После пожара

  Это произошло летом, в селе Усманка в 1958 году. Мы жили в то время на окраине села.
  Рано утром, не помню, по какому случаю, может быть для физзарядки, я вышел на выгон возле нашего дома и увидел, громадное пламя примерно в центре села. Горел чей-то дом. Я сразу же подумал: «Вдруг горит дом тёти Нины, маминой сестры? Если это её дом, то мне с моим отцом тогда достанется очень много работы», а такое положение возникшей ситуации мне очень не нравилось. Кому же хочется усиленно вкалывать? Не каждому, что ни говори, лень преобладает, но и отказываться нельзя ни в коем случае. Беда у родственников. А если, не дай Бог, у нас произойдёт подобное? Не пропадать же. Нужна взаимовыручка.

  Так и получилось, как сейчас говорится: по закону подлости. Горел дом моей тёти и её мужа дяди Вани Афанасьева. А случилось это потому, что тётя зажгла примус в сенях, поставила на него что-то варить. Сама пошла по домашним делам, корову в стадо провожать, мало ли чего. В селе всегда дел много со скотиной, с птицей, с огородом.

  Примус, оставленный без присмотра, вспыхнул. Рядом, на маленьком оконце висела занавеска. Она загорелась от вспыхнувшего огня и пламя пошло беспрепятственно гулять вверх, пожирать всё, что попадает на его пути. Огонь распространился мгновенно. Хорошо, что Вовка, мой двоюродный брат успел выскочить на улицу. Он спал в сарайчике за сенями, выход был только через сени. Поэтому он оказался отрезанным от выхода на улицу, проснувшемуся Вовке пришлось проскакивать сквозь огонь.
 Дом сгорел не полностью, пожарка была близко, затушили, но всё равно ремонту он уже не подлежал. Пришлось разбирать остатки стен.

  После пожара хозяева с дедом и Вовкой перешли жить в сарай, тут же в своём дворе. Но этот сарай, был вовсе не сарай, а летняя кухня. У тёти Нины было всё культурно и чистоплотно. Мух дома у них не было, как у других жителей.
На второй или третий день после пожара, дядя стал набирать-агитровать людей для работы в лесу, чтоб заготавливать брёвна для нового дома. По этому случаю, он и т. Нина взяли ссуду у государства, с последующей расплатой в рассрочку.
Для работы в лесу набралось человек пять или шесть вместе со мной и д. Ваней. Те люди, соседи, знакомые набраны с условием, чтоб за каждый день работы получать плату 10 рублей. Ещё в лес поехали поварихами т. Нина и вторая, её и мамина сестра, т. Лида. Мой отец остался на работе в МТС, но он потом стоил дом с д. Ваней.

  Лес был осиновый и расположен в нескольких десятках километров от Усманки, возле села Петровка.
Я пилил деревья с д. Ваней на пару, с обеих рук, по очереди, по мере их уставания. Деревьев пришлось пилить очень много, потому что они были с гнилой сердцевиной. Как отпилишь гниль, уже не получается хорошее бревно, а выходит годное только на дрова. Но как бы то ни было, дело хоть и медленно, продвигалось. Работали с утра до позднего вечера. Обедали. Наши поварихи варили суп с мясом, кашу. Но обеды я почему-то не помню.
   Хорошо помню вечера, радость от окончания рабочего дня. Сейчас вспоминаю, как хорошо было сидеть у костра, есть горячий суп, смотреть, как змеится, перебегает по веткам огонь, слушать, как в нескольких шагах за низким подмытым берегом, шумит, перекатывается вода через ствол упавшего старого дерева. Чуть грустен и чуть тревожен был этот монотонный задумчивый шум.

  Ночью спали в доме лесника на полу, все в один ряд друг с другом, теснота. Если один поворачивается на спину или живот, то соседу надо повернуться на бок.
Моя работа закончилась из-за того, что мне пришёл вызов из Сергиевского зооветеринарного техникума. Дядя Ваня с большим сожалением простился со мной, потому что на одного работника стало меньше. Я уехал из леса домой, а потом в техникум. Вступительные экзамены мной были сданы раньше. Через месяц учёбы нас отправили в колхоз «Червоный плугатырь», расположенный в селе Спасское, на уборку картофеля. Но я там работал на тракторе прицепщиком, а через пять месяцев благополучно расстался с техникумом, не сдав математику в первом семестре. Учиться без стипендии до мая не захотел. Ну и хорошо, не моё это дело, животно-скотинячее.
  Дом родне осенью был уже построен без моего участия. Вся семья, состоящая из четырёх человек, зимовала в новом доме.
- - - - -
2.7.2016


Рецензии
Здорово, что ты пишешь о том, что было.
Мне понравился стиль. Грамотно. Интересно. Откровенно. Замечательно.
С теплом.

Галина Кочегура   02.07.2016 00:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина! Наверно по дружески меня подбадриваешь?
Помню, как ты меня 'пропесочивала' раньше.

Виктор Козлов-Волжанин   02.07.2016 10:42   Заявить о нарушении