Мемуары Франца Фон Папена, как источник по истории

Мемуары фон Папена представляют интерес для историков т. к. в них довольно подробно рассмотрен процесс прихода нацистов к власти. Автор мемуаров дает свою интерпретацию событий и проводит анализ причин восшествия Гитлера на вершину политической власти. Воспоминания Папена так же интересны в том смысле, что это воспоминания человека принадлежавшего к консервативной элите Веймарской республики. Соответственно взгляды автора во многом типичны для представителей консервативного лагеря и отражают основные тренды консервативной историографии 50-xx гг.(Мемуары Франца фон Папена впервые изданы в 1952 г).
Рассуждая о причинах популярности Гитлера и прихода нацистов к власти, Папен возлагает ответственность за это, как на архитекторов версальской системы, так и на внутринемецкие силы. Державы-победительницы несут ответственность за «Версальский мир» и связанные с ним тяготы и несправедливости, открывавшие дорогу к власти для радикальных сил: «По-видимому очень немногие понимают, до какой степени режим Гитлера является следствием карательных статей Версальского договора. Потребовались десятилетия, чтобы покрайней мере только историки пришли к выводу о том, что утверждение об исключительной вине Германии за Первую мировую войну попросту не выдерживает критики. Многие годы немцы вынуждены были трудиться в условиях экономической трясины, порожденной репарациями. Лучшие перья, нежели мое, уже описали моральные и физические страдания, вызванные в двадцатых годах массовой безработицей, и пролетаризацией средних классов в результате инфляции и падения христианских ценностей. Приход к власти Гитлера и его движения являлись в первую очередь реакцией на безнадежность существования. За подобное положение дел державы-победительницы должны нести свою долю ответственности».
Значительную часть ответственности за приход нацистов к власти следует возложить на политические круги Веймарской республики: «Политические партии Веймарского периода все без исключения, от левого крыла до правого, должны взять на себе свою долю ответственности». Фон Папен сам принадлежавший к этим кругам, по его собственному признанию несет на себе часть этой ответственности.
В годы первой мировой войны Папен был военным атташе в Вашингтоне. Вина за развязывание войны по его мнению лежит на Антанте т. к. Британия, вступив в союз с Россией, нарушила баланс сил в Европе. Это стала причиной гонки вооружений, и привело к мировой войне. При этом Германия виновата в нарушении бельгийского нейтралитета, что стало нарушением международного права, хотя и было обусловлено военной необходимостью.
На посту военного Атташе Франц Папен стремился предотвратить вступление США в войну. Однако Германия проигрывала информационную войну. Антинемецкие силы вели пропаганду, склонявшую общественное мнение США к вступлению в войну. Этому очень способствовала и политика самой Германии в частности «неограниченная подводная война». В конце 1915 г. Папен вернулся в Германию. Он принял участие в войне на западном фронте, в 1917 воевал на Ближнем востоке.
Рассуждая о поражении Германии в первой мировой войне и свержении Монархии Папен отмечает, что немецкий народ, воспитанный в монархических традициях был не готов к парламентской системе: «Если бы нам было позволено сохранить институт монархии, никогда не возникло бы не чего подобного режиму Гитлера. Если бы президент Вильсон и его советники больше знали Европу и лучше представляли исторические процессы, учувствовавшие в её формировании, нам была бы дана возможность выработать свою собственную форму современной демократии вместо навязанной извне парламентской системы, которая к 1932 году низвела себя до совершенного абсурда». Веймерская республика, таким образом, была искусственной и навязанной немецкому народу извне. Общество послевоенной Германии оказалось в тяжелом экономическом и моральном положении (распад христианских ценностей). Очень сильно выросла популярность коммунистических сил отрицавших вековые ценности западной цивилизации. В международном контексте ликвидация империи Габсбургов привела к балканизации Европы и способствовала росту агрессивного национализма и шовинизма, тогда как Европа нуждалась в преодолении национализма и интеграции. Осложнению международной ситуации способствовало несоблюдение странами-победительницами провозглашённого ими принципа права наций на самоопределение в отношении побежденных.
После войны Папен занялся политикой и стал депутатом поначалу Прусского ландтага, впоследствии рейхстага от партии центр. Он принадлежал к правому крылу партии, будучи убежден в необходимости партии центра периодически вступать в коалицию не только с СДПГ, но и с правыми партиями. Периодическая смена правых и левых правительств должна была способствовать нормальному функционированию государственных институтов. Вместо этого партия Центра регулярно вступала в коалицию с левыми. Постоянное нахождение правых партий в оппозиции приводило к их радикализации. Еще одним бичом республики стала пропорциональная система выборов, которой Папен противопоставляет более эффективную, по его мнению, мажоритарную и отсутствие верхней палаты парламента могущей сдержать при необходимости радикализм нижней.
Одним из улучшений Веймерской республики стало избрание в 1925 г. на президентский пост героя войны Пауля фон Гинденбурга. Новый президент способствовал защите законности и порядка, впоследствии стал одним из препятствий на пути рвущихся к власти нацистов. Еще одним институтом, стабилизирующем политическую ситуацию в стране, был рейхсвер.
Папен утверждает, что захват Гитлером власти происходил постепенно. Выплата репараций в условиях начала мирового экономического кризиса способствовала резкому росту популярности ультраправых и ультралевых партий. Так по итогам выборов 1930 г. нацисты получили 107 мест в рейхстаге. Центристские партии слабели. Решение США, Великобритании и Франции ввести мораторий на выплату репараций на время кризиса стало лишь временным облегчением, не решавшим фундаментальных проблем. Германия не являлась равным партнёрам для держав-победительниц, ей не позволяли даже заключить таможенный союз с Австрией.
В условиях экономических трудностей и политических неурядиц ошибкой Брюнинга стало его нежелание пойти на уступки НСДАП. Нацистов следовало привлечь в коалицию для изменения конституции и переизбрания Гинденбурга на новый президентский срок без провидения всеобщих выборов. Вместо этого Брюнинг остался в коалиции с левыми, а президентские выборы были успешно использованы Гитлером для пропаганды своих идей. Еще одной ошибкой канцлера стал запрет СА без о запрета аналогичных военизированных организаций коммунистической и социал-демократической партии. Такая односторонняя мера способствовала обострению конфликта в обществе. В результате правительство Брюнинга ушло в отставку, а новый кабинет возглавил фон Папен.
Летом 1932 г. фон Папен принял участие в международной конференции, проходившей в г. Лозанне. Он сообщил участником конференции о политических неурядицах в Германии и предупредил, что в случае не возможности достичь компромисса по вопросу репараций его правительство станет последним буржуазным немецким правительством. Его программа заключалась отмене пункта версальского договора возлагающего вину за развязывание ПМВ на Германию; снятие с Германии и ограничений на оборонительные вооружения; для нормализации франко-немецких отношений заключение между двумя странами консультативный пакт. Реализация этой программы могла стать внешнеполитическим успехом правительства и укрепить его позиции. Однако Франция не желала отказаться от репараций, Британия опасалась франко-немецкого союза в Европе. Не удача немецкой делегации на переговорах в Лозанне подорвала доверие к правительству Папена, оно подверглась жесткой критики со стороны правых партий. На летних выборах 1932 г. нацисты поучили 230 мест и стали крупнейшей партией в рейхстаге. Единственным выходом в сложившейся ситуации было включение национал-социалистов в правительство с целью возложить их на них часть ответственности за управление страной и нейтрализовать их радикализм. Однако Гитлер требовал для себя пост главы правительства, на что Гинденбург пойти не мог. В августе парламент вынес вотум недоверия правительству и был распущен.
На ноябрьских выборах 1932 г. нацисты получили меньше мест – 196. Однако политический кризис не был преодолён т. к. не удавалось создать коалицию большинства в рейхстаге. За свое участие в коалиции Гитлер по прежнему требовал пост канцлера. На совещании у Гинденбурга Папен высказался за установление в стране авторитарного режима и провидение конституционной реформы через референдум. Шлейхер выступил против этого плана, опасаясь в случае его реализации начала гражданской войны. Он предложил свой план суть которого в том что он опираясь на Георга Штрассера и его соратников вызовет раскол НСДАП. Коалиция, таким образом, будет создана из правых партий и левого крыла нацисткой партии.
План Шлейхера оказался неудачным. Национал-социалистическая партия не раскололась, коалиция в рейхстаге не была создана. В конце января 1933г. Шлейхер попытался пойти путем, предложенным Папеном – ввести в стане чрезвычайное положение и распустить рейхстаг. Гинденбург, опасаясь гражданской войны, отказался пойти на это. Он принял решение назначить А. Гитлера на пост канцлера. В новое правительство помимо Гитлера вошли всего 2 национал-социалиста Вильгельм Фрик – министр внутренних дел и Герман Геринг министр без портфеля. Папен занял пост вице-канцлера.
Рассуждая о причинах успеха Гитлера, Папен приходит к выводу, что они заключаются в массовой поддержке населения. Он отметает идею о том, что к власти Гитлера правила консервативная элита и промышленники. Последние финансировали Гитлера не больше чем другие партии, а большинство промышленных кругов, относилось к нему с недоверием, опасаясь его радикализма. Министры национал-социалисты чувствовали за собой поддержку своей партии и миллионов избирателей, министры консерваторы, в основном беспартийные были лишены аналогичной поддержки. Все это усиливало позиции национал-социалистов.
Поначалу Гитлер производил впечатление договороспособного политика. Несмотря на свою склонность к монологам он спокойно относился к критике, был склонен корректировать свою позицию под её влиянием. В целом он не был похож на фанатика. Это вселяло в консервативных членов правительство надежду, что радикальные силы в его партии постепенно будут нейтрализованы и сам он эволюционирует в более умеренного политика. Однако консерваторы ошиблись, Гитлер не стал умеренным политиком, он неудержимо, стремился к усилению своей власти.
Папен признает свою ошибку, он и другие представители элиты Веймарской республики не распознал вовремя всех угроз исходивших от нацизма. Гитлер в 1933 г. не казался таким уж радикальным, каким стал впоследствии. Мало кто мог представить в 1933 г. что из его антисемитизм вырастет холокост, а из пересмотра версальского мирного договора (к чему в той или иной степени стремились все политические силы Германии) вторая мировая война. Установление диктатуры Гитлера Папен связывает с принятием в марте 1933 г. закона об особых полномочиях (за голосовали 441 депутат, против 94 депутата). Все депутаты, голосовавшие за закон, несут персональную ответственность за установление нацисткой диктатуры.
Последовавший после этого роспуск партий казался Папену во многом естественным. Германия от партийной системы переходила к корпоративному государству. Однако он не понимал, почему НСДАП так же не подвергается роспуску. Все его рекомендации распустить нацистскую партию Гитлер отверг.
Видя усиление власти Гитлера Папен предпринял, выступил с критикой режима. 17 июля 1934 г. он произнес Марбургскую речь. Он написал её совместно с немецким философом, представителем консервативной революции Эдгаром Юнгом. В своей речи Вице-канцлер подверг критики нацистский режим, за подавление свободы слова, материализм и шовинизм. Речь была запрещена, однако сторонники Папена издали её и распространяли подпольно. Во время «ночи длинных ножей» Эдгар Юнг был арестован и убит, был убит так же советник вице-канцлера фон Бозе. Сам Папен был подвергнут домашнему аресту. После этого он принял решение уйти в отставку.
Единственной возможностью хоть как то в данный момент ограничить власть Гитлера Папен видел в реставрации монархии. Однако Гинденбург отказался упоминать о реставрации в своем политическом завещании. Он изложил эту идею в личном письме к Гитлеру, который сокрыл её от широких масс населения. После смерти Гинденбурга Гитлер объединил должность канцлера и президента в своем лице, став, таким образом, помимо прочего главнокомандующем вооруженными силами. Отныне армия присягала на верность лично ему.
Убийства Дольфуса и напряжение вызванное выступлением австрийских национал-социалистов заставили Папена принять предложение Гитлера занять пост посла в Вене. Еще в 1932 г. Папен в Лозанне высказывал Дольфосу убеждение в неизбежности объединения двух немецких государств. На новом посту бывший вице-канцлер приложил все усилия к нормализации отношений между двумя странами, итогом которых стало заключение двухстороннего соглашения в 1936 г. Австрийские национал-социалисты по нему получили амнистию, многие из них были включены в правевший в Австрии «отечественный фронт». Нацистская партия в Австрии тем не менее не была легализована. Соглашение нормализовала отношения между двумя странами.
Однако после ряда инцидентов в частности демонстрации в Вельсе 1937 г. отношения вновь обострились. Гитлер считал что Шушнинг должен назначить в правительство большее количество сторонников большой Германии. В 1938 г. произошла встреча Гитлера и Шушнинга. На ней Гитлер жесткие требования сводившиеся к интеграции двух стран с перспективой создания единого государства. Шушнинг пошёл на некоторые уступки, однако вернувшись в Австрию, для укрепления её суверенитета, решил провести референдум по вопросу быть ли Австрии независимым государством. Гитлер, убежденный в готовящийся фальсификации итогов референдума, принял решение о военном вмешательстве. Папен был разочарован этим решением т. к. опасался кровавых последствий этого шага. Однако вопреки его опасениям немецкую армию австрийцы встретили цветами, не было произведено не одного выстрела. Папен тем не мнения подвергает критике радикальные методы Гитлера противопоставляя им эволюционный путь объединения двух немецких государств. Рассуждая о Мюнхенском договоре, Папен положительно оценивает его заключение. Данный договор открывал дорогу к мирному урегулированию и давал возможность Британии завершить перевооружение на случай осложнений(Что не учитывают критики Чемберлена). Однако нацисты не воспользовались мирными перспективами, заложенными в Мюнхенском договоре, и нарушили его оккупировав 15 марта Чехию. Этим шагом Гитлер окончательно уничтожил свою репутацию договороспосоного политика.
Фон Папен после этого был назначен послом в Турцию. Находясь на этой должности до 1944 г. он прилагал усилия к сохранению Турцией нейтралитета. Начало второй мировой войны он воспринял, как катастрофу по мере сил стремился воспрепятствовать разрастанию конфликта. Несколько раз Папен выступал с мирными инициативами но прекращение войны оказалось не в его власти. После войны Папен был оправдан на Нюренбергском процессе(легитимность которого он впрочем ставил под сомнение; ввиду того что обвиняемых судили в том числе за те вещи которые не являлись преступлением согласно международном праву действовавшему на момент войны; победившие страны зачастую совершали аналогичные преступления которые ставились, в вину подсудимым). Однако в 1947 г. суд занимавшийся денацификацией присудил его к 8 годам трудового лагеря. В 1949 г. на повторном слушании приговор был смягчён до фактически отбытого срока.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что мемуары фон Папена являются ценным источником по истории национал-социализма. Автор мемуаров пришел к выводу, что ответственность за приход Гитлера к власти несут как внешние силы, так и внутри немецкие партии. Секрет успеха Гитлера не в заговоре промышленников и Юнкеров, а в массовой поддержке населения. Единственным противоядием от нацизма, большевизма и других тоталитарных идеологий является преодоление узкого национализма и сотрудничество народов в деле строительства единой Европы на основе христианских ценностей.


Рецензии