Афганистан память и боль

АФГАНИСТАН: ПАМЯТЬ И БОЛЬ 
(из впечатлений трудного дня одинокой пенсионерки)

«В Афганистане, в чёрном тюльпане
С водкой в стакане
Мы долго плывём над землёй,
Скорбная птица через границу
К русским границам несёт ребятишек домой…»
(из песни А. Розембаума)

В качестве небольшого предисловия справка: 

Одному деревообрабатывающему предприятию на территории Узбекской ССР в городе Ташкенте было строго поручено вместо мебели срочно делать гробы. Был определен и штат сотрудников: плотники, жестянщики, два водителя, начальник.  Было и наименование продукции: «гроб деревянный, деревянный ящик, лист-цинк, опилки, две чистые простыни». Затем это предприятие было переименовано в похоронное бюро под названием «чёрный тюльпан». Самолёт Ан-12 доставлял гробы; и кто-то из военных дал название «чёрный тюльпан» и этому самолёту. С тех пор это название прочно «приклеилось» к самолёту, перевозившему из Афганистана «груз №200».


 … Распалённый черноволосый господин Ж в три прыжка подскакивает к оппоненту, очень похожему на товарища З, у которого на лице оказывается борода Карла Маркса, а на голове лысина Ленина, и... хватает его за грудки.
С криком «ненавижу!» лидер одной партии изо всех сил трясёт лидера другой партии, пытаясь вытрясти из бывшего однопартийца душу, а остатки тут же и распять.  Но товарищ З не лыком шит, он метким ударом согнутой в колене левой ноги в пах господина Ж вынуждает того согнуться, успевая тем временем вырвать с головы противника пару пучков кучерявых волос. Плюнув на личную головную боль и боль в паховой области, господин Ж хватает товарища З поперёк туловища и, крутанув  вокруг себя, бросает его оземь и следом наваливается сверху. Крепко сцепившись не на жизнь, а на смерть, два оппонента катаются по полу и стремятся выцарапать друг у друга и глаза. Под бурные аплодисменты присутствующих на телешоу участников и зрителей какой то непонятный господин - весь в чёрном, но почему-то без чёрной щляпы - пытается как бы разнять дерущихся, но, изловчившись, ему удаётся лишь столкнуть их лбами. После грубого столкновения головами оппоненты дружно перестают рвать волосы друг у друга и выцарапывать глаза. Но они вдруг единовременно начинают выдвигать друг против друга взаимные громогласные обвинения и требования: один требует назад мебельную фабрику, конфискованную большевиками у его родного деда, а другой требует немедленной смертной казни для волков, разграбивших в девяностые народное хозяйство…
И тут, неожиданно для всех собравшихся на программе, вместо привычного перерыва с очередной рекламой продукции глобальных корпораций на политическом телешоу как из-под земли появляется никем не приглашённый здоровяк в лётной форме с перекошенным от злобы лицом и… начинает душить всех подряд, приговаривая:
«и тебе это за афган, и тебе это за афган»...
 
----------------------------------------------
 
   ... «Жуть! Это ж надо было такому присниться, к чему бы это?» – приходит мне в  голову, когда я, тяжко и медленно просыпаясь после кошмарного сна в странной лихорадке и холодном поту, уже немного успокоилась.
 
    В открытое окно чуть слышно влетел свежий приморский ветерок и разметал со стола недописанные с вечера листочки.  Приятно пахнуло близким морем. Я уже десять лет в Анапе и очень люблю по утрам и вечерам ходить к морю. Ему, Морю, там, у высокого берега я иногда и на жизнь пожалуюсь, и прожитые годы свои там вспоминаю, и мечтаю, несмотря ни на что, и, уравновешиваясь у мирно ласкающих берег волн, настраиваюсь на позитив. Не зря ведь считается, что огромное пространство Моря вытягивает из людей все их тревоги, волнения, болезни, и перерабатывает в себе, нейтрализуя всю накопившуюся грязь, жизненные нечистоты, человеческое горе и неприятности. Очень захотелось к Морю, но было ещё слишком рано, хотя уже забрезжил рассвет, а так хотелось выспаться в эту субботу, в День Пограничника.

    Любимой кошечки Соньки не оказалось на диване; со вчерашнего вечера она обиженная на меня наверняка где-то затаилась. Да, досталось ей вчера вечером; сначала неожиданное извержение непонятно чего прямо ей на голову, а потом вынужденные водные процедуры.
    Уже стало привычным делом для нас обеих – если я располагаюсь на диване и включаю телевизор, то любимая подружка Сонька тут же поудобней устраивается у меня на груди, задом к телеэкрану, и великодушно позволяет себя гладить. С некоторых пор я стала замечать за Сонькой её странную особенность: если передача политическая, то Сонька лезет лизаться прямо мне в лицо и заслоняет телевизор от моих глаз, словно хочет сказать: «не смотри, на ночь глядя, не смотри, на ночь глядя…»…
 
   «Наверно я вчера опять нечаянно увлеклась не теми программами, откуда же этому кошмарному сну взяться?» – подумала я с большим сожалением, поглядывая на рассвет за окном, - Да уж, насмотрелась,  даже стошнило. Прямо - на любимую подружку Сонечку»…

    … Конкурирующие солидные дядьки и миловидные публичные тётки, перебивая друг друга и горланя одновременно, пытаются доказать всему миру личную состоятельность на политическом олимпе! И - яростно убеждают всех вокруг, что именно они не зря едят государственный хлеб и давно заслужили право на государственные пост, место в Госдуме, привилегии. И это происходит на наших глазах перед выборами 2016 года. Уж сколько раз я сама себе слово давала не смотреть таких одуряющих передач, но почему-то всё никак не получается.
   
    Слуги народа, давно имитирующие заботу о самом народе, принимающие решения и законы, направленные, казалось бы, на улучшение общественной жизни и очередное спасение экономики страны, а на самом то деле, на практике, всё делается за счёт ухудшения жизни подвластного населения.  И чего от них ждать опять при их переизбрании или при очередном захвате власти новыми властолюбцами и приспособленцами?
 
   А эти вездесущие многочисленные телеведущие? Такое впечатление, что они специально сталкивают лбами политиков-аналитиков по любому поводу; ну просто работа у них такая, словно они кроме этого не умеют что-либо делать ещё. А зачем другое занятие им? Современная, хорошо оплачиваемая, востребованная в обществе профессия…  Правда, в результате их «просветительской» деятельности ничего к лучшему в стране не меняется. Повсюду конфликты, теракты, битвы; Америка и Европа, Украина и Сирия, Ближний Восток и ближнее Зарубежье. И – Россия со своими вечными проблемами и классическими вопросами: кто виноват и что делать…

     Я тяжело встала с постели, собрала листочки, пытаясь освободиться от тяжёлых мыслей, с раннего утра заполонивших мою бедную головушку, и блуждающим взглядом осмотрела комнату. Никого. Опять осторожно прилегла, прикрыла глаза, пытаясь ещё хоть немного поспать нормально, чтобы голова не сильно болела днём, а необходимые дела успешно делались бы, несмотря на все трудности жизни одинокой пенсионерки.

   ... Откуда-то из внутренней тревожной и непонятной напряжённости отдельными обрывками вновь всплывают предо мной навязчивые картинки ночного кошмара. И вдруг знакомое лицо озлобленного лётчика ясно предстаёт пред моими очами. Да это же вылитый Юрий Кожемякин!
    Я мгновенно просыпаюсь и соображаю, что теперь узнала его! Хотя бы и во сне. Это же муж моей давней и верной калининградской подруги Людмилы, который в годы участия Советского Союза в Афганской гражданской войне несколько лет появлялся в доме всего на сутки и один раз в месяц, но всегда при этом был предельно молчалив, угрюм, подавлен…

   Однажды Людмила, с которой мы вместе когда-то работали на известном предприятии приграничной зоны города Калининграда, на мой вопрос о том, что с её мужем-красавцем творится неладное, мне доверительно сообщила, отчего её муж, бывший когда-то первым парнем на селе и в городе, стал таким. Оказывается, он был тем самым пилотом первого класса, гонявший много лет «чёрный тюльпан» туда-сюда, туда-сюда. Туда - цинковые гробы с опилками и двумя чистыми простынями в каждом; сюда –  «груз двести»...  Потом он вообще пропал; то ли в психушке, то ли в тюрьме...
 В Узбекистане именно для такой работы воздушного извозчика и было заранее создано новое предприятие по производству цинковых гробов.

    Уже после тяжёлого вывода наших войск из Афганистана по стране пошли слухи, что многие военкомы и командиры, оправлявшие молодых ребят на афганскую гражданскую войну, стали неоднократно передислоцироваться, заметая свои следы.
А некоторые из них уже давно спились, их иногда находили даже в канавах, а порой они обнаруживались просто задушенными каким то маньяком рядом с городскими свалками, причём всегда к заслуженно удушенному пришпиливалась записка «и тебе это за афган»...

. . .

   ...Давно я не помнила столь тяжёлого подъёма, как в этот субботний день начинающегося лета 2016 года. Солнышко уже ласково осветило окрестности вокруг многоэтажных городских каменных мешков и наверно успело  поиграть яркими искорками на синеве морской дали.
«Надо бы сегодня успеть к утреннему привозу, а моё любимое Море пусть немного подождёт», -  подумала я,  кряхтя. Вспомнила ещё, что сегодня праздничная суббота, и, несмотря ни на что, засобиралась на выход из дому.

    Местные горожане, в том числе и я, давно поняли, что покупать продукты в современных супермаркетах, а лекарства в современных аптеках стало очень опасно. Коробки, упаковки и там, и там красивые, но очень легко нарваться на подделку. И порой не знаешь, что съел, отчего болеешь, отчего возможно и умрёшь нежданно-негаданно. А жить всем живым почему-то всегда хочется, даже пенсионерам, несмотря ни на что. Многие проклинают и Советский Союз, и генсеков, а ведь продукты в магазинах тогда были, всё-таки, настоящими, хотя многого порой и не хватало на всех. Потому и собираются современные горожане на небольших субботних привозах между домами, куда сельские труженики, минуя посредников, привозят хорошие продукты прямо от земли.

     И вот я в День Пограничника 28 Мая 2016 года на утреннем привозном мини-рынке в городе-курорте Анапа. Жаждущий настоящих продуктов народ с ближних домов уже собрался. Все немного суетятся в стремлении приобрести хороший товар. Большинство не торгуются с Людьми настоящего Труда на земле, понимая их заботы и проблемы, и довольные уступают место другим покупателям. Отоварилась и я: настоящее свежее молоко, приятно пахнущее коровкой, густая сметана – пальчики оближешь, творог тоже настоящий – не горючий – будут, знать, вечеров и варенички знатные. Прикупила овощей, пахучей свежей зелени и в приятных земных заботах среди людей само собой забылся ночной кошмарный сон. И даже головная боль отступила. Чувствую, всё равно сегодня будет у нас с Сонькой праздник!
   Где-то рядом заиграла  музыка. Люди дружно стали перемещаться и я тоже подошла. Оказалось, это группа музыкантов из Курска. Ансамбль называется «Память». Одеты все по-военному, в боевых наградах, и видно было, что среди них и покалеченные афганской войной инвалиды с суровыми лицами, нанюхавшиеся на тропах Афганистана пороха.

   Стройные мужские голоса пели настолько трогательно, душевно, что у меня подступил комок к горлу и слёзы так и брызнули из моих глаз. И вот стою я  пред ними, плачу и одновременно осознаю, что кошмарный сон мой прошлой ночью оказался совершенно не случайным. Значит, так нужно было Богу устроить для меня и это сегодняшнее испытание, ведь и мой любимый муж тоже когда-то служил на границе, в Армии, на Флоте и рано ушёл из жизни не по своей глупости.

««Часто снится  мне дом мой родной,
Лес о чём-то своём мечтает;
Серая кукушка за рекой
Сколько жить осталось мне считает».

Музыканты-воины поют свои тревожные и печальные песни, напоминая людям о том, что было, что никогда не следует забывать. Жаль, что здесь на привозе не присутствуют горлопаны с модных программ на ЦТ и публичные безответственные политики, у большинства из которых память оказалась коротка, а руки – загребущими.

У каждой песни, родившейся в Афганистане, своя история создания.
С каждым днём Афганская война всё дальше уходит в прошлое, но можно ли предать забвению события, длившиеся более 9 лет и оставившие неизгладимый трагический след в истории нашей страны? Почему эти Воины-Афганцы вынуждены ездить по рынкам, жить и творить на пожертвования? Может, именно  для того, чтобы у современных людей вовсе не отшибло память человеческую?

«Я тоскую по родной стране,
По её рассветам и закатам;
На афганской выжженной земле
Спят тревожно русские солдаты».

   Немного успокоившись и продолжая слушать рождённые на афганской войне песни, я вспомнила фильм Ф. Бондарчука «9 Рота», отснятый в 2005 году. В основу фильма были заложены реальные боевые действия, произошедшие за год до вывода войск из Афганистана. В центре событий картины оказывается группа новобранцев-срочников, призванных в ВДВ. Девятая Рота занимает высоту 3234, откуда удобнее всего прикрывать воинские колонны. По сюжету картины вместо планировавшейся операции внезапно начинается плохо организованный вывод войск с территории Афганистана. В результате командование просто забывает о существовании этой группы прикрытия. Без всякой поддержки 9 Рота остаётся один на один с афганскими моджахедами и пакистанскими инструкторами. После целого ряда отражённых атак противника в живых остаётся только один боец Девятой Роты.

«Ты кукуй, кукушка, в синей тишине,
Сколько мне ещё осталось на земле.
Не жалей, а просто ты кукуй, кукушка, мне».

   По сей день хорошо устроившиеся в современной жизни чиновники, политики, отставные генералы почему-то любыми способами открещиваются от оставшихся в живых воинов-афганцев и от родителей и родственников погибших, мол, не они ребят туда посылали. Но кое-кто из важных идеологических работников и членов Политбюро не избежал заслуженной небесной кары удушения. Теперь же на телевидении и в других СМИ об этом стараются не вспоминать, мол, не патриотично.  А ведь когда-то все дружно поддерживали, единогласно голосовали и долго аплодировали стоя многим известным решениям и докладам генсеков. 

«И когда я буду где-то, где-то там,
Я тебе за каждый день втройне отдам
Песнями, что дождь слезой оставит».

   Второй Съезд Народных Депутатов СССР в Октябре 1989 года объявил участие ограниченного контингента советских войск в афганской гражданской войне грубой политической ошибкой и даже преступлением. Но до сих пор многим непонятно, ради чего влезли туда как бы по приглашению официальной власти Афганистана; может, пытались освободить афганскую женщину от гаремного рабства, а может, просто готовили место для долгого присутствия там американцев?
 
   Перемолов в своей головушке тяжёлые мысли, я дослушала очередную песню группы «Память», и поблагодарила за трогательное исполнение. Денег больших у меня никогда не было, но остатки своей пенсии я выложила этим ребятам и ничуть об этом не пожалела.

    - Спасибо и Вам, Женщина! – группа музыкантов дружно поклонилась, - Здоровья Вам и мирного неба над головой. И всё у Вас будет хорошо!

* * *

   Через минут двадцать я уже была в своей квартире. Умиротворённая и довольная тем, что есть. Попила хорошего молочка и позвала кошку. 
   - Сонька, где же ты, дурёха?  Иди скорей на молочко! Хватит дуться на меня, я же нечаянно и больше не буду смотреть политические дебаты, на ночь глядя. Ну, прости меня и давай мириться!
   Пока я размещала продукты в холодильник, Сонька незаметно откуда-то выбралась – у неё свои маленькие тайны - и уселась на своё привычное место на кухне.  Оборачиваюсь и вижу: пропавшая блондинистая красотка сидит уже на высоком табурете и настороженно поглядывает на меня. Подношу ей блюдце с молоком. Она уже не против, и позволяет мне на некотором расстоянии полюбоваться её величием и красотой.
      - Ладно, пойду-ка я отдохнуть, - говорю я ей, - Ты же знаешь, я сегодня что-то устала маленько, а ты тут не шали и мне не мешай, хорошо?
     Сонька посмотрела на меня уже дружелюбно и видимо согласилась не шуметь, когда я отдыхаю.
      Я прикрыла шторки на окне своей комнаты, улеглась на кровать и мгновенно уснула мертвецким сном.

  ... Солнечный берег Балтийского Моря. Я, молодая и красивая, долго гуляю босиком по песочному пляжу и любуюсь набегающими волнами, нежно ласкающими пологий мыс. Где-то там, в синеве горизонта, уходящего за край земли, на стыке неба и морской глади находится сейчас мой Мужчина – моряк дальнего плавания. Скоро он должен прибыть на балтийский берег и у нас будет с ним полное семейное Счастье. Я как обычно буду бегать с ним по берегу, плескаться, ласкаться и он обязательно опять поносит меня на руках!..

 Проснулась я уже далеко за полдень. Почувствовала, что хорошо отдохнула и набралась необходимых жизненных сил, ведь опять только что приснился самый любимый сон! Праздничный! А к вечеру надо бы обязательно пойти на свидание и к Чёрному Морю!

    - Отнесу-ка я Ему свой кошмарный сон и глупости, тревоги и волнения, а из Него почерпаю равновесие, оптимизм, надежду и вдохновение! Море большое и ему не жалко, - говорю я сама себе и начинаю спокойно готовиться к вечерней морской рыбалке... 


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.