Ачхой - Мартан

«Основателями Ачхой-Мартана (1ашхой-Марта) были орстхоевцы,  именуемые в исторических  документах  карабулаками»

(Юсуп Эльмурзаев-Нохчуа,
историк, автор свыше тридцати научных работ и двух книг по истории Чечни, «Страницы истории чеченского народа», 1990г.)
_________________________
«В территорию Орстхойцев-Эрштхойцев входили следующие населенные пункты:
…Маг1а Эрштие, Иег1а Эрштие,  Бумматие,  Валарг,  Чамалг1а, Г1езин-Юрт, Эха-борзие, Алхастие, Эбарг-Юрт (Троицкая),  Элдарха-Г1ала (Карабулак), Эна-хишка (ныне станица Серноводская), Сипсуо-Г1ала (ныне станица Орджоникидзевская), Iашхойн-Марта (тоже Т1ехьа-Марта), Котар-Юрт, Закин-Юрт, Дака-бухие, Далга-бухие, Чирка-бухие, Гериет1а, Къула, Ч1ижгант1а, Лерг-Б1ение, Чужа-Чу, Янди-К1отар,  Iашхойн-КIотар»

(Сулейманов А.С., «Топонимия Чечено-Ингушетии», т.2, Грозный, 1978г.)
_________________________
"Ачхой-Мартан, Iашхой-Марта, ТIехьа-Марта - районный центр, раскинувшийся по берегам реки Фарта (Мартан).
Название, вероятно, сложилось из двух компонентов:  Iашхо - Iаш + хи - (Горькая речка). Правый приток Фарты.
Фарта - гидроним, на орстхойском диалекте чеченского языка - "обильная, благодатная река".
В настоящее время в Ачхой-Мартане проживает смешанное население: ашхойцы (считающиеся основателями села Ачхой-Мартан), нашхойцы, чиннахойцы, тумсойцы, цонтаройцы, галгайцы, гойцы, нихалойцы, зумсойцы, пешхойцы, цечойцы, гандалойцы, аккинцы, галайцы.
Ашхойцы, считающиеся ответвлением орстхойцев, живут здесь отдельными кварталами". 

(Cулейманов А.С., "Топонимия Чечено-Ингушетии", т.3, Грозный, 1980г.)
_________________________               
На арабоязычной 1856г. «Карте страны Шамиля» село обозначено под названием «Аршты-Мартан»
_________________________
«Одним из наиболее ранних выходцев на плоскость из всех вайнахов следует считать карабулаков или арштхойцев»

(Яковлев Н.Ф., «К вопросу об общем наименовании родственных народов. Чеченцы и ингуши», Ростов-на-Дону, 1928г.)
_________________________
«Карта 1733г., «присланная при реляции ген. В.Я.Левашова от 27 января в Коллегию иностранных дел». Она называется «Карта реки Терека и части Малой Кабарды и Грузии» и содержит довольно подробные и интересные сведения о ситуации в равнинном правобережье Сунжи с правдивым изображением на ней локализации горных вайнахов в изрядном удалении от места обитания кабардинцев, центральным селением которых обозначен «кабак Алемурзино».

Из карты следует, что ближе всех к равнине продвинулись вайнахи (карабулаки) по реке Балсу (Фортанга), «на которой 100 деревень»

(Шаова С.Д., «История кабардинцев бассейна р. Сунжа в XVI - середине XVIII в. и их взаимоотношения с вайнахами», Армавир, 2002г.)
_________________________
«По свидетельству Гюльденштедта, сел. Гехи в 300 дворов располагалось на границе чеченцев и карабулаков.

Земли восточнее Гехи, в частности по р. Мартану, судя по данным Штедера, побывавшему здесь в 1781г., не были населены, и только у подошвы гор, как сообщает тот же автор, жило небольшое чеченское племя Attaja».      

(Н.Г.Волкова, "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века", Москва, 1974г.)
_________________________
«...река Гехи — крупный правый приток Сунжи в среднем ее течении — и самая восточная из всех речек в границах исторических владений карабулаков»

(Виноградов В.Б., Магомадова Т.С., "О месте первоначального расселения гребенских казаков", 1972г.)
_________________________
«Земля карабулаков лежит при Мартан, по тамошнему Фартан, впадающему ниже ручья Шелмигора, с правой стороны, в Сунджу»

(«Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. Из путешествия г-на академика И.А.Гильденштедта чрез Россию и по Кавказским горам в 1770, 71, 72 и 73 годах», С.-Петербург, 1809г.)
_________________________
«Русские обычно называют мизджегские народы чеченцами, но это имя соответствует только части его, и именно поэтому очень неподходяще. Если исключить тушин, то мизджеги разделяются на три больших племени.

Первым – «западным»- являются Галгай, Халха или Ингуши, которые сами себя также называют Ламур, т.е. горные жители. Они населяют местности у рек Кумбалей, Сунджа и Шалгир или Ассай.

Вторым племенем являются карабулаки (по-татарски – черный источник), которые сами себя называют Арште, также их называют ингуши, а чеченцы их называют Ариштой.
Они населяют большую долину, по которой течет Мартан, которая у них называется Фартан и имеют среди спадающих справа в Сунджу ручьев Ашган, Валарек и Чалаш, свои выгоны для скота.

Третьим крупным племенем, наконец, выделяются чеченцы, которые живут от карабулаков до Яксая»

(«Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807 и 1808 годах по поручению Императорской академии наук Санкт-Петербурга, содержащее полное описание Кавказских стран и ее жителей, Юлиуса Клапрота”, Том 2, Галле и Берлин, 1814г.»)
_________________________
"Карабулаки сами себя называют Арш; они живут в обширной долине, орошаемой Мартаном или Фартаном; имеют пажити вдоль по Ачгану, Валарску и Чаламу, небольшим рукавам Сунджи, при ее устье".

(Адриан Бальби, "О языках страны кавказской", 1828г.)
_________________________               
«Карабулахи.
Это племя занимает оба берега в низовьях Ассы, Дауд-Мартана, и пастбища их простираются до Валерика.

Их территория орошается шестью горными потоками и речушками, которые впадают в Сунжу или являются притоками Ассы и Мартана — такими, как Бальсу (т. е. «медовая вода»), Шелмигор, Шелкан, Ашган и т. д. У них имеются пастбища около Шалаши.

Поселения:
...4. Джуруджу-Арштхой — расположенное близ левого берега Давуд-Мартана
...22. Давуд-Мартам (на реке Мартан)»

(Иоганн Бларамберг, «Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», 1836г.)
_________________________
«В два часа пополудни войска дошли до речки Карабулатский Мартан.  На льду намостили в два ряда плетни, взятые из деревни Дауд-Мартана, у переправы находившейся. Речка Карабулатский Мартан в этом месте была так глубока, что лошадям вода доставала выше брюха. Часть деревни Дауд-Мартан, на правом берегу находящаяся, сожжена, другая с левой стороны занята для ночлега».

(Сахно-Устимович П.М., «Описание чеченского похода 1826г.»)
_________________________
«Карабулаки (от слова кара – черный и булак – источник).
Они занимают равнину, орошаемую реками Ассою, Сунжою и Фартангой, по течению которых и расположены их аулы»

(Берже А.П., «Чечня и чеченцы», Тифлис, 1859г.)
_________________________
«Мошенническое селение Дауд-Мартан, в котором укрываются всегда кабардинские абреки, сожжено.
Отсюда довольно обширными и прекрасными полями, принадлежащими карабулакам, прошел я до селения Казах-Кечу...
...В сие время приказано было скрытым образом дойти до Сунжи, переправиться за оную близ селения Казах-Кечу и напасть на селения Карабулацкие»

(«Записки А.П. Ермолова», 1826г.)
_________________________

«Карабулаки. Они занимают особую долину, чрез которую протекает Мартан, называемая также и Фортан»

(Иван Шопен, «Новые заметки  о древней истории Кавказа и его обитателей»,
С.-Петербург,1866г.)
_________________________
«...укрепление Ачхой, которое тесно связано с Аршта»

(Зиссерман А.Л., "Фельдмаршал князь Александр Иванович Барятинскій, 1815-1879", Москва, 1888г.)



Согласно этнографическим, археологическим и письменным материалам до средневекового периода вся равнинно-предгорная часть территории  современных ЧР и РИ была обитаема  орстхойцами - аланами (нарт - орстхойцами).
После нашествий монголов и Тамерлана в 13-14 вв.  территорию нынешнего  Ачхой-Мартановского района заняли ногайцы, затем в начале 16 века - кабардинцы.
В конце 17 века кабардинцы были вытеснены в сторону Назрани мигрировавшими назад к равнине  орстхойцами,
восточная граница которых  с чеченцами установилась по всей протяженности  реки Гехи.
С началом Кавказской войны российская военная администрация стала осуществлять планомерное переселение горных чеченцев на территорию современного Ачхой-Мартановского района, где  проживали  орстхойцы (карабулаки).
 

"Летом 1846г. было заложено укрепление Ачхой на реке Фортанга.
С середины 40-х годов XIX в. ... российские власти стали переселять местное население поближе к Тереку и Сунже.
За сравнительно короткое время генералам Фрейтагу и Нестерову удалось переселить до 3 тыс чеченских семейств.
Они были расселены вблизи российских укреплений Назрань, Грозная, Воздвиженское, Нестеровское и Ачхойское".

(Товсултанов Р.А., "Чечня в 30-50-е годы XIX века (проблемы общественно-политического развития)", Грозный, 2012г.)
_______________
"С начала весны и до глубокой осени 1861 года на территории Чечни, от реки Ассы до аула Гехи, оперировала военно-карательная экспедиция полковника Иедминского, силой оружия выселявшая чеченцев в предгорья и на плоскость".

(Ибрагимова З.Х., "Сборник статей. Северный Кавказ. Время перемен. (1860-1880гг.)", Москва, 2001г.)
_______________

«Интенсивное заселение земель людей, выселенных в Турцию, началось еще в 70-80 гг.
Так, из горной Чечни переселились, к примеру, в Аршты, Бамут, Гази-Юрт, Катар-Юрт и другие села чеченцы из Малхисты и Майсты».

(Далхан Хожаев , «Расселение вайнахов в XVIII–XX веках» , Грозный, 1990г.)
_______________

«К 1890г. население Ачхой-Мартана увеличилось за счет естественного прироста  и притока новых семей со стороны.
В 1894г. в Ачхой-Мартане насчитывалось 157 семей, возвратившихся из Турции, и 39 семей из других аулов Чечни и Дагестана. Всего  в 1894г. в Ачхой-Мартане насчитывалось 730 дворов.

«Ачхой-Мартановское население, -  писал в то время царский чиновник, постоянно пополнялось пришлым народом, воспользовавшимся гостеприимством  и обычаями ачхоевцев, которые из чувства человеколюбия оказывали помощь пришельцам».

(Хасмагомадова Х., "Ачхой-Мартановский район – колыбель интеллигенции Чечни")
http://chechnyatoday.com/content/view/281567   


Рецензии