Святая Ночь Варфоломея. Притча

Святая Ночь Варфоломея.
               
                1               
Однажды сердца не жалея, я вышел в ночь Варфоломея
Чтоб помолиться за других-мне не знакомых и чужих...
Никто не ставит им свечей.
Никто дорогу не укажет для них молитвою своей...
Душа  блуждать во тьме осталась -
Средь огонечков задержалась в надежде отыскать себя,
Старик, а может и дитя...               
Ни там ни здесь- между мирами сияют  блеклыми огнями.
Иль пламенем свечи горят, при этом даже не кадят...               
Но есть тот день среди людей, когда на страшной высоте
Блуждающий огонь живет простой молитвой вознесенный:
Погаснет пусть или спасенный вернется  в лоно скорбных душ
Чья жизнь насильно прервалась, как песня вдруг оборвалась .

                2   
Я времени терять не буду-               
Все , что увидел расскажу и свечи в церкви заменю.
               
На высоте приподнятой руки Блуждающий огонь горит повсюду
Стекаются  подобно чуду с низин болотных огоньки
Перед лицом опасно замирают  , дрожат смеясь и завлекают
В непроходимые места ...Хохочет филин иногда
"Свечей покойника"  пугая , а то вдруг  с ветки облетая
Уводят в гиблые места зеленые свечения огней
Погубленных насильственно людей...               
Варфоломей бы многих спас, но нужен  Праведник подчас.
Да, было жутко мне друзья !И я бы ,честно говоря,
То испытанье не прошел,когда бы книгу не прочел.
Там на спасение свое надежды каждый полон.
О, когда б вы видели огни что ожиданием полны    
Среди трясин и смрадной тьмы!
                3

Святая ночь Варфоломея! Спасутся ль Праведной душой,
Иль вновь покроется все тьмой дыша болотом и рекой?!

- Идет! Идет! Вновь заманили! Удачна ночь, не упустили!               
Сидит на кронах воронье сверкая темными очами
Следя за страшными огнями
А те, скопясь во рву глубоком,  все ждут дыханье затая:
Свят иль пропащая душа -вопрос то шкурный господа!
Молчит и сам Варфоломей:               
Решай же путник поскорей  раскрыть ли миру преступленье
Иль клад проклятый обрести- в своей котомке унести
И силу передать проклятья как кожу снятую на  ,
Что Свиткой Красной обернется и будет жалить словно солнце
Над раскаленною пустыней, пока ты не найдешь того
Чье перепрятал ты добро ?! Тут от добра Добра не ищут!
Как волки в чистом поле рыщут, снимая скальпы на ходу!
К добру пришел, иль на беду?,- как будто  филин вопрошает
Глазами страшными сверкает готовый кинуться впотьму.
 
О...да,страшна та Высота!  Невероятное служенье
Поступком вымолить прощенье всем неприкаянным!
Вода сиянием огней полна- утопших после ограбленья
Все ищут силы для прощенья своих обидчиков
Когда , хотя б одна нашлась душа способная от клада отказаться-
Они б поверили в людей!            
И меньше стало бы огней блуждающих  в потоке дней.
Но чу!-столпились у дверей! ...               
Не закрываем мы церквей для душ спасенных Свят ночей...
-Зачем ты здесь?               
-Я клад принес...               
-(От страха мокрый иль от слез ..?)
                4
Из кожи лезть, иль драть три шкуры- не в этом дело господа.   
Здесь все решает Высота...Ее не взять одной молитвой.      
Пойдут две души за одну:
Ограбь Беременную, ну и сразу дважды ты распят
Немало есть у нас ребят, кто сможет злато в храм вернуть
И в свою шкуру завернуть расписанную куполами
Молитвы  с чистыми крестами, чтоб храм построить на Крови
Где "Не убий","Не укради", "Не порывай глаз на чужое"
Такое, в общем то простое, в залоге правило для всех
Но правит Жадность...как на грех.


               


 Притча "Святая ночь Варфоломея" написана в ключе рондо, окончание рассказа предполагает продолжение темы, но уже в других рамках.               
Так же как и Мондельштам ,строчка из произведения которого, приведена в притче, победившей в одном из конкурсов на заданную строку, автор , говоря о Страшной Высоте  опускает  описание действительно ужасающей и кощунственной картины восхождения на эту высоту Апостолов принявших мученическую смерть.
 
Так,сам Апостол Варфоломей, был дважды распят. Один раз он был исцелен Спасителем. Второй раз его распяли  и живьем сняли с него кожу. Именно с этой кожей и Изображают Апостола Варфоломея. 
Нужно сказать, что всех Апостолов изображают с орудиями их мученичества. Осознание этого и приводит к  истинному пониманию "Страшной высоты" .
У Мондельштама это души загубленных жителей "Петрополя", построенного когда-то на костях и крови жестоко мучимых непосильным трудом и ужасными условиями жизни людей ...

Исторически "Петрополь" вновь  и вновь возвращается на эту страшную высоту...

В притче автор использует образ блуждающих огней,называемых еще  "свечей покойника" или огоньки, связанных с болотными духами и легендами  о них. Акцентой частью многих легенд является поиск клада , который оказывается проклятым ...Преодоление   гибельного желания присвоить себе проклятое золото Праведным человеком, приводит его в церковь, двери которой не закрыты в Ночь Варфоломея...(Г.И.М.)*   
               


Рецензии