Рефлексия

          Таким словом обозначают исследование собственного сознания, своих душевных состояний и фиксацию результатов этого исследования. В интернете есть и другие определения понятия "рефлексия". Вершина рефлексии, как мне кажется, это решение для себя самого вопроса о смысле жизни. Данный вопрос задают, даже подспудно сомневаясь, что смысл жизни существует. Стоит ли она того, чтобы её прожить?
          Поскольку человек является в этот мир и покидает его не по своей воле, то вопрос о смысле жизни автоматически переходит в вопрос о цели жизни в соответствии с обстоятельствами, в которых человеку суждено оказаться. Когда-то все знали такое изречение: "Жизнь дается человеку только один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Но что толку от того, что знали? Все равно бесцельно прожитых лет было много. Впрочем, смотря с какой точки зрения и под каким углом.
          Нет смысла говорить о "прошлых жизнях", "реинкарнациях", о "жизни после смерти". Эти представления не имеют прямых доказательств и вполне могут сойти за сказки, заблуждения, за плод воспаленного воображения. "Оттуда" еще никто не возвращался. Возвраты и впечатления после клинической смерти - только слова, слова, объективных доказательств нет. Как и рассказы о путешествиях в астрале. Никто еще не принес с "того света" кинокамеру или фотоаппарат, клочок папируса или предшественницу карты Пири Рейса. Вот когда принесут, то это будет, вероятно, революция в общественном сознании, а пока что нет веры подобным россказням.
          Размышления о смысле жизни имеют давнюю историю. В Древней Греции было философское течение - гедонизм. Физическое удовольствие - вот единственное благо в жизни, как считали гедонисты. Жизнь - совокупность моментов настоящего, поэтому каждый момент жизни должен быть наполнен как можно более сильным и острым удовольствием. Гедонисты есть и сейчас.
          Но почему, когда мы достигаем очень желанное, появляется чувство опустошения или разочарования? Почему длинная череда дней, наполненных одними удовольствиями, в конце концов, приедается? Наступает момент, когда у человека возникает потребность остановиться, оглянуться. Спросить себя: "Кем был, кем стал? Что дальше?"
          Многие удовольствия друг с другом несовместимы. Например, несовместимо удовольствие гулять по ресторанам, барам, пиццериям, иметь вкусную, обильную еду, выпивку, сопутствующие этому развлечения, с одной стороны, и удовольствие иметь всегда красивое, здоровое физическое тело с развитой мускулатурой, спортивной фигурой и чистым, незамутненным разумом с другой. Даже секс, как одно из высших жизненных удовольствий, в конце концов как бы "приедается". К постоянной разгульной жизни человек привыкает и становится ее рабом. Но осознание этого, когда оно в конце концов наступает, вряд ли будет удовольствием.
          Я имею наглядный пример жизни своего отца. Я любил его в детстве, хотя он часто бывал со мною жесток. Мне так казалось, и это приносило страдание детскому сознанию. С молодости отец втянулся в регулярные выпивки с друзьями, такими же, как он. В конце концов, стал алкоголиком. Так бывает сплошь и рядом, когда алкоголь употребляют регулярно. Даже бутылка пива ежедневно в обед и вечером, если такое практиковать в течение нескольких лет, может сделать человека алкоголиком. И попутно вырастить у него "пивное брюхо", что тоже далеко не полезно. 
          Нет слов, чтобы описать все страдания отца, которые к нему пришли под конец жизни. Не буду говорить и о своих переживаниях. Она очень долгая и напряженная, вся эта история. Был период, когда отец хотел избавиться от своего порока и алкогольного недуга, но многим хорошо известно, как это не просто. А у меня тогда уже была своя дорога, и я был далеко-далеко от дома. Однажды, в день своего рождения, отец вдруг как-то глубоко проникся чувством, что жизнь прожита зря и что нет в ней больше смысла. И дождался момента, когда мать надолго ушла по делам, и повесил себя насмерть в прихожей своей квартире на крепком пучке звонкового провода. Ему было ровно 50 лет. Ночью мне пришла телеграмма с тремя словами "папа умер мама". Тут же бросился в аэропорт Внуково. Билетов нет. Слава Богу, что были на свете славные русские мужики, советские люди, которые тогда пришли мне на помощь (см. http://proza.ru/2009/10/18/1149).
          Впрочем, настоящих русских мужиков, которые цвет нации, и сейчас предостаточно, чтобы Русь стала мощной, могучей державой. Для этого нужна  и должна быть внедрена в жизнь правильная, все понятная национальная идея. Мое мнение о национальной идее для новой России отражено здесь: http://proza.ru/2016/04/01/2353

* * *
          Были еще (и сейчас есть) такие люди, которые называются стоики. Так же, как есть и фаталисты. И те, и другие считали и считают, что жизнь подчинена судьбе. Что написано на роду кем-то высшим - так и будет, хоть гопки скачи, как говаривают порою украинцы (отсюда и название танца - гопак). Меня, конечно, тоже иногда такие мысли посещают. Но тут все противоречиво и не вполне однозначно. Какая между ними разница? Фаталисты полностью покорны судьбе и как бы плетутся в ее хвосте. Стоики более мужественны. Они строги, и на их лице почти никогда не бывает эмоций. "Стоицизм - это очень суровое, т. е. строгое и серьезное существование, способность сохранять человеческое лицо даже в условиях нечеловеческих" (цитата из философской антропологии).
          Интересный довод привел в своих сочинениях о смысле жизни философ Иммануил Кант. Например, человек не должен врать. Если я буду все время врать, если вы будете постоянно врать, если все станут лгунами, то общественная жизнь людей станет невозможна. Поэтому у человека должна быть нравственность по отношению к другим, как он считал. Но это - идеал. Так не бывает. Иногда необходима "ложь во спасение". Но точно необходима ли? Неясный вопрос.
          В каждой стране мира есть примерно 15-17 процентов людей, которые глубоко религиозны. Они считают, что смысл жизни человека состоит в том, чтобы служить Богу. Не будем о них распространяться, чтобы этих людей не обижать. Искренне верующие, т. е. не ханжествующие, как правило, высокоморальны, если только их вера не агрессивна. И при этом не стоит также забывать, сколько людей в прошлом было загублено крестом и кострами религиозных фанатиков. Помнится, был поражен, когда священника Александра Меня какой-то фанатик зарубил топором, уж не знаю, за что.

* * *
          Анализ некоторых сторон фашистской идеологии и смысла жизни вообще хорошо сделаны в книге "Утро магов". Эта книга написана Жаком Бержье и Луи Повелем, издана ими в 1960 году и представляет собою "… любопытную смесь популярной науки, оккультизма, астрологии, научной фантастики и техники спиритуализма…"[с].

* * *
          Красиво написал поэт, не буду искать его имя. Все, может быть, знают эти строки, но над ними нелишне иногда задуматься.
Я люблю тебя, Жизнь, что само по себе и не ново.
Я люблю тебя, Жизнь, повторяю я снова и снова.
Вот уж окна зажглись. Я шагаю с работы устало.
Я люблю тебя, Жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала!
Мне немало дано: ширь Земли и равнина морская,
Мне известна давно бескорыстная дружба мужская.
В ритме каждого дня как я счастлив, что нет мне покоя.
Есть любовь у меня. Жизнь, ты знаешь, что это такое.
Как поют соловьи.. Тишина.. Поцелуй на рассвете,
И вершина любви, это чудо великое - дети.
Вместе с ними пройдем детство, юность, вокзалы, причалы,
Будут внуки потом. Все опять повторится сначала.
Ах, как годы летят! Мы грустим, седину замечая.
Жизнь, ты помнишь солдат, что погибли, тебя защищая?
Так ликуй и вершись в трубных звуках весеннего гимна!
Я люблю тебя, Жизнь. И надеюсь, что это взаимно.

* * *
Ты проснешься на рассвете,
Мы с тобою вместе встретим
День рождения зари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.

Жизнь - нечаянная радость, которую тебе подарили. Ты, конечно, знаешь, кто они, и ты должен быть им, кто подарил, бесконечно благодарен. Смысл человеческой жизни в том, чтобы наполнить ее смыслом. Вот и все.

* * *
          Знаете, каким он парнем был? Нет, это не о Гагарине. Бродил однажды по Москве и оказался недалеко от Ваганьковского кладбища. Ну знал, конечно, что такое есть. И раз уж получилось, что рядом, решил побродить по его аллеям. Там, у входа - Владимир Высоцкий. У него - всегда цветы возле золотистого монумента с гитарой. Высоцкого я видел в театре на Таганке только один раз. Мое отношение к нему в течение жизни менялось. Сначала, еще в юности, было немного неприятно, когда из плохоньких магнитофонов хрипело что-то приблатненное. Потом услышал более серьезное, качественное. Задумался. А когда, уже после его смерти, посидел в кресле со сборником избранного, который составил известный поэт Роберт Рождественский, как-то больше, чем умом понял, что это был за талантище. Долго сидел и соображал и так, и этак: ну зачем ему нужно было глушить себя зельем? Так же, как когда-то недоумевал: ну почему Дантесу нужно было убивать Пушкина, а Мартынову Лермонтова?
          Но я и не о Высоцком. На Ваганьковском кладбище много, очень много выдающихся людей. И они как бы все - мои знакомые, я их видел, слышал. По телевизору, разумеется, но они были, были, я был как бы в их окружении. Ну, близкими они были, привычными. А тут - на тебе: на могильных табличках.
          Вот непревзойденная олимпийская чемпионка по фигурному катанию. Вот Сало Флор, шахматный  гроссмейстер, могилка невзрачная, черная... И еще, и еще... Через полчаса неторопливого хода по центральной аллее, где всегда много посетителей, становится как-то очень не по себе. И желание уйти куда-то вбок, где нет людей совсем. И уже в совсем глухом месте взгляд попал на тёмную плиту: Юрий Гуляев.
          Он был замечательным, неповторимым певцом. И умер в расцвете лет. Как у него прекрасно звучит песня:
Забота у нас такая, забота наша простая -
Была бы страна родная, и нету других забот.

А дальше была самая кульминация рефлексии:

Пока я ходить умею, пока глядеть я умею,
пока я дышать умею, я буду идти вперёд,
И СНЕГ, И ВЕТЕР, И-и ЗВЕЗД НОЧНОЙ ПОЛЕТ,
Меня Мое Сердце В Тревожную Даль Зовет.

          Слово "ветер" у Гуляева звучало так же, как и сам ветер, и сердце тревожно сжималось, и свет звезды в темную, заснеженную ночь пронизывал мозг насквозь.

* * *
Примечание
          В книге "Утро магов" обсуждаются проблемы современного научного подхода, методы научного и интуитивного познания. Делаются попытки осмыслить мистические и оккультные практики, тайны человеческого мозга. Описывая странные и непонятные научному миру явления, авторы акцентируют внимание на возможности научного объяснения этих явлений в настоящем, прошлом или будущем. В свете научных изысканий данной книги национал-социализм представляется как иная форма восприятия и объяснения окружающего мира, основанная на течениях неоязычества конца XIX — начала XX веков. Исходя из этого, дается новое понимание причин и следствий Второй мировой войны. Это - цитата из интернет-энциклопедии. А чтобы упростить поиск этой книги - захотите почитать, прошу сюда, к уважаемому мною подвижнику - майору Томасу: http://www.x-libri.ru/elib/berje000/00000001.htm


Рецензии