Сужение сознания

                "Ума много, да разума нет" (русск. пог.)         

                Смотрю – стоит у магазина с тележкой, на которой несколько выкопанных кустов флоксов, моя подруга детства Валя, торгует. Но покупают у неё только пучки  зелёного лучка, вот и весь раскупили. Надо ехать домой, а  там – никого. Так же, как и у меня. Подхожу.
                - Здравствуй, Валя.
                - Здравствуй, Люба. Тебе не надо флоксов? Забирай, – предлагает она мне.
                - Не надо, своих много, – отказываюсь я, но вербенник с удовольствием забираю. Сочувственно смотрю  на подругу: зубов нет, спина скрючилась - бабками становимся. В советское время Валя работала инженером по строительству на заводе ЗИМ, стройная, симпатичная. Правда, замуж никогда не выходила, и, подозреваю, даже ни с кем не целовалась.
                На первом месте  у неё была забота о старенькой матери и о собственном здоровье. Что-то у неё было со спиной – выпадали позвонки. Очень помогали поездки к какому-то мануальному хирургу в Киеве, ну, и регулярные визиты на курорты. С перестройкой всё дорогое лечение пришлось бросить, но с виду Валя оставалась стройной и здоровой, продолжала много работать  на даче. А дома у неё был затеян пожизненный ремонт – сама она и мебель сколачивала, и потолки «вытягивала», штукатурила, красила, белила. И всё у неё, строителя,  получалось хорошо. Особенно удались деревянные книжные полки – а  библиотека у неё большая. Я иногда забегаю к ней.
                - Валя, пойдём в театр! Новая постановка. Кому и ходить в театр, если не тебе – интеллигентка, начитанная, и живёшь рядом? Вот скажи, когда ты была там последний раз?
               - Уже и не вспомню, давным - давно. Вот закончу ремонт…
               - Похоже, ты его никогда не закончишь. Давай сходим! Я же тоже ремонт в квартире делаю, и дача у меня есть, и семья, и мама старенькая - забот не меньше. А бываю и в кино, и в театре, и в газетах публикуюсь. Пойдём, сходим!.. Я зайду за тобой в субботу!
              - Нет, я после дачи устану, мне не до театра будет.

              Прошло много лет. Звоню Вале узнать, как поживает. Порядок, племянники не забывают. На даче пока успевает всё делать сама, вот только спина… И ремонт…
              - Валя, а у меня вышла первая книга «Там, где бродят кенгуру»! Состоялась  презентация в областной библиотеке! Уже почти весь тираж разошёлся! Между прочим, там была твоя соседка Людмила Ивановна, та, что на радио редактором работала. Я как-то записывалась у неё в студии. Она тоже приобрела мою книжку. Ты возьми у неё почитать! Мне интересно узнать твоё мнение.
             - Хорошо, возьму.
             Сейчас я вспоминаю об этом разговоре, который состоялся несколько месяцев назад, и, собираясь попрощаться, спрашиваю:
             - Так ты брала у соседки книжку мою? Прочитала?
             - Да нет, некогда. Вот закончу ремонт…
             - Ты мне уже сорок лет про ремонт говоришь. Никогда ты его не закончишь! Столько книг раньше прочитала, интеллигенткой себя считаешь, а теперь вся жизнь – ремонт и дача… Пойдём в парк сходим, погуляем? Ни ребёнка у тебя, ни котёнка… Зачем он нужен тебе – бесконечный ремонт?
            - Извини, нет времени, надо добелить одну стену…

            А недавно встретила у одного автора понятие: «сужение сознания», и кое-что поняла. Всем, а особенно к старости, надо заботиться о расширении своего сознания – разнообразить занятия, увеличивать кругозор, заниматься если не спортом, то пешими прогулками, встречаться с друзьями, наслаждаться хорошей музыкой. А то сознание совсем скукожится…   Останутся понятия – дача и ремонт, или только внуки, или только кошки… Есть люди, живущие только базаром - извлечением барыша, или только домом. На картинке другая моя знакомая с суженным сознанием Маша - её занимают только сутяжничество с соседями и бесплатные обеды на городских праздниках. Ни детей, ни друзей, только брат из Германии не забывает, поддерживает. Недавно поехала специально на другой конец города - узнать, почему не отвечает на звонки? Соседи говорят - а её уже нет... Хватились её не сразу - умерла в своей квартире... Одиночество... А ведь не старая была... Царство небесное!
            Опасная вещь - сужение сознания!
            


Рецензии