Героями не рождаются-героями становятся

    Бесконечно долго  можно рассказывать  о дорогих сердцу людях - о наших стариках. Память о них  священна.  Кто не чтит стариков, тот не уважает  свой род, свои истоки – корни, тот, конечно, не уважает и себя  как  представителя рода. Значит, такого индивидуума не  уважает род. Я много  рассказывала и писала о своих родителях, о бабушках и дедушках, а сейчас мой очерк  о   моём    свёкре - Мурзине Николае  Ивановиче  и  свекрови Мурзиной  Клавдии Ильиничне.
    
      22  сентября  1924 года  в  крестьянской  семье  Марии  Николаевны  и   Ивана  Михайловича  из деревни Бахаревой родился  долгожданный сын – первенец.  В честь деда назвали Николаем. Рос обычный деревенский мальчишка: худенький, подвижный, голубоглазый – весь в деда. Босоногое детство с многочисленными  друзьями, с которыми  играл в подвижные игры,   бегал в лес за грибами и ягодами, рыбачил  на  реках Ик  и Исети. С ранних лет  родители приучили его к крестьянскому труду.  Он умел  косить траву, колоть дрова, ухаживать за домашними животными и огородом. Учился  в Малышевской семилетней школе.  С детства рос смышлёным мальчиком, поэтому учился легко. Особенно любил математику, но математиком не стал. После тяжёлой болезни ушёл из жизни отец - Иван Михайлович, поэтому  нужно было помогать матери  и младшему  брату  Валентину.  Окончил  школу ФЗО в селе Мехонском. Стал токарем, но   поработать  не  пришлось   -  началась война.  Тогда  Николаю  только исполнилось  семнадцать лет:   
 
…И я юнцом безусым, семнадцатый мне шёл,
Как русские все люди в военкомат пришёл.
Там ловко ухитрялся:  юлил и так, и сяк,
Что лет мне восемнадцать исполнилось на днях.
Но военком серьёзный, окинув взглядом вдруг,
Сказал: - Ты, парень, нужен в тылу, вот здесь, вот тут.
Ты преуспей в работе, ведь комсомольца долг 
Идти туда, где трудно, где точно будет толк -
Год работал  Николай  на лесозаготовках в  посёлке Барино:
 Мне восемнадцать в мае, и  военком тогда
Подал мне направленье, взглянув в мои глаза.
Слова его запомнил и с ними жил всегда:
- Солдат! Будь твёрдым  духом  и победи врага!-

18 мая 1942 года  семьдесят призывников  из Мехонского района отправили на сборный  пункт в город Курган.   Отправили  в  учебку  в  город  Комсо мольск  Сталинградской области. Четыре  месяца учился на пулемётчика, а затем фронт.  Воевал в  971 стрелковом полку, 278 стрелковой дивизии  на первом Украинском фронте. Освобождал  города: Житомир, Сумы, Чернигов, Ровно, Киев. Форсировал Днепр. 

Мелькали дни и вёрсты, и гнали мы врага.
Под городом Бреслау та высота была.
Ротой пулемётчиков командовал уже.
Друзей погибло много на этой высоте.-

Здесь, в Польше, на подступах к городу Бреслау  совершил солдат  свой  последний подвиг.  На высоте  засели  фашисты  и беспрестанно  вели  обстрел. Их   задача состояла  в  том, чтобы не дать русским войти в город. Николай  Иванович повёл роту пулемётчиков по оврагу, который   окружал высоту. Надо было с тыла  зайти  к врагам и их обезвредить. Пробирались ползком. Солдат заметил немецкий снайпер. С высоты  забил миномёт. Мины  летели низом по ползущим по оврагу пулемётчикам:

Пополз в обход, к высотке, чтоб с тылу расстрелять.
Рванула мина рядом - остался я лежать.
То приходил в сознанье, то я терял его,
И небо голубое окутало всего.
Вот госпиталь. Очнулся и будто лёгким стал.
Руки не обнаружил. Вместо ноги - провал.
И жить мне не хотелось. От боли я кричал: 
-Мне двадцать лет,  и что же? Куда же я попал?   

       Вот так в  двадцать лет молодой красивый  парень стал инвалидом. Он проявил недюжинную волю, но научился ходить на протезе. С рукою было легче: её не поднимать. Пластмассовые пальцы не сжать, и не разжать. Год лечился солдат в Сочинском госпитале. Домой не хотел- боялся дома. Он думал, что никому не нужен калека. Военврач госпиталя сама написала письмо Марии   Николаевне. Как рада была мать этому письму, ведь  давно не было известий от сына. Она   думала, что  он пропал без вести. Сама мать поехала в Сочи за сыном:

Деревней всей встречали, и радовались все,
Что жив домой вернулся, ведь дел полно везде!

      Несколько лет работал Николай  Иванович избачом в деревне. Познакомился с молодым пчеловодом- Клавдией Ильиничной Малышевой. Справили вечер. Зажили молодые мирком да ладком. Неутомимая, энергичная и боевая жена большую часть домашней работы взяла на себя. Николай старался, как мог, помогал жене. Научился одной рукой колоть  дрова, косить траву, ухаживать за домашними животными и огородом. Появились один за другим  два сына и дочь. Конечно, тяжело приходилось семье, но дети подрастали и помогали родителям. Завели пчёл. Продавали  мёд и овощи.  Возили в  Тюмень,   Шадринск: 

 Хозяйство вёл, пчёл разводил - вовсю  трудился. 
Не спился,  и не плакался, и не хвалился.
Гостей я часто принимал, и в гости сам ходил.
Спасибо Клавдии моей - низкий ей поклон
За доченьку  и сыновей, за наш уютный дом,
За все сердечные слова, нежных рук тепло, 
За то, что в   жизни крупно с любимой  повезло!

      Всегда было приятно смотреть, как трепетно и нежно относились друг к другу  свёкор и свекровь.  Я никогда не слышала оскорблений в адрес друг друга. Они  были прекрасными родителями, воспитателями. Вырастили детей, всем дали образование, женили сыновей, отдали замуж дочь. Воспитывали не только добрым словом, но и личным примером.  Авторитет отца и матери был очень высок. Николай Иванович- коммунист с большим стажем. Ни одно партийное собрание в колхозе не обходилось без него. Он всегда и на всё имел свою точку зрения – коммунистическую:   

Я людям благодарен и Родине моей
За то, что жизнь я прожил не хуже всех людей.
За то, что уважали солдата на селе.
За то, что в майский праздник все ордена - на мне!

       Для детей,внуков,правнуков и земляков он навсегда останется героем. Как говорится: » Героями не рождаются -  героями становятся!»  В  2007  году в возрасте 85 лет не стало замечательного человека,  представителя рода Мурзиных – Мурзина Николая Ивановича:
   
Уходят  старики, уходят навсегда
В иные дали – просто и спокойно.
Пусть  не стучат  прекрасные  сердца,
Но вспоминать мы будем вас достойно.
 
   




Рецензии
Вот это - действительно ГЕРОЙ! Я потрясён до глубины души. Больше нечего сказать. Спасибо! С пожеланием творческих успехов Владимир Чаплин.

Владимир Чаплин   17.06.2019 14:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.