C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Часть I - Начало...

СОДЕРЖАНИЕ.               

        ЧАСТЬ  I – ОСНОВЫ  (НАЧАЛА)
О  себе,  и  не  только.  Закон  Кармы.

        ЧАСТЬ II -- СИНТЕЗ  И  ИНТЕГРАЦИЯ.
Интегральная  модель  мира.  Я,  МЫ  и  ОНО.  Личность,  Душа  и  Дух  в  трансперсональной  психологии.

        ЧАСТЬ III -- ЧЕЛОВЕК  И  ДУША.
Общий  взгляд  на  проблему.  М.  Ньютон  и  др.  Измененные  состояния  сознания.  Путь  Души  и  путь  Разума.  Внутренний  человек  и  Космическая  Идея  Человека.  Традиция – старое,  новое  и  новейшее.

        ЧАСТЬ IV -- ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ  ЦИКЛ – ДО-ЖИЗНЬ,  ЖИЗНЬ  и  ПОСЛЕ-    ЖИЗНЬ.

Система  концентрированного  опыта  (СКО)  и  базовые  перинатальные  матрицы  (БПМ).  Реальность  тонкая  и  реальность  виртуальная.  Закон  Всемирного  Притяжения  Жизни.  Закончилось  ли  Сотворение  Мира?..

         ЧАСТЬ V -- НА  ПОРОГЕ  НОВОГО  МИРА.
Встреча.  Первые  шаги.  Прожитые  жизни,  или  прошлые  воплощения?  Структура  и  организация.  Очищение.  Группа  родственных  Душ.  Истинная  природа  человека.  Узнавание.

          ЧАСТЬ VI -- ДВОЙСТВЕННОСТЬ  ДУШИ.
Душа   как  космическая  реальность.  Энергии  Души.  Духовное  творчество.  Чудо  рождения.  Проект  «Звездный  Дом».

            ЧАСТЬ VII -- ВОЗВРАЩЕНИЕ  НА  ЗЕМЛЮ.

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

                ПРЕДИСЛОВИЕ.
 
Во  все  времена  существования  человечества  в  разумной,  социальной,  историко-культурной  и  религиозно-духовной  сферах  его  жизнедеятельности  имело  место  некое  Великое  Знание,  объединяющее  тайну  мироздания,  тайну  жизни,  тайну  человеческой  души  и  тайну  самого  человека  в  одно  целое,  и  всегда  были  люди,  стремившиеся  к  этому  Знанию,  хранившие  и  дополнявшие  его  по  мере  углубления  и  расширения  возможностей  человеческого  познания.

Смысл  их  жизни  состоял  не  только  в  овладении  этим  Знанием,  но  и в  передаче  его  последующим поколениям.Однако  не  только  люди  совершенствовали  его,  но  и  само  Знание  оказалось  способным  коренным  образом  изменять  жизнь  как  отдельных  людей,  так  и  всего  человечества,  ведя  его  по  ступеням  все  более  расширяющейся  сферы  познания  и  развития.

В  начале  XX  века  это  Знание  начало  стремительно  расти  и  углубляться,  войдя  во  все  сферы  человеческого  бытия  и во  многом  определяя  его  эволюцию.  Оно  перестало  вмещаться  во  что-либо  ограниченное,   частное  и  конечное;  миропонимание  Новой  Эпохи  потребовало  столь  же  Нового  Действия   в   изменившейся  Реальности. 

Идея  объединения  породила  потребность  в  интеграции  как  древнего,  так  и  современного  знания,  как  научного  и  исторического  опыта,  так  и  опыта  религиозного,  философского,  эзотерического  и  духовного.

Эта  книга  родилась  именно  как  попытка  такой  интеграции.  Её  основой  стали  интегральная  психология,  Интегральная  Йога  и  теория  духовной  эволюции,  а  также  личный  опыт  автора  в  области  изменённых  состояний  сознания,  включая  реальность  переживания  «прежних  жизней»  и «жизни  после  жизни».

Книга  рассчитана  как  на  читателей,  имеющих  достаточную  подготовку  в  этих  вопросах,  так  и  на  тех,  кто  только  приступает  к  их  изучению.
               
Автор.
                Глава  1.  О   СЕБЕ.

          Я  родился  в  Магадане  в  самой  обычной,  средней  по  всем  показателям  семье  и  был  самым  обычным  ребёнком,  подростком,  юношей.  Никаких  особых  талантов  и  способностей,  никаких  «странных»   желаний  и  их  проявления — разве  что  выраженная  интравертированность  и  жизненная  потребность  в  природе,  музыке  и  книгах,  да   ещё  скованность  и  робость  в   общении  с  другими  людьми. 

Далее—школа,  медицинский  институт,   по  его  окончании—служба  в  качестве  врача  дивизиона  на  Северном  флоте,  а  после  демобилизации—работа   врачом-кардиологом  общей  лечебной  сети.
 
          Следующие  после  института  30  лет  во  многом  были  годами  ошибок,  нелепых  и  почти  безумных  поступков,  непонимания  себя  и  других,  годами  непрерывной  отчаянной  борьбы  с  унизительной  и  унижающей  алкогольной  зависимостью, опасным  балансированием  между  жизнью  и  смертью. 

На  то,  чтобы  правильно  укоренить  себя  в  людском  мире,  элементарно  не  хватало  ни  сил,  ни  времени — всё  уходило  на  сопротивление  и  отказ  от  капитуляции,  на  стремление  не  просто  выжить,  но  и  не  потерять  человеческого  достоинства.  Такое  существование  порождало  неистовое  желание  СВОБОДЫ  и  какой-то  ИНОЙ,  неведомой,  но    ЧИСТОЙ  и  НАСТОЯЩЕЙ   ЖИЗНИ.
          
Я  никогда  никому  не  желал  зла  и  не  делал  его  сознательно,  никогда  не  хотел  быть  выше  других  либо  властвовать  над  другими,  никогда  не  хотел  быть  эгоистическим  паразитом,  живущим  за  счёт  других,  никогда  не  винил  людей  за  свои  беды,  понимая  справедливость  их  отношения  ко  мне,  понимая  свою  несосоятельность  как  работника,  как  друга,  как  супруга,  как  человека.  Я  мог  потерять  веру  в  себя,  но  никогда — в  людей. 

Я  не  грешил  сознательно,  но  мои  невольные  грехи   были  и  тяжкими,  и  многочисленными.  Я  не  верил  в  Бога  и  Церковь,  затем  потерял  веру  и  в  медицину,  и  в  её  служителей... Короче,  я  был  несвободен  самой  страшной  несвободой,  какая  только  может  быть. Это  было  испытанием — суровым  и  мучительным.
         
Спастись  мне  удалось,  лишь  зацепившись за  последнюю  ступеньку  уходящего  поезда  жизни,  да  и  то  потому  только,  что  я  поверил  и  в  этот  поезд,  и  в  его  маршрут,  и  новый  мир,  куда  он  может  меня  отвезти — и,  как всегда,  не  захотел  оставаться  лишь  пассажиром. 

Я  неприхотлив  от  природы,  не  амбициозен  и  не  чванлив,  поэтому  с  радостью  принимал  любую  работу — был  и  «проводником»,  и  «уборщиком»,  и  «мойщиком  посуды  в  ресторане»,  и  «официантом»,  и  «кочегаром»,  и  даже  «машинистом»,  пусть  и  ненадолго.
         
Конечно,  вы  понимаете,  что  это  лишь  образ,  символ,  метафора — некая  модель  жизни.  Однако  моя  отстранённость  от  мира  людей  с  возрастом  никуда  не  ушла,  лишь  стала  менее  мучительной.
         
Сегодня  я  ощущаю  эту  отстранённость  не  как  преграду  между  мной  и  миром,  а  как  СВОБОДУ,  как  непременное  условие  продвижения  в  йоге,  как  независимость  от  сковывающего  и  гнетущего  касания  низшей  природы,  где  человеческих  её  представителей,  увы,  немало. 

Я  свободен  от  своей  профессии,  ибо  давно  осознал  её  нынешнюю  беспомощность,  ограниченность  и  даже  условность. 

Я  практически  не  испытываю  зависимости  ни  от  общества,  ни  от  государства,  ибо  единственное,  что  они  могут  со  мной  сделать—это  лишить  меня  средств  к  существованию,  однако  я  могу  выжить  в  любых  условиях. 

Я  свободен  от  власти  СМИ,  власти  идеологии  и  не  связан  присягой  этому  новому,  чуждому  мне  государству.

Я  свободен  от  каких-либо  религиозных  институтов,  их  догм,  обещаний  и  порицаний;  свободен  от  привязанности  к  «плодам  трудов  своих»,  от  всего  написанного,  заснятого,  озвученного,  продуманного  и  прочувствованного. 

Я  ничего  и  никому  не  навязываю,  не  хочу  ни  «просветить»,  ни  «научить».

Я  не  хочу  быть  ни  прокурором,  ни  адвокатом,  ни  судьёй.  Я  в  значительной  мере  освободился  как  от  власти  чувства,  так  и  от  власти  ума — их  заменила  власть  более  высокая. 

Я  постепенно  освобождаюсь  от  диктата  времени,  от  всех  этих  «надо  успеть»,  «времени  так  мало»,  «время  не  ждёт»  и  пр.— ведь  эта  непрерывная  гонка  свидетельствует  лишь  о  незрелости  ума,  души  и  духа  (здесь  имеются  в  виду  обычные  жизненные  обстоятельства,  но   не  чрезвычайные  ситуации,  в  которых  время  материализуется  как  спасённые  жизни).  Начатое  никогда  не  прерывается,  и  время  ему  не  помеха,  да  и  смерть  тоже.

Я — ВЕЧНЫЙ  УЧЕНИК,  и  поэтому  я  вечен  настолько,  насколько  вечно  Бытие  и  Познание,  Дающий  и  Принимающий,  Дарующий  и  Принимающий  Дар.
         
Всё  это  подарила  мне  теория  и  практика  супраментальной  эволюции,  и  такой  величайший  Дар  не  может  не  вызывать  потребности  в  таком  же  величайшем  СЛУЖЕНИИ—в  любом  месте,  в  любом  качестве  и  в  любом  облике. 

Мне  оказано  ДОВЕРИЕ,  и  я  готов  откликнуться  доверием  ещё  большим. Свобода  внутренняя  и  лишь  начавшийся  процесс  освобождения  полного  не  устраняют  ответственности,  но  делают  её  почти  абсолютной.
      
Первый  её  урок  в  том,  что  негоже  слепому  вести  безногих,  немому —проповедовать  среди  глухих,  а  неумелому — обучать  неспособных. 

На  начальном  этапе  есть  лишь  одна  ответственность — Ученика  перед  его  Учителем:  ответственность  за  то,  что  делается  у  него  «внутри»,  ответственность  за  каждую  мысль,  чувство  и  желание,  за  искренность  и  чистоту  того,  что  входит  в  тебя  каждую  секунду  или  стоит  у  порога,  за  тот  МИР,  который  ты  должен  родить  в  себе,  воспитать  и  вырастить,  за  то,  что  ты  рано  или  поздно  передашь  в  руки  Того,  кто  благословил  тебя  на  это  трудное,  опасное,  но  удивительно  прекрасное  путешествие,  именуемое  ЖИЗНЬЮ...

Отдашь — и  отойдёшь  в  сторону,  ибо  ты  не  хозяин,  не  владыка  и  не  бог  этого  мира. И  лишь  после  этого  экзамена  тебе  будут  предложены  и  новое  задание,  и  новая  профессия,  и  новые  возможности  для  работы  в  МИРЕ  ЛЮДЕЙ  и  ВО  ИМЯ  ЛЮДЕЙ...
         
Возможно,  благодаря  этому    я  ощущаю  себя  МИРОМ — именно  так, прописными  буквами;  МИРОМ  и  ДУШОЙ  этого  МИРА,  затем — просто  Душой,  и  лишь  в  конце — Личностью  и  Человеком.
         
Я  уже  давно  воспринимаю  себя  как  «мы».  В  статусе  Я-личности  мне  неуютно,  удушливо,  ограниченно  и  бесконечно  одиноко,  мне  плохо  и  временно. У  меня  нет  не  только  «жизни  будущей»,  но  и  жизни  настоящей,  есть  лишь  непрерывное  «утекание»  и  «убегание»;  есть  память  о  прошлом,  но  нет  самого  прошлого. 

Однако  я  самым  невероятным  образом  понимаю,  что  рано  или  поздно  это  «МЫ»  снова  сменится  на  «Я»,  но  это  не  будет  тем,  о  чём  говорят  Майкл  Ньютон  и  его  исследуемые. 

Ничего  конкретного  не  могу  сказать  об  этом  способе  существования,  ибо  все  «личностные  ориентиры»  здесь  непригодны. К  таким  же  выводам  пришёл  бл.  Августин  в  своём  труде  «О  бессмертии  души» -- она  неопределима  по  сути,  но  столь  же  реальна,  как  земля  под  ногами  и  небо  над  головой.
         
Может  показаться,  что  быть  ЧЕЛОВЕКОМ-МИРОМ  очень  легко  и  естественно — каждый  имеет  право  сказать,  что  и  я — мир.  Это  верно,  но  лишь  отчасти,  ибо  «Я»  обычно  ставится  на  первое  место,  в  то  время  как  у  меня — на  последнее. 

Это  не  «мир  внутри  меня»  и  не  «мир,  окружающий  меня». Это  что-то  непостижимо  огромное  и  беспредельно  прекрасное,  а  я —любовь  этого  мира,  его  энергия,  и  лишь  где-то  в  центре  в  виде  условной  точки  пребывает  эго,  бывшая  личность...

Я  плохо  объясняю,  непонятно.  Тогда  я  попрошу  великого  суфийского  Мастера  Руми  помочь  мне:
 
«О  люди!  Не  осталось  на  свете  любви,  кроме  моей...Только  меня  можно  назвать  правоверным,  христианским  отшельником,  просветлённым  буддистом. 

Огненное  вино  и  кравчий,  философ  и  астролог,  поэт,  арфа  и  музыка,  свеча,  кубок  и  радость  Бытия — ВСЁ  ЭТО  Я!!!

Семьдесят  две  веры  и  секты — ВСЁ  ЭТО  Я!!! 

Земля  и  воздух,  Вода  и  Огонь,  Тело  и  Душа — тоже  Я! 

Истина  и  Ложь,  Добро и Зло,  лёгкость  и  трудность,  Учитель  и  Ученик,  Благочестие  и  Вера — это  Я! 

О  люди,  поверьте,  даже  Небо  и  всё,  что  есть  на  нём —ангелы,  демоны,  ушедшие  люди — ЭТО Я,  ОДИН  ОГРОМНЫЙ  Я!!! 

Ибо  душа  моя  была  опьянена  Вином  Бессмертия  ещё  до  того,  как  в  мире  появились  люди,  сады,  виноградники  и  ВИНО  ЖИЗНИ»...

                *       *         *      
               
Время  Памяти... Ныне — конец  ноября,  год  2008.  За  окном  ветер  качает  чёрные  деревья,   тускло  светятся  одинокие  окошки,  ибо  на  часах — 5  утра.  Жизнь  только  начинается — с   этого  дождя,  деревьев,  фонарей...

Я  вспоминаю,  как  уезжал  и  возвращался — и  почти  всегда  оставлял  себе  (а  затем  и  нам)  письмо  и  маленькие  трогательные  подарки.  Дорога — всегда   неизвестность,  и  если  всё  сложилось  хорошо,  мы (я)  «вернувшиеся»  вместе  порадуемся,  а  если  нет — погрустим,  а  мы (Я)  «оставшиеся»  подбодрят  нас (меня)  «вернувшихся», утешат   и  передадут  ключи  от  Дома. 

Затем  мы  поменяемся  местами -- мы  «вернувшиеся»  пойдём  дальше,  а  мы  «оставшиеся»  будем  незримо  идти  рядом — идти  в  виде  памяти... Знакомо?  Да,  именно  так  нас  будут  встречать  ТАМ,  когда  нас  не  станет  ЗДЕСЬ...
          
Помню  июнь 1998-го  года  и  свой  самый  первый  семинар,  проводимый  А. Г. Глазом   и  носивший   загадочное  и  таинственное  название:  « Учителя  Ноосферы». 

Помню  своё  тогдашнее  настроение  и  свои  слова: «Меня  интересуют  по-настоящему  лишь  самые  глобальные  и  трудные  вещи»... Так  и  произошло. 

Меня  не  привлекли  ни  перспективы  целительства,  ни  возможность  путешествий  в  «астральном  теле»,  ни  милые  и  безобидные  эксперименты  по   «скручиванию  ложек»,  «разгонянию  облаков»,  «чтению  мыслей» и  «интравидению».

К  вещам  же  оккультным  и  мистическим  всегда  было   необъяснимое — нет,  не  отвращение,  а  скорей  отталкивание  или,  если  сказать  иначе,  какой-то  «ниоткуда  взявшийся»  внутренний  запрет. 

Однако  начало  было  положено,  и  пошли  дни,  недели, месяцы  напряжённой,  но  интересной  работы  по  усвоению  нового  знания  и  нового  опыта.   
            
Где-то  через  полгода  произошла  встреча  с  Супраментальной  Йогой  и  её  Учителем. 

За  это  время   было  немало  прочитано;  стали  понятными  основы  теософии,  русского  космизма,  Живой  Этики,  христологии,  буддизма,  аналитической  психологии  К. Г. Юнга,  психосинтеза  Р.  Ассаджиоли. 

Да  и  случилось  за  эти  полгода  столько  всякого,  что  и  рассказать  трудно;  точнее,  не  то,  чтобы  трудно — просто  это  уже  другая  история.  Возможно,  я  когда-нибудь  всё-таки  напишу  о  ней,  ибо  она  стоит  того,  к  тому  же  сейчас  наступило  время  ещё  одной  свободы — свободы  писать,  не  беспокоясь  ни  о  редакторе,  ни  об  издателе.  Тема  не  довлеет  надо  мной,  а  я  не  стараюсь  «затолкать»  её  в  прокрустово  ложе  сюжета. 

Для  меня  сейчас  самое  главное — быть  абсолютно  искренним  и  честным,  ведь  я  отвественен  перед  теми  читателями,  которые  могут  заинтересоваться  опытом  человека,  вставшего  на  путь  духовной  трансформации  практически  с  нуля,  не  имея  рядом  Учителя  « во  плоти».
            
Однако  вернёмся  к  йоге  и  Шри  Ауробиндо.  Ступив  на  этот  путь,  я  даже  не  подозревал,  насколько  он  окажется  сложным,  запутанным  и  непредсказуемым. Все  попытки  самого  упорного  и  тщательного  её  «изучения»  оказались  бесплодными  и  почти  бесполезными. 

Так  было  до  тех  пор,  пока  я  не  понял,  ЧТО  означают  слова  Учителя: «ВСЯ  ЖИЗНЬ  ЕСТЬ  ЙОГА».

А  означает  это,  что  жить  надо  было  начинать  с  начала,  пусть  и  не  «с  чистого  листа».  55лет — не  тот  возраст,  в  котором   это  легко  сделать...

Не  счесть  мук,  огорчений  и  слёз  от почти  безуспешных  попыток  добиться,  например,  полного  (или  хотя  бы  частичного)  ментального  молчания  или  же  достичь  полноценной  медитации  на  самых  начальных  ступенях  самадхи. 

А  сколько  отчаяния  приносили  требования  полного  подчинения,  отречения  от  мира,  уничтожения  эго  и  самого  себя  как  личности!.. Это  могут  понять  только  те,  кто  сам  шел  по  пути  йогической  садханы,  руководствуясь  только  письменными  источниками  её  усвоения.
            
Было  великое  множество  трудностей,  почти  универсальных  для  любого  духовного  искателя,  лишённого  реального,  живого,  всезнающего  Учителя.  Его  образ  приходилось  создавать  буквально  по  крупицам,  бесконечно  ошибаясь  и  самостоятельно  исправляя  эти  ошибки.   

Много  лет  минуло,  пока  пришло  истинное  понимание  того,  о  чём  говорил  Шри  Ауробиндо,  ибо  создавая  в  себе  Учителя,  я  тем  самым  создавал  и  нового  себя. 

Так,  например,  его  слова: »Там,  где  кончается  моя  йога,  начинается  ваша  собственная»,-- я  вначале  воспринимал  как: « Кто  не  делает  так,  как  я,  тот  ни  к  чему  не  придёт» -- и  только  позднее  понял  их  истинный  смысл:  есть  единый  Путь,  но  множество  идущих  по  нему,  идущих  СВОБОДНО  и  ОСОЗНАННО  и  использующих  свои  самые  сильные  стороны,  подтягивая  при  этом  стороны  слабые. 

Жизнь  в  йоге  начинается  с  отстранения  и  одиночества — невозможно  идти  «коллективом»  или  в  составе  «общества»,  невозможно  лишь  «говорить  и  спорить»  о  букве  и  духе  Учения,  бесполезно  лишь  размышлять  о  Пути,  оставаясь  при  этом  на  месте. 

Только  вера,  воля,  усилие,  безграничное  терпение,  способность  «жить  изнутри»  и  полное  успокоение  ума  помогут  пройти  этот  мучительный  этап,  характеризующийся  чувством  оставленности  и  одиночества,  и  миновать  его  не   удастся. 

Так  и  только  так  приходит  опыт — величайший  помощник  и  учитель.  Он  сам  всё  поставит  на  свои  места, и  тогда  вспомнятся  слова  Шри  Ауробиндо,  тоже  прочитанные  давно,  но  понятые  лишь  намного  позднее:

«Помогать  людям  как  вечным  Ученикам,  но  не  лишать  их  собственной  энергии;  наставлять  их,  не  разрушая  их  личный  космос,  не  подавляя  их  инициативы  и  самобытности;  принимать  их  в  себя,  отдавая  взамен  всю  божественность  их  природы;  учить  СТАНОВИТЬСЯ,  а  не  казаться.  Только  тот,  кто  способен  на  это — истинный  Учитель  и  Духовный  водитель».
 
То  же  самое,  но  в  более  развёрнутом  виде  я  нашел  у  ученика  Шри  Ауробиндо  Шри  Чинмоя,  ставшего  впоследствии  одним  из  самых  почитаемых  гуру  нашего  времени  (он  ушел  из  земной  жизни  в  2007  г.):
 
«Все  пути  разные,  хотя  конечная  цель  одна  и  та  же.  Существуют  разные  дороги,  но  каждая  ведёт  к  одной  и  той  же  цели.  Каждый  человек  обязательно  должен  иметь  собственный  путь. 

Это  не  означает,  что  на  этом  пути  не  будет  других  ищущих,  но  каждый  пойдёт  своим  собственным  способом,  руководствуясь  собственным  вдохновением,  стремлением  и  духовным  развитием. 

Поэтому  я  всегда  говорю  своим  ученикам:  всё,  что  вас  связывает —забудьте;  всё,  что  ослепляет  вас — забудьте;  всё, что  ограничивает  и  принижает  вас — забудьте.  Всему,  что  вас  пробуждает — учитесь;  всему,  что  вас  освобождает — учитесь;  всему,  что  даёт  вам  возможность  состояться  и  осуществиться — учитесь.»
          
Удивительно... Всё — в  человеке  и  всё — от  человека... Извечное  Великое  Поле,  где  битва  уживается  с  миром,  посев — с  жатвой,  а  сеятель — с  жнецом. И  всё  это  надо  не  просто  создать  в  себе  усилием  разума  и  души,  но  и  СТАТЬ  всем  этим. 

Множество  сил  и  энергий  приходят  к  нам,  чтобы  сотворить  «по  своему  образу  и  подобию»,  оставив  своего  посла  или  представителя,  и  если  в  нас  есть  подходящий  материал,  они  выстраивают  своё  подобие  и  через  него  говорят  с  нами  и  действуют,  если  такова  их  природа.
            
Помню  один  из  достаточно  сложных  для  меня  периодов.  Я  проходил  тогда  физиотерапевтическое  лечение;  процесс  этот  длительный  и  очень  «нудный»,  поэтому  я  решил  использовать  его  для  одного  из  видов  медитации. 

И  вот  во  время  одной  из  медитаций  я  вдруг  глубоко  «внутри  себя»  услышал  тихий,  участливый  и   немного  грустный  голос: 

«Зачем  ты  так  себя  мучаешь?  Как  бы  всё  изменилось,  каким  бы  лёгким  и  прекрасным   стал  твой  путь,  если  бы  ты  пришёл  к  нам... Ведь  в  душе  своей  ты  так  желаешь  этого»...
Затем  он  назвал  своё  имя: «Серафим»,  и  мы  о  многом  поговорили.  (К  великому  сожалению,  услышанное  в  таких  изменённых  состояниях  сознания  почти  всегда  стирается  из  памяти,  оставляя  лишь  смутные  следы.) 

Может  быть,  как  следствие  этого  разговора,  в  течение  всего  следующего  года  это  ИМЯ  и  это  ПРИСУТСТВИЕ  были  постоянными. 

Я  посмотрел  по  ТВ  замечательную  передачу   о  приходском  священнике  по  имени  Серафим — и  тихо  радовался  тому,  что  есть  на  Земле  такие  удивительные  и  чистые  люди. 

Потом  последовала  телепередача  о  св. Серафиме  Саровском,  а  через  неделю  наш  товарищ  подарил  нам   его  маленькую  иконку.  Затем  в  нашем  районе  был  открыт  храм  Серафима  Саровского,  мимо  которого  я  не  могу  пройти,  не  поклонившись;  он — почти  непременный  участник  большинства  моих  видеосюжетов  (как,  впрочем,  и  храм  иконы  Владимирской  Божьей  Матери  в  пригородном  селе,   без  которого  не  мыслится  ни  одно  моё  путешествие). 

И  уже  совсем  недавно  по  телеканалу  «Спас»  прошла  программа,  повествующая  об  ангельской  иерархии,  в  которой  серафим — один  из  высших  чинов. 

Так  что  я  не  ссорился  ни  с  Богом,  ни  с  христианством,  ни  тем  более  с  Иисусом;  наоборот,  не  столько  христианская  идея,  сколько  дух  христианства  присутствовал  во  мне  гораздо  раньше,  чем  идея  духовной  эволюции.

Хотя  я  не  пытаюсь  их  объединить,  но  и  не  разделяю  их — просто  это  разные  аспекты  единого  Божественного,  и  я  не  вижу   причин,  по  которым  им  следует  нетерпимо  относиться  друг  к  другу  и враждовать.

И  это  тоже  одна  из  тех  трудностей,  через  которые  необходимо  пройти.  Религиозная  идея  обладает  колоссальной  силой  и  собственным,  почти  безграничным  Бытием, своей  этикой,  культурой  и  традицией,  Символом  и  Каноном,  и  миновать  её  не  дано  ни  одному  духовному  искателю,  будь  он  представителем  философии,  искусства  либо  истории. 

Отрицающий  её -- или  адепт  религии  атеистической  и  материалистической,  или  носитель  беспредельного  невежества  и  полной  бездумности.  Мне  не  хочется  сейчас  подробно  говорить  о  религии,  религиозности,  духовности  и  их  отношениях  с  теорией  и  практикой  супраментальной  эволюции;  не  хочу  говорить  и  о  Церкви  и  её  современных  иерархах — я  достаточно  осветил  эти  проблемы  в  своих  прежних  работах.
            
Есть  ещё  одна  проблема,  на  которой  я  не  могу  не  остановиться.  Кроме  трудностей,  ошибок  и  преград,  встающих  на  пути  духовного  искателя  и  являющихся  абсолютно  естественными  и  потому  обязательными,  существуют  состояния,  которые  я  называю  «сумерками  разума»  и  «обмороком  души». 

Это  крайне  тяжёлое  и  суровое  испытание,  которое  мне  НЕ  ХОЧЕТСЯ  описывать,  НЕ  ХОЧЕТСЯ  ДАЖЕ  ЗАТРАГИВАТЬ,  однако  сделать    это   необходимо. 

Падение  в  эту  ужасающую  пропасть  может  быть  бесконечным... Не  помогают  ни  медитация,  ни  молитва,  ни  психотехники. 

Однажды  я  в  таком  состоянии  пытался  «пробиться  к  Свету» -- и  уже  через  минуту  вылетел,  как  пробка,  в  обычную  реальность,  ибо  увидел  «над  собой»  иссиня-чёрную  гигантскую  волну,  распираемую  злобой,  какой-то  неземной,  леденящей  и  безликой  яростью  и  силой,  готовую  вот-вот  обрушиться  на  меня  и  разнести  мою  сущность  на  атомы  и  частицы...

Есть  ещё  один  штрих  к  сказанному  для  тех,  кто  решит  путешествовать  по  дорогам  Духа  самостоятельно.  После  «волны»  почти  обязательно    приходит  «туча»,  как  бы  состоящая  из  множества  не  то  птиц,  не  то  ликов. Они  говорят  все,  но  единым  голосом. 

Этот  голос  настоько  убедителен  и  убийственно  информирован  обо  всём,  что  когда-либо  с  вами  происходило,  что  не  слышать  его  невозможно,  так  же,  как  невозможно  спорить  с  ним  или  солгать  ему: ОН  ЗНАЕТ  ВСЁ  И  ГОТОВ  НА  ВСЁ. 

Он  объяснит,  что  вся  эта  Супраментальная  Йога   с  её  светом,   свободой  и  волей  есть  древнее  учение  Люцифера,  что  вы  действительно  ИЗБРАНЫ,  но  лишь  потому,  что  слабы, грешны,  склонны  к  предательству,  лжи,  самообману,  мятежу  и  бунту,  что  слепы  и  глухи  настолько,  что  не  понимаете,  что  ждёт  вас  за  Чертой, когда  придёт  ваше  время...

Потом  он  скажет,  что  ТОТ,  КТО  ВИДИТ,  даёт  вам  последний  шанс  одуматься,  покаяться  и  отречься,  и  вы    здесь  получите  силу  и  могущество,  а  там — спасётесь  и  будете  вознесены.

Это — основное,  всякие  мелочи  не  в  счёт.  Здесь  и  именно  здесь  действительно  пролегает  ЧЕРТА,  переступив  которую  невозможно  вернуться  обратно. 

Требуется  немалое  мужество,  чтобы    перешагнуть  и  через  состояние  беспросветного  неверия  ни  во  что  и  ни  в  кого,  и  через  чувство  полного  бессилия,  вызванного  этим  неверием  и  отчаянием — и  ИДТИ  ДАЛЬШЕ.
            
Это — Берег,  на  котором  надо  оставить  всё  лишнее  и  большую  часть  личного.  Нужно  быть  предельно  откровенным  с  самим  собой,  нужно  найти  силы  сказать  себе: я  неправильно  прожил  основную  часть  своей  жизни,  я  мало  чего  достиг,  я  был  эгоистичен,  себялюбив,  я  был  невнимателен  к  людям,  к  их  бедам  и  трудностям,  я  равнодушно  проходил  мимо  ждущих  помощи  и  молящих  о  помощи,  я  был  жаден  в  познании,  но  не  стремился  отдать  его  плоды  другим,  я  требовал  от  людей,  но  мало  требовал   от  себя,  я  не  умел  ни  терпеть,  ни  прощать...

Много  горького  и  неприятного  можно  осознать  и  понять  на  этом  Берегу...

И  если  возникнет  желание  вернуться,  обусловленное  потребностью  не  просто  искупить  свои  ошибки  и  проступки,  а  начать  жить  по-новому,  сделать  то,  что  не  было  сделано,  помочь  тем,  кто  нуждается  в  твоей  помощи,  успеть  разрешить  те  проблемы,  которые  не  были  разрешены  из-за  неумелости  или  трусости — в  добрый  путь! 

Подобное —довольно  частый  феномен  после  тяжёлых  жизненных  потрясений,  психических  травм  и  особенно  после  получения  опыта  клинической  смерти. В  последнем  случае  самое  интересное  состоит  в  том,  что  после  такого  «возвращения»  происходит  полная  переоценка  всей  своей  жизни,  и  человек  круто  меняет  её  в  двух  направлениях:  либо  от  Бога  к   людям,  либо  от  людей  к  Богу.
          
 Здесь  необходимо  напомнить  о  такой  важнейшей  вещи,  как  САТТВА,  которая  есть  состояние  динамического  и  гармонического  равновесия.

Все  перечисленные  выше  отрицательные  качества — не  просто  некие  черты  характера.  Это  живая  и  по-своему  страдающая  наша  низшая  природа («Серый  Эльф»,  по  выражению  Шри  Ауробиндо ),  которая  никогда  и  ни  в  чём  не  знает  меры. 

Это  раджас  (страсть)  и  тамас (инерция)  одновременно. Самообвинение  и  самобичевание  как  их  проявления  могут  принимать  самые  дикие  и  фантастастические  формы. 

Возникает  болезненная  уверенность  в  том,  что  всё  уже  случилось  и  никогда  ничего  теперь  не  изменить,  что  любые  «добрые  дела»  не  исправят  ни  самого  человека,  ни  мир,  в  котором  он  живёт. 

Иногда  этот «Серый  Эльф» (названный  так  потому,  что  является  «незаконнорожденным»  сыном  Тьмы  и  Света)  вспыхивает,  как  факел  и  бросается  «сеять  доброе, разумное  и  вечное»,  но  быстро  угасает  и  просит  лишь  об  одном:  « Дайте  мне  спокойно  умереть»...

Для  этого  состояния  характерны   застревание,  вязкость,  фиксированность;  бороться  с  ним  очень  трудно,    так  как  оно  обессиливает,  лишая  и  веры,  и  надежды.
             
Однако  перекос  идёт  и  в  другую  сторону:  Серый  Эльф  является  также    великим  мастером  самооправдания. Он — наряду  с  непрекращающимися  обвинениями, -- нашёптывает  и  противоположное.

Он  говорит:  разве  мыслитель,  погружённый  в  высокие  сферы  разума,  обязан   думать  о  таких  мелких  вещах,  как  жалость,  сострадание,  благожелательность  либо  готовность  оказать  нуждающемуся  помощь? 

Разве  поэт,  композитор,  художник,  изобретатель,  учёный  не  должны  заниматься  своим  делом,  будучи  освобождёнными  от  участия  в  мирской  жизни, от  участия  в  противостоянии  Добра  и  Зла?  Это — НЕСВОБОДА,  от  которой  ты  так  хотел  уйти,  это —ПРИВЯЗАННОСТЬ,  узы,  оковы,  от  которых  ты  жаждал  освободиться!..
               
Сейчас  я  пишу  об  этом  достаточно  спокойно,  ибо  самые  яркие  и  тяжёлые  моменты  выхода  из  подобных  состояний  уже  позади.  Но  тем,  кто  находится  в  начале  пути,  мой  опыт  может  пригодиться. Начну  с  понятия  «Привязанность».

Здесь  его  следует  понимать  как  отягощённость. Насильное,  делающееся  из-под  палки  «Добро»   его  противоположность  его.

Такое  «Добро»  не  отменяет  Закона  Кармы, первичный  механический  ответ  которого  вернёт  вас назад,  к  сотворению  нового  «Зла»  лишь  для  того,  чтобы  снова  и  снова  его  исправлять.

Здесь  следует  говорить  не  о  «Добре», а  о  законе  человеческих  взаимоотношений,  точном  и  безошибочном, почти  автоматическом,  где  «правильность»  этих  отношений  столь  же  естественна,  как  поклонение  красоте  и  жажда  знаний.

Это  должно  быть  уже  заложенным  в  рождённом  человеке,  а  затем  развито  воспитанием  и  живым  примером  окружающих  ребёнка  людей;  взрослый  же  человек  должен  сам  выстроить  в  себе  данный  закон — здесь  уместно  вспомнить  слова  Иисуса:

«Если  бы  Я  не  пришёл  и  не  говорил  им,  то  не  имели  бы  греха,  а  теперь  не  имеют  оправдания  в  грехе  своём». 

О  том  же,  почему  нередки   случаи   равнодушия  и  бездушия  во  взаимоотношениях  человека  с  оружающим  его  миром ( и  не  только  миром  людей),  поговорим  позже,  а  сейчас  вернёмся  к  затронутой  выше  теме. 

Да,  люди,  одаренные  талантом,  пришли  в  жизнь  для  его  воплощения. Им  многое  прощается, и  «судимы  будут»  они  «по  делам  их». Однако  и  для  них  Закон  обязателен,  ибо  творят  они,  пользуясь  трудом  многих  поколений  людей  и  для  людей.

Закончу  же  этот  раздел  словами Шри  Чинмоя:
               
«Для  обычного  человека,  не  устремлённого  духовно,  попытка  помочь  человечеству  является  прогрессивным  и  положительным  идеалом.  Однако  «помогать» -- это  одно,  а  «служить» -- совсем  другое. 

Если  мы  не  поймём,  КТО  вдохновляет  на  это  служение  так,  как  ЕМУ  виднее,  то  наша  помощь  будет  полна  темноты  и  невежества,  мы  лишь  будем  возвеличивать  своё  эго.   
Это  верно  даже  при  обучении  обычной  профессии  и  в  нашей  профессиональной  деятельности. 

Род  людской  является  органом  и  частью  Всевышнего.  Если  мы  отвергаем  род  людской,  то  как  собираемся  принять  Божественность?  Если  не  принимаем  явление,  то  как  можем  преобразовать  его?  Если  мы  в  состоянии  воодушевлять  других,  если  ушли  на  шаг  вперёд,  то  имеем  возможность  служить  Божественности  в  тех,  кто  идёт  за  нами. 

Люди,  использующие  духовный  путь  лишь  для  собственного  внутреннго  покоя  и  прогресса  и  не  желающие  ничего  предложить  миру, -- слепы  и  эгоистичны.  Однако  для  того,   чтобы  предлагать,  надо  достичь.  Только  таким  способом  мы  можем  служить  высочайшей  цели  совершенствования  человечества.»
               
Жить  для  себя,  творить  для  себя,  помогать  лишь  себе,  радовать  себя  и  любить только  себя  не  просто  глупо — это  безумно  тяжело  и  предельно  горько.  Человек  так  жить  не  может  и  не  должен. 

«...И  сказал  Господь  Бог:  негоже  человеку  быть  одному. Сотворим  ему  помощника,  соответственного  ему.» 

Речь  идёт  о  Еве,  но  не  только  о  ней,  хотя  что  может  быть  прекраснее  и  разумнее,  чем  та,  что  едина  с  тобой  в  горе  и  радости,  жизни  и  смерти?  И  всё  же... 

»Помощник,  соответствующий  ему» -- то  есть  МНЕ... Это  и  Друг,  и  Сын,  и  Советчик,  и  Проводник,  и  Лоцман,  и  Учитель... Мало  кто  всерьёз  задумывается  над  этой  скрытой  частью  Божьего  Дара  человеку.
            
Вот  и  я  сейчас,  делая  эту  работу,   делаю  её  не  для  себя — делаю  для  того,  кто  будет  после  меня  и  более  меня,  не  претендуя  даже  на  право  быть  с  ним  рядом.  Делаю  для  других,  ибо  «рукописи  не  горят»,  и  почти  перестал  мучаться  от  того,  что  всё  написанное  не  увидит  свет.

Хотя  нет, -- Свет  оно  увидит,  и  увидит  неизбежно --  и  потому  тоже,  что  это  не  только  мой  труд,  но  и  труд  огромного  количества  людей,  чью помощь  я  ощущал  постоянно.  Это  мой  долг  и  моя  обязанность,  это  моя  ответственность; это  то,  ради  чего  я  сегодня  живу  на  свете.
               
У  меня  были  воистину  великие  Учителя...

Они  помогли  мне  понять,  что  достижение  высочайших  уровней  самадхи — не  главное  в  этой  йоге,  что  самой  важной  частью  этой  работы  является  не  медитация  как  таковая,   а  медитативное  состояние,  правильное  различение  и  правильное  осознание,  что  паранормальные  способности  не  столько  помогают,  сколько  мешают  в  работе,  что  достижение  полного  молчания  ума — не  цель,  а  средство  и  следствие,  что  достичь  полной  реализации «в  одной  жизни» можно  лишь  тогда,  когда  в  предыдущих  жизнях  был  создан  надёжный  и  крепкий  фундамент...
            
Я  помню  буквально  детское  ликование,  охватившее  меня  после  прочтения  следующего:
 
«Поэзия,  живопись,  музыка,  философская  мысль,  совершенство  письменного  и  устного  слова  обязательно  должны  стать  основой  для  развития  совершенно  особых  свойств  и  качеств,  ибо  включение  Жизни,  Души  и  Разума  в  духовные  искания  подразумевает  раскрытие  глубоко  скрытых  способностей.

Божественная  Жизнь  или  Учение,  считающее  её  приход  своей  целью,  не  может  быть  и  не  может  остаться  чем-то  чуждым  и  посторонним  для    жизни  людей,  уже  готовых  принять  её.  Она  должна  делать  работу  Божественного  в  мире  и  людях,  а  не  вне  их.»  (Шри  Ауробиндо-«Супраментальные  проявления  на  Земле».
               
Как  много  и  бесповоротно  изменилось  за  прошедшие  десять  лет... Когда  я  оглядываюсь (а  точнее,  всматриваюсь) в  себя  «сегодняшнего»,  я  вижу  БЕЗДНУ,  где  я  присутствую  как  некое  «сознание»,  наблюдающее  за  удивительным  и  захватывающим  строительством,  конца  которому  нет  и  быть  не  может,  как  бы  ни  утверждали  обратное  упомянутый  «Серый  Эльф»  и  почти  запредельный  «Ночной  Гость». 

Я  вижу,  как  изо  дня  в  день  менялось —  и  меняется ---  моё  понятие  Дома...  Острая  тоска  по  «Дому  Небесному»  как  Земле  обетованной  сменилось  пониманием  того,  что  они  оба  равноценны,  а  затем — спокойной  любовью  к  Дому  Единому,  имеющему  лишь  разные  входы  и  выходы... 
               
Я,  наконец,  понял  истинную  суть  того,  что  началось  задолго  до  прихода  в  мою  жизнь  Шри  Ауробиндо  и  «эпохи  первого  Звёздного  Дома»,--  того,  что  я  категорически  отказывался  определять  как  «поэзия»  или  даже  «поэтический  метод».  Ни  тем,  ни  другим  ЭТО  не  было;  скорее  это  можно  сформулировать  как  возрождение  классических  древних  мистерий —прародителей  всех  современных  эзотерических,  оккультных  и  религиозных  таинств. 

Мистерия  переводит  обычную  материальную  и  человеческую  реальность  в  сложнейшую  игру  символов,  знаков,  архетипов,  порождает  сцену  и  сама  становится  сценой,  где  равны  все  актёры,  где  Жизнь  и  Смерть  идут  рука  об  руку,  забыв  извечную  вражду,  где  любой  Великий  и  Величайший  могут  принять  участие,  скрывшись  за  маской  и  личиной,  где  идёт  такое  непредсказуемое  и  захватывающее  ДЕЙСТВО,  что  даже  боги  не  гнушаются  играть  те  или  иные  роли. 

Это  Песнь  и  Музыка,  Зал  и  Занавес,  это  ТАИНСТВО,  куда,  как  магнитом,  тянет  всё  сущее  и  где  вечно  и  обязательно  для  всех  одно  правило:  В  АКТЁРОВ  НЕ  СТРЕЛЯЮТ,  где  не  принято  освистывать  Автора  и  Режиссёра,  ибо  им  может  стать  любой,  а  за  маской  Человека,  Сказочного  Существа  либо  безобидной  и,  казалось  бы,  легкомысленной  Звёздной  пыли  таятся  такие  СИЛЫ,  что  не  дай  Бог  их  затронуть.
            
Использование  этого  жанра  как  особого  вида  Вечной  Игры  позволило  мне  узнать,  пережить  и  вобрать  в  себя  столь  необычные  чувства,  прозрения  и  жизни,  что  это  вряд  ли  под  силу  обычному,  не  защищённому  вышеуказанными  привилегиями  человеку. 

Я  пережил  и  прожил  ряд  почти  запредельных  потрясений,  я  понял  и  принял  боль  Отца  и  Сына,  я  прикоснулся  к  непередаваемой  трагедии  Чёрного  Ангела,  я  умирал  и  воскресал  бесчисленное  количество  раз,  я  пережил  чувства  того,  кто  готов  войти  в  новое  рождение,  шёл  плечо  к  плечу  с  этим,  глубоко  скрытым, живущим  в  каждом  человеке  существом,  болел  его  болями  и  радовался  его  радостями,  сгибался  под  тяжестью  Дара  и  умолял  не  отнимать  его,  я  видел  свои  жизни,  сыгранные  безвестными  актёрами,  они  вошли  в  меня  и  стали  моими...

Я  приходил  к  великим  Учителям,  и  они  приходили  ко  мне...  И  всё  это  БЫЛО,  потому  что  «Жизнь  Божественная  и  Игра  Божественная  должны  делаться  в  мире  и  людях,  а  не  вне  их»...(Шри  Ауробиндо). 

Мистерия  одаривает  величайшими  переживаниями,  особым  опытом,  получить  который  в  одной-единственной  жизни  иным  способом  невозможно. 

Мы  часто  и  охотно  говорим  о  жизненном  опыте  и  житейской  мудрости,  понимая  под  этим  сумму  полученной  информации  в  течение  своей  жизни  и  наше  умение  переводить  её  в  ПРАКСИС – практическое  умение  и  ориентирование  в  доступных  нам  обстоятельствах  и  ситуациях. 

Творческий  подход,  анализ  и  синтез  позволяют  выходить  на  новые  уровни  и  создавать  новые  взаимосвязи  и  взаимоотношения   в  других  ситуациях,  других  обстоятельствах,  а  эмоциональная  сфера  окрашивает  их  в  самые  невероятные  цвета,  порождая  множество  оттенков,  нюансов. 

К  особым  видам  переживания  относятся  также  «переживания  вторичной  реальности»,  отраженной  в  тех  или  иных  видах  искусства  и  литературы,  а  также  в  различных  играх  (совсем  не  обязательно  детских – у  взрослых  их  ничуть  не  меньше). 

И,  наконец,  существуют  отношения,  переживаемые  при  непосредственном  контакте  человеческого  сознания  с  энергоинформационным   (по  современной  терминологии)  полем  сознания  сущего.  И  тогда  происходит  то,  что  для  обычного  разума  запредельно  и  поэтому  нереально  либо  возможно  лишь  в   суженном  и  искаженном  варианте.

Способность  прямого  восприятия  может  развиваться  бесконечно,  выходя  далеко  за  пределы  пространства-времени  и  обычной  физической  реальности.  Здесь  действуют  совсем  иные  силы  и  энергии,  взаимодействие  с  которыми  порождает  в  человеке  особые  состояния. 

Особенность  этого  феномена  заключается  в  переживании  архетипов:  переживается,  например,  не  смерть  кого-либо,  а  СМЕРТЬ  как  таковая,  не  любовь  к  кому-то  либо  чему-то  конкретному,  а  ЛЮБОВЬ  надмирная  и  всемирная,  не  Бог,  а  БОЖЕСТВЕННОЕ,  не  мелодия  или  песня,  а  МУЗЫКА   небесных  сфер,  не  стихи,  а  ПОЭЗИЯ,  не  правда,  а  ИСТИНА. 

Точно  так  же  обстоит  дело  и  с  людьми:  идет  переживание  тех  или  иных  взаимоотношений  не  с  каким-либо  конкретным  человеком,  а  с  архетипами   Героя,  Мудреца,  Великого  Воина,  Поэта,  Пахаря,  Сеятеля,  Учителя,  Священного  Животного,  Чудо-Ребёнка  и  Всеобщих  Отца  и  Матери,    чуть  ниже  идут  ЛИКИ  и  ОБРАЗЫ,  ЗНАКИ  и  СИМВОЛЫ;  далее  выявляются  тонкие,  тончайшие  и  всеобщие  связи,  и,  наконец,  происходит  воплощение -- сначала  в  сознании,  а  затем  и  в  материале – на  бумаге,  на  холсте,  в  камне,  в  музыке  и  т.д. 

Во  всяком  случае,  у  меня  это  происходит  именно  так.  Если  материализация  воспринятого  идет  в  слове,  то,  как  правило,  в  виде  той  или  иной  поэтической  формы  или   ритмизованной  прозы,  а  иногда  чего-то  настолько  сложного,  что  это  можно  лишь  пережить,  но  не  воплотить.  Чем  выше  сила  переживания,  тем  выше  напряжение.  Не  случайно  Ницше  сказал:  «Искусство  дано  нам  для  того,  чтобы  не  умереть  от  Истины».   

Теперь  о  медитации.  Её  тоже  понимают  по-разному – и  как  полную  релаксацию,  и  как  особую  психотехнику,  и  как  изменённое  состояние  сознания  с  выходом  в  иную  реальность,  и  как  способ  соприкосновения  с  Божественным,  в  том  числе  и  диалога  с  Ним  (есть  такое  определение:  в  молитве  человек  говорит  с  Богом,  а  в  медитации  Бог  говорит  с  человеком).

С  медитацией  у  меня  сразу  же  возникли  проблемы;  самые  обычные  из  них – невозможность  сосредоточения,  наплыв  посторонних  мыслей  и  самых  причудливых  образов,  постоянные  «проваливания»  не  то  в  самого  себя,  не  то  в  иные  реальности. 

Возникало   четкое  ощущение  того,  что  я  делаю  что-то  «неправильное»  и  не  совсем  для  меня  подходящее.  Я  перепробовал  множество  методик,  но  все  они  были  для  меня  формой,  лишенной  содержания  и  смысла. 

Затем – очень  медленно – пришло  понимание  происходящего,  и  я  задумался  вот  над  чем:  если  в  Универсуме  (его  материальной,  разумной  и  духовной  сферах)  действует  принцип  индивидуализации,  то  абсолютно  индивидуальны  и  собственная  инфра -  и  супраструктура  каждого  человека,  и  все  виды  памяти,  и  глубоко  скрытая   цель  нынешнего  воплощения,  и   пути,   ведущие  к  достижению  этой  цели. 

Пришлось  очень  внимательно  вслушаться  во  всё  то,  что  есть  «Я»  и  что  есть  «во  мне»,  чтобы  определить  то  общее,  которое  устроило  бы  всех.  Постепенно  отработалась  методика,  которой  я  пользуюсь  до  сих  пор.

Начинается  она  с  настройки  (подробно   изложена  в  книге  Шри  Чинмоя  «Медитация»),  затем  идёт  проработка  определенных  уровней  самоотождествления  и  концентрации  на  тех  или  иных  чакровых  уровнях.  Этих  уровней  пять:  Я -- СВЕТ,  Я-- МИР,  Я -- ДУША,  Я -- ЖИЗНЬ,  Я -- ЧЕЛОВЕК.   Концентрация  всегда  имеет  свой  вектор. 

«Я – СВЕТ»  начинается  с  Сахасрары  (7-ая  чакра)  и  постепенно  нисходит,  заполняя  все  существо,  трансформируя  его  в  свет. 

«Я – МИР» -- это,  скорее,  «расширение  во  все  стороны»,  больше  горизонтальное,  похожее  на  руки,  обнявшие   всю  Землю  и  всё  сущее  на  ней,  а  затем  и  всю Вселенную  (Чакра  6 – Аджна  и  чакра  5 – Вишудха). 

«Я – ДУША» -- всегда  концентрация  в  области  сердца (Чакра  4 – Анахата).  Возникает  ощущение  пульсирующего  источника  света,  иногда – огня.  Цвет  может  быть  разным – от  ослепительно  белого,  серебристого   до  янтарно-золотого.  Очень  часто  этот  свет  начинает  стремиться  вверх  и  уходит  в  бесконечность. 

«Я – ЖИЗНЬ» -- всегда  движение  потока  силы,  входящего  в  область  Манипуры  (3-я  чакра).  Входя,  он  распространяется  вглубь  и  по  всему  телу.  Сам  он  как  бы  бесцветный,  но,  проходя  через  разные  уровни,  приобретает  их  окраску. 

И,  наконец,  «Я – ЧЕЛОВЕК».  Это,  пожалуй,  самое  трудное,  потому  что  включает  в  себя  все  предыдущие  уровни.  Здесь   присутствуют  все  потоки – нисхождение,  восхождение,  бесконечное  расширение  и  концентрация   в  центре – в  Анахате. 

У  меня  этот  процесс  почти  постоянно  слит  с  восприятием  себя  как  КРЕСТА – либо  пылающего,  либо  ослепительно  сияющего. Через  «перекладину»  идут  два  потока,  условно  направо  и   налево;  по  вертикали – одновременные  потоки,  восходящие  «от  Земли» (Муладхара)  до  «Неба»  (Сахасрара)  и  нисходящие  в  обратном  направлении.  Очень  часто  в  центре  этого  «КРЕСТА»  появляется  ОБРАЗ – всегда  один  и  тот  же.  Это  порождает  настолько  мощное  переживание,  что  передать  его  словами  либо  хоть  как-то  определить  невозможно. 

Нечто  подобное  я  потом  нашел  у  А. Подводного  в  «Каббале  чисел».  Его  определение  уровней  таково:

Сахасрара – Человек  Божий;  Аджна – Человек  Видящий  (Пророк);  Вишудха – Человек  Совершенный;  Анахата – Человек  Любящий  (Святой);  Манипура – Человек  Управляющий  (Хозяин,  Повелитель).

Иногда  приходится  ограничиваться  каким-либо  одним  аспектом  или  несколькими  из  пяти.  Бывает  и  так,  особенно  в  периоды  серьёзной  работы,  когда  я  обхожусь  без  медитации  в  её  привычном  виде,  ибо  в  это  время  я  практически  постоянно  уже  «подключен»  к  нисходящему  потоку. 

Иногда  возникает  необходимость  просить  о  помощи  одного  из  своих  Учителей – здесь  становишься  сплошным  восходящим  движением,  устремлением.  Точка  остановки  определяется  интуитивно. 

Не  следует  ожидать  немедленного  ответа,  хотя  бывает  и  так.  Этот  вид  входа  в  состояние  общения  со  своим  Учителем,  как  ни  странно,  происходит  спонтанно  и  не  требует  какой-либо  подготовки. 

Бывают  неудачные  дни,  когда  войти  в  медитативное  состояние  не  удается  вообще;  единственным  ощущением  является  нечто  размытое,  «разлохмаченное»  и  тускло  светящееся. 

И,  наконец,  есть  простое  ощущение  себя  «Человеком  живущим»,  выполняющим  обычные  дела  в  обычной  же  жизни.  Но  даже  и  здесь  возможно  некоторое  расширение  сознания  и  внутренняя  концентрация,  значительно  влияющие  на  привычную  базовую  реальность;  тогда  происходят  разного  вида  кратковременные  переживания  и  ощущения,  абсолютно  несвойственные  обычному  «нормальному»  человеку. 

В  конце  концов,  привыкаешь  жить  во  всей  этой  многомерности  и  многообразии   мира  и  миров. 

Совсем  иная  вещь – правильное  осознание  и  медитативное  состояние.  Я  бы  определил  их  как  единственно  полноценные  и  истинные.  Чувства,  возникающие  при  этом,  вырастают  из  ощущений  и  ни  в   коей  мере  не  зависят  от  процесса   мышления  и  логических  выкладок. 

Медитативное  состояние  объединяет  наше  осознанное  бытие  со  всем  тем,  о  чем  я  говорил  ранее.  Так  образуется  особый  «третий  мир»,  где  человек  уже  «не  совсем  человек»,  а  мир – не  совсем  тот  мир,  к  которому  мы  привыкли  и  который  уже  почти  не  замечаем. 

Находиться  в  этом  состоянии  возможно  лишь  «на  природе»,  в  полном  одиночестве  и  спокойном  несуетном  движении.  Очень  и  очень  быстро  всё  начинает  изменяться:  видимая  «природа»  превращается  в  ЖИЗНЬ,  одиночество – в  присутствие  ВО  ВСЁМ  и  слияние  СО  ВСЕМ,  движение  «на  плоскости»  трансформируется  в  движение  ЛИЧНОГО  МИРА  в  МИРЕ  ОБЩЕМ  и  ВСЕОБЩЕМ,  а  разум  и  тело  становятся  инструментами,  необходимыми  для  движения  условиями. 

Обязательным  компонентом  в  этом  потоке  сознания  является  МУЗЫКА.  Она  может  быть  разной – от  знакомой,  привычной  до  самой  невероятной,   рожденной  «внутри  тебя»  и  в  то  же  самое  время – пришедшей  откуда-то  «свыше». 

Такое  состояние  дает  мне  гораздо  больше,  чем  традиционная  медитация.  Видимо,  сущностно  я  настолько  настроен  на  движение,  что  созерцание,  полное  молчание  и  неподвижная  поза – не  для  меня.  То  же  самое  касается  и  музыки,  и  поэзии,  и  творческих  озарений,  и  своей – только  своей – молитвы. 

В  подтверждение  своих  слов  приведу  два  высказывания  Шри  Чинмоя:

«Музыка – это  внутренний,  или  универсальный  язык  Бога;  медитация  и  музыка  не  могут  быть  разделены.  Особенно  это  касается  наполненной  душой  музыки.  Когда  мы  слышим  или  творим  её  в  себе,  мы  поднимаемся  высоко,  выше  и  ещё  выше. 

Каждый  не  может  быть  виртуозом,  но  каждый  способен  быть  духовным  музыкантом,  распространяющим  свет  Бога  на  Земле.  Лишь  Он – вечный  Космический  Исполнитель,  а  мы – Его  инструменты. 

Не  будем  понимать  музыку  умом,  давайте  просто  позволим  птице-музыке  парить  в  нашем  небе -- сердце. 

Чем  она  владеет?  Посланием  бессмертия. 

Чем  является?  Путём  в  вечность. 

Свет – душа  музыки,  душа  любви  и  душа  всех  искусств.  Наполненная  душой  музыка  поднимает  наше  сознание  к  высочайшему. 

То  же  самое  и  поэзия,  которая  есть  музыка  слова. 

И  музыка,  и  слово  имеют  страшную  силу;  они  могут  сжечь,  испепелить,  но  могут  и  закалить,  придать  форму,  ибо  Огонь – это  высшая  и  высочайшая  сила,  это  энергия  Вселенной,  её  Музыка  и  её  Слово».

«Если  в  медитации  или  после  неё  вы  почувствуете  в  себе  нечто,  рвущееся  наружу, -- не  торопитесь;  если  вы  чувствуете  вдохновение  как  особое,  трепетное  и  чистое  состояние  души, -- не  торопитесь. 

Если  это – благословение  Всевысшего  Учителя  и  озаряющее  вдохновение – следуйте  ему.  Если  это – творческая  мысль,  ставяшая  перед  вами  высокую  цель – её  следует  придерживаться.  Если  она  необычна  настолько,  что  вносит  новое  в  вашу  жизнь  и  способна  полностью  изменить  её,  то  такой  мысли  и  вдохновению  надо  следовать. 

Если  вы  не  можете  молиться – учитесь  благодарить  и  быть  благодарным,  ибо  молитва  и  слово  дают  нам  жизнь,  полную  покоя,  а  медитация  и  музыка – сердце,  полное  красоты.» 

Здесь  я  хочу  привести  также  и  слова  того,  кого  считаю  своим  Учителем – Шри  Ауробиндо:

«Встреча  человека  и  Бога  всегда  должна  означать  проникновение  Божественного  в  человеческое  и  слияние  с  ним.  Однако  это  не  означает  уничтожение  или  растворение  человеческого – не  может  этот  великий  Путь,  эти  искания,  эта  страсть,  эти  немыслимые  переживания  завершиться  таким  исходом.  Игра  никогда  не  началась  бы,  имей  она  такой  жалкий  конец.» 

«Пути  Господни  неисповедимы...»  С  каждым  шагом,  каждым  прожитым  днем,  месяцем,  годом  я  чувствую  это  всё  острее  и  острее,  и  в  то  же  время  я  начинаю  постепенно  понимать  суть  и  направленность  этих  путей...

Всегда  существует  опасность  принять  желаемое  за  действительное,  а  свое,  ограниченное  и  неполное  чувствование – за  знание  и  понимание.  Отсюда  и  сомнения,  и  невозможность  постоянно  быть  в  «правильном  осознании  и  спокойном  различении».  Так  что  дорога  становится  более  понятной  и  менее  мучительной,  но  не  менее  трудной. 

И  тогда  снова  и  снова  приходится  возвращаться  к  Основам  и  Началам,  Советам  и  Наставлениям.  Одно  из  них   стало  для  меня  крайне  важным,  поэтому  я  помню  его  наизусть.  Вот  оно:

«Мелка  работа  тех,  кто  трудится  ради  собственного  спасения  или  ради  спасения  близких,  и  велика  тех,  кто  живет  ради  реализации  Мира  Души,  её  чистоты,  радости  и  совершенства  в  человечестве  даже  тогда,  когда  им  это  не  удаётся  или  удаётся  лишь  частично.   

Ваш  Путь – это  Путь,  который  я  указываю.  Гуру – это  Господь;  для  остального  требуется  время.  То,  что  Гуру – сам  Бог,  вы  поймёте  со  временем.  Вы  увидите,  как  каждое  малейшее  событие  внутри  вас  и  вне  вас  было  искусно  запланировано  и  выполнено  с  бесконечной  мудростью,  как  всё  это  было  сведено  воедино,  чтобы  породить  жажду  совершенства. 

Никогда  не  беспокойтесь  о  времени – для  ищущего  его  не  существует.  В  вас  совершается  огромная  работа,  переделка  всей  вашей  природы;  века  эволюции  и  сотни  жизней  вмещаются  в  несколько  лет. 

Это  необычный  Путь,  лишённый  протоптанных  дорог.  Вы  можете  вольно  путешествовать  во  все  части  света,  времени  и  опыта,  вам  дана  свобода  бесконечности. 

Всё,  что  вам  нужно – это  Корабль,  Штурман,  компас,  двигатель  и  искусный  Капитан.  Корабль – это  вера,  Штурман – преданность,  компас -- самоотречение,  любовь – паруса,  двигатель – сила,  правящая  мирами,  а  Капитан – сам  Бог. 

Мудрый  признаёт  эту  Истину  и  играет  в  ИГРУ  БОГА,  ожидая  приказа  изменить  способ  ведения  Игры.»  (Шри  Ауробиндо).

Вначале  этот  «Новый  Завет»  поразил  меня  почти  пугающим  сходством  с  абсолютно  реальными  событиями,  имевшими  место  в  нашей  внутренней  жизни  в  1998-1999 г.г.,  когда  мы  даже  не  подозревали  о  существовании  Шри  Ауробиндо  и  его  теории  супраментальной  эволюции  человека. 

Долгие  годы  я  не  мог  решить  вопрос  о  случайностях  и  закономерностях  своей  жизни,  не  мог  понять,  была  ли  она  предопределена  либо  создавалась  «по  ходу  действия» -- создавалась  таким  образом,  чтобы  не  оставить  мне  иного  выбора,  кроме  этого,  единственного. 

Даже  сегодня,  довольно  неплохо  изучив  теорию  Кармы,  я  не  могу  понять,  где  была  добровольность,  а  где – принуждение.  Наверное,  в  Карме  есть  нечто  такое,  что  даже  хорошо  развитый  ум  понять  не  в  состоянии. 

Я  очень  отчётливо  чувствую  и  осознаю  силы,  подталкивающие  меня  сзади  и  периодически  награждающие   пинками  и  подзатыльниками,  но  одновременно  ощущаю  и  силы,  которые  упорно  тащат  вперед,  в  будущее,  которого  ещё  нет,  но  которое  непостижимым  образом  уже  состоялось. 

«...Вы  можете  вольно  путешествовать  во  все  части  света,  времени  и  опыта,  вам  дана  свобода  бесконечности...»  Даже  сейчас  мне  трудно  признать,  что  эти  слова  были  обращены  непосредственно  к  нам,  трудно  признать,  что  наш  Учитель  уже  тогда  всё  видел,  всё  понимал  и  всё  предуготовил – и  мои  длительные  путешествия  «во  все  времена  опыта»,  и  «во  все  части  света»,  понимаемые  не  в  географическом  смысле,  а  духовном. 

Самое  же  простое   и  в  то  же  время  самое  сложное  заключалось  в  следующем:  «В  вас  совершается  огромная  работа,  переделка  всей  вашей  внутренней  природы.  Века  эволюции  и  сотни  жизней  вмещаются  в  несколько  лет». 

Это  было  и  откровением,  и  предупреждением.  Потом  оказалось,  что  Учителя,  даже  самые  великие,  любят  говорить  загадками.  Это – их  право,  так  же,  как  наше – эти  загадки  разгадывать... И  сейчас,  как  мне   кажется,  я  довольно  близко  подошёл  к  правильному  ответу.

О  первом  полученном  мной  Даре  я  уже  расскаывал – это  великое  волшебство,  магия  мистерии.  Я  получил  этот  Дар  авансом  в  январе  1998  года,  когда  до  первой  встречи  с  моим  первым  Учителем  оставалось  9 (!)  месяцев,  а  до  встречи  с  Шри  Ауробиндо – больше  года.   

Клянусь  всем  для  меня  святым – не  было  ЭТОГО  во  мне  раньше,  не  было  никогда  и  быть  не  могло,  разве  что  в  виде  некой  глубоко  скрытой  программы,  запустившейся  тогда,  когда  для  этого  наступило  время.  «Инициация» -- хорошее  определение,  но  оно  подразумевает  наличие  того,  что  можно  (и  нужно!..)  инициировать. 

Совет  «отправиться  в  вольное  путешествие» --  совет,  который  я  получил  намного  позднее – был  воспринят  мной,  видимо,  на  интуитивном  уровне -- может  быть,  и  потому  тоже,  что  именно  таким  Путем  шёл  и  сам  Учитель.  Шёл  и  я,  постоянно  ощущая  его  присутствие...
 
Потом  пришла  пора  понять  слова:  «Там,  где  кончается  моя  йога,  начинается  ваша  собственная...»  Всё  верно... 

Интеграция  предполагает  наличие  абсолютно  открытой  системы,  вбираюшей  всё  в  себя  и  непрерывно  перестраивающейся. 

Именно  поэтому  мне  пришлось  пройти  по  страшным  и  кровавым  дорогам  человеческой  истории,  так  же,  как  и  по  самым  прекрасным,   по  путям  культуры  и  науки,  психологии  и  социологии,  религий  и  мифологии,  мистики  и  эзотерики. 

Необходимо  было  объединить  древнее  и  современное  знание,  найти  связующие  звенья,  скрытые  причины  и  следствия,  неожиданные  превращения  и  взаимопревращения,  тонкие  и  тончайшие  связи,  выделив  частное  и  общее,  случайное  и закономерное. 

Нужно  было  принять  в  себя  те  самые  «века  эволюции»  не  просто  как  синтез  знания,  ибо  это – «вода  мёртвая», -- а  как  интеграцию  ЖИВОГО,  которое  ВСЕГДА  БЫЛО  И  ОСТАЁТСЯ  ЖИВЫМ  И  ЕДИНЫМ,  но  искусственно  разделённым. 

Нужно  было  выйти  из  привычного  линейного  мышления,  из  неспешной  последовательности  событий,  жизней  и  перевоплощений...  Такое  восприятие  предполагает  накопление  опыта  как  мутагенного  фактора  и  прирост  эволюционных  перемен  от  мысли  к  мысли,  от  поступка  к  поступку,  от  жизни  к  жизни – и  всё  это  при  том,  что  в  человеке  имеется  ВСЯ  ПАМЯТЬ  ЖИЗНИ,  вся  память   перевоплощений,  все  знания  и  память  системы  пространство-время-энергия-материя. 

Сегодняшний  человек  только  приступил  к  освоению  законов  существования  и  движения  в  ментальном,  психическом  и  духовном  мирах,  принципиально  отличающихся  от  законов  мира  материального,  физического  и  биологического. 

Мы  достаточно  много  знаем  об  электромагнитной  среде  обитания,  очень  мало – о  гравитационной  и  почти  ничего – о  психической. 

Знаем  о  геопатогенных  зонах,  о  магнитных  вихревых  потоках,  об  областях  с  изменением  пространственно-временных  характеристик  и  о  множестве  других  вещей,  в  том  числе  и  на  космическом  уровне. 

Самое  современное  понятие – понятие  об  энергоинформационном  поле – должно  быть  расширено  и  детализировано.  Там  есть  своя  статика  и  динамика,  есть  уровни  «доживого»,  «доразумного»,  «ментального»,  миров  абстрактных  идей,  идеалов,  истин,  желаний,  потребностей,  инстинктов, – однако  лишь  живой  человеческий  разум,  живое  чувство,  живое  переживание  и  живое  стремление  переводит  мир  «энергоинформационного»  в  мир  «психического».

В   психическом  мире,  так  же,  как  в  физическом,  есть  свои  особые  зоны,  «ямы»,  «провалы»,  каналы  и  лифты,  параллели  и  меридианы,  есть  особые  пути  и  перекрёстки.  Тысяч  и  тысяч  жизней  не  хватит,  чтобы  последовательно  и  линейно  пройти  всё  это. 

Поэтому  и  следовать  надо  через  квантование,  скачок -- из  зоны  в  зону,  из  одного  «дома  на  перекрёстке»  в  другой,  из  «обители»  в  «обитель»,  мгновенно  усваивая  их  опыт  и  знания. 

Пока  мы  можем  делать  это  лишь  интуитивно  либо  следуя  подсказкам  Великих  Учителей  человечества  всех  времён  и  народов.  Этот  нетрадиционный  путь  развития  может  уже  в  одной-единственной  жизни  привести  к  ВИДЖНЯНЕ – прямому  восприятию  знания,-- и  далее   к  ещё  большим  высотам.  Именно  это  имел  в  виду  Шри  Ауробиндо,  говоря  о  «веках  эволюции»  и  «сотнях  жизней»,  а  также  о  свободе  и  бесконечности...

Теперь – последнее,  о  чём  я  бы  хотел  сказать  в  этой  вступительной  главе. 

Я – самый  обычный  человек,  такой  же,  как  и  все  вы;  не  «экстрасенс»,  не  религиозный  фанатик,  не  учёный,  не  поэт,  не  писатель,  не  философ-мыслитель,  не  пророк  и  уж  тем  более  не  Учитель  «чего-то»  либо  «кого-то». 

Как  и  у  большинства  людей,  множество  моих  планов  и  намерений  не  воплотилось  в  жизнь,  не  говоря  уже  о  детских  и  юношеских  мечтах  и  грёзах. 

Как  и  у  каждого,  в  моём  личном  шкафу  есть  свой  «скелет»,  да  не  один. 

Как  и  многие,  я  не  удовлетворён  ни  окружающей  меня  реальностью,  ни  собой  в  этой  самой  реальности.  Иерархическое  же  устройство  последней  столь  жёстко  и  беспощадно,  что  требует  от  нас  либо  полного  подчинения,  либо  того  самого  «бессмысленного  бунта»,   которым  так  любят  пугать  нас  политиканы  всех  мастей.

Поэтому  любой – подчёркиваю – любой  человек  в  пику  этой  «грубой  реальности»  создаёт  множество  мифов,  в  том  числе  и  о  себе  самом.  Что  лежит  в  основе  этого  древнейшего  психотворчества? 

Желание  лучше  выглядеть  в  глазах  других?  Прямой  обман,  преследующий  корыстные  цели?  Надёжное  убежище?  Бегство  от  «этого  мира»  и  «этого  себя»  в  иной  мир  и  иного  же  себя? 

Не  торопитесь  с  ответом,  ибо  в  каждом  конкретном  случае  он  будет  разным  и  не  похожим  на  другие.  Ясно  лишь  одно:  стремление  познать  тайну  иного  «Я»,  иного  Бытия  есть  величайшая  и  естественная  потребность  человека.

К  мифотворчеству  в  области  личности  принято  относиться  отрицательно  или,  в  лучшем  случае,  насмешливо-снисходительно.  Сейчас  я  говорю  не  о  масках,  не  о  ролях  и  не  о  ролевых  играх. 

Речь  идёт  о  тех  многих  и  многих  случаях,  когда  человек  действительно  знает,  что  он – ИНОЙ  (или  ИНОЕ),  чемт  тот,  что  действует  в  материальной  реальности;  знает,  что  он  лучше,  чище,  талантливее,  чем  то,  что  вылепила  из  него  судьба;  чувствует,  что  не  реализовал  и  десятой  доли  своего  потенциала.

Человек  и  миф  о  человеке – одна  из  двойственностей  нашего  существования,  реальность,  которой  бессмысленно  отрицать...  Остаётся  лишь  убрать  слово  «миф»  и  заменить  его  понятием  «Сотворение  себя»  и  «Сотворение  мира  из  себя  и  в  себе».  Это – очень  важный  шаг,  без  которого  духовное  рождение  человека  невозможно.

Я  не  разделяю  идею  бессмертия  личности,  не  разделяю  идею  существования  Я  после  смерти  и  возвращения  того  же  Я  в  поле  земной  эволюции.  Зато  я  не  просто  верю,  а  УВЕРЕН  в  том,  что  ТО,  что  человек  осознал,  пережил,  перечувствовал,  открыл  в  себе  и  в  мире,  имеет  иную  участь – более  высокую  и  прекрасную,  ибо  личностный  психосинтез  неизбежно  переходит  в  психосинтез  духовный.

Именно  о  таком  пути  я  и  хотел  рассказать  и  в  этой  книге,  и  во  всех  других,  написанных  в   период  1998-2009 г.г. 

Уверяю  вас – во  всём  написанном  нет  ни  капли  лжи  или  сознательного  обмана,  ибо  ложь  в  вещах  подобного  рода  НЕДОПУСТИМА  и  чревата  тяжёлыми  последствиями.  Я  могу  сколько  угодно  не  верить  себе  и  окружающей  действительности,  НО  НЕ  МОГУ  НЕ  ВЕРИТЬ  В  ТО,  что  так  трудно  и  мучительно  рождалось  во  мне  и  чему  (я  надеюсь)  предстоит  долгая  и  счастливая  жизнь.

И  ещё  я  надеюсь,  что  эта  книга  поможет  многим  найти  себя  и  путь  к  себе... 

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии