Я жизни истину познать хочу

   Что «такое» поэт? Не кто?  А что?
На мой взгляд, это особая организация души и ума, образа мыслей, когда человек ощущает себя частичкой всего Мироздания – от маленькой травинки на земле до Космоса. И таким человеком является автор  книги стихов «Вся жизнь моя отражена в стихах» – Галина Курбатова.

   Ее стихи, на первый взгляд, поражают  читателя своей непритязательностью. Они не подчиняются никаким общепринятым строгим канонам стихосложения, как-то: определенной форме, традиционным рифмам, которые зачастую вообще отсутствуют. Но это только сначала может смутить  искушенного читателя. Проникнув  же в их суть, понимаешь: да, это  - поэт. Поэт по мироощущению, по самому своему  поэтическому дыханию. Помните у Окуджавы: «Поэт, как дышит, так и пишет?»

   Стихи  Галины Курбатовой напоминают поэзию Ксении Некрасовой. Прежде всего, они подкупают своей искренностью. Автор не маскируется  за искусственной архитектоникой стиха, нарочитого глубокомыслия. Стихи лиричны, красивы, но одновременно и глубоко философичны. Поэт размышляет в них и о смысле жизни, о поиске истины, о добре и зле, о любви – в широком ее понимании. «Я иду по лабиринту познания истины», «Но я свою, единственную, моей жизни истину познать хочу», - признается поэт. – «Я познаю мир через встречу с новой тайной».

   Большое место в стихах, как, по-видимому, и в самой жизни, занимает поиск автором гармонии с природой. Герои ее произведений: «лесной мой гений – скворец», цветок – друг, стрекозка на зеленом листе, снег, дождь, ваза для цветов, машины на дороге, кот,  музыка, тишина, с которыми она ведет живой разговор на равных, как с живыми существами. «Ты не прогоняй меня, сирень! Я тобою полюбуюсь»;  «Я обнимаю ветки/ в капельках дождя/ дрожащие./ И солнце ярко светит/ в глаза мои./ Моя Вселенная,/как милое дитя/ ты мне доверчива./ Я знаю, что чисты/ все помыслы твои.

     Все сущее пронизано у нее любовью. «До краев/наполнить любовью/всю жизнь!»- вот девиз поэта.
И хотя жизнь не всегда благосклонна к ней. Как  и многим живущим на земле, ей довелось познать и тоску о любимом, и материнское горе, и страдание. «Всего с лихвой хватило./ И голод был,/ И пир горою был,/ И слез немало пролила»;  но все же автор заявляет: «Сколько жизнь моя всего вместила,/ Ни о чем не сожалею я. /Было горе, счастье было…». Рассматривая собственную жизнь, как «искусство/ – жизнь свою ткать,/ чтоб не рвалась тугая нить», и всю ее воплощая в стихотворные строки, по собственному  признанию  автора: «Вся жизнь моя отражена в стихах» - строка, давшая название всей книге,  стихи Галины Курбатовой остаются светлыми, наполнены оптимизмом. «Накоплю я запас немалый,/ чтобы легкою снова стать./ Вновь вдохнуть в себя/ свежую силу,/ чтоб любить,/ и страдать, и мечтать!» И потому она вправе сказать о себе: «Я счастлива, спасибо,/ хоть в жизни много бед».  Источник этого  счастья заключается в умении радоваться каждому мгновению жизни. «Я коплю мгновенья счастья». И почти по Бунину: «Взгляните, люди, ведь счастье всюду ожидает». А Бунин писал: «А счастье всюду: может быть, оно – вот этот сад, цветущий за сараем, и теплый воздух, льющийся в окно».

     Стихи очень напевны, мелодичны. Они близки к фольклору. Наверное, многие из них могли бы стать песнями.

    И еще одна особенность стихов Галины Курбатовой – это собственная манера письма, о чем я уже упоминала выше. Каждый поэт имеет право на свою манеру, и в этом его достоинство. Кто-то пишет в стиле модернизма или авангардизма, кто-то в классическом стиле. И любой из них находит своих читателей и почитателей. Наверное, автору  данной книги еще можно много работать над совершенствованием своего творчества, изучать теорию стихосложения, учится мастерству у великих поэтов, близких ему  по духу, но не терять при этом своего голоса.

   Для меня в стихах интересно не содержание, не форма и  не рифмы, а то внутреннее, что скрыто за словами, какая-то тайна, особая энергетика стиха, которая, минуя разум, сразу проникает в душу и потому влечет за собой желание перечитывать их вновь и вновь, а именно  та многозначность, когда каждый читатель может найти в них что-то близкое ему.


Рецензии