Гражданская война в ЦАР в ХХI веке

Международные правовые институты – явление ХХ века. По своей сути данные институты носят наднациональный характер, положение которых позволяет им принимать решения вне зависимости от национального законодательства, а именно с учетом международных положений и документов, которые, как правило, имплементированы в действующее национальное право отдельных государств. Данный характер фактически обеспечивает возможность решать достаточно серьезные конфликты, в т.ч. военные, основываясь на документах, принятых ООН с момента ее основания в 1945 году, хотя сама реорганизация ООН в единый институт произошла только в апреле 1946 года, т.е. ровно 70 лет назад.

На сегодняшний момент ООН – единственная международная организация, которая ставит своей целью объединить все страны планеты для решения насущных задач и для поддержания постоянного контакта между ее членами для недопущения войн и мировых конфликтов, для чего данная организация и была создана. ООН состоит из Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального совета, Секретариата ООН и Международного Суда. По своей сути в компетенцию всех данных органов и входит тесное взаимодействие разных стран для решения глобальных проблем. На современном этапе под эгидой ООН работает сразу несколько международных судов и трибуналов, которые решают проблемы послевоенного развития в нескольких регионах мира. Так существуют Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (1993), Международный уголовный трибунал по Руанде (1994), Специальный суд по Сьерра-Леоне (2002), Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи (2006) и Специальный трибунал по Ливану (2005). Отметим, что на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 70/227 от 23 декабря 2015 года деятельность Международного уголовного трибунала по Руанде прекращена 31 декабря 2015 года. Однако деятельность Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности не сводится лишь к учреждению специальных судов и комиссий по расследованию дел по проблемам военного характера. Деятельность международных организаций не сведена к определенному набору обязательных инструментов, она более разнообразна.

Обратим внимание на то, что последние несколько лет (начиная с 2010-2011гг.) на территории целого ряда государств Африки, Ближнего Востока проходят большое количество религиозных, межнациональных и даже международных конфликтов, которые характеризуются весьма емким определением «арабской весны», хотя вероятно все же более логично применять данное определение к 2010-2011гг. В тоже самое время на территории современной Африки в Мали, Центральноафриканской республике, а также в других регионах происходят не менее значимые конфликты для данных регионов, которые подчас вообще не освещаются мировыми СМИ. И причина здесь вполне понятна – взгляды всего мира сейчас прикованы к беженскому вопросу в Европе, проблеме решения конфликта в Сирии, стабилизации Ближнего Востока, восстановление экономического и политического веса этого региона на международной арене. На фоне этих событий совершенно незамеченными проходят другие конфликты, особенно в Африке. Так последнее наиболее яркое и нашумевшее событие, которое произошло в Африке – гражданская война в Мали, которая во многом также была спровоцирована религиозным фанатизмом исламистов, которые пытались свергнуть законное правительство страны и установить здесь новое исламистское государство. Как контраст с этим на протяжении 2013-2016гг. на территории Центральафриканской республики проходили достаточно ожесточенные столкновения, вызванные сначала в марте 2013 года свержением законного президента страны Франсуа Бозизе (2003-2013) лидером повстанцев Союза демократических сил за единство Мешелем Джотодия, который на протяжении 2013-2014гг. оставался главой государства в стране, а позже также бежал из нее в Камерун, видя что справится с анархией в стране не представляется возможным. Его фактической преемницей на посту главы государства встала Катрин Самба-Панза, которая исполняла обязанности президента страны вплоть до 30 марта 2016 года, когда на пост президента заступил бывший премьер-министр, одержавший полную победу (более 60% голосов) на выборах в декабре 2015 года Фостен-Аршанж Туадера.

Мы не совсем корректно поставили отправной точкой конфликта 2013 год. Дело в том, что проблемы в Центральноафриканской республике начались с приходом в 2003 году к власти в стране самого Франсуа Бозизе, который между прочим пришел к власти на совершенно незаконных основаниях, совершив в стране государственный переворот, в результате которого был свергнут Анж-Феликс Потассе (1993-2003), бывший первым демократически избранным президентом ЦАР. Потеря власти в стране была ознаменована для  Потассе поражением в гражданской войне, которую он вел против Бозизе. Таким образом, победа в гражданской войне оказалась на стороне Бозизе, что спровоцировало новый виток внутригосударственной противостоянии Бозизе с Джотодией, который, как мы знаем, привел к власти в 2013 году последнего. В тоже время следует заметить, что и Джотодия вступил в конфликт с Бозизе не сразу, а только в 2004 году, когда им был основан Союз демократических сил за единство. Конфликт состоял из нескольких стадий, главными из которых можно считать 2008-2010гг. когда в стране было фактическое перемирие между оппонентами, в результате соглашения между которыми удалось выбрать на основе парламентских, президентских и местных выборов (2010 и 2009 гг. соответственно) удалось создать правительство национального единства. Конфликт обострился в 2011-2012гг. когда Джотодия начал обвинять президента Бозизе в нарушении соглашений между ними, что и привело в конечном итоге к свержению Бозизе. Отметим также, что в результате этой гражданской войны, которую хронологически, наверное, правильнее закончить в 2014 году, в стране и в этом регионе Африке в целом появилось около 10 тыс. беженцев, которые фактически стали одними из главных жертв данного политического противостояния. О положении детей на территории ЦАР в 12 февраля 2016 года на заседании Совета Безопасности говорил Генеральный Секретарь в своем докладе. Вот что он отметил: «Положение детей ухудшалось по всей стране, особенно в период с декабря 2012 года по март 2013 года, когда «Селека» терроризировала страну до и во время своего прихода к власти и когда вспыхнули междоусоные и межрелигиозные распри в декабре 2013 года. Ситуация усугублялась и наличием многочисленных вооруженных групп, активизировавших свою деятельность на различных этапах конфликта, при этом многие из них прекратили свое существование или вновь появились уже под новым именем, или же распались на более мелкие структуры без четкой иерархии. … Целевая группа проводила регулярные встречи вплоть до конца 2012 года, однако сократила масштабы своей деятельности после эвакуации персонала Организации Объединенных Наций. Группа возобновила работу в феврале 2014 года и продолжает функционировать по сей день». Помимо прочего Пан Ги Мун отметил, что противоправные действий против местного населения страны усугубились, начиная с 2012 года, когда фактически оппозиция в лице группировки «Селеки» во главе с Джотодия отказалась признать парламентские и президентские выборы и фактически призвала к открытому противодействую власти Ф. Бозизе. Дети на территории ЦАР вербовались всеми сторонниками конфликта, в т.ч. Чадский Народный фронт за освобождение (НФВ), «Армией спасения Бога» (ЛРА), Союз патриотов за справедливость и мир (СПСМ), Движение центральноафриканских освободителей за справедливость (ДЦОС), Демократический фронт центральноафриканского народа. «Дети не только пострадали физически, отмечал в своем докладе Пан Ги Мун, когда их использовали во время боевых действий или в качестве сексуальных рабов, они также были вынуждены выполнять различные вспомогательные функции, в том числе использовались в качестве информаторов. Начиная с 2014 года, детей все чаще использовали для совершения преступлений в отношении гражданского населения». Также в докладе Генерального Секретаря ООН сообщалось, что в ЦАР имели место 333 случая убийства детей, а также 589 случаев нанесения тяжелых телесных повреждений им. Характерно, что большая часть таких случаев была зафиксирована в 2013 и 2014 гг., т.е. в период, когда страна была далека от стабильности, к которой она в целом подошла уже в 2015 году. Международными наблюдателями были также получены сведения более чем о 130 случаях нападений на школы и больницы со стороны повстанческих формирований.

Для решения проблем в ЦАР на разных этапах развития гражданской войны со стороны международных организаций привлекались Экономическое сообщество центральноафриканских государств (ЭСЦАГ), при поддержке и активной позиции которого в январе 2013 году, т.е. за два месяца до переворота, свергнувшего Бозизе, было подписано перемирие между воюющими сторонами, которое могло предотвратить «накал страстей» в стране. Уже после переворота 24 марта того же года осудил данный переворот Совет мира и безопасности Африканского союза и Совет безопасности ООН, под руководством которых была учреждена Международная миссия под африканским руководством по поддержке в Центральноафриканской республике (АФИСМЦАР) (создана на основании резолюции 2127 Совета Безопасности от 5 декабря 2013 года). В декабре 2013 года оказывать поддержку данной организации по разоружению воинских формирований повстанцев стала проводить Франция, которая таким образом осуществляла операцию «Сангари». Уже после отставки М. Джотодия в январе 2014 года, которая была поддержана, как в самой стране, так и международных сообществом к власти пришла женщина президент Катрин Самба-Панза, которая должна была осуществлять свои полномочия до проведения в стране демократических выборов. С сентября 2014 года вместо АФИСМЦАР на территории африканской республики стала действовать Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации ситуации в Центральноафриканской республике (МИНУСКА).  «В течение нескольких месяцев после развертывания Миссия, получив мандат на защиту гражданских лиц и оказание поддержки в переходный период, сыграла положительную роль, совместно с Операцией «Сангари» и Силами Европейского Союза, в стабилизации обстановки в плане безопасности», - сообщается в докладе Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна. Стоит также отметить,  что именно в составе данной организации действовала Целевая группа, о которой мы говорили выше, которая занималась вопросами ликвидации проблем в сфере защиты прав детей на территории ЦАР.

Сейчас, когда ситуация в стране оказалась в целом стабилизирована, роль международных организаций во многом сводится к мониторингу ситуации в стране, а также принятию соответствующих резолюций Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей для предупреждения эскалации ситуаций. В данном случае на наш взгляд весьма важно отметить роль принятия 22 января 2016г. резолюции 70/252 «Роль алмазов в разжигании конфликтов», в которой в тоже время отмечалось, что в рамках восстановления экономической системы ЦАР многопрофильной миссии ООН следует работать на основе разработанной дорожной карты. На территории страны следует создать специальные зоны, откуда бы осуществлялся экспорт необработанных алмазов из страны для восстановления ее экономического потенциала. В данном резолюции также была отмечена особая роль Анголы в деле помощи правительству ЦАР в деле установления в ней стабильности, а также отмечался призыв к другим странам также способствовать восстановлению экономики страны (некоторые из этих заявлений, как отмечается в резолюции, были приняты в рамках Кимберлийского процесса и его пленарных заседаний). Кимберлийский процесс в свою очередь это африканская международная организация, созданная в 2000 году по инициативе ЮАР, Ботсваны и Намибии в г. Кимберли (ЮАР) для путей решения т.н. «конфликтных» («кровавых») алмазов.

Таким образом, мы можем констатировать, что ситуация в ЦАР на данный момент стабилизировалась. Немаловажную роль в этом отношении сыграла ООН и Африканский Союз, которые принимали непосредственные решения для того, чтобы ситуация в одной из беднейших стран Африки была стабилизирована, для того, чтобы также стабилизировать регион в целом. ООН способствовала не только политической, но и социальной стабилизации страны, создавая специальные миссии, которые работают до сих пор, для того, чтобы избавить страну от тяжелых последствий гражданской войны. От себя отметим, что несмотря на то, что роль международных правовых институтов подчас нивелируется из международных отношений, мы считаем, что нельзя отказать этим организациям во внимании к проблемам современности. Понятно, что в силу целого ряда обстоятельств, ООН не может выполнять абсолютно все функции, которые только возможны для стабилизации ситуации, но в тоже время следует не забывать, что ООН площадка для международного общения и международной поддержки странам, оказавшимся в тяжелой ситуации, какой на данный момент стала ЦАР.    


Рецензии