Простота и роскошь в саду среднего американца

«Искусство кино – самое величайшее из всех искусств» - с подобных слов вождя мирового пролетариата когда то начиналась добрая половина журнальных статей у нас в стране. Однако это высказывание и до сих пор остается в силе. Ведь посредством того же голливудского кино мы все отлично представляем дом и лужайку перед ним у обычного американца. А вот о том, что там есть еще примечательного вокруг и за самим домом, нам не рассказывал даже известный знайка Познер. Чтобы восполнить пробел, будучи в гостях за океаном, я исколесил добрую половину пресловутых штатов, посмотрел добрую сотню садовых участков и пришел к выводу, что от прочих их отличает простота с толикой роскоши.

Да, средний американец предпочитает жить в пригороде и чувствует себя в лесу в полной безопасности. Не смотря на то, что преступность в стране едва ли не выше, чем где-либо в мире, он не строит заборов. А если и строит, что крайне редко, то совсем низкие, для красоты. Дело в том, что там, где живет средний класс, обычно общественный транспорт отсутствует, нет там и тротуаров, поэтому посторонние редки, а если и появляются, то сразу бросаются в глаза и легко могут вызвать подозрение. Как бы то ни было, по вечерам с проезжей дороги через большие незашторенные окна красивых домов бывает хорошо видно все, что делается внутри.

У большинства американцев перед главным фасадом дома ровный и пустой, как бильярдный стол, зеленый газон. Порядок на нем поддерживается благодаря повсеместно укоренившейся привычке: в теплое время года хозяева еженедельно по нескольку часов кряду «скачут» на мини косилках и словно кузнечики трещат на всю джоновскую.

У дороги на стойке, в самом начале дорожки к крыльцу дома у них обыкновенно стоит простой, но красивый почтовый ящик. Без замка! Формы дорожек очень просты и лаконичны. В чем-то они похожи на незатейливые судьбы их владельцев. Рядом с дорожкой непременно стоит какой-нибудь невысокий фонарь. Это не просто элемент украшения ландшафта и источник света. Согласно фэншуй, его вертикаль уравновешивает соседство земной тверди с легкой воздушной стихией. Фонари бывают самые разные. Где-то это шар с белым матовым стеклом – этакая маленькая персональная луна, где-то старая керосиновая лампа или романтичный венецианский корабельный фонарь. Стойки иных заросли пестролистым плющом, другие клематисом или лилиями, где-то закрыты высокими побегами канн. На оригинальных кронштейнах подвешены кашпо и корзинки с яркими ампельными растениями со свисающими, стелющимися или вьющимися стеблями. Такими как традесканция, фуксия, колокольчик ломкий и другими. В прифонарном круге я видел розовую бегонию и лютики. В сторонке, словно на подоконнике в горшке, одинокий кустик хосты. Если дорожка длинная, в конце ее может стоять необычная цветочная клумба – в деревянной кадушке либо в маленьком опрокинутом бочонке.

Граница с соседями с улицы бывает обозначена лишь условно, например, одиночным пряслом стилизованного деревенского забора из жердей. Нередко с этой же стороны в углу оставлено старое засохшее дерево. Оно создает контраст живому зеленому убранству. На самом видном месте хозяева, словно драгоценность на витрине, "выставляют" небольшую приподнятую клумбу. Среди двух-трех диких камней, подобранных со вкусом и часто доставленных издалека, на ней словно мягкие подушки цветут легко переносящие прямые лучи солнца ковровые флоксы, светло-голубые "G.F.Wilson", пурпурные "Temiscaming", розовые "Daisy Hill" и белые "Nivalis". Деликатно бывают рассажены медуница и лапчатка, маргаритки и розовый верещатник. Тут же забавно топорщится кочка малинии или растет одинокое лиственное деревце. Березка либо клен. Листья последнего осенью становятся пунцовыми. В расчет здесь принимается все, и формы, и краски. Поэтому, когда деревце вырастает и перестает соответствовать масштабу клумбы, его пересаживают.

Зеленое «сукно» в открытом палисаднике, фонарь, приподнятая клумба и засохшее старое дерево - это то, что на виду у всех. Зато со двора на участке в двадцать-тридцать соток бывают устроены настоящие лесные дебри, иногда скрывающие небольшие птичьи поселения. У одного любителя я насчитал там полтора десятка невысоких скворечников. Да, в центре двора за домом может расти огромное дерево. На высоком суку его качели. В глубине участка обязательно стоит аккуратный домик для инвентаря. Размер его два на три метра. Крыша полувальмовая, покрыта рубероидной шашкой, стены каркасные, обшиты ламинатной вагонкой или фанерой. Здесь хранится весь инструмент, необходимый для ухода за садом. В жилом доме хранить инструменты американцы не любят.

В стороне от дерева-великана может быть выкопан «дикий» пруд. Берега его отсыпаны галькой, засажены камышом и осокой, а вольный ветер может принести туда еще и "незапланированный" иван-чай. В пруду растут водяные лилии. Среди них прекрасно себя чувствуют декоративные рыбки. Не раз я видел, как туда прилетали стаики птиц и приводнялись дикие утки. Человека в США они не боятся совсем.

По бокам участок за домом может иметь стриженую живую изгородь из акации или тиса, подбитую у основания пестролистой хостой. С юга в ней бывает оставлено «окно» – свободное место с красивым видом. Например, на озеро или морскую бухту, где рамой служит ровный ряд кустов розы, сальвии, астр, мальвы, ромашек и георгинов. В углу сада может стоять глухой забор из простых нестроганных досок. С улицы на ничейной территории за ним - скромный садик или рокарий, ведь "свято место пусто не бывает".

Весьма интересны и сами американские дома. Они построены в каком-то одном из десяти традиционных стилей сто и более лет назад на безлюдных тогда местах привычными к тяжелому труду руками предков нынешних хозяев. Многое с тех пор изменилось, но любовь к земле по-прежнему в крови их хозяев. Дышится в их садах легко, красота ландшафта умиляет. И мне показалось, что человек чувствует себя там частью природы.


Рецензии