10. Как ты был прав...

… Но мне хочется думать,
Что это – не так,
Что сжигать корабли
Скоро выйдет из моды,
Я, конечно, вернусь –
Весь в друзьях и мечтах,
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою –
Не пройдет и полгода…

Владимир Высоцкий.

***

Гибель людей высокого предназначения – это правило. Высокий человек – это не сверхчеловек, он гоним в обществе, он встречает непонимание, злобу, зависть и страдает от этого.

Немногие способны выжить и сохранить себя в этом реальном обществе… их голос слабеет, а дыхание становится тяжелым…

Фридрих Ницше.

***

Как ты был прав, канатоходец прозорливый!
Иное время, и тебя давно уж нет,
Ты яростно искал – живой, нетерпеливый,
Вопросы есть, увы, ответов нет...

Нет и у нас… Мы вместе начинали,
И верили, и пели, и бросались в бой,
Иное поколение, награды и медали,
Но мы, отставшие, по-прежнему с тобой.

Большие ставки… проигрыш… везенье -
Итог копеечный... Вновь ставки - по рублю...
Как ты был прав в прозреньи и презреньи,
Сказав: "Я это никогда не полюблю!.."

Ты шел дорогой трудной и опасной,
Где мир – арена, жизнь – стальной канат,
Где боль и миражи, где цель неясна,
Где невиновны мы и ты не виноват…

Прости, ты не заметишь нашей встречи,
Утихла боль, давно закончен бой,
Я принесу не песни и не свечи –
Порвавшийся канат, что лопнул под ногой…

Смотри, как он истерт, как измочален –
Не срез и не удар ножом или мечом.
Был неизбежен, предрешен исход печальный,
Здесь даже смерть, пожалуй, ни при чем…

Огни прожекторов, литавры, трубы,
Обвал аплодисментов, рев и вой...
Тяжелый труд, оскаленные зубы -
Для лилипутов, что толпились пред тобой?..

Ты понял грязь и мерзость той игры,
Где только проигрыш, где ставки по рублю,
Творил, любил, и светлые миры
В тебе звучали и кричали: "Не люблю!.."

Канат… Ты прав, тебе одно осталось -
Пройдя канат весь за единый раз,
Решиться и свершить такую малость:
Разбиться под прицелом жадных глаз…

Всегда так было и, наверно, долго будет:
Похлопыванье по плечу, аплодисменты, хохоток
И зависть, ненависть в глазах, поскольку люди
Приемлют лишь того, кто стелется у ног…

Канаты, тросы… липкой паутиной
Опутан мир для развлеченья иль наград -
Спешат, торопятся успеть к игре старинной,
Где ждет давно натянутый канат…

Иного не поймешь, то ль шут, то ль гений:
Кривляется, не зная ничего о вышине,
Канат протянут на песке, на грязной сцене -
Тебе смешно? Поверь, смешно и мне…

Им не разбиться, им болтаться в мутной жиже
Подачек, унижений, незаслуженных наград,
Пусть невысок барьер, они упали ниже
Жующих карликов, заполонивших первый ряд…

Ты думал, что канат конец имеет -
Ты был неправ: в иную высоту
Канат уходит… Только тот, кто СМЕЕТ
Понять, принять – найдет свою мечту…

Ты ВСЁ сказал и понял без усилья
Ту истину, что так надежна и проста:
"Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа…"

Ты ведал - не зажить смертельной ране,
И вышел за флажки, приняв последний бой -
Так отгрызает лапу волк в капкане,
Так лопнул твой канат, дрожавший под ногой…

Прости за резкие слова, не мне, наверно,
Об этом говорить, да я и сам не рад,
Но так случилось, что в дали безмерной
Соприкоснулись твой и мой канат,

И, если б встретились, не знаю, что бы было -
Возможно, спорили б до хрипа, до потери сил,
Или молчали, вспоминая то, что сплыло,
И ты б курил и снова водку пил…

Ты извини… ТАК петь никто не сможет
Нигде и никогда… У бездны на краю
Ждут кони… площади… арены… ложи…
Ты возвращайся поскорей!.. А я тебе – спою:

- Гитару звонкую настрой –
Семь струн, семь струн,
Для песни главной, для одной
Земель и лун,

Седьмой басовою струной
Гудит набат,
И нет пределов предо мной,
И нет преград…

Семь струн звучат в душе моей –
Семь нот, семь слов,
Они надежней и верней
Любых основ,

Пусть сердце рвется и болит,
Пусть лад нетверд,
А голос бьется и хрипит,
И рвет аккорд –

Здесь отзвук нерожденных строк
Снега таят,
Среди непройденных дорог
Одна моя,

И я в далекий звездный порт
Спешу, скользя,
Ведь не рожден еще аккорд,
Что взять нельзя…

Давно сплелись в судьбе моей
Семь звезд, семь лун,
Семь долгих жизней, семь смертей –
Семь тонких струн,

Пусть песен всех не перепеть
До дна, до дна,
Я верю, все же где-то есть
Моя одна…

*** 

Владимир высоцкий


Рецензии