Полная трансформация...

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

БЕСЕДЫ ШРИ АУРОБИНДО И МАТЕРИ С УЧЕНИКАМИ - ПОЛНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ.

*** 
 
- ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ И ПРИРОДЫ

- ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

- ТРАНСФОРМАЦИЯ УМА

- ТРАНСФОРМАЦИЯ ВИТАЛЬНОГО

- ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕЛА

*** 

Ш.А. - Под трансформацией я не имею в виду некоторое изменение природы - я не имею в виду, например, святость или этическое совершенство или йогические сиддхи (как в Тантре) или трансцендентальное тело.

Я использую понятие трансформации в особом смысле, преобразование сознания радикальное и полное и определенного особого вида, которое направлено на то, чтобы вызвать сильный и уверенный шаг вперед в духовной эволюции существа более великого и более высокого вида и большей широты и полноты чем то, что имело место, когда ментализированное существо впервые появилось в витальном и материальном животном мире.

Если что-либо меньшее, чем это, занимает место или, по крайней мере, если реальное начало не осуществляется на этой основе - фундаментальный прогресс в направлении к этому осуществлению, - тогда моя цель не достигается.

Частичная реализация, что-то смешанное и неокончательное, не удовлетворяет требованию, которое я предъявляю к йоге и жизни.

Свет реализации не является той же самой вещью, что и Нисхождение. Реализация сама по себе не обязательно полностью трансформирует существо; она может вызвать только открытие или восхождение или расширение сознания наверху, чтобы реализовать что-то в части Пуруши без какого-либо радикального изменения в частях Пракрити.

Человек может обладать некоторым светом реализации на духовной вершине сознания, но части, которые находятся ниже, оставить такими, какими они были. Я видел несколько таких примеров.

Должно быть нисхождение света не просто в ум или его часть, но во все существо вплоть до физического и ниже, прежде чем может произойти реальная трансформация.

Свет в уме может одухотворить или как-то иначе изменить ум или его часть тем или иным образом, но при этом нет необходимости изменять витальную природу; свет в витале может очистить и расширить витальные движения или еще успокоить и сделать неподвижным витальное существо, но оставить тело и физическое сознание таким, как оно было, или даже оставить его инертным или выбить его из равновесия.

И нисхождения Света недостаточно, необходимо нисхождение всего более высокого сознания, его Покоя, Силы, Знания, Любви, Ананды. Более того, нисхождения может быть достаточно, чтобы освободить, но не для того, чтобы сделать совершенным, или его может быть достаточно, чтобы осуществить огромные изменения во внутреннем существе, в то время как внешнее остается несовершенным инструментом, неуклюжим, болезненным или невыразительным.

Окончательная трансформация, осуществленная посредством садханы, не может быть полной, если она не является супраментализацией существа. Психологизации недостаточно, это только начало; спиритуализации и нисхождения более высокого сознания недостаточно, это только промежуточный этап; наивысшее достижение нуждается в действии супраментального Сознания и Силы.

Что-то меньшее, чем это, может вполне считаться достаточным в отношении индивидуального, но этого недостаточно для того, чтобы сознание земли сделало окончательный большой шаг вперед, который оно должно сделать в то или иное время.

*** 

Ш.А. - Трансформация означает, что более высокое сознание или природа приносится в ум, витальное и тело и замещает более низкое. Существует более высокое сознание истинного я, которое является духовным, но оно находится выше.

Если человек поднимается в него, тогда он является свободным, пока он остается там, но если он возвращается обратно или использует ум, витальное или тело, и если он сохраняет некоторую связь с жизнью - человек должен делать это или для того, чтобы вернуться и действовать из обычного сознания, или находиться в своем я, но использовать разум, жизнь и тело, - тогда несовершенства этих инструментов необходимо увидеть и исправить. Они могут быть исправлены только с помощью трансформации.

*** 

Мать - ...если мы хотим найти истинное решение от беспорядка, хаоса и нищеты мира, мы должны найти его в нем самом. И это действительно то место, где оно должно быть найдено. Оно потенциально существует, мы должны только обнаружить его; это не мистика и не фантазия; оно является совершенно конкретным и раскрывается для нас самой Природой, если мы знаем, как наблюдать за ней.

Поскольку движение Природы является восходящим; из одной формы, одного вида, она порождает новый, способный проявить что-то большее из универсального сознания. Все происходит так, чтобы показать, что человек не является последней ступенью в земной эволюции.

За человеческим видом непременно последует новый, который будет тем же по отношению к человеку, как человек - по отношению к животному; нынешнее человеческое сознание будет заменено новым сознанием, больше не ментальным, но супраментальным. И это сознание даст рождение более высокой расе, сверхчеловеческой и божественной.

Пришло время для этой возможности, обещанной и предсказанной давно, стать живой реальностью на земле, и вот почему вы не удовлетворены и чувствуете, что вы уже не в состоянии получить от жизни то, что вы хотите. Ничего кроме радикального изменения сознания не может освободить мир из его нынешнего мрака.

Действительно, эта трансформация сознания, это проявление более высокого и более истинного сознания не только возможны, но неизбежны; это сама цель нашего существования, цель жизни на земле. Сначала должно быть трансформировано сознание, затем - жизнь, затем - формы; именно в этом порядке будет развертываться новое творение.

Вся деятельность Природы является, на самом деле, прогрессивным возвращением к Высшей Реальности, которая является как началом, так и целью вселенной, в ее тотальности так же, как в ее наименьшем элементе. Мы должны стать непосредственно тем, чем мы являемся на самом деле; мы должны жить интегральной истиной, красотой, силой и совершенством, которые спрятаны в глубинах нашего существа, и затем вся жизнь станет выражением возвышенной вечной божественной Радости.

*** 

М. - Что касается проблемы трансформации, я вижу все более и более ясно, что существуют три подхода к этому, три пути развития, и для того, чтобы она была полной, эти три должны быть скомбинированы вместе.

Один, естественно, наиболее важный, является путем, который может быть назван "духовным", который является путем контакта с Сознанием - Любовью-Сознанием-Силой, да, именно так; эти три аспекта - высшая Любовь-Сознание-Сила, - и контакт, отождествление, т.е. сделать все материальные клетки способными к получению Этого и выражению Этого - чтобы быть Этим. Из всех средств это является наиболее мощным и наиболее необходимым.

Существует оккультный путь, который осуществляет вмешательство всех промежуточных миров. Есть очень подробное знание всех сил и личностей, всех промежуточных областей, и он использует все это.

Именно там человек использует божеств Сверхразума. Это на втором пути. Шива, Кришна, все аспекты Матери составляют часть этого второго пути.

И затем есть более высокий интеллектуальный подход, который является проекцией духа, превосходящего науку, который схватывает проблему снизу, и который также имеет свое значение. С точки зрения детальной практики, этот подход уменьшает предположения, приводит к более прямому и точному действию.

Если эти три могут быть скомбинированы, тогда, очевидно, дело пойдет быстрее.
Без первого невозможно ничего, без него остальные даже являются обманчивыми: они ведут в никуда, вы бесконечно идете по кругу. Но если вы первый оденете другими двумя, тогда, я думаю, действие становится гораздо более точным и прямым и быстрым.

*** 

М. - Когда мы говорим о трансформации, мир еще имеет для нас неясный смысл. Он дает нам впечатление того, что что-то произойдет, и все последствия будут хорошими. Это мнение сводится почти к следующему: если у нас есть трудности, трудности исчезнут. Те, кто болен, будут излечены от их болезни; если тело непрочно и неспособно, слабости и неспособности будут устранены; и т.д.

Но, как я только что сказало, это все очень туманно, это только впечатление. Далее, замечательной вещью относительно телесного сознания является то, что оно не может знать что-то с точностью и в полных деталях, за исключением момента, когда оно находится в точке завершения этого.

Поэтому когда процесс трансформации становиться ясным, когда человек сможет узнать, через какую последовательность движений и изменений будет проходить тотальная трансформация - в каком порядке, каким образом, т.е. что придет сначала, что последует, - когда все будет известно во всех деталях, это будет надежным признаком того, что час реализации близок. Поскольку каждый раз, когда вы понимаете что-то с точностью, это означает, что вы готовы совершить это.

На мгновение человек может иметь видение целого. Например, совершенно определенно, что под влиянием супраментального света сначала будет иметь место трансформация телесного сознания, затем будет следовать прогресс в мастерстве и управлении всеми движениями и функциями всех органов тела; впоследствии это мастерство преобразуется мало помалу в некоторое радикальное изменение движения и затем - строения самих органов.

Все это неизбежно, хотя восприятие этого недостаточно точное. Но что окончательно произойдет - когда различные органы уже будут заменены на центры концентрации различных сил, качеств и свойств, каждый из которых будет действовать соответственно своему собственному особому режиму - все это является еще просто концепцией, и тело не очень хорошо понимает это, поскольку оно находится еще далеко от реализации, а тело может действительно понять только то, что находится в точке, которую существо способно реализовать.

*** 

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ И ПРИРОДЫ.

Ш.А. - Если ваша душа всегда стремиться к трансформации, тогда вот почему вы должны следовать дальше. Найти Божество или, скорее, некоторый аспект Божества - поскольку человек не может полностью реализовать Божество, если нет трансформации, - может быть достаточно для кого-то, но не для тех, чьим духовным стремлением является полное божественное преобразование.

*** 

Ш.А. - Нисхождение Покоя, нисхождение Силы или Могущества, нисхождение Света, нисхождение Ананды - они являются четырьмя вещами, которые трансформируют природу.

М. Все внешнее изменение должно быть спонтанным и неизбежным выражением внутренней трансформации. Естественно, любое улучшение условий физической жизни должно быть распусканием на поверхности того прогресса, который реализован внутри.

*** 

М. - Мы хотим интегральной трансформации, трансформации тела и всех его движений. Но существует абсолютно необходимый первый шаг, который должен быть завершен до того, как может быть предпринято что-нибудь еще: трансформация сознания.

Начальной точкой является, конечно, стремление к этой трансформации и воля для ее реализации; без этого ничего не может быть сделано. Но если вдобавок к стремлению есть внутренняя открытость, некоторая восприимчивость, тогда человек может войти в это трансформированное сознание с одного удара и утвердить себя там.

Это изменение сознания является внезапным, т.е. когда оно происходит, оно происходит внезапно, хотя подготовка к нему могла быть долгой и медленной. Я здесь говорю не просто об изменении ментальной точки зрения, но об изменении в самом сознании. Это полное и абсолютное изменение, революция в основной позиции; движение похоже на выворачивание мяча изнутри наружу.

Для трансформированного сознания все представляется не только новым и другим, но почти противоположным тому, каким это кажется обычному сознанию. В обычном сознании вы медленно продвигаетесь посредством успешных опытов от невежества к очень отдаленному и часто сомнительному знанию.

В трансформированном сознании вашей начальной точкой является знание, и вы продвигаетесь от знания к знанию. Однако, это только начало, поскольку внешнее сознание, различные планы и части внешнего активного существа трансформируются медленно и постепенно только в результате внутренней трансформации.

Существует частичное изменение сознания, которое приводит к тому, что вы теряете всякий интерес к вещам, которые когда-то вы считали желательными; но это только изменение сознания, а не то, что мы называем трансформацией. Поскольку трансформация является фундаментальной и абсолютной; это не просто изменение, а переворот в сознании: существо как бы выворачивается изнутри наружу и занимает полностью другую позицию.

В этом перевернутом сознании существо находится над жизнью и вещами и имеет дело с ними оттуда; оно находится в центре всего и направляет оттуда действие вовне. Тогда как в обычном сознании существо стоит вовне и ниже: извне оно старается достичь центра; снизу, задавленное весом своего собственного невежества и слепоты, оно отчаянно борется, чтобы подняться выше них.

Обычное сознание является неведением того, что представляют собой вещи в реальности; оно видит только их поверхность. А истинное сознание находится в центре, в сердце реальности и обладает прямым видением источника всех движений. Находясь внутри и выше, оно знает источник, причину и следствие всех вещей и сил.

Я повторяю, это внезапный переворот. Что-то открывается внутри вас, и вы сразу обнаруживаете себя в новом мире. Сначала изменение может не быть окончательным и определенным; иногда оно требует времени, чтобы стать непрерывным и стать вашей обычной природой. Но когда изменение уже произошло, оно там, в принципе, раз и навсегда; и что тогда необходимо - выражать его постепенно в деталях практической жизни.

Первое проявление трансформированного сознания всегда, кажется, должно быть внезапным. Вы не чувствуете, что вы изменяетесь медленно и постепенно от одного состояния к другому; вы чувствуете, что вы внезапно пробудились или заново родились. Усилие ума не может привести вас в это состояние, поскольку с помощью ума вы не можете представить, чем оно является, и ментальное описание не может быть адекватным.

Таковой является начальная точка всей интегральной трансформации.

*** 

М. - Если вы действительно хотите трансформировать ваш характер, именно это вы должны делать. Всегда говорили, что невозможно изменить человеческую природу; во всех книгах по философии, даже йоге, вам рассказывали одну и ту же историю: "Вы не можете изменить ваш характер, вы родились таким, вы являетесь таким."

Это абсолютная ложь, я гарантирую, что это ложь; но есть нечто очень сложное для осуществления - изменение вашего характера, - поскольку это не ваш характер должен быть изменен, это характер ваших предков. В них вы не измените его (поскольку у них нет такого намерения), но именно в вас он должен быть изменен.

Это то, что они дали вам, все маленькие подарки сделаны вам во время вашего рождения - прекрасные подарки, - именно это должно быть изменено. Но если вам удается удержать нить этих вещей, истинную нить, поскольку вы работали над этим с упорством и искренностью, одним прекрасным утром вы будете свободным; все это отпадет от вас, и вы сможете получить старт в жизнь без какого-либо бремени.

Тогда вы станете другим человеком, живущим новой жизнью, почти с новой природой. И если вы оглянитесь, вы скажете: "Это невозможно, я никогда не был таким!"

*** 

М. - Но если вы хотите трансформировать вашу природу и ваше существо, и если вы хотите участвовать в создании нового мира, тогда это стремление, эта ясная и узкая цель больше не достаточна. Человек должен включить все и содержать все в своем сознании.
Естественно, это гораздо более сложно.

*** 

М. - Кто-то спросил меня: "В работе трансформации кто является самым медлительным в осуществлении своей части - человек или Бог?"

Я ответила: "Человек считает, что Бог слишком медлителен для ответа на его молитвы. Бог считает, что человек слишком медлителен для восприятия Его влияния. Но для Истины-Сознания все идет так, как оно должно идти".

*** 

ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ.

Ш.А. - Психическое не является, по определению, той частью, которая находится в непосредственном соприкосновении с супраментальным планом, но когда связь с супраментальным планом осуществляется, это дает ему совершенно готовый ответ. Психическая часть в нас является чем-то, что приходит прямо от Божества и находится в соприкосновении с Божеством. В своем начале оно является ядром, беременным божественными возможностями, которое поддерживает это низшее троичное проявление ума, витального и тела...

*** 

Ш.А. - Психическое является первой из двух необходимых трансформаций - если у вас есть психическая трансформация, она чрезвычайно способствует другой, т.е. трансформации обычного человеческого в более высокое духовное сознание, - в противном случае человек, вероятно, будет иметь или медленное и скучное, или возбуждающее, но опасное путешествие...

Я никогда ничего не говорил о "трансформации психического"; я всегда писал о "психической трансформации" природы, которая является совсем другим вопросом. Я иногда писал о об этом как о психизации природы.

Психическое находится в эволюции, является частью человеческого существа, его божественной частью - поэтому психизация не будет нести человека выше нынешней эволюции, но сделает существо готовым ответить всему, что приходит от Божества или Высшей природы, и нерасположенным отвечать Асуру, Ракшасе, Пишаче или Животному в существе или любому сопротивлению низшей природы, которая стоит на пути божественного изменения.

*** 

Ш.А. - ...и когда психическое существо выходит вперед, все наполнено радостью, правильным отношением, правильным видением вещей. Конечно, в каком-то смысле это то же самое Я, которое выходит вперед других частей существа. Но когда все эти различные части находятся под контролем психического и обращены с его помощью в направлении к восприятию высшего сознания, тогда там начинается гармонизация всех частей и их прогрессивное преобразование в формы более высокого сознания, растущего в мире, свете, силе, любви, знании, Ананде, которое является тем, что мы называем трансформацией.

*** 

Ш.А. - Место психического находится глубоко внутри сердца - глубоко внутри, не на поверхности, где находятся обычные эмоции. Но оно может выйти вперед и занять поверхность так же, как находиться внутри - тогда сами эмоции становятся больше не витальными вещами, а психическими эмоциями и чувствами.

Психическое, вышедшее, таким образом, вперед, может также распространить свое влияние везде - на ум, например, чтобы трансформировать его идеи, или на тело, чтобы трансформировать его привычки и его реакции.

*** 

Ш.А. - Оба чувства являются правильными - они показывают две необходимости садханы. Одно - идти внутрь и полностью открыть связь между психическим существом и внешней природой. Другое - открываться вверх к Божественному Покою, Силе, Свету, Ананде, подняться в это и принести это вниз в природу и тело. Ни одно из этих движений - психическое и духовное, - не является полным без другого.

Если духовное восхождение и нисхождение не осуществляются, духовная трансформация природы не может произойти; если полное психическое открытие и связь не осуществляются, трансформация не может быть полной.

Нет несовместимости между этими двумя движениями; некоторые начинают сначала психическое, другие - сначала духовное, некоторые поддерживают оба вместе. Наилучший путь - стремиться к обоим и позволить Силе Матери выполнять это в соответствии с необходимостью и преобразовать природу.

*** 

ТРАНСФОРМАЦИЯ УМА

Ш.А. - Нет причины, по которой человек не должен принимать через размышляющий ум, как он принимает через витальное, эмоциональное и тело. Размышляющий ум, так же как и они, способен принимать, и поскольку он должен быть трансформирован так же, как и остальное, он должен быть натренирован принимать, иначе его трансформация не может произойти.

Именно обычная непросветленная активность интеллекта является препятствием к духовному опыту, так же как является препятствием обычная утомляющая активность витального или мрачное тупое препятствующее сознание тела.

То, против чего в неправильных процессах интеллекта садхак должен быть особенно предупрежден - во-первых, какие-либо ошибочные ментальные идеи и впечатления или интеллектуальные заключения относительно реализации; во-вторых, беспокойная активность простого ума, которая нарушает спонтанную точность психического и духовного опыта и не оставляет места для нисхождения истинного просветленного знания, или еще искажает его, как только оно касается, или даже до того, как оно полностью касается человеческого ментального плана.

Существуют, конечно, обычные недостатки интеллекта - склонность к бесплодному сомнению, вместо светлого восприятия и покоя, освещенного различением; его высокомерие, претендующее на то, чтобы судить вещи, которые находятся выше него, неизвестные ему, слишком глубокие для него, по стандартам, притянутым из его собственного ограниченного опыта.

Его попытки объяснить сверхфизическое посредством физического или его требования для доказательства более высоких и оккультных вещей посредством критерия, подходящего для Материи и ума в Материи; остальных также слишком много, чтобы перечислить здесь.

Он всегда подставляет свои собственные представления и конструкции и мнения вместо истинного знания. Но если интеллект является отданным, открытым, спокойным, восприимчивым, нет причины, почему он не должен быть средством восприятия Света или помощью для опыта духовных состояний и для полноты внутреннего изменения.

*** 

Ш.А. Шум ментальной (интеллектуальной) активности должен быть успокоен - так же как витальная активность желания, - для того, чтобы покой и мир могли быть полными. Знание должно прийти, но свыше. В этой тишине обычные ментальные активности, подобно обычным витальным активностям, становятся поверхностными движениями, с которыми тихое внутреннее я не связано.

Необходимо освобождение для того, чтобы истинное знание и истинная жизненная деятельность могли заменить или трансформировать деятельность невежества.

*** 

М. - Но если человек хочет трансформировать жизнь, если он хочет, чтобы духовный опыт имел влияние на ум, витальное и тело, на ежедневную деятельность, необходимо попытаться выразить его ментально и принять необходимое уменьшение, пока сам ум не трансформируется и не сможет участвовать в опыте, не искажая его.

То, что мы хотим сделать, является еще более сложным, поскольку мы хотим, чтобы витальное также было трансформировано и было способно участвовать в опыте, не искажая его, и в конечном счете - само физическое, тело, было трансформировано духовным действием и больше не препятствовало опыту.

Эта трансформация определенно является вещью, которую обычное мышление находит слишком сложной для принятия, поскольку должна быть изменена почти сама способность мышления. Все его функционирование должно быть изменено, чтобы эта трансформация была возможной, а мы настолько привыкли к отождествлению способности с его функционированием, что мы удивляемся, как это можно думать иначе, чем как мы обычно это делаем.

Это возможно только тогда, когда человек получил опыт полной тишины в ментальной области, и когда духовная сила с ее светом и могуществом нисходит через ум и заставляет его действовать напрямую, не следуя его обычному методу анализа, заключения, обоснования.

Все эти качества, которые обычно считаются нормальной деятельностью ума, должны быть остановлены, а также духовный Свет, Знание и Могущество должны быть способны преобразовать их в канал прямого выражения, не используя эти средства для выражения их самих.

Ум, в его самой внешней форме, является средством действия, инструментом для организации и выполнения. Он приводит концепции в порядок, связывает их одну с другой, выводит из них заключения для действия и дает побуждение для этого действия.

Это могущество организации и побуждения для действия может быть произведено напрямую посредством духовной силы, которая захватывает ментальное сознание не требуя этих процессов анализа, заключения, обоснования. В интуитивных вещах уже происходит что-то таким образом; но духовное вмешательство является как бы сверхинтуицией, прямым выражением видения, опыта, знания посредством отождествления.

Существует много стадий в этой трансформации, и первая подобна некоторой ментальной имитации движения. Весь процесс анализа, обоснования, заключения и формулирования заключений происходит почти спонтанно на заднем плане ментала и дает нам результат, который кажется нам интуицией, но который все еще является результатом всей этой работы.

Работа протекает очень быстро и, как я сказала, на некотором заднем плане, который мы не вполне осознаем, так что мы видим начальную точку и результат, не следуя всему процессу в деталях, всему развитию ментальной активности.

Люди, которые обладают очень быстрым умом, могут схватывать вещи очень быстро, люди, чья ментальная деятельность является чрезвычайно быстрой, мгновенной, могут создавать впечатление того, что они обладают интуицией, но это только внешняя форма и почти имитация истинной интуиции.

Интуиция уже является прямым видением, чем-то, что обходится без обоснования и дедукции. Через интуицию уже происходит выражение непосредственного знания.

***
 
ТРАНСФОРМАЦИЯ ВИТАЛЬНОГО

Ш.А. - Два движения, явное противоречие которых приводит в смятение наш ум, являются двумя концами одного сознания, движения которых, сейчас отделенные друг от друга, должны соединиться, если жизнь-энергия должна получить свое все более и более совершенное действие и осуществление, или на трансформацию которой мы надеемся.

Витальное существо с жизнью-силой в нем является одним из этих концов; другим является скрытая динамическая энергия высшего сознания, через которое Божественная Истина может действовать, завладеть жизнью-силой и использовать ее для более великой цели.

Жизнь-Сила в витале является необходимым инструментом для любых действий Божественной Энергии в материальном мире и физической природе. Следовательно, только когда это витальное трансформировано и сделано чистым и сильным инструментом Божественной Шакти, возможна божественная жизнь.

Только тогда может быть успешная трансформация физической природы или свободное совершенное божественное действие во внешнем мире; поскольку с нашими нынешними средствами любое такое действие невозможно.

Вот почему вы чувствуете, что витальное движение дает всю энергию, в которой может нуждаться человек, что любые вещи являются возможными с помощью этой энергии, и что с ней вы можете получить любой опыт, который вам нравиться, хороший или плохой, в обычной или духовной жизни - и поэтому, также, когда эта энергия приходит, вы чувствуете мощь, проникающую в телесное сознание и ее материю.

Что касается контакта с Матерью в витальном и вашего чувства - каким прекрасным, великолепным опытом это было, - это также является естественным и правильным; поскольку витальное, не меньше чем психическое и каждая часть существа, должно чувствовать Божественную Мать и отдавать ей себя полностью.

Но всегда необходимо помнить, что витальное существо и жизнь-сила в человеке отделены от Божественного Света и, отделенные таким образом, они являются инструментом для любой силы, которая может завладеть ими, просветленной или мрачной, божественной или небожественной.

Обычно витальная энергия служит заурядным мрачным или полусознательным движениям человеческого ума и человеческой жизни, его обычным идеям, интересам, страстям и желаниям.

Но для витальной энергии есть возможность вырасти за обычные пределы, и будучи настолько увеличенной, она может достичь побуждения, интенсивности, возбуждения или возвышения своих сил, с помощью которых она может стать, почти обязана стать инструментом божественных сил, могуществ богов, или Асурических сил.

Или, если в природе нет устойчивого центрального контроля, ее действия могут быть беспорядочной смесью этих противоположностей, или в непоследовательном колебании служить то одним, то другим.

Поэтому недостаточно обладать большой витальной энергией, действующей в вас; она должна быть приведена в контакт с более высоким сознанием, она должна быть отдана истинному контролю, она должна быть поставлена под управление Божества.

Вот почему иногда чувствуется презрение к действию витальной силы или осуждение ее, поскольку она обладает недостаточным светом и контролем и сочетается с невежественным небожественным движением.

Поэтому, также, существует необходимость открытия к вдохновению и силе из более высокого источника. Сама по себе витальная энергия никуда не ведет, крутится в разнообразных, часто болезненных и разрушительных циклах, даже стремится в пропасть, поскольку она не имеет правильного руководства; она должна быть связана с динамической силой более высокого сознания и с Божественной Силой, действующей через нее для великой и светлой цели.

Существуют два движения, необходимые для того, чтобы эта связь была установлена. Одно - в направлении вверх; витальное поднимается, чтобы соединиться с более высоким сознанием, и погружается в свет и в побуждение более высокой силы; второе - в направлении вниз; витальное остается тихим, спокойным, чистым, без обычных движений, ожидающим, пока динамическая энергия сверху низойдет в него, преобразует его в его истинное я и наполнит его движения знанием и силой.

Вот почему садхак чувствует иногда, что он поднимается вверх в более радостное и благородное сознание, входит в более светлую область и более чистый опыт, а иногда, наоборот, чувствует необходимость вернуться обратно в витальное, делать садхану там и принести в него истинное сознание.

Не существует реального противоречия между этими двумя движениями; они являются дополняющими и необходимыми друг для друга, восхождением, дающим возможность божественного нисхождения, нисхождением, осуществляющим то, к чему стремится восхождение, и что оно делает неизбежным.

Когда вы поднимаетесь с витальным от его низших уровней и соединяете его с психическим, тогда ваше витальное существо наполняется чистым стремлением и преданностью, естественными для психического.

В то же время оно дает чувствам ее собственную изобильную энергию, оно делает их динамичными для изменения всей природы вплоть до самого физического и для принесения божественного сознания в земную материю.

Когда оно не только касается психического, но и сплавляется с более высоким умом, оно способно войти в контакт и повиноваться более великому свету и знанию. Обычно витальное или направляется посредством человеческого ума и управляется его более или менее невежественными предписаниями, или насильно захватывает этот ум и использует его для удовлетворения своих собственных страстей, импульсов или желаний.

Или оно делает смесь из этих двух движений; поскольку обычный человеческий ум является слишком невежественным для высшего действия или совершенного управления. Но когда витальное находится в контакте с более высоким умом, у него есть возможность быть управляемым более великим светом и знанием, более высокой интуицией и стремлением, более истинным различением и некоторыми откровениями божественной истины и божественной воли.

Эта покорность витального психическому и более высокому уму является началом перехода йогического сознания в его динамическое действие над жизнью.

Но этого также недостаточно для божетсвенной жизни. Недостаточно прийти в контакт с более высоким сознанием ума, это только необходимая ступень. Должно быть нисхождение Божественной Силы с еще более высоких и могущественных уровней.

Трансформация более высокого сознания в супраментальный свет и силу, трансформация витального и его жизни-силы в чистый, широкий, спокойный, интенсивный и мощный инструмент Божественной Энергии, трансформация самого физического в форму божественного света, божественное действие, силу, красоту и радость невозможны без нисхождения Силы с невидимых сейчас высот.

Вот почему в этой йоге акцента на Божестве, который есть в ней, как и других путях йоги, недостаточно; должно также быть нисхождение Божества, чтобы трансформировать все энергии ума, жизни и тела.

*** 

М. - ...витальное должно быть трансформировано. Я всегда говорила, что без витального не может быть сделано ничего, но витальное должно быть преобразовано; т.е. вместо того, чтобы быть инструментом тех существ, оно должно стать инструментом божественной воли. Человек ничего не может сделать в физическом мире без витального.

Именно здесь находится ошибка аскетов; поскольку они знают, что оно является силой, полной желаний и действительно полно необходимости реализовать себя, они уничтожают его, заглушая его так, что оно больше не существует. Все аскетические методы изобретены для уничтожения и заглушения витального.

Поскольку это, очевидно, является самым подходящим путем чтобы отрезать все связи с материальной жизнью: человек становится хуже, чем существо растительного вида.

То, что необходимо - чтобы витальное вместо того, чтобы служить своим собственным целям или быть инструментом антибожественных сил, стало бы инструментом Божества и направило бы все свои силы на службу Божеству. Это вполне возможно.

*** 

М. - Я могу вам гарантировать, что витальное, предоставленное самому себе, никогда не примет решения быть трансформированным - оно вполне удовлетворено собой и, кроме того, является сообщником ума, ум будет снабжать его всевозможными объяснениями для всего, что оно делает. Люди, которые живут в их витальном сознании, даже когда они не говорят так, всегда очень удовлетворены собой.

Они также очень удовлетворены всем, что происходит с ними, и они всегда говорят о своих побуждениях: "Как это интересно, как интересно!" Поэтому, если вы ждете, что витальное примет решение, вы, возможно, должны будете ждать очень долго!

Вы должны научить свое витальное, что оно должно повиноваться. Перед тем, как почувствовать какое-либо удовлетворение, оно должно понять, что оно не должно делать ничего, кроме как повиноваться. Вот почему я говорю, что не очень легко начать йогу; если вы не искренни, не начинайте.

*** 

М. - Чтобы трансформировать витальное человек должен обладать волей, упорством, искренностью и т.д. Но в какой части существа находятся все эти вещи?

Источник искренности, воли, настойчивости находится в психическом существе, но оно выражает себя по-разному в различных людях. Обычно, оно начинает формироваться в более высокой части ума, но чтобы оно было эффективным, по крайней мере одна часть витального должна ответить, поскольку интенсивность вашей воли приходит оттуда, реализующая энергия воли приходит от ее контакта с витальным.

Если бы в витальном были только непокорные элементы, вы были бы не в состоянии сделать вообще ничего. Но там всегда существует что-то, где-то, что обладает намерением - возможно, это что-то незначительное, но всегда существует что-то, что обладает намерением.

Достаточно однажды получить одну минуту стремления и воли, даже если это было очень скоротечно, чтобы осознать Божество, реализовать Божество, для того, чтобы это сверкнуло подобно свету через все существо - есть даже клетки тела, которые отвечают.

Это все сразу не видно, но ответ есть везде. И медленно, внимательно собирая вместе все эти части, которые ответили хотя бы раз, человек может построить нечто, что будет согласовано и организовано, и что разрешит человеку продолжить действие с волей, искренностью и настойчивостью.

Даже мимолетная идея в ребенке, в определенный момент его детства, когда психическое существо находится на самом переднем крае, если ей удается проникнуть сквозь внешнее сознание и дать ребенку просто впечатление чего-то прекрасного, что должно быть реализовано, это создает маленький зародыш, и на этом вы строите свое действие.

Существует огромная масса человечества, которым человек никогда бы не сказал: "Вы должны реализовать Божество" или "Делайте йогу, чтобы найти Божество." Если вы внимательно понаблюдаете, вы увидите, что это может быть сказано крошечному меньшинству. Это значит, что данное меньшинство существ является "подготовленным", чтобы делать йогу, именно это. Именно там было начало реализации - начала достаточно.

Что касается других, это, возможно, является старой вещью, пробуждением, которое может прийти из прошлых жизней. Но сейчас мы говорим о тех, кто менее готов: они являются теми, у кого был определенный момент озарения, которое прошло сквозь все их существо и вызвало ответ, но этого достаточно. Этого не происходит со многими людьми.

Тех, кто готов делать йогу, немного, если вы сравните их с бессознательной человеческой массой.

Но одна вещь является определенной, факт, что все вы находитесь здесь, доказывает, что, по крайней мере, у вас было это - есть те, кто находится очень далеко на пути (иногда они не подозревают об этом), но, по крайней мере, у всех вас было это, некоторый спонтанный полный контакт, который похож на электрический шок, яркая вспышка, которая прошла через вас и пробудила вас к чему-то: есть что-то, что должно быть реализовано.

Возможно, что опыт не выражается в словах, только в пламени. Этого достаточно. И именно вокруг этого ядра человек организует себя - медленно, постепенно, все сильнее и сильнее. И когда это существует, это никогда не исчезает. Только если вы заключили договор с враждебными силами и сделали значительное усилие, чтобы разорвать контакт и не замечать его существования, вы можете поверить, что это исчезло. И все же одной вспышки достаточно, чтобы это вернулось.

Если у вас это было даже один раз, вы можете сказать себе, что в этой или другой жизни вы непременно получите реализацию.

***

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕЛА.

М. - ...приходит момент, когда само тело обнаруживает, что в мире нет ничего, что является настолько ценным, ради чего стоит жить, кроме этой трансформации; что нет ничего, что может представлять такой большой интерес, как этот страстный интерес трансформации. Это как если бы все клетки тела испытывали жажду в этом Свете, который хочет проявиться; они кричат об этом, они находят сильную радость в этом и уверены в Победе.

Это стремление, которое я пытаюсь передать вам, и вы поймете, что все остальное в жизни является скучным, безвкусным, ничтожным, бессмысленным в сравнении с этим: трансформацией в Свете.

*** 

М. - Мы хотим полной трансформации, трансформации тела и всех его действий.
Определенно, когда человек говорил о трансформации, он имел в виду исключительно трансформацию внутреннего сознания. Он пытался открыть в себе это глубокое сознание и отвергал тело и его движения как препятствие и бесполезную вещь, чтобы ухаживать только за внутренним движением.

Шри Ауробиндо провозгласил, что этого было недостаточно; Истина требовала, что материальный мир также должен участвовать в этой трансформации и стать выражением более глубокой Истины.

Но когда люди слышат это, многие думают, что можно трансформировать тело и его движения совсем не беспокоясь о том, что происходит внутри - естественно, это совсем не правильно.

До того, как вы сможете предпринять эту работу физической трансформации, которая является наиболее сложной из всех вещей, ваше внутреннее сознание должно иметь крепкий фундамент, твердый фундамент в Истине, чтобы эта трансформация могла быть окончательным выражением Истины - "окончательным" по крайней мере для данного момента.

Начальной точкой этой трансформации является восприимчивость, мы уже об этом говорили. Это необходимое условие для получения трансформации. Тогда приходит изменение сознания.

Это изменение сознания и его подготовку часто сравнивали с формированием птенца в яйце: до самой последней секунды яйцо остается тем же самым, без изменений, и только когда птенец полностью сформировался, совсем живой, то он сам с помощью своего маленького клюва делает дырку в оболочке и выходит.

Иногда нечто подобное происходит в момент изменения сознания. В течении долгого времени у вас есть впечатление, что ничего не происходит, что ваше сознание остается таким же, как обычно, и, если у вас сильное стремление, вы даже чувствуете сопротивление, как если бы вы били в стену, которая не поддается. Но когда вы готовы внутри, последнее усилие - удар клювом в оболочку существа, - и все открывается, и вы вышли в другое сознание.

*** 

М. - Приходит ли трансформация тела после трансформации ума и витального, или это будет следовать спонтанно?

Обычно этот вид трансформации происходит сверху вниз, а не снизу вверх.
Очевидно, что если вы радикальный материалист, вы скажете, что это развитие формы, которое вызывает новые способности; однако, это не совсем корректно, вещи обычно происходят не совсем так, и я прошу вас попробовать трансформировать ваше тело до того, как был трансформирован ум.

Просто попытайтесь, посмотрим, что будет!

Вы не сможете пошевелить пальцем, говоря фигурально, сделать одного шага без вмешательства ума; так с помощью какого инструмента вы собираетесь трансформировать ваше тело, если ваш ум еще не трансформирован?

Если вы остаетесь в состоянии невежества - совершенного невежества, я могу сказать, - в котором находится сейчас ваш ум, почему вы надеетесь, что ваше тело трансформируется?

*** 

М. - Может ли это произойти до трансформации тела?

...Это феномен сознания. Например, физическое сознание может получить этот опыт даже за годы до того, как изменятся клетки. Существует большое различие между физическим сознанием (сознанием тела) и материальным телом. Это занимает долгое время, поскольку это то, что еще никогда не было сделано.

Это состояние, как я уже говорила вам, является широко известным состоянием, которое было реализовано некоторыми людьми, наиболее продвинутыми, наивысшими среди мистиков; но трансформация тела еще никогда никем не была совершена.

И это занимает ужасно много времени. Шри Ауробиндо сказал (однажды я спросила его: "Как долго займет трансформация тела?" ), без колебания он сказал: "О! что-то около трех сотен лет."

Триста лет с какого времени?

Триста лет с того момента, когда человек получает сознание, о котором я только что говорила. (Смех)

Следовательно то, что вы должны научиться делать - быть в состоянии продлевать жизнь по вашей воле: не оставлять тело, пока человек не захочет.

Поэтому, если человек принял решение трансформировать тело, да, он должен ждать со всем необходимым терпением - триста лет, пятьсот лет, тысячу лет, это не имеет значения, - то время, которое необходимо для изменения. Что касается меня, я вижу, что триста лет - это минимум. По правде говоря, с тем опытом вещей, который у меня есть, я действительно думаю, что это минимум.

Только представьте. Вы никогда не думали о том, что это значит, нет? Как строиться ваше тело? Чисто животным способом, со всеми органами и всеми функциями. Вы абсолютно зависимы: если ваше сердце останавливается даже на тысячную долю секунды, вы умираете и это - конец.

Все работает и работает без вашей сознательной воли (к счастью для вас, поскольку если бы вы были должны следить за функционированием, это пошло неправильным путем гораздо раньше). Все это так. Все необходимо, поскольку это было организовано таким образом. Вы не можете обходиться без органа, по крайней мере совсем, должно быть нечто в вас, представляющее его.

Трансформация подразумевает, что вся эта чисто материальная организация заменяется организацией концентраций силы, имеющей определенные типы различных вибраций, представляющих каждый орган посредством центра сознательной энергии, движимой с помощью сознательной воли и направляемой посредством движения, приходящего свыше, с более высоких уровней. Больше ни желудка, ни сердца, ни кровообращения, ни легких ...Все это исчезает.

Но это заменяется целым множеством вибраций, представляющих то, чем эти органы являются символически. Поскольку органы являются лишь материальными символами центров энергии; они не являются неотъемлемой реальностью; они просто дают ей форму или поддержку в определенных данных обстоятельствах.

Трансформированное тело будет тогда функционировать через свои реальные центры энергии, а больше не через их символические представления, такие, что развивались в животном теле.

Следовательно, прежде всего вы должны знать, что представляет ваше сердце в космической энергии, и что представляет кровообращение, и что представляют желудок и мозг. Сначала вы должны осознать все это.

И затем вы должны иметь в своем распоряжении изначальные вибрации того, что символизируется с помощью этих органов. И вы должны постепенно собрать вместе все эти энергии в ваше тело и преобразовать каждый орган в центр космической энергии, который заменит символическое движение реальным...

Вы верите, что потребуется только триста лет, чтобы сделать это?

Я уверена, что потребуется гораздо больше времени, чтобы получить форму с качествами, которые не будут в точности такими, которые мы знаем, но будут гораздо выше; форму, которую человек, естественно, мечтает видеть пластичной: как выражение вашего лица изменяется с вашими чувствами, так же будет изменяться тело (не форма, но внутри той же формы) в соответствии с тем, что вы хотите выразить с помощью вашего тела.

Оно может стать очень концентрированным, очень развитым, очень светлым, очень разумным, с совершенной пластичностью, с совершенной эластичностью и легкостью, как человек хочет...

Вы никогда не мечтали о том, чтобы оттолкнуться от земли и затем взлететь в воздух, улетая прочь?

Вы парите. Вы толкаете немного вашим плечом, вы идете в эту сторону; вы толкаете снова, вы идете ту сторону; и вы идете везде, куда вам нравиться, совсем легко; и в конце, когда вы закончили, вы возвращаетесь обратно, входите в свое тело.

Да, вы должны быть способны делать это с вашим телом, а также определенные вещи, связанные с дыханием - но больше не будет легких; существует истинное движение, стоящее за символическим движением, которое дает вам эту способность легкости; вы больше не принадлежите к системе гравитации, вы вырываетесь из нее. И так же для каждого органа.

Воображению нет конца: быть светящимся, когда бы человек ни захотел этого, быть прозрачным, когда бы он ни захотел этого. Естественно, также больше нет никакой необходимости в каких-либо костях в организме; нет скелета с кожей и внутренностями, это нечто другое.

Это концентрированная энергия, подчиняющаяся воле.

Это не означает, что больше не будет каких-либо определенных и узнаваемых форм; формы будут строиться посредством качеств, а не твердых частиц. Это будет, если так можно сказать, практичная и прагматичная форма; она будет гибкой, мобильной, легкой по вашей воле, в противоположность с жесткостью грубой материальной формы.

Таким образом, чтобы преобразовать его в то, что я вам только что описала, я уверена, триста лет - действительно слишком мало. Кажется, что необходимо гораздо больше. Возможно, с помощью очень, очень, очень концентрированной работы...

Триста лет с одним и тем же телом?

Есть изменение, это больше не то же самое тело.

Но, видите ли, когда наше маленькое человечество говорит о трех сотнях лет с тем же телом, вы говорите: "Как! когда мне пятьдесят, я уже начинаю распадаться, поэтому через триста лет это будет отвратительная вещь!" Но это не так.

Если это триста лет с телом, которое идет совершенствуя себя из года в год, возможно, когда триста лет достигаются, человек скажет: "О! Мне нужно еще три или четыре сотни, чтобы быть тем, чем я хочу быть."

Если бы каждый год, который проходит, являлся прогрессом, трансформацией, человеку понравилось бы иметь в распоряжении больше и больше лет, чтобы быть в состоянии трансформировать себя больше и больше.

Когда что-то не является точно тем, чем вы хотите, чтобы оно было - возьмем, например, просто одну из вещей, которые я только что описала, скажем, пластичность и легкость или эластичность и светозарность, и ни одно из них не является точно тем, что вы хотите, - тогда вам необходимо, по крайней мере, еще на двести лет больше, чтобы это могло быть осуществлено, но вы никогда не думаете: "Что? Это будет продолжаться еще двести лет!"

Наоборот, вы говорите: "Еще двести лет абсолютно необходимы, чтобы это могло быть действительно сделано." И затем, когда все сделано, когда все совершенно, тогда больше нет никаких вопросов о годах, поскольку вы бессмертны.

Но существует много возражений, которые могут быть выдвинуты. Могут сказать, что для тела невозможно измениться, если также не измениться что-то в окружающих условиях. Какими бы были ваши отношения с другими объектами, если бы вы настолько изменились?

А также с другими существами?

Кажется необходимым, чтобы изменилось все множество вещей, по крайней мере, в относительных пропорциях, чтобы человек мог существовать, продолжать существование.

Тогда это вызывает сильное усложнение, поскольку это больше не индивидуальное сознание, которое должно сделать работу, это становиться коллективным сознанием. И поэтому это еще гораздо более сложно.

***

Иллюстрация из Интернета


Рецензии