Теперь нет русской политики

Архиепископ Аверкий (Таушев).


Теперь нет русской политики.

Общественная, а с нею и политическая и государственная жизнь людей почти лишена идейности, принципиальности и честности – черт, которые были свойственны этим сторонам жизни прежде. Честных и идейно настроенных людей теперь к власти и руководящим должностям не допускают, ибо это не устраивает тех, которые хотят "в мутной воде ловить рыбку". Власть и руководящие должности – в наше время удел честолюбцев и властолюбцев, да еще корыстолюбцев (там, где можно хорошо поживиться!), которые не брезгают никакими средствами, даже самыми бесчестными, чтобы добиться своей цели, прибегая и к лживым лозунгам, и обманным обещаниям, и к подкупам, а в известных случаях – и к устранению путем организации убийств неугодных им и стоящих им на пути лиц. Чисто моральные принципы в общественной, политической и государственной жизни теперь у подавляющего большинства современных "деятелей" вовсе отсутствуют, признаются "отжившими", "не отвечающими духу времени", а потому "непригодными для успеха дела", "непрактичными" и даже "вредными". Безусловно, глубоко верна мысль, что столь модная все еще демократия лишена этичных основ, не говоря уже о социализме и коммунизме, начисто отвергающих всякую мораль и рассматривающих человека просто как одну из разновидностей животных. "Общественная благотворительность" для многих – только способ тешить свое тщеславие, приобретать популярность, а иногда и просто – кормиться у "общественного корыта".

"Политика" тоже – только средство выдвинуться, стать известным, "сделать себе карьеру". "Служение отечеству", "служение благу ближних" и "жертвенность" – все это теперь только красивые слова, нужные для пропаганды, но ничего в действительности не выражающие. Высокие посты и государственные должности многими рассматриваются только как легкие способы хорошей материальной наживы.

Бывают, конечно, и счастливые исключения, но они встречаются все реже и реже.



В частности, наша русская политика, которая всегда была теснейшим образом связана с верой в Бога, с Христовой Церковью, с нашим исконным традиционным Православием. Ведь от этого ничего не осталось. Речи о Православии, если они и произносятся, одни только красивые слова, никого ни к чему не обязывающие!

Одни хотят сделать Россию интерконфессиональной страной с полным отделением Церкви от государства, а другие договорились до такого абсурда, что "Церковь должна быть служанкой Монархии"; и хотя поют наш старый гимн со словами "Царь Православный", но будущего Царя представляют себе каким-то надконфессиональным существом, которому совершенно все равно – Православие, латинство, протестантизм, иудаизм, мусульманство, язычество или атеизм.

Не сущее ли это безумие? Не безумствуют ли такие наши горе-политики, которые хотели бы ввергнуть нашу несчастную Родину из одной беды в другую?

Неужели они не понимают, что, если мы христиане, и притом православные, то и в политике нашей на первом месте, выше всего другого должна стоять христианская православная мораль, что без этого политика будет лишь бесчестной игрой, удовлетворяющей чьим-то эгоистическим греховным страстям, но не больше?



А уж почитать статьи в современной так называемой "свободной русской прессе" на политические темы – это все равно, что окунуться на несколько мгновений в обстановку дома умалишенных: сплошное безумие! Всякая мораль здесь исключена, ложь, инсинуации и самая гнусная клевета нагло выдают себя за истину. И вот русские люди пичкают себя этой мерзостью, отравляют этим духовным ядом свои души и начинают еще больше безумствовать. Кто-то, видимо, ставит себе специальной задачей изготовлять этот яд и травить им души несчастных запутавшихся в сетях лукавого русских людей!

Страшно становится за будущее, ибо если все так и будет идти дальше, оно, конечно, беспросветно. Чего уж ждать хорошего, если, вместо святых угодников Божиих, в Земле Российской просиявших, мы будем руководствоваться такими писаниями явных и скрытых врагов нашей святой веры и Отечества – Святой Руси, хитро и лукаво оплевывающих и поносящих наши вековые святыни?



Ужаснее всего, конечно, то, что и церковная жизнь современных "христиан" не отстает от этого общего повального безумия – устремленности к антихристу, хотя, само собой разумеется, прикрываясь всевозможными благовидными мнимо-христианскими лозунгами. Тут мы часто видим жуткую картину, ничего общего с истинным Христианством, со служением Богу и Христовой Церковью не имеющую. Одна обманчивая видимость – без содержания. И тут на первом месте – личная выгода, корысть, тщеславие, властолюбие и честолюбие и угождение отнюдь не Богу, а своим собственным греховным страстям, под лицемерным прикрытием религиозности, церковности.

Нет самого главного, самого необходимого – твердого стояния в Истинно-Христианской вере и исповедничества, столь важного особенно в наши дни все растущего богоотступничества. Нет искренности, честности, строгой идейности и принципиальности, готовых идти на самопожертвование, а вместо всего этого – только искание карьеры, возвышения и своих личных материальных выгод, лукавство, иезуитство, лицемерие – все с единственной целью получения как можно больше всяких земных благ, благосостояния и довольства здесь, на земле, с полным забвением о загробном воздаянии и ожидающей всех нас жизни вечной.

Вот как рисует эту печальную картину современного духовного кризиса в Церкви один из светильников нашей Российской Церкви еще в конце XIX столетия, наблюдая уже в то время начавшееся все большее и большее оскудение подлинной духовной жизни в недрах самой нашей Православной Церкви:

"В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей Христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение!.."

Если так было уже тогда, то во сколько раз это хуже теперь! И действительно! О духовной жизни теперь никто почти и не помышляет и нисколько не заботится. Все сводится только к внешней декорации, более или менее благоприличной и благопристойной, а часто и этого уже не бывает, ибо полная беспринципность и безыдейность с откровенным служением своим страстям, прорываются наружу, становятся всем очевидными и дают о себе знать тем, кто не утратил еще чуткой совести, весьма чувствительно и порою очень болезненно.

И не удивительно, что многие в наше время, не имея никакого в сущности духовного руководства и видя перед собою лишь одни соблазны и дурные примеры, совсем отпадают от Церкви и даже теряют веру в Бога.

И разве все это — не настоящее безумие?

А попробуй только решительно и откровенно заговорить об этом, как все тотчас же с ожесточением на тебя набросятся и станут говорить в духе древнего пророчества: "Ты безумствуешь, ибо ты не похож на нас!"

Вот до какого поистине страшного времени мы дожили!

Мир действительно безумствует и этого даже не замечает или не хочет замечать!



Что же нам делать?

Единственное, что остается нам делать в такой обстановке – это всем сердцем молить Бога о сохранении непоколебимой своей собственной веры и веры близких нам людей и о даровании нам терпения, посреди этого почти всеобщего уже повального безумия, доходящего порою до неистового беснования, приводя чаще себе на память многозначительный, дошедший до нас из глубины веков призыв: "Спасаяй, да спасет свою душу!"



Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том. IV. Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилль, Нью-Йорк. 1976 г. – Из проповеди "Мир безумствует". С. 339-343.


Рецензии