Глава 17 Англия при Эдуарде Втором продолжение

В Англии наступил голод, вызвавший эпидемию чумы, и все равно беспомощный Король продолжал ссориться с надменными Лордами. Несколько мятежных ирландских вождей обратились к Брюсу, чтобы он встал во главе их страны. Он направил своего брата Эдуарда, которого и провозгласили Королем Ирландии.

Вскоре и сам Брюс прибыл в Ирландию, чтобы поддержать брата в войнах, но последний погиб во время неудачного сражения. Тогда Брюс вернулся в Шотландию, где продолжал усиливать свою власть.

Если падение английского Короля началось с фаворита, так он должен был и закончить. Слишком ничтожное существо, чтобы полагаться на себя, он выбрал другого фаворита - ХУГО ЛЕ ДИСПЕНСЕРА, представителя древнего рода.
Хуго был красив и отважен, но он стал фаворитом слабого Короля, с которым никто не желал считаться,- а это, как вы понимаете, довольно шаткое положение.

Аристократия объединилась против него, потому что Король очень любил его, и они набрались терпения, ожидая, кто первым падет - фаворит или его отец.

Так вот, Король женил фаворита на дочери графа Глочестера, одарив его и отца большими поместьями в Уэльсе.

Желая расширить богатые владения, они нанесли жестокое оскорбление некоему валийскому джентельмену - ДЖОНУ ДЕ МАУБРЕЮ, а также многим другим гневливым валийцам, которые взялись за оружие и начали захватывать их замки и поместья.

Граф Ланкастер когда-то лично пристроил фаворита (дальнего родственника) при Дворе, и теперь испытывал чувство оскорбленной гордости при виде почестей и власти, которых добился Хуго Де Диспенсер, приблизившись к Королю.

Поэтому Граф Ланкастер  вместе с дружественными Баронами, объединившись с валийцами, направились маршем к Лондону и вперед послали гонца с требованиями Королю - немедленно изгнать фаворита и его отца.

Сначала Король, необъяснимым образом, вознамерился принять вид гневного неудовольствия и даже отправил им дерзкий ответ, но когда их силы возросли и они, вооруженной армией решительно направились к Парламенту в Вестминстер, ему пришлось отступить и принять их требования.

Однако поворот к его триумфу случился раньше, чем он ожидал. И вот при каких обстоятельствах.

Так произошло, что Прекрасная Королева во время путешествия прибыла поздним вечером в один из замков и потребовала, чтобы ее приняли и развлекали до утра.
Хозяин замка, принадлежавший к группировке мятежных Лордов, находился в отъезде, и супруга отказалась в его отсутствие принимать Королеву. Разгорелась потасовка между прислугой с обеих сторон, и несколько слуг Королевы были убиты. Народ, который мало заботился об участи Короля, пришел в негодование, что с его Прекрасной Королевой можно так бесцеремонно обращаться,- и взяли замок в осаду, захватили его и затем вызвали обоих Диспенсеров домой.

Тогда сплотившиеся Лорды и валийские аристократы пошли к Брюсу. Король встретился с ними при Барофбридже, одержал победу и взял в плен немало титулованных аристократов, среди которых оказался сам Граф Ланкастер, к тому времени уже старый человек, которого он так давно хотел уничтожить.

Графа Ланкастера доставили в его собственный замок - Понтерфракт - где допрашивали, назначив незаконных судей, признали виновным, отказав в праве защиты. Несчастного пытали, потом вытащили на улицу, посадив на дряхлого пони без седла и упряжи. После такой позорной казни Графа Ланкастера обезглавили.

Еще 28 рыцарям рубили головы и четвертовали... Когда Король устал от кровавой расправы, он заключил кратковременное перемирие с Брюсом, а Диспенсоров наградил больше прежнего и объявил  отца фаворита Графом Винчестером.

Один пленник, и довольно знатный, доставленный в Барофбридж, однако избежал гиббели, обратив временную победу против Короля. Его имя РОДЖЕР МОРТИМЕР. Он всегда находился в жесточайшей оппозиции Королю, который приговорил его к смерти и велел поместить под усиленную охрану в Лондонском Тауэре.

Так вот, Роджер Мортимер, подружившись с охраной, угощая вином, подсыпал стражникам сонное снадобье, и как только они заснули, вышел из темницы, прокрался в кухню, оттуда через окно на крышу, по веревочной лестнице, пройдя мимо ночной стражи, спрыгнул в реку и быстрыми гребками поплыл к ожидавшей его лодке, а потом к берегу, где уже стояли слуги с лошадьми.

Далее он бежал во Францию, где Чарли Красивый, брат Прекрасной Королевы только искал повода поссориться с Королем Англии. Предлогом послужил тот факт, что английский Король не приехал на его коронацию и не выразил знаков уважения.

Предлагалось, чтобы Королева собрала посольство и написала Королю, что так как он нездоров и не может ехать сам, пусть отправит с посольством их 12-летнего сына Принца, который выразит почтение от его имени, и в той же компании Королева немедленно возвратится. Король отпустил сына, но оба они с Королевой остались при  французском дворе, а Роджер Мортимер стал любовником Королевы.

Когда Король снова и снова писал ей просьбы о возвращении, она не отвечала прямо, что презирает его настолько, что ей омерзительно жить с ним дальше (что было правда), но нашла отговорки, будто опасается всевластных и коварных Диспенсеров.
Короче, ее план заключался в том, чтобы свергнуть власть королевских фаворитов и самого Короля и захватить Англию.

Заручившись поддержкой Короля Франции, получив 2000 солдат, а также помощь от других английских изгнанников во Франции, ровно через год она высадилась в Оревелле, близ Саффолка, где к ней немедленно прибыли Граф Кент и Граф Норфолк, два брата Короля в сопровождении других могущественных аристократов. И знатный генерал немедленно обыскал ее, приставив в качестве охраны своих солдат.

Получив известия о прибытии  Королевы, народ Лондона ворвался в Тауэр, открыл темницы, выпустил всех узников и с приветственными криками, бросая в воздух шляпы, приветствовали Прекрасную Королеву.

Король с обоими фаворитами бежал в Бристоль, поставив старшего Диспенсера главой города и замка, а сам отправился с его сыном в Уэльс. Так как граждане Бристоля находились в оппозиции Королю и не было никакой возможности удерживать власть в городе, в котором за каждым углом подстерегали враги, Диспенсер сдался на третий день, и немедленно предстал перед судом по обвинению в вероломстве и влиянии на то, что называлось "королевское суждение" - хотя, лично я сильно сомневаюсь, что у Короля когда-либо было какое-либо "суждение".

Перед судом стоял почтенный старец, под 90 лет, но даже его возраст не вызвал снисхождения и капли жалости у судей. Его подвесили, разрезали, пока он еще жил, разрезали на куски и бросили на съедение псам.

Сына также схватили, пытали в Херефорде перед теми же судьями по длинному списку надуманных обвинений, признали виновным и повесили на виселице на высоте 50 футов, с терновым венком на голове.

Королевский фаворит и его несчастный отец, на самом деле, были виновны в одном-единственном преступлении - они хотели быть друзьями Короля! Хотя при жизни даже они не слишком усердно удостаивали его почтительным взглядом.

Это непростительная ошибка, я знаю, и она ведет к еще более страшным проступкам и преступлениям, и все же многие леди и джентельмены нередко совершали ее в Англии, и все же их растерзанные тела не бросали голодным псам и не подвешивали на высокие виселицы...

Презренный Король бежал туда и сюда, и всякий раз нигде не оставался надолго, пока не сдался наконец и не был доставлен в Замок Кенилворт. Когда он расположился в относительной безопасности, Королева в Лондоне встречалась с Парламентом.

И Епископ Херефордский, который являлся ее большим другом и одним из мудрейших советников, вопрошал: "Что необходимо теперь предпринять? Мы имеем невменяемого, убогого, глупого Короля на троне; не лучше ли для страны свергнуть его и посадить на трон его сына?"

Не могу сказать, в самом деле Королева почувствовала жалость к нему в этот момент, но она залилась слезами, так что Епископ смягчился:

"Что ж, мои Лорды и Джентельмены, каково ваше мнение в целом? Не послать ли нам гонца в Кенилворт, не спросить ли нам Его Величество (да благословит его Господь, простив его прегрешения), - не отречется ли он по доброй воле?"

"Мои добрые Лорды и Джентельмены" подумали, что это отличная идея, и вот группа представителей отправилась в Кенилворт, и там Король вышел в огромный зал, он был одет в простое черное платье, и как только увидел  Епископа среди собравшихся, упал на колени - насчастное, бессильное существо - являя собой жалкую картину.

Кто-то поднял его с колен, и затем СЭР ВИЛЬЯМ ТРАССЕЛ, Спикер Палаты Общин, чуть не напугал его до смерти, произнеся длинную речь, суть которой сводилась к тому, что он более не является Королем, и что все подданные отказываются служить и подчиняться ему.

Затем вышел СЭР ТОМАС БЛАУНТ, Управляющий делами Короля, который чуть не довершил начатое Сэром Вильямом Трасселом дело, он сломал над его головой белый жезл - церемония, исполняемая только после смерти Короля.

Когда его спросили весьма настойчиво, не думает ли он  о добровольном уходе, Король незамедлительно ответил, что это "самое лучшее, что он может сделать". Итак, он отрекся от власти, и собравшиеся провозгласили его сына новым Королем.

Мне бы очень хотелось завершить эту главу рассказом, как он безмятежно доживал свои дни в Замке, прогуливаясь по парку и отдыхая в садах Кенилворта, что у него был фаворит, он много ел и сладко пил - и более ни в чем не нуждался. Но его постыдно унизили. Он превратился в изгоя, отщепенца, умывался грязной водой из канавы и пил ту же воду,становясь все более и более ничтожным и жалким.

Его переводили из одного замка в другой, а оттуда - еще дальше, потому что лорд такой-то и такой-то  слишком любезно обходились с ним,- пока, наконец, он не прибыл в Замок Беркли, что стоит возле реки Северн, где (пока Лорд Беркли болел и находился в отъезде) он не попал в руки двух мерзавцев - ТОМАСА ГОУРНЭЯ и УИЛЬЯМА ОГЛА.

Как-то в ночь - 21 сентября 1327  года - страшные крики пронзили ночную тишину, разбудив и напугав жителей округи. Крики доносились из-за крепких стен Замка, и люди, в ужасе крестились, приговаривая: "Да сжалятся Небеса над Королем, ибо вряд ли что-то доброе происходит с ним в мрачном заточении".

На следующее утро его нашли мертвым - никаких ссадин, синяков на теле, никаких следов насильственной смерти! Только совершенно изуродованное лицо. И после долго ходили слухи, будто бы негодяи ГОУРНЭЙ и ОГЛ специально прижгли его лицо раскаленным железом.

Если вам когда-либо придется оказаться близ Глочестера и увидеть центральную башню его прекрасного Собора, с четырьмя остроконечными шпилями, взметнувшимися в небесную высь, вспомните о том, что именно здесь захоронен жалкий Эдуард Второй,- в старинном аббатстве древнего города в возрасте 43 лет, после 19 лет правления совершенно неспособного Короля.

Инна Едрец

SOS! Нужна срочная помощь. Карта Сбер: 4817-7602-0876-3924.


Рецензии