***
Я мыслю логическую социологию ( ЛС ) как науку о языке и методах исследования социальных объектов ( СО ). Но это еще не определяет специфику ЛС . ЛС рассматривает предмет своего внимания с логической точки зрения . Но и это еще не достаточно для определения ее специфики . Для характеристики фактического состояния языка и методов социальных исследований с логической точки зрения никакая особая наука не требуется . Тут и без особой науки очевидно , что языковые и исследовательские средства сферы размышлений , разговоров и сочинительства на темы о СО , как правило , не удовлетворяют критериям логики и методологии науки , находятся на некотором дологическом уровне . Задача ЛС , в моем представлении , гораздо серьезнее : осуществить логическую обработку этих средств , усовершенствовать их так , чтобы они стали соответствовать критериям логики и методологии науки . Таким образом , ЛС должна быть наукой не описательной , а изобретательной . Она должна изобрести особый язык и особую методологию для исследования СО , удовлетворяющие требованиям логики , ; изобрести их по правилам ( приемам ) логики . Чтобы успешно выполнить эту задачу , необходимо , во - первых , быть специалистом в области логики и , во - вторых , достаточно много знать о СО , т . е . быть также специалистом в области социологии . Это ; работа с целью разработки не логики , а социологии . Это ; разработка особой социологической теории , которая могла бы послужить в интересах исследования СО . Но сама эта теория должна быть построена с помощью логических средств . Каких именно ? В готовом виде таких средств в логике просто нет . Развитие логики , непомерно раздутое в пропаганде , на самом деле оказалось весьма однобоким , ограничившись самыми примитивными логическими знаками . К тому же логикой завладели ложные философские концепции , исключавшие разработку ее в интересах опытных наук . Содержательный аспект логических объектов ( знаков , операторов , операций ) просто выпал из поля внимания логиков . А в так называемой философии естествознания , где этот аспект рассматривался в связи с методологическими проблемами 6 конкретных опытных наук ( в особенности ; физики ), полностью игнорировался логический ( формальный ) аспект . Так что мне пришлось радикально пересмотреть состояние исследований в сфере логики и методологии науки , выработать свою собственную логическую концепцию и расширить сам аппарат логики с ориентацией на методологические проблемы социальных исследований . Читателя , интересующегося результатами моих исследований , отсылаю к сборнику моих логических сочинений " Очерки комплексной логики " ( Эдиториал УРСС , Москва , 2000). Здесь же ограничусь краткими пояснениями . Согласно моей концепции логики , предмет логики ; язык . Но не изучение языка ( языков ) таким , каким он является сам по себе , независимо от науки логики , а особого рода работа в сфере языка , заключающаяся в обработке определенного рода компонентов языка , в усовершенствовании их и в изобретении новых , а также в разработке особых правил оперирования ими . Логика не открывает эти правила как уже существующие в языковой практике независимо от того , изучает их кто - то или нет . Она изобретает их и вносит в языковую практику в качестве искусственно изобретенных средств оперирования языком . Даже законы силлогистики не были открыты Аристотелем в готовом виде в практике языка , а изобретены им . И с этого начала существование логика как особая наука . При этом логика начинала и начинает не на пустом месте . Она исходит из стихийного языкового творчества людей . Так , в языковой практике уже употреблялись какие - то знаки , которые мы в русском языке сейчас выражаем словами " все ", " некоторые ", " не " и " имеет признак " или " есть ". Но они употреблялись в примитивных и смутных формах . Аристотель , создав силлогистику , фактически впервые в истории человечества дал профессиональное определение свойств этих знаков ( логических операторов ). Аристотель сам не понял суть своего открытия . И до сих пор силлогистика остается непонятой в массе логиков , не говоря уж о прочем человечестве . В самом деле , возьмем самый широко известный силлогизм : " Все люди смертны , Сократ есть человек , значит , ; Сократ смертен ". Что придает силу этому умозаключению ? Посмотрите на то , что написано по этому поводу в логических и философских сочинениях ! Лишь в начале шестидесятых годов я дал 7 такой ответ на этот вопрос о природе законов логики вообще : это умозаключение имеет силу , поскольку таковы неявные определения логических знаков , упомянутых выше . Логической социологией я называю логическую обработку языка , на котором люди думают , говорят , пишут , слушают и читают о социальных объектах , т . е . о человеческих объединениях и о людях как о членах таких объединений , а также логическую обработку методологии исследований таких объектов . В необходимости такой обработки я убедился , когда начал более или менее систематически обдумывать ту информацию , которая у меня накопилась о советском социальном строе , о социальном строе современных западных стран и о том эволюционном переломе в истории человечества , который произошел во второй половине 20 века . При этом я установил , что вся сфера сочинительства и разговоров на темы о социальных объектах , а также профессиональных исследований этих объектов находится в ужасающем с точки зрения логических критериев состоянии , можно сказать ; находится на дологическом уровне познания . Как профессиональный логик я знал , что сама логика находилась в таком состоянии , что в ней мало что можно было использовать для подъема социальных иссски такое , что некоторое тело может находиться одновременно в разных местах . В работе " Основы комплексной логики ", которая включена в упомянутый выше сборник моих логических сочинений , я предложил логическую обработку довольно большого комплекса логических терминов , относящихся к пространству , времени , движению , эмпирическим связям и т . д . Эта терминология плохо определена или совсем не определена , многосмысленна , неустойчива , логически не связана в должные комплексы . Это служит основой для всякого рода спекуляций вроде идей замедления и ускорения времени , обратного хода времени , различного хода времени в разных местах , искривления пространства , особой логики микромира и т . п . Весь этот бред навязывается человечеству со ссылками на новейшие достижения науки . Попробуйте , спросите у того , кто утверждает , например , будто время где - то идет быстрее ( или медленнее ), чем на 8 нашей планете , что это означает . Он должен будет сказать вам , что где - то проходит больше ( или меньше ) времени , чем на Земле , за одно и то же время . Обратите внимание , за одно и то же время ! Без таких слов понятия " быстрее " и " медленнее " лишены смысла . Аналогично обстоит дело со всеми словесными трюками , которыми в наше время засоряют мозги людей от имени высокой науки . Раздел логики , занимающийся обработкой логических терминов , образует логическую онтологию ( в моей терминологии ). Другой аспект расширения содержания науки логики ; логическая обработка методов научного исследования , применяемых в опытных науках . Я называю этот раздел расширенной логики логической методологией . В ней методы исследования рассматриваются лишь в той мере , в какой это связано с обработкой логических понятий особого рода , например таких : простое и сложное , часть и целое , закон и проявление , абстрактное и конкретное , клеточка , эмпирическая связь и т . п . Чтобы дать логически корректное определение таких понятий , необходимо исследовать и описать какие - то исследовательские операции . Поясню сказанное на простом примере . Выражение " Событие А есть физическое ( эмпирическое ) следствие события В " является сокращенной записью определенного множества описаний исследовательских операций , в которое входит описание такой операции . Наблюдаются ( выбираются или создаются в эксперименте ) последовательные во времени ситуации , которые одинаковы во всем , за исключением того , что в первой имеет место ( происходит ) событие В , но нет события А , а во второй вслед за В происходит А . Обратимся к терминологии , относящейся к СО , т . е . к сфере социальных исследований . В нее включаются такие , например , термины : социальный индивид , группа , класс , общество , власть , управление , государство , право , закон , хозяйство , экономика , собственность , деньги , партия , диктатура , демократия , стоимость , прибыль , рентабельность , менталитет , религия , идеология , коллектив и т . д . Вся эта терминология , если ее рассмотреть с точки зрения требований научного подхода к социальным явлениям , не удовлетворяет логическим критериям . Об этом говорит хотя бы тот факт , что нет единых и общепризнанных определений смысла этих слов . Насчитываются десятки различных определений только в самой 9 сфере профессиональной науки . В подавляющем большинстве случаев употребляющие эту терминологию люди даже не в состоянии объяснить смысл этих слов самих по себе , довольствуясь лишь их контекстуальным смыслом , т . е . заученным их употреблением в подходящих наборах фраз . Это объясняется не столько тем , что люди всего лишь не могут договориться об однозначности понятий , сколько тем , что люди вообще не владеют логической техникой определения научных понятий . Задача ЛС ; обработать эту терминологию и ввести новую по мере надобности . Фундаментальные принципы обработки тут те же самые , что и в логике , поскольку и тут приходится иметь дело с языковыми выражениями . Но тут имеет место отличие от логики . Во - первых , в ЛС предполагается , что логика уже в достаточно значительной мере разработана в том направлении , о котором говорилось выше . В частности , разработана теория определения терминов , в которой описаны виды определений , без которых невозможно дать научные определения основных социологических понятий . Построена логическая онтология , в которой определены комплексы логических понятий , относящихся к изменениям объектов , к пространству и времени , к эмпирическим связям , к эмпирическим законам и т . д . Во - вторых , ЛС предполагает достаточное знакомство с социальными объектами и с результатами их познания , т . е . с состоянием социологических исследований . Если ЛС уже разработана достаточно основательно , она может стать учебной дисциплиной в начальном социологическом образовании студентов . Но если речь идет о ее первичном создании ( об ее изобретении ), то знакомство с состоянием социальных исследований и его критическое преодоление есть условие построения ЛС . И , в - третьих , логическая обработка языка и методов социальных исследований означает выход за рамки логики в сферу методологии социологии . Логика , сыграв свою роль , тут как бы поглощается конкретной методологией социологии и , затем , конкретным содержанием социологической теории . ЛС есть исследование СО , но не сама по себе и не непосредственно , а как часть более обширной сферы социальных исследований . Напоминаю , ее непосредственный предмет ; язык и методы социальных исследований . Как особая исследовательская 10 деятельность она имеет свои особые правила ( законы ). В методологии науки до сих пор имеет силу предрассудок , будто законы познания суть отражения законов познаваемого бытия . В результате методология науки превращается в популяризацию содержания конкретных наук , в " философствование " ( в общие разговоры ) по поводу конкретных открытий науки . Законы ЛС не являются отражением законов бытия . Они вообще ничего не отражают . Они суть законы самой деятельности людей по отражению ( познанию ) законов бытия . ЛС не есть пересказ и не есть некое обобщение результатов социальных исследований . Она сама делает ( по идее ) научные открытия , которые не может делать никакая другая наука , и делает это по законам ( правилам ) логики и методологии , а не по законам изучаемых СО . Отталкиваясь от некоторых знаний о СО и приобретая о них некоторую информацию по мере надобности , что в наше время информационной избыточности не представляет трудности , ЛС осуществляет свою исследовательскую работу логическими методами . Для исследователя в данном случае достаточно иметь голову на плечах , правда ; голову , специально обученную и подготовленную к этому . Работа исследователя в этом случае сродни работе математика и физика - теоретика . Отличие в нынешних условиях ( как в математике , так и в социологии ) состоит в том , что исследователь в ЛС еще должен сам изобретать свой аппарат исследования . Продукт его творчества должен сам становиться аппаратом для этого творчества . Эта ситуация подобна ситуации в современной логике . Более того , ЛС с этой точки зрения выступает как дополнение к логике . Основные методы ЛС суть методы определения понятий , мысленного эксперимента и комбинаторики . В первом случае имеется в виду не просто сумма определений множества слов , а комплекс взаимосвязанных определений , упорядоченных в единую теоретическую конструкцию ; в своего рода дефинитивную теорию , которая по идее должна послужить самым фундаментальным разделом социологии . Задача ее ; определить сферу объектов , подлежащих исследованию . Тут исследователь принимает сознательно - волевое решение выделить эти объекты и в дальнейшем не выходить за эти рамки , не искать какие - то более глубокие 11 закономерности , причины , основы и т . п . интересующих его объектов , чем те , которые описываются в ЛС . Тут исследователь поступает не по принципу " Посмотрим , что творится в сфере СО !", а по принципу " Я выделяю для исследования то - то и за эти рамки не выхожу !". В ЛС описываются самые глубокие основы социальных механизмов . Эти основы не есть нечто спрятанное в секретных учреждениях и документах , вознесенное на высшие высоты социальной иерархии или утопленное в неких толщах народной жизни . Они суть нечто в высшей степени будничное , обыденное и вроде бы очевидное . Ум исследователя тут нужен для того , чтобы заметить это , оценить и зафиксировать в форме теории рассматриваемого типа . Тут определения человека как социального существа , человеческого объединения , социальной организации , власти , управления , социальных клеточек , бизнеса , хозяйства , менталитета , идеологии , собственности , права и прочих СО должны быть построены так , чтобы тем самым фиксировались фундаментальные социальные законы . Последние по самой своей природе таковы , что для обнаружения их нужна именно логическая обработка общедоступной информации . Ко второй категории методов ЛС относятся методы мысленного эксперимента . Мысленный эксперимент заключается в том , что исследователь мысленно осуществляет операции с изучаемыми объектами , подобные тем , какие совершают ученые в опытных науках в своих лабораториях . Эти операции суть познавательные : конечной целью их являются знания об объектах , что бы при этом ни делалось с объектами . Особенность социальных исследований с этой точки зрения состоит в том , что они осуществляются как допущения относительно мыслимых объектов и логические рассуждения . Рассмотрим такой простой пример . Допустим , что некоторый человек вынужден наниматься на работу с целью заработать на жизнь . Допустим , что он имеет возможность выбирать из двух мест , которые одинаковы во всем , кроме размера заработной платы . Допустим , что человек вполне нормален и умеет оценить ситуацию выбора правильно . Какое место работы он выберет ? Чтобы ответить на этот вопрос , необходимо в явном виде сформулировать некоторые фундаментальные утверждения , определяющие человека как социального объекта ( социального атома ). Среди них ; закон 12 экзистенциального эгоизма , согласно которому человек как социальный атом не действует во вред себе , что он отдает предпочтение тому , что в его интересах . И теперь вы чисто логически можете сделать вывод , что наш гипотетический человек предпочтет то место работы из двух , на котором заработная плата выше . В этом аспекте ЛС есть гипотетическая теория . Задача исследователя при этом не ограничивается операциями мысленного эксперимента . Он еще должен изобрести особые правила в дополнение к правилам логики , позволяющие выводить логические следствия из получаемых в мысленном эксперименте знаний . Такие правила могут быть взяты из математики , если подходящий раздел уже создан в ней . Но при всех обстоятельствах эти правила должны быть привнесены извне применительно к характеру знаний . Наконец , к третьей категории методов ЛС относятся такие , которые я объединяю под названием " социальная комбинаторика ". Суть их заключается в том , что , отталкиваясь от некоторых наблюдений эмпирических фактов , выяснять затем все логически мыслимые " чистые " ( абстрактные ) варианты тех или иных СО . Установив эти варианты , мы можем с полной уверенностью утверждать , что в реальности возможны частные случаи соответствующих СО только в рамках этих вариантов и их логически допустимых комбинаций . Таким образом , результаты ЛС имеют априорный и , следовательно , прогностический характер . Если точно определены все необходимые понятия ( а это ; совокупность утверждений , имеющих статус аксиом ) и выполнены требования мысленного эксперимента ( а это ; совокупность допущений , позволяющих выделить объекты в " чистом " виде ), то становится возможным выяснить все логически мыслимые характеристики объектов , их границы и варианты . Тем самым создается методологическая основа для научного подхода к СО . Напоминаю , что СО суть люди как социальные атомы , т . е . как существа , обладающие сознанием и поступающие сознательно , и объединения людей , организующиеся и живущие по правилам сознательных действий . И в отношении к ним отмеченный априоризм ЛС является не только допустимым , но необходимым для их научного понимания . Что бы люди ни делали и что бы с ними ни происходило , но раз мы построили точное определение исходных 13 понятий ЛС ( включая определение СО ), мы для своего исследования выделили именно то , что заключается в рамки априоризма ЛС . Иное дело ; насколько удачно мы сделали этот выбор с точки зрения использования результатов ЛС . К этой проблеме мы обратимся лишь после изложения основ ЛС .
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Выполняя свою функцию по обработке понятийного аппарата и методологии социальных исследований , логическая социология должна создавать своего рода социологическую теорию , т . е . рассматривать социальные объекты . Социальные объекты относятся к числу эмпирических , т . е . ощущаемых , воспринимаемых , наблюдаемых с помощью органов чувств , вещественных ( материальных ), локализованных в пространстве и времени , возникающих и исчезающих , изменяющихся и т . д . К ним относится все то , что имеет силу для эмпирических объектов вообще . Приведу некоторые логические понятия на этот счет , важные для дальнейшего изложения . Надо различать социальные индивиды и их множества ( логические классы ). Понятие множества характеризует их с точки зрения их численности . Число людей , например , огромно ; сейчас на планете живет до шести миллиардов человек . Число различных стран и народов довольно велико , но во много раз меньше , чем людей . Число западных стран можно сосчитать на пальцах . А США , Россия , ООН , НАТО , человечество и т . п . существуют в единственном экземпляре . Понятие множества не предполагает никаких отношений и связей между входящими в него индивидами . Помимо понятия множества я ввожу понятие скопления . При этом я имею в виду множество объектов , оказавшихся по каким - то причинам в определенное время в некотором ограниченном пространстве . Например , это может быть толпа , очередь , демонстрация , собрание и т . п . Понятие скопления не предполагает ( но и не исключает ) какие - то отношения и связи между членами скопления , фиксируя лишь совместность и сосуществование их . Я ввожу , далее , понятия отношения , структуры , зависимости , организации и другие , необходимые для определения понятия 14 объединения социальных объектов . Говоря о человеческих объединениях , я предполагаю , что имеется в виду не только множество людей и их скопление в определенном пространственно - временном объеме , но и то , что между людьми имеют место определенные отношения и связи , что они как - то структурируются , т . е . занимают определенные позиции в объединении , что их жизнь упорядочена , организована . Логическая социология ориентирована на человеческие объединения . При этом люди и их объединения рассматриваются не со всеми их свойствами , а лишь с некоторыми избранными . От прочих же свойств происходит отвлечение . Каковы эти избранные свойства ? Все в мире есть результат комбинирования некоторых элементарных частичек ; атомов . Я принял это допущение в отношении социальных объектов . Что считать социальными атомами , это напрашивается само собой : людей . Но не просто людей со всеми теми свойствами , какие вообще у них можно обнаружить , а лишь с такими , которые непосредственно играют социальную роль и учитываются в определении человека как социального атома . Человек в этом качестве не делится на части , которые сами суть социальные объекты . Он в этом качестве состоит из тела , способного выполнять необходимые для его существования действия , и особого органа , управляющего телом , ; сознанием . Задача сознания ; обеспечить поведение тела , адекватное условиям его жизни , и его самосохранение . Социальных атомов много . Они как - то различаются . Но в логической социологии принимается во внимание лишь наличие у них тела и сознания . При этом предполагается , что способности того и другого у всех нормальных атомов практически одинаковы . Отклонения от норм во внимание не принимаются . Такое осреднение не есть всего лишь научная абстракция ( допущение ). Оно имеет место до известной степени и в реальности . Социальные атомы различаются лишь по положению в скоплениях себе подобных и по функциям в этих скоплениях . Например , логическая социология не интересуется индивидуальными особенностями , благодаря которым один атом стал президентом страны , а другой ; мусорщиком . Для нее важно лишь то , что существуют различные социальные позиции , на 15 которые как - то попадают различные социальные атомы , способные выполнять различные функции . Хотя человечество добилось баснословных успехов в познании бытия , до сих пор живет и даже преобладает взгляд на человеческое сознание как на особую идеальную ( нематериальную ) субстанцию , принципиально отличную от субстанции материальной ( вещной ). Это разделение духа и материи и лишение духа материальности из религии перешло в идеалистическую философию ( или наоборот ?), а из идеалистической философии ; в " перевернутом " виде в философский материализм . На самом деле сознание людей ( мышление , дух ) есть явление не менее материальное , чем прочие явления живой и неживой природы . Никакой бестелесной ( нематериальной , идеальной ) субстанции вообще не существует . Сознание есть состояние и деятельность мозга человека со связанной с ним нервной системой . Идеи ( мысли ) суть состояния клеток мозга и комплексы вполне материальных знаков . И если люди при рассмотрении и переживании идей отвлекаются от всего этого или не отдают себе в этом отчета , если они абстрагируют лишь один аспект идей , а именно ; аспект отражения мозгом и знаками явлений реальности , или сосредоточивают лишь на нем внимание , то это не означает , будто идеи на самом деле таковы . Таким путем можно навыдумывать любое число неких бестелесных субстанций , абстрагируя отдельные признаки предметов и приписывая им самостоятельное существование ( длина , скорость , сила и т . п .). Надо заметить , что в наше время многие ученые на высотах науки в этом отношении ничем не отличаются от дикарей , попов и философов . В человеческом сознании надо различать содержание ( образы мысли ) и " аппарат ". Обычно , говоря о сознании людей , имеют в виду содержание сознания и игнорируют аппарат сознания , без которого это содержание не существует . Положение тут подобно тому , как если бы мы захотели сохранить написанное на холсте масляными красками изображение , уничтожив материальные холст и краски , или сохранить описание событий в книге , уничтожив бумагу и типографскую краску , благодаря которой напечатаны буквы . Аппарат сознания человека состоит из чувственного , биологически прирожденного и передаваемого по биологическому наследству аппарата и знакового , искусственного , не прирожденного 16 и не передаваемого по биологическому наследству аппарата . Первый состоит из головного мозга , нервной системы и органов чувств . Он неотделим от человеческого тела , есть часть тела . Он обладает способностью создавать в себе чувственные образы явлений реальности ( ощущения , восприятия ), хранить их в себе ( память ), воспроизводить без непосредственного воздействия явлений внешнего мира , комбинировать из имеющихся образов новые ( воображение , фантазия ) и т . д . Этот аппарат изучается психологами и физиологами . Второй ( знаковый ) аппарат возникает на основе первого ( чувственного ), предполагает его в качестве необходимого условия и средства , переплетается с ним . Чувственный аппарат испытывает влияние знакового . По мере разрастания знакового аппарата роль его в сознании людей становится настолько значительной , что он становится доминирующим . Суть знакового аппарата заключается в том , что люди с помощью чувственного аппарата устанавливают соответствие между различными явлениями реальности и оперируют одними из них как своего рода заместителями или двойниками других . Со временем изобретаются или отбираются особого рода предметы , удобные для этой цели . Они отделимы от человека , легко воспроизводимы , могут накапливаться из поколения в поколение . Изобретаются правила оперирования знаками . Этим правилам обучаются с рождения . Они не наследуются биологически . В своем чувственном аппарате люди оперируют чувственными образами знаков как заместителями обозначаемых ими предметов . На рассмотренной основе развивается язык и способность оперировать языковыми знаками по особым правилам , высшим уровнем которых являются логические правила . Знаки , включая знаки языка , суть все без исключения материальные ( вещественные , ощутимые , видимые , слышимые ) явления . Никаких нематериальных знаков не существует . Возможно такое , что из данных знаков образуется новый знак или с их помощью изобретается новый знак , для которых нет реального предмета или предмет остается лишь воображаемым (" круглый квадрат ", " всемогущий Бог "). Но невозможно такое , чтобы знак был нематериален , т . е . невидим , неслышим , неосязаем . Будем называть сознательным такое действие ( поступок ) человека , когда человек до совершения этого действия имеет в 17 сознании цель действия , т . е . осознает , в чем именно должно заключаться действие , и рассчитывает на определенный результат действия . Совокупность действий человека образует его поведение . Поведение человека включает в себя сознательные действия , но не на сто процентов состоит из них . Люди в значительной мере действуют непроизвольно , наугад , животнообразно . Так что можно говорить лишь о степени сознательности поведения . Эта степень достаточно велика , чтобы положить между животными и людьми непреодолимую для первых преграду и породить новое качество в эволюции живой материи . На мой взгляд , именно достаточно высокая степень сознательности поведения образует самое глубокое основание качественного " скачка " человека в эволюции живой материи . Во всяком случае , вся социальная эволюция начинается с этого . Сознательное действие не всегда рационально ( разумно ) в смысле соответствия условиям и успеха . Действие может быть сознательным и в то же время нерациональным ( неразумным ), т . е . безуспешным , неудачным и даже вредным для человека . Действие может быть бессознательным , но рациональным в смысле соответствия условиям и успеха . Сознательность действий не дает автоматически гарантий , что поведение людей будет в таких случаях мудрым и успешным . Глупость , ошибки и неудачи в поведении людей суть столь же обычные проявления сознательности , как и умность , правильность и успешность . Сознательность действий есть прежде всего появление в действиях живых существ нового ингредиента ; сознания . А то , что это послужило основой колоссального прогресса обладающих сознанием существ сравнительно с прочим животным миром , это явилось результатом истории , а не исходным пунктом . В этом " скачке " прогресс не был запланирован . Сознание является фактором человеческих действий не само по себе , а посредством эмоционально - волевого механизма . Этот механизм является продуктом биологической эволюции людей . Он становится компонентом человеческой деятельности благодаря сознанию . Люди выделились из животного мира и образовали качественно новый уровень в эволюции живой материи благодаря сознанию и 18 сознательному поведению . На этой основе у них развились три способности , сыгравшие и продолжающие играть решающую роль в их эволюции . Это , во - первых , способность сохранять , накапливать и использовать результаты и средства познания окружающего мира независимо от биологически прирожденных средств . Это , во - вторых , способность сохранять , накапливать и изобретать материальную культуру независимо от биологических способностей и готовых даров природы . Это , в - третьих , способность самоорганизовываться независимо от биологически наследуемой способности поведения . Объединением множества предметов в единое целое называют такое скопление предметов в ограниченном пространственном объеме , которое существует ( воспроизводится ) достаточно долгое время , причем ; благодаря взаимосвязям этих предметов . Объединения людей образуются и сохраняются благодаря действию многочисленных и разнообразных факторов . От всех прочих объединений человеческие объединения отличаются тем , что в числе объединяющих факторов тут появляются факторы социальные . Со временем эти факторы становятся все более и более значимыми и доминирующими в комплексе объединяющих факторов , ; возникают объединения социальные . В чем именно состоит специфика таких объединений ? Специфика таких объединений заключается в том , что в них среди объединяющих факторов фигурирует сознательное объединение людей как социальных атомов для совместных сознательных действий . А чтобы объединение как целое совершало сознательные действия , оно должно как целое обладать управляющим органом , сознанием . Для этого должно произойти разделение членов объединения на таких , которые становятся воплощением мозга объединения , и таких , которые становятся управляемым телом объединения . Часть членов объединения должна стать носителями и исполнителями функции сознания объединения . Если в человеческом объединении не происходит рассмотренное выше разделение на управляющий орган и управляемое тело , оно оказывается нежизнеспособным . Управляющий орган должен быть один . Он может быть сложным , расчлененным на части , но он сам должен быть единым объединением . Если в объединении появляются два или более таких 19 органов , возникают конфликты , объединение распадается или образуется какой - то неявный орган единства , подчиняющий себе явные , претендующие на эту роль . Борьба за единовластие в объединении есть форма проявления рассматриваемого закона . Образно говоря , Наполеон в армии должен быть один . Если их два , в армии идет между ними борьба за первенство . Много Наполеонов делают армию небоеспособной . Это не дело характеров людей , а проявление объективных законов . И управляемое тело тоже должно быть одно ( едино ) в том смысле , что в нем не должно быть части , которая не подлежит контролю управляющего органа . Если такая часть возникает , то подобное отклонение от закона сказывается на состоянии объединения и в конце концов как - то преодолевается ( если , конечно , объединение не погибает ). Бывают случаи , когда один и тот же управляющий орган управляет двумя и более объектами . Но это бывает в порядке исключения и временно . Или управляемые тела имеют какую - то компенсацию такого дефекта . Помимо разделения членов объединения на управляющий орган и управляемое тело происходит разделение функций членов объединения в других аспектах . При этом способности , слитые в социальном атоме в единство , дифференцируются в качестве функций различных членов объединения , образующих органы целого . Части объединения людей , регулярно выполняющие в нем определенные функции , становятся органами объединения . Между органами и исполняемыми ими функциями устанавливаются закономерные отношения . Назову два основные из них . Во - первых , орган и функция в идеале должны взаимно - однозначно соответствовать друг другу , т . е . определенные функции должен выполнять определенный орган , а орган должен выполнять только эти функции . Во - вторых , между органом и функцией должно иметь место отношение взаимной адекватности . Тут тоже речь идет о соответствии , но иного рода , а именно о том , насколько орган справляется с исполнением функции и насколько функция отвечает возможностям органа . Орган со временем изменяется , усложняется , увеличивается , совершенствуется . Изменяется и функция ( усложняется , дифференцируется ), а также условия ее исполнения . 20 Так что адекватность органа и функции постоянно нарушается . Но действует и тенденция к ее установлению . В реальности это происходит как борьба , полная драматизма и жертв . Сложные социальные объекты суть комбинации социальных " атомов ", воспроизводящие основные черты этих " атомов ". Так что их можно рассматривать как эмпирически реализующиеся экземпляры из числа логически непротиворечивых вариантов . Законы образования сложных объединений , как и вообще социальные законы , универсальны , т . е . имеют силу везде и всегда , где имеются соответствующие им условия . Например , фундаментальный закон дифференциации объединения на тех , кто выполняет функции управляющего органа ( мозга , сознания ), и тех , кто выполняет функции управляемого тела , имеет силу в отношении объединений из нескольких человек ( минимум из двух ) и в отношении объединений из сотен миллионов человек .
СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
Социальные объекты по нашему определению суть особого рода объединения людей и люди как члены этих объединений , как социальные атомы . Эти объекты не наследуются биологически . Они искусственно изобретаются , сохраняются ( воспроизводятся ) и эволюционируют благодаря сознательно - волевой деятельности людей . Это не означает , будто они суть продукты субъективного произвола людей . Существуют определенные объективные законы , с которыми так или иначе люди вынуждены считаться в своей жизнедеятельности в этом ее аспекте . Эти законы объективны в том смысле , что не зависят от того , знают о них люди или нет ( как правило , они о них не знают или не осознают их в качестве именно объективных законов ). И что бы люди ни предпринимали , они не в силах отменить факт существования этих законов . Социальные законы суть законы организации людей в их объединениях и их поведения в аспекте этой организации и в ее рамках , ; это мы принимаем как определение выражения " социальные законы ", а не как некое эмпирическое утверждение . Это означает , что мы в сфере социальных объектов по нашей воле исследователей выделим что - то 21 и назовем это " что - то " словами " социальные законы ". Ниже мы несколько подробнее поясним , что это такое . Сначала уточним понятие объективного ( или объектного ) закона . Слово " закон " неоднозначно . В конкретных эмпирических науках и в методологии этих наук говорят о законах науки ( или о научных законах ). При этом имеют в виду определенного типа суждения об исследуемых объектах . То , о чем говорится в таких суждениях , называют законами объектов . Речь идет об одном и том же , только в одном случае имеют в виду языковые выражения , а в другом ; то , что в них фиксируется . При этом законами науки ( законами объектов ) называют суждения самого различного логического типа . В их число включают обобщения результатов наблюдений и экспериментов , которым приписывают какую - то особо важную роль в науке , утверждения о причинно - следственных связях , о строении объектов и т . д . Тем самым смешиваются различные с логической точки зрения языковые выражения и , соответственно , явления изучаемой реальности . Феномен закона науки ( и закона объектов ) остается непонятым в его отличии от других ; от общего , причины , отношения , связи и т . п . Мы здесь законами науки ( суждениями законов ) будем называть такие суждения , которые явно или неявно предполагают определенные условия , при которых они всегда ( универсально ) истинны . Логическая структура ситуации при этом в явном виде имеет вид : если А , то В , где в А фиксируются условия , при которых В всегда истинно , а В фиксирует то , что мы называем законом объектов , о которых в В говорится . В языковой практике условия законов обычно не учитываются совсем или подразумеваются неявно как нечто само собой разумеющееся . В практике познания эти условия также зачастую подразумеваются , поскольку в реальности они существуют как нечто постоянное , или выявляются лишь частично , что не гарантирует универсальность закона . Это становится одной из причин всякого рода явлений в познании , на которых мы здесь останавливаться не будем . Чтобы некоторое суждение ( совокупность суждений ) А приобрело статус научного закона , необходимо условие В установить ( подобрать специально !) таким образом , чтобы А было истинно всегда при наличии условия В . Если при наличии условий В 22 возможны случаи , когда А ложно , то А не может рассматриваться как закон , отвергается в качестве закона . В практике познания условия В устанавливаются всегда лишь частично и приблизительно . В ряде случаев они вообще являются воображаемыми , невозможными в реальности . В таких случаях суждения " А при условии В " вообще не верифицируются ( не подтверждаются и не отвергаются ) путем сопоставления с эмпирической реальностью . Их ценность устанавливается косвенно , т . е . тем , что с их помощью получаются выводы , которые соответствуют или не соответствуют реальности . Они принимаются как аксиомы или на основе логических рассуждений , в которых А выводится из каких - то посылок , включая в них В . Условия А могут быть в той или иной мере достигнуты в эксперименте или выявлены в результате логической обработки данных наблюдений . Надо различать общие черты ( признаки ) различных явлений и законы этих явлений . Для обнаружения общего необходимо сравнение по крайней мере двух различных явлений . Для выявления закона нужны логические операции иного рода . Закон может быть открыт путем изучения одного экземпляра явлений данного рода . Для этого нужен логически сложный анализ эмпирической ситуации , включающий отвлечение от множества обстоятельств , выделение непосредственно незаметного явления в " чистом виде ", своего рода очищение закона от скрывающих его оболочек . Закон находится как логический предел такого процесса , причем ; не как нечто наблюдаемое , а как результат логических операций . Законы эмпирических объектов вообще нельзя наблюдать так же , как наблюдаются сами эти объекты . Законы не следует также смешивать с причинно - следственными отношениями , с необходимостью , сущностью , содержанием и другими явлениями бытия , фиксируемыми логическими и философскими понятиями . У всех у них различные функции в фиксировании результатов познания , они выражают различные аспекты познания , различно ориентируют внимание исследователей . Однако как в языковой практике , так и в сочинениях профессионалов , которые по идее должны были бы тут наводить порядок , царит на этот счет невообразимый хаос . 23 Надо различать законы как таковые , фиксируемые в абстрактной форме ( скажем , абстрактные законы ), и их конкретные проявления в частных случаях . Условия закона в реальности и в исследовании ее никогда не выполняются полностью , а порою не выполняются вообще . Одновременно действует множество законов , которые воздействуют на форму проявления друг друга и даже действуют порою в противоположных направлениях . Потому кажется , будто законы потеряли силу или их не было вообще . В реальности законы действуют как скрытые механизмы явлений и как более или менее явные тенденции . Надо различать законы и следствия действия законов ; закономерные явления . Люди , например , давно заметили регулярность смены времени суток и закрепили это знание в суждениях , выражающих уверенность в том , что на смену дня обязательно придет ночь , а на смену ночи ; день . Но это не значит , будто они открыли закон природы , вследствие которого происходит смена дня и ночи . Обычно эмпирические законы в том смысле , как мы рассмотрели выше , и закономерные явления не различают и в качестве суждений законов рассматривают обобщения наблюдаемых фактов , подкрепляемые многократными повторениями и не сталкивающиеся с противоречащими фактами . В практике познания такого рода " законы " часто опровергаются , и по сему поводу устраиваются сенсации , кричат о " революциях " в науке , о ломке " устаревших " представлений . С логической точки зрения , однако , в таких случаях лишь выясняется ограниченность простой неполной индукции и логическая ошибка необоснованности обобщения . Объективные законы суть законы эмпирических объектов , но сами они эмпирическими объектами не являются . Они сами по себе не возникают , не изменяются и не исчезают . Это не значит , что они вечны и неизменны . Просто по самому смыслу понятий к ним нельзя применять понятия возникновения , изменения , исчезновения , неизменности , вечности . Они не имеют независимого от объектов существования . Об их существовании мы судим не путем их непосредственного наблюдения ( их невозможно видеть , слышать , трогать руками ), а по их проявлениям в ситуациях с эмпирическими объектами . Они открываются на основе наблюдений эмпирических 24 фактов , но открываются благодаря особого рода интеллектуальным операциям . Законы эмпирических объектов ( законы бытия ) не зависят от воли и желаний людей и вообще от чьей - либо воли . Если есть объекты , к которым они относятся , и есть необходимые условия , то они имеют силу , никто и ничто в мире не может отменить их действие . Можно ослабить их действие , скрыть , придать форму , создающую видимость их " отмены ". Но они все равно остаются . Они именно такими и открываются исследователями , чтобы быть универсальными в отношении соответствующих объектов при соответствующих условиях . Социальные объекты суть объекты эмпирические . Значит , на них распространяется все то , что говорилось об объективных законах . Но они обладают свойствами , отличающими их от всех прочих эмпирических объектов , а именно ; они обладают интеллектом , волей , способностью ставить цели и добиваться их осуществления , способностью планировать свои действия и предвидеть их результаты , короче говоря ; обладают тем , что называют субъективными факторами . Наличие этих факторов порождает трудности в отношении признания объективных социальных законов , аналогичных в рассмотренном выше смысле законам объектов неживой и живой до - человеческой ( неразумной ) природы . В самом деле , о каких независимых от воли и сознания людей законах может идти речь , если социальные объекты суть существа , наделенные волей и сознанием ?! Особенность социальных законов , далее , состоит в том , в каком смысле они объективны . Тут мало признать объективность в том смысле , в каком мы признаем объективность законов и вообще явлений неживой и до - человеческой живой природы , т . е . в смысле признания их существования вне сознания исследователей , независимо от воли и сознания исследователей . Проблема тут заключается в том , что социальные законы суть законы сознательной и волевой деятельности людей , но они при этом не зависят от сознания и воли людей . Кажется , будто одно исключает другое , будто тут имеет место логическое противоречие . На самом деле никакого противоречия нет . Тут надо различать два различных явления , а именно отдельно взятые действия людей как 25 эмпирические объекты и законы таких действий . Отдельно взятые социальные действия людей являются сознательно - волевыми , но законы этих действий таковыми не являются . Отдельные действия суть эмпирические явления , которые можно наблюдать непосредственно . Законы же их так наблюдать невозможно . Для обнаружения их , повторяю , нужна особая работа ума , особые познавательные операции . С точки зрения этих операций и логических свойств суждений , получаемых посредством таких операций , нет принципиальной разницы между суждениями о законах физики , биологии и т . д . и суждениями о социальных законах . Классическим примером первых может служить закон механики : " Тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор , пока внешние силы не выведут его из этого состояния ". Логическая структура его в явном виде такова : " Если на тело не действуют никакие внешние силы ( условие А ), то оно будет сохранять состояние покоя или прямолинейного равномерного движения ( В )". Наблюдать ситуацию , фиксируемую в В , невозможно . Можно наблюдать только бесчисленные факты перемещения тел , причем с ускорением , с замедлением , по различным траекториям , с меняющимися траекториями и скоростями . Никто также не наблюдал то , о чем говорится в А , ибо на тела обычно действуют какие - то внешние силы . Это утверждение было изобретено впервые Ньютоном , причем изобретено не по правилам простой индукции , а по правилам мысленного эксперимента . Возьмем для сравнения один из самых простых социальных законов : Если человек вынужден выбирать из двух вариантов поведения , которые одинаковы во всем , кроме одного признака , он выбирает тот из них , который лучше для него с точки зрения этого признака . В частности , если человек вынужден выбирать место работы из двух вариантов , которые одинаковы во всем , кроме зарплаты , и зарплата есть единственный источник существования для него , то он выберет тот вариант , где платят больше . В реальности такие условия выбора вряд ли могут встретиться . В реальности людям приходится выбирать из вариантов , различающихся по многим признакам , выбирать под давлением всякого рода 26 обстоятельств , а не только из расчета на абстрактно лучший вариант . К тому же люди совершают ошибки в оценке ситуаций . Объективность социальных законов вовсе не означает , будто люди не могут совершать поступки , не считаясь с ними . Как раз наоборот , люди их обычно вообще не знают и постоянно игнорируют их , поступая так , как будто никаких таких законов нет . Но люди столь же часто игнорируют законы природы , отчего последние не перестают существовать . Возьмем такой простой пример для пояснения . Пусть некоторое множество людей решило создать группу с целью совместных действий , для которых требуется именно много людей . Это решение их сознательное и волевое . Но чтобы группа могла достаточно долго функционировать как единое целое и справиться с задачей , в ней должен быть руководитель или даже группа руководящая , причем руководитель должен быть достаточно компетентен ( адекватен делу ), как и прочие члены группы . И эти требования суть объективные законы организации и успеха дела . Они суть независящие от сознания и воли людей факторы их сознательно - волевой деятельности . Люди не в состоянии отменить эти факторы по своему произволу , как они не в состоянии отменить закон тяготения . Люди изобрели летательные аппараты , позволяющие преодолевать силу тяготения . Но это не означает , будто сила тяготения перестала действовать . Так и в сфере социальных явлений . Приняв решение назначить руководителем группы некомпетентного дурака и распределив обязанности членов группы , не считаясь с их квалификацией , люди тем самым не отменили упомянутый выше закон группировки и адекватности людей занимаемым должностям . Они создали группу , подобную летательному аппарату , построенному без учета закона тяготения . Вся история человечества полна бесчисленных примеров игнорирования законов организации государственности и экономики и негативных последствий этого . Это дает основания теоретикам , идеологам и обывателям вообще отвергать социальные законы . Они представляют эти законы в виде неумолимых механизмов , которые действуют явно в каждом отдельном случае , и люди не могут их игнорировать . На самом деле люди , игнорируя ( и в этом и только в этом смысле нарушая ) одни социальные законы , действуют в силу 27 каких - то других законов . В реальности одновременно действуют различные законы , так что каждый из них проявляется именно через массу отклонений и нарушений , как и законы природы . Если бы было возможно наблюдать механизмы природных законов изнутри их сферы , как мы это делаем в отношении социальных законов , мы увидели бы картину , аналогичную той , какую видим в общественной жизни . Социальные законы универсальны , т . е . одни и те же для всех времен и народов , где появляются социальные объекты , к которым они относятся , и соответствующие условия . Различны лишь конкретные формы их проявления и действия . Например , государственная власть организуется и функционирует по одним и тем же законам везде , где она возникает . Это не значит , что она везде одинакова . Она разнообразится в зависимости от различных факторов , достигает различных уровней развитости . Но законы , по которым это происходит , одни и те же . Поэтому исследователь , имеющий цель открыть именно социальные законы , а не что - то другое , вправе выбрать для наблюдения наиболее развитые и четко выраженные образцы социальных объектов . Нелепо , например , брать для исследования законов государственности примитивные общества , разумнее для этой цели выбрать западные страны с высокоразвитой системой государственной власти . Социальные законы суть самые глубокие механизмы социальных явлений . Авторы сочинений на социальные темы так или иначе говорят о язвах общества и ищут тех , кто виновен в них . Одни при этом называют в качестве источника зол диктаторов и тиранов , другие ; капиталистов и феодалов , третьи ; партии и организации вроде партий нацистов , партий коммунистов , органов государственной безопасности , четвертые ; экономический и технологический прогресс , пятые ; чрезмерный рост населения , шестые ; идеологию , седьмые ; биологические законы , и никто не называет такой источник зол и таких тиранов человечества , какими являются объективные социальные законы . От этих зол и тиранов человечество не избавится никогда и ни при каких обстоятельствах . Меняя условия своей жизни , люди избавляются от одних тиранов такого рода , но с необходимостью попадают во власть других , порою еще более жестоких . В мире никогда не было , нет и не будет 28 идеального общества всеобщего благоденствия ; не по произволу каких - то злоумышленников , а в силу объективных законов бытия . Наше время дает богатейший материал для познания социальных законов , близкий к лабораторным условиям . Мы являемся свидетелями крушения одних человеческих объединений и образования других . На наших глазах происходят стремительные и грандиозные социальные преобразования . Этот опыт позволяет пересмотреть традиционные и привычные социологические концепции , сложившиеся на основе опыта прошлых веков , отбросить многочисленные предрассудки , накапливавшиеся в сфере социальных исследований веками , и в том числе предрассудки в отношении к социальным законам . Как уже было сказано выше , для обнаружения социальных законов требуются особые приемы исследования . Самыми фундаментальными из них являются приемы лабораторного эксперимента , т . е . искусственное создание условий , при которых имеет силу закон в " чистом виде ", приемы отбора ситуаций , близких к условиям лабораторного эксперимента , и приемы мысленного эксперимента . Лабораторный эксперимент в сфере социальных объектов затруднен или невозможен вообще , так что остаются главным образом второй и третий из упомянутых случаев . Иногда второй случай бывает весьма близок к лабораторному , как это было , например , в годы формирования русского коммунизма и как это можно наблюдать в современной ( постсоветской ) России . Но все же и в этом случае приходится прибегать к приемам мысленного эксперимента . Мысленно можно допустить любые условия . Но при этом далеко не всегда можно чисто логически выявить закон , как это , например , имеет место в случаях , когда требуются измерения и вычисления величин . Необходимо различать социальные законы и то , что мы будем называть социальными нормами . Люди , как правило , не осознают социальные законы и вообще не имеют понятия о том , что таковые существуют в реальности . До сих пор нет признанной научной теории этих законов . Многие ( если не большинство ) теоретики отрицают их . Люди в своей жизнедеятельности так или иначе сталкиваются с ними , вынуждены как - то считаться с ними или испытывать последствия того , что не считаются с ними . Но при всех 29 обстоятельствах они остаются факторами объективными . Социальные же нормы суть сознательно принимаемые решения людей , регулирующие их поведение , их взаимоотношения , структурирование и функционирование их объединений . К числу социальных норм относятся моральные и юридические нормы , правила этикета и другие . Социальные законы имеют силу , если есть соответствующие социальные объекты . Люди не в силах их отменить и изменить . Социальные нормы имеют силу , если приняты сознательные решения на этот счет и при этом имеются силы , принуждающие людей к соблюдению их . Социальные нормы могут отражать какие - то социальные законы или ограничивать негативные последствия игнорирования социальных законов . Они могут быть отменены , изменены , заменены другими . С их участием и благодаря им могут создаваться социальные объекты . Например , без социальных норм не может сложиться государственная власть и общество в целом . Но при всех обстоятельствах социальные нормы суть факторы жизнедеятельности социальных объектов , а не объективные законы этих объектов . Необходимо также различать социальные законы и то , что называют модным словом " модель ". Это слово многозначно . Им называют общие теоретические конструкции , образцы для подражания и т . д . В методологии науки моделью для объекта А , который хотят изучить с какой - то точки зрения или который проектируют , называют другой объект В , который специально создается или отбирается с таким расчетом , чтобы , изучая его , получить желаемые знания об объекте А . При этом объект В должен быть подобен объекту А , и должны быть правила переноса знаний , полученных при изучении В , на объект А . Запись знаний о законах социальных объектов в некоторой социологической теории не есть модель этих объектов ни в каком из смыслов , в которых употребляется слово " модель ". Случай с этим словом есть характерный пример тому , в каком ужасном с логической точки зрения состоянии находится терминология методологии в сфере социальных исследований . Социальные законы разнообразны . Одни из них ( самые фундаментальные ) обнаруживаются уже при экспликации понятийного аппарата социальных исследований . Назовем их 30 дефинитивными . Таковы , например , законы , касающиеся основных аспектов , уровней и сфер социальной организации человейников . Выявление других законов предполагает анализ сложных объектов . Назовем их аналитическими . Таковы , например , законы , касающиеся взаимоотношений различных компонентов социальной организации . Третьи фиксируют количественные характеристики объектов и их зависимостей . Обнаружение их предполагает эмпирические измерения и вычисления величин . Имеется группа законов , фиксируемых в той части логической социологии , которую мы называем социальной комбинаторикой . Эти законы являются априорными по отношению к эмпирическим исследованиям . Число социальных законов не ограничено логически . Их открытие ограничено способностями и потребностями исследователей . Все типы законов , которые можно видеть в естественных науках , в принципе , могут быть открыты и в сфере социальных явлений . Это обусловлено тем , что типы законов характеризуются способами их открытия исследователями , которые ( способы ) изобретаются самими исследователями в соответствии с правилами логики и методологии науки .
Свидетельство о публикации №216062700932