***
В предыдущей статье речь шла о законах эмпирических объектов ( об объективных или эмпирических законах ). Согласно принятому там определению , сфера действия таких законов ограничена множеством эмпирических объектов определенного вида . Отсюда следует , что никаких всеобщих законов бытия , имеющих силу в отношении любых ( всех ) эмпирических объектов , не существует . Напомню , что законы , о которых идет речь , предполагают условия . А условия законов объектов , принадлежащих к различным множествам , логически несовместимы в некое единое условие . Возможно , конечно , сформулировать утверждения , имеющие силу для всех эмпирических объектов . Но они будут либо логически противоречивыми ( а значит , логически ложными ), либо частями неявного определения понятия " эмпирический объект ". Этому определению можно придать форму системы аксиом , из 31 которых можно логически выводить истинные утверждения . Но все такие утверждения , включая неявные определения понятия , не являются эмпирическими законами в определенном у нас смысле . Их можно назвать дефинитивными законами . Но от этого их отличие от эмпирических ( объективных ) законов не исчезнет . Они не открываются в изучаемых эмпирических объектах , тогда как для открытия эмпирических законов должны быть уже даны эмпирические объекты определенного множества и должны быть даны обозначающие их понятия . А между тем , именно на создание учения о всеобщих законах бытия претендует диалектика . Насколько основательны эти претензии ? В эмпирической реальности постоянно наблюдаются явления , которые можно назвать явлениями ( фактами ) объективной диалектики . Это ; возникновение , изменение , исчезновение , связи , противоположности , раздвоение и т . п . эмпирических объектов . Мы вправе ввести соответствующие понятия и осуществить какие - то обобщения . Но мы вправе это сделать в рамках наблюдаемых явлений , а не для бытия вообще , без всяких ограничений . Например , видя конкретные факты борьбы противоположностей , мы можем определить , что это такое , ввести в язык соответствующие обозначения и произвести какие - то обобщения наблюдаемых процессов возникновения противоположностей , их взаимоотношений , конфликтов и их разрешений . Но логически ошибочно утверждать , будто всем явлениям бытия свойственно такое . Из определения понятий такой вывод не следует . Зато можно показать , что такое чрезмерное обобщение на все бытие порождает логические противоречия . Если всем явлениям бытия свойственны единство и борьба противоположностей , то и объектам , которым не свойственны единство и борьба противоположностей , свойственны единство и борьба противоположностей . А это логическое противоречие означает , что рассматриваемое обобщение на все явления бытия ложно . Можно возразить , что объекты , которым не свойственны единство и борьба противоположностей , не существуют согласно нашему обобщению . Но в таком случае обобщение превращается в тавтологию : всем объектам свойственны единство и борьба противоположностей , за исключением тех , которым они не 32 свойственны . Аналогично обстоит дело с прочими чрезмерными обобщениями фактов диалектики . Сказанное не есть всего лишь словесная казуистика . Диалектика как учение есть языковая конструкция , и как таковая она должна строиться в соответствии с правилами логики . И , прежде всего , она должна быть логически непротиворечивой . Пренебрежение к логическому аспекту было и остается характерным для всех сочинений на тему о диалектике . Логическая обработка понятий и утверждений , отражающих диалектику бытия , устанавливает сферу применимости и уместности диалектики как учения , удовлетворяющего критериям научности . Диалектика как учение очевидным образом лишена смысла в математике и вообще в " точных " науках , в которых объекты создаются определениями понятий . Но она правомерна в сфере эмпирических наук , объекты которых существуют независимо от того , исследует их кто - то или нет . Но даже и в этой сфере далеко не всегда есть надобность в диалектике и имеются условия для ее применения . Условия применимости диалектики ограничены самими ее понятиями . Рассмотрим такой пример . Люди по опыту знают , что в объединении людей , рассчитанном на длительное существование и деятельность в качестве единого целого , должен образоваться управляющий орган из одного или нескольких членов объединения . Он должен взять на себя функции , аналогичные функциям мозга отдельно взятого человека . На долю прочих членов объединения выпадают функции управляемого тела . Если это не будет сделано , объединение будет нежизнеспособным , будет плохо функционировать и распадется . Выражаясь языком диалектики , тут происходит раздвоение единого : члены объединения разделяются на руководителей ( управляющих ), воплощающих в себе " мозг " объединения , и руководимых ( управляемых ), воплощающих в себе управляемое " мозгом " " тело " объединения . Первые сохраняют тело , вторые ; мозг . Но в объединении происходит их разделение и воплощение в его различных частях . Эти части противоположны ; одна управляет , другая управляется . Их функции и интересы в этом отношении противоположны . Вместе с тем они образуют единство . Одна часть нуждается в другой . Лишь в единстве они могут 33 существовать как целое . И лишь в целом они оказываются противоположностями . Анализируя такого рода сравнительно простые ситуации , я установил для себя следующее . То , что философы в весьма туманной ( именно философской !) форме обобщают под именем законов диалектики , отчасти может быть понято как неявные определения понятий и логические следствия из этих определений ( т . е . как дефинитивные законы , по моей терминологии ), а в другой части ; как законы эмпирической комбинаторики . Поскольку я ограничивался сферой социальных объектов , я эти законы для себя назвал законами социальной комбинаторики . Число законов диалектики ( как социальной комбинаторики ) ограничено способностями исследователя открывать их и потребностями исследования . В философии , включающей в себя диалектику , обычно в качестве законов диалектики называют такие : 1) историчность и изменчивость объектов ; 2) взаимосвязь ( включая причинную обусловленность ); 3) единство и борьба противоположностей ; 4) переход количественных изменений в качественные ; 5) отрицание и отрицание отрицания . Фактически называются и другие законы , не удостаивая их звания законов , например ; переход в противоположное состояние , мера , отчуждение , оборачивание и другие . Сделаю несколько замечаний по поводу упомянутых законов . Говоря об эмпирических связях , чаще и больше говорят о причинах и следствиях . При этом отсутствуют точные определения понятий . Известно много десятков различных определений . Рассмотрим то , что обще большинству из них : признание того , что следствие во времени следует за причиной , и того , что причина так или иначе участвует в порождении следствия . По самим условиям социальной сферы методы выявления причинно - следственных связей применимы далеко не всегда и не так уж надежны . А в случае сложных исторических событий , представляющих собою совпадение и переплетение многих миллионов и миллиардов событий в пространстве и времени , понятие причинно - следственных отношений вообще теряет смысл . В таких случаях имеет место переплетение бесчисленных причинно - следственных рядов . Одни из этих рядов не зависят друг от друга , 34 другие сходятся , третьи расходятся , четвертые затухают , пятые зарождаются и т . д . Индивидуальное историческое совпадение их в некотором пространственно - временном объеме само не есть причинно - следственный ряд , подобный входящим в него рядам , и не есть ни причина чего - то и ни следствие чего - то просто в силу определения самих понятий " причина " и " следствие " и методов выявления причинности . Методы обнаружения причинно - следственных связей к таким ситуациям в принципе неприменимы . Суждения , высказываемые в таких случаях в терминах причинности , в принципе не проверяемы . В теоретических социальных исследованиях причинно - следственные связи занимают ничтожно мало места . Основное внимание уделяется связям структурным , функциональным и другим , компоненты которых являются сосуществующими в пространстве и времени . При всех разновидностях эмпирических связей общим для них являются контакты объектов , в которых происходит отдача и получение вещества , энергии или информации . В случае социальных связей в контакты вступают люди и объединения людей , и связи их образуются , существуют и проявляются в сознательных действиях одних из людей и их объединений по отношению к другим . В этих контактах одни из компонентов связи отдают другим , а другие получают от них что - то , что необходимо и полезно для их существования , ; вещи , себя , свои силы и способности , продукты своей деятельности . Величина отдаваемого равна величине получаемого плюс потери на акт передачи . Невозможно получить больше того , что могут отдать . Более сложный случай ; обмен . Для него имеет силу закон эквивалентности . На этой основе развиваются все прочие виды социальных связей , включая структурные и генетические . Исследование их образует основное содержание всякой теоретической социологии , в том числе и нашей логической социологии . Социальные объекты суть объекты исторические , т . е . возникают в какое - то время , существуют в конечном временном интервале и в конце концов прекращают существование . Кажется естественным , что научный подход к ним должен заключаться в изучении конкретной истории их конкретных экземпляров . Но эта кажимость ошибочна . Не изучение конкретной истории дает ключ к научному 35 пониманию социального объекта , а наоборот , изучение сложившегося ( до известной степени ) объекта дает ключ к научному пониманию конкретного исторического процесса его формирования . Надо знать то , что сложилось в результате исторического процесса , чтобы понять , как это происходило в истории . Надо различать два вида подхода к социальным явлениям как к историческим ; два вида историзма . Один из них можно видеть в истории как особой сфере науки . Ее основная установка ; выяснение того , что конкретно происходило в таких - то районах планеты в такое - то время . Второй вид историзма можно видеть в социологических концепциях , так или иначе учитывающих исторический характер социальных объектов , а также рассматривающих эти объекты с точки зрения их эволюции во времени . Тут не конкретное пространство и время принимается во внимание , а обобщенные пространственно - временные характеристики объектов того или иного рода . Закон единства и борьбы противоположностей рассматривается как первопричина или первоисточник изменений объектов . Иногда случается так , что борьба противоположностей ( например , классов ) порождает какие - то изменения в жизни людей . Но так бывает далеко не всегда . И превращение борьбы противоположностей во всеобщий источник ( двигатель ) социальных изменений ( включая развитие ) есть типичный пример идеологического извращения реальности . Я принимаю законы раздвоения единого , поляризации частей , их противостояния и т . д . в качестве законов социальной комбинаторики наряду с другими . Что касается причин ( источников ) изменений , то тут в каждом случае надо искать какой - то конкретный комплекс факторов . Никакого универсального , пригодного для всех случаев изменений объектов объяснения их причин не существует хотя бы уже потому , что реальные причины изменений в различных случаях могут исключать друг друга . И отыскание борьбы противоположностей в сочинениях марксистов сводилось к нескольким набившим оскомину примерам ( буржуазия и пролетариат , помещики и крепостные , рабы и рабовладельцы и ... плюс и минус в математике ). В философской диалектике возникновение нового качества рассматривается как качественный скачок , как перерыв 36 непрерывного . Что из себя на самом деле представляет этот скачок , перерыв непрерывного процесса ? На самом деле это есть процесс , происходящий в протяженном временном интервале , а не нечто абсолютно внезапное , не требующее времени . Всякое изменение эмпирических объектов происходит во времени , т . е . в течение временного интервала , превышающего некоторую минимальную величину . В истории человечества такие " скачки " растягиваются порою на многие десятилетия и столетия . Впечатление вневременного скачка создается по многим причинам . Исследователи обычно игнорируют в таких случаях фактор времени или отодвигают его на задний план , обращают внимание на конечный результат процесса и качественное отличие его от предшествовавшего состояния . Когда процесс завершается , промежуточные и частичные состояния , события и перемены исчезают в прошлое , и образуется как бы разрыв , создающий впечатление внезапности перемен . Сравнительно со временем существования объектов в рамках устойчивого качества время на переход в новое качество обычно невелико , выглядит как исторический миг . Элементы нового качества вызревают в рамках привычной среды , и люди не воспринимают их как приближение нового качества . Когда они осознают это , процесс уже в основных чертах завершается , перелом остается позади . Эволюция социальных объектов включает в себя возникновение качественно новых , более высоких уровней организации . При этом имеет силу закон " снятия " или диалектического отрицания . Заключается он в следующем . Возникновение более высокого уровня организации социального объекта означает , что некоторые явления более низкого уровня исчезают (" отрицаются "), а некоторые сохраняются в новом состоянии в " снятом " виде , т . е . в виде , " очищенном " от их исторических форм , преобразованном применительно к новым условиям и " подчиненном " явлениям нового состояния . В таком " снятом " виде сохраняются те явления предшествующего состояния , без которых новый уровень невозможен . Отбрасываются те явления , которые препятствуют переходу на новый уровень . Так осуществляется историческая преемственность состояния и непрерывность процесса . Одновременно происходит перерыв непрерывности путем отбрасывания старого . 37 Если эволюция идет дальше и происходит подъем на еще более высокий уровень , происходит второе снятие и второе отрицание ; отрицание отрицания . Поскольку социальная эволюция есть эволюция объединений наделенных сознанием существ , а возможности осознаваемых преобразований логически ограниченны , то отрицание отрицания выступает в некоторых чертах как отрицание каких - то черт предшествующего состояния , явившегося результатом первого отрицания , и как возврат к некоторым чертам состояния , предшествовавшего первому отрицанию , причем к чертам , отвергнутым первым отрицанием . В наше время действие этого закона очевидным образом можно наблюдать в грандиозных масштабах в процессах , происходящих в бывшем коммунистическом и в западном мире . В эволюции социальных объектов имеют место два аспекта ; внешний и внутренний . В первом из них объекты эволюционируют как части более сложных объектов и под влиянием внешних факторов , а во втором ; как автономные явления в силу внутренних закономерностей . Для характеристики второго аспекта употребляется понятие " развитие ". Развитие объекта ( в моем словоупотреблении ) есть раскрытие или развертывание его внутренних изначальных потенций . Эти потенции могут быть незначительными или значительными . Но не бесконечными . Они имеют потолок , исчерпываются . Если социальный объект разрушается внешними силами , но сохраняются образовывавшие его люди и условия их выживания , то из остатков объекта в случае надобности возникает новый объект , максимально близкий по социальному качеству к разрушенному , ; происходит социальная " реставрация " разрушенного . Действие этого закона можно наблюдать в нынешней России . Эволюция социальных объектов есть процесс многомерный . В особенности это касается больших человеческих масс . В одной и той же массе людей одновременно происходят самые разнообразные эволюционные процессы , идущие в разных измерениях , в разных направлениях , порою ; противоположных , по разным путям . Они переплетаются , взаимодействуют , препятствуют или способствуют друг другу , порою обособляются , обрываются . Эволюционный процесс имеет определенную направленность . Она не есть результат некоего свободного выбора . Она определяется в результате ожесточенной борьбы различных сил в течение десятилетий и веков . В этой борьбе бывают периоды , играющие решающую роль в определении направления эволюции , ; переломные эпохи . Если направление эволюции в основных чертах уже определилось , то вступают в силу объективные социальные законы , делающие степень предопределенности исторического процесса довольно высокой , порою близкой к фатальному максимуму . Эволюция больших человеческих масс не есть процесс , одинаковый для всех их частей , происходящий с одинаковой скоростью и равномерно распределенный . Ее можно представить себе в виде трясины , из которой вырастают и переплетаются побеги социальной жизни . Они как бы устремляются вверх , к солнцу . В этой трясине живой социальной материи образуются участки , которые становятся своего рода " точками роста ". За ними тянутся и другие части этой материи . Выше я очень сжато и упрощенно описал то , что может быть отнесено к объективной диалектике мира эмпирических объектов , социальных , в первую очередь . Все это можно сформулировать в форме онтологических законов . Все это далеко выходит за искусственно зауженные рамки нескольких признанных законов диалектики . Историческая судьба диалектики сложилась драматично . Гегель , который сделал самый значительный вклад в диалектику , мистифицировал ее также в большей мере , чем кто - либо другой . Он ограничил число законов диалектики несколькими , перечисление которых и стало основным содержанием текстов на эту тему . Маркс взял диалектику на вооружение в своих сочинениях и несколько рационализировал ее . Но он не дал ее систематического построения , ограничившись отдельными разрозненными замечаниями . Энгельс придал диалектике вид учения о всеобщих законах бытия , распространив ее на сферы , где она была лишена смысла ( даже на математику ), и оторвав ее от сферы социальных явлений , где она была бы на своем месте . Обычным примером закона единства и борьбы противоположностей стали отношения плюса и минуса в 39 математике и отношения пролетариата и буржуазии в социологии . В таком понимании из этого закона ( как и из прочих ) испарился всякий научный смысл . Преодолев гегелевскую идеалистическую мистификацию законов диалектики , марксизм принес с собой материалистическую вульгаризацию их . Последователи Маркса и Энгельса связали диалектику с идеологией и политикой , изобразив ее как оружие пролетариата , как " алгебру революции ". В странах победившего коммунизма диалектика в предельно опошленном виде стала составной частью государственной идеологии . Нет ничего удивительного в том , что диалектика стала предметом всеобщего презрения и насмешек . Одно из величайших достижений в истории человеческого интеллекта было забыто , извращено , опошлено , во всяком случае ; было исключено из арсенала орудий научного познания социальных явлений . Пренебрежение к диалектике в современных социальных исследованиях не имеет никакого разумного оправдания . В реальной жизни очевидным образом происходит все то , о чем говорили диалектики . Социальные объекты возникают исторически и со временем изменяются , причем порою так , что превращаются в свою противоположность . Они многосторонни , обладают одновременно различными свойствами , порою ; противоположными . Они взаимосвязаны . Причины и следствия меняются ролями . Одни и те же причины порождают противоположные следствия . Развитие социальных объектов происходит путем дифференциации их свойств и обособления этих свойств в качестве особых свойств различных объектов , ; происходит раздвоение единого . Всему есть своя мера , нарушение которой ведет к разрушению объектов или к возникновению нового качества . Короче говоря , диалектики прошлого обратили внимание на реальные явления жизни и эволюции социальных объектов , а современные исследователи этих объектов , боясь упреков в почтении к диалектике как идеологической доктрине , игнорируют это или не используют на уровне методологии научного познания , отрезая тем самым для себя возможность такого познания .
40 ЧЕЛОВЕЙНИК
Человеческие объединения как социальные объекты многочисленны и разнообразны . Логическую основу для их систематического обзора дает выделение и анализ объединения такого типа , которое я называю человейником . Это объединение обладает следующим комплексом признаков . Члены человейника живут совместно исторической жизнью , т . е . из поколения в поколение , воспроизводя себе подобных людей . Они живут как целое , вступая в регулярные связи с другими членами человейника . Между ними имеет место разделение функций , они занимают в человейнике различные позиции . Причем эти различия лишь отчасти наследуются биологически ( различие полов и возрастов ), а главным образом они приобретаются в результате условий человейника . Члены человейника совместными усилиями обеспечивают самосохранение человейника . Человейник занимает и использует определенное пространство ( территорию ), обладает относительной автономией в своей внутренней жизни , производит или добывает средства существования , защищает себя от внешних явлений , угрожающих его существованию . Он обладает внутренней идентификацией , т . е . его члены осознают себя в качестве таковых , а другие его члены признают их в качестве своих . Он обладает также внешней идентификацией , т . е . люди , не принадлежащие к нему , но как - то сталкивающиеся с ним , признают его в качестве объединения , к которому они не принадлежат , а члены человейника осознают их как чужих . Таким образом , не всякое объединение людей есть человейник . Скопление людей на стадионе , демонстрация , армейское подразделение , монастырь , союз охотников или писателей , коллектив сотрудников учреждения , партия и т . п . ; все эти объединения человейниками не являются . Они суть явления в человейниках , но не человейники согласно нашему предварительному ( ориентировочному ) определению . Это определение именно ориентировочное . Цель его ; дать предварительное представление читателю , о каких объектах пойдет речь . Исторически и логически простейшим человейником является объединение из немногих людей , способное биологически 41 воспроизводиться в ряде поколений . Управляющий орган его образует один человек , воплощающий в себе в нерасчлененном виде все функции " мозга " объединения . Прочие члены объединения в столь же недифференцированном виде воплощают в себе функции " тела ". Все совместно занимаются воспроизводством и обучением человеческого материала . Это , можно сказать , " одноклеточный " человейник . Прошли миллионы лет , прежде чем возникли современные гигантские человейники из десятков и сотен миллионов человек . И вся сложнейшая структура " многоклеточных " человейников явилась результатом увеличения числа людей и их структурирования по социальным законам . Человейник характеризуется материалом ( веществом , материей ), из которого он строится , и организацией этого вещества . Материал человейника образуют социальные атомы ( люди ) и все то , что создается и используется ими для существования , ; орудия труда , жилища , одежда , средства транспорта , технические сооружения , домашние животные , культурные растения и прочие материальные явления . Будем называть это материальной культурой . В логической социологии материал человейника принимается как данность и рассматривается лишь как фактор , как - то влияющий на свою организацию . Объектом внимания становится организация материала ; социальная организация людей как социальных атомов . Так что логическая социология может считаться теорией социальной организации человейников . Описание социальной организации человейника дает логические ориентиры для описания прочих человеческих объединений , т . е . прочих социальных объектов . Последние включаются в исследование в той мере , в какой они являются компонентами социальной организации человейника , а по другой линии ; как логически мыслимые типы человейников и ступени их социальной эволюции . Человек в качестве социального атома возникает и существует лишь как член человейника , а человейник ; лишь как объединение людей в этом качестве .
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Множество членов человейника есть человеческий материал его . Этот материал не является раз и навсегда данным . Люди суть биологические существа . Они рождаются , живут ограниченное время и умирают . На их место приходят другие . Происходит регулярное воспроизводство человеческого материала . Это ; постоянное необходимое условие существования человейника . Так что биологический механизм воспроизводства человеческого материала и его разрастание является исторически исходной и фундаментальной формой человеческого материала человейника . Это ; семьи , их разрастание , роды , племена , союзы родов и племен . Со временем возникает новый вид и более высокий уровень человеческого материала , для обозначения которого я употребляю слово " народ ". Рассмотрим несколько подробнее это явление . Это полезно сделать хотя бы потому , что тема народа стала весьма злободневной в нынешней ( постсоветской ) России . Проблема народа возникает потому , что народ не есть всего лишь разросшаяся семья , род , племя , объединение родов и племен , т . е . не есть образование чисто биологическое . Это ; новый тип и новый уровень человеческих объединений . Хотя народ и включает в себя биологически родственные группы , он как целое состоит из биологически неродственных людей и групп людей или из таких , которые хотя и имели общих предков , но утратили родственные связи . И со временем большинство достаточно большого народа становится объединением биологически неродственных людей . Народ есть объединение социобиологическое , хотя и возникающее из биологического материала , но возникающее и живущее по социальным , а не по биологическим законам . Игнорирование этого ( на мой взгляд , банального ) обстоятельства служит логическим основанием для непомерно усложненных гумилево - образных мистификаций феномена народа . В силу длительного совместного существования в человеческом объединении , складывающемся в единый народ , вырабатывается единый язык ( если его не было до этого ), устанавливаются бесчисленные личные контакты и деловые связи , совместные или сходные школы , сходные моды в одежде и традиции в быту , браки 43 заключаются в основном в рамках этого объединения , люди проводят всю свою жизнь ( за немногими исключениями ) в этой среде , короче говоря ; образуется некая единая человеческая масса и среда , воспроизводящаяся в более или менее устойчивом виде из поколения в поколение . Люди оказывают влияние друг на друга , приспосабливаются к общим для них условиям бытия . Изобретаются средства искусственного воздействия на людей , вынуждающие их быть средне - нормальными представителями целостности . Формируется то , что можно назвать характером этого феномена именно как целого , характером этого народа . Характер данного народа не является непосредственным обобщением свойств его отдельных представителей . Это , подчеркиваю , есть его характер как целого , а не его отдельных представителей по отдельности , подобно тому , как характер лесного массива не есть характер каждого растущего в нем дерева и каждой его части по отдельности . То , что верно в отношении отдельных людей или их отдельных групп , логически ошибочно распространять на целый народ . И то , что верно в отношении целого народа , логически ошибочно распространять на его отдельных представителей и отдельные группы . Например , если вы увидите в некотором народе музыкально одаренных людей , это еще не означает , что народ можно считать музыкально одаренным . И если некоторый народ музыкально одарен , из этого не следует , что каждый его представитель таков . Один народ может включать в себя много глупых и бездарных людей , имея в целом высокий интеллектуальный и творческий уровень . А другой народ может включать в себя большое число умных и талантливых людей , имея в целом низкий интеллектуальный и творческий уровень . Признаки народа разделяются на две группы . К первой относятся признаки , характеризующие народ именно как множество людей , можно сказать ; состав народа . При этом люди разделяются на различные категории ( возрастные , половые , этнические , по роду занятий и т . п .) и подсчитываются величины и пропорции этих категорий . Несводимость таких признаков к признакам отдельных людей очевидна . Ко второй группе относятся признаки , характеризующие народ как целое , как единое существо , отвлеченно от его разделения на отдельных людей и их группы . При этом народ 44 рассматривается по тем же признакам , что и отдельные люди , ; с точки зрения интеллекта , творческих потенций , смелости , предприимчивости , жестокости , доброты , склонности к панике и предательству , стойкости , чувства собственного достоинства , общительности , сдержанности , степени организованности и других социально значимых признаков . В случае признаков второй группы характер народа связан со свойствами его представителей , взятых по отдельности . Но связан не по правилам силлогизма и простой ( обобщающей ) индукции . Тут отношение иного рода . Характер народа включает в себя комплекс признаков ( черт , свойств ), которые распределены между различными представителями народа в различных комбинациях , пропорциях и величинах . В достаточно большом народе можно обнаружить все возможные варианты такого рода . Индивид , обладающий всем комплексом этих признаков и к тому же в развитой форме , не существует . В комплекс признаков народа могут входить такие , которые могут оказаться несовместимыми в характере отдельно взятого индивида . Характер того или иного конкретного народа выясняется опытным путем . Причем до сих пор это делается лишь на уровне обывательского сознания . Чаще это делали и делают писатели и иностранные наблюдатели ; народы сами правду о себе не любят . Иногда предпринимались попытки специального изучения , главным образом , когда предполагалось покорение изучаемого народа . Например , немцы перед нападением на Советский Союз в 1941 году изучали характер народов , населявших Советский Союз , особенно русского народа . На Западе в период холодной войны делалось то же самое в еще больших масштабах . И результаты изучения эффективно использовались западным миром в борьбе против советских народов , русских , в первую очередь . В наше время изучение характера народов , включая точные количественные измерения и вычисления , становится жизненно важным делом . Печальный опыт Советского Союза после 1985 года может служить классическим примером того , что произойдет со страной , если ее руководители в своей реформаторской деятельности не считаются с характером человеческого материала своей страны . В публикуемых материалах время от времени появляются тревожные сигналы того , что даже 45 сегодня в западных странах все заметнее ощущается несоответствие наличного человеческого материала требованиям современной технологии и условиям деловой активности . Обращаю внимание читателя на то , что для измерения величин , определяющих характер народов , необходимо изобрести особые средства измерения и вычисления . Это должны быть особые тесты ( эталоны ), подобные тем , какие уже применяются социологами для других целей , а также логико - математическая обработка определенным образом отобранных и собранных статистических данных . Характеристики народа нельзя точно оценить путем приведения примеров выдающихся личностей и событий из истории этого народа . Не следует преувеличивать достоинства людей как отдельно взятых индивидов . Человек выглядит как некое выдающееся существо лишь в сравнении с животными , поскольку людям всем приписывают качества выдающихся представителей рода человеческого , изредка появляющихся в массе посредственностей , и поскольку результаты общих усилий накапливаются веками и искусственно перепадают в той или иной мере людям по отдельности . В наше время возникли многочисленные социальные проблемы , решение которых существенным образом зависит от фактических качеств и потенций народов . И тут отделаться идеологической демагогией , будто способности людей и народов универсальны , одинаковы у всех и безграничны , уже нельзя . Народы различаются по интеллектуальному уровню , по степени предприимчивости , по степени самоорганизации и многим другим признакам , играющим огромную роль в организации управления , в экономике , в овладении современной технологией и т . д . Опыт человечества на этот счет несомненен , закрывать на него глаза из страха обвинений в расизме ; значит сохранять идеологические заблуждения другого рода . Характер народа создается путем искусственного поощрения одних прирожденных способностей людей и препятствования другим . Происходит это как искусственный отбор индивидов с определенными природными способностями . Механизм отбора определяется социальными , а не биологическими законами . Потому и случаются такие парадоксальные на первый взгляд явления , когда в одном народе рождается больше индивидов с некоторой 46 способностью , чем в другом , но они не поощряются в первом и поощряются во втором , так что со временем второй народ накапливает преимущество перед первым с точки зрения этой способности . Характер народа не есть всего лишь сумма различных признаков , случайно собранных вместе в силу исторических условий жизни народа . Это ; единый комплекс взаимосвязанных признаков . Если такой комплекс сложился , к нему нельзя добавить ничего постороннего и из него нельзя исключить ничего существенного , не разрушая его . Народы исторически изменяются , но в рамках одного и того же характера . Характер народа устойчив и даже консервативен . Изменение его сверх меры ведет к его разрушению и к разрушению его носителя как единого этнического образования . Если он разрушается , восстановить его можно с таким же успехом , как оживить мертвого . В достаточно долго живущем народе складывается механизм сохранения его характера и передачи его от поколения к поколению , ; механизм социальной наследственности . Этот механизм содержит в себе в снятом виде механизм биологической наследственности . Но главным в нем является искусственный отбор , система воспитания , культура , идеология , религия , моральные нормы и другие социальные факторы . Он является важнейшим компонентом механизма самосохранения народа вообще . Сложившись , он вынуждает народ приспосабливать сами условия жизни к своему характеру . Если нарушаются границы адекватности характера народа условиям его существования , наступает кризисная ситуация , упадок народа и даже его историческая гибель . Думаю , что такая ситуация наступила для русского народа после антикоммунистического переворота в горбачевско - ельцинские годы . Не любые смешения различных народов образуют один народ . Между смешивающимися массами людей должны иметь место достаточно сильные соответствия , чтобы через несколько поколений они слились в однородное целое . Отсутствие такого соответствия стало одной из причин того , что население Советского Союза не превратилось в один народ . Аналогично ; в США . Не любые примеси к данному народу перерабатываются этим народом в свои части . В странах Западной Европы , например , сейчас 47 живут миллионы людей из незападных стран . Причем они живут уже в ряде поколений . Но они не становятся этническими немцами , французами , итальянцами и т . д . Как качественно , так и количественно они уже превратились в один из важных факторов разрушения западноевропейских народов . Показателен на этот счет также урок советской истории : евреи , прожившие в русской среде несколько поколений , так и не ассимилировались с русским народом . Нужна некоторая минимальная численность человейника , чтобы возник народ . Имеется и максимальная граница численности , перейдя которую данное множество людей либо не может стать одним народом ( как , например , в Китае ), либо дезинтегрируется на различные народы , если оно было народом . Если народ распадается на части , то воссоединение оказывается делом трудным или вообще невозможным . Немецкий народ был искусственно на короткий срок расчленен на две части . Воссоединение его оказалось весьма болезненным и до сих пор не завершилось полностью . Считается , будто когда - то славяне были одним народом . В составе Российской империи и в Советском Союзе десятки поколений русских , украинцев и белорусов жили совместно . Но один народ из них не получился . И не получится , что бы в этом плане не предпринимали сторонники их воссоединения . Народы суть живые организмы . Упомянутые попытки не соответствуют законам таких организмов . Думаю , что граница численности народа в Китае нарушена многократно . Китайцы только для неосведомленных европейцев суть один народ . Они образуют сверхнарод . И не будет ничего удивительного в том , что этот сверхнарод распадется на множество народов , как это случилось с советским населением . Имеются и эволюционные границы народа . Нижнюю эволюционную границу образует наличие достаточно большого и сильного человейника , способного в течение длительного времени защищать формирующийся народ . Верхнюю эволюционную границу образует появление наций и обществ , называемых национальными государствами , а в наше время ; возникновение человейников более высокого уровня организации , чем привычные общества , ; сверхобществ . Слово " нация " ( как и слово " народ ") употребляется в различном смысле . Обычно народ и нация не различаются . Я употребляю его в 48 следующем смысле . Нацию образует множество граждан определенной страны , узаконенных в этом качестве и признающих себя в качестве таковых . Нацию может образовать один народ или несколько . В нацию могут включаться представители других народов , не живущих в данной стране , и даже люди , у которых нет определенной принадлежности к какому - то народу . Народ не есть явление узаконенное . Это ; явление этническое . Нация включает в себя этнические явления , но она есть новое качество по отношению к ним . Нация есть явление не этническое , а социальное . Представителем нации можно стать по праву . Представителем народа можно стать лишь в силу этнического происхождения . Немец , считающий себя русским и имеющий российский паспорт , не превращается тем самым в этнически русского . Этнически русский не перестает быть таковым , если он становится гражданином Германии и объявляет себя немцем . Принадлежность к нации можно выбрать и сменить . Принадлежность к народу не выбирают , ее нельзя сменить . У большинства жителей западных стран в прошлом веке принадлежность к нации доминировала над принадлежностью к народу . Представители самых различных этнических категорий считали сами и считались прежде всего французами , немцами , итальянцами , англичанами и т . д . как гражданами Франции , Германии , Италии и т . д . Но это не означало деградацию и гибель народов . Народы сохранялись . Они становились основой и веществом наций . В ряде случаев они по составу совпадали с нациями , что порождало впечатление , будто народы превращались в нации или изначально были таковыми . Народы не превращаются в нации . Они остаются этническими явлениями . Нации суть состояние человеческого материала в человейниках , в которых возникает государство и право , возникает гражданство . Если кому - то предложенное выше употребление слова " нация " не нравится ( я на нем не настаиваю ), то вместо него можно ввести понятие гражданственности . Преодоление эволюционного уровня , на котором высшим достижением в отношении человеческого материала человейников были народы , пришло в еще более сильной форме как следствие образования сверхобществ . Первым в истории огромного масштаба , сыгравшим роль инициатора великого эволюционного перелома в жизни человечества , был Советский Союз . Когда говорят о Советском Союзе , о дореволюционной Российской империи и о нынешней ( постсоветской ) России как о многонациональных объединениях ( человейниках , по моей терминологии ), слова " нация ", " национальность " и " многонациональный " употребляют в этническом , а не в социальном смысле , близком к понятию народа в моем словоупотреблении . Тут я бы употребил выражение " многонародные ", ибо входящие в это образование народы не стали нациями в смысле гражданственности , как это имело место в отношении человеческого материала западноевропейских стран . Советский Союз сложился как многонародное ( как сверхнародное ) сверхобщество . В советской идеологии говорили о новой человеческой общности , и это отражало фактическое состояние человеческого материала . Говорили о советском народе , хотя единого народа не было и не могло быть , если народ понимать в этническом смысле . Тут более уместно было бы выражение " сверхнарод " или выражение " сверхнация ", поскольку гражданская принадлежность советских людей была узаконена . Причем гражданство непосредственное и единое . В новой советской человеческой общности народы не были уничтожены . Наоборот , имел место подъем большинства народов . Верно , что многое делалось за счет русского народа . Верно , что русский народ принес самые большие жертвы на алтарь социального прогресса и защиты страны . Но неверно , будто русский народ как народ после революции деградировал . Объективное научное сравнение его состояния в советские годы с состоянием до революции 1917 года показывает , что и русские совершили грандиозный исторический рывок . Другое дело ; русские стали основными поставщиками человеческого материала в новую советскую , наднародную ( сверхнародную ) человеческую общность . В этом можно усмотреть какой - то ущерб для русских как для народа . Но это ; неизбежная плата за социальный прогресс , какую приходится платить и народам Западной Европы , вставшей на путь эволюции в направлении к сверхобществу во второй половине 20 века . 50 Вслед за Советским Союзом стало формироваться сверхобщество и в США . Не коммунистическое , а западническое , но сверхобщество . И тоже не однонародное . В отличие от советского варианта , американская разнонародность сложилась из представителей многих народов , но не из целых народов . И в США эти люди образовали какие - то этнические группы , но не целостные особые народы . В США нет ни английского , ни негритянского , ни украинского , ни польского , ни еврейского , ни тем более индейского народа ( индейские племена были истреблены ). Много людей этнически однородных и совместно живущих ; еще не народ . Это образования иного рода . И хотя американцы говорят о себе как о представителях одного народа , такого народа в том смысле , как это понятие определено здесь , нет . Есть единая гражданственность , не включающая в себя целостные народы . Тут сверхнародность выступает , можно сказать , в наиболее чистом виде . Во второй половине 20 века западноевропейские страны тоже встали на путь эволюции к сверхобществу и , более того , на путь интеграции в единое общеевропейское и даже общезападное сверхобщество . С точки зрения судьбы человеческого материала ситуация здесь отличается от советской и американской . Здесь возникли четко выраженные народы , очень близкие по характеру в силу сходства исторических условий , совместной исторической жизни в рамках единой западноевропейской цивилизации и постоянного взаимного проникновения ( даже смешения ). Здесь сложились классические образцы наций ( в моем смысле слова ). Так что происходящий процесс интеграции и социальной эволюции стран Западной Европы в значительной мере приносит в жертву как национальные , так и народные их интересы . Происходит разрушение европейских наций и народов . Я думаю , что процесс формирования здесь европейского единого сверхнарода может принять весьма драматические формы и столкнуться с более серьезными препятствиями , чем в Советском Союзе и США . В постсоветской России социальная эволюция человеческого материала пошла в направлении , противоположном советскому . Здесь стали искусственно раздувать этническую рознь . Искусственно развалили Советский Союз . Из его частей пытаются создавать независимые общества со своей государственностью . Пытаются , 51 естественно , превратить населяющих их людей в единые народы и нации . Во многом это удается . Но усматривать в этом какой - то прогресс бессмысленно . А в отношении русского народа происходящее есть историческая трагедия . Происходит не обещанное возрождение русского народа , а его упадок и вымирание , как это и было запланировано хозяевами западного мира и их российскими сообщниками . Эпоха человейников , в которых доминирующим компонентом человеческого материала являются народы , судя по всему , приходит к концу , уступая место сверхобществам , человеческий материал в которых включает народы , представителей различных народов и группы таких людей , а также людей с неопределенной этнической характеристикой , но который в целом не является народом . Я здесь называю его сверхнародом ( но на таком названии не настаиваю ). В отличие от народа , сверхнарод этнически неоднороден настолько , что такое явление , которое мы называем этническим характером , тут отсутствует как характер целого . Один из важнейших признаков народа ; чувство принадлежности к нему его отдельных представителей . В сверхнароде такое чувство по отношению к целому отсутствует . Такое чувство сохраняется лишь по отношению к частичным этническим объединениям , которые борются за лучшее положение в человейнике сообща . Сверхнарод как целое возникает , структурируется и живет по социальным законам сверхобщества . Описание их можно будет дать лишь после описания сверхобщества .
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Материальную культуру человейника образует совокупность всего того , что искусственно и преднамеренно создается и сохраняется членами человейника для их жизни . Изучением ее занимаются многочисленные науки . В логической социологии она рассматривается лишь в той мере , в какой она влияет на социальную организацию человейника и на социальную эволюцию человечества в этом аспекте . Важность материальной культуры для формирования , жизни и эволюции человейников очевидна . Но одно дело ; видеть , что ее роль 52 огромна , и другое дело ; понимание ее в рамках социологических исследований . Самой значительной социологической концепцией , в которой материальной культуре приписывалась роль фундамента (" базиса ") социальных явлений вообще , была марксистская концепция . И хотя ее вроде бы отбросили , тем не менее следы ее влияния на понимание социальных явлений можно обнаружить почти во всех современных концепциях . Согласно марксизму труд как вещественная деятельность ( т . е . как фактор именно материальной культуры ) был главным фактором возникновения человека как социального существа ( как социального атома , в моей терминологии ). Согласно логической социологии люди выделились из животного мира и образовали качественно новый , более высокий уровень в эволюции живой материи благодаря таким трем способностям : 1) приобретать , сохранять , накапливать и использовать результаты и средства познания окружающего мира независимо от биологически прирожденных средств ; 2) изобретать , сохранять и накапливать материальную культуру независимо от биологических способностей и готовых даров природы ; 3) самоорганизовываться независимо от биологически наследуемой способности поведения . Так что изобретение орудий труда и труд с использованием их есть лишь один из факторов комплекса факторов , и приписывать ему роль своего рода начальника над прочими факторами есть идея идеологическая , а не научная . Согласно марксистской концепции способ производства образует материальный базис общества , на котором вырастают надстройки , включая государственные учреждения , а также правовые идеи и учреждения . Сам способ производства образуют производительные силы и производственные отношения . Производительные силы суть средства производства и приводящие их в действие люди . Средства производства являются определяющим фактором в способе производства . На первый взгляд все это имеет смысл . Но лишь на первый . Определяющим фактором в производительных силах , как бы мы их ни понимали , были и останутся люди , ибо человейник по определению есть объединение людей , а не каких - то мертвых ( во всяком случае ; неодушевленных ) вещей . Более того , люди приводят в действие средства производства , а не наоборот . Даже в тех случаях , когда какие - то люди становятся 53 придатками машин , всегда имеются другие люди , которые " соединяют " машины с людьми - придатками и приводят в движение тех и других . Материальная культура , играющая в человейнике роль , подобную той , какую марксисты приписывали средствам производства , не сводится к последним . Вычленить в ее современном состоянии средства производства практически ( да и теоретически ) невозможно , не превращая само понятие " средства производства " в бессмыслицу . Подавляющее большинство наиболее важных изобретений людей играет роль средств производства лишь в общей массе материальной культуры человейника . А приводит материальную культуру в движение весь совокупный человеческий материал человейника . Так что у нас остается лишь различение массы людей и массы созданных и используемых ими неодушевленных вещей . То , что представлялось результатом анализа , становится лишь констатацией очевидного эмпирического наблюдения . Марксу принадлежит известное ассоциирование капиталистического общества с паровой машиной , а феодального ; с ветряной мельницей . И это было сказано отнюдь не для красного словца . Если тщательно проанализировать марксовское учение об общественно - экономической формации , то сведение типов человейников и их эволюции к явлениям материальной культуры обнаружится как логическое следствие его . Любопытно , какие технические изобретения нашего времени Маркс стал бы считать символами капитализма и какие ; коммунизма ?! Для марксизма , как и для других социальных учений , так или иначе считающих экономику базисом общества , характерно смешение экономики и материальной культуры общества . Экономика участвует в создании материальной культуры . Но последняя создается общими усилиями общества . Экономика использует достижения материальной культуры и производит их . Но она вообще не есть компонент материальной культуры . Последняя есть совокупность предметов , создаваемых и используемых людьми , есть нечто статичное и , по крайней мере , пассивное . Экономика же есть функционирующая ткань общества , нечто действующее , живое . Это ; организация и деятельность людей . Экономика и материальная культура суть феномены в различных измерениях общества . 54 В двадцатые годы 20 века на Западе возникло особое социологическое учение ; технократия . Оно возникло как отражение колоссального научно - технического прогресса . В результате этого прогресса научно - технический комплекс превратился в особую сферу человейника , сопоставимую с другими основными сферами . В годы после Второй мировой войны он стал определяющим фактором в материальной культуре западных обществ . Технократическое направление западной социальной мысли еще более усилилось вследствие научных открытий и технических изобретений , о каких даже думать не смели самые отважные исследователи , изобретатели и фантазеры еще недавнего прошлого . Но из этого никак не следует , что научно - технический комплекс может занять место деловой ( экономической в том числе ) и государственной сфер общества . Всему свое место . Бизнес и управление обществом имеют свои специфические правила и требуют профессиональной подготовки людей , которая существенно отличается от профессии математиков , инженеров , программистов , экономистов и других представителей научно - технического комплекса . Деловые , социальные , экономические и политические проблемы не являются проблемами чисто академическими , для решения которых нужен лишь " математический " интеллект , т . е . интеллект , ищущий научную истину и оптимальное техническое решение . Это ; прежде всего и главным образом проблемы ситуаций , в которых сталкиваются различные и часто ( если не чаще ) несовместимые интересы людей , групп людей , предприятий , классов , слоев , больших человеческих объединений и даже целых стран . В этих ситуациях идет борьба , считающаяся , прежде всего , с силами участников их , а не с интересами научно - технических задач как таковых . Научно - технические знания в таких ситуациях используются в их специфической роли , т . е . как подсобные средства , а не в качестве инструкций поведения для конфликтующих или кооперирующихся сил . Представители научно - технического комплекса участвуют в таких ситуациях в качестве советников , а не ответственных лиц . Если же они попадают в число последних , они действуют все равно по особым правилам поведения деловой или политической сферы , лишь принимая во внимание то , что им известно в качестве выходцев из научно - технического комплекса . 55 Во второй половине 20 века в эволюции материальной культуры человечества произошел грандиозный качественный " скачок ". Инициатива его исходила из западного мира . Он развил материальную культуру , не имеющую серьезной конкуренции на планете . На короткое время Советский Союз сделал значительную попытку вырваться вперед . Кое в чем она удалась . Но его бег был прерван . В обозримом будущем Россия вряд ли способна подняться настолько , чтобы сравняться с ролью разгромленного Советского Союза . Современная материальная культура западнизма характеризуется такими чертами . Предметы ее в западном мире производятся в огромных масштабах , ; производство стало массовым . Происходит усложнение и усовершенствование ее предметов , растет число их видов . Усложняются правила оперирования ими . Обычными стали сооружения таких гигантских масштабов по затратам интеллекта , вещества , усилий и средств , какие еще совсем недавно были не по силам всему человечеству . Египетские пирамиды и гигантские храмы кажутся в сравнении с ними детской забавой . А с точки зрения времени изготовления тут вообще и речи не может быть о какой - то сопоставимости . Материальная культура проникает во все сферы жизни людей , возникает везде , где есть малейшая возможность для нее , ; она проникает во все " щели " и " поры " человеческой жизни . Практически в жизни людей не остается места , где бы ее не было , ; где бы " не ступала нога прогресса материальной культуры ". Образуются многочисленные профессии не только в ее производстве и в усовершенствовании , но и в использовании . В большинстве случаев требуется специальное обучение правилам оперирования ее предметами . Практически для всех членов общества требуется длительное обучение навыкам жить в среде современной материальной культуры . Общество тратит на это огромные средства и усилия . Есть основания утверждать , что растет степень несоответствия человеческого материала той материальной культуре , которая создается его самыми изобретательными представителями и при его участии , можно сказать ; им самим . Сами творцы материальной культуры становятся препятствием на пути ее дальнейшего 56 прогресса . Это , с одной стороны , вынуждает на новые изобретения с целью компенсации несоответствия . А с другой стороны , это становится одним из важнейших факторов иерархического структурирования людей в плане создания , сохранения , эксплуатации и усовершенствования материальной культуры , причем структурирования в диапазоне между величайшими научными и техническими открытиями и изобретениями , с одной стороны , и самыми примитивными явлениями , напоминающими о происхождении человека из животного мира , с другой стороны . На высшем уровне этой иерархии уже происходит интенсивный процесс выделения человеческой элиты ( сверхлюдей ) из миллиардов прочих людей , сопоставимый по своим эволюционным последствиям с выделением мира людей из мира животных . На первых порах не замечали , игнорировали или считали временными негативные следствия этого прогресса . Не заметили того , что человек , биологически сформировавшийся в естественной природной среде и развившийся в социальной среде , соразмерной среде природной , почти внезапно ( с точки зрения исторического времени ) оказался в искусственной , созданной им самим среде материальной культуры , и эта среда обнаружила себя как неподконтрольная ему сверхприрода . Человеческий материал общества оказался неподготовленным к такому перелому . С восторгом приняв позитивные достижения этого перелома , он не сразу ощутил их негативных спутников и свое бессилие перед ними . Общеизвестно , что принципы взаимоотношений между материальной культурой и природной средой были нарушены вследствие рассмотренного перелома . Сообщениями на эту тему заполнены средства массовой информации , печатаются тысячи книг , проводятся бесчисленные конференции , принимаются решения на высотах власти , создаются всякого рода организации . Одним словом , проблема природной среды в условиях современной материальной культуры завладела вниманием человечества . Но при этом тот факт , что оказались нарушенными гораздо более важные принципы взаимоотношений между человеческим материалом и материальной культурой , остался в тени . Вопиющим нарушением социальных законов , касающихся взаимоотношений между материальной культурой и человеческим 57 материалом , явилось , например , образование сверхгигантских городов . В них искусственно созданная среда " каменных джунглей " стала вообще средой обитания сотен миллионов людей . Во многих местах планеты материальная культура вообще поглотила природную среду . Самый , пожалуй , грандиозный взлет в западной материальной культуре произошел в сфере знаковой культуры , в сфере информационно - интеллектуальной техники . Новый уровень , на который в значительной мере уже поднялась социальная эволюция человечества и который обещает стать будущим его состоянием , стали называть информационным обществом . Это характерно для западной и нынешней российской социологии : выделять лишь отдельные привлекающие внимание аспекты жизни людей или сенсационные научные открытия и технические изобретения , давать им тенденциозную идеологическую интерпретацию и изображать состояние и будущее человечества так , как будто вся жизнь крутится вокруг этого и как будто ничего другого нет или все другое является второстепенным . При этом все описания " информационного общества " касаются гипертрофически раздутых частностей , социологически же важные явления игнорируются совсем или в лучшем случае фальсифицируются в угоду априорным концепциям . По научной несостоятельности описания " информационного общества " превосходят даже бредовые идеи марксистского " полного коммунизма ". Например , некоторые идеологи " информационного общества " утверждают , что благодаря информационной технике резко улучшатся жизненные условия людей , так как они будут разумно управляться . Производительность труда возрастет настолько , что все потребности людей можно будет удовлетворить с помощью незначительной рабочей силы . Сам доступ к информации и использование ее приобретет статус богатства наряду с владением землей и средствами производства . Трудно придумать что - либо более убогое интеллектуально и подлое с моральной точки зрения , чем это утешение для все растущего числа нищих и неимущих . Планета захламлена информацией не меньше , чем отходами индустрии , нанесшими непоправимый ущерб природной среде . Информация стала самым дешевым продуктом жизнедеятельности человечества . Но миллиарды людей не стали от этого ощущать себя богаче . 58 Информационный тоталитаризм стал мощнейшим средством идеологического оболванивания и закабаления миллиардов людей . В мутном потоке того , что называют информацией , основную массу образует дезинформация , псевдокультура , средства моральной деградации человечества . Типы человеческих объединений ( включая общества ) и уровни их социальной эволюции определяются не отдельными достижениями в той или иной сфере ( в науке , технике , экономике , культуре и т . д .), а типами и уровнями социальной организации этих объединений . Социальная же организация есть сложный комплекс ее структурных компонентов . Эти компоненты по отдельности и их единый комплекс складываются , функционируют и эволюционируют по своим особым объективным законам , которые не определяются ни ветряными и паровыми мельницами ( вспомните слова Маркса на эту тему !), ни автомобилями и самолетами , ни атомными бомбами , ни компьютерами , ни генной инженерией и т . п . Все эти и другие явления такого рода играют , конечно , свою роль в эволюции и структурировании человеческих объединений ; это банальная истина . Но они , подчеркиваю , не определяют типы социальной организации этих объединений и ее закономерности . Не было и нет какого - то автомобильного , самолетного , электрического , телевизионного , ракетного , картофельного , кукурузного , джинсового , наркотикового и т . п . типа социальной организации обществ . Нет и в принципе невозможен особый социальный тип социальной организации общества , обусловленный законами информационного аспекта жизни людей , т . е . некое " информационное общество ". Это ; идеологический вымысел , как и некое " индустриальное " и " постиндустриальное общество ". Уровень социальной организации в нашей стране снизился на целый порядок вследствие антикоммунистического переворота в горбачевско - ельцинские годы . Сложившийся в результате переворота социальный строй явился вовсе не как переход к некоему " информационному обществу ", а в силу факторов совсем иного рода . О них стараются помалкивать , маскируя суть переворота словоблудием со всякого рода словечками , заимствованными из западной идеологии и пропаганды . И сам западный мир 59 структурируется и функционирует совсем не так , как изображают идеологи " информационного общества ". Во второй половине 20 столетия действительно произошел качественный перелом в социальной эволюции человечества , сущность которого заключается в переходе от эпохи господства человеческих объединений типа ( и уровня ) обществ к эпохе господства объединений типа сверхобществ . Для того чтобы понять на научном уровне , что это такое , нужен новый понятийный аппарат , новая социологическая теория , принципиально отличные от средств , используемых в настоящее время в сфере социальных исследований . Эти средства утратили научный смысл , оказались непригодными для понимания новой социальной реальности . Концепция " информационного общества " и весь поток слов , связанный с ней , ; в числе этих средств . Люди сами изобретают знаковую культуру как материальную культуру , скажем , второго уровня . И сами они устанавливают правила ее функционирования , организации и использования . Но , вступив в силу , эти правила приобретают характер законов природы , вернее ; сверхприроды . Сверхприроды не в смысле чего - то сверхъестественного , а в смысле искусственно изобретенной природы над природой естественно данной . Творения человека , призванные служить ему , превращаются в беспощадных и бесчувственных господ над своими творцами , заставляя последних служить им . Они воплощают в себе коллективную волю человейника и его коллективную власть над отдельным индивидом . Люди могут бороться с себе подобными , бунтовать против них , упрекать их во всех грехах . Но ничего подобного они не могут позволить себе в отношении вещного мира . Если кто - то отказывается от роли прислуги вещей , он либо заменяется другим , послушным человеком , либо вещный мир вообще начинает обходиться без людей , либо случаются какие - то неприятности , обычно преодолеваемые в пользу вещей . Знаковая культура западного мира достигает астрономических размеров . Она в миллионы раз превосходит знаковую культуру прочих стран . Одно это ставит западный мир в особое положение в истории человечества . В мире нет и вряд ли когда появится другой социальный феномен , способный на аналогичное творчество .
Свидетельство о публикации №216062700946