив и нуждается в специальном обсуждении. Читатель может обратиться к книге К. Юнга «Летающие тарелки - современный миф о вещах, видимых в небе» и к работам Жака Вале, изучавшим феномен НЛО в течение многих лет.

Неясны до сих пор механизмы целительства (особенно на расстоянии, по фотографиям и через средства связи) и ведовства, как и феномены сиддхи индийских йогов. Все эти проблемы могут быть решены только в свете современного понимания физики, психологии, парапсихологии, связи материи и сознания, души и тела.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Самоисследование и поиск себя - нелёгкое дело. Такое исследование может привести к нежелательным изменениям сознания, эмоциональным страданиям, заблуждениям; для эмоционально неустойчивых и дисгармоничных людей это и серьёзный риск. Естественный вопрос - какую пользу может принести всё это? Почему кто-то во все века шёл (и будет идти) этим путём?

Исторически первым контингентом, испытавшим метод психоделической, а затем и холотропической терапии, были сами исследователи, затем психиатрические больные, далее - люди с наличием психосоматических заболеваний и проблемами личности,  позже - люди, ищущие ответы на вопросы «вечной философии».

Исследования многих лёт показали, что методы холотропической терапии оказались эффективными практически при всех видах психопатологии, соматических заболеваний и даже в случаях безнадёжной онкологии. Великолепный результат достигнут в ходе работы с широким спектром психоэмоциональных расстройств - депрессиях, тревоге и фобиях, суицидальном синдроме, алкоголизме и наркомании, большинстве случаев сексуальной патологии. Наиболее удивительным был эффект холотропической терапии при лечении вроде бы явно соматических заболеваний - гипертонии, бронхиальной астмы, язвенной болезни, колитов, мигрени, стенокардитического синдрома, сахарного диабета. Как оказалось, в основе большинства из них лежала скрытая перинатальная патология.

Хотя результаты лечения могут быть в отдельных случаях весьма впечатляющими, не следует рассматривать холотропическую терапию как панацею. Одни получают быстрое исцеление, другие должны продвигаться медленно, осторожно и в течение длительного времени. Это особенно касается тех, чья жизнь представляла собой сплошную цепь мелких и крупных неудач и разочарований.

Другую серьёзную проблему представляют своеобразные «тупики», «ловушки сознания», когда разрешение проблемы возможно, но требует крайне напряжённых эмоциональных переживаний, с которыми человек не может - или не хочет - сталкиваться. Таков страх «психологической смерти» или ещё более опасная его разновидность - «страх жизни и желание смерти». И тогда человек говорит: «Всё, что угодно, только не Это!», «Во второй раз я Это просто не выдержу!»

Многочисленные наблюдения показали, что доминирование одной из «негативных» матриц создаёт у человека определённый жизненный фон и в перспективе может оказаться разрушительным и разрушающим. То же самое - и при преобладании «положительных» сторон БПМ (например, БПМ-1).

Сочетание всех типов и видов БПМ при их гармоничном сочетании порождает жизнеутверждающую жизненную стратегию, стремление к самореализации и духовный поиск. Ещё раз подчеркнём, что нет ничего однозначного; нет «плохих» и «хороших» БПМ: даже при резком преобладании «негативных» аспектов БПМ возможно их разрешение и трансформация личности.

Приведём пример: резкое преобладание «положительной» БПМ-I, доминирующее над всеми остальными, «вечная память» симбиотического союза с матерью и мира «амниотической вселенной» в реальной жизни порождает определённого рода психокомплекс - боязнь суровых реалий жизни, отказ от борьбы, ощущение управляемости, намеренные иллюзии, неконтролируемые «сны наяву», аутичное мышление, замену архетипа «Женщина» на архетип «Мать», хрупкость и ранимость и т.д. За всем этим стоит одно - попытка любыми средствами воссоздать глубокое, счастливое и ничем не нарушаемое внутриутробное состояние.

Здесь задача терапевта заключается в том, чтобы  «ликвидировать» это «застревание», придать ему иную динамику, соединив с обоими - положительными и отрицательными - сторонами БПМ-Щ и БПМ-IV; короче - научить побеждать, пройдя через цикл смерть-возрождение и получив в награду не только «психологическое бессмертие», но и путь к нему. Соединение этих «несовместимостей» зачастую приводит к ошеломляющим и драматическим положительным эффектам.

Другим важнейшим аспектом является стремление к вознаграждающей жизненной стратегии. Возможности улучшения человеком качества жизни далеко выходят за пределы ослабления (и даже ликвидации) невротической или психопатологической обусловленности.

В жизни немало людей, не страдающих очевидными невротическими или эмоциональными расстройствами, прекрасно функционирующих в личной и профессиональной сферах - и не испытывающих при этом ни радости жизни, ни радости успеха, не видящих ни личного смысла жизни, ни смысла жизни человечества вообще. Для таких состояний В. Франкл ввёл понятие «ноогенная депрессия» (в терминах биоэнергетики это именуется «синдромом хронической усталости»). Абсолютно ясно, что чисто терапевтическими средствами излечить это состояние невозможно.

Эмпирическая и холотропическая терапия способны обнаружить факторы, лежащие в основе подобных отклонений, и дают возможность их исправления. Среди этих отклонений основными следует считать: «Линейную траекторию» - вечное стремление к заведомо недостижимым целям, неудовлетворённость всем имеющимся на сегодняшний день, не зависящую ни от внешних обстоятельств, ни от реальных достижений. Люди воспринимаются как соперники, а мир - как живое враждебное существо, нуждающееся в вечном покорении.

«... Природу следует загнать собаками, вздёрнуть на дыбу, изнасиловать; её нужно пытать, чтобы заставить выдать все её тайны, её нужно превратить в рабу, запрячь, взнуздать и управлять жёсткой рукой».

Эта страшная фраза, принадлежащая философу и учёному Фрэнсису Бэкону, породила (и ещё долго будет порождать) плеяду «непримиримых борцов» - неважно, за что - которая привела человечество к его нынешнему состоянию. Воистину прекрасный рецепт для самоубийства посредством убийства всей планеты!

В общечеловеческом масштабе подобная стратегия основывается на силе, принуждении, соперничестве, одностороннем линейном контроле; она восславляет абсолютный неограниченный рост и ценности общества потребления. Так возникает серьёзный конфликт между человеком и его собственной природой (как живой системой) и конфликт человечества со Вселенной с её вечными и фундаментальными законами.

Максимализация в преследовании определённых целей - это вторая неестественная и опасная стратегия современного человечества. Во Вселенной, природа которой циклична, такая стратегия требует необратимого линейного движения и неограниченного роста, приходящих в противоречие с истинной целью человека и человечества в мире.

В процессе максимально глубокого и длительного самопознания все эти проблемы исчезают. Мерой и смыслом жизни становится качество собственного опыта, а не количество достижений и материальных благ. «Закон выживания» уступает место «Закону жизни» - проявлению космического танца в великом театре Божественной Игры.

Переживание полного опыта как «по горизонтали», так и «по вертикали», включая высшие трансперсональные области, знаменует переход человека в новое качество, на уровни его трансформации  с далеко идущими последствиями. Чрезвычайно важно подчеркнуть роль творческого потенциала, возрастающего многократно.

Этап смерти-возрождения - лишь начало пути, этап первичного духовного раскрытия. Следующий шаг подводит человека к пониманию своей истинно духовной природы; дальнейшее - к единению духовности человека и Вселенной, важнейшему измерению Мироздания.

Соприкасаясь с высшими трансперсональными областями, человек приходит к пониманию основных философских и духовных вопросов существования. Постижение духовных измерений реальности возможно только для людей, которые могут связать их с чем-то в своём предыдущем опыте (в этой или прошлых жизнях). Без этого они столь же бессмысленны, как и разговоры с дальтоником о цвете или закоренелым алкоголиком о трезвости.

Кто и что создало эту Вселенную? Как я связан с Творцом (или Творческим Принципом)? Кто я? Откуда пришёл и куда иду? Каковы цель и смысл моей жизни? Есть ли другие миры и уровни существования столь же реальные, как и наши? Возможны ли миры архетипических существ и мифологические царства? Как они взаимодействуют с нашей реальностью? Могу ли я, человек, жить в них, принять их и любить?

Проходим ли мы цепь перевоплощений и связаны ли они закономерным образом? Если цепь воплощений есть источник страданий, есть ли знание, последовательность действий или форм служения высшей цели, ведущие к освобождению? Куда и как я, человек, должен освободиться?

ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ, ПОНЯТЬ, СВЕРШИТЬ? ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА?

Вопросы этого рода, рассматриваемые ранее как псевдофилософские, как рефлексия, привилегия «примитивных культур», нецивилизованность, удел юнцов и умалишённых, предстают в ослепительном и чистом свете истины.

Высшая духовность - это переживание прямого опыта Бытия, Мироздания, Вселенной; это - не религиозность и не религии с их ритуалами, догмами и доктринами. Истинная духовность кроется в эзотерическом (мистическом) знании, во всех без исключения религиях; её могучее дыхание пронизывает христианский мистицизм, учение Каббалы, суфизм, хасидизм, Махаяну, Веданту, даосизм, дзен-буддизм и йогу.

Процесс глубокого самоисследования и самоанализа, как и эти направления «вечной философии», видят и находят Бога и Божественное, в первую очередь, внутри человека; только после этого возможен выход в космическую беспредельность Духа, Бога и Божественного. Именно эта идея положена в основу учения о супраменталъной эволюции великого индийского мыслителя и учёного, основоположника Супраментальной Йоги Шри Ауробиндо.

Сегодня мы не можем судить однозначно о возможности столь кардинальной и всеобъемлющей трансформации человека, ведущей к возникновению в недрах сегодняшнего человечества новой - уже супраментальной - расы. Для наблюдений такого рода требуются усилия всего человечества и длительное время, а для реализации - буквально титанический труд как отдельных людей, так и расы Homo Sapiens в целом.

Закончить этот раздел хочется описанием завершающего опыта человека - писателя по профессии - проливающего свет на вышеизложенное (часть его переживаний описывалась в предыдущих главах):

«... Я как будто парил, отделённый несколькими слоями реальности, над
огромным ревущим источником света.

По мере того, как слои непонимания, ложных представлений, иллюзий, предвзятости рассеивались, как туман, звук становился всё громче и громче. Это было биение огромного Сердца Мира, кипение световой дуги в миллиарды вольт, это был рёв миллионов Солнц, это была песня Вселенского Огня.

Когда картина прояснилась. Это оказалось огромным шаром, вокруг которого я вращался. Он сверкал - но не белым, а сияющим первичным светом с интенсивностью, которую я назвал бы абсолютной.

Я знал - не на словах, не в мыслях, а внутренним абсолютным чувством, что это ревущее извержение было самой жизнью. Своим звуком и пульсацией оно пронизывало всё живое, оно было источником первичного движения жизни.

Оно предшествовало первоначальному звёздному ядру, которое своим взрывом создало всё, что существует во Вселенной; оно было вечным и конечным одновременно.

Я был связан с ним невероятной вибрирующей нитью не только света, но и энергии.

Это был ДО-ОПЫТ. Религия казалась отдалённым, поверхностным и тусклым слоем, следствием пребывания в присутствии этого источника; духовность была истинным, но слабым отражением неистовства и мощи ДО-ЖИЗНИ.

Это не просто вызывало благоговение и экстаз - это было само благоговение и экстаз. Это не было Богом, Богоподобным, Это было БОЖЕСТВЕННЫМ.

ЭТО не было ни хорошим, ни плохим –ЭТО  БЫЛО  ТАКИМ, КАКИМ  ОНО  БЫЛО…

Это был чистый АБСОЛЮТ, не правильный, любящий или милосердный, но ТО, чем ОНО было и ТАК, как ОНО было - живая бесконечная ЖИЗНЬ.

Каждый любит любое живое создание, каждый чувствует, что с Творением всё в порядке. Нет сомнений - мы все едины. Но мы - лишь крошечная часть Великого Огня жизни. Если бы этот Источник, который протекает через нас, не существовал - не существовали бы мы; не существовало бы ничто.

Любовь, духовность, мир, Душа и Дух, материя и сознание вытекают из этого опыта с той же определённостью, как вдох следует за выдохом. Не было никаких вопросов, не оставалось никаких загадок - всё стало предельно и ослепительно ясно.

Не нужно было больше никаких великих свершений - это просто наша природа, наше ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ... Надо ему лишь следовать...»

***

Иллюстрация из Интернета


Рецензии