История Войска Терского

        Почти три века терского казачества (1750-2016)   История терских казаков
начинается ещё до правления Царя Петра Алексеевича – Петра Первого. В 1687
году, Гребенские и Терские казаки
принимали участие в походе на Крым, во времена Царицы Софьи. Эта была попытка
завоевать крепость Азов, выход к Азовскому и Чёрному морю. Попытка покорить
Крым не удалась и на второй год, но объединение Гребенских и терских казаков
имело свой стимул. Крымский хан несколько лет подряд не смел  тревожить казачьи форты : Терских, Гребенских
и Донских казаков. Какое количество казаков и регулярных войск принимало
участие, об этом история умалчивает. В 1690 годах, перед вступлением Петра
Первого на Царство Русского Государства, прокатились стрелецкие бунты.
Семнадцати летний Царь Пётр понял, без преобразования России, без крепкой армии
– Россия пропадёт. Он понимал, что армия с боярами и их слугами, с стрельцами,
продажная армия. Нужна новая армия, и эта армия казаков Гребенских, Терских,
Донских, Яицкских, Волжских, Запорожская сечь и эта армия присягнула молодому
царю Петру. В 1696 году скончался Царь Иван Алексеевич и с 1696 года Пётр
первый стал единственным Царём земли русской. В тот же год он отправился с
армией в поход на Азов, к нему примкнули казаки Дона и Запорожья. 18 июля 1698
года, крепость Азов была взята. И когда весть дошла до Гребенских и Терских
городков, это был Праздник Победы, так надоели им татарские набеги. «В это
время казачьи поселения, назывались городками и проживали в основном связанные
родственными узами». Насчитывали такие городки – 100 и более семей. От этого
городок становился только сильнее, особенно в военном отношении.  Азов остался за казаками ещё пять лет, но  с постоянными набегами крымских татар и
турецкого Султана, шли беспрерывные набеги  и силы казаков настолько ослабли, что они
послали гонца к Царю, от всего Казачьего Войска. Царь приказал собрать Земской
Собор, но голоса на нём разделились, многие стояли за то, что бы Азов удержать.
Земской Собор не поддержал Петра Великого и гонца от казачества. Добровольное
оставление казаками крепостей Азова и Таганрога  в 1709 -1711 году, не только не остановило турецкого
Султана, но наоборот, набеги на Русскую землю, удвоились. Уходя из крепости
Азов, казаки не оставили там камня на камне, подожгли деревянные укрепления.
Видя, что Москва не желает менять политику, ужесточения вольного казачества и
их привилегий.  Турецкий Султан дал
приказ крымскому хану, собрать войско и уничтожить всё казачества, всех до
единого, не оставить ни одного живого человека. Турецкий Султан не ведая, что
твориться на самом деле  в России,
подтолкнул объединению всего казачества. Строились казачьи городки, по Тереку,
Сунже,  Малке, Дону обустраивались
секретные казачьи посты. Секретные посты имели свою сигнализацию, от городка до
городка, было налажено такое оповещение, что в случае, нападения татар или
турок, поднималось всё казачье войско, от Азова до крепости Кизляр. Такое
оповещение, спасло казачество от полного уничтожения.               
                С
единодержавием Петра Великого, на самой заре 18 века, начинается новая история
России и новая эра в истории казачества. Казачество стало одной из основной
военной силы. Казаки стали сдерживающей силой, на южных рубежах России. Своей
отвагой и храбростью они превратились в единую военную машину. Это были уже не
беглые холопы, а воины присягнувшие Царю на верность.  Пётр Великий видел, что сдерживать от набегов
горцев : чеченцев, кумыков кабардинцев – казакам надо объединиться  в Казачье Войско  от Азова до Каспия, чтобы противостоять, Туркам,
крымскому хану. Горцы  воровали скот,
брали в плен народ проживающий на Кавказе, купеческие караваны и мирное
население казачества . Пётр поручил разобраться новому Казанскому губернатору Петру
Матвеевичу Апраксину с далёкой Кавказской Окраиной. Привлечь на свою сторону
кабардинцев, что и было сделано. Апраксин договорился с лидерами Большой
Кабарды, в 1714год , этот вопрос был снят с повестки дня, взамен Большая
Кабарда получила экономические привилегии, кроме этого она посылала своих
воинов в полк, самого Петра Великого. Временное затишье с правого берега
наступило за счёт кордонов кабардинцев. К своим обязанностям они относились как
к  своей работе. Это  были труженики сельского уровня, это про них
говорили, у кабардинцев яблоки зацветут на камнях, а у других  засохнут на доброй почве. Казаки удивлялись,
как можно жить на камнях, содержать КРС, овец и выращивать кабардинских
скакунов. Как можно валять такие бурки, что в них зимой тепло, а летом
прохладно. Казаки многое переняли у горцев, но основное – любить тот край, в
котором живёшь. В своих городках они наводили порядок, окапывали и делали
насыпь, что б при нападении противника, было замешательство конной атаки.
Первые землянки имели два выхода. Если городок был постоянным, то делали уже
дома сложенные из самана. В  пойме Терека
были большие заросли камыша, которым накрывался дом. Кроме этого камыш шёл на
строительство ограждения городка, плёлся плетень с ивы или с фундука. Такое
ограждение, как подсказали горцы кунаки, плетни обмазывали глиной. Такая ограда
служила преградой, при конной атаке, особенно в ночное время.  Но  казаки
пошли дальше, они начали строить тузлучные дома, эту новинку подхватили
Гребенские казаки : городки Щедринский, Червлёный. Лес  был рядом, в котором водился дикий кабан,
заяц, фазан, дикие утки, а по озерам и рекам было много рыбы. Но среди казаков
ходил закон «Во время нереста запрещалось ловить рыбу, петь песни на берегу,
проводить какие либо игры».               
Во время вступления Екатерины Великой, положение России на Северном
Кавказе было не прочным. В последние 20 лет после кончины Анны Ивановны вся
граница на Северном Кавказе ограничивались исключительно Терской линии. В
Петербурге мало интересовались тем, что происходит на той отдалённой границе,
оберегаемой  только Гребенскими и
Терскими  семейными казаками. По
восшествии своём на престол Екатерина Великая обратила внимание на эту горсть
геройски бившихся казаков и, в виде усиления их оборонительных средств,
приказала генерал майору Потапову, построить на реке Терек военную крепость,
оказать помощь Казаками с крепости Кизляр. Поводом послужило кровавые  междоусобицы среди кабардин, да и многих горских
народов. Крепость Моздок начала строится в январе 1763 года – дата рождения
Крепости Моздок. Вокруг Моздока стали расти казачьи городки, впоследствии  с которых образовались, станицы, хутора.
Таким образом, Екатерина Великая с самых первых дней своего царствования,
начинает заниматься Кавказскими делами. И то, что было сделано в Моздоке, это
было только начало той великой программы, на выполнение которой ушли  столетия, миллионы материальных средств и
тысячи человеческих жертв. Идея, подсказанная князем Кончокиным о построении
Моздока и усиление Терского Казачества, развилось до колоссальных размеров. Что
именно Моздок явился краеугольным камнем завоевания Кавказа      

Станица луковская

       Первые русские
поселения по Тереку

Согласно сведением Терского календаря
на 1899 год, что  до 1559года русских
поселений не было. Северная часть по Тереку и его притокам  господствовали князья Большой Кабарды, а
между реками Терек и Сунжа – Малая Кабарда. В устье реки Сунжа, были поселения
кумыков. Чеченцы, спустившиеся с гор, селились на плоскости по правую сторону
Терека. Севернее  выше реки Кура, в
прикаспийских степях, кочевали остатки Золотой Орды – ногайцы.                Впервые
русских поселенцев описал И. Попко,  в
1599 году это были военные дружины князей Рязани. При устье реки Сунжа в
1577году они основали город Терки. Эти новосёлы под именем Терских и Гребенских
казаков, были первыми русскими поселенцами.   В 1582 году донские казаки с рязанской
дружиной перебрались в Терскую область под предводительством Андрея Шадры. Они
положили начало Гребенскому Войску,
создав на месте жительства Андреевские городки. Живя между хребтами, русское
поселение, называли гребенцы. Но  и сегодня
многие названия станиц, сохранили своё старое имя : старые и новые Щедрины,
Гребенская, Шелковская, Червлёная, Наурская. В конце 1685 года их поселения - городки
подвинулись ближе к Тереку. В
основном  новые городки поселения
назывались в честь своего атамана : Кордюковыский, Гладковский Червлёный.                Пётр Великий  для укрепления южных границ, заложил крепость
Святого Креста, ближе к реке Сулаку, переселив в неё Терских Казаков, усилив
крепость казаками с Волги и Дона.  При,   царствовании, 
Анны Иоановны в 1734 году все поселения казаков с правого берега  были перенести на левый берег. Именно тогда
началось строительство  Крепости Кизляр.
После постройки крепости в 1736 году, терцы вернулись в свои городки, а выходцы
с Дона и Волги, построились  городками
Каргалинским,  Дубовским, и в 1754 году
обособились в Терское семейное войска.

             Место
положения станицы Луковской

Все станицы Войска Терского, при
исследование было замечено, что все поселения – станицы строились на берегу
Терека старого русла. Сегодня ни кто не помнит старое русло, но вот  мальчишками, мы находили вещественные
доказательства, что 500-600 лет тому назад, русло Терека было другое. И наши
потомки знали, где строить свои казачьи городки. Городки, Станицы,  : Черноярская, Павлодольская, Стодеревская,
Галюгаевская, Червлёная, Гребенская, Крепости

Моздок и Кизляр –
строились   на возвышенности, повыше-
чтобы избежать потоплений. Современные градостроители, или этого не знают, или
надеются на милость государства, строят без всяких исследований,  от этого, оползни провалы и постоянные
наводнения. Терские  казаки, прежде чем
строить свои городки, проводили исследование русла, откуда может быть беда от
воды.  При опасности наводнения,
строились дамбы, «плетёные ограждения в виде стрелы, засыпались горным бутовым
камнем»,  старались изменить направления
основного потока. Прокапывались каналы – протоки, отводя основной напор воды. Луковская
станица была построена на излучине Терека, на дуге, но не в тетиве лука. Местность,
где расположена станица, были городки горцев – кабардинцев « Горская». На юго -
востоке, по архивным данным, в 1765 году был расположен хутор Лепилина,
согласно грамоте Царицы Великой, ему была выделена земля, для занятия
скотоводством и коневодство  На восток и
запад  был лиственный лес из твёрдых и
мягких пород, было много фруктовой дички : яблони, груши, терна, кизила,
фундука, алычи, боярышника – пища для дичи : кабана, волка, зайца, фазана, а в
степях: сайгаки, лисы, суслики, птица :утки, гуси, лебеди.  Фазаны, перепела - по поймам Терека : ежевика,
хмель, земляника. По руслам Терека, по поймам, при разливе было  много рыбы : сом, сазан, чернобрюшка, заходила
на нерест  осётровая. Охота, рыбалка,
всегда проводилась строго в определённое время, атаман следил за
выполнением  постановлением , «старейших
и Вече». С пригорка на Север и Запад простирались Моздокские степи, переходя в
полупустыню. Казаки Войска Терского заготавливали корни марины красильной,
занимались основным ремеслом - добыча шелкопряда. По инициативе Царицы
Росийсского Государства, отлавливались дикие кабаны и кавказские олени, для
расселения в Московии         

                Жизнь и быт   станицы               
                Каждая станица была застроена с
инженерным смыслом, с архитектурной новизной. В каждой станице должно быть
четыре выхода : север, юг, восток и запад. Главные  улицы и с ними 3-4 параллельные , их ширина
должна быть таковой, что б на ней могли разминуться два эскадрона.  До Октябрьской  Революции станица была огорожена со всех
сторон,  было четверо ворот, как военная
крепость запирались на ночь на ключ. В станице в ночное время был ночной дозор,
который стоял на воротах из станицы, следил за всеми передвижениями. Каждая
станица носила имя своего Святого.
Станица  Луковская носит  имя Святого Михаила, станица. Павлодольская,  носит имя Святого Павла.                С 20 годов
прошлого столетия станица очень изменилась, изменились названия улиц,
так улица Бульварная называется им Д Усанова, улица им Тихонова, им Марковой.
Ещё нелепее улица Щлях переименовали, улица Красная.  Появились не только названия улиц, но и целые
жилые массивы. Станица изменила своё лицо, в настоящее время в ней проживают
станичники различных вероисповеданий и до 20 национальностей.  Больше половины жителей  Луковская занимаются выращиванием овощей :
огурцов, помидор, салатов, редиски.          
                Дома строились строго   в
одном порядке, забор, калитка, ворота -
была одна линия.  Возле  домов была дорожка - тротуар для населения ,
каждый хозяин был обязан следить  за
территорией возле своего дома. Часто возле дома ставили  скамейку,
иногда скамейка носила имя хозяина дома. Иногда скамейка притягивала к
себе как взрослых, так и детвору. Про такие скамейки говорят, мёдом намазанные.  На
этих скамейках писали имена своих любимых, срывали первые поцелуи и
первые клятвы в любви.                Молодые казаки  до своего призыва проходили курс молодого
казака : они могли не только на лошади
скакать, но владеть шашкой, карабином, но самое главное их учили
пластунскому делу. Каждый казак должен был пройти курс выживания, его с детства
учили пролезть под брюхом лошади так, что б она его не заметила. Только такой
казак годился в разведку. В казачий сотне был свой кодекс чести, к молодым, не
женатым, не обстреленым парубкам - казачкам,
приставлялся  наставник. Даже во
время боя, сотник не имел права рисковать жизнью не  женатым казаком,  Только в безвыходном положении молодой казак
принимал участие в битве. Все такие казаки носили отличительные знаки : одна
серьга в одном ухе - левое, правое, две серьги. По традиции, было напутствие
«Атман, береги казака». В бою командир видел и знал, кого надо особенно беречь.
Это касалась в первую очередь казака, у кого две серьги – единственный ребёнок.
В три года, казачёк садился на лошадь и ему подстригали чуб, этот обряд
назывался постриг. Казаки на протяжении веков создавали свои законы, по которым
жили, воевали и охраняли южные границы России. Атамана выбирали голосованием на
круге. Приставы подводили атамана к присяге, кругу показывали нательный крест и
объявляли «православный». Казаки кричали «Любо» и голосовали обнаженными
клинками. Избранный атаман, произносил слова присяги, целуя крест и лежащий на
аналое Евангелие. Избирался атаман на три года. В настоящее время, в 90х годах,
казачья станица после многих лет молчания, выбирала своего атамана, Жукова
Анатолия. При Жукове был установлен памятный знак казачества Крест памяти всему
Войску Терскому. В 1991 году на казачьем кругу, города Моздока, Жуков был
избран атаманом города Моздока. После1992 года, в каждой станице Моздокского
района возводились памятные кресты, были попытки создать первую казачью сотню.
Был избран есаул казачьей сотни и походный атаман.            

                Моздок был и есть               
                После войны 1945 года, по выходным
дням, а именно в воскресенье молодые казачата ходили в летний кинотеатр в
Моздоке.  Это было разрушенное здание
военных казарм, здание было разрушенное, без крыши,  но оборудованное под летний кинотеатр. Это
был первый летний кинотеатр   в Моздоке.
Не могу утверждать, но вот название ему дали точное, Мир. Мы забирались по
специальным  выбоинам, на стену  и смотрели фильм. Нас ни кто не гонял, не
прогонял, видно считали, что мы заслужили это право.  Это место было очень хорошее, детский парк. В
школе нам говорили , что в детском парке будут строить фонтан,  детские площадки, карусель, будет
продаваться  мороженое, газированная
вода, будут устанавливаться фигуры различных зверей. Там же в парке, я увидел
бюст Ленину. Нам говорили, что в парке
стояла  Церковь. Рядом с  церковью была
большая гарнизонная гауптвахта, в которой  сидел Емельян Пугачёв. Это была большая
гарнизонная тюрьма, всего Войска Терского, в которой находились  арестанты
по Терской линии, как политические, так и уголовники. После войны это
здание пустовало, часть потом перестроили под кинотеатр Мир, большая часть здания
 отошла в Министерство Образования. Так и
стоит оно, напоминая людям о годах войны.                Моздок – крепость казачества               

 Проживая в станице  Луковской
Моздокского  района, я просто
обязан написать о соборе, как я люблю повторять «Мой Славный город Моздок – Мы
Моздокчане»,  а Собор наша боль и тоска,
по шедевру архитектуры. Подростком, мы заходили в храм, не молиться,  а
поглядеть на главный купол, на иконы сделанные росписью. Война не
пощадила росписи икон, были  видны  следы осколков снарядов и мин, и невольно
наворачивались слёзы. Мы поднимались по лестнице на колокольню, она была
частично разрушена, но мы были дети и не ведали страха. Мы довоенные мальчишки,
заходили в Дом нашего Бога  с благовонием
и украдкой крестились. Как  говорили наши
старики  «Собор – Храм,  это Дом нашего  Бога». Успенский Собор был возведён в конце
прошлого века, на главной  площади  Моздока. Здание Собора, поражало всех
архитектурным замыслом  и композицией,
красотой величия и ясностью. Собор, бесспорно и
действительно,  был как памятник
архитектуры и искусства, но олицетворял
в первую очередь, православную веру. Его вместимость, была свыше трёх
тысяч человек, кроме этого были подвалы, где проходило крещение, где находились
иконы, которые  не выставлялись  в общем зале. Как говорили  родители, собор был  виден
почти с любой точки района. Звон колоколов был слышен  во всех станицах, а когда начинался  перезвон малых колоколов, то все
останавливались и крестились. По решению городского Совета, в 1958 году здание
Собора было обрушено.  С тех пор мы
надеемся, что придёт день и год, когда жители Моздока услышать перезвон
колоколов, вновь построенного Собора.               
Луковская, во все времена делилась на четыре края : улица Красная и Моздокская  Туркуны, Хохлы – вниз за Моздокской , Москали
в верх  по Бульварной, за Красной до
кладбища. Красная  улица до 1918 года
называлась Шляхом, своё время, с неё начиналась знаменитая  Военно-Грузинская   дорога и дорога на Москву. Улица
Бульварная  была переименовано в улицу
имени  Д.
Усанова, в честь первого Председателя Сельского Совета станицы Луковской.  Не
сохранились названия многих улиц, а это значить, мы теряем связь  с прошлым.
                По
инициативе  Екатерины Великой,  на Северном Кавказе создавалась Терская
укреплённая линия по реке Терек. Российская
Империя старается укрепить
границы по Тереку. В  1762
году   предполагалось заселить левый
берег Терека, установить военные посты, которую бы несли охрану от набегов
горцев, турок. С этого времени  создаётся
южная граница  России и начинается
заселение казачьих  семей с Дона, Хопра,
с Волги. «Местность, на которой расположена
Станица, в прошлом урочище, носившее название – МЕЗЪДОГУ, или как
произносится чаще теперь – МОЗДОК, это двухсложное  кабардинское название в  переводе на русский язык, означало дремучий,
или глухой лес».  Согласно легенде,
Луковская  сегодня стоит на
поселении  или городка  «Горский», а по мере заселению казаками, стала
называться Старая  и новая Луковская.
Название станицы, казаки взяли исходя из того что большая  часть
поселенцев станицы были  Донские
казаки.   На  Дону есть Станица Луковская, которая стоит на
его притоке - Хопёр. В 70е годы с Войска
Донского  были переведены 250
семей, по 50 семей  в каждую станицу
«Галюгаевская,  Ищерская,   Наурская, Калиновская, Микенская», тогда и
попали  часть Донских казаков из станицы  Луковкой по реке Хопёр, которые были поселены
на поселение Горская, для обслуживания пушек.  В конце 
года были поселены ещё сто семей казаков из  станицы Луковкой, что стоит на притоке Хопёр
впадающего в  Дон, для специальной
службы  в качестве прислуге при крепостных  орудиях. Это основная версия название
станицы. Так   и возникла  станица Луковская, в 1770году.  Вероятность
рождения,   что Луковская как
поселение возникло в 1770 году , «согласно указа Императрицы Екатерины Великой
от 22.01. 1770года - отвести земли под станицу Луковская, отвести земли под
хутора,  хутора  было велено строить параллельно Терской
линии..». и началось заселение хуторами, где наметился канал-«Неволька».
Колодцы вырытые на хуторах не могли полностью обеспечить водой хуторян. Земли
было в волю, не хватало влаги. Поэтому хуторяны занимались полеводством, оэимый
сев, скотоводством и овцеводством. Только в 1851 году – местными жителями
«хуторяны», по почину Наказного Атамана, князя Георгия Романовича Эристова был
вырыт Эристовский канал –именуемый в народе «неволька». Этот канал ознаменовал
ирригацию казачьего края.  В 30 – х годах
канал был углублён, на нём была построена мельница – хутор 2 й Русский, канал
получил новое название «канал им Ленина». И напоила «Неволька» хутора водой,
развивалось животноводство, садоводство, канал продолжился до станицы
Червлёная.  При Сталине степи покрылись  лесополосами которые сдерживали ветра и песок,
насадили лесной массив,  получив название
«Пиевский лес», объёмом  свыше 100 га , а
в хуторах зацвели сады, но «неволька» а народе сохранило своё название.                В 1774 году к станице присоединили упразднённое
 поселение  «Горская», которая насчитывала 150 семей,
в  основном крещёных кабардинцев и осетин.
Со  временем казаки горцы
переселились  по Луковской, образовав
кабардинский край, часть расселились по Луквским степям,  в основном по Невольке, образовав 4 больших
хутора по 20-50 дворов. В 1875году, открылось трёхклассное училище. Это здание
ещё и сегодня стоит из красного кирпича, в котором я учился  и окончил 7 классов, в котором в настоящее
время  находится библиотека и сельский
клуб.   По  указу, Императрицы Екатерины Великой,
создаётся Моздокский полк, на базе близ лежащих станиц, Стодеревская, Галюгаевская.
Впоследствии ,Моздок и Моздокский полк вошли и было организовано «Терское
Казачье Войско от Пятигорска до Кизляра» с примкнувшими станицами
Павлодольская, Ново Осетиновская, Терская и две сотни Ногайского Казачества.                Долгое
время в Луковской не имелось своей школы, казаки отправляли своих детей учиться
в Моздок или в станицу Наурскую. Пока 4 декабря 1861 года не последовало
предписание, открыть станичную школу. 8 го января 1862 года, было открыто
одноклассное станичное училище, здание сохранилось, улица Красная. В 1875 году
открывается трёклассное училище, здание построено из красного кирпича, улица
Бульварная. До 1915года молодых казачат отправляли в 3х годичную школу казаков,
станица Зольская.                8 ноября 1877года состоялось торжественное
освещение новой станичной церкви – Храма Михаила – Архангела . Деревянная, высокая,
стройная, пятиглавая она имела форму креста. Внутри церкви находилась прекрасно
выполненная стенная  живопись, с текстами
из священного писания, живописи икон, красивый иконостас. В храме находилась
икона – копия Моздокской Иверской Божьей Матерь. Храм  Луковский, сгорел и до конца разрушен во время
войны, ещё долго казаки Луковской станицы, снимали головной убор и крестились,
проходя мимо, где стоял Храм Михаила – Архангела. На том месте построили школу
десятилетку в 1974 году. Школа является не только гордостью станичников, но и
всего района В начале двадцать первого века в 2005 году построили Храм Михаила
– Архангела, возвели из кирпича, где когда то стояла Часовня. Как и прежние
годы, финансирование было за счёт сбора пожертвований жителей и средств
Администрации станицы. Строительство вела ПМК № 3, руководимая Таймуразом
Бураевым.   Часовня была построена на первом кладбище
Терских Казаков. По  преданию там
хоронили священников и казаков станицы. Там  же были похоронины лётчики, погибшие, во время
Великой Отечественной Войны. После войны, часть захоронений были перезахоронены
на основном Луковском кладбище.                В  Первую Мировую Войну в частях Терского
казачьего войска сражались : Ф Келеушев, А Серебряков, Г Федин, А Белый, М
Комов, Н Ардашев, Ф Голов, И Анацкий, Приданцев, Бородаевы, Усаноаы, Марковы,
Выпукины и многие другие станичники.   Луковские казаки принимали  участие в русско-японской войне совместно с
манжурскими казаками, как пластуны разведчики, отличились :Шашлов, Бородаев, Комов
В Грачёв, Усанов Д, Косолапов   и много
других казаков, служивших в развед сотнях, Манжурского  Казачьего Войска. Во время войны  станица проводила на фронт  более 700 казаков, только половина вернулись
в станицу. В Луковской стоит памятник по фамильно,  кто ушёл на фронт и кто вернулся. Луковские
казаки чтят  в памяти всех участников
войны. Во  главе с Петренко Алексеем, ухаживают
за  воинским  захоронением, солдат погибших в чеченских
конфликтах, за символом станицы Луковской – Казачий Крест. Актив и депутаты
Луковской смотрят за порядком, на станичном кладбище, за аллеей Воинской Славы,
за монументом, где указаны по фамильно казаки, не вернувшиеся с войны.

                Станица сегодня и вчера

    
Сегодня станица Луковская почти сливается с городом Моздоком, но Луковчане
всегда с гордостью именуют себя станичниками, ведь у них есть достойная
история. Им есть, чем гордиться – и казачьим прошлым, и трудолюбием
сегодняшнего дня. У меня даже в паспорте написано, я казак.                Великая
Октябрьская Революция многое изменила в жизни станицы Луковской. Население  станицы, одно из первых в Моздокском районе
было освобождено от белогвардейцев. Активное участие в освобождение принимал –
Усанов Дмитрий Семёнович, член партии с 1918 года. Родился 1876 году в
Луковской в семье бедного казака. Вся семья Усановых вела революционную работу.
Усанов Владимир Д 1907 года рождения, коммунист, участник ВОВ – командир роты,
работал на партийной и хозяйственной работе. Павел, 1914 года рождения,
участник ВОВ, политработник, образование высшее, работал в Министерстве
сельского хозяйства, Нальчик. Георгий, 1920 года рождения, член КПСС, ветеран
ВОВ в звании подполковника, живёт в городе Нальчике. В 1921 году организуется
первый комсомольский отряд в станице. Организаторы : Юров Владимир, погиб в
ВОВ, Усанов Владимир, Золатарёв Пётр, живёт в Моздоке, Образцов Георгий, погиб
в ВОВ. Первые комсомольцы : Фёдоров Пётр, Белый Леонид, Никитина Вера, Игнатьева
Вера. «Красным Атаманом» называли станичники своего председателя ревкома,
секретарём станичного совета был Усанов ДС. До ВОВ станичники были объединены в
два колхоза «имени Чкалова» и «первая пятилетка». Направление хозяйств было
зерно и по выращиванию КРС. Колхозы продавали государству зерно, молоко, мясо.
Вплоть до 60х годов в колхозах занимались выращиванием овощей и винограда,
климат и почва способствовали сбору хорошего урожая.  В войну и после, жители станицы занимались
выращиванием овощей для себя и продажи городским жителям. В станице,
открываются сельскохозяйственные и промышленные предприятия, в начале 60 годов
была введена газокомпрессорная станция «ГРС». В это время, дома Луковской,
полностью электрифицированы. В 1962 году был введён эксплуатацию, мол. завод, «
Дорожное ремонтное - строительное управление, районное объединение
«сельхозтехники»,  завод по выпуску хим
преаппаратов. Построены два магазина, столовая. В 1959 году образован
«леспромхоз», в 1974 году построен новый пивоваренный завод, пиво которое было
лучшим на Северном Кавказе. Была
построена инкубаторное - птицеводческая станция, которая снабжала
цыплятами весь район, а в последнее время, магазины Моздока, курами торговали.
Построен 2х этажный, 8 ми квартирный дом для преподавателей школы. Построены
два здания, сельского Совета и детского садика. В 1985 году, сдан в
эксплуатацию жилой 3х этажный дом, со всеми удобствами, улица Лесная 94,
шестнадцать 2х квартирных домов - коттедж со всеми удобствами. В 1986 году по
улице «Красная» открылась аптека, по улице Буденного построена врачебная
амбулатория на 100 посещений больных в день.                Луковский
Дом Культуры, известен не только городу, но и за пределами Республики. Благодаря  Дымкову Петру Степановичу, как хорошего
организатора и руководителю казочьего хора, основателю детского казачьего хора,
коллектив казачьих песен был узнаваем везде. Именно при нём хор получил звание
«народный», именно при нём выступали на большой сцене, Колонного Зала Дома
Союза. Казачата принимали участие в передаче «шире круг». Ансамбль Терцы,
любимый коллектив города Моздока. Сейчас руководителем хора является Чуркина
Елена – заслуженный работник искусства РСО – Алания. Ядром ансамбля хор хормейстер
Слесарев Григорий, два брата Алексей и Виктор Петренко.    Луковская станица дала Родине замечательных
людей : учёных, политиков, полководцев. Белый Л.Д. доктор наук, полковники
Усанов и Золотарёв, механизаторы Цикишев и Скринник, свинарка Попелова – делегат
23 съезда КПСС, трактористка Валентина Костенко
               

               

               
Комов Анатолий

.   
                Большую помощь в
подборке материала оказала районная библиотека : подбор газет, книг, советы
кореспондентов Моздокского Вестника, воспоминания старожилов Луковской,
замечания  историка А. Ткачёва,
историка  В.А. Потто, И.Л. Омельченко


Рецензии