Женские коленки

В скоростном поезде «Ласточка» от Питера до Петрозаводска были свободные места. Всего поезд идет меньше пяти часов. Места в поезде только сидячие. Я решил пересесть на место со столиком, так как по схеме вагона не понял, где они стоят. Седовласая попутчица, опираясь на трость, подсела ко мне. Потому что не может ехать спиной к движению, так она объяснила. Женщине – 80 лет. Разговорившись и познакомившись, мы стали угадывать: кому сколько лет. Я угадал. А вот Маргарита Андреевна оценила мой возраст в 45 лет. Мне было, конечно,  приятно: следовательно, путешествие идет на пользу. На самом деле гораздо больше. Из ее уст услышал печальную историю. Сломала ногу в колене - в ДТП. Врачи сделали рентген, поправили ногу и зафиксировали в гипсе. Нога срослась. Неудобства чувствовала сразу, но ей говорили, что в гипсе такие ощущения возможны. Потом выяснилось, что рентген сделали в одной проекции, в которой кости совмещены. С проекции сбоку между обломками костей оказалось пустое место. Но изменять ничего не стали. Теперь ходит только с тросточкой. А нога колышется, когда на нее встанешь. Кости не держат. Конечно же, я дал советы, как лечить народными методами: мумие, каменное масло, травки – лопух и мокрец. Понятно, что никакие травки не скорректируют ошибку врачей. Между обломками – сантиметра два, примерно так показала Маргарита Андреевна пальцами. Разумеется, я не хирург, но примерно представляю, что хирург совмещает обломки костей, затем нарастает костная мозоль – соединение. То есть, организм включает свои регенерационные способности, восстанавливает утраченное.  Врач, как сапер, ошибается только раз. Потом страдает пациент.
Поговорили и забыли. О плохом не хочется. Смотрим с Маргаритой Андреевной в окно. Лодейное Поле. Она вспоминает, как была здесь студенткой в агитбригаде. Училась в Ленинградском электротехническом институте по специальности «Измерительные приборы». Вот так совпадение! Я тоже учился измерительным приборам на факультете приборостроения, только в Саратове, в политехническом институте. Сейчас институты стали университетами.
- А наш институт называли, - говорит Маргарита Андреевна, - эстрадно-танцевальным по аббревиатуре, так много было разных кружков, хоров, ансамблей. ЛЭТИ.  Я тоже танцевала. Много ездила с агитбригадой.
Чувствовалось, что женщина живет прошлым, где была молодость, каждодневные радости и ожидание чуда или счастья. В советское время мы так и жили, хотя материально жизнь была поскуднее, чем сейчас. Зато у людей глаза светились радостью жизни.
- А я был на родине. Может быть, знаете – город Лахденпохья, рядом с финской границей.
- Как же, хорошо знаю. У меня была собачка, спаниель. В 60-е годы в Лахденпохья был клуб собаководов-любителей. Мы переписывались и созванивались. В Лахденпохья я возила своего спаниельку на случку. Хорошо помню. Ой, какая собачка была верная. Мы с ней были неразлучны. А как она меня ждала!
Потом Маргарита Андреевна стала рассказывать истории, связанные с собачкой. Как она зарывалась к ней под одеяло, потому что мерзла. Потом были рассказы о разных местах: она любила путешествовать, много ездила на велосипеде. Словно рассказывала обо мне: я тоже не слезал с велосипеда в свое время, также любил попадать в новые места.
- Да, Лахденпохья, - задумчиво повторила Маргарита Андреевна. – Хороший городок!
У этого поезда всего несколько остановок. На последней зашли пассажиры. Маргарите Андреевне пришлось перейти на свое место и остаток пути ехать неправильным образом – спиной к движению.
Я еще не знал, что в Петрозаводске увижу в этот день жену брата с чудовищно распухшим коленом. Года три-четыре назад она не послушалась меня и по республиканской льготе отправилась на операцию. Поставили ей искусственный сустав. Хотя я объяснял, что к хорошему это не приведет, присылал ей полную посылку с бальзамом «Корень», основанным на природных ингредиентах. Ей вполне хватило бы мокреца и лопуха, которого можно набрать на их же даче. Колена разболелись у нее от любви к труду и от свойства характера. Любит в семье все взваливать на свои плечи, хотя рядом двое мужчин – муж и сын. Видно, так играет польская кровь – она по происхождению полячка. Объяснял, объяснял, объяснял – ненавязчиво, тактично, показывая травы на участке. Не послушалась. Сделала, как рекомендовали профессора в белом халате. Профессора умеют убеждать. Любят у нас врачи удалять и вставлять женские коленки. В день моего приезда брат повезет жену в Минздрав республики за направлением – на новую операцию. Впрочем, это уже другая история. Хотя не менее печальная, чем у Маргариты Андреевны.


Рецензии