Страницы жизни. Ольга Башкирова, Любовь Гиль -4

 Публикация Л.Гиль совместной повести двух авторов, учительницы и ее ученицы: О.Башкировой и Л. Гиль

                ПЕРЕЛИСТЫВАЯ  ДНЕВНИК

                (Л.Гиль)

Всю войну  Ольга Павловна, мама  Олюши,  её бабушка Дуня и сама Олюша  прожили в  постоянном ожидании писем с фронта их  любимого сына, мужа и отца, Виктора Федоровича, майора разведки, доблестно сражавшегося на фронтах войны против озверелого фашистского врага.  Сколько переживаний, слез в ожидании писем  и радости от каждого полученного письма остались в памяти  Ольги.
   Каким тяжелым  и, зачастую, трагическим оказалось детство  для всех детей войны нашему поколению детей, родившемуся вскоре после Победы, хорошо известно. Нужно ли говорить о том, как впечатляют и волнуют нас  воспоминания каждого ребенка той поры. И не только нам, но и всем последующим поколениям необходимо знать суровую правду войны. Воспоминания о военном детстве  родителей, бабушек и дедушек, а, теперь уже, прабабушек и прадедушек
предоставляют нам эту неоценимую возможность.

  В 1944 году мама, Ольга Павловна,  и Олюша  отправились  из Красноярска в Баку по вызову маминой  сестры.  Тетя Ольги была замужем за выходцем из шахтерской семьи, ставшим еще до войны  председателем центрального банка Азербайджана.
   
   У Ольги остались воспоминания той поры, пронизанные романтикой, с ее радостями и печалями,  воспоминания о школьных  друзьях, учителях, купаниях в Каспийском море. Врезалось в память, как потом приходилось смывать  тот мазут, которым была так щедра вода нефтяного края.
Частица сердца  Ольги, конечно же, осталась  и в этом южном крае с его приветливым и гостеприимным  народом.
    Из воспоминаний Ольги Викторовны   о  студенте из солнечной республики:
         
«…был у меня в потоке технологов студент из Азербайджана, имени его я не помню. Однажды на консультации, ответив на все его вопросы, я  рассказала ему, что во время войны мы вместе  с мамой жили в Баку. Там я училась в 4-ом и 5-м  классах, изучала азербайджанский язык, он мне нравился и легко запоминался. И тут я ему продемонстрировала и счет до 30-ти, и проспрягала несколько глаголов в единственном и множественном числе и даже спела на азербайджанском языке песенку из кинофильма «Аршин Мал Алан». Мой студент был потрясен и покорен. По-моему он затосковал по своей родине.
     Но самое удивительное и трогательное было впереди. Через несколько лет я его случайно встретила на улице Сумской. Встреча была радостной, и он сообщил мне, что защитил кандидатскую диссертацию. Предварительная защита состоялась на кафедре строительных материалов, хотел пригласить меня, но, к сожалению, не нашел. В своих воспоминаниях об учебе в Харькове всегда называл меня»



        Виктор Фёдорович  вернулся не сразу после великой  Победы, а лишь осенью 1945-го года, и  его сразу же направили  директором комбайнового  завода (потом завод стал называться кукурузно-комбайновым)  в  Херсон.  Семья переехала в Херсон, в Херсоне Ольга  училась  в 6-м и 7-м классах, снова в новой для нее школе, с новыми подружками, друзьями и учителями.
      В нелегкие послевоенные годы семья Башкировых жила в этом  красивом южном городе, где у Олюши появилось много новых  подруг.  На первом этаже  их  двухэтажного дома жил паренек,  который, казалось, всегда был  рядом с новенькой соседкой, всегда старался помочь ей во всем. Компания  у подростков сложилась отличная. Всей компанией ходили  к  Днепру, плавали, ныряли, катались на лодках.   
    Юному  Ромео  очень нравилась Оля и однажды, когда расцвела акация, он забрался на крышу и забросал балкон своей  Джульетты  охапками цветов. Конечно,  юная девушка не могла не заметить этого…

   В 1946-м году отца Оли направляют в Германию, в город Лейпциг. Его деятельность была связана с репарациями. Вскоре его переводят в Берлин, где он был назначен на должность заместителя председателя Совета советских  акционерных обществ в Германии.  Тогда он и  вызвал  жену и дочь  в Берлин. Там в 1948-м году  у Виктора Фёдоровича и Ольги Павловны родилась  их  3-я дочь, которую назвали Татьяной. 
  Я хорошо  знакома с Таней Башкировой,  мы учились в старших классах  открывшейся в 1963-м году 27-ой физико-математической  школы, созданной на базе организованных годом ранее математических и физических классов в Харькове.  50-летие её открытия уже отметили в 2013-ом  году. Потом  не раз встречались во время учебы на  механико-мате матическом факультете  ХГУ. У меня остались о Тане самые приятные воспоминания. 
Татьяна – всесторонне развитая личность: хорошее музыкальное образование, незаурядные математические  способности, высокий профессионализм. Благодаря  этим качествам Татьяна –
 одна из ведущих программистов объединения «Турбоатом». Таня и связала нас, свою сестру Ольгу и меня, за что мы ей от всей души благодарны.

    
  Вернемся к 1947 году, когда Оля с мамой отправились к отцу в Берлин.  Там моя будущая учительница училась в 8-м и 9-ом классе, и этот период самый романтичный в ее воспоминаниях. В послевоенном полуразрушенном Берлине девочка окунулась в новый мир, в нем всё оказалось так непохожим на привычную обстановку, на то, с чем она соприкасалась  раньше. Учились дети советских представителей в школе-интернате, в пригороде Берлина, знаменитом Панкове в здании  сохранившегося после войны бывшего средневекового дворца, окруженного ухоженным старинным  парком.
    В огромном сохранившемся зале школы размещался великолепный рояль. На рояле и на аккордеоне прекрасно музицировала лучшая подруга Оли, музыкально одаренная, в будущем  известная пианистка, Жанна Сокольская. Эти звуки завораживали Олю, и она решила начать свое музыкальное образование. Ее первой учительницей  музыки стала дочь бывшего капельмейстера Берлинской оперы, а Жанна посвящала свою подружку в историю создания бессмертных музыкальных произведений Бетховена, Шопена, Равеля, Моцарта, Штрауса и других известных композиторов.
  В школе устраивались прекрасные вечера, о своих незабываемых  впечатлениях,  о том, как они  играли в спектаклях, читали любимые стихи немало написано моей учительницей.
   Особенно поразили меня воспоминания Ольги о том, как она и ее юный друг на велосипедах умудрялись объездить весь Берлин, отваживаясь заезжать даже в самые отдаленные и запрещенные места города. Безусловно, вечера в чудесном парке, поездки на живописное озеро, вся эта атмосфера особой возвышенной духовности, да и возраст одноклассников располагали к первой романтической, зачастую безответной любви, нередко посещающей юные сердца.
 А соседский мальчишка из Херсона часто писал Олечке светлые радостные письма.
В них угадывались впервые просыпающиеся, как подснежник, нежные чувства...
  Меня не смог оставить равнодушной перевод с немецкого стихотворения Генриха Гейне  «Лорелея», написанный школьницей Олей Башкировой.
Многие поэты переводили его на русский, например, С.Маршак, А. Блок, В. Левик.  Но девочке об этом тогда было неизвестно, у нее был томик  Г.Гейне на немецком и этот стих пронзил юное сердце, на одном дыхании она написала этот перевод.


         .
          Генрих Гейне

                Лорелея

                (Перевод  Ольги Башкировой)

  « Не знаю, что всё это значит:
   Тяжелые думы, печали.
   Забытые песни и сказки
   Над Рейном седым зазвучали.

   Спокойны прозрачные  воды
   Заката лучи пламенеют,
   Лазурь обнаженного свода
   Всё больше и больше темнеет.

   Рыбак в  своём челне  качаясь,
   Со скудной добычей сеть тянет,
   А песни скользящие звуки
   С невидимой силою манят.

   Прекрасная нежная дева
   Свои кудри в Рейне купала,
   И негой, и страстью, и песней
   Она рыбаков  зазывала.

   Глаза – голубые сапфиры,
   Легки и прозрачны одежды,
   Улыбка божественной  нимфы
   В сердцах зажигала надежды.

   Она обещала им силу
   И радостей вечных отраду,
   А волны, готовя могилу,
   За песни их брали в награду.

   Когда же крик жертвы несчастной
   Удары волны заглушали,
   Печальные нежные песни
   В ночной тишине замолкали»



               
В 10-м, выпускном классе, учеба возобновилась в Херсоне, куда вернулась семья Башкировых. Друзья и подруги радовались встрече, дружба продолжалась и крепла.
Прошел еще год, успешно сданы экзамены на аттестат зрелости. Пришло время сделать выбор будущей профессии.
  Ольга училась очень хорошо, занималась ровно по всем дисциплинам,  с детских лет она проявила большие способности  к рисованию, задумывалась о специальности  архитектора. Математика  тоже ей очень нравилась, была ее коньком.  Её отец не признавал для дочери никаких технических институтов, но и ничего не советовал, он преклонялся перед математикой. У него  на тумбочке около кровати всегда лежал учебник по тригонометрии, чем-то его завораживали синусы и косинусы. Когда после войны семья переехала в Херсон и Оля пошла в 6-ой класс, то на первой же контрольной по алгебре она получила «единицу». Все всполошились,  а отец стал репетитором дочери. Каждую субботу и воскресенье он объяснял ей очередную тему, давал задание и очень даже немалое,  сам  же с мамой уходил гулять. И бедная Оля, роняя слёзы, пыталась овладеть премудростями  алгебры, думая всё время, что в арифметике всё было понятно, а тут какие-то буквы  a, b, c, ни о чем не говорящие, и вообще, зачем они нужны. Но папа был настойчив,  да и Оля была  и честолюбивой, и трудолюбивой. Не сразу, но после упорной борьбы, победа была одержана. Пришло озарение, и пошло-поехало, математика раскрывала свои тайны и становилась всё  более и более любимой. В оставшиеся  4 года учебы в школе проблем уже никаких не было: формулы выводились, легко доказывались теоремы, решались задачи.
   
  Время получения Ольгой аттестата зрелости и назначение Виктора Фёдоровича на руководящую должность Харьковского Турбинного  завода  совпало.  Он уехал в Харьков на новое место работы,  взяв с собой  все документы дочери. Об устремлениях дочери папа знал, но окончательный  выбор она к тому моменту еще не сделала.
   Прошло немного времени,  и Оля получила извещение  от  приёмной комиссии Харьковского университета о принятии её документов на физико-математический факультет, там же сообщалось о дате начала вступительных экзаменов. Но она не расстроилась, а вздохнула с облегчением, и никогда – никогда не пожалела об этом выборе.
   Моя любимая учительница - превосходный педагог и математик!  Она уже давно на пенсии, и папы её уже давно нет, а благодарность папе за выбор её профессии и любовь к математике умрут вместе с ней. Так до сих пор говорит она.

               

   После поступления в университет  наступила новая эра в жизни Ольги, теперь уже в Харькове, где к тому времени уже жила семья Башкировых.
    Началась интересная и непростая  студенческая жизнь,  о которой  у моей дорогой учительницы остались самые яркие воспоминания.
  Очень необычным показалось мне ее воспоминание  в стихах о встрече на Совнаркомовской улице поздней осенью 1951-го года.
  В  Харьков на гастроли приехал ансамбль «Березка», пополнявший  тогда свой коллектив.

            
 Ольга Башкирова

                Встреча на улице Совнаркомовской
      «Давным-давно всё это было:
       Я шла по улице уныло,
       С утра на лекции была,
       В ней ничего не поняла.

       Иду и горюю, себя укоряю,
       Вдруг два силуэта мужских замечаю:
       Одеты по моде и шляпы из фетра,
       Склонились в поклоне мужчины из ретро.

      
       Сплошная галантность:
       - Ансамбль наш «Березка»,
       Мы девушек ищем высокого роста,
       И вдруг, среди прочих мы вас замечаем.
       Мы вас приглашаем в Москву на учебу
       И сделать из вас  танцзвезду обещаем.
   
       - Ансамбль наш хоть молод,
        Но в мире известен
        И в области танца,
        И в области песен.

        Был вечер, снег падал,
        Дома засветились,
        Снежинки  плясали
        И хитро искрились.

        А два силуэта всё рядом стояли,
        Они соблазняли,
        Они обещали…
       
        - Вы учитесь где-то?
         Есть мама и папа?
        - Студентка я первого курса физ-мата.
         И вам отвечать мне весьма трудновато.

        - Ну, может, рискнёте?
         Спросите совета,
         Мы завтра вас встретим,
         Ждать будем ответа.

         Они удалились,
         А я размечталась,
         И в танце испанском
         В полёте умчалась.

         Всю ночь танцевала
         И пела во сне,
         Наряды меняла
         В той самой Москве.

         К утру сон растаял,
         Исчезли виденья,
         И танцы исчезли,
         И нет песнопенья.

         Схватила конспекты,
         И как не бывало
         На трудную лекцию
         Я побежала»


 



        Из письма Ольги Викторовны:
«Родителям я рассказала об этом  только через много лет. Ведь если бы меня тогда уговорили оставить университет, для моего папы это было бы большой трагедией.  А что из этого получилось бы – неизвестно. Я ни о чём не пожалела, приятны сами по себе воспоминания»
 
    Прошли годы, многое изменилось в жизни нашей  героини. Она вышла замуж незадолго до  окончания университета за своего однокурсника.  В их семье родились замечательные дети,  дочь Лена и сын Гена.
На протяжении многих лет у нашей учительницы была интереснейшая преподавательская
работа. Но  вот подросли дети, стали самостоятельными, и у Ольги Викторовны появилось больше свободного времени и возможностей реализовать себя в других областях.
Но это уже другая история.


 Вот  еще одно стихотворение   Ольги Башкировой о юности.


                ЮНОСТЬ МОЯ 

   « Мне снятся далекие страны,
     И в той акварельной дали
     Колышется остров туманный
     Потерянной первой любви.


     Я спрятала там свое детство,
     И юность осталась моя,
     Они там одни, по соседству,
     Тоскуют и кличут меня.

     Бесшумно по берегу бродят,
     Бегут от настигшей волны,
     Меня в сновидениях будят
     И песни их грусти  полны.

     Друзей позабытые лица
     Плывут в моем  розовом  сне.
     Я хочу, я боюсь возвратиться,
     Прекрасная  юность,  к  тебе.

     Во сне я бегу по обрыву,
     Внизу черных волн  чернота,
     И ветра поддавшись порыву,
     Лечу и плыву я туда»

Читать дальше здесь:
http://www.proza.ru/2016/06/30/973


Рецензии
Люба, не удивительно, что у Ольги остались яркие воспоминания, о тёплом гостеприимном Баку, после холодного голодного Красноярска, военного времени... Этой семье повезло, что вернулся с фронта, их родной человек. Замечательно описана жизнь в Германии, я так и вижу эту молодёжь, - дети войны, что так жадно познавали жизнь без войны, интересно жили... Стих Гейне, в переводе Ольги, - прекрасен, как мог Гитлер, заразить чудовищной, страшной чумой немецкий народ... Ольга очень талантливый человек, с сильным характером, что через слёзы, но одолела математику, и всё это сочетается, с романтикой в душе, стих очень интересный, - Встреча на улице... но на заманчивое предложение, не польстилась... И стих, - Юность моя - просто чудесный... Сочетание сильного характера, с романтической душой, - Ольга, удивительная женщина.

Тома Снегова   17.03.2017 13:10     Заявить о нарушении
Томочка! Добрый день!

Очень благодарна Вам за прекрасный отзыв!

Ольга еще замечательная спортменка. Творческого вдохновения и таланта ей не занимать, и сейчас она много времени уделяет рисованию и дарит свои картины друзьям и родным, мне тоже прислала немало картин. Таких людей как Ольга Викторовна - единицы! Мне повезло встретиться и подружиться с ней.

Всего Вам самого доброго!
С теплом,
Люба

Любовь Гиль   03.03.2017 08:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.