Экзюпери и лётчик-истребитель

   31 июля 1944 год.

   В этот день Антуан де Сент-Экзюпери сел в кабину боевого «Лайтнинга» и отправился в свой последний полёт. Как ни пытались друзья отговорить писателя от карьеры военного лётчика, он был непреклонен. Просто не мог оставаться в стороне в трудное для страны время. Это была его внутренняя религия, его совесть.
 
   Разве можно подвести людей, которые верят в него и ждут вестей? Антуан летел на разведку. Почему-то ему вспомнился его первый полёт и товарищи, которые так и не вернулись…

   «В любой толпе есть люди, которые ничем из неё не выделяются. Но они – вестники Чудесного и сами того не знают».
   Экзюпери всегда выделялся из толпы, был вестником чудес и прекрасно знал об этом. Конечно, истинный герой должен быть скромен, но слава всё-таки настигла Антуана. Роман «Планета людей» был отмечен премией Французской академии и книжной премией США. Оглушительный успех! Но книга того стоила.

   Перед глазами лётчика всплыло лицо матери на похоронах отца. Поднять в одиночку пятерых детей – это подвиг. Пример матери всегда вдохновлял Экзюпери. Благодаря ей он понял: главное в жизни – не сдаваться.

   В двадцать два года Антуан попал в авиакатастрофу и чудом выжил, отделавшись черепно-мозговой травмой. Именно после этого он решил взяться за перо и рассказать о каждодневных подвигах лётчиков. Писал по ночам, а днём торговал книгами, втайне мечтая вернуться в авиацию. И его мечта сбылась! Он стал пилотом почтовых рейсов. Каждый полёт мог оказаться последним – техническое оснащение самолётов того времени было отнюдь не безопасным. Но судьба хранила Экзюпери и даровала ему любовь всей его жизни.

   Латиноамериканская красавица Консуэло Сунсин уже успела дважды побывать замужем и столько же раз овдоветь. Антуан не побоялся «проклятия чёрной вдовы» и вскоре женился на любимой женщине. Их союз был богемным: Консуэло тоже занималась творчеством – писала и неплохо рисовала. Но брак двух самобытных личностей отнюдь не был идиллией…
   «Ничего я тогда не понимал! Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Но я был слишком молод, я ещё не умел любить».

   Антуан летел над морем. Внезапно откуда ни возьмись, появился вражеский «Мессершмитт». Экзюпери почувствовал резкую боль и стал стремительно падать. «Неужели конец?» – подумал он перед тем, как потерять сознание…

   24 марта 2015 год.

   В мире неспокойно. Немецкий пилот направил самолёт прямо в гору. Говорят, что у него было психическое расстройство, депрессия, что это суицид. Но зачем он прихватил с собой ещё сто пятьдесят душ?

   Психиатры говорят о «синдроме Герострата» – парень хотел остаться в истории. Мне кажется, он действовал вполне осознанно. Но на историю ему было наплевать. Когда у человека глубокая депрессия, ему не до желания прославиться. Думаю, он попросту не ощущал себя личностью. Наверно, у него были проблемы в общении. Ему важно было что-то значить для людей. Играть роль в их судьбе. Вот он и сыграл роль Харона – перевозчика душ на тот свет. Пассажиры ни о чём не догадывались – до самых последних минут. Когда они закричали, было уже поздно.

   Показательно, что пилот – немец. Германцы – удивительная нация. Недаром у них был Гитлер. Человек, который во имя идеи уничтожил миллионы людей. Адольф хотел быть художником, да отец не позволил. Интересно, если бы Гитлер нарисовал свою идею, как бы это выглядело? За него это сделали Пикассо и Верещагин. «Герника» – воплощение уродства. «Апофеоз войны» – гора черепов посреди пустыни. Мне кажется, если бы Гитлер видел свою идею так, он бы не развязал Вторую Мировую войну. Если бы он был художником…

   Читаю Экзюпери. Очень нравятся его рассказы о полётах. «Планета людей» – это что-то потрясающее! Я влюблена в лётчика и в тех, о ком он пишет. Его книги – взгляд на человека сверху. Наверно, так на нас смотрит Бог…
   «Мужество Гийоме рождено прежде всего душевной прямотой… Быть человеком – значит чувствовать, что ты за всё в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она существует не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».

   Почему-то опять всплывает в памяти лётчик, забравший на тот свет сто пятьдесят душ. Современный антигерой. Интересно, что сказал бы о нём мой любимый писатель?
   Экзюпери прямо выразил свою позицию отвращения к подобным типам: «Мне плевать на презрение к смерти. Если корни его не в сознании ответственности, оно лишь свойство нищих духом… Вспоминается один молодой самоубийца… в этом жалком театральном жесте я почувствовал не благородство, а убожество».

   И вдруг я сама становлюсь пилотом-смертником – Андреасом Любицем. Я веду самолёт, блокирую дверь изнутри и направляюсь к горе. Последний полёт. Позднее психологи назовут меня «новым Геростратом».
   Но меньше всего в эту минуту я думаю о том, чтобы попасть в историю. У меня своя легенда – родом из детства – психотравма, о которой никто не знает. Проблемы с девушкой возникли потом.
 
   За три месяца до трагедии я попал в аварию. С тех пор у меня катастрофически падает зрение, и сильно болит спина. Мучает бессонница. Обращаюсь к докторам. Они ставят диагнозы, которые могут разлучить меня с небом. Неужели мне придётся оставить любимую профессию? К чёрту приговор медиков! Я хочу летать!
 
   В небе отчаяние охватывает меня с новой силой. Всем этим людям нет никакого дела до меня – они даже не догадываются о моих переживаниях. Клянусь, сегодня им придётся изменить своё отношение – они умрут вместе со мной через несколько минут. Тогда эти равнодушные поймут меру моего отчаяния.
 
   По-настоящему я живу только в небе. В детстве я зачитывался историями об известных лётчиках. Я хотел быть героем – и осуществил свою мечту. Но люди не разглядели во мне героя. Они видят лишь жалкого неудачника – моя девушка, врачи. Они не считают меня способным на поступок. Что ж, скоро я сильно удивлю их.

   Потом скажут, что я ненормальный. Узнав, что я бисексуал, назовут извращенцем. Если бы все эти люди знали, почему я стал таким! Но они никогда не узнают. В их глазах я буду всего-навсего преступником – тем, кто обрёк на смерть сто пятьдесят человек.
   Всё, пора. Они кричат, у них паника. Но я спокоен. Эта гора – наша общая участь, наш последний аэродром…

   Этот сумасшедший разбудил во мне что-то. Не жалость, нет. «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться», – Экзюпери, как всегда, попадает в самое сердце.


Рецензии