7. Психический мир и его реалии

ГЛАВА  7

ПСИХИЧЕСКИЙ МИР И ЕГО РЕАЛИИ.

Наш разговор о системе Тонких Миров был бы не полон без еще одного чрезвычайно важного их аспекта – Психического Мира и его реалий..

Двойственность человеческого существования буквально заставляет нас делить единый мир на жизнь внутреннюю и жизнь внешнюю. С точки зрения энергоинформационной теории, такого разделения нет и быть не может.

Материальная вселенная имеет свое зеркальное отражение – психический мир, неосязаемый и незримый, но объективно существующий, присутствие которого проявляется в необъяснимых явлениях. В точке соприкосновения этих двух миров реальность становится управляемой. Более того, энергия мыслей человека и человечества в целом не исчезает бесследно – она, без всякого сомнения, оказывает выраженное влияние на окружающую действительность.

Используя определенные методики, вполне возможно приобрести знание об этом мире, познакомиться с его обитателями и начать взаимодействовать с ними. Методы и приемы такого контакта отрабатывались тысячелетиями, будучи прерогативой узкого круга Посвященных, но с конца Х1Х в связи с широким развитием оккультизма и спиритизма они приобрели массовый характер.

Наряду с этим почти немедленно возникла проблема: считать ли эти феномены реальным фактом или же они имеют исключительно психический характер и должны рассматриваться как чисто субъективные явления? Вопрос этот не решен и по сей день.

Даже трансперсональная психология - учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять – отделяет себя как научное направление от этих разнородных и противоречивых явлений, изучение которых взяла на себя парапсихология.

Парапсихология – это область исследований, изучающая преимущественно формы восприятия, обеспечивающие способы приема информации, не объяснимые деятельностью известных органов чувств, а также соответствующие формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие без посредства мышечных усилий (желанием, мысленным воздействием и т.п.).

Объект этой специфической концептуальной системы принципиально отличен от объектов других наук, например от объекта научной психологии. Теоретической основой парапсихологии является положение о том, что механизмы необычных явлений, в эту область включаемых, не могут быть познаны и раскрыты с помощью тех объективных методов, которые обычно используются в традиционном естественнонаучном исследовании.

Парапсихологические явления невоспроизводимы, то есть они не отвечают требованиям, предъявляемым к достоверности научных фактов. Их невоспроизводимость объясняется ссылками на особенность пси-явлений: они возникают при особых психических состояниях, трудно вызываемых и  крайне нестабильных, и исчезают, как только какие-либо внутренние либо внешние условия оказываются неблагоприятными для них.

Термины: «тонкофизический», «астральный», «витальный» - категории эзотерической доктрины, несовместимые с психологией как наукой, поэтому и было предложено заменить их на термин «психические феномены».Такое как будто формальное решение имеет далеко идущие последствия – ведь тогда под эту рубрику может быть отнесено ВСЁ, ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК и ВСЁ, ЧТО ЕСТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ, включая и физическое. Ситуация меняется в корне.

Вкратце это положение может быть изложено следующим образом.

Психика, являясь частью и функцией целостного предмета – организма -  сама оказывается встроенным в него внутренним предметом со своими особыми процессами. Взаимодействие с миром и одновременно со своими внутренними параметрами является функцией и проявлением, помимо прочего, и психической активности всего живого.

ПСИХИЧЕСКОЕ, психическая жизнь - это образы, мысли, чувства, стремления, потребности, намерения и т.п., иными словами,  вся  совокупность  психического отражения человеком окружающего и внутреннего мира.

Психическое есть процесс- живой, предельно пластичный, непрерывно  развивающийся и порождающий те или иные продукты и результаты. Психическое не сводится к некой последовательности стадий во времени, формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивидуума с миром.

Когда мы говорим о психическом мире, то предполагаем, что само понятие «мир» очень многопланово, разнообразно, противоречиво, динамично, но не хаотично, а имеет свою внутреннюю организацию, определенные закономерности, взаимосвязи.

Психический мир — это и мир восприятия и познания окружающей действительности, и взгляд внутрь себя, это и мир переживаний, и мир отношений с другими людьми, и те внутренние миры, которые являются порождением человеческой психики и Души.

Человеческая Душа — самое великое из всех чудес на свете. Тысячелетиями перед этим чудом останавливались в изумлении философы, психологи, писатели, художники, пытаясь описать, выразить, познать сущность душевных и психических свойств человека, и сделать это не просто из любопытства, но постараться овладеть силами человеческого духа, научиться управлять поведением человека, его духовным развитием.

Давайте попробуем представить особенности психического мира человека:

- ПРОСТРАНСТВО психического мира - поле, на котором разворачивается психическая жизнь человека;

- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ - динамика движения психических процессов, состояний во времени;

- СОДЕРЖАНИЕ, которым наполнено психическое пространство (информация, сигналы, символика);

- ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ психического мира — реализуется человеком в процессах переживания его реалий;

- ОТНОШЕНИЕ к себе и другому человеку (людям), вхождение психического мира одного человека в психический мир другого (других);

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЗАРЯД, который активизирует психический мир человека.

*** 

В схеме Кена Уилбера есть один чрезвычайно интересный уровень, являющийся переходным между кентаврическими и тонкими областями – «биосоциальные области» - высшая сфера социо-культурного и социо-исторического развития. За ее пределами над-социальность ВНЕСОЦИАЛЬНА.

Рассмотрим это положение с нескольких сторон. Социо-культурная и социо-историческая общность – это структура, состоящая одновременно из прошлого, настоящего и будущего. Она различна у каждого народа и определяет его суммарный опыт, представляя собой накладывающиеся друг на друга горизонтали, через которые проходят линии мирового развития, или эволюционные векторы - вертикали, пересекающие линии развития. Эволюционные векторы внесоциальны изначально. В то же время они и над-личностны, и над-национальны.

Для примера можно взять линию философского познания. На нижнем ее полюсе окажутся гениальные личности доантичного и античного исторического периода, в середине – гениальные личности средневековья, на вершине – представители «Матери наук» Х1Х-ХХ в.в.
Но уже сегодня родились и начали свое обучение люди, призванные стать определяющим фактором эволюции в ХХ1 веке. Часть из них уйдет с «линии» в «плоскость», а часть продолжит подъем по вертикали. Суммарный вектор этих восходящих потоков по всем линиям и определяет систему общечеловеческих достижений и ценностей.

Второй аспект этого видения настолько прост и привычен, что мы просто не замечаем его скрытого мистического смысла. Великие люди, умершие или несколько тысяч лет тому назад, или век назад, или вчера, практически продолжают жить вечно, существуя в виде материальных, культурных и духовных ценностей, передающихся из поколения в поколение. В одно и то же время они остаются и в собственной культурно-исторической эпохе, и в нашем сегодня, и переходят в завтрашний день человечества.

Для нас, жителей горизонтальных уровней, они являются УЧИТЕЛЯМИ. Отсюда следует, что в самом начале, как и в самом конце любой мировой линии – онтологическом, а не историческом – стоит Великий Учитель, а во главе всех линий мирового развития стоит Учитель Соборный, Джагат Гуру – УЧИТЕЛЬ МИРА.

Таким образом, вся эта сложнейшая структура оказывается над-личностной, над-социальной и над-исторической, будучи ВСЕВРЕМЕННОЙ и ВСЕПРОСТРАНСТВЕННОЙ. Отсюда и две стратегии эволюционного восхождения.

Первая заключается в том, что мы можем описывать бесконечные круги вокруг единственной точки, являющейся проекцией осевой линии одного Учителя.

Вторая заключается в движении по вертикали, и тогда мы можем получить все силы, знания, энергии от множества, на ней организованного, ощутить «тонкореальное», но тем не менее абсолютно явственное «ПРИСУТСТВИЕ», в том числе и Верховное.

Первое движение – движение в плоскости – удел большинства, второе по плечу только людям устремленным и обладающим тем или иным высоким талантом. Третья… Здесь не все ясно. Похоже на то, что гении изначально рождаются вертикалью и в нее же уходят после работы «на горизонтали».

«Гении гениальности», «Творцы творчества», «Учителя учителей», «Архитекторы миров» рождаются только при острой необходимости быстрого восхождения по множеству мировых линий одновременно. Такое движение известно достаточно давно и именуется «Стрелой Аполлона».

Стрела Аполлона всегда направлена в будущее, имея своим началом «солнечные» уровни и циклы, т.е. содержащие в себе память нисходящего в материю Духа (Огня). Этот импульс можно назвать провиденциальным, или эволюционным. В другом толковании, Стрела Аполлона – это сила мысли, распространяющейся со скоростью света и даже превосходящей ее.

Стреле Аполлона противостоит Стрела Аримана. Она тоже направлена в будущее, но исходит из самых низших, темных и деструктивных «эволюционных подвалов». Это осознающая себя, властная и предельно жестокая Сила, олицетворяющая собой страдание, разрушение и смерть.

В определенные исторические эпохи Ариман опережает Аполлона-Ормузда. На социальном уровне это выражается в возникновении самых кровавых, аморальных и бездуховных тираний. Почти все социумы дохристианского и начала христианского периодов с их культом жертвоприношений были порождением Стрелы Аримана.

Яд отравленной Стрелы Аримана присутствует в любом человеке. Но, к  счастью, действие яда зачастую можно нейтрализовать, а от Стрелы – убежать – здесь все зависит от «скорости убегания» и от миров, в которые убегают…

Если уж мы говорим о биосоциальных полосах, над которыми пребывает над- и вне-социальное, то нельзя не сказать несколько слов о социуме. СОЦИУМ есть общество, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Понятие СОЦИАЛЬНОЕ значительно больше, чем сам социум. В 2002 году вышла фундаментальная работа В.С.Барулина «Основы социально-философской антропологии», в которой и личность, и социум предстают в непривычном виде, обретая качества духовного и экзистенциального.

Абсолют трактуется как порожденная общечеловеческой духовностью субстанция, в которой синтезированы высшая цель, идеал, опора человеческого существа, взятое в максимальной степени совершенство в беспредельности.

Устремленность к Абсолюту, выстраивание жизни, ориентированной на Абсолют – самое глубинное целеполагание человека и человечества. Духовное же есть квинтэссенция человека и сфера его подлинной сущности.

Здесь и стремление к Абсолюту, и сам Абсолют предстают совсем иными, чем в философии, психологии либо метафизике, представая как твердая и надежная основа эволюции личности и общества. Кен Уилбер очень точно назвал это движение «Путем Вечности», а Шри Ауробиндо писал об этом так:

«Мой собственный идеал – полная трансформация внешней природы человека, совершенство, совершенное настолько, насколько это вообще возможно. Лишь через него человек может понять истинное в прошлом и истинное в будущем».

В супраментальной йоге биосоциальным полосам соответствуют все переходные уровни от высокого и одухотворенного разума до супраментала. Здесь же пребывают и все проекции социо-культурного и социо-исторического.

Однако эволюция всегда предпочитает работать вначале с личностью, и только через нее – с обществом. Работа с человеком и через человека всегда строго индивидуальна, адекватна и целенаправленна. Чаще всего она скрыта от глаз самого человека – скрыта настолько, что гении восхождения даже не подозревают о своей гениальности.
 
В работе Даниила Андреева «Роза мира» Стрела Аполлона - эволюционная вертикаль миров - обозначена как Миры Восхождения, а Стрела Аримана – как Миры Нисхождения.

***
 
На смену спиритизму и оккультизму Х1Х века в веке ХХ-м пришел так называемый ченнелинг. Дословно это понятие переводится как «прокладывание канала» или «передача по каналу». Ченнелинг — это способ коммуникации с любого рода сознанием, которое не находится в человеческой форме. Такому сознанию можно предоставить возможность выражать себя через человека, которого раньше принято было называть «медиумом», а в последние годы — «ченнелером» или «каналом».

Под ченнелингом понимается организация устойчивого канала связи между человеком и энергоинформационным пространством Земли и Вселенной. Очень часто это контакты с различными сущностями – Старшими Братьями, Учителями, стоящими выше нас на лестнице эволюции.

Информация, получаемая в ходе ченнелинга, может иметь самый разнообразный характер.Если контакт происходит в осознанном состоянии или в состоянии неглубокого транса, позволяющего сохранить возможность самоосознания и самоконтроля, то на получаемую информацию неизбежно накладывается личность контактера (эффект фильтрации). Иными словами, приемник информации декодирует сигнал в соответствии со своим уровнем знаний по той проблеме, о которой идет речь.

Нередко более высокий уровень (источник информации) открывает информацию, до этого неизвестную ее приемнику, однако чаще контакт построен на стимуляции контактера к собственным поискам ответа.

"Ченнелинг" - слово относительно новое (особенно для русского языка), но как явление, ченнелинг существует в человеческой духовной культуре очень давно.

Он был широко распространен во всех языческих и шаманистских религиях мира - от Америки и Австралии до Греции и Африки. Шаманы, отправлявшиеся в мир духов, и жрецы, вызывавшие богов, задавали им самые разные вопросы и получали ответы, которые потом облекали в словесную форму для соплеменников-мирян. Это и есть ченнелинг: предоставление "канала связи" сверхчеловеческим сущностям.

О многом в связи с ченнелингом можно спорить. Считать ли ченнелинг формой прорицания или прорицание - формой ченелинга? Каковы критерии достоверности ченнелинга? (То есть, как судить о том, передана ли информация "духом", существующим независимо от сознания человека, или является плодом воображения самого человека?) И самое главное: ченнелинг - хорошо это или плохо? Не вредно ли этим заниматься и следует ли вообще обращать внимание на информацию, добытую таким странным способом? Очевидно, на эти вопросы каждый должен ответить сам для себя.

Посредством ченнелинга были получены такие авторитетные священные писания, как Веды и Коран. Индуисты считают, что Веды появились одновременно с сотворением мира - как его "звуковая матрица" (согласно другому толкованию, как своего рода "инструкция по пользованию миром"). Древние индийские мудрецы-риши восприняли слова Вед в состоянии глубокой медитации, запомнили их и передавали из поколения в поколение, пока, наконец, Веды не были записаны.

Мусульмане верят, что Корану земному предшествовал Коран, начертанный на небесной скрижали. Текст его был передан Пророку Мухаммаду в несколько приемов. Для приема посланий Пророк входил в состояние экстаза. Слова Корана также долгое время передавались изустно, пока не были записаны и скомпонованы исламскими учеными.

Христианство запрещает ченнелинг как греховное занятие. Всех Наставников, передающих послания, христиане автоматически причисляют к бесам. Тем не менее, способ, которым были явлены людям книги Библии, можно отнести к ченнелингу.

В книге "Закон Божий для семьи и школы", изданной в 1987 году Русской Православной Церковью, говорится: "Божественным откровением называется все то, что Сам Бог открыл людям о Себе и о правильной истинной вере в Него... Главное Свое откровение Бог сообщает людям особым, необычным способом, или, как мы говорим, сверхъестественным образом - это когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам или через ангелов»...

Тем не менее, христианские церкви со времен апостолов ченнелинг не поощряли. Заподозренные в "общении с бесами" в средние века запросто могли угодить на костер, даже если сами утверждали, что общаются с ангелами или святыми. Но с окончанием этой мрачной эпохи ченнелинг снова стал безопасным и даже почтенным занятием.

Знаменитым "каналом" был шведский ученый Эммануэль Сведенборг (1688 - 1772), написавший несколько книг о "небесном мире". О себе он говорил так:

"Мне дано было в течение 13 лет быть вместе с ангелами, беседовать с ними как человеку с человеком и видеть, что происходит на небесах и в аду. В настоящее же время мне дано описать, что я видел и слышал, в той надежде, что невежество просветится и неверие уничтожится. Такое непосредственное откровение совершается ныне потому, что оно то самое, которое разумеется под пришествием Господа".

Учение Сведенборга было весьма популярным во многих частях Европы, но в Америке оно привлекло лишь очень узкий круг поклонников. Зато многих заинтересовала теория Фридриха Месмера (1734 - 1815) о животном магнетизме. Месмеризм способствовал изучению и практике гипноза и трансовых состояний. Многие "сомнамбулы" в трансе имели видения мира духов, проявляли различные паранормальные способности и становились медиумами для духов мертвых.

Дорогу от месмеризма к спиритуализму проложил все-таки последователь Сведенборга, Эндрю Джексон Дэвис. В 1845 году он начал ездить по Америке с публичными сеансами, на которых в состоянии транса объяснял происхождение и устройство вселенной, жизнь после смерти, духовный мир и т. п.

В конце XIX - начале XX вв. получила распространение специфическая форма ченнелинга - чтение так называемых "Хроник Акаши", некоего эфирного хранилища информации о прошлых эпохах. Доступ к "Хроникам Акаши" имели, например, Э.Кейси, Е.Блаватская, Е.Рерих, Леви Х. Доулинг (1844 - 1911), автор знаменитой книги "Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея". Каноническая биография Доулинга сообщает, что он с детства начал воспринимать тонкие слои эфира и предположил, что они являются своего рода пластинками, на которых записаны звуки и даже мысли.

С середины ХХ в. точка приложения подобных контактов оказалась перенесена с чисто медиумического или религиозного уровня на уровень космический, представленный ВЦ (внеземными цивилизациями), экипажами НЛО, высокоразвитыми сущностями звездных систем и даже Высшим Разумом.

Относиться к контактам такого рода нужно очень осторожно, сохраняя критику. Суть не только в качестве и достоверности получаемой информации, но и в опасности полного подчинения Силам, отвечающим на призыв к контакту – Силам, далеко не всегда доброжелательным к человеку.

Елена Рерих, очень хорошо разбираясь в тонкостях и опасностях ченнелинга, писала в своих письмах:

«Психики, имея контакт с низшими слоями тонкого мира, часто впадают в заблуждение, принимая голоса сущностей из тонких сфер, персонифицирующих Великих Учителей, за истинный Зов или Голос. Ошибочно полагать, что эти голоса всегда будут толкать только на злобные действия, разврат или преступления.

Так будут действовать лишь самые грубые и низкие силы. Гораздо опаснее те, кто приходят под личиною Света Учения. Мы знаем немало прискорбных случаев таких направляющих "светлых" голосов и видений». (письмо 1934 г.).

Широко известные ченнелеры Орин и Дабен так говорили об этом интереснейшем феномене:

«В конечном счете, мы никогда не сможем знать наверняка, что такое ченнелинг: всего лишь плод нашего воображения или реальное общение с разумными существами, более высоко развитыми или просто непохожими на людей.

Здесь существует такое мнение: если весь этот ченнелинг выдуман нами, людьми, значит, у человеческого разума есть потрясающая способность черпать мудрость за пределами осознанного знания. Если же это не выдумки, значит, вселенная действительно полна мудрых существ, любящих нас и стремящихся помочь. Выбирайте, что для вас чудесней...»

Ли Кэррол дает следующие рекомендации в помощь заинтересовавшимся этим методом:

«Любой человек может заниматься ченнелингом, стать каналом. Дух не является чьей-то собственностью. Эта связь - для всех, а не для избранных. Другими словами, возможность и потенциал для этого имеются у всех нас. Все определяется НАМЕРЕНИЕМ. Далеко не вся информация, получаемая ченнелингом, дается с ЧИСТЫМ НАМЕРЕНИЕМ. Что-то здесь правда, а что-то ...

- ВЫ сами должны уметь определять разницу между мусором и действительно ценной информацией. Надо уметь "чувствовать" разницу. Всякий раз, когда вы будете слушать ченнелинг или читать его запись, помните об этом. Также пытайтесь задаться вопросом: "каково намерение данного послания"? Сообщение ВСЕГДА должно быть наполнено любовью, не страхом. Следите за этим..

- Информация всегда должна быть полезна для каждого. Опасайтесь каналов, дающих информацию, полезную лишь для некоторых или сообщающих, что это информация для особой группы избранных. Она должна быть полезна для ВСЕГО человечества, каждого отдельного человека. Это такой аспект различения, который позволит вам узнать, что вы слышите правду.

- Послание должно быть воодушевляющим. Следите за настроем послания - в нем НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СТРАХА - ничего, что вас подавляет, ничего, что может толкнуть вас к испуганным действиям или попыткам спрятаться. Это главный элемент божественной энергии. Послание должно вдохновлять слушающего.

- Дух никогда, никогда на пошлет сообщение, в котором от вас потребуют поступиться своей свободной волей. Никогда! Потому что свобода вашей воли - это то, для чего вы проходите свой урок на Земле. Свободная воля! ВЫБОР - это то, что управляет будущим планеты.

- Дух никогда не направит послание, в котором вас просили бы нарушить целостность того, во что вы верите. Ваш мыслительный процесс уважают. Вы не должны ощущать попыток нарушить вашу целостность, истина должна отзываться в вашем сердце.

- Дух никогда не будет представлять свой "канал" как единственный источник истины. Следите за этим, потому что у Духа много каналов, и их информация создает более объемную и широкую картину. Канал НИКОГДА не будет представлять себя как ЕДИНСТВЕННО достоверный источник информации.

- Следите за тем, чтобы в послании содержалась новая информация. Опасайтесь каналов, просто пережевывающих старые известные вещи, потому что они не транслируют ничего, кроме человеческого эго. Необходимо присутствие новой информации. Это, по сути дела, причина ченнелинга. Помните об этом.

- Следите, чтобы в даваемой ченнелингом информации были представлены духовные решения. Решения к задачам жизни на Земле - через донесение новой информации - это цель ченнелинга».

Вообще, ченнелинг – гораздо более широкое понятие, чем неоспиритизм, оккультизм и контактерство. Рассматривать и оценивать его нужно с позиции теории информации и квантовой парадигмы. Здесь одинаково важны пространство, в котором происходит информационный контакт, сам канал передачи информации, уровень развития передатчика и приемника информации, а также ее смысловой и ценностный аспекты.

Самая сложная проблема здесь – энергетическая составляющая. Все известные нам энергии могут быть сведены к единому электромагнитному спектру, кроме гравитационной и психической. О сути гравитационной мы пока не знаем ничего, а о сути психической известно крайне мало, хотя ее проявления и способы использования известны с древности. То же самое можно сказать и о сфере разума, и о спектре сознания, к изучению которых человечество только приступает.

Что же касается самого феномена канализации, то он прослеживается в любых организованных системах, например, в океане, где такие каналы позволяют его обитателям общаться между собой через тысячи километров.

Подобные каналы есть и в стратосфере, и на самой Земле в области геопатогенных зон. В космосе они проявляют себя в виде «струн» и «червоточин» - каналов, через которые возможен «прокол пространства». То же самое можно сказать и о морфологических полях информации, которые способны мгновенно передавать любую информацию. Это пока только гипотезы, хотя и имеющие теоретическое обоснование.

Собранные воедино и интегрированные в единое целое по эволюционному принципу, все эти направления изучения всех аспектов получения и передачи информации, а также методов их познания, предстают перед нами в виде величественного многомерного и непрерывно растущего здания (или мироздания) либо в виде прекрасного Корабля человеческой эволюции, под всеми парусами несущегося в неведомое будущее. Самое же удивительное здесь в том, что ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ЧЕЛОВЕКА И ИМ ЖЕ – ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ – ЗАКАНЧИВАЕТСЯ.

Поэтому самым первым и по-настоящему истинным контактом является КОНТАКТ С САМИМ СОБОЙ. Ни в коем случае не следует его недооценивать, ибо именно здесь рождаются прекрасные миры и первые проблески интуиции, именно здесь яркими звездами вспыхивают озарения и постижения …

Гармонично структурированные и верно выстроенные, эти миры способны как к принятию импульсов с более высоких уровней, так и к совокупному выходу за пределы ограниченной договорной реальности и обычного приземленного сознания.

Тогда приходит время воссоединения того, что было лишь отражено в человеке, с тем, что порождает эти отражения, и если они найдут общий язык, то развитие, трансформация и эволюция человеческого существа невероятно ускоряются. Именно в этом и заключается суть супраментальной йоги.

*** 

За прошедшие сто лет база супраментальной йоги существенно расширилась, углубилась и «очеловечилась». Более того, она притянула к себе практически все эволюционные направления познания и развития - от психологии, социологии и философии до науки и технологии, от спиритизма и оккультизма до энергоинформационного учения, квантовой парадигмы и ченнелинга.

Однако пора вернуться к человеку и его Психическим Мирам. Нам предстоит разобраться с многими вещами, эпиграфом к которым может стать высказывание Шри Ауробиндо:

«В Психическом Мире есть свои Существа, Стражи и Проводники. Как правило (но не всегда), они занимаются делами этого Мира, подготовкой и возвращением Душ к новой инкарнации. Аналогичного вида есть Существа ментального и витального миров, у которых свои задачи.

Существа Психического Мира не могут соединиться - и тем более заменить - Душу человеческого существа на Земле. Однако в особых случаях продвинутое Психическое Существо посылает вниз импульс (эманацию, силу, внушение), управляющий земным человеком.

Это происходит тогда, когда должна быть сделана какая-то важная работа, и человек должен быть соответственно подготовлен. Такое нисхождение производит внезапную и поразительную перемену во всех проявлениях личности.

Кроме того, особые Психические Существа формируют условия будущего рождения, другие сопровождают человека всю жизнь, третьи появляются, когда созданы условия для серьезной работы с человеком и в человеке.

Во время пребывания в Психическом Мире Душа отдыхает либо учится, и лишь после окончания этого периода, в последние мгновения, сама либо с помощью Существ Психического Мира выбирает свой будущий путь.

Высокоразвитые Души могут идти в Царство Нирваны или в один из Божественных Миров с возможностью обратного возвращения, и, наконец, могут быть направлены на Землю для выполнения особой миссии».

***

Мы уже не раз обращались к этой теме, но сегодняшней задачей является ее самый важный - эволюционный - аспект. Итак, попробуем вывести общие положения информационного воздействия и оценить его.

- Любая информация о Психическом Мире и «Психической Вселенной» принципиально отличается от информации физической, кибернетической, электронной.

- Понятия «психической» и «виртуальной» реальности не однозначны.

- Не существует «темной», «светлой», «злой», «доброй» и т.п. информации, как и энергии. Существует лишь энергоинформационное воздействие, отличающееся по силе и по-разному интерпретируемое.

- Любая информация есть призыв к действию и действие, которое может проявлять себя на любом плане – физическом, витальном, ментальном, познавательном, творческом, духовном.

- Нет «неправильной» информации, есть лишь неадекватное ее истолкование и неадекватное действие в ответ на полученную информацию.

- Основой любого информационного контакта является практика измененных состояний сознания и методы, преследующие цель трансформации личности и ее сознания.

- Нет ни высших, ни низших эволюционных процессов – каждый из них строго специфичен для определенного уровня и достижения определенной цели.

- Земные уровни и планы и уровни и планы Тонких Миров никогда не существовали и не существуют отдельно друг от друга; представление об их раздельности есть иллюзия.

- Объединение этих взаимосвязанных явлений – взаимонаправленный и взаимообусловленный процесс: «Тонкое» уплотняется, «Плотное» утончается и одухотворяется, при этом не уничтожаются ни сам земной человек, ни существа «небесного» плана. Их единство есть первоочередная эволюционная перспектива.

- Существование реверсивного потока информации («Тень будущего») при прохождении человеческих уровней и планов переходит в «Тень прошлого», тем самым определяя  дальнейшую судьбу человека. Такое «малое кольцо» есть суть реинкарнации.

«Большое кольцо» - это динамика развития сообществ и всей расы разумных существ. «Всеобщее кольцо» базируется на циклическом существовании Вселенной с несколькими уровнями Пространства-Времени-Материи-Энергии. Выход из «предсостояния» в новое рождение есть способ реинкарнации звездных систем и галактик.

- Реинкарнация любой сложной разумной системы будет продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны все внутренние возможности личности, общества, расы, разумной звездной либо галактической системы и всего Разумного Космоса в целом на данном эволюционном этапе их развития.

В этом смысле переход человека и человечества от биологического белково-молекулярного к субатомно-фотонному (световому и полевому), а далее к духовному состоянию неизбежен.

- Основное нынешнее предназначение земного человечества – выход из иллюзии Колеса Сансары в реальное размыкание цикличности и вхождение в духовное галактическое сообщество.

- Возможно, уже на существующем уровне развития части человечества будет поручено курирование иных разумных рас человеческого типа, находящихся на биологических стадиях эволюции.

- Современная квантовая физика, астрофизика, космология и онтология считают, что новый Большой Взрыв может произойти в любой точке пространства-времени, и что такие «микровзрывы» происходят постоянно. Именно эти, не поддающиеся никакому исследованию выбросы и составляют собственно жизнь в ее биоэнергоинформационном понимании.

- Ничто не может быть получено от неживого и всё может быть передано от живого к живому. Яйцо есть первоначало курицы, а курица – следствие и причина рождения нового яйца, но никогда не бывает так, чтобы яйцо порождало яйцо же – ни во времени, ни в пространстве, ни в жизни.

Таковы общие положения, вытекающие из всего вышесказанного. Так что нам неизбежно придется вернуться к человеку как некоему «Яйцу» особого рода – причине и следствию самого себя…

***
«ЕДВА ПРИОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ»…

***   

«Человек – это не ответ. Человек – это вопрос.»  (Пауль Тиллих).

*** 

"Есть Мир,  необозримо  разнообразный  и необозримо протяженный во времени и пространстве,  и есть Я,  исчезающе малая частица этого Мира. 

Появившись на мгновение  на вечной арене бытия,  она старается понять,  ЧТО есть Мир и ЧТО есть сознание,  включающее в себя  всю  Вселенную  и  само  навсегда  в  нее включенное. 

Начало вещей уходит в беспредельную даль исчезнувших времен; их будущее - вечное чередование в загадочном калейдоскопе  судьбы.  Их  прошлое уже исчезло. Оно ушло.

Куда? Никто  этого не знает.  Их будущее еще не наступило,  его сейчас также нет.  А настоящее?  Это вечно исчезающий рубеж  между  бесконечным,  уже  не существующим прошлым и бесконечным, еще не существующим будущим...

Мертвая материя  ожила  и  мыслит.  В  моем  сознании  совершается таинство: материя изумленно рассматривает самое себя в моем лице.

В этом акте самосознания невозможно  проследить  границу  между  объектом  и субъектом  ни  во  времени,  ни  в пространстве. 

Мне думается,  что поэтому невозможно дать раздельное понимание сущности вещей и сущности их  познания. Фундаментальное решение должно быть единым и общим..."     (Р. Бартини)

*** 

«Живое может исходить только из живого же»… Живые системы, и человек в том числе,  вырабатывают  и  хранят  информацию, которую  можно назвать интраинформацией.
 
Кроме того,  живые  системы  обмениваются  информацией  с другими системами - получаемую таким образом информацию можно определить как экстраинформацию. 

Способность к приему экстраинформации  -  врожденная  или благоприобретенная,   достигнутая   упорным  сосредоточением  на  какой-либо проблеме или получаемая вроде  бы  играючи в счастливом  миге  озарения - является  характеристикой  живой  системы,  аналогичной  параметрам  некоего антенного  контура,  точность  настройки  которого  на  внешнюю   информацию континуума определяет одаренность, талант, гениальность человека.

Ступени  познания  есть  не   что   иное,   как   эволюционные   ступени   развития познавательных  способностей человека,  сегодня освоившего лишь первые две и стоящего в растерянности перед едва приоткрытой дверью,  ведущей  в  главную сокровищницу мироздания.

Что же дальше? Каким может быть дальнейший эволюционный путь человека и человечества?  Будет ли это качественно иной, но очень похожий по сути  процесс  линейного,  но  теперь  уже  психоэнергетического  прогресса, процесс  постепенного наращивания знаний и психотехнологического могущества?

Или это будет  нечто  вроде  «точки  Омега»  Тейяра  де  Шардена,  "точки,  за пределами  которой...  мы  не можем непосредственно ничего видеть",  точки - основы и апофеоза гипотезы де Шардена? Будет ли это какой-то иной путь  развития,  знание  о котором нам принципиально недоступно? 

Может быть, наши  сегодняшние  представления  о  развитии,  прогрессе,  эволюции  вообще неприменимы   к  разумным  системам  такого  масштаба,  имеющим  к  тому  же взаимосвязь   с   Разумом    Вселенной?  Взаимосвязь,    какую    обретают экзосоматические  структуры людей,  вливающиеся после смерти тел-носителей в информационный континуум Вселенной - и,  может быть,  именно они они дадут нам какую-нибудь подсказку?

Так или иначе, но первоосновой человека является человек внутренний -  истинный Микрокосм, теснейшим образом взаимосвязанный с Макрокосмом. Первый шаг к этому являет собой ПУТЬ САМОПОСТИЖЕНИЯ, без которого невозможно понимание того, ЧТО есть сам человек как целостная система.   

Шаг второй – выход ЗА пределы наружного бытия с созданием особых условий жизни для существа внутреннего и получением возможности обретения информационной связи с различными уровнями Психического Мира. Это поле деятельности оккультизма, неоязычества и ченнелинга. Оно подразделяется на несколько стадий:

- Отчетливо выраженный первичный познавательный интерес, первые откровения и озарения. Эволюционный импульс отсутствует. Информация носит общий характер. Контакт идет между живым (через живое) и условно мертвым. Один из наиболее известных материалов такого контакта – трилогия Э.Баркер «Письма живого усопшего».

- Поиск целенаправленного контакта с существами Психического Мира. В полном соответствии со словами Иисуса: «В доме Отца Моего обителей много», много и населяющих эти обители сущностей и существ. Это и Духи Предков, и Души Праведников, и Учителя Ноосферы. Здесь можно вспомнить «Тайную доктрину» Е.Блаватской, «Живую этику» Е. и Н. Рерих, работы теософов - А.Безант, А.Бейли и др.

- Над этим, чисто человеческим уровнем, простираются Мировые Течения. Информационный контакт здесь происходит на уровне энергоинформационного поля Вселенной и имеет явно эгрегориальный характер. К работам такого рода можно отнести книги Мельхиседека («Светоносная Земля», «Тайна цветка», «Любовь и духовный путь» и др.), Ли Кэррола (Крайон»), Джей Зи Найт («Рамта»), в определенной степени – тексты нового миропонимания, рожденные в русле движения Нью Эйдж.

После освоения нижних и средних уровней следуют высшие проявления контакта с Космическим и Высшим Разумом. Здесь  работают только самые высокие Духовные Учителя. На этом уровне – будущее человечества, перспективы его развития, проблемы духовной эволюции и эволюции мироздания.

Интересно отметить, что чисто человеческие вопросы – биологические, технологические и вообще все специализированные локальные проблемы – на выше обрисованных уровнях, как правило, не решаются; для этого существуют так называемые «банки информации» по тем или иным направлениям знания.

Именно отсюда исходят интуитивные озарения научного или технологического характера. Однако они чаще всего определены уровнем комплексного развития человечества и редко носят опережающий характер.

Далее следует целенаправленный труд по исследованию Психического Мира и законов его бытия. Самой интересной и оригинальной в этом направлении я считаю многолетнюю работу Р.Монро, вылившуюся в трилогию: «Путешествия вне тела», «Далекие путешествия», «Окончательное путешествие».

К особым методам исследования Психического Мира следует отнести также практику регрессивного гипноза. Около двадцати лет назад ученые сделали потрясающее открытие – был  найден способ путешествия человека во времени, способ передвигать временные рамки в процессе гипнотического сеанса.

С помощью регрессивного гипноза специалисты вводят человека в транс и стараются сфокусировать его внимание на каком-то определенном отрезке времени. В состоянии гипнотического транса человек видит конкретно заданный временной промежуток и ведет себя в соответствии с тем состоянием, в котором он тогда пребывал.

С помощью регрессивной терапии сегодня излечиваются многие застарелые психические и даже физические травмы, берущие свое начало в прошлом. При таких погружениях с испытуемыми происходят  разительные перемены.

Лица людей, которые переживали заново периоды прошлых жизней, когда они были старше, чем в момент эксперимента, становились изможденными и осунувшимися, и наоборот, у людей, которые возвращались во времена юности и детства, казалось, сглаживались морщины. Голос, манера говорить и реагировать тоже изменялись самым коренным образом в соответствии с теми обстоятельствами, которые они переживали в те или иные моменты прошлого.

Физические метаморфозы бывают и более драматическими: некоторые исследователи приводили примеры, когда у людей, находившихся под гипнозом, проявлялись медицинские симптомы болезней, которыми они страдали в прошлых жизнях, например, спазмы мышц лица при параличе. У одного пациента даже появился на шее синюшный след от веревки, когда он вновь прошел через повешение, а на теле другого человека, умершего от побоев, появилось множество синяков.

Углубление регрессивного гипнотического транса может переместить  человека уже не в прошлые воплощения, а в жизнь между жизнями. Этому более чем тридцатилетнему исследованию посвящена дилогия М. Ньютона «Путешествия Души» и «Предназначение Души».

Здесь не столько важен опыт прямого вхождения человека в собственное прошлое между двумя воплощениями (хотя оно в определенном смысле и не его, как нынешней личности, прошлое), а предельно подробное описание всех структур Психического Мира. Самое же удивительное заключается в том, что контуры и основные детали этого описания совпадают практически у всех пациентов, независимо от их национальности, возраста, пола, социального статуса , вероисповедания и уровня образования.

Есть ряд работ, которые трудно отнести к какой-либо определенной области, в их числе – «Роза мира» Д.Андреева и «Создатель звезд» О.Степлдона. Интересно отметить, что в последние годы своей жизни автор «Создателя звезд» опубликовал ряд работ о своих диалогах с архетипическими сущностями Психического Мира – Ученым, Мистиком, Революционером и др.

Последнюю – очень немногочисленную  - группу составляют «книги самооткровения», подробно и последовательно излагающие собственный опыт авторов об их переживании тех или иных событий в Психическом Мире, как, напрмер, «Этюды о непознанном» Е.Березикова.

Что же касается автора этих строк, то все, написанное им и в прозе, и с использованием поэтического метода, есть изложение этапов  интегрального познания, постижения и трансформации на протяжении двенадцати предшествующих лет.

Весь этот гигантский и во многом противоречивый объем информации крайне трудно свести воедино, но достаточно легко расположить на одной из генеральных линий развития. Это позволит увидеть как динамику человеческих представлений о себе, мире и Вселенной, так и динамику собственно человека, мира и Вселенной в различных их реальностях.

Для проведения сравнительного перекрестного анализа возьмем несколько работ, изданных в России на рубеже ХХ-ХХ1 в.в. – это «Письма живого усопшего» Э.Баркер, «Роза мира» Д.Андреева, трилогия Р.Монро и дилогия М.Ньютона.

Материала этих книг достаточно для написания не одной диссертации, а само исследование опыта авторов потребует многих лет кропотливой работы над ними, поэтому я ограничусь лишь некоторыми комментариями.

*** 

«Письма живого усопшего»… Метод – прямой контакт человека, находящегося в измененном состоянии сознания, с «миром посмертия», представленным Душой (точнее, личностью) судьи Дэвида Хэтча. Контакт осуществляется через автоматическое письмо. Первое, что обращает на себя внимание, это реальные фигуры контакта.

Автор книги сообщает прежде всего, что ни она, ни диктовавший эти письма "Х" никогда не принадлежали к спиритам, сама Э. Баркер со спиритической литературой была совсем незнакома и к вопросу о потусторонних переживаниях относилась с полным равнодушием. О личности «живого усопшего» Э.Баркер говорит следующее:

"Х" не был обыкновенным человеком. Он был очень известным юристом, глубоко изучившим философию, автором многих книг, человеком, высокие идеалы и чистый энтузиазм которого являлись вдохновением для всех, знавших его. Ему было 70 лет. Жил он очень далеко от меня, и я виделась с ним лишь через долгие промежутки. Насколько я вспоминаю, мы с ним никогда не говорили о посмертном сознании».

Далее она рассказывает: «Записывая эти сообщения, я была по большей части в полубессознательном состоянии, так что перед прочтением написанного у меня было лишь смутное представление о его содержании. А несколько раз я была так близка к полной потере сознания, что кладя карандаш, я не имела ни малейшего представления о том, что писала».

В процессе переписки и углубления ее содержания недоверие постепенно таяло, и после нескольких лет довольно тесного письменного общения Э.Баркер пришла к мнению о необходимости издания этого материала для широкого читателя в целях, которые она сформулировала следующим образом:

«Что касается лично меня, то эти письма содействовали окончательному уничтожению во мне всякого страха смерти, они укрепили мою веру в бессмертие и они же превратили для моего сознания потустороннее существование в такое же жизненное и реальное, как и наша жизнь на Земле. Если они дадут хотя бы одному читателю такое же радостное чувство бессмертия, какое они дали мне, то я буду вполне вознаграждена за свой труд».

По ходу переписки постепенно раскрывается личность судьи Хэтча. Это, безусловно, очень образованный и развитый человек, не испорченный ханжеской моралью и не скованный религиозными канонами. Интересны и его первые шаги в новом мире, и сам новый мир, описываемый достаточно подробно и красочно. Для современного человека он выглядит простым и понятным – почти полным отражением «мира живых» начала ХХ в.

Хочется подчекнуть, что автор посланий совершенно не испытывал страха перед «потусторонним миром», в котором он оказался после смерти. Более того, его обостренная любознательность, перешедшая затем в настоящую исследовательскую страсть, получила выход в изучении этого мира и его реалий.

Существа Психического Мира, с которыми и через которых шло ознакомление с ним, были представлены Учителем, причем достаточно высокого ранга, и «Прекрасным Существом» в облике Ангела, не имевшим земных воплощений. Оба они стали постоянными спутниками и наставниками автора, совершая вместе с ним путешествия по этому миру.

В дальнейшем исследовательская деятельность «живого усопшего» сосредоточилась на наблюдении за событиями в мире земном; «небесный» же аспект как бы уходит в тень. Очень четко просматривается многомерное, информационно насыщенное и упреждающее видение всего происходщего на Земле.

В процессе переписки мы наблюдаем, как происходит постепенная трансформация личности бывшего судьи. Здесь мы можем видеть, что личность земная, как основа для личности «небесной», играет главную роль в ее динамике и почти целиком определяет все изменения, акцентируя и развивая все ее важнейшие составляющие. Сам Хэтч так говорит об этом:

«Люди, которые представляют себе ушедших своих друзей мудрыми и всезнающими, были бы очень разочарованы, если бы узнали, что в действительности потусторонняя жизнь есть лишь продолжение жизни на земле!

Если земные мысли и желания направлялись к одним материальным радостям, они, по всей видимости, остаются такими же и здесь. Мне встречались и настоящие святые с тех пор, как я здесь, но они и в земной своей жизни обладали высокими идеалами, здесь же они могут неограниченно жить этими идеалами.

Жизнь за пределами смерти может быть так свободна! Здесь нет той механической жизни, которая делает людей такими рабами на земле. В нашем мире человека задерживают только его мысли. Если они свободны - свободен и он. Но здесь немного людей с моим философским складом. Здесь больше святых, чем мыслителей, так как высочайший идеал большинства людей склоняет скорее к религиозной, чем к философской жизни»…

«Я входил здесь в общение со многими людьми, людьми всех ступеней умственного и нравственного развития, и должен сознаться, что человек с совершенно ясной идеей об истинном значении жизни и о возможностях эволюции встречается здесь так же редко, как и на земле.

Нет, мы не делаемся внезапно всемудрыми только потому, что меняем ткань своего тела. Человек, бывший тщеславным на земле, окажется тщеславным и здесь, хотя в последующей своей жизни самый  закон реакции - если он перешел меру тщеславия - может послать его назад скромным  и  даже застенчивым человеком…»

Исходя из этого, понятно и некоторое менторство, и круг вопросов, ограниченных преимущественно проблемами нравственного характера. Диалога с адресатом практически нет – «канал» работает только в одном направлении. Очень постепенно совершается поворот интересов автора писем в область теософии и ее видения мира; изменяется стиль повествования, появляются характерные понятия и термины.

Вторая и третья части «Писем живого усопшего» несут на себе неизгладимый отпечаток Первой мировой войны, что определяет как их темы, так и деятельность этой новой личности и на «небесном», и на земном планах. Единой и высшей целью этой деятельности становится понимание необходимости создания «Всемирного Братства», выраженный пацифизм и проповедь истинных человеческих ценностей.

На самОм же тонком плане разворачивается нешуточная борьба между силами Добра и Зла, в которой главный персонаж играет не последнюю  роль. Интересно его утверждение о том, что из Душ, погибших на войне, формируется особое воинство, более того - идет нечто вроде «военного призыва» для обитателей этого мира.

Описание сил Зла, препятствующих нисхождению на Землю сил Добра, Милосердия и Любви, почти полностью соответствует теософской концепции. Есть еще одна особенность конца второго периода переписки. Она настолько показательна, что не заметить ее просто невозможно. Вчитайтесь внимательно:

«Вы можете сказать, что я часто непонятен и противоречу сам себе. Это потому, что я, как мифическое существо, сторук, стоглав и стоглаз. К тому же неужели вы думаете, что я говорю только с Вами одной?»…

Это уже не голос судьи Хэтча, скорее, КТО-ТО говорит через него и его голосом... Образование эгрегоров той или иной степени сложности и могущества – естественный и закономерный процесс для любого уровня Тонких Миров. Способ построения фраз, интонация, особое звучание и столь же особая эмоциональная окраска не позволяет спутать один эгрегор с другим. Здесь же явно чувствуется голос Белого Учителя (по терминологии автора писем), говорящего со своими слушателями.

Теперь подведем некоторые итоги. Период с конца Х1Х века до начала Первой мировой войны ознаменовался стремительным развитием человечества практически во всех сферах его существования. Новая наука, новая инженерная мысль, лавина научных открытий, новая литература и поэзия, живопись и музыка, новые политические течения, новое видение мира, пришедшее с «Тайной доктриной» Е.Блаватской, новые духовные идеалы… Очень ярко своеобразие этой удивительной эпохи проявилось в поэзии, получившей название «Поэзии Серебряного Века» и несущей в себе не только голоса земного мира – в ней явственно слышен Голос Миров Духа…

Всё, изначально «тонкое», чрезвычайно чувствительно к любым влияниям, иначе оно не было бы тонким. Это время внесло серьезные коррективы в религиозный Синклит Мира, потеснив классические религиозные течения и предоставив место как теософии, так и религии атеистической. Интеллигенция того времени была хорошо знакома с оккультными, спиритуалистическими и мистическими знаниями, ей стали открываться тайны Каббалы и Арканов Таро, даосские и суфийские тексты.

Тонкие Миры этого напряженнейшего во всех отношениях периода человеческой истории начали дифференцироваться и собирать себя заново. Их самоосознание было еще подростковым, а во многом и детским. Отсюда и их своеобразные «игры», и «звездные путешествия», и многое другое.

Человек, даже такой серьезный и респектабельный, как судья Дэвид Хэтч, не мог не претерпеть в такой среде изменений - изменилось его восприятие и мира, и собственной значимости, и интуитивного видения будущего. Особенно ярко это проявило себя в третьей части переписки, почти целиком посвященной Америке, ее духу и великому предназначению.

В письмах этого периода прослеживается недвусмысленное предупреждение об опасных тенденциях развития страны, об угрозе перерождения «Американской Мечты» в жажду установления мирового господства с применением военной силы, предвосхищено рождение американского Корпуса Мира. Последний же представлялся автору писем воплощением «Справедливого Воинства Добра», отказавшегося от насильственных способов утверждения мира на Земле, неким Белым Братством, о котором говорили Е.Блаватская и вслед за ней теософы.

Вряд ли те планы Психического Мира, на которых жил и трудился бывший судья Хэтч, были доступны для многих, тем более ценна для этого Мира личность подобного уровня. Ведь все те подвижки в общественном сознании, о которых говорилось выше, стали путем еще для очень немногих, но именно они положили начало трансформации и эволюции Тонких Миров. Уже не только высокие духовные служители определяли его суть – сюда стали приходить и люди обычные, сознание которых смогло пробудиться и стало менять их бытие

Сегодня нам крайне трудно понять и человечество той эпохи, и его отражение на тонких планах. Если Э.Баркер ничего не «подправляла» специально, не «грезила» и не фантазировала, то и тогда отделить повествование реально живущего человека от видений его внутреннего мира невозможно.

Была ли «грёзой» или мистификацией Книга Еноха? «Грезил» ли наяву Иисус, говоря о «Доме Отца Моего»? О чем могут «грезить» Души, покинувшие не Землю, но поле земного существования? А о чем грезим мы, уходя в свои сны и музыку, стихи и картины, танцы и песни? О чем же, как не о далеком, прекрасном и желанном? Почему же мы отказываем в этом тем, кто ушел от нас? Да и грёзы ли это?..

Ведь, кроме знаменитых «Писем», о которых идет сейчас речь, на рубеже Х1Х-ХХ в.в. происходило великое множество престраннейших вещей… Был гениальный физик и инженер Н.Тесла, творил гениальный авиаконструктор и визионер Р.Бартини, Э.Циолковский видел в своих прозрениях «лучезарное человечество» , существовал ничем не объяснимый феномен Э.Кейси, хотя Кейси – «это уже другая история»… Другая, но на ту же тему…

Закончить свой рассказ о «Письмах живого усопшего» мне хочется словами самого Дэвида Хэтча, никак их не комментируя:

«У моего Учителя все еще есть физическое тело, и он ходит по Земле как живой человек. Он может действовать как в астральном, так и в материальном мирах, а также в мирах более высоких. Его жизнь находится за пределами вашего понимания. Он – служитель Закона, и счастье его в действии соответственно Закону.

Я – всего лишь скромный ученик в школе тех, кто намного мудрее меня. Но чтобы приобрести, я должен сперва отдать. Чтобы чему-то научиться, я должен научить. Чтобы самому двигаться вперед, я должен подталкивать вперед вас.

На протяжении столетий Высшие Человеческие Души никогда не приближались к людям так близко, как сейчас. Четыре года страха, боли и крови, четыре года беззаветного служения идеалам возвысили человеческий род настолько, насколько он не мог возвыситься за три минувших столетия.

И если человечество откатится назад, возможность объединения будет безвозвратно утеряна. Но этого не произойдет, ибо у каждого человека, потерявшего свою Душу, есть Высший Свидетель. Он – один и в то же время множествен. Он – твоя связь с Богом и бессмертием.

Однажды я стоял перед Великой Душой, отказавшейся отдыхать на небесах. Я спросил ее: «Какая работа сейчас для нас самая важная?» И знаете, что она мне ответила? «Работа с теми, кто испытывает страх перед будущим, ибо страшится будущего лишь мудрый и отвественный. Глупый же и неразвитый не страшится ничего»…

Я должен вам сказать и еще кое-что. Я видел вашу Душу – она прекрасна. Видел и свою, но не мог оставаться рядом с ней, исполненной величайшего счастья и радости, ибо я ОТВЕТСТВЕНЕН, и многое еще предстоит сделать…

Если же я долго не буду появляться у вас, не печальтесь… Это будет означать лишь то, что работа моя здесь закончена, и мне предстоит путь в Высшие Сферы»…

*** 

Безусловно, Первая мировая война стала серьезнейшим испытанием для всей Ноосферы, и в то же время она дала мощный импульс к ее развитию. Но не следует думать, что в последующие годы ее развитие приостановилось.

Началась новая дифференциация, в ходе которой существенно изменилось содержание прежде всего ментальных уровней, начинающих осознавать свою духовную принадлежность. Образно говоря, Тонкие Миры обратили свое лицо к человечеству, Земле и одновременно – к звездам и Звездным Путям, ибо «Небом» они и так уже были.

А вот Вторая мировая война… Это настолько огромная тема, что требует отдельного и очень серьезного исследования. Это была тяжелейшая и почти смертельная болезнь…

У многих людей, родившихся в военные годы, сложились совершенно особые судьбы и особое же понимание себя и мира. Большинство из нас – сознательно или бессознательно – понимают: в эти годы ВПЕРВЫЕ в людской истории в одном усилии ради спасения общего Дома объединились земное и «небесное» человечество, чтобы никогда уже не расставаться…

Тяжелое, судьбоносное и крайне напряженное время, манифестом которого стала «Роза Мира» Даниила Андреева – «русский вариант» не только Психического Мира, но и целой совокупности миров, выстроенный с непостижимой точностью и целесообразностью. Хронологически это третий Космос после «Тайной доктрины» и «Живой этики», но по-настоящему первый в цепи духовной эволюции.

«… Эта книга начиналась, когда опасность неслыханного бедствия уже нависала над человечеством; когда поколение, едва начавшее оправляться от потрясений Второй мировой войны, с ужасом убеждалось, что над горизонтом уже клубится, сгущаясь, странная мгла – предвестие катастрофы еще более грозной, войны еще более опустошающей.

Я начинал эту книгу в самые глухие годы тирании, довлевшей над двумястами миллионами людей. Я начинал ее в тюрьме, носившей название политического изолятора. Я писал ее тайком. Рукопись я прятал, и добрые силы – люди и не люди – укрывали ее во время обысков. И каждый день я ожидал, что рукопись будет отобрана и уничтожена, как была уничтожена моя предыдущая работа, отнявшая десять лет жизни и приведшая меня в политический изолятор»…

«… Я заканчиваю рукопись «Розы Мира» на свободе, в золотом осеннем саду. Тот, под чьим игом изнемогала страна, давно уже пожинает в иных мирах плоды того, что посеял в этом. И все-таки последние страницы рукописи я прячу так же, как прятал первые, и не смею посвятить в ее содержание ни единую живую душу, и по-прежнему нет у меня уверенности, что книга не будет уничтожена, что духовный опыт, которым она насыщена, окажется переданным хоть кому-нибудь.

А может быть – обойдется, тирания никогда не возвратится? Может быть, человечество сохранит навеки память о страшном историческом опыте России?  Такая надежда теплится в душе всякого, и без этой надежды было бы тошно жить.

Но я принадлежу к тем, кто смертельною ранен двумя великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией. Такие люди не верят в то, что корни войн и тираний уже изжиты в человечестве или изживутся в короткий срок. Может быть отстранена опасность данной тирании, данной войны, но некоторое время спустя возникнет угроза следующих. Оба эти бедствия были для нас своего рода апокалипсисами – откровениями о могуществе мирового Зла и о его вековечной борьбе с силами Света.

Люди других эпох, вероятно, не поняли бы нас; наша тревога показалась бы им преувеличенной, наше мироощущение – болезненным. Но не преувеличено такое представление об исторических закономерностях, какое выжглось в человеческом существе полувековым созерцанием и соучастием в событиях и процессах небывалого размаха. И не может быть болезненным тот итог, который сформировался в человеческой душе как плод деятельности самых светлых и глубоких ее сторон.

Я тяжело болен, годы жизни моей сочтены. Если рукопись будет уничтожена или утрачена, я восстановить ее не успею. Но если она дойдет когда-нибудь хотя бы до нескольких человек, чья духовная жажда заставит их прочитать ее до конца, преодолевая все ее трудности, – идеи, заложенные в ней, не смогут не стать семенами, рождающими ростки в чужих сердцах»…

(Д.Андреев, «Роза мира»).

В Д.Андрееве самым удивительным образом сочетаются не только Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, но и их изуродованные, искалеченные и страдающие противоположности, великая мистерия противостояния Добра и Зла. Противостояния, которое должно быть прекращено любым путем, ибо и то, и другое есть части ЕДИНОГО…

«Роза мира» - это уже не «посмертный путь личности», но ПОЛЁТ ДУХА. Полёт «над гнездом кукушки» - безумным и запутавшимся миром людей, великим множеством «птенцов», не понимающих, как, откуда и для чего они в это «гнездо» попали…

Темная, мрачная и безжалостная сторона существования – Миры Нисхождения… Метаистория, изложенная символическим и метафорическим языком, но от этого не становящаяся менее убедительной… Ее трагическое звучание не заглушает, а лишь подчеркивает потрясающе прекрасную и высокую симфонию Миров Восхождения, не менее, а намного более мощную, чем какофония инфернальных миров…

Думаю, что мы пока не поняли и половины того, что скрыто в «Розе мира»… Бесконечно жаль, что поэтическая часть творчества Д.Андреева и самого ее автора как поэта осталась недооцененной и мало кому известной, а ведь это то духовное начало, с которого все и начиналось. Одни только «Русские боги» ознаменовали возвращение в поле совместной работы древних – даже не русских, а пра-русских – Начал. Сегодня это возвращение воплотилось в возрождении Великой Северной Традиции, имеющей большое будущее…

Поэтическая Душа Д.Андреева удивительно чиста, светла и прекрасна. Немного было людей в ХХ веке, с которыми можно было бы сравнить ее – А.Грин, М.Волошин, Антуан де Сент-Экзюпери, Ричард Бах, Сатпрем… Вполне возможно предположить, что Д.Андреев был первым человеком, с немыслимо огромной высоты увидевшим не просто Тонкие Миры, но и значительную часть Духовной Вселенной – Родины человечества и Дома, который надо обживать заново и по-новому. Д.Андреев услышал его Голос и его Зов… С этих пор многие услышали его и смогли донести до УМЕЮЩИХ СЛЫШАТЬ…

Последним будет Моё Слово,
Ибо так положено от века…

В немыслимом сплетении миров
И странных судьбах будущих вселенных
Есть Путь, который, как стрела,
Пронзает ВСЁ и в никуда уходит –
То Ветер Жизни и развития, спираль,
Чей бег, слагая из витка виток,
Миры рождает, звезды и планеты,
И человека, что есть мир,
И время, и эпоха,
И зверь, и ангел,
И Душа, и многое другое…

И вот есть времена
Внутри времен, и есть миры,
В которые возможен и переход,
И пребыванье в них,
И есть Слова, и Мысли, и Желанья,
И Знанья, чье единое дыханье
Идет от мира к миру,
И возможным становится всё то,
Что раньше невозможным было.

СЕЙЧАС ТАКОЕ ВРЕМЯ НАСТУПИЛО…

(В.Фокас – «Сотворение мира»).

*** 

Со временем вообще связано великое множество странных вещей… Та же «Роза мира» - она начала рождаться задолго до войны, избрав своим «родителем» ничем не примечательного человека… Непримечательного лишь внешне, внутри же себя это был огромный, загадочный и ни на что не похожий МИР…

Время сочло необходимым, чтобы эта книга родилась загодя и в самую неподходящую для нее эпоху, потом ждала долго и терпеливо, и лишь в 90-х смогла выйти к людям – в очень тяжелое и непростое для огромной страны «Время Перемен»… Вышла, как Друг, Помощник и Учитель, определив судьбу очень и очень многих, УСЛЫШАВШИХ ее голос…

А вот «Создатель звезд»… О.Степлдон очень спешил, он так хотел предупредить, предотвратить, указать правильный путь, но… Не смог, не успел, не предотвратил…

«Письма живого усопшего»… В заключительной своей части эта книга – гимн жизни, призыв к мужеству, огромная вера в человечество и его Хранителей… Многое угадано верно и сбылось многое, однако вряд ли судья Хэтч даже в своих самых страшных снах мог увидеть судьбу столь любимой им Америки и все те испытания, которые ее ждали в предстоящем столетии. Он был абсолютно прав, говоря:

«Даже самые великие из здешних Учителей не могут знать ВСЕГО. Под силу это лишь Верховному Существу»…

При этом он не имел в виду ни Христа, ни Будду, ни Магомета…

*** 

Следующая наша остановка – 80-е годы, США, трилогия Р.Монро: «Путешествия вне тела», «Далекие путешествия», «Окончательное путешествие».

Мне трудно понять, как и почему этот богатейший и уникальнейший матерал не стал объектом самого пристального внимания ни психологов, ни эзотериков. Возможно, что он настолько выходит за рамки обычных трансперсональных феноменов, что даже для парапсихологии и мистики он оказался неподъемным.

Да и сама фигура Р.Монро не имеет в себе ничего мистического и «сверхъестественного» - обычный средний американец, плоть от плоти своей страны и своего времени. Прагматик и рационалист, придерживающийся умеренности во всем и не слишком отягощенный формальной религиозностью. Тот самый случай, когда разводят руками, говоря: «Пути Господни неисповедимы»… 

Р.Монро видел свою задачу в отсечении любых религиозных и метафизических представлений, неизбежно мешающих непредвзятому видению открывшегося ему в путешествиях.

Пространство же самих путешествий настолько насыщенно, что каждый отдельный случай заслуживает системного исследования по многим линиям, не говоря уже о всей совокупности путешествий.

Я бы рискнул предположить, что именно у Р.Монро система Тонких Миров («Кольца Миров», как он сам их называет) представлена наиболее полно и в максимально неискаженном виде. Его видение значительно отличается как от моделей Е.Блаватской и Агни Йоги, так и от Духовной Вселенной Д.Андреева и очень специализированной модели мира Э.Кейси, и уж вообще не имеет ничего общего с теоретической концепцией К.Уилбера. Есть некоторое сходство с психоделическими погружениями Дж.Лилли, но сходство лишь поверхностное.

Вообще, кратковременные и трудноинтерпретируемые состояния вне тела – не такая уж и редкость, однако в случае с Р.Монро они стали продуманной и целеустремленной системой исследований, почти научным экспериментом с далеко идущими последствиями.

Трудно говорить об этом с теми, кто не читал работ Р.Монро и не пытался расширить свой «диапазон допустимого». Я могу лишь настоятельно порекомендовать их всем, «желающим странного», а по их прочтении советую не торопиться с выводами, особенно если имеется собственный опыт подобных путешествий.

Истинные же выводы можно будет сделать, лишь имея прямое знание либо немалый стаж изучения множества древних и современных эзотерических доктрин, а также обостренное чувство «узнавания» знакомого в незнакомом, символического в символах, тайного в тайном, скрытого в еще более глубоко скрытом…

Ясно лишь одно: вся система Тонких Миров сегодня изменилась самым радикальным образом – и в то же время сохранила истину собственного существования. Появились новые принципы ее бытия и трансформации, а многие линии мирового развития окрепли и усилились. Утверждение Шри Ауробиндо о том, что «человек имеет немалую власть и потенциальные возможности творчества на любых уровнях Тонкого Мира», - оказалось пророческим.

До каких пределов может дойти человеческая страсть к познанию и могучая воля к сотворению? Не к покорению космоса, не к освоению его энергий и материи, не к взлому информационных банков, не к безудержному и безумному технологическому прогрессу, а именно К СОТВОРЕНИЮ - деянию, которое издавно приписывалось лишь богам и Божественному?

Можно привести множество авторитетных высказываний и мнений по этому поводу, можно прибегнуть к цитированию самых великих и величайших, но я приведу лишь одно-единственное, принадлежащее Шри Ауробиндо:

«Каждый план имеет как объективную, так и субъективную сторону реальности. Не только физический план и физическая жизнь являются объективными.

Когда у человека имеется способность создавать формации… то, воспринимая какое-либо внушение, его ум придает ему устойчивую форму и создает, таким образом, внутри себя
ментальную формацию.

Но такая способность — это палка о двух концах; ум может не устоять перед соблазном создавать собственные образы реальности, ошибочно принимая их за саму реальность. Это одна из многих опасностей, поджидающих того, кто имеет слишком активный ум.

Когда вы создаете формацию в своем существе, в своем уме или на витальном плане, это разновидность творения, но только субъективного; оно затрагивает только ваше собственное ментальное или витальное существо. С помощью идей, мыслеформ, образов вы можете сотворить целый мир в себе или для себя, но этим все и  ограничится.

Некоторые обладают способностью сознательно создавать формации, которые посылаются вовне и воздействуют на умы, действия, витальные движения, внешнюю жизнь других людей. Такие формации могут быть как разрушительными, так и созидательными.

Наконец, существует способность создавать формации, которые здесь, в сознании Земли, в ее уме, жизни, физическом существовании становятся чем-то реальным и действенным. Именно это мы обычно и подразумеваем под словом «творение»… («Письма о йоге, книга 4).

В мирах Р.Монро практически нет «темных планов» с низкой оккультной мистикой, нет представителей «Мирового Зла» и их оппонентов, нет никакого намека на «астральные войны», зато есть великое множество «Звездных Путей». В целом же вся система миров настолько «очеловечилась», что готова любому «перешедшему черту» предоставить и место, и общность, и занятие по душе.

Помощь и взаимопомощь – основные принципы существования, свобода выбора – Закон, каждому предоставлены все возможности совершенствования и возможности восхождения к максимально доступному для данного человека уровню.

Серьезные опасения людей по поводу пагубного и калечащего влияния земной жизни на «жизнь тонкую», похоже, не нашли подтверждения. Здесь может быть несколько вариантов: либо Тонкие Миры обучились отражать нежелательные нападения извне, либо переход на полевую форму бытия почти автоматически отсеивает все, наиболее «тяжелое и грязное», либо бывший «астральный» план полностью опустился на план земной, став неотъемлемой частью нашего земного существования. Так что воюем мы теперь исключительно друг с другом или же сами с собой. Тот же Шри Ауробиндо говорил:

«Я категорический противник всех этих войн на тонких планах, о которых сегодня говорят излишне много. И я любыми средствами стараюсь избавить своих учеников от этой пагубной иллюзии».

Однако Р.Монро не был учеником Шри Ауробиндо и вряд ди даже слышал о нем; впрочем, он вообще не был чьим-либо учеником. И на Земле, и в своих невероятных путешествиях он был тем, кем был – ЧЕЛОВЕКОМ, равно успешно проживающим и «ЗДЕСЬ», и «ТАМ».

Похоже, что «терновый венец эволюции» постепенно превращается если не в корону, то в каску рабочего, а наши мечта и вера ТВОРЯТ реальность и становятся ЗНАНИЕМ, пусть пока и для немногих. Остальным же приходится идти через укрепление и поддержание своей веры, без которой никакое движение вперед вообще невозможно.

Вправе ли мы обозначить то, что увидел и описал Р.Монро, мирами «жизни после жизни»? Безусловно, нет. В первую очередь потому, что этот человек был ЖИВЫМ, пребывая поочередно и ТАМ, и ЗДЕСЬ. Разницу эту отчетливо ощущали все, с кем он встречался ТАМ.

Статус независимого исследователя позволял ему не только наблюдать, но и самому участвовать в действе. Состояния «Я-ЗДЕСЬ» и «Я-ТАМ» не отрывались друг от друга и не противоречили друг другу, являясь одним-единым бытием, хотя «Я-ТАМ» в ходе исследования и подвергалось  целому ряду преобразований.

Самое интересное, что механизм этих преобразований полностью соответствует его описанию в «Проекте Атман» - та же дифференциация, раз-отождествление и отождествление, возможность управления уровнями, подвергшимися трансценденции и трансформации.

Возникает вопрос: однозначны ли структуры, уходящие в Психический Мир после смерти, и структура-исследователь, имеющая постоянную возможность возвращения в тело и жизнь земную? Думаю, что нет.

Дело даже не в том, что память «Я-ТАМ» полностью переходит в память «Я-ЗДЕСЬ», т.е. может быть осмыслена и правильно интерпретирована. Главное отличие, на мой взгляд, состоит в отсутствии феномена забывания, наличии критики и неподвластности ловушкам «потустороннего мира» любого рода.

Р.Монро удалось наблюдать, исследовать и описать очень важный психологический механизм – «затягивание» душ умерших в сети их прижизненных систем представлений. Это настолько ценный момент, что мы более подробно поговорим о нем в следующей главе.

В целом же создается впечатление о том, что психическое существо, уходящее в посмертие, и психическое существо-исследователь – совершенно разные структуры, в то же время именно психическое существо есть переносчик опыта из жизни в жизнь, из одного воплощения в другое.

Тогда откуда полное беспамятство, с которым мы приходим в свою новую жизнь? На этот счет существует несколько версий.

- Энергоинформационная структура за пределами земного бытия «разряжается», сбрасывая накопленный опыт-информацию в виде развернутого голографического отпечатка и достаточно продолжительного «переживания себя-предыдущей».

В пространство этого переживания входят не только билграфические события, но и вообще всё и все, с чем человек имел дело в жизни. Это и другие люди, и прочитанные книги, и любимая музыка, живопись и искусство в целом, и особые пристрастия, и нереализованные возможности, и мечты, и стремления, и многое другое.

Таким образом, в матрице Тонкого Мира возникает устойчивый след личности, начинающийся с самых простых уровней тонкофизического и  витального, продлевающийся во всем многообразии ментального и уходящий в миры духовного.

Это отнюдь не изолированное пространство – оно пересекается и взаимодействует с другими как по горизонтали, так и по вертикали. Полностью завершив эту работу, психическое существо кодируется определенным - строго индивидуальным - шифром и входит в реальность следующего воплощения. Если новая личность не сможет найти код к этому шифру, то память всех прошлых воплощений окажется для нее недоступной.

- Биохимическая гипотеза, основанная на свойстве нейромедиатора окситоцина - в котором женщина на 8-9-м месяцах беременности буквально «купается» - полностью стирать память у подопытных животных. Однако в опытах участвовали живые животные, поэтому переносить эти результаты на память «до-жизни» некорректно.

Возвращаясь к энергоинформационной теории, можно добавить следующее. Всё, что должно быть оставлено ТАМ, там и остается. В жизнь входит ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных программ и подпрограмм, которые могут быть (а могут и не быть) активированы при соответствущих условиях.

Пока ясно только одно: психическое существо и сумма информации плюс вся совокупность энергоинформационных структур-программ не есть одно и то же. Первое – это жизнь, второе – ее информационная копия. Здесь есть, над чем задуматься…

Прижизненная реальность путешествий вне тела или получение при жизни соотвествующих знаний – основа основ всех эзотерических школ и их практик. У человека, освоившего эти знания и методики, «посмертное существование» будет совершенно иным, нежели у тех, кто не знает, не освоил и не верит в существование этих миров.

«Путешествия» Р.Монро позволяют решить еще одну важную проблему – вопрос вероятностного будущего, а также возможность восхождения на такие уровни, где уже нет ни человека, ни человеческого вообще – и в то же время нет безличного, безразличного и неподвижного недвойственного Нечто, называемого по-разному, но не зависящего от наименований, данных ему людьми. Что же касается помощи, то она приходит практически сразу же, еще на до-Учительских планах, и постепенно возрастает до всеохватного глобального участия.

Материал этого невероятного исследования Р.Монро должен быть внесен в сокровищницу общечеловеческого знания наряду с лучшими философскими, научными и художественными прозрениями. Известные всем афоризмы : «Сон разума рождает чудовищ» и «Искусство нам дано для того, чтобы не умереть от истины», можно дополнить еще одним: «Истина нам дана для того, чтобы не умереть от смерти»… Здесь «вместивший – да вместит»…

Огромный и поражающий воображение опыт Р.Монро не сделал из него ни «сверх-человека», ни «над-человека». «Вместив» и «став», он остался тем, кем и был – ЧЕЛОВЕКОМ, но прошедшим все стадии становления.

Вершиной его деятельности стало образование исследовательского и обучающего центра, базирующегося на твердой научно-технологической основе, но не забывающего об особых практиках и методах. Уже не десятки, а сотни людей, прошедших обучение в этом центре, освоили практики выхода из тела и тоже стали путешественниками и исследователями Тонких Миров… В добрый путь!..

*** 

Теперь нам остается вспомнить еще один – завершающий – фрагмент  общей картины: «Путешествия Души» и «Предназначение Души» М.Ньютона. Сразу оговорюсь: я достаточно подробно писал об этих книгах в своей работе «Тайна жизни – старые проблемы и новые решения», поэтому не буду повторяться. Напомню лишь основное.

Уникальность этого исследования – в огромном количестве объектов изучения, в репрезентативности (подборке схожих групп), унифицированной и хорошо отработанной методике, возможности многолетнего исследования лиц, участвовавших в эксперименте, доступность материалов исследований для сравнительного анализа с данными аналогичных экспериментов.

Все это позволяет если не полностью устранить субъективизм, то свести его к минимуму; более того, именно уникальность и субъективность каждого переживания в каждом отдельном случае позволяет объединить их в целостную и непротиворечивую картину.

При внимательном рассмотрении этих материалов легко заметить большое количество параллелей как с древними, так и современными системами психологического, эзотерического и духовного знания, а также с данными, представленными в книгах «Письма живого усопшего». Отмечается высокая корреляция и с исследованиями С.Грофа, Дж.Лилли, Р.Моуди и других представителей трансперсонального проекта.

Организация, структура и суть «жизни после жизни» еще более «очеловечились» и частично «выпали» из системы Тонких Миров, при этом не утратив связи как с их «нижним», так и с «верхним» прочтением, в том числе и космическим.

Значительно более приглушенной стала энергоинформационная составляющая, зато психическая развернулась в многоуровневую и тщательно сбалансированную «Школу эволюции» со своими классами, Учителями-наставниками, Высшим Советом и даже эффективным планированием.

Повторю еще раз: именно уникальность и субъективность индивидуального опыта – вечный ужас научных методов исследования – позволяют выстроить достаточно объективную динамическую модель, имеющую  общечеловеческую значимость.

*** 

Итак, на рубеже ХХ-ХХ1 в.в. впервые появилась возможность серьезно задуматься не только о реальности существования Тонких Миров и «жизни после смерти», но и о «жизни после жизни» как ближайшей эволюционной перспективы.

Под эволюцией понимается процесс неонтогенетического развития, одноуровневой качественной трансформации; сумма структурных изменений от одного состояния к другому без резких скачков, свойственных революции; преимущественно необратимые процессы изменений в природе и обществе.

Онтогенез – индивидуальное развитие, филогенез – процесс развития органического мира в целом либо отдельных его групп. В психологии под филогенезом подразумевается эволюция форм сознания в ходе истории человечества.

Основная проблема филогенеза – выделение главных этапов эволюции форм сознания и их взаимоотношений, в частности, филогенеза и онтогенеза в человеческой психике.

Одноуровневая качественная трансформация понимается как рост или развитие одной из составляющих общего, в то же время это может быть регресс части в целях эволюции целого.

Выявить всеобщую универсальную направленность крайне трудно, но не менее трудной становится задача эволюции части, когда она сама есть множественность. По логике вещей, эволюция человека как личности должна быть однонаправленной с эволюцией общества, тогда как она либо отстает, либо опережает эволюцию социума.

Можно говорить о росте и развитии личности, о путях развития общества и цивилизации, например, техногенном или нетехногенном. Однако вопрос о том, можно ли назвать эволюцией переход жизни с биологических уровней к полевым и энергоинформационным, да и сама возможность такой скачкообразной эволюции (революции?..) - вопрос вопросов. Иное дело – эволюция форм сознания, где все достаточно ясно.

Из представленного материала следует лишь одно: и философия, и йога (даже супраментальная), и все без исключения религии, и культура, и наука, и технология – все это НЕ ЕСТЬ эволюция, а лишь СРЕДСТВО и МЕХАНИЗМ эволюции.

Вся сумма наших знаний есть эволюция многочисленных СИСТЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ о себе, Земле и Вселенной. Возможно, ключ к решению этой загадки лежит в сфере эзотерики, как древней, так и современной, так что не будем спешить с окончательным решением, не разобравшись в том, ЧТО они из себя представляют сущностно…

***

Иллюстрация: Гилберт Уильямс


Рецензии