Изограф
Это событие описывают по разному.
Не саму историю, её-то как раз рассказывают почти одинаково, но вот время, когда это произошло и местность, где она происходила, рассказчики располагают обычно где-нибудь поближе к своему времени и месту жительства.
Мы услыхали её так.
В одном приморском городе, не в Столице, но поблизости от неё, жила знатная дама. Вдова, диаконисса.
Попечительствовала она над бедными родственниками, ближними и дальними; подкармливала бедноту, защищала вдов и сирот; отбивала и выкупала у улицы гулящих девиц.
Опекала и одного Изографа, не старого человека, из ближайшей родни, и его дальнего родственника, который взялся неизвестно откуда уже тогда, когда изограф прижился у доброй Вдовы.
Изограф нрава был обычного. Молился, работал, отдавал заработанное Вдове, брал от неё на потребу-не больше, гулял не крепко в приличных местах, где собиралась не последняя публика... .
Жил по-монашески. Расписывал монастырские и городские храмы; дома и загородные виллы. Писал иконы и портреты. Диаконисса доставала ему заказы то побогаче, то по необходимости.
Юный, неизвестно откуда взявшийся дальний родственник, был у него за подмастерье и занимался он всеми присущими подмастерью обязанностями.
Изограф работая, обычно "пропадал" на самом верху, в самой верхней пристройке вдовиного дома, запасшись большим кувшином вина, хлебом, маслом и фруктами; либо уходил исполнять работу по заказчикам.
Изограф был человек как человек, грешил-каялся. Проницателен был...в меру, весел и насмешлив то же без перебора.
Правда отличался он некоторой заносчивостью и высокомерным отношением к варварам. Но это было и так в порядке вещей. Особенно не жаловал варваров с других материков. И даже иногда в раздражении не брал у них в лавках.
Не пользовался из брезгливости и услугами носильщиков, выходцев с Южного побережья Моря и глубинных земель того же Южного материка.
Хотя это его тревожило и беспокоило, поделать с собой он ничего не мог. Писал он только белые лики и белое тело, конечно допустимо прилично обнаженное настолько, насколько позволяло ему его целомудрие и целомудрие заказчиков. Диаконисса же, как правило, не позволяла ему выбирать неприличных работодателей.
Довольствовался малым, всю жизнь полагал на Бога и на ниспосланную ему родственницу, которая без излишнего нажима и принуждения устраивала ему беспечную жизнь.
Он давно догадался, что юноша-подмастерье не кто иной, как Ангел, посланный ему или в какое-то грядущее наказание, или по неисповедимым соображениям Небес оказался просто соседом.
"Мало ли куда поставят вестника...Не моего ума. Может отдохнуть присел на пролете?"- Размышлял он в простоте.
Ангел так же знал, что изограф догадывается, кто он на самом деле, но виду не подавал и спокойно занимался своим подмастерским делом. Что впрочем, было ему совсем не трудно...
Так и жили. Изограф давно бросил думать о причинах этого явления, только усиленней молился и построже стал к себе относится, например, не всегда посещал театр, где когда-то расписывал... .
Диаконисса как-то принесла большой заказ на роспись одной загородной виллы богатенького своего родственника. Большого любителя живописи. Веселого, не жадного человека.
Изограф взялся за работу и уже закончив наружную роспись, расписывал стены внутреннего двора.
Тут он приступая к многофигурной композиции, остановился. Задумался и бросил работу. Он не находил цветов, не находил их нигде, даже в воображении. Живое человеческое тепло не выписывалось.
Ни на рынках, ни у знакомых, ни где не находил он теплых живых трепещущих красок.
Юноша-Ангел не удивился и бесстрастно слушал, как изограф изливает ему свою просьбу.
-Господин мой,- падая на колени, стонал изограф,- я не знаю, за какие грехи ты появился в моей жизни или по какому неисследимому попущению живешь среди людей, но помоги мне грешному!
Если работа понравится, то заказчик построит дом для сирот, болящих стариков и бывших гулящих девиц для ухаживания за ними. Помоги закончить работу!
Юноша-Ангел спокойно сказал,- а что тебе мешает закончить? Тем более я не творец по сути, а исполняю совершенно другие поручения.
-Дай мне краски, те самые, которые я не могу найти. Ты знаешь мои заботы. Я не могу найти красок для человеческих фигур. Теплых и живых. Неужели Господь лишил меня таланта и того, что я имел?
Ангел повел его в сад вдовы и показал сразу всю Божескую палитру живых цветов и растений всего мира.
-Нет, - горестно молвил Изограф, -здесь нет этих красок.
Тогда Ангел повел его в горы и показал все камни на Земле, под Землей и под водами Океана, созданные Господом.
-Нет, не вижу здесь цвета, который мне нужен.
Зверей, птиц и насекомых показывал ему Ангел... .
Но нет, Изограф стонал, не видя нужных цветов.
Наконец Ангел показал изографу всех людей на земле из каждого народа по одному. Всех, от Красного до Фиолетово-черного... .
И изограф увидел те краски, которые не смог больше нигде найти и увидеть.
Он закончил свою работу. Заказчик дал денег на постройку дома призрения. Весь город и даже из Столицы приезжали смотреть на живопись в доме богатого доброго веселого человека... .
Однажды вечером, когда Ангел-юноша, прибирался в мастерской, а Изограф сидел дома и пил подогретое вино от простуды... , Ангел сказал,- вот видишь, как Господь любит свое детище? Неужели ты думаешь, что Он пожалел самых лучших красок для своего любимого создания... .
2008, 2016
Свидетельство о публикации №216063000502
Нездешнее, и потому - талантливо! Горжусь многолетним знакомством и многочасовыми беседами. Нина Шорина
Нина Шорина 25.09.2016 06:49 Заявить о нарушении