Легкий путь

I

-Так, Миша, еще раз не сделаешь все в срок – уволю. И ты знаешь, что я всегда держу обещания.

Миша действительно это знал. Так же хорошо он знал, что сам он держать обещания не умеет, как и выполнять задание в нужные сроки. Нет, разумеется Миша не проваливал дело по злому умыслу. С самого начала он свято верил, что все успеет. Даже планировал сесть за работу немедленно по получению задания. Но потом появлялись какие-нибудь дела, он откладывал, потом хотелось отдохнуть, потом он не мог заставить себя работать. Затем ему удавалось себя убедить, что он сделает все это за несколько часов, ничего страшного, и, наконец, понимал, что все плохо и срок провален. Это происходило не раз и не два, и шеф, который в общем-то хорошо к нему относился, наконец рассердился.

Терять работу очень не хотелось. Она ему нравилась, зарплата была хорошей, новую такую же найти будет очень сложно. В рекомендации шеф честно напишет про полную его неорганизованность – шеф никогда не врет – и кто после этого возьмет его к себе?  Что же делать?

В расстроенных чувствах Миша пришел домой и, чтобы немного отвлечься, решил посмотреть какие-нибудь видео в Интернете. Всего десять минут, чтобы расслабиться.

Первым делом открылась реклама. На экране появился худой человек, с отвращением уставившийся на стакан молока. В комнату вошел другой, счастливый и улыбающийся. На его голове был шлем с надписью “Easy Way”.
-Не могу я пить это молоко! Тошнит меня от него! А доктор прописал, куда денешься…
-Так зачем же ты терпишь? Надень шлем Easy Way – и молоко сразу же самой вкусной пищей для тебя!
  “Молоко вдвойне вкусней, когда ты в шлеме Easy Way!”
Худой человек надел тоже шлем и с выражением полного блаженства пил молоко.
“Что полезно, то и вкусно!”

Видео начало проигрываться. Через несколько минут оно снова остановилась, сменившись рекламой. Женщина средних лет печально смотрела на грязную квартиру, сидя на диване. “Эххх… Через час гости, а в доме не убрано… Что же делать”  - вздохнула она, даже не пытаясь встать с дивана. Внезапно лицо ее просветлилось.
-Я знаю, что мне поможет! Шлем Easy Way!
Женщина надела шлем и начала очень быстро все убирать.
“В доме чище в два раза быстрей, когда ты в шлеме Easy Way!”

“Весь Интернет заполонили своей рекламой,” - проворчал Миша. Потом нажал на паузу и задумался.

Шлемы Easy Way появились в продаже не очень давно, но уже стали хитом.  Идея была простой до гениальности. Шлем посылал сигналы удовольствия в мозг, когда его обладатель делал что-либо полезное, и сигналы дискомфорта в обратном случае. В результате любая работа, противное лекарство, невкусная, но полезная еда, изматывающие физические тренировки – все превращалось в блаженство, к которому стремишься как можно скорее. Все же вредное, но приятное становилось совершенно отвратительным. Самочувствие, состояние здоровья, эффективность труда – победа была на всех фронтах. Конечно, стоила такая штуковина дорого. Очень дорого. Но, учитывая, что ее можно приобрести в кредит по весьма льготным условиям… И что работоспособность вырастает настолько, что заработная плата просто не может не вырасти… Может быть, это было бы неплохой идеей?
Конечно, вторжение в мозг несколько неприятно. Мише это никогда не нравилось. Одно дело, когда машина помогает тебе что-то делать, как экскаватор или калькулятор, и другое, когда она лезет тебе в голову и меняет, что ты любишь, а что нет. “И да, я люблю лежать на диване и смотреть мультики,”- думал Миша, - “И это не машинье собачье дело. Я вот такой. Люблю что люблю.”

Наверное, Миша так бы и не решился попробовать шлем, если бы не реальная угроза увольнения. Неизбежная, если он так и не сменит свой образ жизни. А изменить его самостоятельно он не мог.

II

Через несколько дней Миша уже был в офисе компании Easy Way.  Улыбчивый сотрудник разъяснил, что первые шесть месяцев, включая пятидневную юстировку шлема в присутствии специалистов компании, полностью бесплатны. В случае, если товар не устроит, можно просто вернуть его. “Впрочем, пока никто не возвращал,” - добавил сотрудник. Затем начинаются выплаты по кредиту, вначале небольшие, затем (“когда Вы получите более высокооплачиваемую работу, что практически неизбежно со шлемом”) побольше, пока кредит не будет выплачен. Сотрудник выжидающе улыбался. Миша вздохнул и поставил подпись.

Началась неделя юстировки. Сначала его заставляли работать и отдыхать по очереди в шлеме – шлем должен был научиться различать работу и отдых, чтобы понять, что именно стимулировать и что подавлять. И когда. Шлем не должен был заставлять работать 24 часа в сутки, но соблюдать режим труда и отдыха. Питание – по той же схеме, полезное и вредное, с учетом состояния организма и выполненных физических упражнений или же умственного труда.

Через неделю, когда Миша вышел на работу, коллеги не могли его узнать. Следующий проект был сдан за две недели до назначенного срока. Еще через два месяца Миша получил неожиданное (а с точки зрения изготовителей шлема – вполне ожидаемое) повышение. Самочувствие благодаря правильному питанию и занятиям спортом улучшалось. Шлем же поддерживал хорошее настроение и удовольствие от процесса. Без малейших сомнений по истечению шести месяцев Миша оставил шлем себе и начал выплачивать кредит.


Прошло несколько лет.  Миша был успешен и счастлив. Все было просто замечательно. Но временами его начинала грызть какая-то смутная тоска.
-Ты знаешь, - сказал он жене как-то раз, - скучно мне.
-Ну развлекись. Скажи шлему “Хочу смеяться пять минут!”
-Да нет, ты не понимаешь. Как-то все слишком легко.
-Нашел о чем печалиться!
-Нет, ну в самом деле. Я, конечно, счастлив… на эмоциональном уровне… но чувствую какую-то тоску. Я не могу выразить это словами, но мне кажется, жизнь стала какой-то пустой с тех пор, как я надел шлем…
-Слушай, ты заелся. Дом – полная чаша, ты счастлив – что еще нужно.
-Не знаю…

Разговор окончился, но кошки продолжали скрести на душе у Миши. Шлем глушил их радостными импульсами, но они возвращались вновь и вновь.


Несколько недель спустя Мишу ехал ночью на своем автомобиле. Шел дождь, видимость была плохая.  Автомобилем управлял непосредственно шлем — новые версии вполне могли брать на себя такую простую механическую работу. Миша только иногда посматривал на дорогу, в основном планируя завтрашний доклад. В принципе, он мог бы и совсем довериться шлему в управлении автомобилем, но как-то это ему было пока непривычно, он хотел держать ситуацию под контролем.
Внезапно Миша, отвлекшись в очередной раз от доклада, увидел человека на дороге. С ужасом он немедленно нажал на тормоза, но было слишком поздно. Раздался глухой удар, и человек отлетел вперед. Миша вылетел из машины и бросился на помощь. “Что делать, что делать?!” Шлем молчал.
-Вы меня слышите?
-Да, - неожиданно сильным голосом сказал человек. - Помогите мне.
-Да, конечно! Сейчас, погодите, я вызову “скорую”.
-Не надо скорой. Но если вы меня пустите в вашу машину, чтобы я не мок здесь на холодной земле, я буду благодарен.
-Да, конечно, но можно ли вам двигаться?
-Да. Дайте руку.
Человек оказался неожиданно тяжелым, как будто обмотанным якорными цепями. Он дошел до машины, опираясь на руку Миши, и уселся на пассажирское сиденье рядом с ним. Мишин шлем все еще молчал, не понимая, как реагировать на ситуацию.
В машине Миша получил, наконец, возможность, рассмотреть незнакомца. Вид его был престранный. Длинные седые волосы и борода, необычная одежда – нет, не грязная, но очень, очень старая. И сам  он был очень стар. Нет, даже не стар – древен. Издалека Миша принял бы его за бомжа, определенно. Но вблизи… Незнакомец источал аромат. Очень странный аромат. Это были не духи, не одеколон. Он не пах богатством, не пах и нищетой. Это был приятный аромат. Хотя приятный, пожалуй, неверное слово. Правильнее было бы сказать – красивый, если только так можно говорить об аромате. Он что-то напоминал Мише, что-то из далекого детства, но что именно – он не мог вспомнить.  Лицо незнакомца как будто светилось изнутри и тоже казалось неуловимо знакомым.
-Почему вы стояли на дороге?
-Чтобы спасти тебя. Ты спас меня, чтобы я мог спасти тебя.
-Спасти меня? Но от чего? Я не понимаю…
-От шлема, рабом которого ты стал.
Внезапно старик стал пахнуть просто отвратительно. И всем своим существом вызывать отвращение. Миша вспомнил, что ему нужно срочно, просто срочно сделать доклад на завтра.
-Во как твой шлем защищается! Заметил? Я сразу же стал омерзительным, хотя ведь сначала же так не было. Не меняю же я запах каждую минуту. Терпи, это будет твоим первым испытанием.
Смрад стоял просто невыносимый. Миша открыл окно. Казалось, он задыхается. И голос в голове кричал: “Ты опаздываешь! У тебя нет времени!” Миша сжал зубы. Кажется, гость прав. Это на самом деле было от шлема.
-Терпи, терпи. Нет награды без труда.
Запах отступил. Похоже, шлем решил сменить тактику.
-Хорошо, что пока что искусственный интеллект в этих шлемах не очень мощный, и защищаться он пытается довольно примитивно. Хорошо, что пока что он не может стирать твои воспоминания. Пока что ты еще можешь победить.
«А зачем тебе побеждать шлем? Разве ты забыл, как ты жил, пока шлема не было? Без шлема твоя работоспособность упадет, ты потеряешь работу. Что скажет жена?» - зашептал голос в Мишиной голове.
-Теперь шлем начинает тебя убеждать лживыми словами, не так ли? Нет-нет, я не читаю мысли. Я просто хорошо знаю шлем — это ведь просто машина. И, поскольку люди сейчас практически переложили все на шлем — так же хорошо я могу предсказывать и людей. Шлем говорит тебе о своей необходимости, как тебе будет плохо без него. А разве тебе хорошо сейчас?
«Конечно же хорошо!» - рявкнул голос. Но Миша уже знал, что это не совсем правда.
-Ты забыл, что значит преодолевать себя. Ты забыл, что значит делать то, что не хочешь. Ты забыл, что ты ценишь свои результаты не сами по себе, а по труду, который ты в них вложил.
Ты почти потерял свою волю.
«Это все пустые слова. Благодаря шлему ты лучше работаешь.  Это благо не только для тебя, но и для других людей. Отказаться от шлема значит принести вред и себе и другим людям»
-Теперь шлем перешел к гуманизму,  верно? Благо людей и так далее. Но подумай, так ли уж важно для людей то, что ты делаешь. Твою работу вполне может выполнять робот. И ничуть не хуже тебя, заметь. Будь честен хотя бы с самим собой.
         Это было правдой. Единственной причиной, по которой Миша не был заменен на робота, был профсоюз.
-Ты просто занимаешь рабочее место, вот и все. Тебя можно было бы отправить в бессрочный отпуск и купить робота вместо тебя, но тогда бы у тебя появилось слишком много свободного времени для размышлений. А в этом нет ничего хорошего для них. Будешь много думать — взбунтуешься против шлема.
«Что за чушь! Ты сам настраивал шлем, ты сам выбирал, что должно вызывать удовольствие, а что отвращение. Какой же ты раб если ты сам все выбрал? Если ты хочешь, ты можешь изменить настройки в любой момент.»
-Да, то, что ты сам можешь по своему желанию менять настройки, это правда. Но твои желания определяются шлемом, и вырваться из этого замкнутого круга очень сложно. Тебе придется преодолевать себя. Ты можешь отключить экстаз от работы, но тогда тебе будет все время хотеться вернут его, как наркоману хочется новую дозу. Тебе будет очень тяжело.
Когда-то давно ты решил не заставлять себя работать, но выбрал легкий путь и купил шлем. Путь назад все еще есть, но с каждым днем он становится все тяжелее. Выбор за тобой. А я пойду предупреждать других.
 
«Ну и сон же мне вчера привиделся», - подумал Миша, заводя автомобиль наутро. Случайно взгляд его упал на сиденье рядом с водительским. На нем лежал кусок якорной цепи. Не веря своим глазам, Миша взял его в руки. «Тяжелая... Как якорь. А якорь должен быть тяжелым, иначе в нем не будет надежды». 
 
   
   
 
 


Рецензии