4. Вселенная и Человек - новые принципы и подходы

IV. НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ.

За последние три десятилетия на стыке физических наук и результатов исследований мозга
 были открыты новые принципы, названные холономными, или холографными (голографными), которые представляют собой новое понимание целого и его частей. Сегодня ещё рано говорить о «холономной теории Вселенной и мозга»  скорее, мы имеем дело с мозаикой удивительных и важных данных и теорий из различных областей, не сложившихся в единую концептуальную систему. У этого подхода есть свои предшественники и в древней индийской и китайской философии, и в работах Г. Лейбница.

Трансценденция различия частей и целого – сущностная характеристика системы «вечной философии». В «Аватамсака-сутре» записано: «В небесах Индры* есть нить жемчуга, подобранная так, что если взглянуть на одну жемчужину, то увидишь все остальные, отражённые в ней. Точно также каждая вещь в мире не есть просто сама по себе, а заключает в себе все другие вещи и на самом деле есть всё остальное». Похожее высказывание содержится и в буддистском учении: «В каждой частичке пыли присутствует бесчисленное множество Будд».

То же положение содержится и в китайской традиции буддизма (школа Хуань), но максимально полно она представлена в джайнском учении. Согласно его космологии, феноменальный мир представляет собой сложную систему заблудших частиц сознания * джив**, * захваченных в плен материей на стадиях космического цикла.

Эта система наделяет сознанием и дживами не только человеческие и животные формы жизни, не только растения, но и неорганические объекты и процессы. Из такой «монады» можно вывести всё знание о целостной Вселенной.

Г. Лейбниц (1951) изобрёл специальный математический аппарат для объяснения этого феномена, который теперь применяется в голографии. Голографические явления обладают многими характеристиками, которые делают их великолепной моделью необычных состояний сознания. Ещё одно свойство голографии делает её особенно ценной – невероятная способность совмещать информацию. Сходный механизм действует, видимо, в некоторых аспектах трансформации личности в ходе сеансов.

Самые интересные свойства голограмм связаны с возможностями запоминания и воспроизведения информации. Голографическая техника также позволяет «синтезировать» новые образы «несуществующих объектов», комбинируя различные «входные» изображения. В этих вариациях можно увидеть тот факт, что каждый индивидуальный психологический гештальт, будь то видение, фантазия, психосоматический симптом или мыслеформа, содержит в себе огромный объём информации о личности.

Голографический подход позволяет представить, как информация, опосредуемая элементами психики, становится доступной каждой клетке организма, создавая совершенно удивительный феномен – разум клетки. Через эту сложную многоступенчатую систему становится доступной информация о любом аспекте Вселенной, так же, как доступ к генетической памяти клетки даёт информацию об организме человека в целом.

Голограмма – уникальное концептуальное средство, чрезвычайно полезное для понимания принципа целостности. К сожалению, оно даёт только статическую запись сложных электромагнитных полей, в то время как психические процессы всегда динамичны и основаны на особой (психической) энергии.

Не полностью устраивает и смещение акцента с «субстанции» на «информацию», т.к. имеются феномены и процессы, превосходящие тот уровень, который можно было бы определить как «строго информационный». В то же время световые волны (и другие вибрационные феномены) присутствуют всегда и всюду; их движение «сворачивает в себе» всю Вселенную пространства и времени. Эти поля подчиняются законам квантовой механики, подразумевающим неразрывность и нелокальность. Таким образом, тотальность «свёртывания» и «развёртывания» далеко превосходит всё, доступное научному наблюдению.

Недавние открытия Х. Зукарелли распространили голографическую модель на мир акустики. Необычайные и удивительные эффекты голофонической (холофонической) технологии позволяют совсем в другом свете оценить значение звука в традициях религий, духовной практики, мистерий; не следует забывать и о том, что, кроме смысловой нагрузки, слово обладает и собственной акустикой (точнее, холофонической составляющей). Она универсальна, и даже не знающим языка позволяет в полной мере использовать эффект мантр.

Ещё раз следует подчеркнуть, что какими бы захватывающими и многообещающими ни были голографии, информголографии и холофонии, не стоит увлекаться неразборчивым и буквальным их приложением к проблемам сознания. Мир – постоянный поток, и стабильные структуры любого рода – не более чем абстракция. Любой доступный описанию предмет, любая сущность, событие или феномен – производное от неопределимой и неизвестной Всеобщности. Материя и сознание при этом подходе – нераздельное единство.

Сознание изначально «материально», а материя – изначально «духовна». Поэтому мышление имеет два аспекта – первый, исходящий из механистичности, и второй – из одухотворённой разумности, свободной, необусловленной и независимой стихийности, рождающейся в холодвижении.

Первый изучает «принцип будильника», второй – «принцип времени». При втором типе мышления восприятие и знание, включая и знание научное, есть истинная творческая деятельность, сравнимая с художественным процессом, а не обычное «объективное» отражение «объективной» реальности.

Истинная реальность неизмерима, и только подлинная и высокая интуиция видит в неизмеримости сущность, смысл и мудрость бытия. Беда  механистического мышления ещё и в том, что оно не только разделяет то, что неделимо, но и объединяет то, что необъединимо, создавая нежизнеспособные искусственные структуры.

Любые попытки механистического мышления и восприятия получить ценные данные об истинной реальности Вселенной бесполезны и заранее обречены на неудачу – в лучшем случае это будет фрагментарное, искажённое и неистинное знание.

Голографическая модель работы мозга, предложенная известным нейрохирургом К. Прибрамом (1980), не противоречит локализации функций различных систем мозга. Последние по большей части зависят от связей между мозгом и периферическими структурами – именно они определяют, что кодируется.

Голографическая гипотеза представляет, как это происходит. Общий массив информации разбивается при этом на структурные единицы – логоны – при помощи операции «окно», или «дверь». «Окно» работает таким образом, что обработка может происходить сразу в голографической области, а в других случаях – только в пространственно-временной области.

Прибраму удалось связать голографическую гипотезу с важными аспектами физиологии мозга.
 Если на втором уровне нейронные импульсы действуют как однозначные двоичные «да-нет», то на первом – «и да, и нет», «и-или». Взаимодействие этих двух структур приводит к волновым (полевым) явлениям, определяя принципиально новый уровень функционирования. Это особенно важно, когда мы исследуем психоделические или мистические состояния, имеющие дело с нематериальными областями реальности.

Традиционное мышление воспринимало мистические феномены и юнговские архетипы лишь как плоды воображения разума, сконструированные из данных реального чувственного восприятия. В расширенной версии холономной теории архетипы предстают как феномены sui generis (в своём особом роде), как реализованные космические принципы, вплетённые в ткань имплицитного (неявного, скрытого) миропорядка.

Это особенно верно для архетипических форм, представляющих обобщение социальных, биологических, социокультурных и религиозных ролей-образов Бога и Богов, Матери и Ребёнка, Отца и Сына, Божественного младенца, Героя, Мученика, Грешника, Учителя или Космического Человека. В любом случае, архетипические явления следует понимать как упорядочивающие принципы, стоящие над, а не вне материальной реальности и ей предшествующие, а не её производные.

Повседневный явный опыт материального мира отражает первый – ограниченный, избирательный и стабильный – аспект реальности, а трансцендентные состояния – второй, недифференцированный, скрытый, всеобщий универсальный и всеохватывающий аспект природы, обладающий своим особым языком, своей созидающей единой матрицей Вселенной всех уровней.

Психокинез, материализация и дематериализация, левитация, паранормальные способности (сиддхи), демонстрирующие власть духа над материей, феномены Духовного Учителя, Планетарного и Космического Сознания, посещение «параллельных миров» и другие вполне заслуживают научной переоценки.

Если все положения и гипотезы, высказанные в этой главе, хотя бы отчасти верны, то это означает не только вмешательство «неявного» порядка в «явный», но и возможность прямого вмешательства человека в реальности «неявного» порядка. Таким образом, появляется возможность видоизменять феноменологию реального мира, влияя на порождающую их матрицу. Такое вмешательство совершенно непостижимо для материалистической науки и не имеет прямой (линейной) связи с преобразованием энергия-информация в том смысле, который ему придаётся в прежней парадигме.

В любом случае всеобъемлющая парадигма будущего, способная синтезировать и интегрировать данные квантово-релятивистской физики, теории систем, исследований разума и сознания, древней духовной философии обязана будет включить в себя взаимодополняющие и сущностно-единые аспекты – Вселенную (Космос), человека (человечество), явный и скрытый порядок, механистическую (материальную) и голографическую (скрытую) реальности, цифровое (биокомпьютерное) и волновое (полевое) функционирование человеческого мозга.

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии