НА просторах СССР. Гл. 6

 
                Ташкент. Старый город \фото из интернета/
               
                Глава 6
                ТАШКЕНТ
Время в дороге до Новосибирска провели весело – перезнакомились в поезде
с молодёжью, ехавшей так же на строительство Саяно-Шушенской ГЭС, но
в отличие от нас не «дикарями», а по комсомольским путёвкам. Разницу
в статусе нам объяснили в Управлении строительством.
Оказывается, само строительство ещё не известно, когда начнётся, а пока ведутся подготовительные работы, на которых рабочих рук более, чем достаточно. Принимают на работу только тех, кто приехал по путёвкам.
Нам с тёзкой приходилось «разворачивать оглобли», но куда – вопрос. Настроение упало, но у тёзки возникла идея поехать к нему на родину тем более, что в Средней Азии я ещё не бывал. Он начал прельщать меня обилием фруктов, гостеприимством населения и совсем не кстати привёл для примера книгу «Ташкент город хлебный». Мне собственно было безразлично куда ехать, но захотелось коснуться экзотики,
и я согласился поехать пока в Ташкент, а на его родину – Туркмению, потом,
в зависимости от обстоятельств.

Так мы оказались в Ташкенте и для начала устроились в дешёвую гостиницу
\по 1 руб. за сутки\ на ул. Пушкина. Первое, что поразило меня, была низкая цена обеда в чайхане над арыком вблизи площади Ленина, куда мы забрели знакомясь
с окрестностями пока вблизи от гостиницы. По привычке мы заказали первое,
второе и третье. На первое суп – шурпа, на второе – плов, на третье – чай.
Суп подали не в тарелках, а в глубоких чашках (касах), в каждой из которых помещалось (по нашим меркам) не менее 4-х порций, которые подавали нам
в российских рабочих столовых. При этом в супе располагался приличный кусок жирного мяса. Вместо хлеба принесли не нарезанные, а наломанные куски лепёшки. На второе подали плов в такой же касе и тоже с мясом – это было уж слишком.
На третье перед каждым поставили по чайнику и маленькой чашке – пиала.
И за всё это изобилие с нас взяли 3 руб. за двоих.

В последствие мы брали обычно, или только шурпу, или полпорции плова,
по лепёшке и чай.

Низким ценам мы удивлялись, но и они не могли обеспечить баланс наших более чем скромных потребностей и возможностей – весь наш капитал на тот день составлял 25 руб. на двоих. Надо было срочно искать работу. И тут, как всегда,
помог «господин случай».
На другой день, прогуливаясь по городу пока бесцельно, на одной из улиц заметили доску объявлений. Одно из них гласило, что срочно требуются специалисты механики для сезонной работы в геологической партии. Лучшего мы не могли
и придумать – это было то, что надо, и романтика, и экзотика.
Отложив на потом более тщательное знакомство с Ташкентом, мы срочно отправились по адресу, указанному в объявлении, устраиваться на работу.
Отдел кадров Краснохолмской экспедиции располагался на ул. Навои. Там
дали нам направление и объяснили, как проехать на трамвае до базы в Старом городе. База экспедиции обслуживала несколько партий сейсморазведки, топографов и буровиков.

Меня, как тракториста, оформили мотористом на электростанцию в одну из партий сейсморазведки, а тёзку по его специальности направили к буровикам. На моё заявление о том, что в электричестве я ни бум-бум, мне объяснили, что привод генератора осуществляется от тракторного дизельного двигателя. Ехать
в партию надо срочно и попутный транспорт имеется – на другой день туда идёт бензовоз. Тут же познакомили меня с шофёром дядей Мишей, с которым мы договорились встретиться здесь же не позднее 10 часов –
дорога предстояла дальняя.

Утром, забрав свой чемодан, в 8 часов я вместе с тёзкой покинул гостиницу.
На трамвае доехали до базы и там простились, договорившись встретиться
здесь же в конце сезона. Тёзка пока оставался на базе ждать попутку к месту
своего назначения.
В 9 часов мы с дядей Мишей на его бензовозе ЗИЛ-164 покинули базу и, поколесив по улицам Старого города, выехали на магистраль Ташкент-Самарканд. С двух сторон дороги почти непрерывно тянулись белёные извёсткой глинобитные домики кишлаков, утопающих в садах. Окружающий ландшафт разительно отличался
от казахстанского, где такие же глинобитные дома красить было не принято.
Там в кишлаках редко у какого дома встретишь хилое деревце,
а вокруг голая степь, перепаханная в последние годы целинниками.

Даже в сравнение с Украиной, где я работал последние годы, поражало обилие садов и виноградников. И всё это стало возможным после постройки Большого канала и арыков от реки Амударья. О том, что при этом стало высыхать Аральское море я просто-напросто не знал и не умел анализировать события такого масштаба. Идея поворота сибирских рек на помощь тоже витала пока только в воздухе, а потом и совсем заглохла.
Мне было любопытно всё, и я непрерывно крутил головой, засыпая дядю Мишу вопросами о дороге, о местах расположения и составе партии. Но он, привыкший
за 20 лет работы в экспедиции к одиноким поездкам, был неразговорчив и отвечал коротко, или отделывался фразой: - Приедешь, сам всё увидишь. Ехали без остановок до г. Джизак. Дядя Миша сказал, что это последний населённый пункт
на пути нашего следования и надо хорошенько заправиться.

В чайхане мы заказали по шурпе, по 4 палочки шашлыка, по 2 лепёшки и по чайнику зелёного чая. Я с трудом одолел всё это потому, что мой желудок ещё не привык
к такой обильной пище. После Джизака мы свернули с главной дороги влево
на просёлок, а часа через два поехали вообще без дороги напрямую по известным только геологам следам и ориентирам. Начались
пески пустыни Кызыл-Кум( красный песок)\узб.\.

Продолжение следует…


Рецензии
Вы пишите про мою родину. Очень интересно читать. С нетерпением жду продолжения!

Тамара Логданиди   05.07.2016 18:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Тамара, рад, что понравилось, а где конкретно
Вы жили - ПЕИ.

Пономарёв Майский   08.07.2016 06:54   Заявить о нарушении
Моя родина Казахстан, город Темиртау. Просто я не к той главе комментарий написала.

Тамара Логданиди   08.07.2016 20:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.