Видения и символы

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Шри Ауробиндо - ВИДЕНИЯ И СИМВОЛЫ.

ВСЕ видения несут в себе тот или иной смысл. Способность к внутреннему видению очень важна в йоге и отвергать ее не следует, хотя это и не самое главное, — самым важным является изменение сознания. Все остальные способности, подобные этому дару видения, следует развивать в качестве составных частей и вспомогательных средств йоги, не испытывая при этом ни малейшей привязанности к ним.

* * *

Не обязательно иметь видения — они могут быть полезны, если относятся к разряду истинных, но не более того.

* * *

У видений и голосов в йоге есть свое место, если, конечно, это подлинные видения и истинные голоса. Естественно, они не являются реализациями, а лишь шагом на пути, и человеку не следует ограничиваться только ими или принимать каждое из них за откровение.

* * *

Те видения, которые вы описываете, появляются на самых ранних стадиях садханы. На этом этапе большинство видимых образов представляют собой формации ментального плана и не всегда возможно точно определить, что они означают, так как это зависит от ума конкретного садхака. На более позднем этапе способность видения становится важной
для садханы, но снача

ла нужно продвигаться вперед, не придавая большого значения отдельным деталям, — следует подождать, пока сознание не достигнет большего развития. Единственно важным в йоге является открытие сознания Божественному Свету, Истине и Присутствию.

* * *

Частое видение света различных оттенков, похожего на тот, о котором он пишет в своем письме, обычно является признаком того, что видящий не ограничен своим внешним, поверхностным или бодрствующим сознанием, а обладает скрытой способностью (которая
может быть развита и доведена до совершенства благодаря тренировке и практике) проникать во внутреннее сознание и испытывать там соответствующие переживания.

Большинство людей ничего не знает об этом сознании, но благодаря практике йоги оно раскрывается.

В результате этого раскрытия человек начинает осознавать то, что происходит на тонких планах, и тонкие миры, не похожие на материальный. Для духовной жизни требуется еще большее раскрытие, позволяющее человеку проникнуть в свое глубочайшее сознание, бла-
годаря которому он начинает осознавать высшее «Я» и Дух, Вечное и Божественное.

* * *

Видения приходят не с духовного плана — их источником являются тонкий физический, витальный, ментальный, психический планы или планы, расположенные над Разумом. Духовный план является источником переживаний Божественного, например, переживание единого
«Я» повсюду, Божественного во всем и т. д.

* * *

Это очень хорошо, если человек имеет видения и переживания (особенно переживания); но не следует ожидать, что каждое видение реализуется в физическом мире в конкретном событии.

Некоторые действительно реализуются, но большинство — нет, какие-то видения полностью принадлежат супрафизическим мирам и указывают на реалии, возможности или тенденции, свойственные прежде всего этим мирам.

Насколько сильно это сможет повлиять на жизнь или реализовать себя на материальном плане и сможет ли вообще, зависит от природы видения, силы, заключенной в нем, иногда от воли или созидательной силы провидца.

Для людей видения имеют большую ценность главным образом потому, что они являются одной из возможностей (есть и другие), позволяю щей войти в контакт с иными мирами или с внутренними мирами и со всем, что там находится, а это царства несметных богатств,
намного превосходящие физический план в его нынешнем виде.

Человек проникает в свое более обширное и свободное «Я», в более просторный и более пластичный мир; конечно, отдельные видения позволяют лишь осуществить контакт, а не проникать в эти миры, но способность видения, сопровождающаяся способностью тонкого
восприятия (слышания, осязания и т. д.), по мере своего развития, делает такое проникновение возможным.

Такие способности не дают тех результатов, которые дает обычное воображение (поэтическое или художественное, хотя и оно может быть достаточно сильным), но если полностью развить их, то они обеспечивают постоянный рост существа и сознания, обогащают их переживаниями и расширяют их возможности.

Существует также и более важная причина, по которой людьми так высоко ценится способность видеть незримое: благодаря ей можно установить первый контакт с Божественным, явленным в различных своих формах и могуществах.

Она способна открыть канал, связующий человека с Божественным, дать возможность услышать Голос, который направляет, ощутить Присутствие, а также увидеть Образ в сердце
и привести ко многим другим переживаниям, которые люди стремятся обрести, обращаясь к религии или к йоге.

Кроме того, видение еще ценно тем, что часто это первая возможность познать внутренние планы своего собственного существа и своего собственного сознания, как чего-то отличного от миров и планов космического сознания.

Йогические переживания часто начинаются с раскрытия третьего глаза во лбу (центр внутреннего видения между бровями) или с незаметного и постепенного развития тонкого зре-
ния, чему человек поначалу может не придавать особого значения и не понимать, что это начало более глубоких переживаний.

Даже когда такой способности к внутреннему видению нет — так как человек может получить доступ к непосредственному восприятию духовных планов, она может появиться впоследствии и выступить в качестве мощного средства, способствующего развитию переживаний.

Видения могут нести в себе множество указаний, помогающих человеку познать себя или окружающий мир и людей; они могут быть отражением некой реальности и давать возможность предсказывать или предчувствовать грядущие события или делать другие, менее важные, но крайне полезные для йога открытия.

Короче, способность к видению — это великое средство, хотя и не являющееся абсолютно необходимым.

Но, как я уже говорил, существуют разные переживания, как существуют разные сны, и человек должен развить умение различать и правильно оценивать свои переживания, он должен научиться понимать, что собой представляют те или иные видения, какие силы стоят
за ними и как эти силы можно использовать. Но это слишком большой и сложный вопрос, чтобы сейчас заняться его обсуждением.

* * *

Он совершил ошибку, остановив начавшиеся было видения. Видения и галлюцинации — это не одно и то же. Внутреннее видение — это открытая дверь, ведущая на более высокие планы сознания, превосходящие физический ум, и эта же дверь позволяет войти более высокой
истине и переживаниям и оказать воздействие на ум.

Это не единственная и не главная дверь, но такая способность проявляется с наибольшей легкостью если не у большинства садхаков, то у очень многих и может оказать очень существенную помощь.

В интеллектуалах она пробуждается не столь легко, как в тех, кто наделен мощной жизнен-
ной силой или пылкой эмоциональностью и богатым воображением.

Если говорить о восприятии тонких образов и звуков, то здесь, как и в любой другой сфере деятельности человеческого ума, мы сталкиваемся с миром, где все перемешано, где присутствует не только истина, но и достаточно много полуистин и заблуждений.

Верно также и то, что слишком поспешное и неосторожное проникновение в этот мир
может привести человека в замешательство, вызвать у него обманчивые наития и донести до его внутреннего слуха ложные голоса, поэтому безопаснее все-таки следовать безошибочному руководству тех, кто обладает знанием и духовным и психическим опытом.

Человек должен спокойно смотреть на все происходящее в этой сфере и уметь различать где истина, а где ложь, но прекращать и отвергать это или другие супрафизические переживания значит ограничивать себя и замедлять свое внутреннее развитие.

* * *

Вы слишком утилитарны в своем подходе к духовным явлениям. Все, что человеку удается развить в процессе садханы, в конечном итоге, всегда способствует обретению им более полного опыта и знания — при условии, что он развил нечто подлинное.

Знание оккультных миров, оккультных сил и феноменов имеет свое место, и нужно сказать, что видения и голоса — это только малая часть обширной сферы оккультного опыта.

А что касается практического применения, то тот, кто обладает ясным и проницательным умом, умеющим различать истинное и ложное, способен использовать видения и т. п. в самых различных целях — люди же, не имеющие ясного понимания или умения различать, смогут найти им лишь очень узкое применение.

* * *

Я не знаю, что вы подразумеваете под практической садханой. Если человек развивает оккультные способности, становится обладателем оккультного знания и опыта, то все эти знания и умения могут быть чрезвычайно полезны, а значит, практичны. Сами по себе они являются следствием раскрытия внутреннего сознания, а также помогают раскрыть его еще больше, хотя это можно сделать и без них.

* * *

Что вы подразумеваете под прогрессом? Мать потратила много лет на познание оккультных миров, проникая туда и изучая там все, что необходимо было изучить. Разве все это время она не прогрессировала? У нее всегда бывают видения, когда она входит в транс. Разве эта
ее способность не обладает никакой ценностью?

Если многие люди не знают, как применить свои способности, либо злоупотребляют ими,
чрезмерно их превозносят или же используют их для возвеличивания своего эго, то разве из этого следует, что способности сами по себе не обладают никакой ценностью и не могут найти йогического применения?

* * *

Даже само по себе [развитие оккультных способностей] это шаг вперед в развитии сознания, хотя это может и не вызвать никакого одухотворения природы.

* * *

Люди, обладающие оккультными способностями, всегда склонны придавать им слишком большое значение.

* * *

Он [Р. М.] не поощрял в своих учениках этого [развития оккультных способностей], потому что его целью была реализация внутреннего «Я» и интуиции — иными словами, достижение полноты одухотворенного Разума, — в то время как видения и голоса принадлежат сфере внут-
ренних оккультных чувств, поэтому он не хотел, чтобы ученики уделяли им внимание. Некоторым садхакам я тоже рекомендую не обращать внимания на видения и голоса, потому что вижу, как ложные голоса и видения сбивают их с пути. Но это не означает, что видения и голоса не обладают никакой ценностью.

* * *

Видения приходят со всех планов, они могут быть самых разных типов и иметь различную ценность. Некоторые чрезвычайно ценны и важны, другие представляют собой некую игру ума или витала и полезны лишь для достижения каких-то особых ментальных или витальных целей, третьи — это формации ума и витального плана, и некоторые из них могут содержать в себе истину, а другие быть ложными и обманчивыми или же являться своего рода художественными
творениями этого плана.

Они могут быть очень важны для развития начального йогического сознания, то есть внутреннего ума, внутреннего витала, внутреннего физического или же для оккультного познания вселенной.

Подлинные видения могут способствовать духовному прогрессу, я имею в виду те из них, которые позволяют увидеть то, что происходит во внутренней реальности: человек может, например, встретить Кришну, поговорить с ним, услышать его голос в «реальном»
внутреннем видении, которое столь же реально, как событие, происходящее на внешнем плане. Видение просто образа Кришны — это совсем не то же самое, точно так же, как лицезрение его изображения на стене — не то же самое, что встреча с ним лично.

Но изображение на стене тоже может иметь пользу для духовной жизни. Можно лишь сказать, что не следует слишком сильно привязываться ни к этому дару видения, ни к тому, что он позволяет увидеть, но не стоит также и преуменьшать его значение. Он обладает своей ценностью и иногда приносит большую духовную пользу. Но, конечно, он не является самым главным — самое главное это реализация, установление контакта, достижение единства с Божественным, бхакти, изменение природы и т. п.

* * *

Этот свет различных оттенков и эти видения — не галлюцинации. То, что вы их видите, указывает на раскрытие внутреннего зрения, центр которого расположен во лбу, между бровями.

Свет различных оттенков очень часто становится видимым в первую очередь. Тот или иной свет означает действие или движение тонких сил, принадлежащих различным планам бытия, — по цвету и оттенку света можно судить о природе этих сил. Солнце — это символ и могущество внутренней или высшей Истины; видеть его во время медитации — очень хороший знак.

Море тоже часто является символическим видением, обычно обозначающим витальную природу, а иногда — процесс расширения сознания.

Раскрытие внутреннего зрения должно продолжаться, но до тех пор, пока не станет совершенно очевидно, что эти видения являются символическими и содержат в себе определенный смысл или проливают свет на процессы, происходящие в садхане, им не стоит придавать слишком большого значения.

* * *

Видения и голоса не предназначены для того, чтобы помочь обрести веру; они действенны, только если человек уже обладает верой.

* * *

Нет, это не было ни зрительной иллюзией, ни галлюцинацией, ни случайным совпадением, ни самовнушением, ни каким-то иным явлением, носящим столь же замысловатое, многосложное и ничего не значащее название, с помощью которых физическая наука пытается как-то объяснить научно необъяснимые явления или, скорее, уйти от подобных объяснений.

Занимаясь этими вопросами, ученый всегда делает то же самое, за что он ругает дилетанта, когда тот, не проведя ни исследований, ни экспериментов и не обладая специальными зна-
ниями, с важным видом начинает рассуждать о вещах, в которых он ничего не смыслит, — ученый тоже просто разрабатывает умозрительную теорию или исходит из заранее сформулированной идеи и вешает ярлыки полученных выводов на необъяснимые феномены.

Как я вам уже говорил, существует целый ряд или множество областей, являющихся неисчерпаемым источником разнообразных чувственных феноменов, отличающихся от внешних, физических, и эти феномены человек способен осознавать, видеть, слышать, чувствовать, обонять и осязать. Он может, если использовать новое, но уже устоявшееся американское выражение, ментально контактировать с ними либо в трансе, либо во сне, либо в состоянии внутреннего погружения, ошибочно называемом сном, либо непосредственно в бодрствующем состоянии.

Не стоит удивляться способности воспринимать супрафизические явления внутренне или с помощью внешних органов чувств, то есть видеть их обычным глазом, слышать обычным
ухом, даже осязать их, как если бы это были грубые физические объекты, — подобная способность или дар не является аномалией или отклонением от нормы.

Это универсальная способность, присущая всем людям, но у большинства она находится в латентном состоянии, у некоторых — редко или время от времени активизируется, у дру-
гих — проявляется как бы случайно, и лишь немногие могут часто пользоваться ею или сделать ее частью своей обычной деятельности.

Но точно так же, как любой человек, используя определенную методику, способен постичь премудрости науки и научиться делать то, что его предкам показалось бы чудесами, практически каждый может, если захочет, развить у себя, благодаря небольшой практике сосредоточения и тренировке, способность супрафизического видения.

Когда человек начинает практиковать йогу, эта способность часто, хотя и не всегда — ибо некоторые обретают ее с большими трудностями — одной из первых выходит из своего латентного состояния и проявляет себя, причем чаще всего без каких-либо усилий или
намерений со стороны садхака или наличия у него предварительного знания.

Человеку легче овладеть внутренним видением с закрытыми глазами, чем с открытыми, но это возможно в обоих случаях. Когда эта способность начинает проявляться при открытых глазах, то нередко первым знаком является видение «вспышек» или маленьких светящихся точек, форм и т. п., что и было вашим первым знакомством с миром невидимого.

Затем, довольно часто и с наибольшей легкостью, видятся круглые светящиеся объекты, подобные звездам. Потом человек начинает видеть цвета, что является третьей разновидностью начальных переживаний — но не обязательно все происходит именно
в таком порядке.

Йоги в Индии очень часто, для того чтобы развить эту способность, используют метод под названием тратака, зрительное сосредоточение на отдельной точке или объекте — предпочтительно светящемся объекте. Неотрывно глядя на звезду, вы как раз упражнялись в выполнении тратаки и смогли добиться того, что любой йог в Индии посчитал бы совершенно нормальным.

Ведь все это не фантазии и не иллюзии — восприятие и изучение подобных феноменов является частью оккультизма, дисциплины, практиковавшейся с доисторических времен во всех странах, и всегда его адепты считали, что все эти видения не просто галлюцинации или результат самовнушения, но нечто подлинное и поддающееся проверке, если к ним
подобран правильный ключ.

Скептицизм, возникший у вас, был бы естественен для человека придерживающегося «современных взглядов» и начавшего скрупулезно изучать оккультные феномены прошлого, настоящего и будущего, — его сомнения были бы естественными,
хотя и не оправданными, поскольку они, конечно же, были бы вызваны неадекватным подходом к изучаемым фактам.

Но раз уж вы начали видеть, то первым делом вам необходимо отбросить и оставить позади
весь этот псевдонаучный, демагогический подход, все эти тщетные попытки физически объяснить супрафизические явления и двигаться исключительно в русле рациональных рассуждений.

Развивайте эту способность, испытывайте все больше и больше переживаний, развивайте сознание, способное к восприятию этих феноменов. По мере того как сознание будет развиваться, вы начнете понимать и интуитивно чувствовать значение увиденного вами.

Или, если вы предпочитаете научный подход, тогда изучайте и применяйте оккультную науку, так как только она может иметь дело с супрафизическими феноменами.

А что касается вашего видения, то это были не просто любопытные феномены и даже не просто символические цвета, а явления исключительной важности.

Развивайте эту способность внутреннего восприятия и все то, что она несет с собой. В своих первых переживаниях вы увидели только то, находится на самой внешней границе; далее простираются целые миры переживаний, заполняющие собою то, что обычному человеку
представляется пропастью (внутренняя пустота вашего Рассела), отделяющей сознание земли от Вечного и Бесконечного.

* * *

Существует физический аспект вещей и явлений и их оккультный, супрафизический аспект — и не обязательно один должен мешать другому. Все физические объекты — это формы выражения супрафизической реальности.

Существование тела, со всеми его физическими органами и процессами, не опровергает, как это ошибочно полагали в 19 веке, существование души, использующей тело, даже если она
тоже в какой-то степени зависима от тела. Законы Природы не опровергают существование Бога.

Факт существования материального мира, к которому приспособлены наши органы чувств, не опровергает существования менее материальных миров, которые мы можем воспринимать благодаря другим, более тонким органам чувств.

* * *

Божественное Присутствие — это физическое ощущение или духовный факт? И обладают ли физические органы чувств навыком и способны ли они видеть или ощущать духовные феномены: духовное Присутствие, нематериальную Форму?

Видеть Брахмана повсюду невозможно, если вы не развили у себя внутреннее зрение, а для этого необходимо заниматься сосредоточением. Некоторые люди действительно способны видеть нематериальные формы благодаря врожденной способности к этому, большинству же необходимо прежде развить тонкое зрение.

И глупо ожидать, что Божественное проявит свое Присутствие, если вы со своей стороны не предпримете никаких усилий, чтобы увидеть Его, а для этого необходима практика сосредо-
точения.

Это просто означает, что ваше ощущение Присутствия субъективно. Но обязательно ли субъективное ощущение чего-либо должно быть лишь игрой воображения? Если да, то тогда невозможна никакая йога.

Нужно принять за аксиому, что субъективно воспринимаемые явления могут быть столь же реальны, как и объективные. Без сомнения, могут быть и бывают случаи, когда человек имеет дело с тем, что называют ментальными формациями, — но, во-первых, и ментальные формации являются или могут быть очень мощными средствами, с помощью которых можно производить реальные изменения в материальном мире.

Во-вторых, определить, является ли то, что человек видит или слышит, ментальной формацией или воспринимаемым субъективно, но тем не менее реальным объектом, можно только тогда, когда человек приобрел уже достаточный опыт в области восприятия внутренних
феноменов.

* * *

Субъективные видения могут быть столь же реальны, как и то, что мы видим объективно, — разница только в том, что одно является реальным для материальной вселенной, в то время как другое принадлежит иным планам, вплоть до тонкого физического, и реально для них.

Даже символические видения реальны, поскольку они являются символами чего-то реально существующего. Даже сны могут быть реальностью тонких миров. Видения не обладают реальностью только тогда, когда представляют собой просто ментальные формации, порожденные воображением и не выражающие ничего, что действительно существует сейчас, существовало в прошлом или будет существовать в будущем.

Эта способность видеть иногда бывает врожденной и привычной, когда человеку даже нет необходимости прилагать усилия, чтобы развить ее. Иногда она сама собой пробуждается и становится ярко выраженной или же для ее развития требуется лишь небольшая практика.

Это не обязательно является знаком духовных достижений, но обычно, когда человек, практикуя йогу, начинает погружаться внутрь себя или жить внутри, способность тонкого видения в большей или меньшей степени пробуждается; хотя это не всегда происходит легко, особенно если человек привык жить преимущественно в своем разуме или во внешнем витальном сознании.

Думаю, что ваши представления о «даршане», явлении Божества своему преданному, верны; но в данном случае мы имеем дело с другим феноменом, с проявлением Его присутствия, временного или постоянного, и возникнуть оно может как видение или как отчетливое ощущение Его присутствия, дающее бOольшую близость, нежели видение Его образа и частые или постоянные контакты с Ним.

Такое случается благодаря погружению человека в свое внутреннее «я» и росту сознания или благодаря нарастанию интенсивности бхакти.

Когда под давлением всевозрастающего и всепоглощающего чувства бхакти происходит прорыв через плотную и непроницаемую оболочку внешнего сознания, возникает восприятие присутствия Божественного

* * *

Внутреннее зрение дает столь же живое восприятие, как и обычное, а видимые образы всегда бывают точны и содержат в себе некую истину. В видениях, носящих ментальный характер, они частично истинны, а частично представляют собой игру возможностей.

Или же ментальный образ, подобно витальному, может быть только внушением, то есть формацией некой возможности, имеющейся на ментальном или витальном плане, которая является в сознание садхака в надежде, что он примет ее и поможет ей реализоваться.

* * *

Предназначение ментальных видений — донести до ума влияние тех сил или событий, которые они символизируют.

* * *

Космическое видение — это визуальное восприятие вселенских процессов, оно не обязательно должно быть как-то связано с психическим. Оно может происходить в универсальном уме, универсальном витале, универсальном физическом, где угодно.

Что вы имеете в виду под психическим видением? Внутреннее видение означает видение с помощью внутреннего зрения, в противоположность внешнему, которое осуществляется поверхностным умом через физические глаза.

В терминологии нашей йоги слово «психическое» употребляется только по отношению к душе, психическому существу. Оно не используется для описания тех случаев, когда вы видите, например, привидение, что на обычном языке назвали бы «психическим видением»; мы говорим о внутреннем видении или тонком зрении, а не о психическом видении.

* * *

Тонкое видение в состоянии транса ничем не уступает тонкому видению в бодрствующем состоянии. Различается только состояние воспринимающего сознания: в одном случае бодрствующее сознание участвует в процессе видения, а в другом исключается из этого процесса, уступая место более свободной и более обширной области внутренних пережи-
ваний. Но и в том, и в другом случае человек видит с помощью внутреннего зрения.

* * *

С помощью внутреннего зрения можно видеть объекты, но можно и вместо них видеть вибрации сил, действующих через объект.

* * *

Видения могут быть самых разных видов: некоторые представляют собой просто внушения какой-то силы, которая хочет или пытается реализовать себя на физическом плане, другие говорят о наступлении какого-то события или о приближении к нему, третьи показывают, что
оно уже осуществляется.

* * *

Чтобы улучшить качество воспринимаемых образов, не нужно делать никаких усилий. Оно будет постепенно улучшаться само собой, по мере практики и накопления опыта: размытые очертания станут четкими, неполное изображение станет полным.

Нельзя сказать однозначно, реальны или нереальны эти образы. Некоторые являются формациями ума, некоторые — образами, которые возникают сами собой, некоторые — образами реальных объектов, которые непосредственно предстают перед внутренним взором; есть и такие, которые являются картинами реальных событий, а не просто символическими образами.

* * *

Эта область (центр которой расположен между бровями) является областью внутренней мысли, воли и видения; образ автомобиля говорит о стремительном прогрессе в этой части сознания. Автомобиль - это символический образ, а символические образы не имеют никакого
отношения к физической реальности.

* * * 

Эти события происходят во внутреннем уме или внутреннем витале и обычно за ними скрывается некая истина, но форма, в которой они находят выражение в уме, может быть несовершенной, то есть значение образа не всегда можно точно описать в известных нам тер-
минах.

Внутренние феномены можно видеть так же отчетливо, как и объекты окружающего мира, воспринимая их либо в виде образов, доступных тонкому зрению, либо в их сущности, доступной еще более тонкому и могущественному способу восприятия; но чтобы все эти способности проявились во всей своей мощи и силе, их надо развивать.

* * *

Тонкие образы могут быть образами каких угодно объектов и явлений в каких угодно мирах.

* * *

Все нефизические объекты и явления визуально воспринимаются с помощью тонкого зрения.

* * *

Это видение цветовых оттенков является началом раскрытия внутреннего зрения, того, что называется сукшмадришти. Впоследствии это зрение полностью раскрывается, и человек начинает видеть образы, картины событий, людей. Очень хорошо, что вашим первым внутренним видением был образ Матери.

* * *

Когда внутреннее зрение раскрывается, перед внутренним взором человека может предстать все, что когда-либо было или в данный момент существует в мире, можно даже увидеть то, что появится в будущем, — так что видеть внутренним зрением образы и события
прошлого вполне возможно.

* * *

Когда человек пытается медитировать, то первым препятствием является засыпание. Когда вы преодолеваете это препятствие, возникает состояние, в котором вы с закрытыми глазами начинаете видеть всевозможные объекты, людей, картины событий. Ничего плохого в этом
нет, это хороший знак, означающий, что вы достигли прогресса в йоге.

Помимо внешнего физического зрения, с помощью которого человек видит объекты окружающего мира, в нас существует внутреннее зрение, с помощью которого мы можем видеть незримое и неизвестное, объекты, находящиеся на большом расстоянии, принадлежащие другому месту или времени или другим мирам.

Именно внутреннее зрение сейчас открывается в вас. Это происходит благодаря работе силы
Матери, и вы не должны пытаться остановить этот процесс. Всегда помните Мать, взывайте к ней и стремитесь почувствовать ее присутствие и ее силу, действующую в вас; но для этого вам нет никакой необходимости отвергать эту или какую-то другую способность, которая
может развиться в вас впоследствии благодаря действию силы Матери.

Отвергнуть нужно только желание, эгоизм, беспокойство и другие неверные движения.

* * * 

Читая ваше письмо, я не совсем понял, какова природа этих картин и объектов, которые, подобно кинематографическим образам, проходили перед вашим внутренним взором. Если это тонкоматериальные объекты, воспринимаемые внутренним зрением, то нет никакой
необходимости отбрасывать их — нужно просто позволить им пройти.

Когда человек практикует садхану, внутренний ум, пребывающий в нем, пробуждается и с помощью внутреннего зрения начинает видеть образы всевозможных вещей, принадлежащих как этому миру, так и другим мирам; эта способность видеть имеет свою ценность, хотя
человек не должен привязываться к ней: нужно позволить возникающим образам проходить перед внутренним взором, сохраняя свой ум спокойным, не фиксируя на них внимание, но и не отбрасывая их.

То, что нужно отвергать, это мысли внешнего ума, внушения и идеи, которые в конечном счете ведут к нарушениям в садхане. Существует также большое количество разного рода мыслей, не представляющих никакого интереса, но к которым ум привык и которым он позволяет возникать механически, по привычке.

Иногда такие мысли возникают, когда человек пытается добиться внутренней тишины. Нужно,
не обращая на них внимания, позволить им возникать и исчезать, до тех пор пока они не исчерпают себя и ум не станет тихим и спокойным.

Бороться с ними и пытаться остановить их силой бесполезно, необходимо лишь спокойно отвергать их. С другой стороны, если мысли приходят изнутри, от психического, если это мысли о Матери, о божественной любви и радости, мысли, связанные с восприятием
истины и т. п., то их не следует отвергать, так как они помогают сделать психическое активным.

* * *

Сны или видения на витальном плане обычно это:

(1) символические витальные видения;

(2) события, реально происходящие на витальном плане;

(3) формации витального ума — либо того человека, который спит и видит сон, либо того, с кем он встречается во сне, либо сил или существ данного плана.

Не стоит слишком доверять такого рода переживаниям: даже первая категория имеет только относительную или предположительную ценность, а вторая и третья часто совершенно обманчивы.

* * *

Эти видения принадлежат витальному миру и витальным планам, и там можно увидеть сотни таких видений… Все части индивидуального сознания подобны пространству, в которое постоянно проникают или через которое постоянно проходят силы соответствующих планов
сознания универсальной Природы.

Самое лучшее — спокойно наблюдать за происходящим, никак на это не реагируя и не придавая увиденному особого значения, так как это переживания не высокого порядка.

* * * 

Это зависит от характера символического видения, от того, является ли оно просто образом, с помощью которого внутреннему взору и внутренней природе предстает то, что символизирует этот образ (и даже если внешний ум не понимает значения символа, внутренний
ум способен воспринять увиденное и испытать его воздействие), или же это видения, выражающие в символической форме какой-то динамический процесс.

Солнце, как символ, например, обычно указывает на какой-то динамический процесс. Кроме того, если рассматривать динамические символы, то среди них некоторые могут
просто служить проводниками влияний тех сил, которые они символизируют.

Некоторые показывают то, что в данный момент осуществляется, но еще не завершено, другие отражают развитие переживания, которое в это время испытывает сознание, и есть такие, которые являются предсказаниями того, что может произойти или произойдет в отдаленном или ближайшем будущем.

Существуют и другие видения, являющиеся не просто символами, а реально происходящими
событиями, увиденными внутренним зрением в символической форме.

* * *

Когда в видениях цвета начинают принимать определенные формы, то это знак того, что в человеке проводится определенная динамическая работа, направленная на формирование его сознания: квадрат, например, означает, что в какой-то части существа идет процесс
какого-то творения; форма квадрата говорит о том, что это творение будет обладать полнотой и завершенностью.

Если же фигурой является прямоугольник, то это показатель формирования чего-то частичного
и предварительного.

Волны света означают интенсивное динамическое движение сил, звезда в данном контексте является обещанием формирования в будущем нового существа.

Голубой цвет должен означать здесь свет Кришны, следовательно, это творение осущест-
вляется под воздействием сознания Кришны.

Все это символы того, что происходит во внутреннем существе, в его сознании, а результаты
этой внутренней работы время от времени проявляются во внешнем или поверхностном сознании в виде чувства облегчения и открытости, которые вы испытали, чувства преданности, радости, безмятежности, Ананды и т. д.

Когда раскрытие завершится, вы, несомненно, будете обладать более непосредственным восприятием той работы, которая происходит за покровом внешнего сознания, а затем придет время, когда она охватит наиболее поверхностные части природы и станет уже не скрытой внутренней, а явной и осознанной работой, проводимой во внешнем существе.

* * *

Когда вы видите квадрат, то это символ завершенного творения.

Когда вы видите буйвола, несущегося прямо на вас и промахивающегося, и чувствуете, что избежали смертельной опасности, то это отражение в символической форме некоего события.

На тонком плане произошло реальное событие, которое ваш ум передал в форме неудачного нападения на вас буйвола, — буйвол в данном случае олицетворял некую враждебную силу, пытавшуюся напасть на вас.

* * *

Все, что можно увидеть тонким зрением с закрытыми глазами, можно увидеть также и с открытыми; для этого достаточно развить внутреннее зрение, свойственное тонкому физическому сознанию.

* * *

1. Это видение воспринималось физическими глазами, но посредством тонкого физического сознания; иными словами, произошло наложение одного сознания на другое. Достигнув определенной стадии развития, такая способность пребывать в обычном физическом
сознании и при этом, помимо восприятия физическими органами чувств, обладать более тонким восприятием, позволяющим видеть, чувствовать, осязать объекты тонкой реальности, становится вполне нормальной.

Бывает достаточно небольшого сосредоточения, чтобы активизировать эту способность, иногда это случается само собой, без всякого сосредоточения.

Поскольку этот цветок был тонким физическим объектом, не совсем материальным в обычном смысле этого слова (хотя довольно вещественным и материальным для своего собственного плана, не иллюзией), то сфотографировать бы его не удалось — за исключением случая,
когда происходит одно из тех сверхъестественных вмешательств, благодаря которым тонкая форма вдруг материализуется и обретает черты реального объекта.

В темной комнате такой объект разглядеть можно, хотя это не так просто, и он не будет иметь такие четкие очертания, как физический объект, если, конечно, вы не способны направить на него свет тонкого физического плана, чтобы окружить им объект и с помощью этого света сделать его отчетливо видимым.

Если объект виден только с закрытыми глазами, то это уже будет не тонкая физическая форма, а объект или формация витального, ментального или другого плана — если, конечно, внутреннее сознание не достигло такого развития, что стало способно создавать свои проекции на физических планах; но такая способность встречается довольно редко и в большинстве случаев развивается на поздних стадиях садханы.

2. Обычно это не объект исчезает, а происходит изменение сознания. Из-за недостаточной способности долго удерживать это состояние восприятия или из-за недостаточной подготовки человек не в состоянии длительно сохранять тонкое физическое зрение, благодаря кото-
рому вы действительно видели этот объект.

Способность видеть тонкие физические объекты легче всего возникает в состоянии между легким сном и бодрствованием: либо когда человек только что пробудился, либо когда он только-только начал засыпать. Но благодаря тренировке можно научиться видеть тонкие физические объекты и в бодрствующем состоянии.

Сначала, когда человек начинает видеть тонким зрением, он, как правило, бOольшую часть времени наблюдает довольно неопределенные и нечеткие образы, а те, что хорошо различимы, завершены, точны в деталях и имеют четкие очертания, склонны появляться только на мгновение и тут же исчезать.

И только когда тонкое зрение хорошо развито, можно в течение длительного времени сохра-
нять ясное и четкое видение тонких объектов во всех подробностях.

Неустойчивость восприятия является результатом того, что человеку трудно удерживать состояние, еще не являющееся привычным для его сознания, а в случае тонкого видения с открытыми глазами трудность заключается еще и в том, чтобы сохранять одновременно два сознания, которые накладываются друг на друга.

3. На каждом плане в процессе восприятия возникают всевозможные видения: символические формы, образы внушений, формации мыслей, желаний или намерений, разного рода конструкции,
реальные объекты, постоянно присутствующие на планах, которым они принадлежат, и нечто вымышленное и обманчивое.

Случайный и мимолетный характер присущ не самим наблюдаемым феноменам, а сознанию, которое познает другие миры с помощью очень несовершенного и ограниченного способа восприятия.

Каждый план — это мир или совокупность или последовательность миров, каждый из которых имеет свою особую организацию, но это именно организация, а не беспорядок; но, конечно, тонкие планы более пластичны и менее жестки в своей организации по сравнению с материальным планом.

* * *

Звуки колоколов и видение света и цветовых оттенков говорят о раскрытии внутреннего сознания, что в свою очередь приводит к возможности слышать и видеть то, что происходит на других планах, отличных от нашего физического. Некоторые из этих явлений, вроде
звона колоколов, стрекотания сверчков и т. п., по-видимому, могут даже помогать этому раскрытию.

Упанишада говорит о них как о признаках рас крытия высшего (брахманического) сознания в йоге или как о феноменах, помогающих такому раскрытию. Различные виды света символизируют силы — или иногда какой-то определенный свет, подобный тому, который вы видели, может быть светом некоего существа с супрафизических планов.

* * *

Эти звуки или голоса, которые вы слышите, подобны образам (людей, объектов), которые вы видите. Так же, как существует внутреннее зрение, отличное от физического, существует внутренний слух, отличный от обычного, внешнего уха.

С его помощью можно слышать голоса, звуки и слова других миров, других времен и мест или же те, что приходят от супрафизических существ. Но здесь вы должны соблюдать осторожность. Если голоса, противоречащие друг другу, пытаются сказать вам, что надо или что не надо делать, вам не следует их слушать или отвечать им. Только я и Мать можем говорить, что вам следует или не следует делать, руководить вами или давать вам
советы.

* * *

Когда раскрываются все внутренние чувства или какое-либо из них, человек непроизвольно видит и слышит то, что принадлежит другим планам. Что именно человек видит или слышит, зависит от степени развития внутренних органов чувств. Что касается звуков, слышимых
вами, то это могут быть символические звуки, имеющие отношение к садхане, или обычные звуки иных планов; все зависит от того, что вы слышите.

* * *

Это зависит от природы звуков. Некоторые связаны [с садханой], другие — просто звуки иных планов.

* * *

[Тонкие звуки, связанные с садханой:] Они являются признаком проведения какой-то подготовительной работы, но так как это лишь общий признак, то, исходя из самих звуков, нельзя сказать, что именно готовится.

* * *

Внутренний голос — это только голос: он может указать направление, но он не наделяет силой. Голос говорит, но не действует. Существует большая разница между чтением книги и получением внутренних указаний.

* * *

[Способность ощущать тонкие запахи и вкусы:] Это не раскрытие оккультного знания и оккультных способностей, а просто раскрытие внутреннего сознания.

* * *

Этот [тонкий] запах [исходящий от человека] связан с каким-то качеством, присущим витально-физическому сознанию данного человека. Это качество может и не быть выражено все время, но когда оно проявляется, возникает запах.

…Это качество может иметь разный характер и в каждом случае проявляться по-разному, поэтому нельзя однозначно сказать, что такой-то запах вызван таким-то качеством. Но самым грязным запахом обладает секс.

V

Символ, в моем понимании, это такая форма, которая выражает на одном плане истину, принадлежащую другому плану. Флаг, например, является символом страны… Но если говорить в общем, то все формы являются символами.

Наше тело — это символ нашего истинного существа, а все сущее есть символ некой высшей реальности. Тем не менее, существуют различные виды символов:

1. Традиционные символы, такие, например, как созданные ведическими риши, которые использовали для этого названия окружающих их объектов.

Корова символизировала свет, потому что и луч, и корова обозначались одним и тем же словом «go», а также потому, что корова была для них самой большой ценностью, так как она поддерживала их жизнь, и при этом всегда существовала опасность, что ее украдут
и спрячут. Но такой символ, однажды созданный, становится живым выражением некой реальности. Риши вдохнули в него жизнь, и он сделался частью их реализации. В их видениях корова представляла собой образ духовного света.

Конь также был одним из их излюбленных символов, и в этом качестве он мог использоваться с большей легкостью, так как его сила и энергия были очевидны.

2. То, что мы можем назвать Жизненными символами. Эти символы рождаются без какого-либо сознательного намерения — этому не предшествует ни искусственный выбор, ни процесс ментального осмысления, они естественно проистекают из нашей повседневной жизни и формируются под влиянием того, что происходит вокруг нас и обусловливает наше обычное существование.

Гора для древних была символическим выражением пути йоги, следуя по которому человек
поднимался с уровня на уровень, покоряя вершину за вершиной. Подобную же идею выражало путешествие, включающее в себя пересечение рек, внезапные столкновения с укрывшимися в засаде врагами, имеющими как человеческий, так и звериный облик. А в наше время мы, наверное, могли бы уподобить йогу поездке в автомобиле или путешествию на поезде.

3. Универсальные символы, которым присущ свой собственный смысл и своя собственная сила. Акаша, или эфирное пространство, является символом вездесущего вечного Брахмана. У любого народа этот символ выражал бы одно и то же.

Солнце также является универсаль ным символом и означает источник супраментального
Света, божественный Гнозис.

4. Ментальные символы, примерами которых являются числа и алфавиты. Подобные символы, однажды принятые, тоже становятся активными и могут оказаться очень полезными. Так, геометрические фигуры интерпретировались по-разному.

В соответствии с моими собственными переживаниями, квадрат символизирует Сверхразум.
Я не могу сказать, как это получилось. Некое существо или некая сила могли создать этот символ до того, как он возник в моем уме.

Что касается треугольника, то его значение тоже можно толковать по-разному. В одном положении он может символизировать три низших плана, в другом — три высших: таким образом, оба треугольника могут накладываться друг на друга и образовывать один комбинированный символ.

Древние любили аналогичным образом порассуждать о символическом значении цифр, но создаваемые ими системы были по большей части ментальными.

Несомненно то, что существуют супраментальные реалии, которые мы переводим в такие ментальные формулы, как карма, психическая эволюция и т. д. Но они являются, так сказать, бесконечными реалиями, которые невозможно ограничить этими символическими формами, хотя они могут быть так или иначе выражены через них; впрочем, с таким же успехом они могут быть выражены и с помощью других символов, к тому же один и тот же
символ может выражать множество различных идей.

* * *

В той или иной форме все эти идеи существовали в прошлом. Символическое значение чисел было одним из основных элементов учения Пифагора еще за пять столетий до рождения Христа.

* * *

Огонь, свет, солнце, луна — это обычные символы, которые видит большинство садхаков. Они указывают на движение или действие внутренних сил. Солнце означает внутреннюю истину.

* * *

Иногда Свет видится как заполненное светом пространство, а иногда в виде определенных форм, и самыми распространенными формами являются солнце, луна, звезды или пламя.

* * *

Человек всегда видит этот свет, цвета, цветы, когда на определенной стадии садханы внутри него осуществляется работа сил. Свет, конечно же, означает озарение сознания, цвет — игру сил, ментальных (желтый), витальных и физических — тех сил, которые способствуют просветлению этих частей существа. Цветы обычно указывают на психическую активность.

* * *

Не обязательно обладать спокойным умом, для того чтобы видеть свет, — это зависит лишь от раскрытия тонкого зрения, центр которого расположен во лбу между бровями. У многих людей такое раскрытие происходит, как только они начинают практиковать садхану.

Те же, кто обладает небольшой врожденной способностью к этому, могут развить ее с помощью волевого усилия и сосредоточения даже без всякой садханы. Успокоение ума необходимо для другого: чтобы почувствовать присутствие Матери и т. д.

* * *

Сосредоточенный ум не всегда необходим для видения света — если в какой-нибудь части сознания имеется раскрытие, то этого уже бывает достаточно.

* * *

Свет, приходящий извне, означает прикосновение или влияние силы, которую этот свет символизирует (золотой — это свет Истины, голубой — какой-то духовной силы, пришедшей с высших планов), свет же внутри означает, что сила проникла или обосновалась и часто про-
являет свою активность в самой природе. Свет, приходящий свыше, означает нисхождение силы на уровень ума, свет вокруг — общее влияние силы, окружающей вас.

* * *

Этим словом1 обозначается мягкий, но насыщенный свет или же своего рода пылкое воодушевление, озаряющее человека изнутри.

* * *

Свет часто виден впереди, перед центром внутреннего видения, ума и воли, расположенного во лбу между бровями. Солнце означает Свет Божественной Истины, представленный в форме, свет звезд — это тот же самый Свет, воздействующий на обычное сознание, представленное в образе ночи Неведения, как проникающая в него Сила. Зов вызвал нисхождение Света и проникновение его во внутреннее существо.

* * *

Солнце — это символ сконцентрированного света Истины.

* * *

Солнце — это Истина, нисходящая свыше; в исключительных случаях — это супраментальная Истина.

* * *

Сверхразум не имеет ничего общего с разумом, это нечто совершенно другое. Солнце означает Истину, которую можно непосредственно воспринять на каком угодно плане. Солнце — это символ Сверхразума, но Истина может нисходить на другие планы и тогда она перестает
быть супраментальной, а видоизменяется в соответствии с функцией каждого плана; и все же солнце, которое человек видит на том или ином плане, является непосредственным Светом Истины.

* * *

Существуют различные солнца на различных планах и каждое из них обладает своим собственным цветом. Но на планах высшей полусферы также есть солнца такого же цвета, только более яркие, которые и дают начало свету и силе этих солнц более низкого порядка.

* * *

Красное солнце — это символ истинного, озаренного физического сознания, которое должно заменить то темное и невежественное физическое сознание, в котором живут сейчас люди. Красный — это цвет физического; красный бриллиант — это сознание Матери в физическом.

* * *

Луна означает духовность, иногда также духовную Ананду.

* * *

Луна в качестве символа в видениях обычно означает духовность в уме или просто духовное сознание. Она также может означать поток духовной Ананды (согласно древнему преданию, нектар блаженства находится на Луне).

* * *

[Духовный Разум, символически представленный в виде луны:] Это — Разум, находящийся в контакте с истинами духа и отражающий их.

Солнце — это свет Истины, луна лишь отражает свет Истины, в этом и заключается различие.

* * *

Золотой свет означает свет высшей Истины; луна является символом духовности. Золотая луна означает силу духовности, наполненную светом высшей Истины.

* * *

Звезда означает творение или созидание, либо их обещание, либо силу творения или созидания.

* * *

Звезда — это всегда обещание прихода Света; звезда превращается в солнце, когда происходит нисхождение Света.

* * *

Звезды означают островки света в невежественном ментальном сознании. Луна - духовный свет. Солнце - Свет высшей Истины.

* * *

Четко сформулированная, озаренная мысль может быть видима как искра света.

* * *

Искры или переливы света означают игру сил в сознании или вокруг него.

* * *

Сат, Чит, Ананда, Сверхразум, Разум, Жизнь, Материя — таковы семь планов, описанных в Веде, — но практикуя эту йогу, человек видит множество планов сознания, которые представляются ему как небеса или как моря.

* * *

Это голубое небо — план Возвышенного Разума; в иерархии планов сознания от человеческого ума до Сверхразума это наиболее близкий нам план. Луна, в данном случае, это символ духовности на ментальных планах. Мир Возвышенного Разума находится выше миров,
непосредственно связанных с сознанием тела.

* * *

Небо — это всегда некий ментальный план. Звезды означают зарождение Света или обещание его появления; свет различной окраски указывает на ту или иную силу сознания: золотой = Истина, голубой = возвышенный одухотворенный ум, фиолетовый = сочувствие, един-
ство или вселенское сострадание.

* * *

Первое море — это обычное сознание, второе море — высшее сознание, над которым сияет Солнце Истины. Горы олицетворяют собой восходящие планы высшего сознания. Путешествие в поезде — переход от одного сознания к другому.

* * *

Море с солнцем над ним — это план сознания, озаренный светом Истины. Вступление в сияние солнечных лучей означает, что человек уже более не просто озарен светом Истины, а начал в своем собственном сознательном существовании приобщаться к ней.

* * *

Голубой океан часто является символом единого и неделимого духовного сознания на уровне возвышенного Разума.

* * *

Рассвет всегда означает какую-то разновидность раскрытия — приход того, что пока еще не проявлено во всей своей полноте.

* * *

Ночь — это символ Неведения или Авидьи, в которой живут люди, точно так же, как Свет — символ Истины и Знания.

* * *

Гора — символ воплощенного сознания, имеющего своим подножием землю, но устремленного вверх к Божественному.

* * *

Гора всегда символизирует уходящую ввысь иерархию планов существования с пребывающим на самой вершине Божественным, которое является целью восхождения.

* * *

Гора обычно является символом сознания с его восходящими уровнями. Течение воды с вершины означает поток силы, нисходящий из высшего сознания.

* * *

В вашем видении снежные просторы, вероятно, символизировали сознание, находящееся в состоянии чистоты, тишины и покоя, подобно земле, укрытой снегом; в нем зарождается новая жизнь (психическая, духовная, о чем говорит появление цветов) на месте старой
ментальной и витальной жизни, которая и была укрыта этим белым снежным покровом.

* * *

Озеро — это существо в его индивидуальном сознании, море — то же самое существо с универсализированным сознанием, способным вместить в себя вселенную и ее космические силы; первое сознание (индивидуальное) растворяется во втором (вселенском). Лодка — это формация сознания Матери в вас, в которой вы готовитесь отправиться в плавание по этому морю.

* * *

Подобный сон о ребенке — особенно о новорожденном ребенке — обычно означает рождение (или пробуждение) души или психического существа во внешней природе.

* * *

Психическое существо не обязательно всегда предстает в образе младенца — иногда его действительно можно символически увидеть как новорожденного младенца; но многие видят его как ребенка того или иного возраста, это очень частое и довольно обычное переживание;
нельзя сказать, что оно свойственно только эмоциональным натурам.

Оно может иметь несколько значений, например, оно может означать новое рождение сознания в истинной психической природе, только-только начавшийся рост этого нового существа, веру, доверие, зависимость ребенка от Матери.

* * *

Ребенок обычно означает психическое существо — то, что это новорожденный, символизирует выход психического существа на поверхность. Этот цвет пеленки должен означать, что психическое, проявляясь, приносит с собой здоровье (внутреннее или внешнее или и то
и другое) и духовные богатства.

* * *

Ребенок (когда под ним не подразумевается психическое существо) обычно является символом чего-то нового, только что родившегося в какой-то части сознания. Красный цвет имеет много разных значений в зависимости от оттенка.

* * *

Думаю, что этот золотой ребенок является истинной Душой, следующей за серебристым светом духа. Когда она погружается в черные воды подсознательного, то это лишает ее духовного света и семи потоков Божественной Энергии; затем, очищая себя от грязи
подсознательного, она подготавливает свое восхождение к верховному Божественному (к Матери).

* * *

Флейта — это символ зова, обычно духовного зова.

* * *

Флейта — это зов Божественного.

* * *

Когда в видении или в переживании во сне возникает ощущение, что ты мертв, то это говорит о том, что какая-то часть существа должна быть успокоена, приведена в состояние абсолютной пассивности и перестать существовать как часть природы.

Это может быть очень небольшая часть, но поскольку в ходе этого процесса сознание
сосредоточивается на ней и отождествляет себя с ней для проведения необходимой работы, то и возникает это ощущение «я мертв».

Когда вы произнесли: «Я мертв, теперь позвольте мне встать и уйти», — это просто означало, что «Дело сделано, процесс завершен, и мне больше нет необходимости отождествлять себя с этой частью». Но в переживании не было никакого указания на то, с какой именно частью природы все это происходило.

* * *

Горение обычно символизирует очищение физического.

* * *

То, что вы видели, было символом внешнего физического сознания, омраченного обычными движениями (тучами), но духовность (луна) все же распространяла свой свет повсюду, сияя за покровом обычного человеческого неведения.

Собака означала какую-то часть в физическом (часть сознания, полную преданности, готовую к послушанию и т. д.), которая с доверием ожидает прихода Света.

Огонь, который вы ощущали, был огнем очищения, а жар возник из-за того, что сгорал элемент, оказывающий сопротивление, — после того, как он сгорел, вы почувствовали прохладу, мир и покой.

Голоса, звуки и впечатление, что там присутствовал Х, свидетельствовали о хаотичной деятельности оккультных органов чувств, в частности витального слуха, воспринимающего звуки и голоса, не принадлежащие физическому плану.

Когда происходят подобные феномены, необходимо спокойно отвергать их и тогда они прекратятся.

Некоторые люди проявляют к ним интерес и имеют массу проблем из-за того, что у них вошло в привычку прислушиваться к голосам и видеть или ощущать феномены, которые лишь отчасти или только иногда бывают истинными, хотя даже в этом случае они в значительной степени смешаны с тем, что ложно и обманчиво. Хорошо, что в вашем витальном существе была какая-то часть, которая отвергла все это.

* * *

Если рассматривать эти образы по отдельности, то очень часто они являются символами, возникающими во время внутренних переживаний, но в данном случае они были представлены в довольно сложной комбинации.

Пламя, конечно же, было психическим пламенем, поднимающимся из скрытого психического источника. Птичка — это душа, а роза — цветок любви и самоотдачи. Луна — символ духовности.

Так как звезда сияла внутри, то, судя по вашему описанию, это говорит о том, что внутренний свет сумел пробиться сквозь толщу внутренней тьмы и витальных наслоений, окутывающих его подобно тучам.

Лодка также является обычным символом, часто возникающим во внутренних переживаниях. Слон — духовная сила, устраняющая препятствия, а конь — сила тапасьи, которая мчит садхака к вершинам духовной реализации. Солнце — символ высшей Истины. Лотос — символ внутреннего сознания.

Это, вероятно, символ трех этапов или стадий развития, или трех планов духовной жизни. Звезда означает творение, треугольник — тройственный принцип. Дерево — это жизнь в новом творении. Зеленый — цвет эмоционального витала, луна управляет одухотворенной эмоциональ-
ной жизнью; голубой — цвет Возвышенного Разума; золотой — цвет Божественной Истины, принадлежащей либо плану Интуиции, либо Верховного Разума, луна в данном случае является символом одухотворенной жизни в Истине.

Так как колонна имела цвет хрусталя, этот треугольник может означать принцип Сат-Чит-
Ананды. Бабочки и птицы — это, несомненно, силы жизни и силы души, могущества или существа тонких планов.

Вероятно, это видение означает три стадии трансформации, после осуществления которых
Супраментал сможет полностью воцариться, или же что эти три стадии будут играть роль ступеней, ведущих к Супраменталу.

* * *

Иллюстрация из Интернета


Рецензии