2. Священная Книга Тота и Арканы Таро

Наиболее священным и сокровенным ядром великой культуры страны Кем (так  называли свою родину древние египтяне) была, несомненно, система Арканов Таро  (от древнеегипетских слов «тар» - дорога и «ро» - королевский), появление  которых связано с именем Гермеса Трисмегиста.  «Трижды Величайшим» был признан он – величайшим среди всех фараонов, величайшим из всех жрецов  и величайшим  среди всех царей.

Еще в то время, когда Гермес ходил по Земле с людьми, он доверил своим  ученикам и последователям священную Книгу Тота, которая содержит секрет  процесса, посредством которого может быть осуществлено возрождение  человечества. Через систему Арканов Гермес Трисмегист открыл людям путь, через который мудрецы всех народов и культур могут достичь бессмертия. От первого жреца, инициированного самими Гермесом, и до сегодняшних дней  последовательность апостолов, передающих это великое знание, остается  непрерывной.

С момента обнародования Арканов Таро и доныне не прекращаются попытки по-новому осмыслить и истолковать это великое знание, принесенное людям на заре человеческой истории. Обращают на себя внимание версии системы Арканов,  предложенные В. Шмаковым («Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро»), который интерпретировал их как философ-метафизик; Г. Мебиусом («Символика  оккультизма»), рассматривавшим Арканы с позиции оккультно-астральной и Н. Рудниковой («Сокровенная мудрость Египта. Солнечный путь. Арканы Таро»), работа которой находится примерно посредине между толкованиями первых двух
исследователей. Сокровенная мудрость Египта рассматривается ею в свете новых духовных откровений, принесенных теософией и Агни-йогой.

Священная Книга Тота есть собрание 78 Арканов, которые сохранились издревле и дошли до наших дней в виде 78 символических изображений. Каждый Аркан имел  свои символические соответствия в самых различных областях человеческого  знания. Десятеричная система исчисления через введение понятия о нуле, дающем  единице новое значение и высший порядок, непосредственно проистекает из системы Арканов в аспекте ее интерпретации Каббалой в системе Сефирот. Алфавиты всех древнейших языков Земли непосредственно вытекают из системы  Арканов, и рождение каббалистики (в узком значении этого слова) как символики  букв и чисел представляется следствием этой связи.

Вся мифология древних народов так или иначе связана с этим великим знанием, и в религиях народов с наибольшим духовным развитием, как, например, в Индии и Элладе, весь пантеон  божеств есть не что иное, как символизация системы Арканов. Древняя наука о  душе и звездах – астрология – запечатлела на своих скрижалях те же великие  принципы на фоне неба в виде планет и созвездий Зодиака.

Система Арканов разделяется на три части: первую составляет Аркан О, гласящий  о Божестве и мире и слиянии их в Абсолюте, Сущности Божественной («Айн Соф» Каббалы, «ТО» индусов); вторую часть составляют 21 Аркан, гласящие о целостном человеке, о рождении его из Абсолюта и принципах его существования, определяющих синтез и смысл его жизни.

Последние 56 Арканов в противоположность первым – «великим» - называются малыми; они составляют третью часть Великой Книги и гласят о природе вещей и человеке как члене и звене в целостной жизни мироздания. Это единственное абсолютное разделение Книги Мудрости интерпретируется в ее общем символе – квадрате, имеющем внутри треугольник, в центре которого точка.

Точка, как и нуль, является  естественным символом Абсолюта, навсегда и в принципе недоступного нашему пониманию; нуль выше всякого числа, он каждое из них содержит в себе и, вместе с тем, он навсегда недоступен пониманию и познается лишь путем приближения.

Треугольник – это символ Реальности; все, что существует, познается человеком в тернерах (триадах), все другое есть абстрактные формы мышления, которые оживают и существуют постольку, поскольку им дает жизнь принцип тернера, единственной и естественной эмблемы бытия. Квадрат – это символ мира  реализации, мира материи.

Каждый отдельный Аркан в своей истинной природе есть аспект Самосознания  Единой Реальности. Будучи Реальностью, каждый Аркан утверждает свою  заповедную сущность, из которой он развертывает и эманирует законы и принципы в строгой гармонии с представившемся ему полем действия: чем ниже уровень  этого поля, тем дифференциальнее и конкретнее эманируемые Арканом принципы и законы.

В силу этого, постижение Аркана идет в строгой зависимости от личности познающего и ее особенностей; Аркан всегда будет активен по  отношению к воспринимающему сознанию, т.е., иначе говоря, постижение Аркана  всегда идет сверху, но предельная вершина познанной доктрины обусловливается  развитием познающего человека. Отдельные Арканы дополняют друг друга. Совокупность двух или нескольких  Арканов не только повышает порядок индивидуальности учения, но и увеличивает  глубину законов и понятий.

Первые 10 Арканов являются мировой космогонией, лежат в Мире Принципов и представляют собой Верховные трансцендентальные доктрины, в своей  совокупности раскрывающие человеку внутреннюю сокровенную сущность мироздания, образуя целостную, замкнутую и полную его картину. Вторые 10  Арканов связаны с первыми законом строгой аналогии и реализуют доктрины  первого цикла. Таким образом, первые 10 Арканов суть учение о Мире Духа, вторые 10 Арканов учат о космической среде. Аркан О (или Аркан XXI) и Аркан  XXII представляют в своей совокупности Конечный Синтез. Такова в общих чертах стройность и целостность системы Арканов в изложении В. Шмакова.

Величие и мощь ее сказываются прежде всего в том, что с самых первых  шагов своего пути постижения и восхождения человек получает возможность  совершить свою работу по строгой, идеально закономерной системе. Человек может подходить к изучению Великих Арканов с различных сторон; более  того, путей их постижения столько, сколько людей, ибо каждый имеет свой  собственный путь.

С увеличением знаний происходит постепенное развитие  индивидуальности; различие между людьми неразвитыми проистекает лишь от  различия их предшествующей жизни, истинная же индивидуальность каждого  осознанно раскрывается только после долгой и упорной работы и служит  наилучшим показателем его быстрого роста.

Великие Арканы могут постигаться с самых различных сторон; нет ни одного  крупного представителя мистицизма, который не понимал бы глубины и мудрости  этого учения.

Древнее эзотерическое знание, включающее в себя все три великих источника – Веданта (Индия), Арканы Таро (Египет) и Каббала (Израиль), имеет еще одну  особенность – оно многомерно и практически неисчерпаемо, ибо берет начало в  Вечности и уходит в Вечность. Каждое новое поколение (как и каждый исследователь) открывает для себя это знание впервые; оно обращено как к отдельному человеку, так и ко всему  человечеству в целом. И Каббала, и Арканы Таро не есть нечто застывшее, описывающее отдельные  уровни, ступени и процессы, определяемые линейной зависимостью.

Скорее, это многоярусный многомерный мир, связанный взаимопереходами по горизонтали и вертикали, слепок с жизни, где все присутствует одновременно, дополняя друг друга. Именно поэтому древнее знание есть максимальное приближение к Истине, хотя и не сама Истина, как и любое другое знание. Возможность его проявления  на разных стадиях и уровнях познавательного процесса – матафизическом, оккультном, философском, морально-этическом – безусловный плюс, а не минус. Споры же о том, чья версия более истинна – бессмысленны и никуда не ведут. Не  следует забывать, что любое знание должно иметь практическое применение, дополняться, пересматриваться, вбирать в себя новые направления, - т.е. знание должно эволюционировать.

В основу предлагаемой читателю книги положен именно эволюционный принцип, дающий наилучшие возможности для синтеза древнего и современного знания во всех его аспектах.
Таким образом, задача автора сводится к изложению сути рассматриваемых учений и не предполагает последовательного разбора каждого из  них по отдельности.

*** 

Духовные возможности Вселенной неисчерпаемы, а процесс эволюции беспределен. В его основе лежат строго определенные закономерности, единый Семеричный  Закон, по-разному проявляющий себя на разных уровнях Универсума. Число семь – одно из самых священных в нумерологии и содержит принцип  цикличности. Таковы семь составляющих светового спектра и музыкальной гаммы, семь ступеней космического восхождения, семь дней недели и другие. Семеричный закон может быть сформулирован следующим образом.

I. В основе всего лежит ДВОЙСТВЕННОСТЬ, сочетание устойчивости и неустойчивости,
порождающие динамическое равновесие. Эта двойственность  выражается в двуединстве процессов инволюции и эволюции, свободы и подчинения, Воли и Реализации. Путь к свободе и истинному освобождению лежит через Закон Индивидуальной  Творческой Инициативы. Без осознанной и целенаправленной Воли  не может быть  движения ни вперед, ни назад, ни вверх, ни вниз.

Абсолютная Свобода есть  чистое содержание, Дух, смысл, не заключенный в форму. Это предтеча жизни, содержащая сверхвозможности и сверхпотенциальность. Их игра начинается с образования форм и проходит стадии последовательного воплощения:

Первоматерия;
Минеральная стадия;
Растительная стадия;
Биологическая стадия;
Первично-разумная стадия;
Высокоразумная стадия;
Духовная стадия.

II. Осознанное стремление к Свободе и наличие Реализационной Воли формируют Карму через ЗАКОН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ.

III. Закон Кармы направляет и регулирует ТВОРЧЕСКУЮ ИНИЦИАТИВУ И ВОЛЮ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ. Высшее «Я», Дух и Душа – вечный гражданин Вселенной, тождественный сам себе и творящий собственные земные проявления в виде материальной , разумной и энергетической форм.

IV. ЗАКОН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ – это соответствие индивидуальной  формы воплощения субъективному Идеалу как сумме кармического опыта, заложенного в сверхсознательные структуры изначально.

Идеал есть основной  вектор развития личности в данном воплощении. В течение жизни Идеал  непрерывно совершенствуется, уточняется, проявляется и дополняется, формируя  Идеал для следующего воплощения. Закон Индивидуальной Целесообразности подчиняется Закону Кармы и не может обойти его, однако, при определенных условиях человек может выйти на более высокий и даже максимальный уровень Кармы.

В этом случае жизнь из плавного процесса превращается в процесс дискретный, скачкообразный – фактически, это проживание нескольких или многих воплощений в одной жизни с усвоением всего предыдущего кармического опыта и слиянием индивидуальной реализационной воли с Волей высшего порядка.

V. ЗАКОН ПОЛЯРИЗАЦИИ. Каждый центр Творческой Инициативы (от человека до галактики) становится  источником своеобразного излучения, изменяющего окружающую среду и включающего его в активную работу. Полем этого воздействия являются жизнь, разум, сознание, а также коллективное над- и подсознательное. Центр этого воздействия вначале представляет собой некий «первичный взрыв», а затем переходит в режим «пульсара». Этот процесс инициирует рождение Макро- и Микровселенных. Человеческая «микровселенная» становится центром притяжения для окружающей  среды, как «плотной», так и «тонкой». Самыми мощными оказываются  синтетические очаги.

Чем больше исходное количество материала синтезировано, чем он более противоречив, чем большее количество разумных и сверхразумных  связей может образовать, чем тоньше этот синтез и чем более высокие идеи и принципы в нем заложены, тем более жизнеспособна эта Микровселенная. Более мелкие очаги, притянутые в сферу Великого Сознания и Великой Души, дифференцируются, уплотняются и получают возможность обретения собственной формы, самосовершенствования и проявления Индивидуальной Инициативы.

Собравшее их воедино Сознание – ЦЕНТР НОВОГО СОТВОРЕНИЯ – остается руководящей и поддерживающей силой. Таким образом, создаются системы миров на физическом (материальном), психическом (разумном) и духовном (надразумном) планах. Объединенные одной Идеей и одним Замыслом миры неизбежно притягиваются друг к другу, организуясь во все более крупные синтетические системы. Пробужденная Душа и озаренное Сознание излучают непосредственно воспринятую  ими силу, истину и энергию Духа; Высокий Разум осуществляет мыслетворчество.

Всякое истинное творчество есть творчество Духа, реализуемое через Высокий  Разум. Интегральное, синтетическое творчество – высшее его проявление; все  остальное - лишь применение различных идей к разным материалам. Сила и возможности Сознания, Души и Высокого Творческого Разума столь велики, творчество их столь разнообразно и непредсказуемо, что мы никогда не можем сказать, где, когда, в каком мире и в какой реальности воплотится этот Замысел, если поле Земли не подходит для его реализации.

Эти три великие составляющие – Душа, Дух и Творческий Разум – являются высшей  триадой человека и любого другого разумного космического существа. Творчество – их высшая и основная задача. Поэтому идеалисты, мифотворцы, мечтатели, даже  если они не очень считаются с земными условиями и земной реальностью, не  менее ценны для целей эволюции, чем прагматики, комбинирующие земные отношения и лишенные творческих возможностей синтезатора и творца. Любой Высокий Разум обязан считаться с окружающей реальностью, но это не означает отказа от требований Идеала в угоду мелочной практичности.

В графическом изображении все перечисленные законы предстают в виде бинеров (двойственностей), изображаемых линией; тернеров, изображаемых в виде треугольника; креста; пентаграммы; гексаграммы и спиралевидных структур.

Бинер есть принцип двойственности; первая его составляющая – принцип единого и бесконечного пространства, вторая – принцип вечного беспредельного  движения. В проявленном мире все сущее содержит в себе оба этих полюса, а начало духовного поиска сводится к правильной установке полюсов. Примерами  истинных бинеров являются:

субъект – объект;
непроявленное – проявленное;
бесконечное – конечное;
эволюция – инволюция;
безличное – личностное;
Дух – форма и т.д.

Примеры неистинных бинеров: дух - материя; абсолютное Зло – абсолютное Добро, жизнь - смерть и т.д.

Принцип бинера известен с глубокой древности и лежит в основе аристотелевой логики и индийской школы ньяи. Для своего проявления потенциальность всегда должна пройти этап поляризации, раскалываясь на субъект и объект.

Великие духовные синтезы дифференцируются на системы идей, те – на системы образов, представлений, идеалов, которые, в свою очередь, порождают целый водопад форм, фактов и явлений материального мира. Найти в этом огромном переплетении истинные соответствия – значит, обрести мудрость; на витальном плане это называется житейской мудростью, или умением жить.

Тернер образуется так: два полюса притягиваются друг к другу; в центре их взаимного притяжения вспыхивает искра осознания, первичная синтетическая точка – «зона памяти» Первичной точки (Божественное начало; Кетер каббалистов; Брахман индусов). Обе составляющие – плюс и минус – таким образом находят объединяющее их начало и реализуют свое творчество через вынесение синтеза за свои пределы.

Треугольник направлен вершиной вверх, если синтез высший, и вниз, если надо произвести отпечаток, новый образ своего объединения. В последнем случае бинером является смерть – рождение, а не жизнь-смерть, как это принято считать.

Тернер, триада – первооснова бытия; бинеры отец-сын, мать-ребенок – это как бы первопринципы; тернер означает начало эволюционного процесса.

ВСЕЛЕННАЯ, КОСМОС

Тот же тернер содержится и в христианском символе Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Дух Святой. Крест представляет собой Четверичный Закон Космической Динамики; соединенный  вершинами - квадрат с четырьмя полями проявления. Типичные примеры – крест стихий, применяемый в Каббале и астрологии; крест с планами человеческого  проявления: духовный – Огонь; ментальный – воздух; психический (астральный) – вода; физический – Земля.

Плюс и минус порождают нейтральный результат – ноль, который очерчивает вокруг себя сферу своего проявления, создавая новый цикл проявления, который, в свою очередь, переходит в активный элемент (плюс) по отношению к окружающей  среде (минус), относящийся уже к следующему циклу. Схематически это может быть выражено следующим образом:

Весь мир есть проявление Четверичного Закона. Каждое явление и форма запечатлевают один из его циклов и находятся в прямой связи с предыдущим и последующим. Истинная причина явления никогда не лежит на одной плоскости со следствием, но всегда выше. Так, причины физического мира надо искать в мире психическом, или астральном; астрального – в мире ментальном, а ментального - в мире духовном. В конечном итоге, все явления мира связаны между собой, восходя непосредственно к Духу.

Следующий этап – это образование пентаграммы. Предыдущий Четверичный Принцип утверждает: каждая форма относится к двум истокам и воплощает два направления движения – центростремительное (к Духу) и центробежное (к форме). Во всей природе непрерывно текут циклы Динамического Четверичного Закона, и все они есть циклы эволюции.

Человеческое сознание – это особая переходная зона к сознанию Космическому. В  восприятии человека эволюционные циклы разорваны, их непрерывность и преемственность не осознаются и, следовательно, не могут быть использованы надлежащим образом. Сознание человека полностью отождествляет себя с земной личностью – временным циклом, орудием проявления – утратив связь с проявляющим и создающим это проявление. Человек утерял свое духовное «Я», приобретя взамен вечного возрождения в новом цикле и новом теле  псевдореальность смерти как тотального противопоставления жизни.

Пентаграмма символизирует выход из двухмерности в трехмерность. Три вершины (1-2-3) пентаграммы, обращенные вверх (Тройственная Индивидуальность – Бессмертный Дух, Сознание и Творческий Разум) – господствуют над циклами Динамического Закона (4-5).

ПРЯМАЯ ПЕНТАГРАММА

Пентаграмма – это символ Микрокосмоса. Центр ее – распятие, осознание, начало восхождения. Точка пересечения, осознания и проявления - находится в центре и в то же время выше его. Единица - пятый луч, центр, вынесенный вверх, за пределы низшей природы человека и представляющий собой Волю к Совершенству, как направление духовного возрождения. Это то, о чем Иисус сказал: «Воля моя и Отца моего – одно».

Второй ее смысл – центростремительность, сила, собирание себя из форм материального мира, концентрация духовного усилия, уход «внутрь» для прорыва «наружу». Три господствующие вершины (1, 2, 3)  символизируют Закон Индивидуальной Множественности, смысл единения, Творческой Инициативы каждой (Души, Сознания, Разума) и всех вместе; выход за  пределы, единый прорыв.

ПЕРЕВЕРНУТАЯ ПЕНТАГРАММА.

В оккультизме и кабалистике часто используется символ обратной, или перевернутой пентаграммы, имеющей двоякий смысл. В перевернутой пентаграмме вершины 1,2,3 опрокинуты, вектор движения направлен вниз, в материальность, в зону коллективной индивидуальности – жесткого машинного сообщества, тоталитарности, в которой инициатива заменена диктатом низшего начала.

Таким образом, Воля может быть применена как для господства, так и для  подчинения. В случае прямой пентаграммы это – господство над своей низшей  природой и подчинение высшему Идеалу; в случае обратной пентаграммы это – рабство, подавление и взаимоподавление, господство низших форм над высшими, отказ от Идеала во имя жизненных благ. Первый путь – к высшему «Я», духовному бессмертию; второй путь – к «эго» и смерти в материальном мире.

Второе значение обратной пентаграммы – это символ спуска из Духовного Мира Аватар и Учителей человечества – так называемое «Искупительное Клише» - в отличие от незаконно перевернутой пентаграммы черного мага или Черного Учителя. В этом смысле каждый, принявший какую-либо духовную доктрину, принадлежит ее основателю: христианин – Христу, мусульманин – Магомету, буддист – Будде, герметист – Гермесу Трисмегисту, сторонник синтетического учения – всем Учителям человечества.

Следующий, наиболее сложный и всеобъемлющий символ – это гексаграмма, в которой воплощены все предыдущие символы и законы. Трактовка гексаграммы  сложна и в разных школах несколько различается, поэтому будет целесообразно  ее комплексное истолкование с теологических, метафизических, оккультных и морально-этических позиций. Единый Космический Дух, скрытая сущность проявленного мира, выражается  универсальной Любовью. Жизнь есть форма проявления энергии Любви. Высший  Разум Вселенной един, и его природа повсюду тождественна сама себе.

Закон  Космической Динамики уравновешивается Законом Индивидуализации Творческой  Инициативы. Эти два Закона составляют суть двуединого движения – Нисхождения и Восхождения. Процесс проявления Духа в материи символизируется треугольником, обращенным вершиной вниз; два его верхних угла означают два великих мировых Начала – Дух и Форму (в человеке – Душу и Эго). Обратное  движение – стремление Души к своему Истоку, Духу – тоже изображается в виде  треугольника, но обращенного вершиной вверх.

Их наложение образует два  встречных потока – инволюцию и эволюцию. Инволюция – Карма Духа, эволюция – Карма Души. Первая управляется Законом Кармы, выступающей как Закон  Причинности, вторая – Законом Кармы, проявляющим себя как Закон Целесообразности. Эти два треугольника подобны, но не тождественны друг другу, т.к. формы, выражающие этапы инволюции и эволюции, различны.

Знаменитый тезис Гермеса Трисмегиста полностью звучит так: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что  наверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса  единой вещи». Этот великий Закон Аналогии и поддержания Равновесия – метод Мирового  творчества, - представлен в VI Аркане Таро. Здесь следует сказать об одной  принципиально важной вещи: равновесие не есть неподвижность и фиксированность  – оно есть гарантия движения всех составляющих единого целого.

Ничего  абсолютно застывшего нет; как бы ни мала была экспозиция, «фотография», «отпечаток», «слепок», «портрет» всегда будут фиксировать прошлое, а точнее, ситуацию на определенном этапе взаимодействия. Закон Аналогии описывает принципы взаимоотношений Макрокосм-Микрокосм на определенном этапе их взаимодействия, не отрицая возможности изменения двух основных его составляющих: инволюции и эволюции, Космоса и Человека.

Основой  же общего движения является Закон Творческой Инициативы, где встречаются оба  участника – Космический Разум и Разумная Раса. Далее трактовка каждого из положений герметизма, в зависимости от мировоззрения толкователя, носит индивидуальный характер и во многом  различна. Похоже на то, что утверждение о Единой Всезнающей Силе Любви (Божественной Любви) – более поздняя интерпретация, обусловленная христианской моралью и этикой. Учение о Любви, Добре и Зле, Всеобщем Благе – неотъемлемая (если не основная) часть теософии и Агни-йоги.

Любовь – реальная  сила, творящая и формирующая, однако имеющая и свою темную, отрицательную  сторону, изнанку, тень, именно поэтому человечество говорит об истинной и неистинной, бескорыстной и корыстной, личной и безличной, плотской и платонической любви. В то же время любовь (или переживание чего-то, рождающего состояние любви) – глубочайшая и неотъемлемая реальность внутреннего мира человека. Не исключено, что это – лишь наше, человеческое  восприятие (или вообще свойство более молодых форм космической жизни).

Второй тезис: «И подобно тому, как все вещи произошли от Единого через  посредство Единого, так и все вещи родились от единой сущности через  приспособление» - последователями Агни-йоги трактуется так: «Первая половина  этого положения говорит о первом принципе – Единой Всезнающей Силе Любви, излучении Единого Духа через посредство Его же выражения и проявления – Жизни. Так, Божественный Дух, единая  неделимая Любовь и Жизнь – динамика Его  проявления и его дифференциация – на самом деле есть одно и то же и немыслимы  друг без друга.

Вторая половина положения говорит о третьем принципе – рождении единой Сущности Мирового Разума и порождении им творческих мировых  процессов через приспособление к циклам Великого Четверичного Закона  жизненной Динамики (Н.П. Рудникова).

Однако есть и иные точки зрения. Каббала предпочитает излагать основы  сотворения мира, его многомерную структуру и принципы взаимодействия четырех Миров, составляющих единое целое (Дерево Сефират); о Любви же в Каббале  практически ничего не говорится. Веданта также повествует о Первоначалах; понятие Любви появляется много позже  и означает Рождение Богов (которые уже не есть Дух, а есть его оформленное  проявление). Супраментальная йога относит богов к «горизонтали» Сверхразума и трактует их  как космические Личности. Гегелевская «Диалектика Природы» во главу угла ставит Волю к Сотворению и приписывает ее Космическому Духу. Буддизм предпочитает говорить о сострадании и милосердии, но не о Любви как творящем Начале.

Современная наука (и биоэнергоинформатика, в частности) вообще выносит за скобки все, что имеет какую-либо чисто «человеческую», или эмоциональную окраску; ее основа – энергия и информация. Однако и это не ново; «информация» и передача ее от более высокого уровня к более низкому – древнейшее  положение, основа учения об Аватарах, Пророках, Мессиях, Учителях  человечества, Адептах и Гуру (Духовных Учителях).

Та же история и с Кармой: теософы и оккультисты выделяют в ней морально-этический аспект; Супраментальная йога – «Закон действия Универсальной Энергии через сотворение, поддержание и разрушение, управляемые  фиксированными отношениями, связью причины и следствия; все причины есть действие энергии и все результаты есть действие энергии» (Шри Ауробиндо). Связь  и единство материи и энергии – знание еще более древнее. В
«Упанишадах» сказано:

«Он пробудил Силу Сознания в строгости мысли и познал, что Материя – это  Брахман (Дух), ибо Материя порождает всякое Бытие; рожденное, оно растет и сливается с Материей в своем исходе. Затем от пошел к Варуне*, Отцу своему, и сказал:

- Господин, научи меня Брахману!

Но тот сказал ему:

- Пробуди в себе снова Энергию Сознания, ибо Энергия Сознания и есть  Брахман».

Все это кажется некой абстракцией, однако заставляет о многом задуматься. На нашем человеческом уровне никакая Сверхинформация, никакой Сверхразум и никакое Сверхсознание не заменят нам любви – особой реальности бытия, особенно любви в самом высшем ее проявлении - любви к Жизни (речь не идет о «любви к проявленному» - человеку, Родине, родному дому, женщине, ребенку, истине, ибо все это – лишь вторичные проявления единой Любви).

Следует  допустить, что все, сотворенное человеком вне любви, есть ремесло, но не  высшее творчество. И когда человек приступает к сотворению внутренних – личных,  а также коллективных – «тонких», энергоинформационных миров, все, что создано с Любовью и полной отдачей себя – истинно и реально.

Не  исключено, что проявление, очищение и трансформация того, что мы именуем  «Любовью» - одна из основных эволюционных задач человечества, а возвращение  ее в мир Космический – кармический долг. «Изумрудная Скрижаль» Гермеса  Трисмегиста  так говорит о человечестве: «…Солнце – Отец его, Луна – его Мать». Понимание эзотерических учений здесь едино: Отец - это Творческая Сила,  Солнце – своеобразное окно в духовный мир.

Каббала идет еще дальше,  утверждая: «Четвертый мир – Ассиах (мир, где пребывает человечество)–есть  мир солнечных систем, включающий не только Солнечную систему с Землей, но и все солнечные системы Вселенной».

Современная наука трактует это же положение исключительно с материалистической стороны: «Разумная жизнь планетарного  уровня (подобно земной) неизбежно должна иметь сходные признаки и представляет собой гуманоидную ветвь жизни космической».

Однако наука  предпочитает не замечать духовного аспекта – и совершенно напрасно; трансформировавшись в сегодняшнем сознании в энергоинформационный аспект, она  предполагает не только возможность посещения схожих с нашим миров (что показано исследованиями С. Грофа), но и проживание в них после ухода человека  с  физического плана Земли, о чем разговор впереди.

Приведенный разбор позволяет увидеть абсолютную индивидуальность восприятия, свойственную не только отдельному человеку, но и каждому отдельному направлению познания. Отсюда же и понимание того, что интеграция и синтез – единственный путь видения и нахождения «единого во множестве» и единственно верный путь к истинному творчеству, а затем и к сотворению. «Черно-белое»  восприятие – это уровень биокомпьютера, а не человеческого разума.

Другая  опасность состоит в смешении законов, проявлений и реальностей разных уровней  мироздания, перенос системы восприятия одного мира на мир (миры) иного. Шри  Ауробиндо писал: «Неизбежная, полезная и настойчивая попытка человеческого  разума (полезная и неизбежная в качестве эксперимента) объяснить супрафизические вещи физическими способами изначально обречена на неудачу».

Вот почему «солнечное делание» герметиста, «солнечный посвятительский путь» Агни-йоги, «солнечная сторона» Супраментальной йоги и «звездный Путь» современного космизма – это не одно и то же, хотя одновременно  и одно.

Каждое направление всегда отражает какую-либо частичную истину, грань, стадию всеобщего процесса познания. Задача человека – развитие всех глубоко скрытых в нем способностей и потенциональностей и, в первую очередь, пробуждения  высших психических (духовных) функций, выхода на принципиально новый уровень  восприятия и мышления.

Сведение воедино, в единое знание, как древних, так и современных ветвей – задача не только достойная, но и крайне необходимая. Именно поэтому мы воздержимся от изложения многочисленных толкований  «Изумрудной Скрижали», а приведем ту ее часть, которая обращена к мыслящему и творящему человеку:

«Солнце – его Отец, Луна – его Мать…

Ветер носил ее в чреве,
Земля – ее кормилица;

Вещь сотворенная – отец всякого
Совершенства во всей Вселенной.

Силы ее остаются цельными, когда
Она превращается в Землю.

Ты отделишь землю от Огня,
Тонкое от грубого

Осторожно и с большим искусством.
Сила поможет тебе.

Эта Сила восходит от Земли к Небу
И снова нисходит на Землю,

Воспринимая силы как высших,
Так и низших областей мира.

Таким образом, ты приобретешь
Силу и славу всего мира,

Поэтому от тебя отойдет
Всякая Темнота.

Эта Сила есть сила всяческой Силы,

Она побеждает всякую утонченную Вещь
И проникает собой всякую твердую Вещь.

Так был сотворен мир.

Отсюда возникнут удивительные приспособления,
Способ образования которых изложен.

Поэтому я назван Гермесом Трисмегистом –
Трижды Величайшим,

Так как я обладаю познанием
Трех величайших частей
Вселенской Философии.

Истинно, без лжи, достоверно
И в высшей степени правдиво

Завершено то, что я сказал
Вам о работе
Солнечного делания…»

Остается добавить, что создание «Изумрудной скрижали» относят примерно к 1000 г. до н.э., Каббала была передана Моисею в составе Ветхого завета позже, а Веды датируются 4000-4500 г. до н.э. Можно утверждать, что все три учения имели один и тот же источник.

Однако вернемся к уже начатой теме и изложим принципы и суть построения  гексаграммы. ГЕКСАГРАММА чрезвычайно интересна. Первое, что мы видим – это два пересекающихся больших треугольника. Первый, направленный вершиной вверх, означает восхождение, возвышение, просветление; второй (вершиной вниз) – нисхождение, падение.

Первый – путь эволюции, второй – инволюции. В  космическом понимании второй треугольник - это инволюция Духа, схождение в мир форм, ограничений, искажений, в клетку материальности; это путь Бога, Аватар и Высших Учителей. Первый треугольник – это эволюционное восхождение Человечества, превышение Кармы, путь осознавшего себя высшего «Я», Духовного Я, Самости.

Шестиугольник в центре есть выражение суммарного человечества, ограниченного рамками материального мира и находящегося на разных ступенях развития. Шестиугольник – своеобразная «ячейка» человеческой расы, абсолютное большинство пребывает в ней; здесь же происходит непрерывный процесс рождения – смерти (колесо Сансары буддистов).

Система из двух треугольников слева означает разнонаправленные, но
сообщающиеся между собой положительные и отрицательные природные (витальные) силы и импульсы; справа – уравновешивающие первые - два треугольника – отрицательный, ментальный и положительный – духовный.

По горизонтали они представляют однонаправленную силу; в основе человеческого  «падения», «нисхождения» лежат отрицательные витальные факторы и отрицательные ментальные (разумные) факторы.

Основой треугольника эволюционного восхождения становится человеческая  составляющая плюс положительные витальные (природные) импульсы и силы в союзе с «духовными очагами».

Шестиугольная «ячейка» - это не просто пространство или среда обитания, она имеет достаточно прочные «стенки», препятствующие прямому контакту с системой треугольников 3-4 и 5-6.

Движение внутри этой среды неравномерное, в силу определенных причин происходит своеобразная «диффузия» к «наружной стенке», напрямую соприкасающейся с одной из четырех стенок системы четырехугольников. Так происходит дифференциация, дающая четыре основных типа личности.

Чрезвычайно интересен и процесс взаимодействия «разнозаряженных» малых  треугольников; будучи резко поляризованными, они не изолированы и имеют некую  «нулевую точку перехода». Символизм этого единства может быть  расшифрован так: Любой низкоорганизованный разум, концентрируясь, уходя от своего «первичного  основания», имеет возможность стать духовным. Любое проявление духовности, направленное не к расширению, а к сужению, умалению, уменьшению, перестает им быть, переходя в разряд  «ложноментального», «псевдоразумного».

Примером первого может служить высокоорганизованный разум, приходящий к духовности; примером второго – фанатизм, религиозный (духовный) экстремизм, нетерпимость, Добро, добивающееся своей цели насильственным путем и превращающееся во Зло.

То же самое и с системой левых треугольников 3-5. Таким образом, человеческая  личность, осознавшая необходимость эволюционного движения, может начать с двух направлений – обращения к духовности или использованию положительных  импульсов и сил природы (что мы и видим в практической жизни).

При  восхождении «духовность» неизбежно придет к столкновению с «разумом», а затем и с «низшим разумом»; положительные природные (витальные) импульсы и силы – с их отрицательным аспектом.

Ориентирование же на разум – еще более долгий путь, ибо разум еще должен  пройти стадию одухотворения. «Истинно творческий разум», о котором говорилось выше – это уже не совсем  «разум» в обычном нашем понимании, это гармонизированное сочетание всех  составляющих системы четырех малых треугольников. Точки перехода между ними – четкое и неизбежное обещание жизненных, духовных, духовно-разумных и трансперсональных призов, непреложного закона Восхождения.

Вся система столь точно сбалансирована, что не может обойтись без каждой  своей составляющей - каждая имеет свою реальность, предназначение и цель. Ее сложность воспринимается даже на физическом уровне; при взгляде на  гексаграмму мы видим или один из треугольников, (один поверх другого или наоборот), или центр (шестиугольник), или систему четырех треугольников. В  целом воспринять ее никак не удается. В психологическом смысле это означает, что зашифрованное в гексаграмме знание не может быть воспринято в целостном виде, распадаясь на отдельные фрагменты. Величайшая из духовных практик, Супраментальная йога, требует именно такого подхода и именно такого видения.

Представить гексаграмму в трехмерном виде еще трудней, а в «многомерном» - практически невозможно. Потому и ее расшифровка носит столь же плоскостной характер, не давая ответов на множество вопросов. Ясно лишь одно: системы сил, уравновешивающие друг друга (условно
положительные и условно отрицательные) стремятся проникнуть в человеческий  мир для решения своих собственных задач; человек же не имеет возможность использовать их в своих целях. Обе системы имеют свое «представительство» как в человечестве (коллективное подсознательное и надсознательное), так и в человеке.

Общее движение внутри шестиугольника (человечество) происходит по двум направлениям – «вверх» или «вниз», «а» малое под влиянием положительных сил стремится перейти в верхнюю зону, чтобы стать «А» большим; «б» малое под влиянием отрицательных сил «возрастает», превращаясь в «Б» большое и возвращая личность в «низшую зону». Два высших треугольника (1,2) в комментарии не нуждаются.

Основная масса человечества пребывает в постоянном движении из верхней зоны в низшую и наоборот; это уровень действия низшей Кармы. Восхождение идет или по граням, или прямолинейно, подчиняясь прямому импульсу из высшего «треугольника» 1. «Падение», «крушение», «провал» тоже могут быть обусловлены прямым импульсом из треугольника 2. Самое интересное в том, что два высших треугольника (1 и 2)как бы не
«замечают друг друга» и напрямую не вмешиваются в людские дела, олицетворяя собой Свободу Выбора и подводя окончательный итог всего движения – падший проваливается в «ад», а восшедший возносится в «рай». Но и эти миры неоднородны – рай – лишь преддверие мира духовного, вершина которого есть БОГ; «падшим» предстоит проживание в «низшем физическом мире», а лишь затем в аду.

Истинным Владыкой второго треугольника является Антибог, абсолютное отрицательное инволюционное начало, хаос, энтропия, мертвая материя, в которой Дух накрепко замурован. Это мир «мертвых форм», абсолютно лишенных своего созерцания. Сойти в эту мрачную темницу может лишь Бог; ни представителям светлых (духовных) сил, ни герою, ни человеку это не дано.

Многочисленные легенды о героях, спустившихся в ад и вернувшихся в мир - это легенды о пребывании в низших физических мирах и одновременно аллегория, скрытое знание о реальности величайших ступеней восхождения человека (стадия героя, полубога), а также четкое и недвусмысленное напоминание о долге героя перед теми, кто еще может быть «спасен», «поднят» с самого дна.

В ведантической школе природные (витальные) и разумные ментальные) силы называются универсальными и являются проявлениями систем миров со своими существами и сущностями (как «положительными» и «отрицательными», так и «нейтральными»).

В современной литературе изумительно точное и емкое описание всех систем  взаимодействующих миров (восходящих и нисходящих) и движений человеческой души в посмертии изложено в работе Даниила Андреева  «Роза Мира».

Чрезвычайно важным является наличие двух «переходных зон» между миром человечества и духовным миром (мирами), а также миром человечества и миром (мирами) низшего, инфрафизического мира. Именно здесь в посмертии происходит встреча Души с Первым Стражем Порога.

В зависимости от наработанной Кармы, человек может быть возвращен в зону обычного человеческого существования (А-Б), может быть пропущен в «верхний мир» или низвергнут в мир «низший». Этот процесс составляет суть 20 Аркана (в изложении Н.П. Рудниковой) и именуется «Новый человек».

«От предварительной работы, совершенной земной личностью, от чистоты проводников* зависит степень духовного восприятия. Без такой серьезной работы попытка прорыва в Духовный мир опасна для сознания, так как она неминуемо приведет к встрече с Первым Стражем Порога. В лице Стража Порога он встречается с самим собой, синтезом всех своих земных жизней, слившихся в единую сущность.

Если Душа не готова, то после встречи снова возвращается на Землю кармическим потоком, понуждающим ее к прохождению очередного этапа взросления, очищения и возвышения в Новом воплощении.

Если все составляющие личности одухотворены, очищены и гармонизированы, то встреча со Стражем порога сводится к ревизии суммарного кармического опыта; духовное сознание делает вывод о необходимости кое-каких доработок и исправлений. Это становится основанием для проживания завершающей жизни и окончательного освобождения от цепей низшей Кармы.

После этапа завершающей жизни Душа выходит из аурической оболочки окончательно. Выйдя за пределы земного влияния, она начинает слышать Голос Вечности. Он воспринимается как Абсолютная, Вечная и Единственная Реальность, все прожитое на Земле представляется сном».

Сознание Вечности (Космическое Сознание) – это восприятие Божественной  Личности – того, кто в Веданте именуется Ишварой  - во всем блеске его  возможностей. Это Вечное Настоящее, перед которым время – иллюзия. Прошедшее  и будущее существуют лишь тогда, когда Душа и сознание укрыты оболочками.

Пока существует физический мир и существует действие, существует и движение, порождающее физическое время. Беспредельность – это развернутая Вселенная, поле для бесконечной творческой деятельности.

Сознанию и Душе, достигшим столь высокого уровня, приходится вступать в новый цикл эволюции, но уже не самой, а создавая для части себя новых проводников из универсального физического, витального и ментального. Все начинается  снова… Себе же она творит истинное астральное (звездное) тело, которое  сливаясь с эфирным (тонкофизическим), становится телом Славы, светоносным (энергетическим) телом «Храмом Божиьим». Земное ментальное тело заменяет истинный Логос, истинный Разум Знания, и Душа становится жителем Духовного Мира.

Однако это – последний, завершающий шаг, а сначала необходимо выйти из «переходной зоны», «чистилища». Ведь она, эта переходная зона, составляет центральную часть основания
 треугольника инволюции, состоящей из «отрицательных» витальных и ментальных влияний и сил.

Субъективные Воля, Энергия и Стремление встречаются здесь с максимально выраженными силами сопротивления. Именно на этом этапе происходит решающее сражение; еще возможно «падение вниз» или «растекание в горизонтальной плоскости», ошибочно принятой за основание Верхнего Мира. Чем выше, тем уже и труднее путь Восхождения, тем более одиноким и покинутым чувствует себя Восходящий. Закон суров; человек должен рассчитывать лишь на себя.

Отказавшийся от помощи наружного мира, временно лишенный руководства и поддержки,
человек освещает себе путь лишь внутренним огнем и светом; слабая и тонкая Нить Веры и Надежды – вот то единственное, что связывает его с Духовным Миром. Но и это не все – перед последним этапом на него обрушивается вся скорбь мира, все горести, все кармические удары, весь ужас сомнения и неверия.

Казалось бы – для чего столь невероятная жестокость, столь страшные испытания? Ответ один – это окончательная закалка человеческого существа, проверка его готовности, чистоты и Веры. Даже самая лучшая сталь ломается; Душе же не дано этого права. Малейшие признаки нечестности  могут обратиться катастрофой. Вторая сторона заключается в том, что следующим этапом деятельности Души становится воспитание, научение юных Душ – т.е. людей. Здесь ошибка столь же недопустима. И, наконец, третье. Описанный этап – это лишь начало долгого пути, в конце которого происходит встреча со Вторым Стражем Порога, описанным в 22 Аркане Таро.

Для прохождения этого испытания необходима полная зрелость Души, максимальная  ее искренность, наполненность Светом и Любовью. Не пресловутой «любовью к ближнему», и даже не «любовью к Богу», - ибо этого мало. Мало иметь религиозные или духовные корни, как и длительную связь с «тонким миром». Надо содержать в себе нечто столь огромное, столь невыразимо истинное и столь абсолютно реальное, чистое и прекрасное, чтобы это Нечто могло  быть сопоставимо с Космосом, Вселенной, Жизнью и Бытием.

Это Нечто столь невероятно и непостижимо, что не может быть выражено ни в словах, ни в мыслях, ни в ощущениях, ни в эмоциях. Это то, что лежит за пределами каких-либо форм, конструкций, ментальных и духовных построений. Это Истинный Дом и Истинная Родина. Это чистейший Дух человеческий, идущий навстречу Духу Божественному; это истинная встреча Единственного Сына с Единственным Отцом, принесшим в дар самого себя… Малейшая примесь, снижающая чистоту Духа, производит  аннигиляцию, как при контакте материи и антиматерии.

Огонь сжигает Душу, но не может уничтожить Индивидуальность, отныне обреченную на вечное и страшное одиночество. Это не та благоприятная ситуация, когда Первый Страж Порога просто возвращает нас в жизнь для выполнения очередной Кармической задачи. Путь в «Светлый Мир» закрыт; закрыт он и в Мир Людей. Остается лишь одно направление – вниз на дно нижнего треугольника гексаграммы… туда, где вечная жизнь без радости, без любви, без счастья, без общности.

Где огромная сила  и столь же огромная власть над мертвым миром материи или самыми низшими существами, которые только можно себе представить. Власть без славы и сила без почета, Вера Безверия и мрачный холод вечного сомнения; ледяное пламя бунта – и невозможность его воплощения… Лишь малая часть (к великому счастью человечества) этой немыслимо мрачной и темной силы способна проникнуть в Мир людей, порождая «Черных Ангелов» и «Ночных Гостей».

Горе тому человеку, у которого глубоко внутри обитает свой собственный  «Ночной Гость» или «Черный Ангел», ибо они мгновенно находят друг друга… Но и для этих страшных сущностей путь вверх не закрыт; в глобальных целях эволюции их трансформация необходима и оправданна. Это будет очень долгий и мучительный путь – с нуля, с самого начала, с самого примитивного воплощения, с самой грубой формы – но уже человеческой…

Самая низшая зона человеческого существования – это одновременно и чистилище, и «рай» для поднявшихся из низшего физического мира. Судьба их складывается  по-разному; кто-то, не выдержавший испытания, «проваливается» обратно, кто-то, укоренившийся в зоне «Б», имеет возможность «воплотиться» в зоне «А»… Преступник, проведший полжизни в тюрьмах и лагерях, посвятивший остаток своей жизни строительству церкви - сам, добровольно взявшийся за этот труд и отвергающий любую постороннюю помощь – как раз из их числа. Как часто мы видим подобные передачи по телевизору, слушаем по радио – и не замечаем. Не задумываемся над невероятной добротой и милосердием мира, его мудростью и готовностью оказать помощь любому, кто в ней нуждается…

Людей, прошедших в духовный мир, немного. Их и не может быть много, слишком тяжелый и сложный путь ведет туда, слишком узки врата и слишком строг Страж Порога. Зато каждый пришедший – это великое счастье для находящихся там, и каждый – на вес золота… Ибо это не просто новый работник, а сотни, тысячи, десятки тысяч, которые будут им самим приведены сюда, когда наступит их время.

О гексаграмме можно рассказывать бесконечно; столь же бесконечно и ее прочтение, т.к. это модель взаимоотношения Космоса и Человека. В определенной степени можно говорить о «реинкарнационной» плоскостной гексаграмме человека и человечества… Но и это еще не все… Последние астрономические исследования показали, что распределение вещества во Вселенной тяготеет к формированию именно «шестиугольников», неких гигантских галактических сот. Невероятность такого совпадения такова, что абсолютно недоступна нашему пониманию.

Теперь перейдем к следующему, шестому Закону – ЗАКОНУ СПИРАЛЕВИДНОГО РАЗВИТИЯ.
Спираль – древнейший символ, изображение спирали находим у шумеров, майя, ацтеков, египтян, индусов, причем она всегда трактовалась как символ космический. Примеров спиралевидного движения в физическом мире много; но лишь недавно обнаружилась реальность этого факта в «нефизических» процессах – биологии, культуре, социологии, истории, психологии, общеэволюционной теории. На уровне Космоса «спирали» различного типа и вида стали известны со времени открытия телескопа; топологи описали около 20 типов спиралей и их сочетаний; в самой основе биологической жизни Земли лежит ДНК – классическая двойная спираль. Спиралевидное строение имеет и «пражизнь» - вирусы и вирусоподобные  структуры. Даже «электронная жизнь» (компьютерные вирусы) – это своеобразные  «спиралевидные программы».

С топологической точки зрения спираль – это первая из моделей, являющаяся  многомерной структурой. Существует особый математический аппарат, описывающий  не только «ровную» мерность» - 3,4,5,6 и т.д. – но и «дробную» 3,5; 4,5; 5,5. С метафизической точки зрения виток спирали вбирает в себя и поддерживает  собой нижний виток, а также создает на «тонком» плане вышестоящий, (в 3-х мерной реальности еще как бы не существующий, но оказывающий явное влияние на существующий реально). Такой подход иллюстрирует отношения одновременного существования прошлого, настоящего и будущего, их взаимосвязь и взаимовлияния.

Основными характеристиками спирали является ее движение - центростремительное и центробежное, т.е. «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки», а также диаметр витков, делающий спираль «скручивающейся» или «раскручивающейся».

Кроме прямого движения по типу «серпантина» (если движение представить не в виде сплошного потока, а в виде движения частицы в потоке), возможен «перескок» с одного витка на другой, более высокий, или «спуск» на более низкий. Кроме того, между «витками» создается особе поле и напряжение, создающее некую плоскость, находящуюся под углом к оси вращения. «Полувиток» как раз и будет означать «дробную» мерность. В инженерном плане создание машины на этом принципе, действующей в электромагнитной среде, стало бы означать возможность «путешествия» в иные измерения пространства и времени.

Куда сложнее дело обстоит в психическом смысле, где физической является электромагнитная среда, а энергиями – ментальная и психическая энергии. Человек так создан изначально, поэтому без всяких приспособлений он может путешествовать в «пространстве, времени и иной реальности», но не в реальности и времени физического Космоса, а «Космоса психического». Попробуем рассмотреть этот процесс в применении к человеку.

Исходной моделью будет плоскость, крест и квадрат. Четыре образовавшихся сектора определяют собой:

1)   Разум – физическое тело – сектор материальный, земной жизни.
3)   Душа – энергетическое тело – сектор «нематериальной», психической жизни.
2, 4)  Секторы «слабых связей» между Душой и телом, Разумом и энергетической системой.

Существуя вместе, каждый из секторов живет «по отдельности», в своем мире и истине, не имея полной информации о «соседе». Более того, «материальная» сфера  периодически «исчезает», а душевно-энергетическая  переходит в иное (духовное) измерение, чтобы вернуться «обратно» и  выстраивать «материальную» сферу заново. Центром этой истины (точка Д) является Дух (Сознание) не отождествляющий себя ни с одним из секторов.

Переход в «трехмерность» происходит следующим образом. Активизируется точка «Д» (Дух – Сознание). Происходит это тогда, когда накопилось достаточно предпосылок в секторах 1 и 3 (кармический опыт) и прекратилось «непрерывное мелькание» низших воплощений. Сознание как бы «тянет вверх» всю структуру; квадрат превращается в четырехугольную пирамиду.

Разум и Душа  «осознают друг друга» и начинают движение (вращение), однако их собственный потенциал еще слишком мал; под их давлением происходит активизация энергетической
системы; с ускорением ее потенциал все более возрастает. «Физическое» тело обычно отстает. Если не принимать во внимание этот факт, то «телесная оболочка» становится тяжелым грузом, поэтому применение специальных биоэнергетических методик обязательно. Вся система приходит в движение, «вырастая» вверх. Чем «легче» содержание всех секторов, тем выше рост. Центростремительное движение означает в первую очередь личностный синтез, формирующийся вокруг духовного ядра (стержня).

Центростремительная сила по мере ускорения «отбрасывает» все самое «тяжелое», «грязное», «неистинное» за пределы вращающейся  системы. Чем больше скорость, тем более сглаживаются углы и грани, «пирамида» превращается в «конус», а сектора начинают взаимопроникновение. «Душа» обретает жизненно важную энергию; Душа и Энергия поддерживают Разум, последний «ментализирует» физическое тело. Единая структура, возникшая в ходе этого процесса, движется против часовой стрелки по сужающейся спирали, пока все составляющиеся не сольются в одну точку. Характер, скорость и мощность движения по-прежнему определяет Дух и Сознание; устойчивость – стремление и воля.

Далее происходит этап духовного  синтеза. Из точки «Д» начинается спиралевидное движение (также против часовой стрелки, но уже в горизонтальной плоскости, организуя для себя оптимальное пространство. Одновременно над новым «полем жизни» проявляется соответствующая ему зона (поле 3) с более высокого уровня и начинает движение вниз, по суживающейся спирали и движением по часовой стрелке.
   
Входя в поле жизни 2, этот поток (имеющий обратное направление движения) регулирует его движение, предотвращая расширение «до бесконечности», и определяя форму (структуру). Поток «энергии – сознания» с более высокого уровня обладает значительно большей силой и возможностями и удерживает сформировавшуюся «психодуховную» личность от «полной остановки» или проваливания вниз, в первичное поле жизни.
    
Здесь предстоит длительная остановка для ассимиляции высших видов энергии сознания, приведения в состояние гармонии сохраняющихся «секторов» (речь идет о живом  человеке!), пребывающем уже в новом  поле жизни.  Через определенное время внутри системы
снова начинается центростремительное  движение, образуется новый синтез, новое ядро, начинающее спиралевидное восхождение, но уже по «раскручивающейся спирали», повторяющей проторенный для него  «тонкоэнергетический путь» нисходившей силы.

Далее – новая остановка и обживание в более высоком «поле жизни» 3. Личность завершила структурный элемент спирали, состоящий  из 3-х уровней – нижнего (1), верхнего (3) и переходной  зоны (2).   

Поле жизни 1 – это поле обычного «земного существования» в хилотропическом модусе сознания; первый этап движения – это «пробуждение», второй – «восхождение», переходная зона – состояние неустойчивого равновесия, 3, 5 – мерность с чередованием холотропического и хилотропического модусов сознания, всяческими «перекосами», дисгармонией и кризами разных родов.
            
Третий этап (поле жизни 3) – устойчивое состояние, преимущественное холотропическое восприятие, паранормальные способности, этап окончания первичного духовного синтеза. Руководителем движения  на каждом этапе выступают различные и по-разному  проявляющие себя силы; инициатором является  или внутренний импульс, или  мощный импульс извне, пробудивший духовный центр личности. Таков идеальный вариант;  на самом деле все обстоит не так просто. Все первоначальные сектора обладают различной потенциальностью, «тяжестью» и инерцией, поэтому случаются частые остановки из-за необходимости «подтягивания» отставшего сектора. О модусах  сознания будет сказано в разделе «Трансперсональная психология».

Спиралевидное движение имеет определенный смысл: восхождение в духовный мир – всегда движение против часовой стрелки, т.е. движение против сил природы, имеющей обратное направление. Пройдя в поле жизни 2, человек еще далеко не свободен, но уже освобожден от собственных низших составляющих и влияния грубой Кармы. Он связан с миром и действует в мире, но уже согласно новому личностному ядру и под водительством ядра  духовного. (В Супраментальной йоге это  определяется как союз внутреннего и психического существа).

Такой сложный и очень трудный процесс необходимо проходить при жизни, оставаясь в жизни и работая для жизни; полный  внутренний синтез заключает в себя и особого рода «кармический» синтез, а также (частично) – и «космический» (об этом подробно будет сказано в  следующих разделах). Все это дает возможность осознанного  пребывания вне «физического поля жизни» при уходе с его плана, т.е. в «посмертии». Разница (и крайне существенная!) заключается в том, что после полного синтеза понятие  «смерть», свойственное для земного восприятия, теряет свой смысл. И, наконец, седьмым, завершающим законом является Закон Мировой Гармонии, или Закон развития в движении.

Мир не есть раз и навсегда данный статический материал, один и тот же процесс, повторяющийся в ходе эволюции. Господство Духа над формой, тонкой материи над плотной, мысли над действием, творчества над воплощением позволяет осуществлять бесконечное совершенствование мира. «Дни» и «ночи» Брахмы, Пралайя и Манвантара – это периоды различного взаимодействия и преобладания одной из великих сотрудничающих сил Вселенной, а не прекращение их деятельности вообще.

Этическое равновесие «Добра и Зла», (на земном плане  представляющих реальность эволюции и инволюции) необходимо; да и само понятие «Добра и Зла» как резко поляризованных и непримиримых начал существует только в наших умах. В то же время именно на  земном плане они совершенно реальны, и мы интуитивно всегда в силах отличить одно от второго.

Иное дело, что подход к этому диалектическому двуединству должен быть строго дифференцированным, т.е. необходимо  найти правильные соответствия. Новое поколение (людей, взглядов, мировоззрений, общественных и политических систем) - эволюционное «зло» для старых, но безусловное добро для будущего.

Любая фаза разрушения – зло, но без нее не может быть фазы сотворения. Суть в том, чтобы из грубого и кровавого «разрушения» революционного типа перейти к плавному, эволюционному, от логики «око за око, зуб за зуб» - к логике «от незрячего ока к зрячему, от «клыков хищника» до хотя бы предупредительного «оскала зубов». Низшие уровни жизни и низший  Закон Мира направлены на простое биологическое выживание, где смерть является неизбежной реальностью эволюционного процесса.

Низший  разум преобладает над высшим, грубая сила над разумностью, животные инстинкты - над человеческими, закон – над этикой и моралью, материальные стимулы – над стимулами духовными и этическими. Движение в сторону материально – технического прогресса значительно опережает прогресс Разума и Духа.

Все это вместе формирует наше понимание Добра и Зла, существуя одновременно с поразительным и загадочным «нравственным законом внутри нас», о котором говорил Кант, или о «глубинном добре», о котором говорит школа Шамбалы. Преобладание Зла над Добром, которое мы так часто видим в обыденной жизни, не есть глобальная и всеобъемлющая реальность. Это своеобразная иллюзия, самообман, искаженное восприятие – и всегда продукт того, что именуется «это». Все без исключения философские и религиозные системы, все духовные и йогические школы основаны на единой и непреложной основе:

Человек, познай себя!
Человек, начни с себя!
Человек, иди вглубь себя!
Человек, прежде чем изменить мир, измени себя!

Любое движение к совершенству начинается с себя, любой взгляд на мир и жизнь идет из себя и  определяется тем, что есть ТЫ – а не сосед, народ, государство, власть.  Древние это
 понимали; положение «Закон суров, но это Закон» и «Кесарю – кесарево, а Богу – богово» идут оттуда, как и вся основа  Римского права.  Низшая часть человечества – это те, кто «соринку»
 в своем глазу принимают за «бревно» в глазах всего человечества, а собственную глупость, низость и беззаконность расценивают как непреложную истину всего рода людского. Если бы это было так, никакая эволюция не была бы возможна вообще.

Однако движение к прогрессу – факт, который вряд ли станет кто-либо отрицать. Иное дело, что массовое сознание пока формируется низшими силами и общественными инстинктами; смакование зла, насилия, уродства и собственной убогости  значительно более рентабельно, чем пропаганда Добра. Однако это не должно смущать нас, повергать в отчаяние или         
заставлять усомниться в существовании «морального закона» и «глубинного добра», как и способности к восхождению. Терпение – вот, пожалуй, основное, что необходимо в наше время, особая зоркость, прозревающая в будущее, вера в человека и подготовка людей для будущей жизни.

Шри Адробиндо писал: «Стадо - это не те, кто беден, невежественен, низок по происхождению или дурно воспитан; стадо – это те, кто удовлетворяется жалким и мелочным, кому по душе человеческая ничтожность и посредственность».

Общество неотделимо от человека, а человек от общества. Закон причинности управляет природными и общественными явлениями; закон кармы и закон индивидуальной творческой инициативы организует субъективный  внутренний мир человека. Два эти закона составляют динамическое равновесие. Если материальная среда не может быть использована для проявления высшей творческой инициативы, то реализация идеала, идеи, замысла происходит во внутренней вселенной, подчиняясь закону поляризации.

Так создается прообраз, новый архетип, тонкая модель будущих взаимоотношений. Реализуясь на «тонком плане», она обратным потоком идет вниз, воздействуя не только на своего создателя, но и на близкие по структуре сознания, готовя мир к прогрессивным переменам. Поэтому Закон творческой инициативы требует от человека не пассивного ожидания следствий, не подчинения обыденному потоку жизни, а обращения Закона всемирной динамики в обратную сторону, т.е. возможности реального воздействия на причинно-следственные (точнее, кармические) связи. Человек из пассивного следствия обязан стать активной мирообразующей причиной.

Закон целесообразности хоть и исключает полную свободу творческих и реализационных проявлений, но не может запретить обретения внутренней духовной свободы. На нынешнем этапе развития человечества обретение им способности прямого воздействия духа на материальные процессы стало бы самоубийственным.

Построение же идеала – задача внутреннего сотворения «по образу и подобию» - становится единственным и неизменно важным делом. В конечном итоге, это построение собой «сегодняшним» себя «завтрашнего» является первым шагом к ускорению эволюционного процесса, реализуемого через Закон Кармы и механизм  реинкарнации.

Символика взаимоотношений  внутреннего и наружного мира отражена в системе двух квадратов. Наружный квадрат заключает в свою клетку наши духовные устремления и олицетворяет низшие инстинкты и побуждения. Человек живет и работает в мире, и он никуда не денется от власти четверичного закона динамики. «Пробить» или «отменить» стены наружного квадрата он не в силах.

По мере расширения сознания, одухотворения разума, роста Души, сотворения и усовершенствования идеала он раздвигает стены наружного квадрата внутренним, входя в новые циклы мирового закона Кармы, а затем и выходя за его пределы. Этот же закон неизбежно будет возвращать реинкарнирующую личность в земное поле, пока границы наружного квадрата не будут превзойдены окончательно. Символом нового состояния человека является восьмиугольная звезда, а 4 образовавшихся треугольника  есть прообразы новых миров самосуществования, созданных союзом идеала, любви, героизма, высшей реализации и  космического сотрудничества.

Все существа мира, действующие, любящие и творящие неразрывно связаны с сотворением. Творец мира и Учитель мира несет в себе Кармы всех миров и существ, живущих в них. Человек «по образу и подобию» несет в себе Кармы связанных с ним людей и сотворенных «внутренних» миров. Закон мировой гармонии означает слияние Кармы Человека  и Кармы Творца в единое целое, воплощает принцип  Учителя и Ученика, Отца и Сына. Понявший это обретает Солнечный Путь, включаясь в общее дело и учась разделять Карму Бога, «иго которой легко». Именно об этом повествует древнеиндийский эпос «Бхагават-гита», именно об этом слова Иисуса: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное».

Человек, исполняя высший замысел, взамен нищеты и слабости собственного заточенного Духа обретает Дух истинный, Дух «Царства Божия». Он освобождается от внешнего квадрата и ига материальной Кармы. Тот, кто поймет это и сумеет осуществить, перестает быть учеником. Его дальнейший путь – путь становления Работником, Мастером, Учителем…

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии