Глава двадцать четвёртая. Я - коробейник!

   Возобновив торговлю, я с радостью заметила, что мне гораздо легче, когда я не работаю на основной работе. Раньше я была привязана по времени, хотя, конечно, работу преподавателя ВУЗа нельзя сравнивать с работой тех, кто стоит смену за станком или сидит в отделе или в офисе от и до... Я и когда работала, была относительно свободна: проведя пару, я могла уйти по своим делам, если было "окно", или прийти ко второй или третьей паре, если не было занятий с утра. А живя на территории университета, можно было успеть и обед приготовить, и по магазинам пробежаться! Но все равно меня тяготила ОБЯЗАЛОВКА. Одно кураторство чего стоило! Эти воспитательные часы, на которые студентов загоняли из-под палки. Еженедельная уборка территории... Заседания кафедры, которые наши преподаватели своими ненужными спорами могли продлить на три и больше часа! Причем, меня всегда интересовало: зачем им это надо? Неужели предмет спора настолько важен (чаще всего спорили из-за проведения соревнований), что иногда доходило до оскорблений друг друга?!! В такие споры я никогда не ввязывалась и не понимала зачинщиков. Взрослые, вроде бы, люди, а ведут себя порой, как подростки!
   В общем, уйдя с работы и получив СВОБОДУ, я не захотела с ней расстаться! И если работая, мне приходилось торговать вечерами, ходить по темноте, рисковать, то теперь я высыпалась, делала утреннюю пробежку, а затем не спеша шла "по местам боевой и трудовой славы", я могла уделить своим покупателям больше времени, чем раньше, и это сказалось на моих доходах. Я снова "выплыла"! Самое смешное, что мне снова завидовали! Даже моя приятельница, с которой мы ездили и в Москву, и в Венгрию, и в Харьков за товаром! Когда я работала и торговала, а Таня только торговала, она говорила мне:
   - Тебе хорошо! Каждый месяц ты получаешь зарплату!
   Можно было подумать, что зарплату мне просто приносят на блюдечке с золотой каемочкой! Потом она устроилась в наш университет работать преподавателем на стройфак и все время жаловалась на рабочие трудности. И когда я ушла с работы, она стала говорить:
   - Тебе хорошо! Ты не работаешь, а только торгуешь, а у меня сейчас ни на что времени не хватает!

   Клиенты у меня были прежние, я ведь всего на полгода бросила было своё занятие, поэтому люди в цехах в основном работали те же. Все так же некоторые спешили расплатиться с долгами, а другие - наоборот, набирали в долг много, а потом с трудом расставались с деньгами. Но и в этой категории люди тоже отличались друг от друга. Одна из постоянных должниц Сереброва, увидев меня, сразу тараторила:
  - У меня денег нет! Светка, и не жди! Отдам не скоро!
   Но потом все же приносила и отдавала хотя бы частями. Зайдя к ним и увидя мою "любимицу", я говорила:
   - Ну, Золотушечка-Серебрушечка, рэкет пришел!
   Девчонки покатывались со смеху, Сереброва делала комично-испуганный вид и пыталась куда-то спрятаться. И всех эта сценка ужасно смешила и развлекала!
Зато одна семейка - мама и две сестры - порой злили меня не на шутку! Когда им нужно было что-то заполучить в долг (а брали хорошие, дорогие вещи и помногу!), они становились ласковые-ласковые! Обещали отдать деньги в самое ближайшее время, вот с первой же зарплаты! Но когда получали зарплату, их лица (особенно мамино) становились непроницаемыми, разговаривали сквозь зубы, и я порой ловила себя на мысли: а кто кому должен? Может, не они мне, а я -им?!!
   Валентина (мать), не глядя на меня, цедила:
   - Не мешай работать! Ты что, не видишь, что мне некогда?!! Когда будут деньги - отдам! Не приставай!
   Это могло тянуться месяцами! Девчонки, работающие с ними, меня ругали:
   - Ну зачем ты им дала снова в долг?!! Сама виновата! Они же всей  должны!
   Но я несколько раз наступала на одни и те же грабли! Ну не могла я отказать, когда одна из дочерей умоляла:
   - Ну Светочка, миленькая, дай мне этот свитерок для моего жениха! У него завтра день рождения, а мне нечего ему подарить! Представляешь, что будущая свекруха скажет, если явлюсь без подарка!
   Я жалела и записывала очередной "висяк". А Алена чмокала меня в щеку:
   - Только мамке не говори, что я опять у тебя взяла в долг!
   А когда подходила получка или аванс, она с невинным видом мне говорила:
   - Мамка у меня забрала карточку и сама получает мои деньги!
   Последние долги мне удалось "выцарапать " у этой семейки... через два года после того, как я бросила торговать!

   Граница с Россией от нас недалеко, и мы иногда по выходным вместе с Татьяной ездили торговать туда. Сколько курьезных случаев было! Таня одевалась в куртку и вязанную шапку сына. В джинсах, кроссовках она очень была похожа на мужика. И рост соответствующий - под метр восемьдесят!
Однажды на таможне пограничник, посмотрев её паспорт, раскричался на весь автобус:
   - Ты что мне подаешь?!! Паспорт жены, что ли?!! А где твой паспорт?!!
   Татьяна покраснела, сняла шапку:
   - Это МОЙ паспорт!
   Тут покраснел таможенник, а пассажиры съезжали с сидений от хохота!
   В ту же поездку Татьяна зашла в привокзальный туалет ("удобства" были ещё те: кирпичный домик на улице с двумя отделениями - для мужчин и для женщин, в каждом из которых по две дырки в полу). И за ней выстроилась очередь - женщины не рискнули заходить, пока "мужик" не вышел из женского отделения!
   Помню, зимой стоять было холодно, и я развлекала и грела себя тем, что бегала по рядам с детскими костюмчиками:
   - Немецкие костюмчики, сшитые в Китае! Налетай, последние остались!
   Мои приколы веселили народ, и кто-то действительно покупал "немецко-китайские" вещицы. И вдруг вижу - мой бывший студент идет по рынку! Я скорее спряталась за прилавок! И потом экспериментировать подобным образом постеснялась. До этого я же была уверена, что тут меня никто не знает! А Земля оказалась круглая!
   У Татьяны в продаже были мужские брюки. Довольно неплохие. Подходит паренек очень маленького - не больше метра шестидесяти - роста. Ему понравились почему-то брюки самого большого, чуть ли не шестидесятого размера. Он долго смотрел, щупал ткань... Потом кто-то из торговок ему посоветовал:
   - Чтобы узнать, по размеру брюки или нет, надо взяться за штанины и развести руки в стороны.
   Парень так и сделал. А мы все легли от хохота: брюки провисли чуть не до земли. Он, продолжая стоять с разведенными руками, удивился:
   - А что вы смеётесь? Они мне что - велики будут?
   Меня кто-то дернул за язык:
   - Да нет, длину обрежешь, ещё жене желеточку сошьешь!
   Весь ряд уже просто ползал под прилавками! А бедняга ответил:
   - Но у меня нет жены!
   Всё! Финиш! Разговаривать больше никто не мог! А парнишка так и ушел, не поняв что всех так рассмешило! Долго мы потом эти брюки вспоминали!
   Возвращаемся как-то домой электричкой. Домой мы обычно возили махровые покрывала, купленные оптом на фабрике на заработанные деньги. Очень выгодно: туда везем один товар, а назад-другой, которого у нас нет! В электричке, перед самым Луганском, раскапризничалась маленькая девочка. Татьяна давай ей "зубы заговаривать":
   - А вот на улице бежит киска, за ней бежит собачка, за ней бежит  коровка...
   Девочка притихла, стала смотреть в окно, ища, где же весь этот цирк бегает. А Татьяна не умолкала до самой станции! Заговорила не только девочку, но и меня заодно! Я встала, взяла маленькую сумку с непроданным товаром, переступила через большую с покрывалами и вышла из вагона. Прошли уже метров пятьдесят, я очнулась:
   - А где сумка?!! Меня прямо в холодный пот шибануло! Электричка-то дальше ехала, вот-вот должна была тронуться! Но успела вернуться и забрать сумку! Потом долго хохотали над киской, собачкой, коровкой!

   Вообще почему-то все эти наши поездки воспринимались не как тяжелая работа, а как забавные приключения! И клиентов своих - всяких! - я искренне любила! Возможно поэтому и сейчас, если встречаю кого-то из них, то слышу:
   - Когда ты у нас торговала, было так хорошо! Удобно! Может, вернешься?!!
   Что ж, пути Господни неисповедимы! Ещё неизвестно, как жизнь дальше повернется! Просто чем бы ты не занимался в жизни, надо вкладывать в это душу и относиться к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе!

   Продолжение следует http://www.proza.ru/2016/06/28/1447


Рецензии
Хороший работник повсюду сгодится.
А юмор вработе всегда пригодится.
Тогда от клиентов отбоя не будет -
К себе отношение чувствуют люди!

Елена Большакова 2   07.09.2018 02:25     Заявить о нарушении
Совершенно верно, Елена! Люди чувствуют, как ты к ним относишься, и в любой работе с людьми, это основа успеха!

Светлана Красавцева   07.09.2018 19:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.