Камни

   
                I. Камни.
Коллекционированием я занялся ещё до школы. Первым моим увлечением стали марки. Обычные почтовые марки, на которых изображались самолёты, цветы, животные. Эти марки продавались во всех почтовых отделениях и служили формой оплаты почтовых отправлений. Мне же, шестилетнему парнишке, они казались изумительно красивыми, и я приставал к матери с просьбой купить их. Помню, мама жутко ругалась, но покупала мне эти марки, с условием, что при первой же надобности заберёт их у меня. Потом, уже в школе, я занялся фантиками от конфет, спичечными этикетками, монетами и камнями. Как-то так получилось, что и марки, и этикетки, и даже монеты и открытки остались в прошлом, а вот камни… Страсть к камням я сохранил до сих пор.
А началось всё с того, что как-то раз,  вместо дров для отопления привезли уголь. Мы жили в то время в «частном» деревянном доме с печами, украшенными изразцами, с дровяным сараем во дворе и большим садом, запущенным и заросшим сорняками. Так вот, однажды, вместо дров привезли уголь. Огромная чёрная куча была свалена почти посередине двора, и я, мать, и бабушка таскали уголь вёдрами в сарай, стараясь освободить двор до прихода с работы отца. Именно здесь я и увидел первые кристаллы. Они были не крупные, ромбической формы, и прозрачные (теперь, с позиции своего возраста и знаний, могу предположить, что это был исландский шпат). Мать и бабушка ругали этот уголь за слишком большое количество этих кристаллов-примесей, а мне было интересно, и я насобирал целое ведро (примерно 12 литров) этих прозрачных камней. Кроме них попадались и другие примеси: кусочки светло-серых плоских камней, усеянных мелкими щётками полупрозрачных желтоватых кристалликов (кальцит), тёмно-бурые, почти чёрные куски породы с вкраплениями золотисто-жёлтых кубиков (пирит), так похожих на золото… К концу дня мы, общими усилиями, уголь перетащили в сарай и даже отсортировали его от примесей-кристаллов, свалив их в кучу в углу двора, возле сарая.
 Три дня я рылся в этой куче, выбирая наиболее красивые образцы камней и кристаллов, но сохранить отобранное не удалось. На четвёртый день (это был выходной, и отец на работу не пошёл) отец вырыл в саду яму и закопал в ней весь этот «каменный» мусор. В эту яму угодили и образцы, отобранные мной: «Нечего, понимаешь,  дурачиться! Весь дом захламил камнями!» Моё мнение, по молодости, в расчёт не принималось (мне было всего-то девять лет): «Будешь перечить – выдеру, как сидорову козу!» Но начало увлечению было положено, и я, с завидным постоянством, к нему возвращался. Отцу это моё увлечение страшно не нравилось. Он считал его пустой, никчёмной затеей и выкидывал или уничтожал мои находки. А они были.
Рядом с домом находился овраг, в котором любило играть и проводить свободное от учёбы время всё детское население нашей улицы. Понятно, что и я, в силу своего возраста, к нему относился, и, несмотря на запреты, играл в этом овраге со своими друзьями. Вот в этом-то овраге и были сделаны мной основные «геологические находки». В русле протекавшего по дну оврага ручья я собирал образцы полупрозрачных полевых шпатов, окаменевшие раковины древних моллюсков в кусках известняка, разноцветные кусочки кремня. Всё это я тащил в «свой» угол сарая и применял порой чудеса изобретательности, пряча от отца свои находки. Часто это помогало. Но если отцу удавалось найти мои «клады»… Ну, да что говорить о грустном…
К моменту призыва в армию я набрал довольно большую коллекцию интересных (с моей точки зрения) камней. Жаль, что не было возможности показать их специалисту: за полгода до армии наш дом пошёл под снос. Семью переселили в кирпичную пятиэтажку, а камни, конечно же, остались в сарае и пропали под гусеницами бульдозеров и экскаваторов. Так прекратила существование моя первая коллекция.
Вторую я начал собирать в армии. Служба изобиловала командировками по Союзу и за его пределы, и я отовсюду, откуда только мог, привозил образцы цветных камней и кристаллов. Именно в этот период появились у меня образцы уральской яшмы и малахита, кристаллы аметиста, горного хрусталя и раухтопаза, различные агаты и кварцы, серый и красный гранит с Сахалина и берегов Енисея, чароит и гранат-альмандин. Не забыл я и свою малую родину – Калугу. В каждый свой приезд бродил по её окрестностям и собирал камни.
Но, увы, как часто бывает в жизни, полоса везения сменяется полосой неудач. Такая полоса настигла и меня, и по милости банальных воров я лишился и этой коллекции. Этот удар оказался очень болезненным: более десяти лет я не прикасался к камням, даже запрещал себе думать о них. Но… Но преодолеть страсть к ним я не смог. И вот уже четыре года собираю очередную каменную коллекцию. Очередную? А, может, это детство дарит мне такую возможность? Не даёт забыть этого увлечения? Кто знает?       
                II. Цвета камней.
Моё увлечение камнями имеет приличный возраст: худо ли, бедно, а пятьдесят три года – не шутка! За это время я много чего узнал о них интересного, начиная от химического состава и кончая формой и цветом отдельных экземпляров. Цветом… Вот написал это слово и задумался: цвет – это одна из характеристик минерала (а камни – это  и есть минералы). Причём самая для человека важная. От цвета, окраски камня зависит, обратит на него внимание человек или равнодушно пройдёт мимо.
Издревле привлекали человека яркие прозрачные и твёрдые камни. Им даже название было придумано соответствующее – драгоценные. Я же хочу рассказать о тех, что считаются обычными (в лучшем случае – поделочными), мимо которых проходят люди равнодушно, порою не замечая их даже. Они, как правило, не прозрачны, не отличаются яркостью и броскостью, иногда хрупки, но обладают удивительной энергетикой и скрытой красотой.
Одним из самых обычных для нашей средней полосы России является кремень. До такой степени обычным, что мы не обращаем на него внимания. По своему химическому составу это всего лишь двуокись кремния (SiO2), но… .Но точно такой же состав имеют и бесцветный горный хрусталь, и фиолетовый аметист, и жёлтый цитрин!.. А ведь они относятся к разряду драгоценных камней. Интересно ещё и то, что кремень имеет биогенное происхождение, то есть является окаменелыми останками древних живых организмов. Отсюда и разнообразие его окраски: от светло-соломенной (почти белой)  до чёрной. Кремень не прозрачен, но посмотрите, играют на весеннем солнце или среди зимней оттепели под струйками воды эти охристо-жёлтые, красно-коричневые и чёрные камушки! Кремень твёрд, но хрупок. От камня легко можно отколоть пластинки и чешуйки. Не случайно первобытный человек именно кремень использовал для изготовления различных орудий труда, да и оружия. И ещё одно удивительное свойство есть у этого камня: на свету (особенно солнечном) он способен своей энергетикой очищать воду. Наиболее сильно это свойство выражено у тёмно-серых кремней. Чаще всего их находят в толщах известняковых осадочных пород. У нас, под Калугой, это особенно хорошо заметно.
Ещё один камень, о котором я бы хотел немного рассказать (точнее – группа камней) – это полевой шпат. Полевым его называют потому, что нет на свете ни одного поля, луга, даже поляны, где бы ни встречался этот, невзрачный с виду, камушек. А рассказать о нём хочется из-за того, что он единственный (среди местных) полупрозрачный камень. Его окраска варьируется от грязно-белого до тёмно-серого цвета, в зависимости от того, какого металла в нём больше – калия или натрия. Он не хрупок, расколоть его довольно трудно. В сухом виде он абсолютно невзрачен, даже отполированный! Но стоит только поместить его в воду… Куда только девается его невзрачность! Камень становится полупрозрачным и начинает играть на свету мелкими зайчиками-бликами. На месте скола он очень похож на стекло: имеет такую же фактуру. (Кстати, его используют в производстве стекла). В отдельных камнях можно встретить вкрапления слюды-мусковита, иногда – пирита…
Эти камушки – кремний и полевой шпат – составляют основу песка. До сих пор, со времён детства, нравится мне после купания в реке летним днём погреться на песчаном берегу. Люблю я пересыпать песок с ладони на ладонь… Думаю, это многие делают… Так вот, песчинки бывают разные: тёмные, непрозрачные – кусочки кремния. Белые, светло-серые и полупрозрачные – полевого шпата. Пересыпаешь песок, слушаешь его шуршание, и кажется, будто говорит он с тобой на своём, каменном, языке. Пытается что-то рассказать, открыть свою душу… Душу!.. У камней есть своя душа! Об этом и будет следующий рассказ…
 III. Душа камня.
Странное, всё-таки, существо – человек. Сначала говорит, что камни – неодушевленные вещества, и вдруг заявляет, что у камней есть души, да ещё такие разные! Аж голова кругом!.. Но вот вам пример: жарким летним днём поманил человека лес, и человек пошёл. Долго бродил по нему, устал, да и жара донимает. Присел отдохнуть у старого замшелого валуна, в его тени. Перекусить немного. И замер, вдруг почувствовав, что от камня-то тепло исходит. Да не из-за солнечных лучей (камень практически не освещается, капельки воды на нём блестят, да и на ощупь он холодный), - а какое-то внутреннее, греющее душу… И воспоминания вдруг нахлынут, обиды прошлые и настоящие, свои промахи и ошибки… Так нахлынут, что слёзы на глаза навернутся и горло перехватит… Всё вспомнит человек, все свои печали и радости камню этому «неодушевлённому» поведает. И про себя, и вслух… И вдруг почувствует, что на душе-то легче стало, на некоторые вещи вообще под другим углом посмотрел, о чём раньше и не задумывался. Кое-что, обиды какие-то, что раньше житья не давали, вдруг такими исчезающе-малыми предстанут, что внимания на них обращать не стоит… Тут-то вдруг понимание приходит, что человек, через камень этот, с Господом говорил, свои грехи ему исповедовал, и отпустил ему Господь грехи его, опять-таки через этот камень… Встанет человек, смахнёт рукой слезинки, и заметит вдруг, что на камне новая морщинка-трещинка появилась, которой раньше вроде бы и не было…
Не знаю, как с другими, а со мной подобное случалось и не раз…
… В своих скитаниях – походах за камнями или просто прогулках – случалось мне находить камушки, которые не отличались ни красотой и яркостью окраски или рисунка, ни необычностью форм или строения. Порой это были серые или тускло окрашенные небольшие экземпляры. Но было в них что-то такое, что заставляло обращать на них внимание. Бывало, идёшь по тропинке (не важно, в лесу или в поле), разглядываешь встречающиеся камни: ничего-то особого нет. Делаешь ещё два-три шага и вдруг останавливаешься, замираешь, а перед глазами возникает невзрачный камушек, мимо которого только что прошёл. Что-то заставляет тебя вернуться и взять этот камушек в руки. Вот тут-то и начинается удивительное. Камушек вдруг оживает, превращаясь в этакого котёнка, разве что не мурлычет, и такое от него тепло идёт!.. Удивительно становится, как  это я мимо него прошёл и не заметил?! Берёшь его с собой и долго несёшь в руках, а он начинает говорить с тобой на своём каменном языке. Ты же ловишь себя на том, что вдруг понимаешь этот язык! Тогда этот невзрачный камушек становится твоим талисманом-оберегом, который дороже тебе всех самоцветов мира!
… Лежат эти камушки передо мной на столе, согревают в самые тяжёлые моменты моей жизни… Заходят ко мне друзья или соседи, спрашивают, зачем, мол, тебе эти камни? Ни вида в них, ни ценности, а ты их на самом виду держишь?.. Что им ответить?.. Что у нас родственные души? Так не поймут: «Какие такие души у камней?» А выходит-то, что они есть, эти души. У камней. Вот вам и «неодушевлённые предметы»!
                14.02.2012 г.


Рецензии