Рецензия на фильм мачеха

    «Нам хотелось сделать  фильм психологическим, камерным, по форме несложным, спокойным. Меня, как режиссера, интересуют человек и его нравственные начала, человеческие взаимоотношения в разном качестве. Наш фильм о великой силе материнской любви, о сложном мире ребенка, о нелегком пути к детскому сердцу, об ответственности и долге семьи и окружающих людей в становлении маленького человека». (ОЛЕГ БОНДАРЕВ, режиссер-постановщик фильма «Мачеха».)

     Я не случайно привожу эпиграфом слова Олега Бондарева. Фильм вышел в большую экранную жизнь. Его достоинства и недостатки оценивает сейчас самое строгое жюри – зрители, которые определят и прочность, и долговечность нового кинопроизведения.
    Сначала внешние впечатления. За три недели показа «Мачехи» в широкоформатном кинотеатре «Татарстан» побывало сто тысяч зрителей, состоялись коллективные просмотры более чем с трехсот предприятий. Аншлаг почти каждый день. Что же так привлекает зрителей к фильму?
    Авторы этой киноленты сознательно избегают эффектных «кинотрюков», модных ракурсных съемок. Рисунок сюжета прост и незатейлив. Действие разворачивается в спокойном повествовательном тоне. А из кинозала уходишь с таким ощущением, как будто в душе твоей перевернули какой-то ранее дремавший пласт, и он осветил тебя изнутри тихим восторгом и чистотой. И сам себе ты кажешься немного другим, способным на очень хорошие, добрые дела и помыслы. Поистине очищающее действие настоящего искусства!
   Подвиг рядовой деревенской женщины Шуры Олеванцевой вовсе не в том, что она сумела простить «грешок молодости»  своему мужу Павлу и взять в дом Светлану, дочь женщины, некогда любимой им. Подвиг в том, как она сумела неожиданно для самой себя обнаружить в себе высокий уровень педагогической культуры. День за днем она терпеливо прокладывала путь к маленькому, но уже раненому большой бедой сердцу Светланы. Через недоверие, а подчас и неприязнь окружающих людей, через собственные ошибки, через многие дни и недели пришло оно, это долгожданное, прозвучавшее в финальном кадре фильма признание девочки:»Мама!», в котором сконцентрировалось все тепло благодарного маленького человека, наконец, нашедшего приют в этой, еще недавно чужой женщине.
    Читателям «Огонька» эта история знакома по повести Марии Халфиной «Мачеха». Несколько лет назад она взволновала Татьяну Доронину настолько, что вскоре по ее предложению и при ее участии начал создаваться сценарий будущего фильма, где главную роль должна была сыграть она сама.
    В новом фильме поражает прежде всего изумительная слитность образов – героини и исполнительницы. Татьяна Доронина знакома миллионам зрителей по таким известным фильмам, как «Три тополя на Плющихе», «Еще раз про любовь», «Чудный характер», «Старшая сестра», где она сумела создать привлекательные, характерные образы. В «Мачехе» мы узнаем «доронинский» почерк. Но на этом сходство с ранее созданными ею кинообразами исчерпывается. Я бы привела здесь такую формулу актерского перевоплощения:Доронина-Олеванцева-Доронина. Потому что, играя роль Шуры, в конечном итоге актриса сыграла себя, точнее, открылась по-новому, как для себя, так и для зрителей.
     Конфликтная ситуация, в которую попала ее героиня, обнажила во многих местах арматуру на вид очень благополучного существования. Жизнь сурово потребовала равнения на высокую нравственность или лишала тебя права на звание личности.  Татьяна Доронина во внешнем рисунке образа великолепно передает внутреннюю динамику чувств, эту необычайно тяжелую работу нервов, мозга и сердца по переложению привычного уклада жизни на новые рельсы, на перевоспитание себя, мужа, сына, матери.
    Точное следование логике жизненной правды, скрупулезная отточенность каждого жеста, фразы, предельное насыщение образа накалом глубоких человеческих эмоций действительно убеждают, что обычная Шурка Олеванцева, «с глупеньким умищком», какой ее считали,  в силу сложившихся обстоятельств открывает в себе тонкого психолога, человека с незаурядной душой, способного осветить жизнь светом мудрой красоты.
    Киноповесть, наверное, не передала бы того ощущения гармоничности, если бы Доронина не имела достойных партнеров, образно говоря, достойного противовеса. Это и Леонид Неведомский (Павел), и Надежда Федосова (теща), и Леночка Костерева (Светлана). Хочется с особым удовольствием отметить игру юной актрисы Лены Костеревой, которая не только справилась с ответственной ролью, но сделала свое дело с редким для такого возраста пониманием актерских задач. На протяжении всего фильма ею произнесено всего несколько фраз. Вся роль девочки построена на молчании. Но как оно красноречиво! Сколько оттенков  душевных переживаний сумела передать юная исполнительница, играя в «молчанку». Леночка Костерева показывает нам ту  болезненную ломку прежних представлений о людях, ту переоценку ценностей, которая происходила в детской душе.
     Я видела растроганные лица людей, выходивших из кинотеатра. Фильм избежал слащавости, хотя материал, как никакой другой, более всего располагал к этому. Но творческий коллектив очень точно оценил опасность, исходящую от компонентов мелодрамы в общем мотиве фильма и потому добился значительно более ценного, чем простая растроганность.
                Светлана КИМ. Казань.
                Газета «Советская Татария».
                15 ноября 1973 года.
Смотрите фильм  https://www.youtube.com/watch?v=mI1ppwmnylQ
               


Рецензии
Светлана, Спасибо! Хорошо прочувствованная рецензия! Это глоток любви для создателей фильма! Поражает профессионализм разбора в сплаве с восприятием душевным. Хорошие были фильмы, они поднимали людей на новые человеческие вершины!

С благодарным теплом -Людмила.

Людмила Дементьева   23.11.2021 08:11     Заявить о нарушении
Благодарю, Людмила! Да, это было время, когда жизнь души человеческой была на первом плане. Потому, наверное, и удавалось вырастить по-настоящему хороших людей, с благодарностью в сердце к старшему поколению, с уважением к их традициям и ценностям.Тогда без лишних слов, как само собой разумеющееся, шли на помощь друг другу, отдавали жизни в бою, потому что за спиной была Родина, близкие и друзья по духу...

Светлана Ким 3   23.11.2021 08:28   Заявить о нарушении
Замечательно и интересно написано! С теплом Саша.

А как - про сюжет, про роман "Ты не была в Париже", с главной героиней - девушкой по имени Света? По которому должен быть когда-нибудь снят художественный фильм.

Принц Андромеды   23.11.2021 12:57   Заявить о нарушении
Благодарю, Саша, за отклик! Прочитала про вашу Светлану. Замысел интересен. Там вложено столько ссылок, что на это нужно время.

Светлана Ким 3   23.11.2021 13:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.