Общество и понимание. Глава 1

Эта книга посвящается памяти Эдмунда Гуссерля



1. Можем ли мы сказать, что общество не как моментальная данность, а как реальность, то есть по типу своего исторического развития создается процессом понимания, то есть горизонтального и вертикального диалога и взаимосвязанности? Когда я говорю о понимании как процессе создания и развития взаимосвязей я имею в виду не общие интересы или взгляды и убеждения, а нечто иное, другого уровня и характера. Ведь интересы и убеждения могут сильно различаться внутри семейного или дружеского единства что не мешает этому единству существовать (ну порой мешает конечно, но все таки в крайних случаях и в виде исключения).

2. Когда мы говорим о понимании как подходе мы должны отграничить его от смежных с ним подходов: инструментального и догматического. Инструментальный подход в отличие от понимания односторонний, а не двусторонний, причем в нем субьект преобладает над обьектом, это и есть интерес как преимущественно проективное отношение: человек проецирует себя в данную ситуацию или вещь, связывает их с собой. Такое отношение преобладает на рынке. Сделка это пересечение двух или более односторонних интересов, проекций и поскольку точка пересечения остается очень ограниченной возможности обмана, подмены, манипуляции очень велики. Сегодня интересы были такими, а завтра они изменились.

3. Вот почему на рынке придается такое большое значение формальным контрактам и обязательствам. Они по идее должны уравновесить эту характерную неустойчивость интересов. Но кто хоть раз в жизни сталкивался с рыночной реальностью знает, что если репутационные потери невелики и риск судебного процесса несущественный сделка очень часто может быть пересмотрена в любой момент.

4. В государстве же односторонность приобретает противоположный, догматический характер. Государство в принципе, в своей исходной точке создается не насильниками и преступниками (насилия и преступления конечно очень часто встречаются в истории государств, но не они составляют их сущность), а людьми так или иначе готовыми рисковать собой ради убеждений (и тогда, когда эти убеждения создаются на основе традиций и обычаев и тогда когда они возникают на почве приверженности к идеям и абстрактным нормам и принципам). В этом одностороннем отношении главное место занимает уже не субъект, а объект. Решающую роль играют долгосрочные ценности и связанные с ними чувства, а не моментальные интересы.

5. Взаимопроникновение государства и рынка объясняется ослаблением опосредующей сферы общества. Так появляется на свет продажность государства (коррупция) и огосударствление рынка (привилегия и монополия).

6. Общество ослаблено там, где большая часть человеческой активности носит односторонний, проективный характер. Это так поскольку общество не данность а задача, не результат а процесс, требующий взаимодействия и сотрудничества, даже тогда, когда это сотрудничество включает разногласия и споры. Более того именно тогда, когда обмен мнениями не сводится к простой перекличке, но и не превращается в перетягивание одеяла на свою половину и поливание противника грязью, когда люди осмеливаются не соглашаться между собою относительно того что им обоим важно, тогда общество и начинает свой путь к взаимодополнительности.

7. Это можно сравнить с горной рекой, вода которой разделяется и течет в разных направлениях в зависимости от рельефа местности, но потом снова соединяется. Для общества связь (т.е.отношение) важнее чем субъект и обьект этого отношения. Цели, темы и лица могут меняться но пока само отношение существует общество сохраняет свою устойчивость, свой статус целого, которое больше и глубже составляющих его частей.

8. То же самое можно сказать о понимании, которое в отличие от односторонности знания стремится не к отдельному результату, а к постижению целого как процесса. Но в отличие от общества понимание всегда доступно человеку, даже если он находится в условиях глубокой изоляции. Это так потому что понимание опирается на внутренние ресурсы человеческой личности, на ее способность и желание вести внутренний диалог, даже тогда когда его приходится вести в одиночестве.


Рецензии