к северным окраинам Европейской части России

Предисловие.

Вот и настал долгожданный период отпусков, весь год с друзьями размышляли над направлением и местом проведения отпускных дней. Варианты были различными от Байкала до окрестностей Апатит - Ловозерских тундр и Сейдозера, священного озера саамов. С посещением Байкала еще зимой было решено отложить на неопределенный срок в виду последних веяний курса доллара и соответствующих цен на перелет и быт в целом. Ближе к весне на 90% решение было в пользу Ловозерских тундр и Сейдозера. Уже потихонечку начинали продумывать маршрут, ознакамливаться с особенностями местного климата, наличием дорожной сети и ранее проложенными бывалыми велопутешественниками маршрутами следования. Я уже успел скачать топографические карты местности с наличием линий высот, и с учетом неплохих типографских возможностей на работе, распечатал карты в формате А0, склеил и сложил их как учили в академии. Порадовало, что хоть что-то в голове еще осталось, и не зря «Кантик» нас так рьяно приучал к штабной культуре.
Ближе к майским праздникам произошли некоторые переломные события, и выяснилось, что не все ребята смогут поучаствовать в планируемом путешествии. Встретившись на «вторых майских» праздниках, обсудили оставшиеся варианты. Оказалось, Вадим всю зиму изучал и грезил поездкой в Мурманск и окрестности, а ближе к весне загорелся поездкой к самой северной точке европейской части России на полуостров Рыбачий, что примыкает к Кольскому полуострову на границе с Норвегией. Ну что ж, неплохой вариант, к тому же оказалось, что уже есть ребята - любители велотуризма,  желающие съездить туда на автомобиле. Правда, в тот момент ни автомобиля, ни водительских прав еще не было, но все было в процессе. Сомнительная авантюра… подумал я тогда. Но меня терзало чувство большого желания увидеть красоты Кольского полуострова, да и вообще проехаться через всю Карелию и Кольский на автомобиле и увидеть все своими глазами – такой шанс для меня дается лишь единожды и отказываться от этого удовольствия я бы не стал ни при каких обстоятельствах. Я безоговорочно дал согласие, несмотря на туманную, на тот момент перспективу. А ведь остается совсем немного времени, всего две недели. На работе завал, уже второй месяц приходилось работать за двоих, а то и за троих, в виду вакантных и отпускно-праздичных событий… необходимость помощи родителям на даче, помощи с ремонтом, находящейся на 8 месяце беременности сестренки, занят на разрыв, обстановка накаленная  дааа.. времени не хватает ни на что, какое там планирование… какие там сборы…да и перспектива размытая, не решено как будем добираться до места и как обратно, какая будет погода, как одеваться , что брать с собой из одежды, что из еды, что со связью, что с зарядкой гаджетов, на что делать фото… вопросов много, а времени катастрофически мало, в конце последней рабочей недели был «как на иголках». Кое-как закрыл все острые рабочие вопросы, задержавшись в последний рабочий день. Впереди два дня для сборов, в понедельник выезд. В субботу спалось плохо, пол ночи не спал – ворочился, вспоминая, что закрыл не все вопросы и что необходимо поработать еще. Пол дня просидел за компьютером, работая удаленно. Вторые пол дня второпях разбросал по комнате все вещи и одежду выбирая и решая, что взять с собой, чтобы было не тяжело и чтобы вещь пригодилась, а не лежала лишним грузом в велосумке. В воскресение второпях пол дня выбирал фотоаппарат, старые фотоаппараты давно пораздарил всем, как и сестры, дома имелся лишь тяжеленный зеркальный фотоаппарат, который не возьмешь с собой в подобную поездку, пришлось наскоро искать что-то компактное, желательно с GPS и водонепроницаемостью. Хотелось, конечно, взять Canon, но в наличии он был лишь на другом конце города – не вариант, пришлось брать что имеется поблизости и в наличии. Ближе к середине дня я стал счастливым обладателем нового фотоаппарата Olympus, резиновых сапог, а точнее не резиновых, а произведенных из новейшего сверхлегкого водонепроницаемого материала именуемого EVA, комплекта котелково-столовых приборов и второго дополнительного спального мешка на случай непогоды, не в Сочи ж едем, однако…Ну что .. вроде все собрал. Батарейки и гаджеты на зарядку. Воскресный день – последний день сборов, осложнялся еще и приездом племянника с  родственниками, сестренки с семьей и племяшкой и необходимостью уделения им времени. Волнение, туман в голове. По некоторым обстоятельствам пришлось еще и потесниться, сестренка с семьей остались с ночевкой у нас. В 8 утра уже необходимо выйти.

День первый.

Спал мало, чутко, не выспался, синяки под глазами, здоровье беспокоит, но отступать нельзя. Подъем в 6 утра окончательные сборы, проверка укомплектованности, снаряжение велосипеда «посидеть на дорожку» и в путь! Даа… подумал я, и как я с таким грузом поеду в поход? Что впереди ? даа… 
 В виду особенностей здоровья посидеть пришлось с задержкой, волнение усиливалось, отставание от плана уже на 10 минут. Слава Богу, благодаря тому, что в академии нас учили планировать всегда с запасом времени и средств - все обошлось.
Выезд планировался  на 20 июня из Приозерска на 14 часов, поскольку все ребята – участники похода, живут именно там. Далее планировалось на автомобиле доехать до северо-западных окрестностей Мурманска в район речки Титовка Титовка (река, впадает в Баренцево море), оставить там автомобиль, желательно в каком-либо населенном пункте, пересесть на велосипеды и совершить веломарш через перевал Муста-Тунтури https://ru.wikipedia.org/wiki/Мустатунтури , по восточной части полуострова Средний https://ru.wikipedia.org/wiki/Средний_(полуостров) и по западной части полуострова Рыбачий Рыбачий (полуостров) добраться до самой северной точки европейской части России в поселке Вайда-губа https://ru.wikipedia.org/wiki/Вайда-Губа_(посёлок) на мыс Немецкий https://ru.wikipedia.org/wiki/Немецкий_(мыс) .
Представлял я себе это вполне реальным с учетом опыта поездки на Соловецкие острова годом ранее. Надеялся на рыбалку, поэтому, конечно же, взял с собой снасти, в числе которых было две удочки складная и телескопическая, комплект блесен и мушек, садок. Единственное что пугало это значительно большее расстояние, которое необходимо было преодолеть и более суровые северные климатические условия. О прочем мыслей не было никаких. Приедем, увидим, справимся, думал я…
Как же все оказалось на самом деле:
В Приозерск приехал в назначенное время в 12.30 высадился с электрички на Кузнечное, всю дорогу ехал в почти пустом вагоне с удобно оставленным в непосредственной близости велосипедом, понедельник – хорошее время для поездки на электричке в этом направлении. В запасе есть полтора часа времени. Приехали к Вадиму в гости, довелось побывать дома у ребят, посмотреть на их быт, угоститься свежими фермерскими молочными продуктами, овощами с грядки, пообщаться с крестничком, малыш уже научился ползать и стучать восьмью зубами. Растет на глазах, успехи каждый день. Понравилась перепланировка старенькой хрущевки с возможностью приема пищи в большом помещении, а не на малюсенькой кухне метр-на-метр. По-быстрому перекусили. Окончательно собрались, Вадим попрощался с семьей, и мы вдвоем поехали к месту сбора и посадки на автомобиль в соседний двор, по пути остановившись нарвать трав, цветов и разного рода растений для дальнейшего употребления в пищу. Встретились и познакомились с Александром – водителем вновь купленного пару дней назад автомобиля. Потихонечку приступили к снаряжению и укладке вещей. Велосипеды разобрали и закрепили на крыше к рейлингу, скрепив все части множеством резиновых жгутов, сверху накрыли все тентом, тент закрепили отдельной веревкой. Позже выяснилось, что тент лучше было не надевать, в пути его постоянно разбалтывало и приходилось останавливаться и затягивать  крепежные элементы, в конце концов, вообще некоторые петли разорвало, и мы были вынуждены его снять. Остальные вещи разложили по салону, пришлось потесниться. Багажник уже был занят велосипедами и некоторыми вещами ребят. Через некоторое время довелось познакомиться и с четвертым участником нашего путешествия – девушкой, да девушкой, да на север, да с велосипедами. Прекрасную половинку нашей копании составила Зоя, молодая мама, мать милой, если не ошибаюсь, полуторагодовалой доченьки. Александр и Зоя попрощались семьей, оставили дочурку бабушке, все заняли свои места в автомобиле и с дружным возгласом «В добрый путь!» водитель включил передачу и нажал на педаль газа. Первоочередно заехали на ближайшую автозаправочную станцию и залили полный бак, плюс дополнительно залили канистру в запас. Впереди полторы тысячи километров пути. Путь начался с прямо сказать бездорожья, участок дороги между Ленинградской областью и республикой Карелия в крайне плохом, удручающем состоянии, стыд и срам властям и ответственным должностным лицам, позорище а не дорога. На границе Карелии и ЛО началась ровная, отремонтированная, асфальтированная дорога, в интернете множество фотографий этого участка дороги, на которых видно различие дорог на границе у знака «Добро пожаловать в Карелию». Путь через Карелию начался со скальных разломов, дорога проходит через скалы, дорожными рабочими в свое время была произведена нелегкая работа по прокладке трассы через скальные породы,  при строительстве трассы первоочередно по маршруту проходили ученые, осматривали местность на предмет наличия историко-археологических артефактов, далее скалы взрывались и дробились, картина впечатляющая на первый взгляд. Справа и слева обрывистые каменные стены, автомобили проходят через каменные коридоры.  Но спустя пару часов езды по трассе подобные картины уже начинают надоедать и не кажутся такими уж впечатляющими. К тому же, чем дальше приходилось заезжать в Карелию, тем более скалы становились испорченны различными надписями несмышленых малолеток и инфантильных подростков, а также безрассудных и глупых людей. Решено было ехать «до последнего», ориентировочно до часу ночи. В районе 22 часов доехали до поворота на заповедник «Кивач», решили свернуть и уже через 30 минут,  заплатив по 150 рублей (честно сказать я был удивлен платному входу и вообще стоимостью посещения) осмотрели главную достопримечательность заповедника – водопад Кивач https://ru.wikipedia.org/wiki/Кивач В час ночи остановились у ближайшего озера для ночевки. Не ужинали. В первую же ночь довелось познакомиться с голодными лютыми карельскими комарами, всегда радыми гостям, особенно забывшим прикупить репеллент. В тот момент  мне вспомнилась часто встречающаяся в интернете картинка с изображением улыбающегося комара и надписью «приезжайте к нам в Карелию, всегда вам рады».

Второй день.

С утра проснулись под стук дождя о поверхность палатки, выйдя из палатки, оказалось, что дождя и вовсе не было, а стук раздается от комаров, забившихся между антимаскитной сетью палатки и ее влагозащитным покрытием, сложилось ощущение, что комары пляшут чечетку в подковах яко блоха левши во всеми известном произведении. Завтракали ускоренно, доедали бутерброды, вареные яйца и овощи, взятые «на дорожку», оказалось что ни я ни Вадим не взяли с собой чай, решено было воспользоваться дарами карельского леса и приготовить отвар из собранных в ближайшей округе трав, получилось довольно вкусно, особый привкус добавила хвоя.  Выезд со стоянки оказался затруднительным, вокруг были выпирающие из земли оцарапанные днищами автомобилей камни. И как Александр ночью умудрился сюда заехать не зацепив ни одного камня ? – думалось мне тогда, ведь обладателем своего первого автомобиля он стал всего пару дней назад, стало быть водитель хороший, подумал я тогда.

Второй день путешествия был посвящен продолжительной поездке через всю Карелию, мимо Петрозаводска, Апатит и Мурманска и прочих не менее известных, малых городов Кольского полуострова. Останавливались у границы полярного круга для фото. Вместе с нами к монументу подъехала группу одинаковых автомобилей SKODA Yeti с наклейками русского географического общества и надписью «автопробег «сокровенная Россия» среди участников было множество операторов и явным «главарем банды» был тележурналист Андрей Леонтьев. Как оказалось позже 20 июня в день нашего старта из Мурманска стартовала колонна автомобилей, которая должна проехать через всю Россию и снять об этом передачу. http://izvestia.ru/news/618525 ___ https://ru.wikipedia.org/wiki/Леонтьев,_Андрей_Игоревич . Мы сделали пару фотографий и отправились дальше. В пути наблюдали как изменяется природа в сторону северных районов, как уменьшаются деревья, сначала они становятся уже затем ниже а затем и вовсе почти пропадают, превращаясь в карликовые заросли, похожие на кустарники. Отчетливо запомнились виды Медвежьегорска  с его лесами и озерами и Апатит на горизонте, с заснеженными вершинами и озерами вокруг, ощущение было, что находишься где-то на Камчатке или Аляске, окрестности Мончегорска показались «мертвой территорией», минимум растительности, пески, камни, карьеры, дым. Мурманск запомнился видом прибрежного города, стоящего на возвышенности, на берегу моря, к тому же по приезду в Мурманск солнце находилось в таком положении, что освещало берег, на котором располагается город, вид довольно красивый, опять же сравнение представлялось с Камчаткой и Петропавловском-Камчатским. К сожалению, фотографировать все эти виды было затруднительно в виду тонировки задних стекол и загруженности салона автомобиля, но это не беда, главное довелось все это увидеть своими глазами. Ехать по-прежнему решили «до победного», также ориентировались на час ночи. В районе полуночи доехали до пограничной зоны с паспортным контролем,  сержант-срочник  погранотряда представился, выполнил воинское приветствие и вежливо попросил представить паспорта для проверки. Все как один достали паспорта в развернутом виде, Зоя скромно прошептала, что у нее нет паспорта. Оправданием были слова « я же девушка, это вам мужчинам всегда необходимо иметь при себе документы, а девушек обычно никогда не проверяют, вот я и не взяла паспорт с собой» оправдания были приняты и в чем-то я, как и все, согласились с ее мнением. Сержант попросил пройти в помещение поста и записаться в журнал. Процедура заняла всего пару минут, все обошлось. Через совсем малое расстояние, наверное, не превышающее километр, мы доехали до речки «Титовка» и свернули направо на грунтовую дорогу, идущую вдоль реки. Проехав пару километров, мы услышали шум водопада и решили остановиться – посмотреть. Сначала пошли налево и увидели красивую картину изгибающейся горной реки, падающей со скал в некоторый разлив и уходящую дальше под мост. Сделали пару фото и собрались ехать дальше, Вадик, тем временем, решил осмотреть правую сторону дороги и пока мы забирались в автомобиль, услышали его крики «- ребята! тут водопад!». Не успев забраться в автомобиль, дружно отправились на осмотр. Подойдя ближе, увидели очень красивый пейзаж, наверное,  даже превосходящий по красоте водопад «Кивач», речка из-под моста резко уходила вниз бурным шумящим потоком с высоты в несколько десятков метров. И зачем было платить за посещение «Кивача», дружно подумали мы. Дальнейший спуск вдоль речки осложнялся крутостью склона и наличием большого количества луж и промоин, шли с малой скоростью, автомобиль шатало как в шторм на море. Спустившись до вполне ровной дороги, решили поскорее остановиться на ночлег. Остановились непосредственно у реки. Река в этом месте была очень и очень быстротечна. По пути до остановки встречалось несколько рыбаков по пояс стоявших в воде по центру реки. Тут, наверное, море рыбы, думал я. Выйдя из автомобиля мы были встречены роем комаров дико нападающих со всех рубежей. Какая тут рыбалка, скорее бы в палатку под антимаскитную сеть. Не ужинали. Вадим запустил в небо ракету за приезд к месту назначения. Уснули быстро под шум реки. Ночью был дождь. Под утро вновь проснулись под шум комариной дроби о поверхность палатки. Быстро приготовили завтрак. Вообще все бытовые манипуляции всегда были дружными, один берется за чай, второй  за приготовление пищи. У Александра и Зои был свой отдельный семейный быт, у нас свой отдельный мужской дикий быт, все слажено и дружно. Готовили всегда на газе. Костра разводить было во-первых нечем в виду редкой карликовой растительности, во вторых некогда, поскольку костер еще надо развести и подготовить дрова. Посуда была соответствующей, специально предусмотренной для готовки на газовой горелке.

Третий день.

Позавтракав быстро стряхнули вымокшие после дождя палатки собрались и в дальнейший путь. Автомобиль хотелось оставить в каком-либо населенном пункте. Предполагалось, что этим пунктом станет стоянка геологов в районе перевала Муста-Тунтури. Свернув влево от речки проехав мимо н.п. Новая Титовка поехали по территории Среднего п-ова, по дороге нам встретилась куропатка бесстрашно и спокойно прогуливавшаяся по дороге, несколько перевернутых сгоревших автомобиля, несколько памятников на краю обрывов с автомобильным рулем вместо креста, наткнулись на несколько лежащих вдоль дороги снарядов времен ВОВ, на подъезде к морю вдали увидели военный крейсер и подводную лодку кружащую по заливу, очевидно это были учебные или сторожевые судна. Приближаясь к музею перевала Муста-Тунтури и лагерю геологов встретились с огромными глубокими лужами, которые пришлось преодолевать в брод. В одной из луж мы чуть не застряли остановившись по середине лужи с уровнем воды превышающем дно автомобиля. Кое-как выбрались обратно, Александр снял обувь, закатал штанины и изучил дно водоема, выбрал оптимальный маршрут, и сев за руль успешно преодолел брод. Первая Победа! Спустя еще десяток подобных но менее глубоких луж мы наконец, добрались до музея и лагеря геологов,  вдали виднелся приподнятый флаг воздушно-десантных войск, часовня и колокольня, с десяток геологических домиков-бочек на колесной основе. О! Вот это по-нашему!, подумал я. Нас встретили дружным лаем несколько северных местных лаек, вожака стаи было видно явно и издалека. Спустя пару минут к нам подошел пожилой, голубоглазый, коротко стриженный невысокого роста человек русской наружности в утепленной куртке и торчащей из-под нее тельняшкой бело-голубого окраса и поинтересовался нашим прибытием, речь его была четкой, ясной, доброжелательной, без слов-паразитов, мы пояснили ему о наших намерениях оставить автомобиль на пару ночевок под их охраной, он согласился и тут же приступил к беседе о музее и подвигах перевала Муста-Тунтури, перед нами стоял Юрий Александрович Кобяков – хранитель музея. Юрий Александрович попросил нас пройти осмотреть возвышенность с окрестностями, а позже пообещал рассказать обо всем подробнее, также попросил пройти до часовни позвонить в колокола и по желанию зайти в часовню поставить свечу. Решено было уделить некоторое время изучению местности и спокойной прогулке по окрестностям. Всю дорогу до подъема нас сопровождала лайка рыжего окраса с будто выстриженной мордочкой, красивый окрас. Мы поднялись сначала к часовне и по-очереди прозвенели в колокол на колокольне,  далее ребята пошли вверх, а я посетил и часовню, на входе в часовню висел еще один колокол, в который я также позвонил, выйдя из часовни. На подъеме к возвышенности все было усыпано осколками, пулями и несработавшими патронами, все лежало брошенное, как будто бой был только вчера. Мы сделали несколько фото с вершины возвышенности, Саша с Зоей пошли дальше, а мы с Вадиком спустились вниз в музей, где уже образовалась группа туристов, желающих его посетить. Юрий Александрович провел очень подробную экскурсию и рассказал о подвиге бойцов краснофлотцев защищавших границы нашей родины в течение 1200 дней на вершине этого перевала. Задор его речи был боевым, искренне и глубоко патриотическим, глубоко оседающим в сердцах слушателей.  Также он поделился информацией о достопримечательностях полуостровов и быте их поселенцев. В конце беседы каждый из нас оставил памятную благодарственную запись в журнале музея, хорошая традиция. Через некоторое время с вершины спустились Саша с Зоей, мы быстро перекусили на ходу, поделившись с собаками едой, чему они были безмерно рады. Собаки оказались очень добродушными и ласковыми, настоящие северные лайки, нет, не те лайки, что вы ставите вконтактике и инстграммике, а живые, настоящие пушистики, кстати среди псов было двое щенков, вот уж поистине пушистики. Спустя еще некоторое время, потраченное на сборку велосипедов и снаряжение их в путь, мы дружно последовали за Вадимом, взявшим с собой мобильный навигатор GARMIN, похожий на радиостанцию. С дальнейшим путем было не совсем ясно, поскольку в тех окрестностях дорог как таковых и нет, на картах отмечены не все пути. Первоначально решили пойти сразу вверх и спуститься к побережью залива к восточному берегу п-ова Средний, подъем был крайне трудным, велосипеды пришлось тащить в руках, передвигаясь малыми шажками в крутой подъем. На вершине подъема остановились, чтобы отдышаться и определиться с дальнейшими действиями. Высота вершины превышает 200 метров. Тяжело было всем. Но Вадим как обычно с оптимизмом и рвением предлагал двигаться далее в этом же направлении. Большинство оказалось против. Было принято спуститься вниз и следовать окружным маршрутом вдоль побережья. Спуск был восхитительным и не менее опасным, кругом камни, а скорость достигала вполне серьезных показателей, не имея и не пользуясь тормозами, был риск разбиться. Спустились с ветерком. Дойдя до самого глубокого брода, на котором чуть не застряли на автомобиле, все дружно сняли обувь, закатали штанины и преодолели водоем пешком, воды было выше колена, велосипеды приходилось приподнимать, чтобы сумки и багажное имущество не промокли. Через некоторое время свернули влево к берегу. Дорожное покрытие, вскоре сменилось на гравийное, с большим количеством мелких вымоин, которые приходилось либо объезжать, либо с небольшим грохотом проходить напрямую, постепенный нудный длительный подъем изредка сменялись на спуски. Комарья становилось все меньше и меньше. В дороге мошка совершенно не беспокоила.  Проехав вдоль побережья несколько километров к вечеру решили остановиться у встретившейся на пути горной речке, впадающей в море. Разложили палатки, и первым делом мы с Вадимом пошли гулять по побережью моря в поисках мидий для пропитания и прочих интересных морских вещей. Берег в этом месте был черно-сланцевым из мелкой сланцевой острой крошки черного цвета. Мидий практически не нашли. Вернулись в лагерь, приготовили сытный ужин, хорошенько покушали и вновь пошли гулять, времени прошло часа два. Спустившись к берегу, обнаружили, что море уходит в отлив и обнажается каменное дно залива, нас удивило, что ушло практически 50 % вод залива, это обрадовало нас. Поиски мидий продолжились ошеломительным успехом, но, к сожалению, особи попадались значительно меньшими по размеру в сравнении с теми, что были на Соловецких островах. Набрали полную емкость и оставили лежать до утра.

Четвертый день.

Всю ночь лил дождь. С утра пришлось потратить некоторое время на просушку палатки. Этот день планировалось посвятить длительной поездке по оставшемуся пути п-ова «Средний» и полностью преодолеть путь по п-ову «Рыбачий» до места назначения – мыса «Немецкий». С утра сварили пойманных ранее мидий. Вадим их очень любит, а я ни разу в жизни не пробовал, брезговал, но  этим утром решил перебороть себя и попробовать на вкус это блюдо. Мидии уже были солеными, поскольку вода в Баренцевом море одна из самых соленых в мире. Общее впечатление – если очень голоден и нечего есть, то данная пища вполне сгодится для выживания, в общем есть можно, съел с десяток этих морских гадов и насытился, впереди еще завтрак. Завтрак был самым плотным за последние пол года, по крайней мере, у меня. Ел через силу, но есть надо было, впереди тяжелая работа. Утро этого дня было самым длинным, проспали до 10 утра, пока позавтракали, пока собрались прошло около полутора часов. Пока завтракали мимо нас по грунтовой дороге проехало два бронетранспортера, интересная картина. БТРы были без вооружения, очевидно использовались для перемещения дежурных смен военнослужащих между постами. Примерно в 11.30 выдвинулись. Доехав до границ, а точнее до перешейка между п-овами «Средний» и «Рыбачий» остановились на развилке у заброшенных зданий автопарка военной техники, сверились с навигатором и поехали, как планировалось, по западному побережью вправо. Дорога резко сменилась на каменное покрытие, было ощущение что едешь по щебень, но щебень при этом состоял из крупных размером не менее чем с кулак округленных камней, как оказалось позже это был наверное самый сложный участок пути, передвигаться на велосипеде по такому покрытию крайне затруднительно. Спустя примерно километр, покрытие сменилось на грунтово-каменное. Из грунта выпирало большое количество разносортных камней, где-то округленных, где-то заостренных, но ехалось уже немного легче. Сложность также представляло то, что дорога в 85% шла в горку, зачастую приходилось слазить с велосипеда и передвигаться пешком, особенно на круто-заострявшихся вершинах очередных холмов и сопок. Спустя несколько часов пути с неизменным каменно-тундровым пейзажем вокруг, к началу четвертого часа доехали до хорошего длинного спуска, заканчивающегося песчаной грядой и образовавшимся в отлив красивым пологим песчаным пляжем, с красивым шумным морским прибоем и волной. Спустившись с  ветерком с горы, решили остановиться на пляже для обеденного перерыва. Кушать не хотелось совершенно, но покушать надо было, ибо сил уже к этому времени не было, нет, силы, конечно, еще были, но усталость накопилась не малая. Пока ребята готовили обед, я решил немного отдохнуть и завалился спать на бревно на берегу, Вадик пошел искать мидии. Обед у нас с Вадимом был крайне легким. После обеда стало тяжко, всем, кроме Вадима, этим Вадим всегда отличался в лучшую сторону, полон энергии и оптимизма. Спустя 500 метров пути по песчаному пляжу в котором не прокручиваются колеса велосипеда и утопают ботинки, что доставляет особенных тягот решили сделать еще одну краткую остановку, к тому же на пути нам встретился ДОТ, военное фортификационное сооружение с несколькими амбразурами. На ДОТе были стальные части простреленные пулями, в некоторых отверстиях виднелись застрявшие пули, на камнях были выцарапаны даты 1924 год, 1943 год, по этим записям можно судить о древности сооружения. Немного подышали свежим бризом с моря, Вадим всех приободрил словами, что уже проехали больше половины, после чего все взобрались на велосипеды и продолжили крутить педали. Со временем усталость прошла и выровнялся темп езды. Спустя еще несколько часов за очередным перевалом вдали стала виднеться РЛС, что придало бодрости и обрадовало каждого из нас. Усталость уже не чувствовалась, педали крутились машинально.  Вообще на всем пути встречалось огромное множество длинных и глубоких луж, а также горных речушек и ручьев, преодолевать их зачастую приходилось в брод пешком. Пройдя еще некоторый участок пути, вблизи РЛС встретились с застрявшим в очередной луже автомобилем с питерскими номерами, в автомобиле четверо ребят примерно нашего возраста, скорее чуточку постарше. Ребята поинтересовались целью нашего визита и наличием в окрестностях каких-либо достопримечательностей, разговор был кратким, после чего их автомобиль обогнал нас и переместился к очередной луже вдали. На подъезде к РЛС оказались на развилке одна дороги вела в сторону РЛС в горку вторая уходила в сторону побережья и заброшенных построек, посоветовавшись выбрали путь к РЛС в рорку, оказавшись на вершине горки раздался свист и в нашу сторону побежал военнослужащий из стоявшей в низине постройки, напоминающей штаб. Военнослужащий подошел к нам, представился и спросил цель визита, предупредил нас об опасности нахождения в зоне действия излучающих антенн РЛС и необходимости покинуть территорию, мы уточнили у него как нам добраться до мыса, получили некоторые рекомендации и разошлись. Спустившись вниз к развилке пошли иным путем, проехав старые заброшенные постройки приблизились к метеостанции, уточнили погоду на ближайшие дни, по словам специалистов погода не должна была измениться, то есть погода должна была оставаться пасмурной с возможными краткосрочными осадками, понижения температуры не предвиделось, это радовало. Оставалась самая малость, около одного километра по окрестностям войсковой части, расстояние преодолели быстро и оказались вблизи появившегося вскоре на горизонте маяка, тот самый маяк на мысе «Немецкий» к которому мы и двигались оказался в нескольких десятках метров. Мы оставили велосипеды и пешком проследовали к маяку и на побережье для того чтобы сделать памятные фото. Приехали к маяку во время отлива, в море оголились камни, такие же черно-сланцевые как и на предыдущей ночной стоянке. Забравшись на камни и посмотрев воду можно было увидеть, как резко менялась глубина, на границе воды глубина уже составляла около двух метров. Опасное место, легко можно поскользнуться или оступиться и оказаться по голову в холодной морской воде. Не стали долго задерживаться, сделали фото и обратно к маяку. Берег усыпан каменными постройками, пирамидками, которые оставляли туристы. Кстати на мысе отлично ловит норвежский оператор сотовой связи и у каждого была возможность воспользоваться услугами международного межсетевого роуминга и совершить звонок домой, как и поступил Вадим. К сожалению, я не подключал на своих телефонах международного роуминга и не стал звонить домой. Надо же, как интересно получается норвежская связь отлично ловит, а сигнал наших операторов связи обрывается далеко-далеко в районе поворота на речку «Титовка» у погранзаставы. Запомнилось, что в окрестностях войсковой части все усыпано мусором, различными банками, металлическими конструкциями и прочими бытовыми и техническими отходами. Тоже мне военные, позорище, вместо порядка развели бардак и загадили территорию. Ну что ж, цель визита достигнута, время близится к отбою, необходимо найти стоянку и расположиться на ночлег. Решили возвращаться по другому маршруту и совершить окольцовку. Отъехали на несколько километров в тундру, вокруг лишь мягкая мхово-ягодная подстилка и редко встречающиеся камни. Доехали до ближайших водоемов с пресной водой и поторопились расположиться. К вечеру все довольно сильно устали, день был трудным, накопилось множество впечатлений, которые за теплым ужином необходимо было упорядочить в голове . К вечеру поднялся ветер и стало довольно прохладно, я одел все теплые вещи и все равно испытывал некоторое чувство холода. Ребята расположились по одну сторону дороги, мы с Вадимом по другую, договорились о подъеме в 8 утра, часы были только у меня, я должен был всех разбудить. Как обычно дружно с Вадимом быстро разложили палатку, приготовили ужин прямо в палатке, заодно и согрелись. После ужина решили прогуляться по тундре и осмотреть окрестности. Прогулялись не зря, нашли несколько оленьих рогов, место лежки оленей с множеством кусков выпавшей оленьей шерсти. Получили удовольствие, в тундре практически не было комаров, от которых все уже успели устать за несколько дней, полюбовались на карликовые березы, их размер примерно с куст черники, также встречаются и карликовые осины, растения настолько малы, что сливаются с мхово-ягодным ковром тундры и не выделяются из общей «ковровой» картины. Пора и на боковую. Легли спать, я укутался во второй спальный мешок, чтобы не простудиться и не заболеть. Через час-полтора небо рассеялось и вышло солнце время около половины второго ночи, солнце светит и реально жарит, стало неймоверно душно и жарко. Сначала я вылез из второго спальника, затем разделся до майки и лег в расстегнутый спальник, за бортом светло и тепло, спать затруднительно. Но сон все же удался.

Пятый день.

Я по привычке или точнее сказать по зову своего здоровья проснулся в районе 6.30 и уже не засыпал, лежал – ворочился. В 8 часов, как и договорились, прогулялся до палатки ребят и сообщил о времени. С утра ощущалась усталость и боль в большинстве групп мышц. Вчерашний день прошел не зря. Все быстро позавтракали собрались и потихонечку отправились в путь. Солнце стало жарить еще сильнее, ехать в одежде стало невыносимо. Все разделись до футболок. Вот это да.. приехали на север, а погода по истине южная. Первую половину дня в основном двигались в горку с преодолением нескольких бродов. Горные речки настолько холодны, что ноги сводило. Преодолев одну из таких рек, ребята решили искупаться. Мы с Вадимом не решились и поехали чуть выше, остановившись у пресного водоема со стоячей водой. Вода была вполне теплой. Мы потратили некоторое время на мытье. Справа от дороги проходила та самая горная речка, на обратной стороне которой на склоне сопки лежал снег. Пока ребята нас не догнали, решили перейти на противоположный склон и сделать пару фотографий на снегу. Издалека снег казался белым-прибелым, подойдя ближе оказалось, что снег покрыт песчаным налетом. Фото получились, будто на фоне песка. Снег потом встречался еще не раз на нашем пути. Пейзаж отличался большим наличием камней и каменных глыб, проезжая в низинах ощущалась прохлада морского холодного воздуха, на протяжении всего пути солнце светило нам в лицо. У очередного ручья остановились на обед. Немного полежали, позагорали, отдохнули и снова в путь. Позже местность сменилась на болотистую, с большим количеством глубоких луж, которые приходилось переходить по болоту. В эти моменты я испытывал чувство удовлетворения от того, что перед поездкой приобрел резиновые сапоги, в этом деле они очень пригодились. Добравшись до очередного водоема с красивым озером и вытекающим из него ручьем решили остановиться и немного отдышаться. Я снял с себя рюкзак и сделал разминку. Тайм-аут длился не долго. Все сели за велосипеды и продолжили движение, получилось так что стартовал я последним и не осмотревшись, устав от проделанного пути оставил рюкзак на мете и ни в чем не бывало поехал далее. Слева простиралось ущелье, по которому протекал ручей, плавно превращающийся в реку. Дорога пошла вниз. Наконец-то долгожданный спуск. Спуск оказался довольно крутым и каменным, с большим количеством мелких, преодолеваемых с ходу луж. Съехали сверху с ветерком, и оказались у развилки на перешейке между островами. Ура!!! Ликовали мы, осталось немного. Зоя спускалась последней. Пока мы ждали ее, Вадим обратил внимание на то что у меня плохо закреплен рюкзак, он имел в виду велосумку, слово рюкзак заставило меня посмотреть за спину и тут я обнаружил, что рюкзака то за плечами и нет. От же ж «дед старой – голова с дырой».. ё-мое Договорились с ребятами, что они продолжат маршрут, а я самостоятельно вернусь, заберу рюкзак и приеду в лагерь к музею перевала Муста-Тунури. Все немного осложнялось тем, что мне снова пришлось подниматься, причем подниматься в самый крутой подъем, который, наверное, встречался нам на всем пути и подъем был довольно длительным и сложным, поскольку в этой части п-ова дорога была выстелена большим количеством разносортных камней. Из последних сил, а сил в этот день было потрачено много, я приподнялся метров на 50 и поняв что так далее будет невыносимо передвигаться и это не целесообразно, бросил велосипед в ближайших кустах, понадеявшись на честность и порядочность граждан которые могли наткнуться на него. Взял с собой остатки ручьевой воды, пару конфет и пешком отправился на подъем. Я боялся что этот процесс может занять длительное время не менее часа в одну сторону в виду крутости и длительности подъема, но вот уже спустя 20-25 минут я оказался у места последней остановки и на подходе к нему уже видел как на солнце блестят и переливаются никелированные части спиннинга, что был привязан к рюкзаку. Ура! Победа! Одев рюкзак за спину, я незамедляясь поспешил обратно. По дороге я шел и пел различные песни во весь голос, это так здорово, вокруг никого, нидуши, просторы, морской воздух, класс!! И тут в небе я увидел птицу, занесенную в красную книгу – белохвостого орлана. В музее на стене одной из построек висело крыло и хвост этой птицы, хранитель музея жаловался, что приезжали москвичи с ружьями и просто так застрелили эту редчайшую птицу, не ради пропитания, просто ради удовольствия, он указал тогда, что эта птица очень редка, так что мне повезло и я был этому очень рад! Спуск естественно занял меньшее время и в целом спустя 40 минут после расставания с товарищами я уже сидел на велосипеде и активно продолжал крутить педали. Ехать было немного страшновато, поскольку с собой у меня не было ни навигационных приборов ни средств связи, а по дороге встречались и развилки. Но я понадеялся на память, которая меня не подвела и высматривал на дороге хоть какие-то следы от велосипедов товарищей. Проехав примерно с пол-пути до лагеря, я увидел Вадима, сидящего на обочине дороги. Вадим очень обрадовался моему появлению. Он решил остановиться и подождать меня, а если что, отправиться на мои поиски, молодец! За это время накопилась большая усталость и одолевал голод, я ехал и уже мечтал о домашнем борще, о фруктах и овощах, которых так не хватало в походе… При встрече с Вадимом я предложил перекусить тем что было, Вадим меня поддержал, мы спустились к морю, оставив велосипеды у обочины и открыли банку фасоли. Спустя 10 минут мы уже крутили педали. Вечерело, а нам еще необходимо было добраться до лагеря, снять все снаряжение , разобрать велосипеды, закрепить их на крыше автомобиля и разложить вещи по салону. Спустя примерно час, мы вскорь пройдя все лужи и броды, оказались в лагере, нас вновь встречали дружным лаем лайки, охраняющие музей. Все были рады встрече и победе над поиском потерянных вещей. Первым делом мы разобрали велосипеды и закрепили их на крыше авто. Потом, пока Вадим собирал вещи мы с Сашей и Зоей вновь посетили музей и послушали Юрия Александровича, поблагодарили его за великое доброе дело, пожали друг другу руки, рассчитались за парковку, попрощались  и дружно сев в автомобиль с возгласом «В добрый путь!» отправились домой!!! Домооой!!! Лужи иуже не казались такими большими и мы шутя проезжали их, лишь в одном месте мне как обладателю резиновых сапог пришлось выйти и немного откорректировать направление авто, чтобы не застрять. Все повторилось в обратном порядке, мы проехали вдоль реки «Титовка», а день был пятничным, навтречу нам попадалось большое количество автомобилей с мурманскими номерами, очевидно жители Мурманска частенько посещают это живописное место. Выехав на асфальт мы очень обрадовались, поскольку за последние дни тряска нас так вымотала что казалось это будет длиться бесконечно. Александр на радостях прибавил газу. Прошли паспортный контроль и помчались в сторону Мурманска. На часах 00.30 в небе светит и жарит солнце, настоящие белые ночи, а не жалкое, темное, сумрачное,  пасмурное, разрекламированное их подобие в Петербурге. На ночевку остановились, не доехав до Мурманска у ближайшего озера. Вода в озерах этих мест чистейшая как слеза. Спать легли не поужинав. День запомнился ярко светящим в лицо на протяжении всего дневного пути северного заполярного солнца, лица у всех закоптились, будто мы провели день на южных морях. К слову сказать, в настоящее время спустя день после приезда я мучаюсь от ожога лица, все чешется и шелушился, особенно пострадал нос и верх лба.

День шестой.

Этот день начался с плотного завтрака и быстрых сборов, все спешили домой, впереди долгий путь. Этот день прошел в пути, мы заезжали в Оленегорск в поисках заправки и магазина, но к сожалению не смогли быстро найти желаемое, затем позже доехали до Кандалакши, зашли в магазин, купили все необходимое, хлеб, морепродукты, овощи, выпечку к чаю, мороженное, заправились и поехали дальше. День оказался пасмурным, часто лил кратковременный дождь. За весь день мы сделали еще пару остановок, одна из которых была у монумента заполярного круга, мы решили остановиться и пока место свободно сделать нормальное фото, в прошлый раз стоянку у стелы на длительное время заняли горделивые москвичи, поему я сказал горделивые, потому, что задав вопрос о целях автопробега, получили в ответ грубые слова, мол все написано на автомобилях, читайте и не мешайте нам фотографироваться, было неприятно, эти ребята упали в наших глазах. Как сказал патриарх сербский Павел « - унижать нас может кто угодно и сколь угодно, но унизить никто, кроме нас самих, наших дел и поступков». На обед останавливались у одной из рек Карелии, к сожалению, не запомнил ее названия, за обедом нас застал дождь, ребята сели в автомобиль для приема пищи, а мы с Вадиком расположились под мостом в компании с ласточками, гнездившимися на опорах моста. Вода в реке была очень теплой, очевидно из-за дождей и гроз в округе. Далее ехали без остановок. К вечеру стало темнеть, непривычно после белых заполярных ночей, чувство сна стало обостряться. Решили доехать до ближайшего озера и остановиться на ночлег. Свернув у крупного озера мы понадеялись поскорее найти место для стоянки, но не тут то было, по карельским традициям, дома строятся по берегу водоемов а хозяйство располагается в поле, так мы проехали пару километров вдоль озера и не нашли подъезда  воде, пришлось развернуться и ехать дальше. Спустя час мы все так и смогли найти стоянку у очередного, попавшегося нам на пути озера. Стоянка была загажена и замусорена, но выбора у нас не было, все хотели спать. Тут нас повстречали дичайшие полчища оголодавших карельских комаров, мне показалось это было самое густонаселенное комарами место из тех, где нам довелось побывать за последнюю неделю, спасения от них не было, налетали сотнями, кусали за все что можно, лезли в глаза и нос, в уши… все это вызывало раздражение. Спать легли без ужина.

Завершающий седьмой день.

Утро радовало тем, что это был последний день нашего путешествия, в который приходилось разбирать палатки, спальники и прочее имущество. Было солнечно, благодаря этому комарья стало на 30% поменьше. Завтрак был легким. До Приозерска оставалось порядка 300 километров. Собрались и выехали быстро. Заехали в Сортавалу в магазин, Вадим купил карельское мороженное, кстати это одно из мороженных а может даже единственное, которое встречалось мне за последнее время, оно действительно напоминает вкус того старого советского настоящего мороженного. В Петербурге оно встречается крайне редко, встречал его в сети SPAR. В Приозерск приехали около 13 часов, ребята довезли меня до самого вокзала с тем, чтобы я еще смог успеть на экспресс электричку на 14.35. Остановились у привокзальной площади и приступили к съему велосипедов, их сборке и укомплектовке. Освободили с Вадимом автомобиль от своих вещей. Обменялись с ребятами приятными благодарственными словами, рассчитались за топливо, попрощались. Вадим остался сторожить велосипеды и дожидаться супругу с сыном, я пошел в здание вокзала покупать билет. Вернувшись, я встретился со своим крестничком Илюшей и супругой Вадима Татьяной. Побеседовав минут 10, попрощались с ребятами и я пошел на перрон вокзала ожидать прибытие электрички. День был солнечным и жарким, на перроне было множество туристов, все легко одеты. Вокзал в Приозерске расположен прямо на берегу озерно-речной системы Вуокса, вид шикарный, рядом лодочная станция на воде шныряют туда-сюда моторные лодки, байдарки, народ отдыхает, солнышко жарит – настроение отличное. Электричка подошла в назначенное время, народу довольно много, но несмотря на это удалось удобно расположиться. Весь путь до Финляндского вокзала ехал сидя. В пути перекусил вкусными сделанными по-домашнему беляшами и чебуреками, купленными в столовой вокзала в Приозерске. Высадился быстро, вокзал покинул по уже знакомому удобному почти безлюдному маршруту. В городе тепло, светит солнце, фонтан на площади Ленина работает в полную мощь, масса отдыхающих людей, многие улыбаются, выходной солнечный денек в Петербурге - это всегда праздник и хорошее настроение. Переместился на набережную Невы и по уже знакомому маршруту к 18 часам доехал до дома. На этом мое путешествие закончилось.

Из путешествия запомнилась, конечно, природа островов, разноцветные мхи, карликовая растительность, все испещрено норами и ходами живущих в тех местах грызунов – леммингов, встречаются куропатки в большом количестве, видел что-то похожее на тушканчика или степную белку, какого-то черношерстного грызуна, множество птиц, северные олени, которых, к сожалению, нам так и не довелось увидеть, зайцы и лисы. Все побережье усыпано крабовыми панцирями и панцирями морских ежей, раскрошенными кораллами.

Отдельно хотел бы поблагодарить Александра за водительский труд, возможность присоединиться к их компании и побывать в тех местах, за нечастое. но всегда вовремя произнесенное острое, юморное словечко, поднимающее настроение.  Зое за приятную компанию, интересный диалог, хорошее музыкальное сопровождение на протяжении всей дороги, за фотографии. Вадиму за предложение, подготовку маршрута, нескончаемый оптимизм и веру в победу, за фотографии. Всем указанным выше за хорошее настроение, переданный опыт и поддержку. Спасибо ребята! если бы не вы, я бы никогда, наверное, не побывал в этих местах.


Рецензии
Здравствуй Митя! Пять последних дней я провел в своей "усадьбе". Частично с Игорем, частично совсем один.

Сегодня вернулся, поужинал и сел за компьютер. Зашел на Проза.ру и обнаружил твой рассказ. Рассказ чудесный.

Написан хорошим литературным языком. Прочел без остановки, с большим удовольствием.

Поздравляю тебя с литературным дебютом! Умеешь ты образно рассказать о своих приключениях, природе и своих друзьях. Искренне рад за тебя. Твой ДК. 01-07-2016.

Николай Воробьев   14.08.2016 23:41     Заявить о нарушении