***

Элементы и их обитатели

В книге «Пришествие Фей» Артур Конан Дойль защищает  существование природных духов, которые многие века считались продуктом воображения.
   В древних Мистериях учили, для того чтобы стать господином над стихийными духами, заклинающий их маг сам не должен бояться элементов. Тот, кто боится огня, не может управлять  саламандрами, которые там обитают. Тот, кто боится воды, никогда не может стать повелителем  ундин, водяных духов. Поэтому  многие ритуалы языческих Мистерий имеют дело с различными элементами. Таким образом, в инициациях земли кандидат скитался по мрачным пещерам, в инициациях воды он переплывал в открытой лодке таинственное море  или же стремнину с водоворотами.  В инициациях огня он прыгал через кольцо огня или дыма, а  в инициациях воздуха испытуемый подвешивался  за кольцо над пропастью или же карабкался по узкой тропе над гибельной кручей. Утверждалось также, что никто из тех, в ком не было обнаружено добродетельных  свойств элементов, не смог бы управлять стихийными  духами. Те, кто не может обуздать свои страсти, становятся  игрушкой саламандр, а те,  кто проявляет  стяжательство, не смогут управлять гномами, которые подчиняются только тем, в ком отсутствует эгоизм. Гномы управляемы щедростью, ундины – твердостью, саламандры – спокойствием, и сильфы- постоянством.
 
   Наиболее полным и элегантным изложением оккультной пневматологии (ветвь философии, имеющая дело с духовными субстанциями) человечество обязано Филиппу Аурелиусу Парацельсу (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм), Королю  Алхимиков и Герметических Философов, истинному обладателю  Королевского Секрета (Философский Камень и Эликсир Жизни). Парацельс верил, что каждый из первичных четырех элементов, известных древним (земля, огонь, воздух и вода), состоит из тонкого газообразного элемента и грубой телесной субстанции.
   Воздух, следовательно,  двойственен  по природе, это осязаемая атмосфера  и неосязаемая летучая субстанция, которая может быть  названа духовным воздухом. Огонь является видимым и невидимым, различимым и неразличимым.  Это духовное эфирное пламя, проявляющее себя через материальное субстанциональное пламя. Вода понимается как состоящая из плотной  жидкости и потенциальной сущности жидкой природы. Земля также имеет  две существенные  части, низшая из которых неподвижная, земная, а высшая – прореженная, подвижная и виртуальная. Общий термин  элементы приложим к низшим, или физическим, фазам этих четырёх первичных элементов, а термин стихийные сущности к их невидимым духовным составляющим. Минералы,  растения, животные и люди живут в мире, состоящем из грубой стороны этих четырех  элементов, а из различных их  комбинаций состоят живые организмы.   
   Генри Драммонд в своей книге «Естественный закон в духовном мире» описывает  этот процесс следующим образом: «Если мы проанализируем  ту материальную точку, с  которой  начинается жизнь, мы обнаружим, что она состоит из не имеющей  структуры желеобразной субстанции, напоминающей яйцо. Она состоит из углерода, водорода, кислорода и азота. Имя ей – протоплазма. Это структурная единица, с которой начинается  не только жизнь живых тел, но и из которых  она строится дальше. «Протоплазма, - говорит  Хаксли, - простая или с ядром, есть формальный базис всей жизни. Это глина Гончара».
   Водный элемент древних философов претерпел метаморфозу и стал водородом в современной науке: воздух стал кислородом, огонь – азотом, земля – углеродом.
   Как видимая Природа населена бесчисленным количеством живых существ, так и, согласно Парацельсу, невидимый, духовный аналог  видимой природы (составленный из разряженных элементов  видимого мира) населен сонмами  любопытных существ, которых он назвал стихиями и которые потом были переименованы в природных духов. Парацельс  разделил на четыре группы, которые названы  им гномами, ундинами, сильфами и саламандрами. Он учил, что они являются на самом деле живыми созданиями, во многом напоминающим по форме человеческие существа и населяющими свой собственный мир, неизвестный людям в силу недоразвитости их чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых элементов.
 Цивилизации Греции, Рима, Египта, Китая и Индии верили в сатиров, духов, фей и гоблинов. Они населили море русалками, реки и источники – нимфами, воздух – феями, огонь – ларами и пенатами и землю – фавнами, дриадами и гамадриадами. Эти духи почитались в высшей  степени, что выражалось в соответствующих им подношениях. Иногда, в силу различных атмосферных условий или же своеобразной чувствительности верящих в духов людей, эти духи становились видимыми. Многие писали о них так, как будто он общались с духами, обитателями  тонких сфер Природы. По мнению многих авторитетов, боги античности были на самом деле стихийными духами, потому что многие из этих невидимых имели впечатляющую внешность и восхитительные манеры.
   Греки называли  демонами некоторых из этих  стихийных духов, особенно высших порядков, и поклонялись им. Вероятно, наиболее знаменитым из этих демонов был таинственный дух, который направлял  действия Сократа и с кем философ говорил в самых высоких выражениях. Те, кто посвятил много времени изучению невидимой конституции человека,  что демон Сократа и ангел Якова Беме были на самом деле не стихийными духами, а тенями божественной природы самих этих философов. В своих заметках «Апулей о Боге Сократа» Томас Тейлор говорит: « То, что демон Сократа был, вне всяких сомнений, высших порядков, можно вынести из интеллектуального превосходства Сократа над другими людьми, и поэтому Апулей прав в том,  что называл демона Богом.
   А то, что демон Сократа  и в самом деле был божественным, следует  из признания самого Сократа в «Первом Алкивиаде», ведь в ходе этого диалога он ясно говорит: « Я долго придерживался мнения , что Бог ещё не направил меня для разговора с тобой». И в «Апологии»  он недвусмысленно говорит о том, что этому демону предназначено  божественное трансцендентное состояние, которое позволяет заключить о его высоком положении среди демонов».
   Распространенная долгое время среди людей  идея о том, что невидимые элементы, окружающие землю и живущие в ней, являются разумными созданиями, кажется невероятной для прозаических умов сегодняшнего времени. Однако её считали правдоподобной многие выдающиеся умы. Сильфы Фасия Кардана, миланского философа, саламандры,которых видел Бенвенуто Челлини, пан. Св. Антония и маленький красный человечек, или гном, Наполеона Бонапарта занимают свое место в истории.
   Литература проникнута концепцией духов Природы. Озорной Пук в шекспировском «Сне в летнюю ночь» , стихийные духи в розенкрейцеровской поэме А.Поупа «Ломание замка», таинственные создания в романе Лорда Литтона «Занони», бессмертный Медник Белл  и знаменитые шляпы в горах Катскилл, которые связаны с Рип Ван Винклем, - все это фигуры, хорошо знакомые изучающим литературу. Фольклор и мифология всех народов полны легенд об этих таинственных маленьких существах, населяющих старые замки, сторожащих сокровища, спрятанные в земле, и строящих свои дома под шляпками поганок. Феи являются предметом восхищения детей, и большинство детей неохотно расстается  с верой в них.  Не так уж давно в них верили и выдающиеся умы, и ещё остается под вопросом, в какой степени такие люди как Платон, Сократ и Ямвлих были неправы, когда они открыто признавали  их реальное существование. 
   Парацельс, описывая субстанции, из которых составлены тела стихийных духов, разделял плоть на два вида, первый из которых мы унаследовали от Адама. Это видимая, телесная плоть. Другая плоть, не унаследованная от Адама, будучи  более разжиженной, не подлежит ограничениям  первой. Тела стихийных духов состоят из этой транссубстанциональной плоти. Парацельс говорит, что разница между телами Природных духов такая  же, как между материей и духом.
   «Да,- говорит он,- Стихийные Духи – это не просто духи, потому что у них есть плоть, кровь и кости, они живут и производят потомство, они едят и говорят, спят и бодрствуют иТ.П. и, следовательно, не могут быть названы прсто духами. Они занимают промежуточное место между людьми и духами, напоминая  мужчин и женщин по организации и форме, а духов быстротой движения» (см. «Оккультная философия»). Позднее тот же автор называет эти создания сложными, поскольку субстанция, из которой они состоят, является смешением духа и материи.  Он использует цвет для объяснения этой идеи. Сочетание красного и синего дает новый пурпурный цвет, новый цвет, не напоминающий ни тот, ни другой и все же составленный из них. Таков и случай с природными духами: они не напоминают ни духовных созданий, ни материальных существ, и все же они состоят из субстанции, которую мы можем назвать духовной материей или эфиром.
   Парацельс далее добавляет, что, в то время как человек составлен из многих материй ( дух, душа, ум и тело), соединенных в одно, стихийные духи имеют  в себе только один элемент, или принцип, именно эфир, из которого они которого они состоят и в котором они живут. Читатель должен помнить, что под эфиром подразумевается духовная сущность одного из четырех  элементов. Есть столько эфиров, сколько элементов, и есть столько семейств природных духов, сколько есть эфиров. Эти семейства полностью изолированы в своем эфире и не вступают в сношения с обитателями других эфиров, но, поскольку человек по своей природе имеет сознание, чувствительное ко всем четырем элементам, при определенных условиях он может вступать в сношения с ними. 
   Природные духи не могут быть разрушены грубыми элементами, такими, как материальный  огонь, земля , воздух или вода, потому что они функционируют на более высоком, чем  земные
субстанции, колебательном уровне. Будучи составлены только из одного элемента, или принципа ( эфира, в котором  они обитают), они не обладают бессмертным духом и по смерти распадаются снова на элементные составляющие, из которых они выделились. После смерти не сохраняется индивидуального сознания, поскольку более нет высокого вместилища для духа, которое бы сохранило его.  Поскольку тела их сделаны из одной субстанции, они не испытывают трения между частями своими, и следовательно, живут больший век. Те, которые составлены из земного эфира, живут меньше других, а те, которые состоят из воздушного эфира, живут самое большое время. Средняя продолжительность их жизни колеблется от трех сотен до тысячи лет.
   Парацельс утверждал,  что они живут в условиях, подобных нашему земному окружению, и что некоторые из них  подвержены болезням. Полагают, что эти создания не способны к духовному развитию , но большая часть из них имеют высокую мораль.
   Относительно  эфиров стихийных духов  Парацельс пишет: « Они живут в четырех элементах: Нимфы  - в элементе воды, Сильфы – воздуха, Пигмеи – земли и Саламандры – огня.  Они также называются Ундинами, Сильвестрами, Гномами, Вулканами и т. п. Каждый вид  движется только в элементе, к которому он принадлежит и который для него то же, что воздух для нас или вода для рыб, и ни один из них не может жить в элементе, принадлежащем  другому виду. Каждому стихийному духу ему соответствующий элемент является прозрачным, невидимым и пригодным для дыхания, как наша атмосфера. «Читатель не должен путать  природных духов с истинными волнами жизни, пронизывающими невидимые миры. В то время как стихийные элементы состоят только из одной эфирной сущности, ангелы, архангелы и прочие высшие трансцендентальные сущности являются сложными организмами, весьма похожими на человека, но только без физического тела.
   По философии Природы, духи обычно считаются  имеющими восточное происхождение, вероятно, брахманистское, и Парацельс получил свое знание от восточных мудрецов, с которыми  он вступал в контакты во время своих путешествий. Египтяне и греки получили свои сведения из того же источника. Теперь рассмотрим  четыре вида природных духов, согласно учению Парацельса, аббата де Виллара и других писателей, сочинения которых были для нас доступными.
                ГНОМЫ
   Элементы,обитающие в истощенном теле земли, называемым земным эфиром,  маленькая  фигура от двенадцати до восемнадцати дюймов высотой, в зеленых или коричневых одеждах.  Большинство из них  очень стары, часто с длинными белыми  бородами и весьма толсты. Их часто можно видеть под пнями, и иногда они исчезают, буквально растворяясь в дереве.)
   Точно так же, как много типов людей возникло  через объективные  физические элементы Природы, много типов гномов возникло через субъективное тело Природы. Эти земные духи работают  в элементах на колебательном уровне столь  близко к материальной земле , что имеют колоссальную власть над скалами  и растениям, и даже над  минеральными элементами  в животном  и человеческом царствах. Некоторые,  подобно пигмеям, работают с камнями, геммами и металлами и, как считают, являются хранителями спрятанных сокровищ. Они живут в пещерах, далеко в земл, которую скандинавы называли Нибелунген. В восхитительном  цикле  Р.Вагнера «Кольцо  Нибелунгов»  Альберих  делает себя королём пигмеев и заставляет эти маленькие создания собирать для себя сокровища, находящиеся под землей. 
    Кроме пигмеев, есть и другие гномы, которые называются лесными и древесными духами. К этой группе принадлежат  сильвестры, сатиры и паны,  дриады, гамадрилы, дурдалисы, эльфы,  смугляши и маленькие старички в лесу. Парацельс утверждал, что гномы строят себе дома из вещества, напоминающего алебастр, мрамор, цемент, но истинная природа его неизвестна и не имеет аналогов. Гномы собираются в коммуны и живут в той субстанции , с которой они работают.  Например, гамадриады живут и  умирают с растениями или деревьями , частью которых они являются. Каждый куст и цветок  имеет свойственный  его природе дух, который часто использует физическое тело растения как обиталище. Древние философы,  осознавая принцип разумности, проявляющий себя в каждом явлении Природы, верили,  что качество естественного , демонстрируемое созданиями, не обладающими организованными способностями, является результатом деятельности самих природных духов.
    К.М.Гейли в своей книге «Классические мифы»  говорит: «Приятной  особенностью старого язычества была любовь к прослеживанию каждого действия природы к действию божества. Воображение греков населило  земли и воды божествами, действию которых  приписывалось действие естественных законов». Таким образом, от имени растений, с которыми  они работали, элементы принимали  или отказывались от пищи, откладывали красящие материалы, сохраняли и защищали семена и выполняли множество других обязанностей. Каждый вид  растений обслуживался сответствующим типом  природных духов.  Работавшие, например, с ядовитыми кустарниками имели безобразный вид. Говорят, что природный дух ядовитого болиголова сильно похож на маленький человеческий скелет, покрытый  полупрозрачной кожей. Дух живет в этом растении, и, если от куста отрезать ветку, он окажется с веткой и умрет вместе с веткой , но, пока куст  имеет хоть какие – то признаки  жизни, в нем можно обнаружить присутствие стихийного духа – хранителя.
   Огромные деревья  также имеют своих природных духов, но гораздо больших, нежели элементы небольших растений. Труды пигмеев заключаются  в извлечении кристаллов из скал и разработке рудных жил. Когда гномы работают с животными или людьми, их работа ограничена тканями, свойственными их природе. Они работают с костями, которые принадлежат  к минеральному царству, и древние верили, что реконструкция сломанных частей тела невозможна без сотрудничества со стихийными духами.
   Гномы  имеют различные размеры, большинство из них меньше человека, хотя  некоторые имеют способность  изменять свой размер  по желанию. Это приводит к чрезвычайной  подвижности стихийных духов. О них Аббат Виллар писал : « Земля полна от глубин до поверхности Гномами, народом маленького размера, хранителями сокровищ,  минералов и драгоценных  камней. Они изобретательны, дружелюбны к людям к людям и легко управляемы» .
   Не все авторитеты согласны с утверждением  о дружелюбии гномов. Многие считают, что они хитрые и злобные создания, неуправляемые и предательски настроенные. Писатели, однако, соглашаются в том, что, если вы завоюете их доверие, они будут верными и преданными. Философы и посвященные  древнего  мира были инструктированы  по поводу этого таинственного малого народа и знали как  с ними обращаться и добиваться их сотрудничества  в делах чрезвычайной важности. Маги всегда предупреждали, что никогда нельзя обманывать доверия  стихийных духов, в противном случае невидимые создания, работая через субъективную природу человека, могут причинить  ему бесконечную печаль и привести даже к смерти. Пока мистик  служит  другим , гномы будут помогать ему, но, если он ищет их помощи  эгоистично для получения временной власти , они набросятся на него с неослабевающей яростью. То же самое случится, если он попытается обмануть их.
   Земные духи встречаются  в определенное время  года на великой ассамблее, как это предположил Шекспир в комедии «Сон в летнюю ночь», где стихийные духи празднуют  красоту и гармонию  Природы и предсказывают хороший урожай. Гномами правит король, которого они любят и почитают. Его зовут Гоб, вот почему его подданные часто называются гоблинами.
   Средневековые  мистики отдавали  по одной  стороне света каждому из четырех королевств природных духов,  и поэтому земной характер гномов был приписан Северу, месту, рассматриваему древними как источник мрака и смерти. Один из четырех главных  человеческих  темпераментов был также  приписан гномам , и поскольку многие из них обитают во тьме пещер и глуши лесов, их темперамент носит следы меланхолии, мрачности и нелюдимости.  Но это не значит, что сами они  имеют такой темперамент. Скорее, речь идёт о том, что гномы управляют элементами с подобной консистенцией.
    Гномы женятся и имеют семью, а женщины их называются  гномидами.  Некоторые из них носят одежду, сотканную из элементов, в которых они живут. В других случаях их одеяния всегда на них и растут по мере роста их носящих, вроде шкуры животных. Гномы имеют ненасытный аппетит и большую часть времени проводят  за едой. Но едят они тщательно и со старанием.Большинство из них скаредно и любят прятать свои вещи в укромных местах. Есть великое множество свидетельств, что дети часто видят гномов, поскольку их контакт с материальной  стороной Природы ещё не завершён и они все ещё погружены  более или менее сознательно в невидимые миры.
   Согласно Парацельсу, «человек живет  во внешних элементах, а стихийные духи живут во внутренних элементах. Стихийные духи имеют одежду и дома, манеры и привычки, язык и общественные связи, и предводителя, аналогично королеве у пчёл и вожакам в стадах животных» (Оккультная философия).
   Парацельс иначе, чем греческие мистики, думал о внешних ограничениях, накладываемых на природных духов. Швейцарский философ полагал, они видимы только в определенное время и только тем, кто находится в созвучии с их эфирными колебаниями. Греческие же мыслители полагали, что многие природные духи имеют материальную конституцию и вполне способны функционировать в физическом мире. Часто наши переживания во сне столь живы, что позднее мы уверены, что на самом деле пережили физическое явление. Трудности в различении того, где кончается физическое и начинается эфирное, могут оправдать  различие  соответствующих точек зрения.
   Но даже этого объяснения  не достаточно для того, чтобы  понять случай с сатиром, который   согласно св. Иерониму, во время правления Константина  был пойман живьём и выставлен на обозрение народу. Он имел человеческое тело, рога и ноги козла. После своей смерти он был помещен в соль и преподнесён императору, чтобы тот мог удостоверить подлинность  события. (Эта история вполне правдоподобна и могла бы быть рассмотрена современной наукой как случай уродства).


Рецензии