Сны об Абхазии. Абхазская мадонна

В Абхазии живет женщина, перед которой я почему-то чувствую себя в долгу. Мы познакомились в юности, вместе ходили на подготовительные курсы в институт. Мама у нее русская, папа абхаз.  Мама  работала  на достаточно тяжелой работе, рано ушла из жизни. А еще раньше умерла сестра подруги. В этом доме навсегда поселилась беда. Но семья несла ее достойно. Моя подруга была девушкой очень чуткой, но строптивой: так просто к ней не подойдешь. Дружить умела, но бескомпромиссность делала круг ее друзей не очень широким. Очень рано ей пришлось взять на свои хрупкие плечи полную ответственность за семью, которой она всегда гордилась. Люди  это были простые, всего добивались своим трудом. Я  видела ее несколько лет назад. Она одна воспитывала сына, ухаживала за больным отцом, работала за сущие копейки. Гордость, вернее, достоинство, не позволило ей жаловаться на судьбу. Я знаю, что во время войны она с ребенком была эвакуирована в Пицунду. В халате и тапочках уехала, в том же халате и вернулась. Немного смущаясь, она повела меня в свою квартиру – ну, что есть, то есть. Будет возможность, сделаю ремонт, не будет – так проживем.
Я часто думаю о ней: что изменилось в ее жизни за последние несколько лет и изменилось ли.

Первый вопрос, который мне обычно задают мои знакомые в Сухуме,
- «Что с твоей квартирой?»
- «Все то же».
– «Надо что-то делать, надо бороться, надо судиться!»
- «Оля, -тяжело вздохнув, сказал мне один очень уважаемый человек, - надо дать взятку».

Только она, выслушав историю про  очередную мою  бесплодную попытку вернуть  квартиру, сказала:
- «Оля! Нельзя терять лицо даже за квартиру!»
- «Ты не меняешься!» - заметила я.
- «Порядочные люди не меняются», - она, так же как в юности, усмехнулась кончиками губ и встряхнула поседевшими кудрями.

У меня наворачиваются слезы на глаза, когда я думаю о ней. Такие люди никогда не бывают на виду на пышных торжествах, не блистают на подиумах, умудряются не внедриться ни в какую гуманитарную программу. Но мой короткий рассказ – о ней – абхазской мадонне. Почему я ее так называю? Есть там одна тайна, но она не моя.

Дай ей Бог здоровья  и мужества пронести себя такой же незапятнанной по жизни. Таким  людям должно принадлежать все. Придет ли такое время? 


Скульптура "Мадонна с младенцем" абхазского художника Руслана Пандария      


Рецензии