Закон Всемирного тяготения Жизни...

ЗАКОН  ВСЕМИРНОГО  ПРИТЯЖЕНИЯ  ЖИЗНИ. ЗАКОНЧИЛОСЬ  ЛИ  СОТВОРЕНИЕ  МИРА?..
 
В  трансперсональной  психологии  «переживание»  трактуется  как  трансперсональный  опыт.  Отсюда  следует,  что  на  персональной,  т.е.  личностной  стадии  развития  сознания  надличностный  опыт  не  воспринимается.

Человек,  по  собственной  воле  либо  по  воле  случая  оказавшийся  в  «иных  мирах»,  должен  быть  готов  к  расширению  спектра  переживаний  на  много  порядков,  чтобы  адекватно  и  без  искажений  реагировать  на  реальности  этих  миров.

Неподготовленное  сознание  может  загнать  себя   только  в  свои  собственные  реальности,  порожденные  вытесненными  страхами  и  комплексами,    или  начать  подгонку  всего  воспринимаемого  «под   себя»,  под  собственные  желания  и  потребности,  которые  в  этой  искаженной  реальности  могут  принять  неуправляемый  и  извращенный  характер.

Истинные  же  иные  миры,  существующие  независимо  от  человека,  могут  быть  какими  угодно,  в  том  числе  и  неприспособленными  к  возможностям  человеческого  восприятия.  Даже  здесь,  на  Земле,  человек  упорно  продолжает  создавать  целые  зоны  невосприятия  и  игнорирования  реально  происходящих  событий  и  феноменов,  ибо  трансперсональные,  или  превосходящие  возможности   данной  личности  переживания  могут  повредить  целостности  ее  внутреннего  мира,  ощущению  его  устойчивости  и  правильности.

Оказавшись  в  непривычной  и  пугающей  ситуации,  в  том  числе  и  ситуации  трансперсонального  переживания,  человек  немедленно  начинает  адаптировать  все,  что  видит  и  чувствует,  под  привычные  для  него  стандарты,  иначе  разум  может  просто  не  выдержать  «давления  инаковостью»  и  сорваться  в  запредельное  торможение  либо  возбуждение.

И  тот,  и  другой  варианты  приводят  к  тяжелому  трансперсональному  кризису,  из  которого  человек  далеко  не  всегда  может  выйти  без  помощи  грамотного  психотерапевта.  К  этому  же  типу  переживаний  относятся  СКО  и  БПМ  С. Грофа,  и  именно  поэтому  они  так  глубоко  скрыты  от  нас  в  нашей  обычной  повседневной  жизни.

Я  согласен  с  теми  критиками  результатов  исследований  С. Грофа,  которые  считают,  что  БПМ  и  СКО  обусловлены  не  только  физиологическими  аспектами  процесса  родов;  что  это,  скорее,  роды  в  духовном  и  онтологическом  смысле  слова;  это  символический  ПУТЬ  РОЖДЕНИЯ  ЧЕЛОВЕКА;  это  и  инструкция,  и  предупреждение,  и  опыт  многократных  смертей  и  возрождений,  который  каждый  из  нас  несет  глубоко  в  себе  из  жизни  в  жизнь.

Полный   опыт  трансперсональных  переживаний  позволяет  не  только  спокойно  чувствовать  себя  в  любом  из  миров,  но  и  не  ощущать  потребности  в  их  перестройке  «под  свои  нужды».  Каждое  такое  переживание  требует  значительных  затрат  психической  энергии,  но  придать  этим  мирам  жизнь  и  эволюционное  движение  сам  человек  не  в  состоянии.  Не  под  силу  это  и  Гидам,  и  Учителям  Ноосферы,  зато  возможно  для  той  Силы,  которую  пациенты  М. Ньютона  обозначают  как  Источник,  или  Присутствие.

Что  же  такое  ЖИЗНЬ  не  в  общем – биологическом,  философском,  онтологическом -- смысле,  а  ЖИЗНЬ  КАК  ТАКОВАЯ,  жизнь  «сама  по  себе»?

Мы  знаем  о  законе  всемирного  тяготения,   кое-что – о  гравитационных  процессах,  меж-  и  внутриатомных  взаимодействиях,  принципах  квантовой  механики  и  физики,  о  материи  и  антиматерии;  приблизительно  понимаем,  ЧТО  есть  жизнь,  не-жизнь  и  квазижизнь.  Мы  доросли  до  таких  констатаций,  как  «Все  есть  материя»,  «Все  есть  энергия»,  «Все  есть  информация»,  «Все  есть  Бог».

Думаю,  пора  сделать  и  следующий  шаг,  признав,  что  ВСЕ  ЕСТЬ  ЖИЗНЬ,  а  затем  и  открыть  для  себя  ЗАКОН  ВСЕМИРНОГО  ПРИТЯЖЕНИЯ  ЖИЗНИ,  понимая  его  как  императивную  притягательность  и  привлекательность  жизни  для  всего,  что  еще  не  живое,  но  уже  близко  к  тому,  чтобы  стать  живым... ВСЕ  устремляется  туда,  где  появляется  хотя  бы  намек  на  жизнь,  хотя  бы  первые  ее  проявления,  первые  ростки  и  первые  движения.

ЖИЗНЬ  и  ЖИВОЕ – высшая  и,  похоже,  единственная  любовь  мироздания.  Разум  рожден  прежде  всего  для  осознания  ЖИВЫМ  самого  себя,  а  затем  и  для  сотворения,  поддержания  и  эволюции  ЖИЗНИ  в  Универсуме.

Нас  пугает,  смущает,  заставляет  ощущать  собственную  ничтожность  невыразимо  прекрасная,    гигантская   и  ужасающая  в  своем  предельном  великолепии  Вселенная,  которая  в  титаническом  усилии  пытается  понять  и  осознать,  что  она  ЕСТЬ  ЖИЗНЬ,  РОЖДАЮЩАЯ  ЖИЗНЬ  ДЛЯ  ЖИЗНИ  всего  сущего  в  ней.  Кажется,  что  наша  малость  несоизмерима  с  той  грандиозностью,  которую  она  из  себя  представляет.  Однако  это  не  так.  Человек  рожден  именно  для  того,  чтобы  Вселенной  было,  ДЛЯ  КОГО  и  жить,  и  творить  жизнь.

Тот,  кто  тяготится  жизнью,  отвергая  ее,  относясь  к  ней  безответственно,  грубо  и  оскорбительно,  кто  теряет  бережность  по  отношению  к  другой  жизни – человеческой,  животных  или  растений -- тот  теряет  возможность  ОЩУЩЕНИЯ  СЕБЯ  ЖИВЫМ,  но  даже  и  для  этих  «несовершенных  в  жизни  и  любви»  никогда  не  закрывается  «Дверь  в  лето»,  потому  что  живое  не  может  при  жизни  стать  окончательно неживым,  и  даже  смерть  не  является  концом  жизни  как  таковой.

Мы  легко  и  почти  бездумно  повторяем:  «Жизнь  учит»;  «Жизнь – лучший  Учитель»;  «Жизнь  все  расставит  по  своим  местам»... Понимание  того,  что  мы – все  без  исключения! – приходим  в  жизнь  для  учебы,  роста  и  постижения,  стало  почти  банальностью.  Но  что  мы  понимаем  под  жизнью?

В  первую  очередь,  личное  существование  и  биографическую  память  с  ее  опытом;  далее  идет  жизнь  социальная  и  профессиональная  и,  наконец,  жизнь  внутренняя,  творческая  и  познавательная.  Все  это  абсолютно  немыслимо  без  существования  других  людей;  даже  самих  себя  мы  можем  понимать  и  постигать  только  через  отражение  себя  в  других.  Если  же  мы  пожелаем  открыть  СЕБЯ  ИСТИННОГО,  внутреннего,  то  неизбежно  натолкнемся   на  «МЫ»,  которое  есть   «Я»,  «Не  совсем  Я»,  «Почти  Я»,  «Совсем  не  Я», а  также  множество  туманных  и  призрачных  «Я-прошлых»  и  «Я-будущих»...

Стоит  ли  отказываться  от  них   в  бесплодной  попытке  найти  то  АБСОЛЮТНО  ИНДИВИДУАЛЬНОЕ,  которое  существует  само  по  себе  и  не  похоже  ни  на  что  и  ни  на  кого?  Не  является  ли  это  отчаянное  стремление  к  исключительности,  обособленности  и  независимости  последним  бастионом  материальной  инерции?  Не  является  ли  это  тем,  что  противостоит  вечному  зову  Жизни  и  что  до  сих  пор  существует  в  нас   как  «внутри»,  так  и  «снаружи»?

Не  желая  решать  эти  сложнейшие  вопросы,  мы  предпочитаем  ничего  не  замечать  при  уходе  внутрь,  к  исследованию  собственного  внутреннего  пространства  и  внутренней  реальности.

  Все  неважно...  Все  не  суть... Мимо,  мимо,  мимо... Мимо  прошлых  жизней,  мимо  прекрасного  либо   травматического  опыта,  мимо  холодных  камер,  где  заточены  вечные  узники  наших  же  собственных  ошибок... Мы  не  простили  их,  не  выслушали,  не  пожалели,  не  поняли  и  не  освободили...

Мимо,  мимо... Мимо  «переходной  зоны»,  выстроенной  действительно  из  материала  частичных  истин,  но  выстроенной  нами  (или  не  нами,  но  это  стало  для  нас  своим,  близким)  как  Обитель,  как  гостеприимный  Дом,  как  форпост  на  краю  Ойкумены,   как  мир  великого  Озарения  и  Всепрощения,  как  Школа,  где  каждый  из  нас  может  многому  научиться...

Однако  мы  игнорируем  и  это,  ибо  идея  духовной  индивидуальности  уносит  нас  все  дальше  и  дальше... К  предельной,  конечной  реальности,  к  Царству  Духа  и  первичному  состоянию  ВСЕГО...  И  лишь  там  мы  понимаем  окончательно  и  бесповоротно,  что  ЖИЗНЬ,  от  которой  мы  столь  упорно  и  бессмысленно  отказывались  на  каждом  из  этапов  восхождения,  существует  и  здесь,  что  она  и  есть  ВЫСШИЙ  ЗАМЫСЕЛ...

И  дошли  мы  сюда  не  столько  потому,  что  смогли  пройти  сами,   опираясь  на  помощь  тех,  других,  которые  были  «ранее  нас  и  более  нас»,  а  потому,  что  этим  путем  Жизнь,  Великая  Мать  Всего  Сущего,  НИСХОДИЛА  ВНИЗ,  одаривая  своей  любовью  и  древний  Камень,  и  яростный  Огонь,  и  еще  спящую  Землю,  и  Небеса,  и  Престолы,  и  Царства,  и  общность  Существ  небесных  и  земных,  водных  и  подземных,  и  своего  самого  младшего  ребенка – Человека...

И  когда  мы  сами  начинаем  НИСХОЖДЕНИЕ,  то  с  великим  удивлением  видим,  что  все  уже  действительно  создано,  создано  с  величайшей  мудростью  и  любовью,  что  ВСЕ  УЖЕ  ЕСТЬ... Остается  только  понять  это  и  приступить  к  спокойному  и  вдумчивому  созиданию  нового,  еще  более  ЖИВОГО  и  прекрасного,  под  руководством  тех,  кто  ЗНАЕТ,  КАК  это  следует  делать  и  в  какой  последовательности... Если  бы  не  они,  проложившие  эти  пути-дороги,  мы  до  сих  пор  так  и  не  стали  бы  ЖИВЫМИ.  Вечная  благодарность  и  вечная  наша  любовь  к  тем,  КТО  УШЕЛ,  ЧТОБЫ  ВЕРНУТЬСЯ...

Неповторим,  уникален  и  бесценен  каждый  мир,  рожденный  человеком  и  в  человеке.  Это – наш  личный  Дар,  наша  метка:  «Это  я,  Господи,  это  я...»

Обычно  мы  стесняемся  и  даже   пугаемся  высокого,  предпочитая  вещи  более  конкретные,  приземленные,  простые  и  бесхитростные.  Понятие  «тонкие  материи»  стало  для  нас  или  профанацией,  или  чем-то  недоступным. Однако  именно  тонкие  материи  и  ЕСТЬ  ЖИЗНЬ,  есть  то,  для  чего  мы  пришли  в  этот  несовершенный  мир.  Пришли  все – и  самые  первые,  и  те,  кто  пришел,  повинуясь  чувству  высшего  Долга,  и  те,  кто  услышал  Зов,  и  те,  кто  полюбил  Землю  и  ее  детей,  и  те,  кто  только  начинает  понимать  самих  себя...

Именно  так  я  понимаю  ЖИЗНЬ.  Такое  понимание  очень  созвучно  утверждению  Шри  Ауробиндо  «Вся  жизнь  есть  йога».  Вот  и  я  вижу  Жизнь  не  как  «проживание»,  не  как  «приключение»,  а  как  невероятное  и  огромное  ПЕРЕЖИВАНИЕ,  рушащее  барьеры  между  «Я»  и  «НЕ-Я»,  «Мы»  и  «Они»,  «Здесь»  и  «Там»,  «Вчера»,  «Сегодня»  и  «Завтра»;  переживание,  не  признающее  разделения  на  планы,  уровни,  миры  и  сферы,  на  «духовное»  и  «физическое».

Одноразовое,  пусть  даже  и  очень  мощное  переживание  ничего  не  решает.  С. Гроф  говорил  об  этом  применительно  к  трансперсональному  опыту,   Шри  Ауробиндо – применительно  к  йоге,  но  от  разницы  в  терминах  суть  сказанного  не  меняется.  Вот  эти  слова:

«Неверно  думать,  что  в  момент  духовного  переживания  и  осознания  человек  должен  стать  совершенной  личностью.  Это  значило  бы  выдвигать  требование,  которое  жизнь  удовлетворить  не  может.  Духовная  жизнь – это  рост,  а  не  внезапное  и  необъяснимое  чудо.  Рождение  Души – серия  непрерыной  духовной  эволюции.

Говорить  о  себе  даже  как  об  инкарнирующей  Душе – значит  слишком  упрощать  чудо  нашего  существования.  Тело – это  приспособление;  личность – формация,  для  развития  которой  действие  и  переживание  являются  инструментами;  Душа – то,  что  должно  родиться  из  всего  этого.

Однако  СУЩНОСТЬ,  по  чьей  воле  все  это  существует  и  делается – не  тело,  не  личность,  не  действие,  не  переживание  и  даже  не  Душа.  Игнорировать  это – значит  игнорировать  главный  секрет  нашего  бытия.»

Так  что  давайте  входить  в  Храм  Жизни  в  потрясенном  и  благодарном  молчании,  не  робко,  но  очень  бережно  и  осторожно... Не  будем  уподобляться  бесшабашным  гулякам  или  жадным  до  «хлеба  и  зрелищ»  бесцеремонным туристам,  с  головы  до  ног  увешанным  механическими  средствами  запечатления  увиденного  и  прожитого.

Однако  нам  пора  дальше – к  временам  заката  отдельно  взятой  жизни,  очень  мало  знающей  о  себе  или  только  догадывающейся  о  том,  ЧТО  она  и  ПОЧЕМУ... Это  трудное  и  очень  ответственное  дело – ДЕЛО  ЗАВЕРШЕНИЯ.

Нет,  не  было  и  не  будет  человека,  который  в  этот  период  не  начал  бы  задумываться  о  своей  прожитой  жизни.  Искать  «смысл  жизни» -- удел  молодого  и  зрелого  возраста.  В  старости  же  все  иначе...

Все,  о  чем  мы  предпочитали  не  думать,  не  замечать,  игнорировать  либо  постоянно  откладывать  на  «потом»,  приходит  и  властно  вторгается  в  нашу  внутреннюю  жизнь.

Слабеет  разум,  мельчает  мысль,  оскудевают  чувства,  уплощается  восприятие  мира... О  теле  и  говорить  нечего -- все  хуже  справляясь  со  своими  обязанностями,  оно  отчаянно  сигнализирует  нам:  скоро,  совсем  уже  скоро  ВСЕ  КОНЧИТСЯ... Память  тоже  ведет  себя  странно,  упорно  возвращая  нас  к  началу,  заставляя  находить  и  анализировать  не  просто  наиболее  яркие  и  живые  эпизоды,  а  развилки,  узловые  точки,  пути,  по  которым  мы  ходили  или  могли  пойти,  но  выбрали  иную  дорогу...

И  еще – там  всегда  ЛЮДИ... Родители,  родственники,  друзья  и  недруги,  компаньоны  и  попутчики, учителя  и  коллеги  по  работе,  любимые  писатели,  поэты,   художники  и  музыканты,  авторы  и  исполнители  любимых  песен... В  ней  продолжают  жить  те,  кого  мы  любили,  и  те,  кто  любил  нас;  те,  кого  не  любили  мы  и  кто  тоже  нас  не  любил... Обиженные,  обманутые,  брошенные,  не  понятые,  преданные  нами -- и  наоборот,  те,  кто  обидел,   предал,  обманул  нас...

Там  продолжают  веять  ветры  нашей  жизни,  по-разному  пахнущие:  то  садовой  малиной,  то  клейкими  листиками  тополя  и  распустившейся  черемухой,  то  вдруг  мягким  и  до  боли  родным  запахом  свежевыпеченного  хлеба,  а  потом  неожиданно  вспомнится  запах  табака,  который  курил  отец,  и  нежный  аромат  маминых  духов...

Дороги... Они  тоже  пахнут  по-разному... Сухой  и  тонкий  запах  пыли... Ни  с  чем  не  сравнимый  ее  же  аромат  после  слепого  летнего  дождя... Бензин – это  уже  автомобили  или  стальные  птицы –единственная  связь  с  Большой  Землей... Совершенно  особый  запах  вагонного  купе  или  корабельной  каюты... Тяжелый  и  угнетающий  запах  больничных  палат  и  строгий,  холодноватый – врачебного  кабинета – запахи   профессии... Уголь,  мазут,  копоть – тревожащие  запахи  поездов... Щемящий  аромат  осенних  костров  из  опавших  листьев...

Цвета – весны,  лета,  осени,  зимы... Яркий  зеленый,  солнечно-одуванчиковый   и  снежно-белый;  золотой,  алый,  веселый  оранжевый,  васильково-синий,  нежно-розовый;  багряный,  желто-красный,  охряно-коричневатый;  обнаженно-серый,  черный  с  островками  белого;  и  вот,  наконец,  серебристо-белый,  укрывающий  и  землю,  и  крыши  домов,  и  кусты,  и  деревья...

Карнавал  ощущений,  парад  образов,  хоровод  ассоциаций... Звуки  тоже   есть,  но  реже... И  почти  никогда  нет  оформленного  и  звучащего  СЛОВА,  скорее  его  СМЫСЛ,  МЕЛОДИЯ...  Эмоции  как  бы  тонированы  и  приглушены... И  над  всем  этим – НЕБО... Мы  очень  хорошо  его  чувствуем,  оно  нам  значительно  ближе,  чем  земля  под  ногами... Иногда  в  этом  «Небе  Памяти»,  как  падающие  звезды,  проносятся  судьбоносные  встречи.  Они  видятся  резко  и  отчетливо,  никогда  не  притворяясь  «случайностью»...

Психологи  называют  эти  удивительные  состояния  «потоком  сознания».  Если  замедлить  этот  поток,  он  тут  же  распадается  на  последовательный  ряд  образов,  каждый  из  которых  есть  слепок,  отражение,  особая  многомерная  форма.  Она  не  есть  знание  либо  понимание,  но  всегда  точное  и  безошибочное  ОЩУЩЕНИЕ.

Если  в  него  долго  вглядываться,  ОБРАЗ  превращается  в  СМЫСЛ,  глубинную  суть  того,  что  кто-то  или  что-то  в  нас  показывает  нам – не  просто  так,  а  с  вполне  определенной   целью.  Так приходит  ОСОЗНАНИЕ,  не  имеющее  ничего  общего  с  дискурсивным   процессом   мышления  и  мыслью.

Не  всем  дано  в  процессе  о-сознания  и  о-смысления  понять  себя  как  СУДЬБУ,  в  которой  не  было  ничего  случайного;  судьбу,  которая  скрывалась  за  тем,  что  мы  привычно  именуем  собственной  «личной  жизнью».  Нет  ее,  этой  личной  жизни,  а  есть  общий  мир  существования – мир  людей,  птиц,  зверей  и  рыб,  мир  звуков,  запахов,  ощущений,  чувств,  мир  деревьев,  кустов,  цветов  и  трав,  мир  Земли,  Воды,  Воздуха  и  Огня... Мир  таинственных  Существ  и  загадочных  Сущностей,  из  которых  человек – отнюдь  не  первый,  но  и  не  последний...

Итак,  на  закате  жизни  идет  не  просто  ее  оценка,  но  и  подготовка  того,  ЧТО  УЙДЕТ   в  иную  сферу  существования,  когда  «нас-телесных»  не  станет... Поэтому  и  брать  с  собой  «ТУДА»  надо  лишь  самое  главное  и  самое  ценное – не  стоит  загромождать  и  огорчать  мир,  куда  мы  собираемся,  всякой  мелочью  и  совсем  уж  неуместным  ТАМ  хламом...

Нет  ни  одной  составляющей  человека,  которая  не  готовилась  бы  к  этому  ПЕРЕХОДУ...

ТЕЛО   высказывает  свои  пожелания, каким  оно  хотело  бы  стать  в  будущем,  робко  и  застенчиво  открывает  самые  сокровенные  свои  тайны,  свои  скрытые  желания... Например,  о  том,  что  в  будущем  оно  хотело  бы  принадлежать  к  другому  полу...  Или  же  вообще  стать  формой  существования  какого-нибудь  загадочного,  мистического  или  волшебного  Существа...

ВИТАЛ,  как  всегда,  в  замешательстве  и  сомнениях... Он  хочет  одновременно  прожить  тысячи  жизней  в  тысячах  стран,  испытать  все  и  стать  всем... Основной  же  рефрен  Витала:  «Бороться  и  искать,  найти  и  не  сдаваться!»  Девиз – «ПОБЕДИТЬ!..»  И  не  обязательно  кого-то – можно  и  себя... Да,  скорее  всего,  именно  себя... Лишь  победив  себя – маленького,  слабого,  робкого,  неумелого,-- можно  рассчитывать  на  настоящую  ПОБЕДУ... Витал  всегда – ВОИН... Или  готовится  стать  воином...

Хуже  всего  РАЗУМУ... Он  не  только  «отягощен»  самим  собой,  но  и  должен  считаться  с  такими  реалиями,  как  нравственная  Ответственность,  Сила,  Воля  и  Свобода.  Еще  он  должен  что-то  делать  с  такой  вещью,  как  ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ,  не  подкрепленная  собственным  знанием  и  опытом.  Она,  эта  осведомленность,  была  ему  буквально  навязана,  он  сам  вовсе  не  желал  ее,  как  и  не  желал  множества  других  вещей,  которыми  должен  заниматься  по  роду  деятельности...

Говорят,  «Осведомлен,  значит,  вооружен».  Иное  дело,  что  это  оружие... Ну,  скажем  так,  не  совсем  привычное  или  даже  совсем  непривычное...  Как  быть,  например,  с  «прошлыми  жизнями»,  если  эти  «жизни» -- не  его  собственные?  Как  быть  с  «мирами  посмертия»,  если  там  прописана  Душа,  а  не  он  сам  как  таковой?  И  что  тогда  будет  с  ним,  Разумом?..

РАЗУМ  не  в  силах  осознать  НЕЧТО,  способное  осмысленно  существовать,  но  лишенное  РАЗУМНОСТИ.  Рассуждения  его  выглядят  примерно  так:

«Прошлые  жизни... Их  нет  во  мне  самом,  но  они  все-таки  есть  где-то...  В  нас,  в  нашем  общем  Доме... Есть  как  некая  Память... Грамотный  и  умелый  психолог  не  только  объяснит  мне,  что  они  такое,  но  и  на  короткое  время  поможет  мне  их  прожить...

А  потом  я  снова  вернусь  в  себя  и  буду  жить  дальше,  потому  что  настоящий  я – это  Я,  а  не  ОНИ... Время  разделило  нас,  и  нам  никогда  не   встретиться,  не  поговорить  и  не  помочь  друг  другу... Ну  разве  что  в  мелочах... Вот,  опять  у  Тела  спина  болит... Еще  бы  ей  не  болеть,  когда  в  одной  из  жизней  ее  в  танковой  атаке  раздавили  буквально  в  лепешку...  А  вот  соседка  говорит,  что  она  боится  воды,  потому  что  в  прошлой  жизни  она  утонула...

Или  вот  Упанишады...  И  этот  нелепый  Начикетас,  которого  отец  послал  в  Мир  СМЕРТИ  для  выяснения  тайны  ЖИЗНИ... Что  это  за  дурацкий  вопрос:  «Человек,  который  ушел  от  нас  вперед – он  еще  есть,  уже  нет,  или  есть,  но  уже  другой?..»  Как  понимать  бессмертие – первый  Дар  Бога  Смерти  Ямы?  Что  означает  второй  Дар – знание  о  «священном  Огне,  с  которым  человек  преодолевает  голод  и  жажду,  страх  и  печаль,  чтобы  потом  радоваться  на  Небесах»?

Я  ведь  спрашиваю  об  ином:  ЧТО  именно  сохраняется,  спускается  в  ад,  восходит  на  Небеса,  возвращается  на  Землю  в  новом  теле?  Боги  не  говорят  о  жизни  после  смерти...  Человек  смертен,  бессмертна  лишь  Суть,  Сущность,  Истинный  Человек.  Без  знания  этой  Сущности  я,  Личность,  Человек  Разумный,  неспособен  к  продлению  себя,  жизнь  моя – не  жизнь  бессмертная,  а  постоянный  переход  от  смерти  к  смерти...

Так  где  же  я  найду  его,  этого  Истинного Человека,  если  его  во  мне  НЕТ,  если  он – НЕ  Я?  Может  быть,  он  остался  где-то  в  прошлых  жизнях -- или  как-то  образуется  в  жизнях  будущих?..

Да  ну  его  совсем... Подумаю-ка  лучше  о  чем-нибудь  более  простом  и  понятном – например,  о  прожитой  жизни...

Хорошо  сказочным  персонажам!  Приходит  к  ним  некто  и  говорит:  «Хочешь,  я  верну  тебе  молодость?»  А  что  это  значит?

С  телом  понятно – это  здоровье  и  когда  ничего  не  болит... Хотя  тело  могло  бы  быть  и  получше...  Попрошу-ка  новое,  чего  тут  стесняться... А  прежнее – жалко  его,  конечно... Но  оно-то  неразумное  и  о  смерти  не  ведает... Ладно,  пусть  тело  будет  прежним,  только  в  улучшенном  варианте,  вот  никому  и  не  будет  обидно;  оно  ведь  и  само  все  время  этого  хотело...

Но  как  же  быть  с  усталостью  от  жизни,  с  угасшими  желаниями,  потускневшими  чувствами,  находками  и  потерями – со  всем  моим  бесценным  опытом  и  памятью?  Ведь  без  них  не  было  бы  меня  сегодняшнего... Отказаться  от  всего  этого  и  начать  жить  сначала?.. Нет,  это  ведь  просто  умертвить  себя  как  личность...

А  может,  все-таки  попробовать?  Я-личность  останусь,  а  тело  будет  молодым  и  здоровым... Но  тогда  что  делать  мне,  почти  старику,  среди  настоящих  молодых,  среди  20-30  летних?  Опять  работа,  обязанности,  опять  новые  потери,  ошибки,  несчастья  и  боль... Нет,  не  хочу!..

Должен  же  быть  выход... Предположим,  я  вернусь  в  себя  18-летнего  с  полностью  стертой  памятью  и  все  начну  с  самого  начала,  и  это  не  будет  смертью – ведь  я  буду  знать,  что  не  умер,  а  просто  «переселился»  в  себя  самого,  только  молодого...

Тоже  страшно... Возвращаться  есть  смысл  только  тогда,  когда  точно  знаешь,  где  ошибся,  где  поступил  не  так,  где  и  кому  причинил  боль,  где  смалодушничал,  где  испугался,  где   не  поверил,  где  предал... Как  же  я,  лишенный  своего  теперешнего  знания,  буду  жить?  А  вдруг  повторю  все  это  снова?  Изменятся  лица,  места,  персонажи,  события,  НО  НЕ  ИЗМЕНИТСЯ  СУДЬБА?..

А  что,  если  мои  «прежние  жизни»  и  сформировали  эту  судьбу,  или  Карму,  о  которой  сегодня  знают  даже  дети?  И  как  быть  с  людьми,  для  которых  я  исчезну?  Или – не  исчезну?.. И  что  я  буду  делать  без  тех,  кто  уже  стал  неотъемлемой  частью  меня,  а  я – их?..

Нет... Видимо,  придется  умирать... И  возродиться  опять  как 
ребенок,  который  ничего  не  помнит  ни  о  «Я»,  ни  о  «МЫ»?..

Глупость  какая-то!.. Да  пошло  оно  все  куда  подальше!  И  думать  больше  не  хочу.  Пойду-ка   я   лучше  спать...»

Вот  так – или  примерно  так – рассуждает  наш  Разум.  Таким  образом  практически  незаметно,  исподволь,  Душа  готовит  и  жизнь,  и  тело,  и  разум  к  уходу  из  «мира  сего».

Обратите  внимание:  первая  часть  этой  «исповеди»  написана  Психическим  Существом  и  Душой,  остальные – телом,  жизнью  (виталом)  и  личностью.  Первые  не  понимают,  что  такое  «смерть»,  вторые  не  могут  уразуметь,  что  такое  «бес-смертие»... Странная  ситуация,  не  правда  ли?

Поэтому  к  смерти  каждый  из  них  относится  по-разному: кто-то  с  бесшабашной -- т.е.  безголовой – удалью,  кто-то  прячется  за  изумительно  тонким  и  изящным:  «  Пока  есть  я – нет  смерти;  когда  есть  смерть – нет  меня.  Чего  же  тогда  ее  бояться?..»

Кто-то  говорит  о  ней  как  о  Вечном  Покое,  сходном  со  сном  и  сновидениями... Некоторые  воспринимают  ее  как  абсолютное  и  окончательное  НЕБЫТИЕ...

Наиболее  «осведомленные»  до  мелочей  планируют  свое  «посмертное  существование»  на  Земле,  ничуть  не  заботясь  о  «небесном»,  другие  планируют  и  то,  и  другое...

Однако  всем  нам – всем  без  исключения – понятно  одно:  старость  и  смерть – самое  суровое  испытание  всего: и  идеалов,  и  веры,  и  помыслов,  и  убеждений,  и  всего  того,  что  мы  приняли  в  себя  за  долгую  жизнь,  да  и  самой  прожитой  жизни.

Это  даже  не  борьба,  а  планомерное  отступление  израненного  Воинства  в  последнюю  крепость.  Это  та  битва,  перед  которой  надо  одеваться  во  все  чистое,  собороваться  и  целовать  крест,  даже  если  ты  не  христианин,  даже  если  ты  вовсе  не  верующий... Надо  забыть  про  раны,  боль,  смерть  друзей,  забыть  мелкие  и  большие  обиды,  ссоры  и  бессмысленные  поступки...

Нельзя  поддаваться  давлению  Смерти – надо  стоять  до  последнего  солдата,  до  последнего  патрона,  до  последнего  глотка  воды,  до  последнего  вдоха... Главное – это  сохранить  свое  Знамя,  сохранить  тот  СВЯЩЕННЫЙ  ОГОНЬ,  о  котором  Бог  Смерти  Яма  поведал  ведическому  Начикетасу...

Я  не  очень  верю  людям,  громогласно  заявляющим:  «Я  не  приемлю  смерти  и  не  боюсь  ее». А   вот  людей,  терпеливо  ожидающих  смерти  как  избавления  от  мучений  (и  не  только  физических),  встречал  немало.  Профессия  врача  позволяет  увидеть  многое  из  того,  что  сокрыто  от  других,  в  том  числе  и    необъяснимых  выздоровлений,  и  необъяснимых  смертей,  и  смертей  тихих  и  просветленных.

Последние  крайне  редки  и  свойственны  не  только  для  глубоко  верующих  людей  или  людей,  проживших  долгую  осознанную  жизнь,  посвященную  исполнению  долга  (как  бы  он  ни  понимался),  но  и  для  так  называмых  «прощенных».

  В  своей  врачебной  практике  я  видел  только  одного  такого  человека.

Сказать,  что  я  сразу  поверил  ему  и  в  то,  о  чем  он  говорил –значит,  не  сказать  ничего.  Он  буквально  перевернул  мое  миропонимание.  Есть  такие  случаи,  когда  веришь  абсолютно,  и  не  только  словам,  не  только  произносящему  эти  слова,  но  и  чему-то  такому,  что  стоит  ЗА  человеком  и  его  словами,  не  скрывая  своего  присутствия.  Внешне  это -- всегда  ИСПОВЕДЬ,  а  врач  может  оказаться  последним  человеком,  с  кем  успел  поговорить  УХОДЯЩИЙ...

Представьте  себе  достаточно  недолгую,  но  предельно  искалеченную  жизнь,  две  трети  которой  прошли  в  тюрьмах  и  лагерях.  Жизнь,  давно  избавившуюся  от  всех  иллюзий  касательно  «воровского  братства»,  клятвы  «жить  по  понятиям»  и  веры  в  непререкаемую  правоту  «авторитетов»  и  «паханов».  Жизнь,  странным  и  непостижимым  образом  не  могущую  жить  в  НОРМАЛЬНОМ  человеческом  обществе...

Она  умирала,  эта  жизнь..  Долго  и  крайне  мучительно... То  же,  от  чего  она  умирала,  именовалось  «раком  печени».

Вся  обстановка,  обрамляющая  этот  уход,  была  словно  декорация,  выстроенная  гениальным  режиссером,  но  не  для  сцены  и  не  для  зрителя...

Поздняя  осень,  голые  деревья,  ледяной  ветер  с  таким  же  ледяным  дождем... Маленький  умирающий  поселок  в  окружении  бесконечной  тайги... Древний,  обглоданный  временем  и  весь  какой-то  волнообразный  барак,  помнящий  еще  эпоху  ГУЛАГа,  а  то  и  более  ранние  времена,  когда  Магадан  только  начинал  строиться...

Крошечная  комната  со  свисающими  со  стен  обрывками  обоев... Вместо  стола – ящик;  возле  него – пара  ящиков  поменьше;  электрическая  плитка,  кипятильник,  заскорузлые  от  грязи  «лагерные»  миски  и  такая  же  кружка;  консервная  банка  вместо  пепельницы,  битком  набитая  окурками  папирос  «Север»... Присутствие  смерти,  но  самым  странным  образом  лишенное  специфического  запаха  тлена  и  разлагающейся  плоти...

Человеку,  наверное,  только-только  перевалило  за  пятьдесят.  Я  оказался  там  потому,  что  надо  было  официально  запротоколировать  факт  наступающей  смерти  и  необходимость  похорон  за  государственный  счет,  ибо  похоронить  его  было  некому...

В  одной  из  своих  книг  я  уже  подробно  рассказывал  об  этом  случае;  сейчас  мне  не  хочется  этого  делать – не  хочу  тревожить  ни    память,   ни   Душу  этого  человека...

Беспрестанные  боли,  мучившие  его, в  последние  дни  стихли,  но  ПРИШЛО  ИНОЕ... Гости... Или  посетители,  если   сказать  другими  словами...

Отец,  погибший  в  пьяной  драке;  мать,  рано  умершая  от  горя  и  болезней;  пропавший  где-то  старший  брат – и  тоже,  скорее  всего,  умерший...

Они  приходили  не  как  укор,  не  как  обвинители,  а  как  единая,  объединившаяся  вокруг  умирающего,  СЕМЬЯ... Однако  самым  желанным,  хоть  и  неожиданным  для  этого  человека  Гостем  был  тот,  кого  он  называл  АНГЕЛОМ,  который  приходил  ночью  и  уходил  под  утро...

Я  не  вправе  рассказывать,  о  чем  они  говорили,  мне  же  это  было  ДОВЕРЕНО – может  быть,  потому,  что  я  был  ЧЕЛОВЕК  В  БЕЛОМ  и  чем-то  напоминал  ему  Ангела?  Не  знаю...

Мы  долго  говорили – наверное,  часа  два.  И  чем  больше  я  всматривался  в  это  ЛИЦО  и  эти  ГЛАЗА,  тем  больше  с  каким-то  необъяснимым  ужасом  убеждался  в  том,  что  этот
искореженный  и  изувеченный  обломок  человека  СЧАСТЛИВ...

Счастлив  по-настоящему – может  быть,  впервые  в  жизни... И  не  было   в  нем  ни  злобы,  ни  жестокости,  ни  специфической  хитрости,  свойственной  людям  с  такой  биографией.  Была  чистота,  абсолютная  вера  и  СВЕТ,  исходящий  из  сухого  и  туго  обтянутого  кожей  лица...

Мы  расстались... Я  поехал  домой,  и  лишь  в  автобусе  вспомнил,  что  за  весь  наш  долгий  разговор  не  было  произнесено  ни  единого  нецензурного  слова... На  следующий  день  я  хотел  снова  навестить  этого  человека,  но  мне  сообщили,  что  ночью  он  умер.

Я  не  случайно  привел  этот  случай – мы  к  нему  еще  вернемся,  когда  будем  говорить  о  посмертии.  Конечно,  фактов  соприкосновения  одного  человека  с  Душой  другого  значительно  меньше,  чем  принято  считать;  еще  меньше  случаев  нисхождения  Ангела-Хранителя  к  умирающему,  но  еще  пребывающему  на  Земле.  Хотите,  верьте,  хотите,  нет,  но  его  присутствие  в  этой  убогой  комнате,  ставшей  для  ее  обитателя  Чистилищем,  я  почувствовал  совершенно  явственно  и  без  всяких  сомнений...

В  обычной  жизни  мы  имеем  дело  с  представлениями  разного  рода:  представлением  человека  о  себе,  представлениями  других  людей  о  человеке  наряду  с  общим  усредненным  представлением  о  человеке  и  человечестве  самого  человечества.  Именно  это  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  формирует  энергоинформационный  отпечаток  ВСЕГО  СУЩЕГО,  проявляющийся  на  «нематериальном»,  а  точнее,  ИНОМАТЕРИАЛЬНОМ  поле  жизни.
 
Реальный  человек  может  осознать  бессмертие  нефизическое  через  систему  отражений:  отец  отражен  в  сыне,  а  тот – во  внуке,  который  одновременно  и  «сын  отца  своего»,  и  сам – будущий  отец.

Человек  отражен  в  действии  и  деянии – камне,  полотне,  звучании  музыки  и  слова,  здании,  стекле,  храме...

  Его  «тонкий»  образ  как  творца  отражается  в  его  творении,  в  котором,  в  свою  очередь,  проявлены  такие  же  ОБРАЗЫ-ОТРАЖЕНИЯ,  особенно,  если  речь  идет  о  религиозной  музыке,  картине,  поэзии,  архитектуре.  Именно  такое  запечатление  мы  и  считаем  БЕССМЕРТИЕМ.

Однако  часто  бывает  так,  что  с  течением  времени   это  «бессмертное  по  сути»  начинает  умирать  как  «смертное  по  форме»,  и,  значит,  необходимо  искать  форму  новую.

  Если  же  эта  «суть»,  этот  СМЫСЛ  превышает  все  прежние  формы  воплощения,  значит,  надо  создавать  формы,  еще  не  виданные  в  поле  земного  проявления – чем,  кстати,  люди  и  занимаются  с   начала  своего  существования.

В  определенном  смысле,  Личность  и  Душа – это  форма  и  содержание,  символ  и  образ,  знак  и  суть.  Они  крепко  связаны  и  не  могут  жить  одно   без  другого.  Но  может  ли  форма  стать  содержанием?  Несет  ли  СУТЬ  неуничтожимую  ПАМЯТЬ  о  всех  предыдущих  ФОРМАХ  и  ВОПЛОЩЕНИЯХ?

И  если  мы  решили,  что   движение  человека  к  Богу  и  Бога  к  человеку  есть  единое  слитное  движение,  то  почему  мы  отказываем  в  этом  Душе?  Отказываем  ей  в  стремлении  не  просто  «познать»  форму,  использовать  и  после  этого  выбросить  ее,  а  научиться  становиться  с  ней  единым  целым,  пререстраивать  ее,  облагораживать,  возвышать,  а  если  надо,  то,  забывая  о  себе,  становиться  ею – формой,  знаком,  символом?  Человеком  и  Личностью?

Что  мешает  слиться  Огню  Черному,  сжигающему,  и  Огню  Светлому,  очищающему  и  сотворяющему?  Ведь  и  тот,  и  другой  есть  ОГОНЬ,  только  один – старше,  а  другой – умнее  и  чище,  первый – яростный  и  беспощадный,  а  второй – мудрый  и  милосердный...

Может  быть,  им  стоит  напомнить,  что  без  Первого,  без  его  обжигающей  страстности  не  было  бы  Второго?  Что  Второй,  Светлый  Огонь,  Ясный  Огонь  не  может  начать  свою  работу,  пока  Огонь  Черный  не  завершит  свою?

Что  может  породить – и  порождает!— не  только  в  Душе  человеческой,  но  во  всем  Целостном  Человеке  апокалиптический  Огонь  Хиросимы?  Не  тот  ли  скорбный,  но  Вечный  и  Тихий  Огонь,  горящий  во   множестве  мест  кровавых  сражений?  А   во  имя  чего  возжигается  Огонь  Олимпийский?..

Душа  и  Человек... Можно  ли  их  воссоединить?  Я  часто  задавал  этот  вопрос  нашим  Учителям,  и  каждый  раз  слышал:  нет,  невозможно... «Запад  есть  Запад,  Восток  есть  Восток...» И  лишь  спустя  много  лет  понял,  что  вопрос  был  просто  неправильно  сформулирован -- неправильно  потому,  что  я  тогда  не    дорос  до  понимания  глубинного  смысла  этого  трагического  феномена.  Вопрос  же  должен  звучать  следующим  образом:  «Что  мы  понимаем  под  Человеком  и  что  мы  понимаем  под  Душой?"

Если  первый – лишь  частный  случай  жизни  в  планетарном  ее  проявлении,  некая  видовая  метка:  «Человек  Разумный  земной»,  то  вторая – житель  небесных  сфер,  спускающийся  в  мир,  чтобы  снова  уйти  из  него -- раз,  другой,  сотый,  тысячный -- а  потом  уйти  окончательно... Я  не  верил  в  это – это  как  если  бы  человеку  подарили  сердце,  а  затем  грубо  и  безжалостно  вырвали  его  из  человеческой  груди,  оставив  лишь  вечную  боль  и  память  об  утраченном...

Отсюда  родилась  следующая  постановка  вопроса:  каковы  пределы  существования  Души,  за  тысячи  и  тысячи  лет  сроднившейся  с  родом  человеческим?  Когда  Душа  перестает  быть  человеком  и   становится  унифицированным  «Сеятелем  Жизни» -- уже  не  земной,  не  человеческой?  Иными  словами,  вопрос  должен  звучать  так:

«ЗАКОНЧИЛОСЬ  ЛИ  СОТВОРЕНИЕ  ЧЕЛОВЕКА  И  СОТВОРЕНИЕ  МИРА»?

Теория  духовной  эволюции  отвечает  на  этот  вопрос  отрицательно.  В  трансперсональной  и  интегральной  психологии  проблема  изложена  несколько  иначе:  разрывается  ли  связь  человека  с  Изначальной  Основой  при  рождении?  Разрывается  ли  связь  Души  с  ее  собственной  и  в  то  же  время  нашей  общей  Основой  при  погружении  ее  в  физическое  существование?

Может  быть,  и  Душа,  и  Человек  в  процессе  жизни -- через  общие  радости,  открытия,  находки,  муки,  страдания,  невероятные  трудности  и  многочисленные  смерти -- начинают  постепенно  вспоминать  ВСЕ?  Сначала  искаженно,  фрагментарно,  а  затем  все  более  правильно  и  все  в  большем  объеме?  Или  это  не  «вспоминание»,  а  совместное  творчество  нового,  постоянное  и  неостановимое  СОТВОРЕНИЕ?..

Вопрос  не  нов.  Ранее  я  приводил  слова  знаменитого  суфийского  поэта  и  философа  Руми,  теперь  же  хочу  обратить  ваше  внимание  на  слова  средневекового  философа,  этика  и  богослова  Иоганна  Эрхарда:

«Когда  Душа  познает  все  вещи  в  Боге  такими  же  свежими  и  новыми  и  в  той  же  радости,  как  и  шесть  тысяч  лет  назад,  то  это – настоящее  движение  Вечности.  Бог  теперь  создает  мир  почти  так  же,  как  Он  делал  это  в  первый  день  Сотворения.  В  этом-то  как  раз  и  заключается  Его  богатство  и  Его  величие.»

Так  неужели  Человеку  снова  и  снова  нужно  быть  сожженным  Черным  Огнем,  чтобы  на  это  пепелище  мог  ступить  Огонь  Светлый  и  Ясный,   как  в  том  случае,  о  котором  я  вам  рассказал?  В  подобные  минуты  я  всегда  обращаюсь  за  помощью  к  Шри  Ауробиндо,  и  еще  никогда   не  было  такого,  чтобы  ответа  не  оказалось.  Вот  он:

«Не  следует  думать,  что  когда  земная  эволюция  завершится,  когда  Душа,  вовлеченная  в  беспамятство  и  невежество,  вернется  к  самопознанию,  серии  наших  человеческих  рождений  должны  прекратиться.  Нет,  они  продолжатся,  но  уже  не  здесь.

Мы – Дух,  а  творение  для  Духа – не  бесконечное  страдание,  а  блаженство,  бесконечное,  бездонное  и  неисчерпаемое  во  всей  свой  глубине».

Следует  ли  из  этого,  что  мы  навсегда  расстаемся  с  таким  понятием,  как  Человек  и  Личность,  а  Душа  уходит  в  Душу  Соборную,  Всеобщую?  Думаю,  что  нет,  ибо  до  этого  Человек,  Душа  и  Дух  сотворяют  ИШВАРУ – Божественную  Личность,  Божественное  Тело,  Божественную  Жизнь  и  Божественный  Разум,  или  УМ  СВЕТА... Это  не  будет  Бог  либо  Божества,  порожденные  витальной  и  ментальной  эволюцией -- это  Верховное  Существо  будет  ЧЕЛОВЕКОМ...

Я  глубоко  верю  в  это,  как  верил  и  мой  Учитель,  но  никаких  доказательств  этому  привести  не  могу...

Что  же  касается  обычного  среднего  «разносторонне  информированного»  человека...  Меня  всегда  оторопь  берет,  когда  кто-либо,  прочитав  «Путешествия  Души»  и  «Предназначение  Души»,  спокойно  заявляет:  «Я  все  это  давно  знаю;  здесь  для  меня  нет  ничего  нового...»

Удивительно... Там,  где  для  «ведающего»  скрыты  сотни  и  тысячи  тайн,  загадок  и  неразрешимых  вопросов,  человеку  «осведомленному»  все  ясно  и  понятно...

Одно  из  первых  положений  йоги  гласит:  «Никакое  ментальное  обучение  неспособно  вести  человека  по  духовному  пути».  Ведет  же  САДХАНА – практика,  посредством  которой  достигается  СИДДХИ – совершенство;  духовная  жизнь;  неистощимое  терпение;  постоянное  стремление  и   отречение  от  всего,  что  мешает  на  этом  пути.

  Второе – ТАПАСЬЯ – старание,  усилие  воли,  преданность  цели;  энергия  для  изменения  себя  и  привнесения  Высшего  Сознания  в  низшие  формы;  постоянная  отдача  и  бесконечное  творчество.

С  другой  стороны,  для  людей,  еще  не  готовых  к  пониманию  такого  труда  и  его  принятию,  осведомленность – это  пропуск  в  первый  супрафизический  мир,  архитектонику  которого  так  подробно  и  по-научному  дотошно  описал  в  своих  работах  М. Ньютон.

Как  уже  говорилось  ранее,  факт  наличия  тех  или  иных  переживаний – религиозных,  мистических,  творческих,  эмоциональных,  трансперсональных  и  духовных,   связанных  с  пограничными  состояниями  либо  клинической  смертью, мало  что  значит  сам  по  себе.  Столь  же  бесплодна  и  неудержимая  тяга  к  измененным  состояниям  сознания  ради  них  самих.

Анализируя  такую  сложную  традицию,  как  система  представлений  о  Жизни  и  Смерти,  о  возможности  «жизни  после  жизни»  и  нового  воплощения,  мы  должны  учитывать  не  только  прошлое  и  настоящее  этой  традиции,  но  и  будущее,  потому  что  традиция  не  только  создается  людьми,  но  и  САМА  СОЗДАЕТ  их.  Истинный  ее  облик – не  «хорошо  забытое  старое»,  не  «новое»  и  не  «новейшее»,  а  ВЕЧНОЕ,  по-разному  воплощающееся  в  человеческом  опыте  и  знании.

Мы  достаточно  много  говорили  о  работах  М. Ньютона,  но  к  появлению  их  публикаций  общество  уже  было  подготовлено.  В  этом  плане  трудно  переоценить  вклад  американских  ученых  Р. Моуди  и  Д. Стивенсона,  занимавшихся  проблемами  «жизни  после  смерти»,  «жизни  до  жизни»  и  «жизни  после  жизни»,  а  также  поисками  достоверных  фактов,  подтверждающих  реинкарнацию.

Эти  исследования  хорошо  известны,  поэтому  я  не  буду  на  них  останавливаться;  подчеркну  только,  что  Великая  Мистерия  Жизни  и  Смерти  не  может  быть  исследована  с  необходимой  полнотой  без  включения  ее  в  ВЕЛИКУЮ  ЦЕПЬ  БЫТИЯ – основу  всех  духовных, религиозных,  мистических  и  философских  исканий.

В  конце  ХХ -- начале  ХХ1 в.в.  быстрыми  темпами  начали  расти  и  расширяться  психологические  исследования  этой  проблемы,  ориентированные  на  практическое  применение  полученных  результатов.  Так  возникло  принципиально  новое  для  современного  (но  не  для  древнего)  мира  психотерапевтическое  направление,  оказавшееся  чрезвычайно  эффективным.

Однако,  как  это  часто  бывает,  именно  эта  практичность  ограничила  Великую  Истину  земными  рамками  и  земными  потребностями.  «Жизнь  после  жизни»,  «миры  посмертия»  и  реинкарнация  для  большинства  людей  остаются  чем-то  условным,  нереальным  и  непригодным  в  земном  бытовании.

Люди,  абсолютно  не  готовые  ни  к  умиранию,  ни  к  встрече  с  «Существом  Света»,  ни  к  серьезному  анализу  прожитой  жизни  смогли  вынести  из  посмертного  опыта  слишком  мало,  да  и  «Существо  Света»  смогло  сказать  им  не  больше -- разве  что  о  необходимости  Любви,  Милосердия  и  Прощения,  да  и  то  в  религиозном  или  морально-этическом  смысле.  Та  же  сложность  возникает  и  при  выборе  оценочных  критериев,   где   все  решает  индивидуальная  система  ценностей  и  приоритетов.

Здесь  мне  хотелось  бы  заострить  ваше  внимание  не  столько  на  смерти,  сколько  на  УМИРАНИИ   как  важнейшем  процессе  подготовки  к  «жизни  после  жизни».

Рождение,  его  социально-исторические  условия,  семья  и  ее  окружение,  место  рождения  от   «нас-земных»   абсолютно  не  зависят,  здесь  мы  ни  на  что  повлиять  не  в  состоянии.

  Далее  же  мы  получаем  право  и  свободу  выбора   всех  путей  своей  сознательной  жизни,  начиная  с  предпочтений,  шкалы  ценностей,  внутренней  идеологии,  профессии,  своей  семьи  и  друзей  и  т.д.  При  необходимости  можно  легко  (или  совсем  не  легко,  но  все-таки  можно)  изменить  их  и  все  начать  сначала.

УМИРАНИЕ  же  АБСОЛЮТНО – мы  не  можем  ни  избрать  его  осознанно,  ни  избежать  (я  не  беру  во  внимание  случаи  сознательного  ухода  из  жизни – это  особая  и  очень  непростая  тема).  Умирание – последний  и  самый  серезный  момент  из  всего  жизненного  опыта,  это  то,  что  во  многом  определяет  нашу  «будущую  жизнь».  Кроме  того,  это  испытание  не  только  для  нас,  но  и  для  наших  близких.

У  истинно  любящих  людей,  пронесших  свою  близость  через  множество  испытаний,  сохранивших  и  продливших  ее  в  «Жизнь  Вечную»,  ситуация  иная.

  Сильный  берет  на  себя  тяжесть  проводов  в  последний  путь  своего  любимого  человека,  берет  на  себя  груз   предстоящего  одиночества... Мало  того,  он  берет  на  себя   и  обязательство   достойно  прожить  оставшийся  у  него  отрезок  времени   ДОЖИТИЯ – не  умирания,  а  именно  До-Жития,  т.е.  прохождения  последнего  этапа  «этой»  жизни  ДО  перехода  в  «новую»  жизнь.

Это  очень  и  очень  тяжелое  испытание,  особенно,  если  в  силу  тех  или  иных  причин  оставшийся  одинок.  Но  одинок  он  среди  живущих, а  не  среди  тех,  кто  ждет  его  ЗА  порогом,  и  НА  пороге,  и  ВНЕ  этого  порога,  потому  что  ЛЮБЯЩИЙ  И  ЛЮБИМЫЙ  НЕ  ВЕДАЕТ  ОДИНОЧЕСТВА... И  здесь  народная  мудрость,  говорящая:  «ОНИ  ЖИЛИ  ДОЛГО  И  СЧАСТЛИВО  И  УМЕРЛИ  В  ОДИН  ДЕНЬ...»  абсолютно  права.   Права,  даже  если  это  произошло  не  в  один  день,  месяц  или  даже  год...

Существует  множество  расхождений  между  разными  позициями  в  видении  проблемы  перехода  в  «жизнь  после  жизни».  Шри  Ауробиндо  так  говорит  об  этом:

«Условия  будущей  жизни  не  определяются  ВО  время  пребывания  Души  в  психическом  мире,  а  скорее,  ПЕРЕД  ее  уходом;   Душа  сама  выбирает  будущий  путь  и  то,  что  должно  быть  сделано,  что  следует  внести  в  новое  рождение,  а  от  чего  избавиться.  Состояние,  в  котором  Душа  уходит  В  психический  мир,  статично;  каждая  уходит  сама  в  себе  и  не  контактирует  с  другими  Душами».

Это  серьезное  противоречие  нельзя  оставить  вне    внимания.  Мне  кажется,  что  вся  проблема  заключается  в  разделении – нашем  фундаментальном  свойстве  и  столь  же  фундаментальной  привычке.

  То,  что  мы  считаем  основными  составляющими  общей  системы – разум,  сознание,  психику  и  Душу,  на  самом  деле  разделено  не  так  жестко  и  неизбежно,  как  это  представляется.  Система  общего  существования  человека  эмерджентна,  т.е.  обладает  свойствами,  не  присущими  каждой  из  ее  частей  по-отдельности.

Есть  общее  самосознание,  но  самоидентификация  обычно  происходит  с  какой-либо   одной  или  же  несколькими  частями.  Это  может  быть  Психическое  Существо,  Душа,  Разум,  Витал,  Тело  в  различных  сочетаниях  либо  чистое  Сознание,  лишенное  отождествления  с  какой-то  из  других  составляющих.

В  переходной  зоне  происходит  серьезная  перестройка  всей  энергоинформационной  структуры  с  выходом  на  передний  план  информационной  составляющей – происходит  ее  практически  мгновенное  считывание  и  переформирование  по  принципу  приоритетности  и  важности.  В  этом  смысле  Психическое  Существо  и  Душа  понимаются  и  как  то,  что  «формируется»,  и  как  то,  что  «формирует».

Пока  эта  перестройка  не  завершена,  общая  система  выглядит  статичной  снаружи,  но  динамичной внутри.  Динамика  заключается  в  выбрасывании  наружу  ненужных  либо  отработанных  энергоинформационных  квантов,  после  чего  происходит  притяжение  эгрегориальных  комплексов  с  потребными  Душе  характеристиками.

Во  внутреннем  сознании  этой  замкнутой  системы  все  определяет  доминантная  составляющая,  наиболее  развитая  в  момент  ухода  и  воспринимающая  себя  как  «Я».

  Материалом  для  переживаний  разного  вида  становятся  суммарный  опыт,  комплексы  идей  и  представлений,  зависящих  от  глубинной  структуры  личности.  То,  что  составляет  для  последней  особую  значимость,  выходит  на  передний  план,  определяя  встречи  с  родственными  Душами,  родителями  и  родственниками,  духовными  Учителями,  а  также  различными  персонажами  религиозно-мифологического  и  архетипического  характера.

На  этом  уровне  нет  разделения  на  Личность,  Психическое  Существо  и  Душу,  а  если  и  есть,  то  незначительное.

  Если  при  жизни  человек  сумел  настолько  трансформировать  свои  составляющие, что  они  стали  подсистемами  единой  целостной  системы,  то  вся  эта  структура  стала  эмерджентной – появилось  ощущение  себя  как  мира.  Зто  и  есть  то  свойство,  которое  было  заложено  при  жизни,  но  смогло  окончательно  реализовать  себя  после  ухода  из  нее.  Видимо,  это  и  есть  состояние,  трактуемое  как  Душа,  в  отличие  от  ее  предшественников – Личности  и  Психического  Существа.

Такая  зрелая  Душа  последовательно  проходит  цепь  миров  посмертия,  подвергаясь  в  каждом  из  них  «вторичной  трансформации»  и  оставляя  в  них  то,  что  ей  в  дальнейшем  движении  не  потребуется.  Видимо,  это  и  имел  в  виду  Шри  Ауробиндо,  говоря:  «В  посмертии  Душа  проходит  через  множество  миров,  пока  не  прибудет  к  месту  своего  назначения.»

Мне  приходилось  не  раз  совершать  подобные  путешествия,  но  я  не  знаю  до  сих  пор,  происходили  ли  они  во  внутренней,  психической  реальности  или  же  в  реальности  супрафизической,  были  ли  памятью  прошлых  жизней  либо  прозрениями  воплощений  будущих.  Но  не  это  является  важным – важно  то,  что  сейчас,  после  их  проживания  и  осознания,  они  ЕСТЬ,  даже  если  раньше  их  не  было...

Интересно,  что  в  каждом  таком  переживании  всегда  присутствовал  символ  «черты»,  или  «порога»,  за  предел  которого  я  не  мог  ступить  вначале,  но  через  год-два  переступал  обязательно...

Такой  опыт  чрезвычайно  обогащает;  на  мой  взгляд,  он  значительно  нужнее,  чем  традиционные  «астральные  путешествия  и  приключения»,  отправляться  в  которые  обучают  сегодня  десятки,  а может  быть,  и  сотни  школ.  Разница  здесь  лишь  в  том,  ЧТО  в  каждом  случае  путешествует – Душа  или  «энергоинформационная  оболочка»,  для  меня  никогда  не  являвшиеся  синонимами.
   
В  этих  странствиях  можно  увидеть  очень  много  интересного,  и  никогда  не  знаешь,  символ  это,  подсказка,  намек  или  что-то  иное...

Однажды  я  решил  посетить  город,  в  котором  родился  и  вырос.  В  этом  случае  для  меня  «привязкой»  в  пространстве  служило  нечто  вроде  голографической  карты,  на  которой  обязательно  есть  точка  отправления  и  точка  прибытия.

Движение  может  быть  двояким:  можно  «лететь»  самому,  а  можно  ожидать,  когда  условная  «земля»  сама  «приплывет»  к  тебе.  Я  педпочитаю  первый  способ – он  интереснее  сам  по  себе,  к  тому  же  так  можно  больше  увидеть  с  «высоты  полета».

И  вот,  уже  «прибывая»  на  место,  я   вдруг  увидел  луч  света,  опускающийся  с  условного  «неба»  к  городу.  Это  несколько  напоминало  направленный  вертикально  вниз  луч  НЛО,  который  мне  пришлось  увидеть  очень  близко  в  1975  году,  но  ЭТОТ  луч  был  как  бы  совсем  живым  и  состоял  из  серии  импульсов.

Потом  он  начал  перемещаться  по  условной  карте,  высвечивая  определенные  области.  Очень  скоро  я  понял,  что  это  были  места  и  города,  в  которых  мне  когда-либо  приходилось  бывать – долго  или  совсем  недолго,  но  все  без  исключения.

Затем  луч  снова  переместился  к  городу,  в  котором  я  родился,  запульсировал  с  разными  интервалами,  а  потом  пропал...

Что  это  было – не  знаю  до  сих  пор,  но  эта  карта  с  лучом  над  ней  нередко  вновь  возникает  перед  моими  глазами  (глазами  ли?..)

Я  долго  думал  над  тем,  что  бы  это  значило;  потом  решил,  что  мне  показывают  те  места,  где  я  бывал  в  разные  времена,  а  также  то,  что  я  никогда  не  терял  связи  с  «небесами»,  будучи  соединенным  с  ними  какой-то  особой  живой  ниточкой.  Возврат  же  к  месту  рождения  может   означать,  что  именно  отсюда  для  меня  лежит  самый  прямой  и  надежный  путь  к  Небесному  дому,  когда  я  завершу  свой  круг  земных  скитаний...

Теперь  я  думаю  немного  по-другому,  но  об  этом – чуть  позже.

*** 

Иллюстрация: Бенни Андерссон


Рецензии