Перечитываю написанное. Мало у меня глаголов, вот в чём беда. Существительное – это изображение, глагол – действие. По соотношению количества существительных с количеством глаголов можно судить о качестве прозы. В хорошей прозе изобразительное и повествовательное уравновешено. Боюсь, что я злоупотребляю существительными и прилагательными. Валентин Катаев. // Ты пишешь очень небрежно, наспех. Всё только рассказываешь как очевидец, но не изображаешь как художник. Надобно понять различие изображения и рассказа. Истинный художник, будь то писатель или живописец, не рассказывает, а показывает. Максим Горький. // То, что может быть показано, не может быть сказано. Образ может заменить описание. Людвиг Витгенштейн. // Своди описания до минимума. Разумеется, тут нет единого правила на все случаи. Просто так, для эффекта, ради красного словца я ничего не описываю. Каждое описание работает на сюжет, на изображение главного. Одним словом, каждое изображение должно быть уравновешено описанием. В соразмерности изобразительного и повествовательного скрыт секрет прозы, некое золотое соотношение. Хорошая проза должна гармонически сочетать элемент повествования с элементом изображения, причём ни один из этих элементов не должен занимать преимущественного положения. Именно в этом и заключается секрет удивительной прозы Пушкина и Чехова, у которых все мы должны учиться. Валентин Катаев. // Чехов – это Пушкин в прозе. Лев Толстой. // Писатели восемнадцатого, да и семнадцатого века были в основном повествователи. Девятнадцатый век украсил голые ветки повествования цветными изображениями. Наш век – победа изображения над повествованием. Почти всегда в хорошей современной прозе изобразительное превышает повествовательное. Изображение присвоили себе таланты и гении, оставив повествование остальным. Метафора стала богом, которому мы поклоняемся. Не пора ли вернуться к повествованию, сделав его носителем великих идей? Ведь даже Библия сплошь повествовательна. Она ничего не изображает. Библейские изображения появляются в воображении читателя из голых ветвей повествования. Повествование каким-то необъяснимым образом вызывает картину, портрет. В Библии не описана внешность Каина. Но я его вижу как живого. Валентин Катаев. // Искусство литератора не в умении показывать, а в умении одухотворять. Без этого одухотворения литературное произведение будет мёртвым и схематичным. Михаил Зощенко.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.