Потерянный мир...

  Отправное

http://www.proza.ru/2016/06/25/850


"Чего притих,
   дружок ковурый?
Ну ж... Встрепенись,
   чтоб махом сбить,
тлен суи...
В дни Мингечаура...
Слабо,
   в Огни те воспарить?

Не охай...
   Знаю, как далёко...
Что не такой,
   что стал другой...
Тот край,
   что "парус одинокой",
так почитал
   страной родной.

Давай,
  порой благословенной,
чуть чуть,
  раскрасим нудный стих.
И вспомним...
  Вспомним непременно,
начало
  первых чувств своих..."

Тема эта - первые, любимые книги, однажды уже, у меня, вылилась в короткий рассказ. И время от времени, становится предметом живого общения со знакомыми тут, на сайте.
Мы выросли на этих книгах. Часто одних и тех же. С ними соизмеряли собственное, стремились к подобному и равнялись на героев.
Не хочется повторяться, просто отмечу -

 Действительно, часто мы говорим об одних и тех же авторах и персонажах. Это единит нас и сближает. Определяет привязанности и оценки.


Сейчас же, мне хочется поговорить о Книге в привязке к месту.
Большинство первых моих книг лежало на полках нашей квартиры в Мингечауре.
Вы слышали о таком? А город между тем замечательный. Красавец. Оазис. Чудо Советской поры. Рукотворное тёплое море, с бухтами будящими яркие незабываемые фантазии.  Горы Боз Даг, кишащие гюрзами и кобрами, с полями бескрайними маков и тюльпанов по весне. Там запросто можно снимать вестерны и ни кто не заметит подвоха. (Сложно отделить кино тех лет от книг , что читали.)

Сегодня, и самому, с трудом верится, что привычны были рощицы граната на выжженой до жёлтого земле. Жаль не многие в России могут видеть как он цветёт. Хурма и инжир на обочинах... Помню как удивил первой, такой обычной для меня, друзей студентов в Самаре. А многие ли знают, шо це таке - муравьиный лев? )) Да и муравьи, с фалангу пальца, наверняка в бетонных джунглях не водятся.

К стати о Фалангах, интересная тоже тварь. И тарантул вещь. Мы их ловили на городском стадионе. Рядом с прыжковой ямой. Надо было налить чуть воды в норку ( или попИсать )) ) и вот он дружок...

А Кура, в окрестностях Мингечаура... Ни где больше, она не бывает такой прозрачной. Добавьте к этому невероятно богатый, разнообразный животный и растительный мир - ракушки, раки, рыбы, водоросли, змеи, черепахи, ящерицы, птицы и звери. Всё это стремится к воде и благодаря почти нескончаемому теплу процветает.
Именно живя у такого, я открыл для себя Дефо, Жюль Верна, Купера, Майн Рида, Стивенсона...


Я уже много прочёл тут, на сайте, о детстве и книгах других людей. Многое разнится видами и обстоятельствами. Время многое значит и широта места обретания. Мы жили в разном и по разному, а вот мечтали очень похоже.
Даже в моём краю, грезились тёплые моря, маяки и парусники. Робинзонил и я, и плавал на подводной лодке и фехтовал...))

Нет, сложно говорить об одной любимой книжке. Каждая новая это открытие нового мира. Мы растём, меняются привязанности, расширяются горизонты. Невозможно только сохранить в себе ту радость открытия, что была, но не читать мы уже не можем.

А всёже о мирах...
Мне повезло расти в трёх. Про один я рассказал. Но были ещё и Закаталы.
Тоже не слышали?... ))

А между тем, городок исключительный. Форпост времён Кавказских войн. Русская крепость со славной историей. И где как не тут, Кавказ предстаёт во всей своей многоликости. А какие тут горы, речки. Окрестности полные руин и башень. Я тут родился. Мцыри наизусть знали мои родители. В этой старине, домах исторических я тоже подолгу жил. Бродил по узким мощёным булыжником улочкам, отдыхал в тени дерев, которые росли тут очень многие века. В окружении людей и вещей буквально сошедших со страниц и экрана. Столовая старинного, богатого особняка, сохранившая и на ту пору многие черты былого лоска, была тихим, поразительно тихим, уголком , где передо мной представали картинки "Затерянного мира", страсти лондонских сыщиков. Именно Закаталы, крепость, горы я вспоминал читая "Баязет", повести Лермонтова, Кервуда, рассказы Лондона.

Охота, тут, часть быта и оружие, дичь, нечто обыденное и неотъёмное от жизни. Плюс те же книги, кинобудка из окошка которой, под гул проэкторов я уходил легко в реалии волшебных грёз... Это, портрет карандашный Юлла Бринера на стене, ходики с цепочкою с гирькой на конце, старинный радиоприёмник на столе... и может быть, получится сказать, что для меня - Закаталы.

А в доме дяди, хранились  тома Нового Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона. Их было всего шесть из двадцати, что успели издать до революции и что дошли по подписке до далёкого городка. Верно, это было знаком достатка и амбиций хозяев, но для меня эти тома стали тоже открытием мира. Очень детальное, документальное, лишённое односторонности и предвзятости описание вещей, понятий, событий и лиц.
Сегодня, благодаря инету, оно доступно всем. И я рекомендую его тем, кого волнует время перелома, история и персонажи .

И на посошок, дабы буков не случилось совсем много. Чуть о третьем моём мире.
Колхоз, "Русский колхоз", "Светлый путь", "Советский Дагестан", Алибайрамлы... У места этого много названий, а история его достойна саги.

 Христиане тут жили давно. Свидетельство тому, остов храма и заброшенный погост. Селение было вырезано и разорено в давние уже времена, но обрело новую , короткую, но яркую жизнь, усилиями спасшихся от голода и беспредела 30х годов на Кубани и Малороссии.
 Село, зародившееся как русское, в годы войны потеряло практически всё взрослое мужское население. А затем, в результате навязанных укрупнений и слияний и вовсе стремительно стало преображаться в типичное , безликое и рядовое.
Процесс этот проходил, по сути, на моих глазах и уместился в одно поколение.


Опыт жизни, места, да и книги на которых рос, научили меня любить и ценить многообразие. Сложно, заставить любить мир и культуру, не отвечающую тебе взаимностью. Я не о людях, которые жили рядом со мной, скорее о системе и играх на тему собственной исключительности и основанной на ней вседозволенности.

  Перерождение неповторимого села тоже кусочек истории и я её свидетель. Не самый значимый, но увы, один из не многих ныне живущих.

 Тут было мало книг, но и они дороги. Коллоди, Стаднюк, "Остров сокровищ"... Но главное в памяти - сама жизнь, нравы, виды, лица родные невероятно и дорогие. Именно они представлялись всегда на страницах Гоголя и Шолохова.

Ну вот, пора закругляться. Книги и чтение сформировали нас, мы выросли с этим и говорить о таком можно бесконечно.


Рецензии
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.