О разгадке тайн иудейского летосчисления

В.Т.Поляковский
wlad@df.ru
О разгадке тайн иудейского летосчисления
            Условные обозначения:
AUC – ab urbe condita (от основания города)
РХ – Рождество Христово
СМ – Сотворение Мира
 
1. Небольшое вступление
Согласно сведений из традиционной истории, начало иудейской эры относится к 3760 до н.э. Автору статьи неизвестны работы, в которых предпринимались бы попытки объяснить происхождение этого числа и этой традиции. В рамках его представлений, этот вопрос никогда не поднимался к обсуждению и выглядит «как нечто, данное свыше». Именно такое отношение к нему со стороны духовных лиц иудейской конфесии. Впрочем, в рамках традиционной истории вопросы о происхождении временных расстояний в других эрах летосчисления выглядят не лучше.
Основной материал работы изложен в статье «О становлении хронологии для детей», изложенной на http://www.wladmoscow.narod.ru/chron_deti.htm ([1]), написанной в мае 2015 года. Особенность изложенной в работе гипотезы состоит в том, что она явилась побочным продуктом календарных хронологических исследований. Но: весьма закономерным.

2. Глобальная диалектическая схема получения даты начала иудейской эры
Особенность ситуации с изложением материала статьи такова, что все ее содержание можно поместить на один рисунок. Правда, не очень маленький (рис. 1). И оставшаяся часть статьи будет лишь его иллюстрировать. Номера пунктов изложения будут взяты оттуда.

 
https://yadi.sk/i/wBxeLil8ssZy8 (очень неловко, но рисунок предстоит скачать)
 
Рис. 1. Глобальная диалектическая схема получения даты начала иудейской эры


В левой части рисунка – три блока из различных областей знаний.
Блок №1. Математика. Отдельные закономерности становления систем счисления.
Речь идет об обыкновенных натуральных числах и о процессе  становления различных систем счисления, завершившегося в итоге победой и всеобщим признанием позиционной системы по основанию 10.
Мозг человека должен был вместить определенное количество знаков, не очень большое. Для любого натурального счета вполне естественно выглядела идея соотнесению некоего количества камешков, палочек, вишневых косточек, с неким графическим знаком. Эта идея оказалась сильно востребованной в момент изживания натурального хозяйства и появлением отношений типа «должник-кредитор», когда долг уже нужно было зафиксировать в количественном виде. Систему записи чисел должны были одинаково хорошо понимать как должник, так и кредитор, поэтому она должна была быть несложной для восприятия. Эта несложность восприятия могла быть обеспечена минимизацией количества знаков, используемых в этой системе записи чисел. Можно, к примеру, вспомнить традиционную систему римских чисел, где используется лишь семь графических знаков: I, V, X, L, C, D, M,  причем четыре из них представляют собой степени числа 10 ( I = 1, X =10, C = 100, M = 1000), а три из них – те же степени числа 10, умноженные на 5 ( V = 5, L = 50, D = 500). Эта система хороша своей простотой и натуральностью, хотя и имеет такой недостаток, как неудобство для проведения  арифметических операций.
Весь процесс возникновения разрядов неплохо описан во всех школьных учебниках по математике для 3-5 классов, но: один небольшой момент. При натуральном объяснении смысла второго и третьего разряда часто неплохо работала геометрическая аналогия. Это означало, что однозначные числа неплохо интерпретировались как линейка, к примеру, как ракушки или камешки, выложенные в один ряд, или одну прямую – воплощение одномерного пространства. Идеальный для этого аналог – это кусочки фруктовой мякоти или косточек, нанизанные на ветку, подобно тому, как позднее в бухгалтерских счетах костяшки нанизывались на железный прут.
Когда количество нанизанных предметов достигало числа основания системы счисления, то было необходимо это зафиксировать в числе второго разряда, т.е. в десятке. Совершенно естественным образом выходило, что первый прутик, или веточки можно положить рядом и не трогать, а заполнять уже второй, третий прутики и т.д. Тогда получались двузначные числа и их естественный геометрический аналог – плоскость, двумерное пространство.
Когда же, в свою очередь, количество прутиков, символизирующих десятки, с нанизанными на них костяшками, символизирующими единицы, достигало числа, лежащее в основании системы счисления, то эти прутики можно уже было класть внутрь некой рамы и объявлять, что число 100 уже достигнуто, и поверх первой рамы класть некую вторую раму. И все новые прутики с костяшками или кусочками фруктов уже класть туда, во вторую раму. А это, в свою очередь, уже означало, что в ход вступали трехзначные числа и их естественный геометрический аналог – объем, трехмерное пространство.
А вот когда числа, лежащего в основании системы счисления, достигало количество этих рамок, то можно было бы переходить к четвертому разряду. Но: этот переход уже произошел бы ВНЕ естественной геометрической интерпретации, так как человеческие органы чувств могут воспринимать лишь стабильное трехмерное пространство и одно измерение, никак не связанное со стабильностью: время. И, таким образом, мы подошли к блоку №4 на рис. 1 и представили его содержание. И именно в этом состоит сугубо математическая причина и такая же, математическая компонента миллениумизма (блок №7).
На этом сугубо математическую часть работы, связанную с арифметикой можно считать завершенной. И здесь справедливости ради нужно отметить, что, к счастью, не она является для написания этой работы ключевой. Равно как и экономико-хронологическая ее часть, отраженная в блоке №2 этого же рисунка. К рассмотрению которой мы сейчас перейдем.
То, что запечатлено в этом блоке, отражено в третьей главе книги автора «Как возникла глобальная хронология» ([2]), являющейся научно-популярной версией его диссертации. Сама глава носит название «Наиболее вероятная общая схема становления глобальной хронологии с точки зрения диалектики и социологии». В главе четко представлены понятия локальной и глобальной хронологии  и показано четкие отличия между ними. Эти отличия проявляются, помимо прочего, в том, что в локальных хронологических системах счет всегда ведется с нуля, а вот глобальные устроены таким образом, что там вследствие их конвенционности на первый план выходят два фактора: сохранности информации и точной идентификации даты. По этим причинам в системах глобальной хронологии счет должен вестись не с нуля. Более того – по той причине, что в локальных хронологических системах сам счет лет уже достигал, а порой превышал число 100 и тем самым уже описывался трехзначными числами, единственным путем решения вопроса достижения конвенции о начальном годе летосчисления была его запись  в виде четырехзначного числа. Более подробно об особенностях этого процесса – в вышеупомянутой книге «Как возникла глобальная хронология». Именно это символизирует блок №5 на рис.1.
Теперь самое время вернуться к блоку №7 и сказать пару слов о миллениумизме. Миллениумизм, (или, что то же самое по-гречески – хилиазм) – это верование, связанное с наступлением по истечении тысячи лет рая на земле, Золотого века и вечного правления Иисуса Христа. Таким образом, Золотой век с раем на Земле связан с числом 1000, ибо открывается дверь своего рода нового мира – мира второго тысячелетия и четвертого измерения, связанного с Золотым веком и Иисусом Христом. Более подробно, с обилием цитат из Библии – в вышеуказанной книге [2].
Ну а теперь – самое время перейти к блоку №3.

3. Открытие метонова цикла как ключевой фактор появления количественного обрамления глобальных эр
Итак, блок №3 рис. 1. В этом блоке отражено открытие 19-летнего периода синхронизации солнечного года и лунного цикла. Пасхальный, или метонов цикл. Здесь интересно было бы рассмотреть вот что. После самого открытия цикла сам факт его открытия всячески всеми желающими проверяется. Проверка показывает положительные результаты, факт вызывает всеобщее одобрение и в определенный момент осознание этого факта способствует появлению ощущения всеобщей радости. А дальнейший ход статьи по содержанию примерно совпадает с содержанием работы «О становлении хронологии для детей» ([1])
            Это ощущение всеобщей радости дополняется тем, что принимается решение привязать ряд календарно-хронологических понятий к тем цифрам, которые фигурируют в записи чисел, связанных с этих циклом. Хочется напомнить: в одинарном 19-летнем цикле 19 солнечных лет, 235 лунных месяцев, 6939 дней.
  Можно представить себе семью, в которой ребенок едва научился говорить. Ему рассказали о том, как читаются те или иные буквы, показали кучу кубиков и теперь он предпринимает попытку сложить из них свои первые в жизни слова. К примеру, он находит кубики с буквами «К», «О» и «Т», и пытается собрать из них слово «КОТ». Он некоторое время роется в куче с разными кубиками, находит кубики с нужными буквами, долго их вертит в руках, разбрасывает, время от времени издает различные звуки и выражает различные эмоции, затем их двигает по полу или коврику, где ему родители дали играть и ползать. В результате через некоторое время в виде комбинации из трех кубиков появляется желанное слово «КОТ».
            Улыбки, смех и всеобщая радость. Слово прочитывается несколько раз. Всеобщий восторг всех членов семьи. Далее, возможно, маленькому ребенку объяснят, как из этих же букв составить слов «ТОК», «КТО», и что они означают. Иными словами, его обучат простейшим палиндромам. И, если у ребенка что-то получится с составлением слова и его прочтением, что его лицо опять обретает нежно-умилительное выражение с нотами детского ликования.
            А теперь давайте представим такую же сцену всеобщего ликования, но не в семье с маленьким ребенком, обучающимся грамоте, а среди участников некоего объединения астрономов-календаристов, занимающего, помимо прочего, и вопросами глобальной хронологии.
Что касается уровня их математической подготовки, то он весьма неплох. Раз уж они количество дней досчитали до числа 6939, то это позволяет сделать вывод о не очень низком уровне их математической культуры, где есть и умножение, и деление, и вычисление остатков. А также наличие других операций, таких, как довольно точное вычисление дробей, в том числе десятичных… Участники этого объединения астрономов-календаристов владеют как позиционной, так и непозиционной системой записи чисел и хорошо знают их свойства. Еще они понимают, что в как в той, так и в другой системах записи чисел можно взять за основу разрядов различные числа, и тогда одно и то же число в системах счисления по разных основаниям будет отражено разными комбинациями цифр.
А наши астрономы-календаристы в описываемую минуту радости и эйфории интересуются, помимо прочего, физической и геометрической интерпретацией получающихся чисел. Окружающее пространство быстро распознается как трехмерное, обладающее длиной, шириной и высотой. А далее они сталкиваются с теми эффектами, что были описаны в предыдущем разделе: однозначные числа могут выглядеть, как ряд камешков, лежащий на одной прямой, двузначные числа занимают некое место на плоскости. Для интерпретации трехмерных чисел уже нужно брать несколько слоев, состоящих из стержней и шаров, и при этом каждый новый разряд символизирует новую плоскую поверхность, которая кладется поверх старых.
А для четвертого измерения уже начинаются вполне закономерные проблемы. Можно, разумеется, после уже  заполненного первого слоистого кубика приступать к заполнению второго, но это уже будет символизировать начало некого нового мира. Одним словом: первые три разряда трехзначного числа имеют довольно простую интерпретацию в виде длины, ширины и высоты, в отличие от четвертого и последующих разрядов… И, поскольку вопросы стоят в плоскости хронологии, то волей-неволей не первый план выходит дело составления четырехзначных чисел. Которые, разумеется, выступили бы в роли символических.
  В целом глобальная хронология обладает таким свойством, как глобализм, то есть признанностью во многих странах. Если связывать это философское понятие с тогдашним уровнем математической культуры, своего рода символом глобализма могло бы стать открытие четвертого измерения с фигурированием на его месте цифры 1. А в свете наших построений это могло бы означать, что искомый нами номер года, с которого мог бы реально пойти счет лет, мог бы выглядеть таким образом, что он состоял бы из четырехзначного числа с единичкой на первом месте.
            Такое воплощение математического символизма могло бы найти себе определенный круг сторонников. Но: у него могли бы быть и противники, которые в свете поисков номера года начала глобального летосчисления сказали бы, что вполне достаточным было бы некое трехзначное число. Таким образом, мнения о начальном номера года начала глобального летосчисления в той или иной эре между сторонниками четырехзначного числа, с одной стороны, и сторонниками трехзначного числа, с другой, могли легко разделиться, и это обстоятельство в общую картину формирования эр летосчисления могло внести некий штрих.
В целом, в качестве основания системы счисления больше всего внимания привлекают числа 8, 10 и 12 как имеющие естественные интерпретации:
8 – двойка в кубе, а отсюда символ завершенного трехмерного пространства, и число пальцев на обеих руках без больших
10 – число пальцев на руках как воплощение естественного способа счета и
 12 – число, на которое было бы очень удобно разделить круг и число, совпадающее с числом месяцев в году.
            Ну и упорядоченность цифр в числе. Очень желательно возрастание цифр от левого разряда к правому как символ постепенного и гармоничного восхождения ко все более высоким достижениям.. Последний штрих к описываемой нами методике составления символических чисел. Теперь остается определиться с самим набором цифр.
            Для определения этого набора цифр взор астрономов-календаристов наверняка бы упал на число 19 как число, символизирующее гармонию между солнечным и лунным циклом. Его можно было рассмотреть с различных точек зрения, в том числе путем записи в различных системах счисления.
            В самом числе 19, записанном в десятичной системе, есть две примечательные цифры: единица и девятка. Первая ненулевая и последняя по величине цифры числового ряда. Если рассмотреть двойной метонов цикл продолжительностью 19*2=38 лет (далее мы это будем назвать полная поцифровая запись двойного метонова цикла), то из получившегося равенства мы можем последовательно выписать цифры 1, 2, 3, 8, 9. И, руководствуясь принципом последовательного возрастания цифр и минимизации номера числа, мы получим, что наши давние-давние предки-исследователи в минуты радости великой осознания роли числа 19 в мировой цивилизации могли, свято застолбив за единичкой самый левый разряд, из этих цифр составить следующие числа:
1238, 1239, 1289, 1389
То, в чем состоит смысл блока №6 и блока №8 рис.1. Наименьшие по величине из них – 1238 и 1239. Единственная пара, образующая плотность. Ассоциации в свете хронологии как темы статьи они вызывают однозначные: годы т.н. татаро-монгольского нашествия. После которых настал год под номером 1240 – год, связанный со сменой тысячелетий в рамках иудейского летоисчисления от сотворения мира… Именно в этот год наступило новое, 6-е тысячелетие по этой эре. Ибо, согласно справочникам по хронологии, начало иудейской эры отнесено на год 3760 до н.э. Можно еще раз вспомнить, что понятие тысячелетий в хронологии было глубоко символичным. Часто смысл выражения «тысячелетие» был тождественен выражению «день господний»*.
* - подобные метафоры есть в Библии.. К примеру, 2-е послание Петра:
38 «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Более подробно об этом в «Как возникла глобальная хронология» [1].
На следующем этапе они могли немного поразмыслить о том, а не привязать ли им к числу 1240 некое событие мирового масштаба, связанное с глобальной хронологией, что давало связь как с датировкой татаро-монгольского нашествия, так и с вероятным оригиналом начала иудейской эры…
 
 
https://yadi.sk/i/Del7Mlgussa93 (рисунок можно взять отсюда)
 
Рис. 2. Двойной метонов цикл и числа, рождающиеся в результате перемещения цифр, участвующих в его полной поцифровой записи. Просматривается связь с годами татаро-монгольского нашествия и вероятным оригиналом начала иудейской эры
 
Можно ли материал, представленный на этом рисунке, использовать для генерации версии реконструкции некоего хода событий, связанного с возникновением иудейской и христианской эр? Попробуем… Смысл блока №9 рис.1.
Как об этом шла речь чуть выше, до некоторого момента было обилие отличных друг о друга локальных хронологических систем. Затем пошли разговоры о том, что было бы неплохо создать единую, глобальную систему летосчисления, ибо разброс в хронологии порождал недоразумения в экономике (блок №2 рис.1)… А это стоит дорого.
Эту глобальную систему решили связать с двойным метоновым циклом. Для отличия этой новой глобальной системы летосчисления от всех локальных вышла на поверхность потребность большого числа, от которого реально бы шел счет лет, и в роли такого числа оказалось число 1240.
Давайте рассмотрим одну из систем счисления, в которой шел счет по солнечным годам (принципиально, хотя наряду со счетом по солнечным годам был бы вполне возможен счет по другим временным промежуткам, в частности, лунным месяцам и кварталам). Допустим, в ней в некий был год под номером N1. Тогда наиболее вероятный ход событий:
Первая версия
 - этот номер N1 был прибавлен к числу 1240 и тем самым был провозглашен номер года в новой глобальной эре. И этой новой глобальной эре было суждено стать той эрой, которую мы называем новой эрой, или эрой от РХ,
- в изначальной системе счисления в определенный момент, когда в ней уже был номер года N2, потребность в символизме также стала ощутимой, и было принято решение в этот момент к номеру года N2 прибавить число, кратное нескольким тысячелетиям. И эта старая система летосчисления в этом виде, т.е. в том виде, когда одна из цифр в записи числа означала число тысячелетий, и стала иудейской системой летосчисления. Вместе с тем возникла символическая метафора этот год считать годом создания некоего нового мира, поэтому эра обрела названия эры от сотворения мира. Ее начало было отнесено на отметку -3760 год до РХ (блок №9 рис. 1).
Вторая версия
На первом этапе был провозглашен первый год в некой новой эре, с четкой фиксацией временного расстояния до каждой из предшествующих. Затем выяснилось, что это плохо, что менталитет каждого из участников товарообменных отношений таков, что годы с очень малым номером часто сбивают с толку, часто их малые номера воспринимаются как необходимость перезапуска и вызывают недоумение, а вместе с ним и путаницу. Тогда решили обратиться к тому номеру, который большинству бы показался наиболее авторитетным, и под рукой оказалось число 1240 как число, обладающее рядом положительных свойств по причине его связи с двойным метоновым циклом. Это число и оказалось в роли божественного, и с ним позже стала связана и эра летосчисления, и религия. Одним из его свойств была его полная нейтральность относительно какой-либо из локальных систем летоисчисления
А на втором этапе вернулись к счету лет от нулевой точки и решили для придания веса и авторитетности прибавить несколько тысячелетий. Так и появилась первая система летосчисления от СМ.

При этом, что в рамках  первой, что второй версий, в рамках нашей версии реконструкции, мы создали гипотезу о возникновении иудейской эры летосчисления от СМ на основании числового материала календарной астрономии путем воспроизведения научного мировоззрения средневековых астрономов и хронологов.

Вывод

Как кажется автору работы, сделать заявление о разгадке тайн иудейского летосчисления на основании данной работы вполне возможно. В работе показывается взаимосвязь между календарной астрономией и становлением летосчисления. 
Если бросить взор на такое явление иудейской средневековой культуры, как кабалистика, то в свете представленной работы сделать выводы о взаимосвязи календарной астрономии с кабалистикой тоже можно.
 

Литература

1. Поляковский В.Т.  О становлении хронологии для детей. http://www.wladmoscow.narod.ru/chron_deti.htm
2. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010
г. Москва
октябрь 2015


Рецензии
Спасибо за возможность высказать своё мнение по данному вопросу.Еврейский календарь, соответственно, и их письменность, появились около 1582г., и вот краткое обоснование. Начальный год, 3760/3761, это (5508:1,5=3672 + 88= 3760г.) и +1г., будет 3761г. до н.э. "5508г./0г.", это начало нашей эры, высчитанное в 1582г. в ходе григорианской реформы. Древнейший китайский, это(3761г.-1064г.= 2697г.до н.э. Далее,2697г.-2137г.=560г. это разность между начальным, древнейшим, китайским и китайским, который стал "григорианским."На Руси эта разность 561г.(1582г.-1021г.= 561г.)По Э.Бикерману, "Короткая эра"или "Юлианские Даты" И.Скалигера: 5509г.-(1062г.:1,5)=4801г.- 88г.=4713г. до н.э.Юлианский период И.Скалигера, это (15*28*19=7980=15*532". С уважением. В.Шепелин.

Владимир Шепелин   18.09.2018 18:11     Заявить о нарушении
Позвольте обратить ваше внимание на логический формализм реконструкции истории человечества:
wladmoscow.narod.ru/teor_osn.htm
wladmoscow.narod.ru/log_form_rek.htm
Там как раз ответ на вопрос, а что же нужно делать в случае наличия нескольких версий реконструкции

Владислав Поляковский   01.05.2019 14:09   Заявить о нарушении