из истории нашего края -2

     2.Далекие века Зауралья


Издано немало книг про Ирбит и Ирбитский край. Все книги начинают описание истории города и края со дня основания острога и слободы Иваном Спицыным в 1631 году. Создается представление, будто до этого сюда не ступала нога человека. Правда в книге «Ирбит» Я. Герштейна и А. Смирных 1981 г. выпуска говорится: «Спустя 330 лет после основания Ирбита археологи найдут наконечники стрел копий, гарпунов, ножны, другие предметы, определят, что сохранилось все это от племен финно-угорской группы в бытность с пятого по седьмой века».

В путеводителе Ирбитского историко-этнографического музея (автор Сухих В.К., 2008 г.) написано «коренными жителями края были финно-угорские племена. Юданская протомансийская культура охватывала просторы от реки Туры до горных хребтов Урала, на юге до реки Исеть».

В исторической литературе пишется, что с I тысячелетия нашей эры древние финно-угоры расселились из Приуралья и Поволжья до Прибалтики и Скандинавии.
Общность финно-угорских народов восходит ко второму-третьему тысячелетию до нашей эры. Часть племен сдвинулись ближе к югу, которые в IX веке в степях Центральной Европы основали независимое государство – будущую Венгрию.

Позднее независимые государства создали финны и эстонцы, которые тоже относятся к народностям финно-угорской группы. Другая часть переселилась к северу, где продолжала заниматься охотой, рыбной ловлей, оленеводством (карелы, мордва, удмурты, коми, манси, ханты).
Славянские племена постепенно расселялись на территориях, занятых финно-угорами, вытесняя или ассимилируя их.

На протяжении многих столетий финно-угорские народности входили в состав государственных образований соседних народов (Золотой Орды, Сибирского ханства, России, Швеции).

Вследствие этого этногенез северорусской народности происходил на славянской основе, но со значительным участием финно-угорских элементов путем брачного смешивания славян с финно-угорами, а также постепенного обрусения последних.
Проблема происхождения хантов и манси (древнее название остяки и вогулы) очень сложна и ученые не могут прийти к одному мнению.Будь у этих народов письменность, было бы легче. История уральской расы, к которой относятся ханты и манси относится к западносибирскому неолиту на рубеже 5 и 4 тысячелетия до нашей эры.

В те далекие времена, когда образовались Ирбит и Зайково, четких границ не было и наши предки селились на землях, где проживали и охотились ханты и манси.

Первыми из европейцев еще в одиннадцатом веке проникли «за Камень», то есть за Урал, новгородцы. В «Повести временных лет» 1096 года говорится: «Югра – это люди, говорящие на непонятном языке». Слухи о сказочных богатствах «полуночных стран» привлекали внимание предприимчивых новгородцев. «Тучи разряжаются не дождем или снегом, а веревицами (белками) и оленцами». С 11 по 14 века новгородцы несколько раз предпринимали походы за Урал. Так, в 1032 году они добрались до «железных ворот» (Уральских гор) и здесь были разбиты юграми. В 1167 году новгородцы совершили еще один поход на Югру с целью грабежа. Набеги увенчались успехами. С 1187 года Югра стала платить дань Новгороду. Дань изымалась кровью, с боем, насилием: «Избьены быша печерьски данники и югорски… и пермски».

В 1193 году колонизация Зауралья столкнулась с проблемой. При осаде Югры был полностью перебит отряд воеводы Яндрея. К середине 13-го века Югра была уже полность завоевана и считалась Новгородской волостью. Когда Новгород пал, восточными землями стала заниматься Москва.

В 1472 году после похода московских воевод Федора Пестрого и Гаврила Нелидова была завоевана Пермская земля. 9 мая 1483 года по велению Ивана III был начат большой поход воевод Федора Курбского-Черного и Ивана Салтык-Травина в Западную Сибирь – на вогульского князя Пелымского Асыку. Разбив вогулов у Пелыма, войско двинулось по рекам Тавде, Туре и Иртышу. Многие Югорские старейшины попали в плен и были увезены в Москву. Здесь они вступили в переговоры с Иваном III. Югорская земля признала власть московского царя.

Прошло 15 лет, и новый поход в Зауралье возглавил Семен Федорович Курбский, с ним более 4000 ратников. На этот раз ратники двинулись в поход на лыжах зимой. Воеводы заняли Ляпинское княжество на левом берегу реки Оби и еще 40 югорских «городков», пленили 58 князьков. Устанавливается вассальная зависимость вогульских земель от Московского княжества. Иван III получает титул великого князя Югорского, наряду с другими титулами.

Возникновение Ирбита и Зайково связано с продвижение русских людей на восток. Призыв верхотурских слободчиков всколыхнул людей. За «каменный пояс» хлынул поток переселенцев. В память о родных местах закрепились названия в новых зауральских поселениях. Есть в округе деревни Новгородова, Костромина, Вяткина и другие. Слободу на берегу Ницы назвали Ирбеевской, основана она слободчиком Иваном Спицыным в 1631 году.

«Ирбея» от древне-татарского «Ир» - съезд. Возможно, и до появления русских сходился здесь торговый люд.
Россия присоединяла к себе новые земли, приходилось обороняться, часто брать в свои руки оружие.

Как повествует Ю. Коновалов в работе «Население Ирбитской слободы в первые годы существования (1632-1682)», в «1662-1664 вся южная часть Верхотурского уезда подверглась башкирским набегам. В списках пострадавших перечислено свыше 70-ти хозяйств Ирбитской слободы, понесших различные убытки. Сожженных дворов было немного, в основном крестьяне потеряли хлеб и скот. Но развитие слободы это, естественно, приостановило».

Раньше и несколько иначе события тех смутных лет описал в статье «Оборона Ирбитской слободы» камышловский краевед П. Кошкин. По его словам, смута 1662 года в Западной Сибири представляла собой не «башкирские набеги», а весьма масштабное восстание татар, вогулов, остяков и других народностей, стремительно приближавшееся к Ирбитской слободе с юга. Подобно защитникам Белогорской крепости из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», ирбитчане под руководством приказчика Литвинова спешно исправляли крепостные укрепления и рвы, ремонтировали оружие, брали в заложники заподозренных в симпатиях к бунтовщикам.

Мятежники, по сведениям краеведа П. Кошкина, «опустошили все деревни по реке Ирбити, перебили людей, угнали».

Защитники Ирбитской слободы выступили навстречу приближающемуся противнику и дали бой. О дальнейших драматических событиях свидетельствует фрагмент изданного в 1899 году в Екатеринбурге «Путеводителя по Уралу» В.А. Весновского: «150 легковооруженных охотников под начальством Федора Мокренского (сына знаменитого долмата, основателя монастыря) вышли навстречу татарам. Они сошлись с ними в 4 верстах от Ирбитской слободы, близ деревни Шмаковой, отстояли эту деревню, разбили татар и гнали их до деревни Зайковой (ныне село). Татар под Ирбит приходило до 4000 человек, однако, годных для военного дела только  было только 200. Остальные, по показанию пленного татарина, были старые и малые. Дальше Зайковой ирбитчане идти не решились, прослышав, что там стоит сильная татарская рать».

В 1662 году Ирбеевская слобода защищалась от потомков сибирского хана Кучума. Кочевники нападали и на другие селения. Так в «Росписи от татарского разорения в 1662 году крестьян» значится Петр Семенов Зайков (деревня Зайкова), у которого имелось 15 лошадей, 6 жеребят, 13 скотов рогатых. А в 38 километрах от Ирбита, в деревне Белослудской, сожгли церковь с укрывающимися в ней крестьянами и приказчиком, разорили деревню. Убили много людей, угнали скот. Такие нападения были совершены и на другие русские поселения.
Вскоре после кровавой стычки слобода стала называться на русский лад Ирбитской.

В 6-9 веках происходит смешение сибирских племен с новыми пришельцами – алтайскими и казахстанскими тюрками. В 13 веке в этих местах появились (и многие тут остались) татаро-монголы. К 15 веку здесь формируется новая этническая группа – тюрко-язычные татары Западной Сибири, чаще называемые сибирскими татарами.

Сибирские татары имели сильную феодальную верхушку. Здесь образовалось княжество Великая Тюмень (Тумен – отряд около 10 тысяч воинов), с центром в городке Чинги-Тура (сегодняшняя Тюмень).

В начале 16 века при распаде Золотой Орды земли Великой Тюмени вошли в состав Сибирского ханства. Столицей Сибирского ханства стал городок Кашлык на берегу Иртыша (в 16 километрах от нынешнего Тобольска). По территории Сибирское ханство превосходило любое западноевропейское государство, хотя четких границ у этого образования не было. Наши ирбитские земли находились на территории этого ханства. Нетрудно понять, почему мы здесь встречаем множество татарских наименований.

Сибирские татары вели кочевой образ жизни. Хан и его знать угнетали как собственный «черный» народ, так и покоренных иноплеменников: хантов, манси, зауральских башкир и других. У хана были вассалы-мурзы, которые владели улусами. Были у них военизированные отряды для проведения набегов, грабежа, порабощения пленных. Вот эти отряды и совершали набеги на селения в Ирбитской и других местностях. Появления русских ими, конечно, не приветствовалось.

Власть в Кашлыке постоянно оспаривали представители местного татарского рода Тайбугинов и потомки Чингиз-хана. В свое время Чингиз-хан отдал Западную Сибирь старшему сыну Джучи.

После победы над Казанским ханством (1552 год) Русское государство вплотную соприкасается с Сибирским ханством. В 1555 году сибирский хан Едигер (род Тайбугинов) признал власть Москвы. Но в 1563 году чингизид Кучум совершил государственный переворот в Сибирском ханстве. Он пришел туда из Бухары. В войске Кучума несли службу узбекские отряды, ногайцы, башкиры. Кучум сразу порвал вассальские отношения с Россией. Лишь в 1571 году он согласился на зависимость, но вскоре опять стал враждебен к Москве, особенно после набега на Москву крымского хана Давлет-Гирея.

Кучум отправил своего племянника Махмуда Кули с дружиной с целью разведки за пределы ханства. Потревожил в пермских краях купцов Строгановых. В 1579 году Строгановы пригласили к себе казаков под началом Ермака Тимофеевича для защиты от набегов отрядов хана Кучума.

Исторический поход Ермака в Сибирское ханство начался в 1582 году с отрядом казаков около 800 человек. Спускаясь по рекам Туре, Тоболу, он с боями дошел до Иртыша. 26 октября 1582 года Ермак овладел Кашлыком. Потерпев поражение от казаков Ермака, Кучум откочевал на юг и продолжал оказывать сопротивление русским отрядам до 1598 года. Он был разбит тарским воеводой Андреем Воейковым на берегу реки Обь. Кучум бежал в Ногайскую Орду, где и был убит.
Ермак погиб в 1585 году, утонув в реке во время нападения местных жителей на лагерь казаков. После гибели Ермака туда были посланы воеводы Василий Сукин и Иван Мясной с небольшими отрядами. Достигнув Чинги-Туры в 1586 году,русские основали город Тюмень, в 1587 году – Тобольск и другие города. Началось освоение Сибири Московским государством. Происходили эти события при Иване Грозном, который к своим прежним титулам прибавил «всея Сибирская земли повелитель».

Как видим, в тех местах, где располагаются районный центр Ирбит и наш поселок Зайково, в далекие времена кипели страсти, люди боролись за эту землю. Обрусение этих земель окончательно произошло после похода Ермака в Зауралье. Появление русских поселений в Ирбитском крае происходит вскоре после разгрома Сибирского ханства.
В.Князев  2011г

28.06.16            А.Билык


Рецензии
Еще раз хочу сказать вам большое спасибо. У меня тоже есть версия, как пришла в древнюю Югру православная вера в книге "Под крылом Черного ворона".
Отрывок здесь есть, книгу пока полностью не выкладываю.
С уважением Иван Цуприков

Иван Цуприков   12.07.2016 10:49     Заявить о нарушении
История нашего поселка в воспоминаниях и архивных материалах собрана и опубликована нами в трех сборниках, выпущенных в 2008,2012, и2016г.г. Выставляю частично. без особой системы. А за 8-й год в моем н-Буке и не сохранилось ничего.

К Вам, Иван, под "Крыло ворона"постараюсь заглянуть на досуге.
(только вот лето с домашними делами...)
желаю успехов во всем.

Альбина Билык   12.07.2016 15:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.