В бой мы шли за вольный край,...

  Мне повезло, что в далеком 1950 году, занимаясь в кружке юных моряков при морском клубе Досфлота Петрозаводска, я познакомился с интересными людьми, настоящими моряками – фронтовиками Игорем Первовым и Анатолием Чиковым. Оба только что демобилизовались и стали работать в морском клубе. Мы, юные моряки, тогда охотно изучали основы морского дела, азбуку Морзе, флажной семафор, летом обучались гребле на шестивесельных вельботах.

  В морском клубе был настоящий боевой корабль – малый охотник за подводными лодками МО-4 со снятым вооружением, но на ходу. Первов выполнял на нем привычные обязанности моториста, а Чиков стал радистом и рулевым. Юные моряки охотно выполняли обязанности рядовых матросов: драили палубу, чистили до зеркального блеска медяшки, освежали облупившуюся краску. Один раз мне посчастливилось выйти в озеро на катере вокруг Лой-острова к Соломенному и обратно. На мостике были руководители Досфлота во главе со Стретинским. Когда катер на несколько минут развил полный ход (это 30 узлов, или почти 60 км/ч), я вынужден был спуститься в моторный отсек, где Игорь Первов колдовал у своих «паккардов». Но топлива было мало и большую часть пути шли «экономичным» ходом.

  Каково же было мое удивление, когда, поступив в 1953 году в Карело-Финский Государственный Университет на лесо-инженерный факультет, я снова встретился со своими старыми знакомыми. Оказалось, они оба окончили вечернюю школу и стали моими однокурсниками. За 5 лет совместной учебы я узнал их намного лучше. Внешне вроде бы разные, с разными характерами, они стали душой нашего курса, неформальными лидерами, нашими наставниками и «дедами» (в хорошем смысле этого слова, т.к. «дедовщины» в нынешнем понятии тогда не существовало). Они являлись для нас примером и в учебе, и на субботниках при строительстве второго учебного корпуса, и на сельхоз работах. Первыми они в нашей группе женились…
Понемногу узнали мы и об их давней, с Соловецких островов, дружбе, об их участии в Отечественной войне, совместной работе.

  Игорь Первов, окончив в 1944 году Соловецкую школу юнг по специальности «моторист торпедного катера», был направлен на Северный флот в бригаду торпедных катеров. Служил мотористом на торпедном катере типа «Воспер», полученном от американцев по ленд-лизу. Катеру приходилось высаживать во вражеский тыл разведчиков, вместе с Эсминцами и «морскими охотниками» охранять караваны судов на участке от острова Медвежий до Мурманска.

  На суше боевые действия тогда уже закончились, но немецкие подводные лодки продолжали действовать в Баренцевом море. Катера «Воспер» в целом были неплохие, но не приспособленные для действий в Заполярье из-за отсутствия обогрева кубриков, обледенения зимой, плохо переносили шторм уже в 5-6 баллов. А такое на Севере бывало часто.

  В мае 1945 года после парада кораблей Северного флота в Мурманске, дивизион катеров был перебазирован на Балтику.

  Анатолий Чиков окончил в 1944 году на Соловках школу радистов и был направлен на Днепр в дивизион бронекатеров. Бронекатера огнем поддерживали наступающие войска, обеспечивали переправы передовых подразделений, прикрывали наведенные понтонные мосты и паромные переправы. Бронекатера перемещались с реки на реку по каналам и шлюзам, перевозились на железнодорожных платформах и трейлерах, пройдя вместе с наступающими войсками путь от Днепра до Одера и Шпрея. Здесь под Берлином на реке Шпрея встретил Анатолий Чиков День Победы.

  В нашем университете в 50-е годы была кафедра военной подготовки, где студенты изучали военное дело по программе артиллерийских училищ. Первые военные сборы проходили в военном городке близ города Лахденпохья. Жили в палатках, по городку часто приходилось ходит строем и с песней. Мы быстро выучили песню наших моряком об Эсминце «Гремящем», и наш запевала Геннадий Шамшин начинал:

                Все тише в дали крики чаек,
                Все больше винтов оборот.
                Растаял в далеком тумане Рыбачий,
                «Гремящий» уходит в поход!

А полсотни молодых студенческих глоток дружно подхватывали припев:
                Моя подруга, не скучай!

                С тобою встретимся мы вскоре,
                Мы в бой идеи за вольный край,
                За наше Баренцево море!

  Наверное, странно звучала эта морская песня у серых скал седой Ладоги. Но когда через год мы на следующих сборах под Печенгой в Заполярье снова маршировали под эту, ставшую строевой песню, она уже была нашей, родной! После этих сборов нам присвоили звание младших лейтенантов, а наши ветераны-фронтовики сразу получили звание лейтенантов.

  Свои дипломные проекты оба фронтовика – ветерана защитили на «отлично». Достойно сложилась и их трудовая биография. И. А. Первов работал техноруком на Нелгомозерском лесопункте, инженером по эксплуатации флота в Шуйской сплавконторе, а с 1961 года до выхода на пенсию в 1998 году – руководителем лаборатории двигателей в конструкторном бюро Онежского тракторного завода. А. Н. Чиков работал сначала также в Шуйской сплавконторе, а затем, до выхода на пенсию, в аппарате Кареллеспрома.

  Свою юношескую морскую дружбу мои товарищи бережно хранили всю жизнь. Но время берет свое: в декабре 2008 года не стало Анатолия Николаевича Чикова, нашего старшего товарища, остроумного и готового подбодрить соленой морской шуткой.
 
  Второй наш «дед», слава Богу, на ногах, в хорошей для его возраста спортивной форме. Как в школе юнг когда-то, по утрам он каждый день делает зарядку, ежедневно совершает длительные прогулки. А. И. Первов гордится, что был участником отечественной войны, служил в Военно-Морском флоте. И сегодня он помнит своих боевых товарищей и командиров, поддерживает связи с бывшими юнгами Соловецкой школы, встречается с юным поколением Карельского Кадетского корпуса.

  Накануне дня рождения Игоря Александровича и праздника Великой Победы желаю ему, другу, однокурснику, бывшему коллеге по работе в Шуйской сплавной конторе, – Так держать!


Рецензии