Ягодная лотерея

     Стас Лукин и Костя Соколов учились на физмате местного пединститута. Оба сокурсника родились в деревне и потому работать руками умели. А поскольку и с головой у них было все в порядке, то этот факт не мог остаться незамеченным заведующим одной из профильных кафедр…
    Владлен Петрович Туманов, уважаемый в институте, в стране и за рубежом профессор астрономии, умел открывать  таланты среди студентов. И примечал их не на занятиях по своему предмету, который по программе шел на старших курсах, а заметно раньше, причем опытный глаз педагога кандидатуру будущего лаборанта выбирал практически безошибочно. Подходил к второкурснику или третьекурснику, по-отечески похлопывал того по плечу, интересовался учебой, проблемами, материальным положением и предлагал подработать на кафедре, естественно, обещая свое покровительство и содействие в решении насущных проблем. И, не давая собеседнику опомниться, предлагал ему отремонтировать какое-нибудь механическое или электрическое  устройство, а то и просто предмет мебели. По степенному и очень солидному виду профессора сразу же становилось понятно, что восстановление устройства  или предмета должно быть качественным. И если студент чувствовал в себе уверенность, что все сделает, как надо и даже лучше, то почитал за счастье оказать услугу столь заметной личности…
    А дальше следовала благодарность, сопровождаемая традиционным похлопыванием по плечу, и обещание потом еще подкинуть работку. О материальной стороне дела Владлен Петрович даже не задумывался, а, получив отремонтированный прибор, степенно и с достоинством удалялся в считающийся персональным кабинет, изначально являвшийся астрономической лабораторией. Студент, ожидавший щедрой благодарности в виде хрустящих или хотя бы одной потрепанной купюры, глубоко вздыхал и обещал себе стараться больше не попадаться на глаза профессору, чтобы не стать в будущем коллекционером устных благодарностей.
    Однако Туманов действительно помнил добро и, когда кто-то из лаборантов кафедры увольнялся, через деканат, а иногда и самолично находил достойную замену из уже проверенных в деле студентов. Основной обязанностью было поддержание в жизнеспособном состоянии и ремонт лабораторного оборудования. Находиться неотлучно на рабочем месте завкафедрой не требовал, даже наоборот, во время сессии призывал своих новых сотрудников отдавать приоритет подготовке к экзаменам, красноречиво давая понять, что работа на кафедре может и подождать…
    Стас устроился на кафедру после того, как по собственной глупости завали один из экзаменов и вынужден был пропустить год учебы. Вернувшись в число студентов, Лукин отказался от половины ставки в пользу своего соседа по комнате в общежитии. Владлен Петрович был доволен работой молодых сотрудников. Когда же во время каникул и своего отпуска Стас позвонил с малой родины шефу с просьбой задержаться на пару дней, обещая обязательно отработать пропущенные рабочие дни, тот сразу же успокоил его, порекомендовав отдыхать почти до конца лета и не печалиться по поводу работы…
    В самом начале осени заведующий кафедрой пригласил к себе  в кабинет студентов-лаборантов. Из его длинной речи следовало, что за городом, на участке, где расположена астрономическая обсерватория, жизненно необходимо окультурить участок земли вокруг нее до степени возможности посадки садовых цветов и овощных культур, и сделать это надлежало в ближайшие дни, а точнее, вечера, поскольку днем надо учиться и работать на кафедре. Друзья сначала удивились столь длительному сроку, ведь участок был совсем небольшой. Однако, в первый же вечер работы стало ясно, что их руководитель был тем еще оптимистом. Участок представлял собой твердую глинистую поверхность, под которой скрывались остатки бетона, арматуры, больших и малых камней, куски дерева. Не зря Владлен Петрович сказал, что лопаты и другие инструменты можно взять у начальника обсерватории, который будет временно выполнять роль прораба и следить, чтобы перерывы в работе не были большими.
    Вдоль забора на участке росли плодово-ягодные деревья и кустарники. Студенты не прочь были полакомиться, но плоды были уже кем-то заботливо собраны. Мозолили глаз только оранжевые ягоды на одном из кустов или деревьев, почему-то незнакомые обоим выходцам из сельской местности. В один из рабочих вечеров, когда солнце уже клонилось к закату, пока «прораб» убирал инструменты и закрывал обсерваторию, Константин все же сорвал несколько ягод, осмотрел их, попробовал и ничего подозрительного в их вкусе не обнаружил. Вкус ягод хоть и не был насыщенным и отчетливо выраженным, но для голодного студенческого желудка все же оказывался вовсе недурным. Совершенно разумно решив, раз растут на окультуренной территории, значит, кем-то когда-то посажены, а зачем садить растение, плоды которого нельзя потребить в пищу? И через минуту карманы куртки студента были наполнены оранжевыми плодами…
    Довольно длительный путь до автобусной остановки студенты-лаборанты и их временный начальник преодолели, беседуя о будущем астрономической науки в вузе, городе и в стране. Костя все это время уничтожал ягодные запасы, Стас от предложенного угощения отказался, а руководитель объекта, взглядом изучив предлагаемый деликатес, обратился к жующему:
    - Константин, ты что, их ешь?!
    Тот, утвердительно кивнув, запустил очередную порцию лакомства в рот.
    - Так они ж несъедобные!
    Костя жевать перестал и попытался уточнить их название, а также их вредное влияние на организм человека.
    - Это волчьи ягоды! Они очень ядовиты! И много ты их уже потребил? – уже возмущенно продолжил начальник.
    Студент выплюнул недожеванные остатки ягод и извлек из кармана то, что осталось от сделанных некоторое время назад запасов. Не осталось почти ничего. В его голове появились мысли о возможных последствиях поедания неизвестного продукта и способах их преодоления. Но и надежда на ложное умозаключение старшего товарища все же оставалась:
    - Нет! Волчьи ягоды красные и сочные, и гроздья совсем другие. Я же в деревне вырос и с несъедобными ягодами знаком с детства.
    - Так «волчьи» - это народное название нескольких видов ядовитых ягод. Те, что ты только что поглотил, по-научному называются крушиной.
    - Да? И что теперь будет? Я хоть не умру? – все еще надеясь на лучшее, спросил Костя.
    - Нет. Не умрешь. Но пронесет от души. Так что моли Бога, чтобы автобус по расписанию пришел…
    Костя облегченно вздохнул, даже обрадовался, что летального исхода удастся избежать. Только бы до общаги быстрее добраться. А беготня по знакомому маршруту – это ничто по сравнению с небытием…
    …По возвращению в общежитие студенты плотно поужинали, и «пожиратель волчьих ягод» стал ждать тревожных позывов от своего организма. Пришлось даже отменить наметившийся было поход в кино. Вместо этого Константин занялся самоподготовкой по предметам, стоящим в расписании занятий на следующий, а затем и на другие дни недели. Просидев почти до утра за учебниками, студент так и не дождался обещанных начальником астрономической обсерватории последствий. А утром, вопреки, традиции, с радостью пошел на занятия, зная, что после них еще придется отправиться на окультуривание загородной территории…
    Костя потом долго думал, то ли организм такой крепкий, то ли опасность ягод сильно преувеличена. Оказалось, что просто начальник обсерватории ошибся, приняв за волчьи ягоды боярышник…


Рецензии
Интересная забавная история))...

Евгений Маковский Кримцов   20.12.2018 11:19     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за прочтение и отзыв!

Николай Мельников 3   28.10.2023 20:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.