Неразлучные друзья. Пять рублей. Год 1978

Время страны продвигается к грандиозному событию – «Олимпиада-80», время народа семимильными шагами бежит к коммунизму. Жизнь детей весела и жизнерадостна, всего хватает – одеты, обуты, накормлены и предоставлены сами себе. Правда, только в каникулы, которых катастрофически мало для отдыха. Хочется, что бы летние каникулы всё тёплое время года длились, а то и вовсе не стоит учиться. Гулять бы да гулять, ходить в футбольную секцию, кататься на раздолбанном «ПАЗике» по области на игры и получать за это денежки. Зачем вообще учиться?! Зачем!? Деньги у тринадцатилетних пацанов есть и хорошо!

Футбол увлёк практически всё моё свободное время. Мы с Вовкой уже почти пять лет посещаем стадион, летом играем в футбол, а зимой в хоккей с мячом. В нашей копилке второе место по области на приз клуба «Кожаный мяч», впечатление, оставшееся на всю жизнь. Здорово же, всегда заняты, на глупости времени почти не остаётся, хотя, так думают только наши родители. На всё у нас есть время, даже… но об этом чуть позже.

На дворе красивый июнь с его красно-сине-жёлтыми цветочными полянами и зелёными лесами, с Тёплым озером и его пляжами, с рыбалкой и её ночными прелестями у костерка. Все удовольствия жизни летом, активный отдых на озере вперемежку с активным отдыхом на футбольном поле, приятное с полезным…

- Пацаны, солнышко с утра шпарит, жара, духота, поехали на озеро купаться? – и спрашивает и одновременно утверждает Лёшка, наш старший, шестиклассник, когда мы выбежали во двор в назначенное время. – Только у меня велосипед сломан, в подвале стоит.
Один из немногих выходных выдался в нашем с Вовкой футбольном графике без изнурительных тренировок и приятных игр на своём поле или на выезде. Мы во дворе и абсолютно свободны до вечера.

- У меня тоже великов нет, батя с мамкой на своих в сад уехали, - так же грустно отвечает Игорёк.
У Вовкиных же родителей никогда и не было велосипедов, они на дачу предпочитают ездить на рейсовом автобусе. Облом всем.
- У меня в подвале отцовский один есть, все на одном что ли? – поднимаю в возмущении брови я.
Минута молчания и соображания, как добраться до озера, если идти пешком до него лесом и железной дорогой почти час, да и жара. Ой, как неохота пешком! Пока идёшь обратно, вспотеешь, что снова захочется купаться.
- Ладно, я вас всех на одном увезу. Один впереди на раме, а двое на багажнике. Худые же, уместитесь, – как всегда, Лёшка, старший и сильный, вывел компанию из цейтнота. Никому из нас, пятиклассников, не довезти троих на одном велике.

Я быстро сбегал за ключами от сарая, что находится в подвале соседнего дома и мы кинулись за велосипедом. Через десять минут компания, отпросившись у родителей, поехала на озеро. Правда, поехала, мягко сказано. Дороги на Руси никогда не отличаются идеальностью, а выехав за пределы посёлка, они совсем исчезли – кочки, ямы, да камни щебёнки по всему пути до леса. А там не лучше, тропинки, протоптанные пешими любителями искупаться в озере и поваляться на песочке, петляют между стволами деревьев, по корням и корешкам последних. Лёха, наверное, специально везёт нас по ним, на каждой кочке, на каждом корешке мы подпрыгиваем и орём, как оглашенные, то прищемив ляжки, то прикусив языки. Задницы-то тощие, не мясистые, а рама и багажник у велика железная, однако.
- Лёха! – ору я ему в спину. – Ты чего, дороги не видишь? Жо… болит уже!
Вовке ещё хуже за моей спиной, у него ползадницы, вообще, с багажника свисает и на каждом подскоке он почти слетает с него. Игорьку, наверное, клёво, мягко устроился на раме! Она, хотя бы, обмотана детской подушкой. Так меня папа возит, а Светка на багажнике восседает, когда мы к бабушкам ездим.

Мы проехали лесной массив, и оставалось минут десять-пятнадцать вдоль железнодорожного полотна, по тропинке, до самого озера. Тропинка узкая, в один велосипед, а по одной стороне высоченная гравийная насыпь, с другой же заросли ольхи на болоте. Упадёшь в кусты, мало не покажется, болото же. Тропинка неровная, с лужицами глинистыми и скользкими от болота, вот Лёшка и петляет, как заяц, то ли скользит, то ли объезжает их. А мы с Вовкой болтаемся на багажнике и совсем не специально раскачиваем велосипед. Все орём благим матом, даже, по болоту эхо наше слышно, страшновато и весело одновременно от адреналина такого! Вдруг…

Велосипед сильно вильнул на глине лужи, и полетел в заросли ольхи. Мы, с дикими криками, соответственно за ним и плюх! Прямо лицами и всеми частями тел в грязь, как довольные жизнью поросята. Нам опять и смешно, и больно! Лежим в грязи и ржём на весь лес и болото! Так минуты две приходим в себя, не понимая, поломались мы, живые ли или просто ушибами отделаемся. Ничего серьёзного, грязь помогла, мягко приземлила. Велик почти на дороге остался. И вдруг… опять Лёшка заорал благим матом. Да только как-то по-другому, более радостно, чем при падении! Наш, всегда сдержанный взрослый друг и так орёт! Что-то случилось!

Мы повскакивали со своих луж и пробрались сквозь кусты к его «свинарнику» и видим такую картину, Лёшка вытирает об свою уже не совсем чистую майку прямоугольник бумаги. После проведения совсем не интеллигентных процедур «об себя», она начинает приобретать синий вид с товарищем Лениным на себе.
- Пацаны, я когда шлёпнулся мордой в грязь, ничего не видел. А когда глаза открыл и от грязи вытер, гляжу, пять рублей, вроде, рядом торчат. Кажись, настоящие?! – восхищается и одновременно сам себя и нас заодно спрашивает он.
- Настоящие, - спокойно отвечает ему Игорёк, - ничего себе, находочка. Как же она сюда попала? – понятно, что вопрос уже звучит в никуда и никому.

Откуда же нам знать?
Представляете себе, что такое найти пять рублей в восьмидесятом году? Это ж целое состояние! Ух, я бы потратил, не задумываясь! Наелся бы…

Хотя, об чём я, они же не мои, Лёшка нашёл! Он теперь богач по нашим понятиям! Повезло же!..

А Лёшка молодец, распорядился по совести своей находкой. Мы все вместе ходили на его деньги в кино и кафе с мороженым, он покупал нам конфеты и пирожки, газированную воду и печенье. Хорошо погуляли. Он по дружески поступил, понимая, что не нашёл бы эти пять рублей, если бы не мой велосипед и не жара в тот счастливый день, а ещё наша с Вовкой раскачка велика. Так бы и пролетели те злополучные и удачливые кусты с лужами. Да и, вообще, если бы не наша дружба, из-за которой мы всегда вместе. Вместе…

Он всегда был справедливым, наш Лёшка, потому и жаль было того момента, когда…

Но это уже совсем другая история нашей неразлучной четвёрки, история дружбы, которую мы смогли пронести сквозь годы взросления и возмужания. Мы ни разу не ссорились по-крупному, не делили девчонок, помогали друг другу в трудный час… Помогали…

А сегодня…

7 мая 2016 года


Рецензии
Какой хороший и справедливый был Леша! А что с ним случилось?

Ольга Анисимова 2   23.11.2020 21:09     Заявить о нарушении
Спасибо вам за визит... А случилось с ним то, что написано в последней части неразлучных друзей...
http://proza.ru/2016/12/02/189

Станислав Климов   24.11.2020 05:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.